Рефераты
 

Шпоры по ТГП к ГОСАМ

Шпоры по ТГП к ГОСАМ

42. Юридический позитивизм.

Представители: Бергбом, Шершеневич.

Возникла кА оппозиционная «естественному праву». Позитивизм вводит понятие

«субъективное право» как производное от объективного права, уст-го, созд-го

гос-ом. Гос-во делегирует субъет-ые права и уст-ет юр-ие обязанности в

нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм

отождествляет права и закон. Естественное право объявляется теорет-им

домыслом, предпологается создать философию позитивного права, задачей

которой д.б. изучение внешнего выражения правовых предписаний.

+: возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения

структуры нормы права, основание юр. отв-ти, классификация норм и н.п.а.

-: ограниченность права от фактических общ. Отношений, отсутствие

возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований

содержания права, его целей.

33.Соотношение экономики, государства и права.

Экономика – это совокупность производственных отношений, способ

производства конкретного общества.

Существует два основных подхода к соотношению данных понятий. Согласно

первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного.

Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в

том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы

людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в

праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь

можно говорить о приоритетах права перед экономикой (например, в эпоху

буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом

на их базе формировались новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые

производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно

говорить о приоритете экономика над правом. Политика уже выступает

посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.

Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последняя

является надстроечными категориями и зависят от базиса (способа

производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном

счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и

обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие

производственных отношений.

Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Соотношение между гос-ом и правом проявляется двояко:

1) когда определяющим фактором выступает государство и

2) когда определяющим фактором выступает право.

72.Понятие и виды НПА

Это – офиц. юр. док-т изданный гос-ом, устанавлив, изменяющ.,отменяющ.

правов. нормы, общеобяз. характер, подкреплен принудит. силой гос-ва. По

юр. силе все НПА делят на 2 группы:законы и подзакон.акты

Закон- НПА высшей юр. силы, приним. в особом поряд-ке –представ. органом

или референд. и регулир. наибо-лее важные общ. отношен. Конституция-

основополог. полит. правов. акт, закрепл. конст. строй, права и свобо-ды,

форму правлен, гос. устройство. Федер. конст. закон приним. по вопросам

предусмотр. в Конст. (о референ-думе, о военном положен, об изменен.

статуса). Федер. закон- акты текущего закон-ва посвящен. различным сторонам

соц.-экон., полит, духовной жизни общ-ва. Законы субъек. федер.- издаются

их представ. органами и распраст только на соответст. террит.

Подзакон. акты- правотворческ. акты компетент. орга-нов, котор. основ. на

законе и не противор. Указы распо-ряж Президента- в пределах полномочий, в

соответ. с Конст., по текущим процедур. вопросам. Постановлен. и

распоряжен. Правит.- акты испол. органа, наделены широк. компет. по

управлен. обществ. процессами. Приказы, инструкции, положен.министерств,

ведомств регулир. отношен. наход. в их компетенц. Решение, пос-тановлен,

распоряж.местных органов власти. Локальные НА- предписания для конкрет

предприят. (правила внутрен. труд.распорядка)

От срока действия – неопредел.-длительн. и временные.

От сферы действия – общефедерал, субъект федер., орга-нов местн. самоупр.,

локальные

28.Понятие правового гос-ва: история и современность.

Разработка теории правового гос-ва имеет давнюю историю. Еще древние

мыслители занимались поиском разумной, справедливой организации общества и

гос-ой власти. Идею единства власти и права развивал греческий мыслитель и

гос-ый деятель Солон (6 век до н .э.). Государство. Считал Солон, нуждается

прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконное представляет собой

наибольшее зло для общ-ва. Значение разумных и справедливых законов

подчеркивал Платон (427-347 до н.э.). Основоположник античной политической

науки Аристотель обосновал идею господства права и правовой законности, а

также идею права как критерия справедливости.

