Рефераты
 

Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

l. Предмет и метод ТГиП**

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается

изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают

наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г

и права, а также система основных понятий юриспруденции.

Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не

конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия,

которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение,

субъект права, юридический факт и т.д.).

Специфика предмета ТГиПзаключается в том, что Г- во и право исследуются

во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты. Под

методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых

постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов ТГиПможно

представить в виде следующей системы..

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие методы, выражающие

наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить

метафизику (рассматривающую Г- во и право как вечные и неизменные

институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными

явлениями) и диалектику — материалистическую и идеалистическую; Последняя в

свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.

Так, причины возникновения и сам факт существования Г и права объективный

идеализм связывают с божественной силой либо объективным разумом;

субъективный реализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей,

материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в

обществе (появлением частной собственности и и разделением общества на

антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое

явление (в том числе Г- во и право) рассматривается в развитии, в

конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного

познания, а применяются лишь на отдельных его пах в отличие от всеобщих

методов. К числу общенаучных методов относят:

- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на

отдельные части);

— синтез (изучение явления путем условного объединения его составных

частей);

— системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на

выявление многообразных типов связей в нем);

— функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных

явлений по отношению к другим) и др.

3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием

усвоения теорией Г и права научных достижений технических, естественных и

гуманитарных наук.

К ним относят:

— конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования,

интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом

поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

— статистический (позволяет получить количественные показатели того или

иного государственно-правового явления);

— кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и

технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и

другие методы.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к

частноправовым, являющимся сугубо юридическими:

— формально-юридический (позволяет определить юридические понятия,

выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание

правовых предписаний и т.п.);

— сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы

либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях

выявления их общих и особенных свойств).

2. ТГиП в системе юридических и гуманитарных наук***

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом,

весьма условно можно подразделить на три большие группы:

1) технические; 2) естественные; 3) гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и

институты.

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку Г- во и право

выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно

подразделить на следующие виды:

— теория Г и права;

— историко-правовые науки (история Г и права, история политических и

правовых учений);

— отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское,

административное и другие отрасли права);

— прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная

психиатрия, правовая кибернетика и т.п.).

Теория Г и права, находясь в системе гуманитарных наyк, тесно

взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с

помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории Г и

права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания

государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГиПдает

конкретный материал для широких философских обобщений.

Место в системе юридических наук. Общность ТгиП и историко-правовых наук

состоит в том, что они рассматривают Г- во и право в целом, ЦВХбы не имеют

границ во времени в познавательной деятельности. Отличие выражается в том,

что историко-правовые науки изучают |процесс развития государственно-

правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно

исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует

сущность Г и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е.

применяет преимущественно логический метод).

По отношению к отраслевым юридическим наукам ТгиП выступает как

обобщающая.: 1) изучает наиболее общие закономерности развития и

функционирования Г и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь

с определенной сферой общественных отношений с рамками соответствующей

отрасли права.2) ТгиП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы

(нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.).3) она

играет методологическую роль для юриспруденции.

Вместе с тем ТгиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми

науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.

Взаимодействие же ТгиП с прикладные науками в значительной мере является

опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

Таким образом, особенности ТГиП науки состоят в том, что она является:

— гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — Г- во и

право (этим она отличается от технических и естественных наук);

— политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые

непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной

жизни (этим она отличается от Других гуманитарных наук);

— теоретической, изучающей наиболее общие закономерности Г и права (этим

она отличается от других юридических наук).

4. Причины и формы возникновения государства***

Вопрос о происхождении Г является дискуссионным, ибо этнографическая и

историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины

обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической

(божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в

психологической (факторы психики человека); в органической (биологические

факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории

насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Формирование Г — длительный процесс, который у различных народов мира

протекал по-разному.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский

способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь

устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя —

земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства,

возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и

эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали

организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме,

рабовладельческое Г- во возникло в результате появления частной

собственности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства,

поскольку Г- во возникает непосредственно из классовых противоположностей,

развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование Г ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских

родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского Г в значительной степени связано с

завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая

организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки

зрения, что Германия, Россия и некоторые другие Г возникли не как

феодальные (с классическими признаками подобной государственности—

закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как

прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной

частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и

собственность на землю).

5. Договорная теория происхождения Г ***

Договорная теория происхождения Г получила распространение в наиболее

логически завершенном виде в XVII— XVIII вв. в трудах Греция, Руссо,

Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, Г- во возникает как продукт

сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди,

находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Г- во — это

рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу

которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Изолированные же до происхождения Г индивиды превращаются в единый парод.

В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и

обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.

