Основные правовые системы современности
служат всего лишь материалом, который судья может учитывать при вынесении
собственного решения.
Правило прецедента нуждается в детализации, поскольку степень
обязательности прецедентов зависит от места в судебной иерархии суда,
рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом
прецедентом.
При нынешней организации судебной системы, ситуация выглядит следующим
образом:
> Решения высшей инстанции - Палаты лордов - обязательны для всех
других судов;
> Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и
уголовного) обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои
собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;
> Высокий суд (все его отделения, в том числе и апелляционные) связан
прецедентами обеих вышестоящих инстанций, его решения обязательны
для всех нижестоящих инстанций, но, не будучи строго обязательны,
влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда;
> Окружные и магистральные суды обязаны следовать прецедентам всех
вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не
создают.
> Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971
г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.
Правило прецедента традиционно рассматривалось в Англии как "жесткое".
В, отличии, например, от США, судебная инстанция не могла отказываться от
созданного ранее прецедента, который мог быть изменен только вышестоящей
инстанцией или парламентским актом. Даже высшая судебная инстанция -
Палата лордов - до середины 60-х годов, считалась связанной своими
собственными прежними решениями, что в конечном итоге создавало иногда
тупиковую ситуацию. В 1966г. Палата лордов отказалась в отношении себя от
этого принципа.
Представление о том, что правило прецедента сковывает судью, также во
многом обманчиво. Поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел
бывает не так уж часто, то усмотрением судьи решается, признать
обстоятельства сходными или нет, от чего зависит применение той или иной
прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда,
когда на первый взгляд они не совпадают. Наконец, он вообще может не
найти ни какого сходства обстоятельств и тогда - если вопрос не
регламентирован нормами статутного права - судья сам создает правовую
норму, становится как бы законодателем. Сказанным отнюдь не исчерпываются
возможности судебного усмотрения в рамках прецедентного права. Такому
усмотрению способствует и традиционная структура судебного решения, оно,
как правило, развернуто и включает анализ доказательств, мнение судьи по
поводу спорных фактов, мотивы, которыми руководствовался суд при
вынесении решения и, наконец, правовые выводы. Прецедентом является лишь
та часть судебного решения, которая со времен Джона Остина именуется
"основные решения" - правоположение на котором основано решение. Лишь оно
носит обязательный характер: остальная часть судебного решения именуется
"попутно сказанным", и не может рассматриваться как нечто обязательное.
Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. За многовековую
деятельность законодательного органа общее число принятых им актов
занимает около 50 увесистых томов.
Законодательство
Закон формировался под воздействием требований судебной практики,
которая диктовала определенную структуру, характер изложения норм. Отсюда
казуистический стиль законодательной техники.
Здесь также следует отметить, что Англия - одно из немногих
государств, которое не имеет писаной конституции. Ее заменяют акты
парламента - старейшего в мире (существует более 700 лет).
Рост числа законов обострил проблему систематизации. Английская
правовая система - традиционный представитель правовых систем,
определяемых как "некодефицированные". Здесь до сих пор речь идет лишь о
систематизации путем консолидации - процесса соединения законодательных
положений по одному вопросу в единый акт. Рост писаного права в
современный период происходит не только с помощью статутов, но в
значительной мере, путем подзаконного нормотворчества.
В Великобритании, в отличие от романо-германских правовых систем,
исполнительные органы были изначально лишены полномочий принимать акты
"во исполнения закона". Для того чтобы создать подобный акт,
исполнительный орган должен быть наделен соответствующим полномочием,
которое ему делегирует парламент. Поэтому нормотворчество исполнительных
органов в Англии именуется делегированным.
Пожалуй, ни в одной стране проблема соотношения закона и судебной
практики не приобретала такого специфического характера, как в Англии. На
первый взгляд эта проблема решается просто: действуют правила, согласно
которым закон может отменять прецедент, а при коллизии закона и
прецедента, приоритет отдается первому. Однако действительность во многом
сложнее, ибо огромна роль судебного толкования закона, правила, согласно
которому, правоприменительный орган связан не только самим текстом
закона, но и тем его толкованием, которое дано ему в предшествующих
судебных решениях, именуемых "прецедентами толкования".