Наибольшие заслуги в разработке теории правового гос-ва принадлежит

немецкому философу И. Канту (1724-1831). Опираясь на теорию естественных,

неотъемлемых прав человека, он обосновал необходимость для гос-ва

ориентироваться на право во всех своих дествиях. При этом право Кант

траковал как справедливость, воплощенную в законах гос-ва, как обеспечение

государством естественные права и свободы человека. Правовое гос-во в

трактовке этого философа есть идеальная теоретическая модель, которой

следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, это

сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель – Г. Гегель (1770-1831) рассматривал правовое гос-

во как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и

закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые

законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе

разумно, поэтому гос-во, принимая законы, должно ориентироваться на право

как идею свободы и справедливости, как «царство реализованной свободы». Сам

же термин «правовое гос-во » ввел в оборот представитель немецкого

либерализма первой половины 19 в. государствовед Р. Фон Моль.

Определенный вклад в развитие правового гос-ва внесли и русские

государствоведы: А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский и др. Они

считали необходимым, чтобы гос-во было связано законом и он был обязателен

для власти, чтобы она стояла под правом, а не над ним.

Правовое гос-во в настоящее время – такая форма организации власти, которая

выражается в максимально полной реализации принципа верховенство закона.

ТГП прошла в своем развитии 4этапа:

- возникновение идеи необходимости возникновения гос-ва закону. Закон

обеспечивает стабильность гос власти, является гарантией от произвола

правителя.

- нового времени. В работах ученых эпохи просвещения разрабатывается

отдельные признаки правового гос-ва. Появляется теория разделения властей,

прав человека, первое представление о законности.

- в научный оборот вводится термин правовое гос-во, разрабатывается

философ. Основа правового гос – ва. Правовое гос-во начинает

рассматриваться как форма жизни гр. общ-ва, как цель развития любого гос-

ва.

- в настоящее время в большинстве гос-а мира основная идея правового гос-

ва, закреплена в конституционных актах.

61.Понятие и признаки нормы права

Это – установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. Она опреде-ляет границы возможного и должного поведения

людей, меру их внутренней (сам избирает вариант поведения) и внешней

свободы (действует во вне) в взаимоотно-ниях.

Признаки: 1.Устанавлен. и гарантир-ть гос-ом (утверж-дение гос-ом в НПА);

2. Сочетание прав (мера поведения) и обязанностей (ме-ра должного

поведения);

3. Формальность (закрепление определен-ым способом в законе, постановлении,

указе, приказе и т.д. );

4. Многократность применения (рассчитано на регулир-ние неопределен. кол-

ва жизнен. случаев);

5.Обеспечив-ся мерами гос. принуждения (компетент. органами возлаг-ся юр.

ответ-ть)

Т.О. НП –явл. регулятором типовых общест. отношений.

62.Классификация норм права

НП - установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. Классиф-я за-висит от их функций:По месту и роли в прав.

сис-ме:

Учредительные – нормы-принципы, котор. закрепляют основы общественно-полит.

строя, полит-ой и правовой сис-мы, права и свободы граждан. Регулятивные –

пра-вила-поведения – предоставлен. прав и обязаност. (упра-вомачивающ,

обязывающие, запрещающ); Охранител-ые –выпол-ют функцию охраны общест.

порядка(УК РФ); Обеспечительные – нормы-гарантии, котор. способству-ют

исполнению др. норм; Декларативные - содержат информацию; По методу прав.

регулир. Императивные власть-подчинение; Диспозитивные – равные субъекты;

Рекомендательные – указывают вариант поведения; По субъектам

правотворчества От гос-ва; Народное пра-вотворчество; По сфере действия

Общего, ограничен-го (территория, отдел. граждане), локального (на членов

отдельных структур); По времени действия – постоян-е и временные; По кругу

лиц (всех, отдел. категорий); По степени определенности элементов НП -

абсолютно (точно определ. права и обязан. субъектов, условия дей-ствия,

последствия несоблюдения), относительно –(воз-можны варианты поведения),

альтернативные (несколь-ко вариантов действия, из котор. надо выбрать один

с учетом обстоят-ств.