Так, Г- во имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать

преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их

собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и

пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в

случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже

путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом

вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями

о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция

имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право

парода на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное,

идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе,

которое якобы па определенном этапе своего развития осознает необходимость

соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении

государственности Объективных факторов (прежде всего социально-

экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе

факторов субъективных.

6. Теория насилия по вопросу о происхождении Г ***

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в

трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических

отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-

политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для

управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения,

которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, Г- во — «естественно» (т.е.

путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над

другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой

возникновения экономического господства. В результате войн племена

перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных

в рабов.

Следовательно, Г- во — не итог внутреннего развития общества, а

навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании

государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт

подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения

многих государств (например, древнегерманского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом

процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве

одной из причин возникновения Г наряду с иными. К тому же военно-

политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли,

уступая первенство социально-экономическим.

3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового

строя ***

Г- во — это организация политической власти, содействующая

преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,

общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной

территории.

Г- во характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от

социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с

населением страны ( Г- во обязательно обладает аппаратом управления и

принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также

тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания

государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и

занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения ( Г- во объединяет своей властью и

защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности

к какому-либо роду или племени);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и

независимость в международных отношениях);

5) право ( Г- во не может существовать без права, так как последнее

юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее

легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций Г и

т.п.).

7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти ***

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать

определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой

общности людей отношение господства и подчинения между субъектами,

опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой

организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности

людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства,

общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных

структур и институтов.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной

власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая

категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только

государством, но и другими звеньями политической системы общества:

партиями, общественными организациями и т.н. Согласно другой точке зрения,

понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная

власть», так как первая исходит от Г и реализуется не иначе, как при его

(прямом или косвенном) участии.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и

подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1. распространяется на все общество;

2. носит публично-политический характер;

3. опирается на государственное принуждение;

4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)

5. система налогов;

6. деление населения по территориальному признаку и др.

8. Понятие и сущность Г ***

Г- во — это организация политической власти, содействующая

преимущественному осуществлению конкретных интересов классовых,

общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной

территории. При рассмотрении сущности Г важно учитывать два аспекта

1) то, что любое Г- во есть организация политической власти (формальная

сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

классовый, в рамках которого Г- во можно определить как организацию

политической власти экономически господствующего класса. (Здесь Г- во

используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом

интересов господствующегo класса. В этом случае первоочередное

удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать

сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии»

данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие

интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);

— общесоциальный, в рамках которого Г- во можно определить как

организацию политической власти, создающую условия для компромисса

интересов различных классов и социальных групп (Здесь Г- во уже

используется в более широких целях как средство для обеспечения главным

образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов

и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой

метод, как компромисс.)

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, национальный, и

расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых

соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут

доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность Г многоаспектна. Она не сводится только к классовым

и общесоциальным началам. Поэтому сущности Г в зависимости от исторических

условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

9. Типы государства: различные подходы ***

Типология Г — это его специфическая классификация, проводимая в основном

с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические

признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип

производственных отношений) является, по мнению представителей данного

подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития,

который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: Г- во

и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие

типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный,

социалистический (в последнее время к ним добавляют у два: азиатский способ

производства и прафеодализм).

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить Г на основе социально-экономических

факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития

государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней

запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда

«вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные

и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные

признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В

частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,

цивилизация есть замытое и локальное состояние общества, отличающееся

общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В

зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,

западную, православную и т.п.

достоинства данной типологии

1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые

характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более

«заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества

10. Понятие и классификация функций Российского Г ***

Функции Г — это основные направления деятельности Г по решению стоящих

перед ним задач. Понятие функции Г не следует отождествлять с такими

понятиями, как

1) цели и задачи Г (если цель общества то, к чему стремится государство,

а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные

направления деятельности Г по решению стоящих перед ним задач;

следовательно, цели и задачи определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных

государственных органов, специально предназначенных для определенного вида

деятельности, функции Г охватывают его деятельность в целом, в них находит

выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению

подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в

отдельности).

В зависимости от продолжительности действия функции Г классифицируются на

постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные

(прекращают свои действие с решением определенной задачи, как правило,

имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и

неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они

осуществляются, — на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1. охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

2. Экономическая;

3. налогообложения;

4. социальной защиты;

5. Экологическая; 6)культурная.

К внешним функциям современного Российского Г mожho отнести следующие:

1. оборона страны;

2. поддержание мирового порядка;

3. сотрудничество с другими государствами и т.п.