Законодательство, как источник права, находится в менее выгодном
положении в том смысле, что акт парламента требует судейских толкований,
которые сами становятся судебными прецедентами. Поэтому было бы
упрощением, относиться к парламентскому законодательству как к источнику
права, стоящему выше прецедента.
Несмотря на это, в последние десятилетия английское законодательство
приобретает все более систематизированный характер. В 1965г. была создана
Правовая комиссия для Англии, которой поручено готовить проекты крупных
консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с
тем, чтобы в перспективе "провести реформу всего права Англии вплоть до
его кодификации". Параллельно с ней действуют комитеты по пересмотру
гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские
комиссии, которым поручается подготовка отчетов о состоянии
законодательства по определенному вопросу и вынесение предложений по его
совершенствованию. В результате осуществления ряда весьма
последовательных реформ, крупными консолидированными актами ныне
регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор
ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.
В заключение по английской системе хотелось бы отметить, что в Англии
суд наделен широкими возможностями усмотрения в отношении статутного
права. Эти возможности еще более возрастают, если от законодательной
части статутного права, обратиться к его подзаконной части. Что касается
делегированного законодательства то, как отмечалось выше, суд официально
имеет право отмены, признав акт ultru vires. В отношении остальных
исполнительных актов, суд может отменять их и, не обращаясь к доктрине
ultru vires по самым различным основаниям.
Особенности правовой системы США
История и основные черты
Существующая американская правовая система в своих основных чертах
начала складываться в колониальный период, в XVII XVIII вв. В каждой из
13 британских #M12291 841500882колоний#S в Америке применялись английские
законы и нормы общего права, однако со значительными ограничениями,
вызванными специфическими местными условиями (крайне низкая стоимость
земельных угодий. удаленность многих поселений от административных
центров, отсутствие большого числа профессиональных юристов и др.). В
большинстве колоний были изданы собрания действовавших в каждой из них
законодательных актов. Первое, изданное в Массачусетсе в 1648 г.,
отличалось тем, что отдельные правовые институты были расположены в нем
в алфавитном порядке, что послужило образцом для многих последующих
публикаций американского #M12291 841500603законодательства#S. После
образования Соединенных Штатов в них сохраняли свое действие английские
законы, действовавшие на момент провозглашения независимости, если они не
противоречили #M12291 9004937Конституции #Sи новым законам. Вместе с тем
продолжали действовать и нормы английского #M12291 841502694общего
права#S, сформулированные в #M12291 841501171решениях#S британских судов.
На базе этих норм в штатах складывались свои #M12291 841500355системы
общего права#S, сходные, но в чем-то и различающиеся, постольку в каждом
штате силу обязательного #M12291 841500492судебного прецедента#S имеют
решения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и верховным
судебным органом штата, решения же судебных органов других штатов имеют
силу лишь убеждающего прецедента. Однако при необходимости, хотя и
весьма редко, американские суды достаточно смело отказываются следовать
"устаревшим" прецедентам, в особенности если речь идет об их собственных
решениях.
Важнейшее отличие американской правовой системы от английской
предопределяющее значение #M12291 841500960Конституции#S в качестве
основного #M12291 841500813источника права#S. Соотношение
законодательных актов, издаваемых Конгрессом США и легислатурами штатов,
с одной стороны, и норм #M12291 841502694общего права#S с другой, как
основных источников права на протяжении всей истории США не раз
подвергалось изменениям. Начиная с 1820-х гг. многие штаты вступили на
путь #M12291 841500866кодификации#S норм #M12291 841502694общего права#S,
оставляя, однако, за судами широкие полномочия их толкования, при том,
что многие правовые институты вообще так и не стали предметом
законодательного регулирования. Основная тенденция в дальнейшем развитии
американского права возрастание роли законодательства при сохранении
принципиального значения решений Верховного суда США. Большим
своеобразием отличалось развитие права в Луизиане бывшей испанской и
французской колонии, которая была присоединена к США в 1803 г. Там
сохраняется влияние законодательных норм, следовавших французскому
образцу, в частности Гражданского кодекса, составленного в 1825 г. НТО
модели #M12291 841500863Кодекса Наполеона#S. Однако в целом изменения,
вносившиеся в законодательные акты Луизианы, особенно в сфере #M12291
841500572торгового права#S и #M12291 841502004гражданского процесса#S,
шли в направлении их американизации.