63.Структура нормы права

НП - установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. Структура:

Гипотеза – указывает на круг, котор. адресована НП и обстоятельства при

котор. реализуется. П-р: гипотеза -сдача в наем имущества – у наймодателя

возникает обяз-ть содержания, а у нанимателя право требовать испол-ия

обязан-ти.

Диспозиция – каким может или должно быть поведение при условиях, предус-

мотрен. гипотезой. т.е. содержание прав и обязан-ей лиц.П-р: наймодатель

обязан производ. кап. ремонт за свой счет, а нанимат. в случае неисполне-

ния обязанности имеет право произвести ремонт и взыс-кать или расторгнуть

дог-р и взыскать убытки.

Санкция – указывает какая мера гос. взыскания (юр. ответс-ть) применима к

нарушителю права, предусмот-ренного диспозиц. П-р: возместить убытки, если

добро-вольно отказывается, то компетент. гос. органы приме-няют к нему меры

гос. воздействия, котор. обеспечивают исполнение обязательств.

Т.О. НП может активно воздействовать на отношения и регулировать их, при

единстве и взаимосвязи всех ее элементов, т.к. при отсутствии гипот. –

неизвестно к чему и кому применима; диспоз. – превращается в пус-тышку,

теряет качество соц. нормы; санк.- лишае ее качества НП т.к. охраняется гос-

ом.

64.Соотношение НП и статьи нор. акта

НП – установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. НПА –юр. док-нт устанав., измен, отменяющ. правов.

нормы. В статье НПА не всегда присутств. все три элемента НП. Так в ст.

Конст. – гипотега и диспозиц. Это говорит о том, что НП и ст. НПА не

совпадают. Сущест. основн. способы изло-жен. НП в статьях.

Прямой –в ст. излагаются все 3 элемента. Здесь логич-я структура НП

совпадает со структур. ст. НПА. Так быва-ет не всегда.

Отсылочный – когда содержатся не все элементы, но имеется отсылка к др.

родстве-ым статьям этого же НПА, где находятся недостающие сведения. Часто

использ-ся в УК ст.117- истязания, диспозиция – если не повлекло последст-

вий – указ. в ст. 111 и 112.

Бланкетный – статья НПА устанавлив-т лишь ответст-ть за нарушен. определ.

правил, однако самих правил в ней не содержится и нет прямой отсылки к

другой статье этого НПА. В таких ст. содержится гипотеза и санкция,

диспозиц. только называется и содержание ее не раскры-вается.(УК -нарушение

правил вождения боевой маши-ны повлекшее тяжел. последств. – наказыв.

лишением свободы. Для применен. данной нормы - выяснить какие правила

нарушены т.е. обратится к спец. НПА где это закреплено.

Т.О. НП не тождествен. статье закона. НП –это логичес-ки завершен. правило

поведения, а ст. – это форма его изложения.

65.Понятие и структур. элементы сис-мы права

Это – внутреннее строение, которое выражается в един-стве и согласованности

действующ. НП и вместе с тем в разделен. права на относит. самост. части в

зависим. от содержан. отношен-й. котор. регули-ся НП. Элементы:

Правов. норма – базовый первичный элемент, регулир. конкретн. вид общест.

отношен.

Правов. институт –совок. прав. норм, регулир. определ. вид общ. отношен. По

охвату правов. регулир. занимает промежут. положение м/у ПН и отраслью,

входит в сос-тав отрасли права (институт наследования в ГП, наказа-ния в

УП);

Отрасль права – совок. правов. норм и институтов, регулир. определенную,

относит. самостоятельную сфе-ру общес. отношений (констит.,гражданская,

администр. отрасль). Родственные институты входящ. в одну отрасль могут

образовывать подотрасль- промежут-ную совок. норм между правов. инстит. и

отраслью, регулир-ий группу близких отношений определенного вида (военно-

уголовное право в УП, патентное право вГП)

Т.О сис-ма право состоит из отрослей, подотрослей и институтов.