11. Характеристика основных внутренних функций к Российского Г ***

Внутренние функции Г — это основные направления деятельности Г по

выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения

правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту

интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2

Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются

высшей ценностью»);

2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах

вмешательства Г в экономическую сферу, о методах государственного

управления экономическими отношениями; если| в условиях административной

системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в

условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е.

посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится

главным методом новой системы управления, универсальным регулятором,

который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и

в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении

нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных

объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах,

пенсионерах, студентах и др.; кроме тою. Г- во призвано поддерживать

жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую функцию (с помощью законодательства Г- во устанавливает

правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими

гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя

государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства,

театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и

пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

12. Характеристика основных внешних функций Российского Г ***

Внешние функции Г — это основные направления деятельности Г по

выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает

полноправное существование Г в современном мире, который все больше

становится взаимозависимым.

К внешним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного

уровня обороноспособности общества, отвечающего) требованиям его

национальной безопасности, предназначается защиты суверенитета и

территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным

интересам России вооруженных конфликтов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского Г

по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного

оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия

массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в

урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная

деятельность государства, направленная на установление и развитие

экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично

сочетающих интересы данного Г с интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных

условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет

базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом

национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и

интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

13. Формы и методы осуществления функций Г ***

Формы осуществления функций Г — это однородная деятельность органов

государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних

есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием

правовых актов и влекущая юридические последствия.

К правовым формам относят:

1.Правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нормативных

актов);

2. Правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов путем

принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению

законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

3.Правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и

гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической

ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур

по обеспечению функционирования органов государства, связанная с

подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная

работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по

идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства,

связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием

общественного мнения

Методы осуществления функций Г — это способы и приемы, с помощью которых

органы Г реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение

и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

14. Понятие и элементы формы Г ***

Форма Г — это способ организации политической власти, охватывающий форму

правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: н чем

заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория

«форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют

в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной

территории, каким образом оно связано через различные территориальные и

политические образования с государством в целом, как осуществляется

политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма Г — это его строение, на которое влияют как социально-экономические

факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и

религиозные особенное ти, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы Г выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших

органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и

населением; в зависимости от особенности формы правления Г подразделяются

на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру

государства, соотношение между государством в целом и его составными

территориальными единицами; по форме государственного устройства Г делятся

на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему

методов, способов и средств осуществления государственной власти; в

зависимости от особенностей набора данных приеме государственного

властвования различают демократический и антидемократический политические

(государственные) режимы).

15. Формы государственного правления ***

Форма государственного правления — это элемент формы государства,

характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок

образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По формам правления Г подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) Осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные

учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета Г

является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи

феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в

которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие

государственные органы, ограничивающие власть главы Г (речь идет, в

частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Признаки республики:

1)выборность власти;

2)Прочность;

3)Зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и

подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и

смешанные. В президентских республиках (СШA, Сирия) именно президент

выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в

смешанных (Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент -

16. Соотношение тина и формы Г ***

Понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного

подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела

форма правления.

Тип Г — это совокупность существенных признаков, свойственных

государствам единой общественно-экономической формации.

С одной стороны, Г каждого типа облекаются во множество форм — в рамках

одного исторического типа встречаются различные формы государства. В

частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии

(древневосточные деспотии -Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия;

древнеримская империя и республики (аристократические, например Римская в

период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское

государство). для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия

периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная)

и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для

буржуазного типа — демократические республики. (парламентские,

президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для

социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и

республики народной демократии.

С другой стороны, Г определенного исторического типа имеют некоторые

формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная

монархия — принадлежность только феодального Г в известный период его

развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны

буржуазному типу государства.

Г каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в

такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их

экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое Г- во в

форме ограниченной монархии или демократической республики с

общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма Г предопределяется историческим типом государства. Но

кроме того, она зависит и от других уровней:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) Национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма Г соотносятся как содержание и форма, где

определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

17. Формы национально-государственного и административно-территориального

устройства ***

Форма национально-государственного и административно-территориального

устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю

структуру государства, способ его политического и территориального деления,

обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего Г с органами

его составных частей.

Различают следующие формы'.

1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются

административно-территориальными единицами и не обладают признаками

государственного суверенитета; в нем существует единая система высших

органов и единая система законодательства, как, например, в Польше,

Франции);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются

государственными образованиями и обладают в той или иной мере

государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем

наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством

существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как,

например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному

либо по национально-территориальному принципу);

3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения

политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не

обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов

центральный государственный аппарат и отсутствует единая система

законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы,

но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь

координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