Законодательство штатов, расположенных на территориях, некогда
отторгнутых от Мексики (Техас, Нью-Мексико, Невада и др.), обнаруживает
известное влияние испанской правовой системы. Что касается Пуэрто-Рико, с
1952 г. имеющего статус "свободно присоединившегося к США государства",
то действующие там нормы #M12291 841501998гражданского права#S составлены
по испанскому образцу, а процессуальные и большая часть иных #M12291
841500205правовых норм#S соответствуют обще американским моделям.
На протяжении всего XIX в. во многих штатах предпринимались попытки
подготовить кодексы законов по отдельным #M12291 841502542отраслям
права#S, которые далеко не сразу и не во всех случаях приводили к
официальному изданию соответствующих актов, хотя в результате, в отличие
от #M12291 841501405Великобритании#S, в США законодательство приобрело в
значительно большей мере кодифицированный, а не просто консолидированный
характер. Так, еще в 1776 г. штат Виржиния поручил Томасу Джефферсону
подготовить проект уголовного кодекса, который был официально принят в
1796 г. В Луизиане известным юристом Э.Ливингстоном в начале XIX в. были
подготовлены проекты уголовного, гражданского и процессуального
кодексов, лишь частично одобренные законодательным собранием. В 1830-х
гг. началась работа нью-йоркского юриста Д.Филда над проектами кодексов
для своего штата. Начиная с 1848 г. подготовленные #M12291
841500888комиссией#S во главе с Д.Филдом проекты гражданского,
уголовного, гражданского процессуального и уголовно-процессуального
кодексов были, хотя и не все, одобрены в штате Нью-Йорк и одновременно
послужили образцом для кодексов, изданных в ряде других штатов. Однако,
как правило, каждый из штатов заимствовал лишь отдельные кодексы,
составленные в штате Нью-Йорк, а не все четыре. В 1872 году крупнейший
западный штат Калифорния одобрил четыре кодекса по указанным выше #M12291
841502542отраслям права#S, составленных комиссией из местных юристов. С
1880-х гг. в большинстве штатов были осуществлены издания сводов
действующих в них законов, составлявшихся по различным схемам и весьма
различавшихся по уровню #M12291 841500614законодательной техники#S.
Федеральное законодательство и законодательство штатов
Соотношение федерального законодательства с законодательством штатов
было определено в #M12291 841500960Конституции#S США, однако оно не раз
подвергалось весьма существенным изменениям. По существу, и Гражданская
война 18611865 гг., один из переломных моментов в истории страны, была
связана со стремлением рабовладельческих штатов Юга добиться ограничения
роли федеральных законов в пользу актов, издаваемых властями штатов.
Федеральное законодательство ныне имеет особенно важное значение в
качестве источника права в регулировании вопросов экономики, финансов,
обороны, трудовых отношений, охраны природы и иных общегосударственных
проблем, а также таможенных правил, торговли между штатами, #M12291
841500246авторских прав#S, #M12291 841502587патентных#S отношений и др.
Возрастанию роли федеральных законов за последние десятилетия в
существенной мере содействовали различные социальные программы, например
по образованию, оказанию помощи малоимущим, строительству дорог, борьбе с
#M12291 841500182преступностью#S и др. Эти программы финансируются
федеральными властями лишь при условии, что соответствующие штаты
подчиняются требованиям, установленным федеральными законами. В целом же
область применения законодательства и #M12291 841502694общего права#S
штатов, в особенности по проблемам гражданского и #M12291
841501679уголовного права#S, #M12291 841500508судоустройства#S и
судебного процесса, значительно шире, чем федерального законодательства и
сопутствующего ему федерального #M12291 841502694общего права#S,
представляющего собой совокупность #M12291 841500492судебных
прецедентов#S, порожденных необходимостью толкования федеральных законов.