66.Предмет и метод правов. регулирования

Правов. регулир.- воздействие юр. средствами на обществ. отношения и

поведен. людей.

Предмет- та сфера общест. отношен., котор. подвер-гается юр. воздействию.

Данный предмет включает в себя 3 основ. группы обществ. отношений: 1.

власте-отношения (администрат-правовые); 2. отношения по обеспечению прав и

свобод и охране правопорядка (конституционные); 3. отношения по поводу

объмена материальн. и нематер. ценностями (гражданско-правов) Метод-

способы воздействия отрасли права на определ. вид общ. отношен.

Императивный- субординация м/у участниками правоотношен. т.е когда один

участник находится в подчинен. положении по отношен. к др.Применяется в

публично-правов. отраслях (конст, админист, уголов, финансов);

Диспозитивн.- равенство участников, отсутствие м/у ними власть-подчинение.

Примен. в частно-правов. сфере (гражданс. право).

Способы: дозволение - наделение участников комплек-сом определен. прав

(арендатор жил. площади м. ее использовать); обязывание- предписание

исполнить определ. действия (должник-кредитор); запрет- возложение

обязанности не совершать те или иные действия (арендатор не м.

распоряжаться –дарить, про-давать).

Т.О. Отрасли права использ. методы правов. воздейств. в различном сочетании

в зависим. от характера обществ. отношен.

67.Краткая хар-ка основных отраслей права.

Это- совок. юр. норм и правов. инстит. регулир. определ. сферы общест.

отношен.

Конст. право- централ. место среди остал. отраслей, ее нормы влияют на

нормы др. отрослей, главный источник Конст.- ПА высш. юр. силы, опирается

на императ. ме-тод регулир-я. Регулир-ет - отношен. по организ. гос.

органов власти, определяет их компетенц., гос. устройс-тво, прав. режим,

правов. положен. граждан, избират. сис-му и др. ГП- регулир. имущест. и

лично неимущ. отношен., диспозитивн. метод, источник ГК; ГПК – ре-

гулир.деятел-ть по разбирател-ву и разрешению судам гр. дел (возбуждение,

установлен. факт. обстоят-тв, до-казывание, рассмотрение, решение,

обжалование), императ.-диспозит. метод, ГПК; УП - регулир. общ.

отношен. связанных с борьбой с преступностью (пере-чень дияний

-преступлений, определ. понятия угол. ответ-ти, виды и размер наказания),

императ. метод, УК.

УПК- процедуру угол. судопроиз-ва (привлечен. к ответ, возбужд. угол. дела,

расследов, рассмотрен. в суде, вы-несение приговора, обжалование), императ-

дисп, УПК;

Администр.- в сфере гос. управлен., поддержан. общест. порядка, императ,

КоАП; Трудов.- в сфере наемного труда, правоотношен. м/у работ-ом и работ-

лем, императив-диспозит, ТК; Семейное- отношения м/у супругами, родит.

и детьми (заключ. и растор. брака, имущества супругов, отцовство,

материнство), диспозит, СК; Земельное, Экологич.,

Социального обес-печения, Финансов, Предприним, Коммерческое, Арбитражно-

прцессуальное.

68.Частное и публичное право

Кроме отрослей в структуре права юр. нормы можно подраздел на 2 больш.

группы.

Частное право- упорядоченная совок. юр. норм, охраня-ющих и регулир.

отношен. частных лиц. Публичное – нормы закрепляющ. порядок деятельности

гос. власти и управления. Частное –область свободы и частной иници-ативы,

то публичное – сфера власти и подчинения. Частное- отрасли гражданск,

предпринимат, трудового, семейного. Публичн. – констит, админстр,

уголовн, финансов.

Основные критерия разделения:

1. интерес – личный; общественный, гос-ный;

2. предмет прав. регулир. – нормы, регулир. имушествен. отношения;

неимущественные.

