Рефераты
 

Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе

Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету “Теория государства и права”

ТЕМА № 10

“Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе”

г. Ростов-на-Дону

1997г.

ПЛАН:

Введение.

1. Понятие правосознания, его структура и функции.

2. Роль правосознания в правовой системе.

3. Правовая культура: понятие и структура.

4. Правовое воспитание как средство формирования правосознания.

5. Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел.

Заключение.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную

часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло

на заре развития человечества вместе с формированием государства в

раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы

современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике

древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая.

Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного

общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке.

На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного

сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические,

культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим

сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ,

ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.

Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий,

традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение

граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам,

свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание

есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли

правовых установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть

знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых

изменениях в праве, т.е. правосознание – не только результат отражения

объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему

государства.

Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений

людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное

правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития

мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном

уровне. Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал

политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан

служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно

связано с политическим сознанием. Существуют и другие формы общественного

сознания. Это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное

сознание. Особенность правосознания, как одной из форм общественного

сознания в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют

правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания

правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но

прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их

применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить

правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений

общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества

осуществляется посредством специальных юридических понятий и

категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение,

юридическая ответственность, законность.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: правовой

идеологии и правовой психологии.

1. Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием

окружающей правовой действительности и является первой начальной

эмпирической ступенью правосознания. Правовая психология охватывает

совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений,

характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая

психология является наиболее непосредственным отражением жизненных

отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе,

составляющих нации, народности, классы, группы населения. В формировании

правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие

все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим

обыденным смыслом. Правовая психология понимается как отражение

непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического

участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть

правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях,

она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой,

выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.

2. Правовая идеология – более высокий, научно-теоретический

концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми

правовой действительности. Именно здесь, на базе приобретенного, конкретно-

чувственного материала происходит окончательное оформление идеи

представления о правовой действительности. Правовая идеология дает

обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли

права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают

участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений,

политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на

теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.

Из всего этого видно отличие правовой идеологии от правовой психологии:

1). Правовая идеология отражает правовую реальность при помощи идей,

представлений, теорий, а правовая психология проявлений (нравов, чувств,

эмоций).

2). Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне

теоретического научного осознания, теоретических знаний и оценок правовой

действительности, а в правовой психологии – на уровне обыденного,

повседневного сознания.

Функции правосознания – основные направления претворения

правосознания в жизнь:

1. Гносеологическая функция – характеризует познание правовых явлений

в объективной реальности.

2. Регулирующая функция – дает возможность путем сопоставления своего

поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.

3. Моделирующая функция – позволяет моделировать соответствующую

модель поведения.

1. РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ.

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой

жизни общества:

1. Правосознание является необходимым фактором при создании норм права.

Ведь прежде чем получить выражение в юридических нормах, результатах

деятельности правотворческих органах, определенные интересы и потребности

людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы.

Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного

развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем

правосознания тех, кто создает правовые нормы.

2. Правосознание является важным и необходимым условием точной и полной

реализации правовых норм. Чем выше уровень правосознания граждан

государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое

правосознание обеспечивает добровольное осуществление правовых требований,

понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство

нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Т. е. правосознание является важным фактором развития законодательства,

стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное

правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре

личности.

3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА.

“Под правовой культурой – пишут Каминская В.И. и Рестинов А.Р., -

предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов,

относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении

людей”.

В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные

культурные комплексы:

1. право как система норм, выражающих государственные веления;

2. правоотношения, т.е. система общественных отношений, , регулируемых

правом;

3. правовые учреждения как система государственных органов и общественных

организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение

права;

4. правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой

действительности;

5. правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.

К этому перечню, несмотря на его широту, надо, думается, добавить

критерии политической оценки права и правового поведения, правотворческую

деятельность, правовую науку.

Очевидно, правовая культура представляет явление исключительно сложное

по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не

сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве

обязательного условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще

и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и

упрочнения правопорядка и законности.

В заключении можно сказать, что наряду с обоснованно подчеркиваемой

стороной правовой культуры – знанием и соблюдением правовых норм – имеет

важнейшее значение ее содержательный аспект, заключающийся в том, что

исполнение правовой нормы служит охране и реализации объективно

существующих классовых интересов.

4. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на

правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков.

Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в

то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях

участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения

правосознания – правовой инфантилизм – заключается в несформированности,

недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма – правовой

нигилизм, т.е. осознанное игнорирование требований законов, исключая,

однако, преступный умысел. И третья форма – феномен и его перерождение,

т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали,

другими словами – “беспредел”.

Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из

важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма,

социальной апатии являются меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правового сознания в органической связи с началами

нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс

повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и

справедливости.

Очень актуальными в настоящее время являются вопросы соотношения

законности и свободы личности, прав человека и его гражданской

ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность

права человека не совместимы с анархией, вседозволенностью, произволом.

Свобода человека в ее нравственных и правовых нормах означает такой вариант

поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных

интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества,

государства.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения

нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том

числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. В наблюдениях над

жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых событиях и

бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими

оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства

молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит

художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе

права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием

позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой

активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности

выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к

закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании

социальной, юридической ответственности, в непримиримости к

правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а

также обязанностей перед государством и обществом является составной частью

правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется

тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование

комплекса специфических качеств личности в правовой сфере

жизнедеятельности:

1. ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;

2. промежуточная цель – формирование правовой убежденности;

3. конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного

социально активного поведения.

Можно также сказать, что сутью правового воспитания является

формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с

интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он

найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных

интересов, что государство справедливо требует от него выполнения

возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами,

равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано

обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и

ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей

правовой системе.

4. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Реализация прав личности в обществе включает их охрану и защиту,

необходимую для наиболее полного и беспрепятственного осуществления

политических, социально-экономических и личных прав, свобод и обязанностей

граждан.

Правоохранительные функции в обществе выполняют суд, прокуратура,

органы внутренних дел и другие органы, уполномоченные на то законом.

Правоохранительные органы способствуют укреплению законности и

правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов

общества, прав и свобод граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции и

законов.

Правовая культура должностных лиц правоохранительных органов

отличается от правовой культуры других граждан более полными правовыми

знаниями, умением применять их на практике.

Правовая культура работников органов внутренних дел означает:

1. знание действующего законодательства как необходимое условие

соблюдения законности, правильного использование обязанностей

работниками этих органов, гарантия осуществления работниками этих

органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;

2. уважение правовых требований, убеждение в правильности и

необходимости правовых предписаний;

3. привычное отношение к соблюдению закона, при котором работник

органов внутренних “не задумывается каждый раз над тем, надо или не

надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования

как должное в силу того, что формальная необходимость выполнять

закон перешла в его внутреннюю потребность”.

Требования к деятельности работников органов внутренних дел, связанные

с необходимостью формирования их правовой культуры, повышается в настоящее

время, когда особенно возросла их ответственность за укрепление порядка и

дисциплины за защиту прав граждан, интересов государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению

отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев

произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных

правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью

являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего

невозможно построить гражданское общество и правовое государство.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