Размежевание сфер действия законодательства федерации и штатов в
конкретных #M12291 841502542отраслях права#S представляет известные
трудности, поскольку нередко одни и те же правовые институты регулируются
как теми, так и другими законами.
Федеральное законодательство США ныне публикуется в
систематизированном виде в качестве #M12291 841501227Свода законов#S США,
состоящего из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной
#M12291 841502542отрасли права#S либо крупному правовому институту
(например, раздел 7 "Сельское хозяйство", раздел 40 "Патенты", раздел
50 "Война и национальная оборона"). По своему составу Свод весьма
неоднороден. Некоторые его разделы представляют собой просто собрание
близких по содержанию актов, изданных в разное время и мало связанных
между собой. Другие, напротив, включают в себя кодексы законов по
соответствующей #M12291 841502542отрасли права#S, составленные по
определенной схеме. #M12291 841501227Свод законов#S США переиздается
каждые шесть лет. Принимая очередной закон, американский Конгресс
указывает, какое место должен занять он в #M12291 841501227Своде
законов#S США и какие изменения должны быть в связи с этим внесены в
разделы, главы и параграфы действующего Свода.
С конца XIX в. в условиях роста экономических, политических и иных
связей между отдельными штатами, усиления мобильности населения и т.п. в
США предпринимаются попытки сближения и даже #M12291
841501696унификации#S законодательства штатов, которые, однако, могут
быть достигнуты лишь на строго добровольной основе, если легислатуры всех
или хотя бы большинства штатов будут следовать единому согласованному
образцу. В этих целях в 1892 г. была #M12291 841501719учреждена#S
Национальная конференция уполномоченных по унификации права штатов,
которая представляет собой отчасти государственный орган, отчасти
#M12291 841502696общественную организацию#S. Непосредственную постоянную
работу по подготовке проектов унифицированных актов ведут комиссии
специалистов по соответствующей #M12291 841502542отрасли права#S (их
резиденция Чикагский университет), а уполномоченные, назначаемые
губернаторами штатов, собираются на конференцию, как правило, всего лишь
раз в год. Если конференция одобряет представленный проект, она
рекомендует его штатам для принятия в качестве закона. Однако пока из
почти 200 предложенных ею проектов одобрение всех или подавляющего
большинства штатов получили менее 20 (в основном они относятся к сфере
#M12291 841500572торгового права#S и важнейший среди них Единообразный
торговый кодекс (ЕТК), впервые предложенный в 1952 г.). Важную роль в
разработке проектов унификации законодательства штатов играет также
#M12291 841500767Институт американского права#S (основан в 1923 г.)
частная организация, существующая на средства благотворительных #M12291
841501764фондов#S и объединяющая усилия многих американских юристов,
наиболее известных специалистов в соответствующей #M12291
841502542отрасли права#S. Этот институт принял участие в работе над
проектом ЕТК и самостоятельно разработал проекты нескольких примерных
кодексов, в том числе Примерного УК 1962 г.
За последние десятилетия предпринимаются попытки сближения и норм
#M12291 841502694общего права#S отдельных штатов. В многотомном издании
"Обновленное изложение права", подготовленном Институтом американского
права, в систематизированном виде, в форме, напоминающей статьи законов,
излагаются нормы американского #M12291 841502694общего права#S по
различным его отраслям, и прежде всего по тем вопросам, которые
регулируются, главным образом, не законодательством, а #M12291
841502694общим правом#S, это договорное право, #M12291
841500143представительство#S, #M12291 841500879коллизия законов#S,
гражданско-правовые #M12291 841502061деликты#S, #M12291
841500378собственность#S, #M12291 841500440страхование#S, квази-
договоры, #M12291 841502153доверительная собственность#S. Каждому из этих
вопросов было посвящено от одного до четырех томов в первом издании из 19
томов, которое вышло в 1932-1957 гг. С 1952 г. институт начал издание
"Второго обновленного изложения права". Как и в первое издание, в него
включаются те нормы #M12291 841502694общего права#S, которые, по мнению
составителей соответствующего раздела, выражают господствующую точку
зрения американских #M12291 841500511судей#S либо представляются
составителям наиболее рациональными. Будучи частной систематизацией норм
#M12291 841502694общего права#S, эти издания не имеют формальной
юридической силы закона, однако их "убеждающий" авторитет столь высок,
что #M12291 841500431ссылки#S на них неизменно содержатся не только в
выступлениях сторон в суде, но и в судебных решениях.
Гражданское право#S и смежные с ним #M12291 841502542отрасли права
#M12291 841501998Гражданское право#S и смежные с ним #M12291
841502542отрасли права#S. В сфере гражданского и #M12291
841500340семейного права#S в большинстве американских штатов действуют
не кодексы, а законы, регулирующие отдельные правовые институты, либо
нормы #M12291 841502694общего права#S. Исключение составляет штат
Луизиана, где действует Гражданский кодекс 1870 г., продолжающий традиции
французского права, и штаты Джорджия, Калифорния, Монтана, Северная и
Южная Дакота, где имеются гражданские кодексы, регулирующие лишь узкий
круг проблем гражданского и #M12291 841500340семейного права#S.
Нормы о правовом статусе #M12291 841501750физических лиц#S, помимо
имеющих общеконституционный характер, весьма различаются по отдельным
штатам. В частности, возраст гражданского совершеннолетия в штатах
колеблется от 18 до 21 года. Относительно правового статуса юридических
лиц, обычно именуемых #M12291 841501007корпорациями#S, в законодательстве
штатов также имеются достаточно серьезные различия. Во многих штатах
действуют единообразные законы о #M12291 841500006полных товариществах#S
и коммандитных товариществах, меньшее распространение получил Примерный
закон о предпринимательских корпорациях, хотя в целом американское
законодательство в этой области оказывает серьезное влияние на
законодательства многих других капиталистических стран. Американские
законы допускают образование корпорации даже одним лицом и не содержат
ограничений относительно минимальных размеров ее начального капитала.
Единообразный закон о #M12291 841501354браке#S и #M12291
841501111разводе#S, разработанный Национальной конференцией
уполномоченных (1970 г.), полное одобрение получил лишь в II штатах, и в
регулировании этих вопросов отсутствует единство. Законы ряда штатов
требуют гражданской формы регистрации брака, в других штатах законы
придают юридическую силу церковному бракосочетанию, однако при условии,
что ему предшествует представление #M12291 841501069лицензии#S от #M12291
841502432муниципальных служб#S. Наконец, в отдельных штатах допускается
признание юридических последствий и за фактически установленными брачными
отношениями. За последние десятилетия, в том числе и благодаря решениям
Верховного суда США, расширяются права внебрачных детей, число которых
постоянно растет. #M12291 841500731Имущество#S #M12291
841500515супругов#S после заключения брака чаще всего продолжает
оставаться в их раздельной собственности, хотя в нескольких штатах
признается режим общности имущества супругов (такой режим рекомендован и
одобренными в 1984 г. Национальной конференцией уполномоченных
единообразными законами о #M12291 841501355брачных договорах#S и
имуществе супругов).
Основанием для развода законодательство одних штатов признает лишь
непоправимый распад брака, других штатов ставит условием предварительное
раздельное проживание супругов в течение полугода; в некоторых штатах
требуется доказать в суде #M12291 841501431вину#S одного из супругов в
грубом обращении, не- верности и т.п. Наиболее либеральные правила
действуют в штате Невада, что экономически оказывается крайне выгодным из-
за наплыва желающих ускорить получение развода.
Столь же разнообразны и правила наследования. Везде допускается
наследование как по закону, так и по #M12291 841500587завещанию#S. В
отношении небольших по сумме наследств чаще всего действуют упрощенные
правила. В отношении крупных наследств действует судебный контроль за
решением вопроса о переходе имущества и за его управлением,
осуществляемым исполнителем завещания либо "личным представителем" или
другими назначаемыми судом лицами. Во многих штатах закон предусматривает
особое обеспечение прав пережившего супруга.
Торговые отношения и антитрестовское законодательство.
В области торговых отношений был издан ряд подготовленных Национальной
конференцией уполномоченных единообразных актов, регулирующих важнейшие
правовые институты. В первой половине XX в. были подготовлены
соответствующие акты о #M12291 841501807ценных бумагах#S, купле-продаже,
#M12291 841500926коносаментах#S, об условной продаже и др., одобренные во
многих штатах. Однако центральное место в данной сфере законодательства
занял Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все эти законы.
Его первый проект был выработан в 1952 г., затем несколько раз
пересматривался по требованию отдельных штатов (ныне действует
официальный текст 1978 г.). Он был принят, с весьма небольшими
поправками, всеми американскими штатами, кроме Луизианы, где, однако, с
1974 г. также действуют многие его разделы. Все это придает ЕТК
исключительный вес в качестве общеамериканского источника права. ЕТК
регулирует весьма широкий круг вопросов, связанных не только с внутренней
и внешней торговлей, но и с рядом других #M12291
841500112правоотношений#S. Вместе с тем не- малое число проблем осталось
вне пределов регулирования ЕТК. Этот #M12291 841502272документ#S является
результатом тщательного анализа существующей деловой практики и рассчитан
на максимальное развитие торговли в системе #M12291 841501212свободного
предпринимательства#S в сочетании с #M12291 841501568гарантиями#S от
злоупотреблений для участников сделок, и прежде всего потребителей. ЕТК
состоит из девяти основных разделов, расположенных в такой
последовательности: 1) общие положения, 2) продажа, 3) торговые бумаги,
4) #M12291 841501290банковские депозиты#S и инкассовые операции, 5)
#M12291 841500305аккредитивы#S, 6) комплексное #M12291
841502547отчуждение#S, 7) складские свидетельства, коносаменты и другие
#M12291 841500567товарораспорядительные документы#S, 8) #M12291
841500739инвестиционные ценные бумаги#S и 9) обеспечение сделок.
В самостоятельную отрасль #M12291 841500243правового регулирования#S,
осуществляемого главным образом федеральными законами, превратилось так
называемое антитрестовское законодательство, направленное на недопущение
чрезмерной концентрации экономического могущества в руках отдельных
монополий в ущерб системе капиталистической #M12291
841500923конкуренции#S. Первым федеральным актом в этой области стал
Закон Шермана 1890 г., который со ссылкой на нормы #M12291
841502694общего права#S объявил незаконными объединения, преследующие
цель монополизировать душтатную и внешнюю торговлю СШA. Закон Шермана,
остающийся #M12291 841502512основой антитрестовского законодательства#S в
США, был дополнен в 1914 г. столь же важными для этой области Законом
Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии, которыми запрещены
попытки монополизации иных сфер экономической деятельности. Этими актами
объявлялись незаконными "нечестные методы конкуренции" в торговле, а
также некоторые виды предпринимательской практики, если они влекли за
собой "существенное ослабление конкуренции" или "тенденцию к созданию
монополий". В частности, таковым признается #M12291 841500839картельное#S
соглашение о разделе рынка или о фиксированных ценах. Однако американские
монополии выработали множество приемов, чтобы обойти положения названных
и других актов антитрестовского законодательства. Например, ими широко
используется традиционный институт доверительной собственности,
предусматривающий передачу имущества, #M12291 841500322акций#S и т.п. в
#M12291 841501126распоряжение#S доверительного собственника, для
сосредоточения в банках управления имуществом хозяев крупнейших
состояний. В результате антитрестовское законодательство имеет своим
#M12291 841500365следствием#S отнюдь не ликвидацию монополий, а создание
весьма гибкой системы государственно-монополистического регулирования
экономики.
Трудовое законодательство.
Трудовое законодательство в США начало активно развиваться с 1870-х
гг. в ходе острых социальных конфликтов между крупными предпринимателями
и теми #M12291 841501966профсоюзами#S, которые решительно защищали
интересы рабочих. К настоящему времени сложилась система #M12291
841502660нормативных актов#S, регулирующих трудовые отношения, в которой
решающая роль принадлежит федеральным законам, хотя и в ведении штатов
остается весьма широкий круг вопросов.
В 1930-х гг., в период "нового курса" президента Ф.Рузвельта, были
приняты законы Норриса-Ла Гардия (1932 г.) и Вагнера (1935 г.), которыми
гарантировались права рабочих на создание профсоюзов, на заключение
#M12291 841500875коллективных договоров#S с предпринимателями и на
#M12291 841500581забастовки#S, а также Закон о справедливых условиях
труда (1938 г.) и др. После второй мировой войны, в период наступления
монополий на права трудящихся, были изданы законы о трудовых отношениях
ТафтаХартли (1947 г.) и ЛэндрамаГриффина (1959 г.). Совокупностью
названных и иных федеральных актов ныне в основном регулируются #M12291
841501658трудовые права#S американских граждан и правовой статус
профсоюзов. В некоторых случаях законы штатов, в частности изданные
вскоре после принятия Закона Тафта Хартли, содержат больше ограничений
на права профсоюзов, чем федеральное законодательство. В то же время
федеральные законы, принятые в 1960-х гг., во многом отражали интересы
трудящихся и гарантировали равную оплату за равный труд, провозглашали
запрет #M12291 841502131дискриминации#S в области труда по соображениям
расовой принадлежности, происхождения, цвета кожи, религии, пола и др.
Действующие законы запрещают участие профсоюзов в политической борьбе и
проведении выборных кампаний, систему "закрытых цехов", т.е. приема на
работу только членов профсоюзов, и содержат ряд других ограничений
профсоюзной деятельности. Органы министерства труда вправе контролировать
финансовую и организационную практику профсоюзов. Важная роль в процессе
заключения коллективных договоров принадлежит Национальному управлению по
вопросам трудовых отношений и соответствующим специализированным
административным органам штатов. Право трудящихся на забастовки
ограничено запретом стачек солидарности, возможностью судебного запрета
забастовок #M12291 841501638государственных служащих#S и #M12291
841501097работников#S государственных #M12291 841500138предприятий#S,
#M12291 841502718обязанностью#S профсоюза за 60 дней до начала забастовки
предупредить об этом предпринимателя и федеральную службу по #M12291
841500031посредничеству#S и примирению, а также правом президента в
судебном порядке отсрочить или приостановить на 80 дней начатую
забастовку, если она подвергает опасности "национальное благосостояние и
безопасность". Проведение "незаконных" забастовок, нарушающих эти
требования, влечет за собой роспуск профсоюзов, наложение на них крупных
штрафов, #M12291 841501671уголовную ответственность#S для руководителей.
В то же время органы федерального министерства труда и соответствующих
учреждений в штатах наделены правом наблюдать за соблюдением
предпринимателями законодательства о минимальных ставках #M12291
841500636заработной платы#S и максимальной продолжительности рабочего
времени, правил техники безопасности на предприятиях и т.п.
Социальная сфера.
В период "нового курса" были заложены и основы действующей системы
#M12291 841500413социального обеспечения#S (федеральный Закон о #M12291
841500413социальном обеспечении#S 1935 г. и другие акты). Она включает в
себя прежде всего меры #M12291 841500415социального страхования#S,
связанные с трудовыми отношениями и финансируемые за #M12291
841500516счет#S взносов работников и предпринимателей: выплату #M12291
841502602пенсий по старости#S, #M12291 841500733инвалидности#S, по случаю
потери кормильца, пособий по безработице и в связи с несчастными случаями
на производстве. В систему #M12291 841500413социального обеспечения#S
входят также меры социального вспомоществования, оказываемого малоимущим
семьям, матерям-одиночкам с недостаточным доходом, лицам, нуждающимся в
длительном лечении, индейцам и др. Осуществление таких мер приняло
значительные размеры в 1960-х гг., при президенте Джонсоне, когда под
лозунгом общества "всеобщего благоденствия" были провозглашены
финансируемые из федерального бюджета многомиллиардные программы оказания
содействия нуждающимся группам населения, в том числе путем раздачи
бесплатных талонов на приобретение продовольственных товаров, путем
программы бесплатной или льготной медицинской помощи и др. В последующем
ассигнования по этим программам подверглись большим сокращениям, но
остаются весьма значительными.
Борьба против расовой дискриминации, за равноправие негров, испано-
язычных американцев и других меньшинств в трудовых отношениях, в области
образования, найма жилища и в иных сферах жизни, с новой силой
развернувшаяся после второй мировой войны, нашла отражение в ряде
принципиальных решений Верховного суда США (по делам Брауна 1954 г.,
Браудера 1956 г., Тернера 1962 г. и др.), а также в федеральных законах
о #M12291 841501998гражданских правах#S 1964 и 1968 гг., о справедливом
найме жилища 1968 г. и др. и в значительно меньшей степени в
законодательстве отдельных штатов. В июле 1990 г. был принят Закон об
инвалидах, направленный на существенное расширение прав физически или
умственно неполноценных американских граждан. В частности, закон
запрещает дискриминацию их при найме на работу или продвижении по службе.
Во второй половине XX в. получили значительное развитие новые #M12291
841502542отрасли права#S, связанные с охраной окружающей среды и защитой
интересов потребителей. Под активным воздействием общественности и при
#M12291 841500405сопротивлении#S крупных корпораций Конгресс США принял
законы о национальной политике по вопросам окружающей среды 1969 г. и об
улучшении качества окружающей среды 1970 г., а на их основе ряд более
частных актов, в тексты которых постоянно вносятся уточнения и
дополнения: о контроле над загрязнением вод, о чистоте воздуха, о
контроле над вредными шумами, о ликвидации твердых отходов и др. В 1982
г. был издан очень важный Закон о политике в области ликвидации отходов
ядерного производства. Специально созданное Агентство по охране
окружающей среды вправе издавать подзаконные акты, которыми регулируются
критерии и стандарты по качеству воды, атмосферного воздуха, на
промышленные отходы, сточные воды и т.п., а также вести уголовное
преследование против корпораций и иных нарушителей установленных правил.
В целях борьбы с "#M12291 841502680обманом потребителей#S" (ложная
#M12291 841501154реклама#S товаров, #M12291 841500032поставка#S
фальсифицированных или неправильно маркированных продуктов, требование
оплаты неоказанных услуг и т.п.) ныне приняты сотни правовых актов на
уровне законодательства федерации и штатов. Издание этих актов явилось
реакцией законодателей на развернувшееся в 1960-х гг. движение
потребителей, возглавляемое известным общественным деятелем Ральфом
Нейдером, против обмана и злоупотреблений в сфере торговли и услуг.
Национальная #M12291 841500302администрация#S по вопросам продовольствия
и лекарств издает перечни стандартных требований, предъявляемых к
качеству соответствующих продуктов. Действующее законодательство
позволяет потребителям и их #M12291 841501255ассоциациям#S, как и
государственным органам, выбирать между требованием возбуждения
уголовного преследования и предъявлением #M12291 841501999гражданского
иска#S к торговым фирмам и поставщикам услуг, занимающимся обманом
потребителей.
Уголовное право.
Уголовное право американских штатов сформировалось и долгое время
развивалось на основе системы английского #M12291 841502694общего
права#S, в свою очередь сложившейся из большого числа накопившихся за
много столетий #M12291 841500492судебных прецедентов#S, т.е. решений
судов высших инстанций по определенным правовым вопросам. Собственно
американское #M12291 841502694общее право#S в дальнейшем развивалось все
более самостоятельно в решениях судов штатов и федерации, однако и до
настоящего времени сохраняется достаточно заметная его связь с английской
#M12291 841500355системой общего права#S, и особенно с правовой
доктриной.
С первых же десятилетий существования Соединенных Штатов все более
важную роль в качестве источников #M12291 841501679уголовного права#S
наряду с нормами #M12291 841502694общего права#S стали играть #M12291
Страницы: 1, 2, 3
|