3. метод правов. регулир. - диспозитив, координир. (ра-венство);

императивн. субординацион. (подчинение).

4. субъектный состав – частные лица м/у собой; частн. лица с гос-ом, или

гос. органы м/у собой.

В правов. гос-ве частные и публичн. права гармонично сочетаются.

69.Материальное и процессуальное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право – совокупность правовых нормы, с помощью которых

государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем

прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального

права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и

лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов,

устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности

за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с

процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие

ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный

процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона,

следовательно, проявление его внутренней жизни.

Процессуальное право – регламентир. порядок правов. регулир. материальн.

отраслей. Состоит из прав. норм, регулирующих отношения, возникающие при

рас-следовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и

гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как

закрепляет процессуальн. формы, необходимые для его существования.

70.Система права и система законодательства

Сис-ма права- внутренняя структура права, состоящая из взаимосвяз. норм,

институтов, подотраслей, отраслей права. Законодательство тоже имеет свою

внутренную структуру – сис-ма действующ. законов и основанных на них

подзакон. актов. Их различают по след. основаниям:

Сис-ма права Сис-ма закон-ва

Первичный элемент НП НПА

Выступает в кач-ве Содержания Формы

Складывается Объективно Субъективно

(в соответ. с сущест. общ. отношен.) (зависит от

закон-ля)

Имеет Первичный хар-тер Производный

(первая служит исходной базой

для второй)

Строение Горизонт. ..и вертикал.

(отрослев) (иерархическое)

Они различны и по объему: зак-во, с одной стороны, не охватывает всего

разнообразия нормативности (ведь кроме зак-ва право оформляется и в юр.

обычаях, и нор-матив. договарах и юр. прецедентах), а с др. стороны,

включает в себя кроме формулировок норм и др. элеме-нты – преамбулы,

названия разделов, глав, статей и т.п.

71.Понятие и виды форм (источники) права

Источник права –спец. юр. термин, котор. имеет 3 знач-я - сила котор.

образует правов. нормы – это общество и гос-во. Народ источник гос. власти

– формирует гос. органы, котор. выражают волю народа – издавая НПА и

подкрепляют их принудит. силой.

- условия котор. способст. возникнов. норм права – экон. развитие гос-ва,

отношение собственности, полит строй, правосознание общества, опыт

предыдущ. правотворче-ства юрид. учения, доктрины

-источник знаний о праве – гос. документ, котор. и явл. источником права в

формально-юрид. смысле.

Правов. обычай –правила поведения, сложившееся в процессе самой жизни в

результате многократного и длительного примене-я, а затем санкционир-ые и

взятые под защиту гос-ом. т.е. гос-во придает им юр. силу и превращ-ет их в

официал. юр. док-т.(законы 12 таблиц, Русская правда, ГК РФ предусм. обычаи

делов. оборота). Юрид. прецидент – решение судеб. и админист.органа, котор.

стало образцом для послед-их решений по таким же делам. Наибольш.

распространен. имеет в США, Ка-наде, Англии, Австралии. В РФ характер

прецедента имеют разъяснения Пленума Верхов. суда, обязат. для всех судов.

Это позволяет компенсировать отставания НП от динамики общест. отношений.

НПА –офиц. юр. док-т изданный гос-ом, содержит НП, общеобяз. характер,

подкреплен принудит. силой гос-ва. С их помощ-ю устанав., изменяются,

дополняются дейс- твующие НП. Иерархия – Конс., законы, подзакон. акты.

Норматив. договор – действует непосредственно, обще-обязателен, регулир-т

наибол. важные общест. отношен. (Договор об образов. СССР 22г, Федерат.

договор РФ 92г)

73.Понятие, признаки и виды законов

Это – нормат. акт высш. юр. силы, принимаем. в особом порядке представит.

органом или народом на референду-ме и регулир-ий наиболее важные общест.

отношен.

Признаки – 1.приним-ся спец. упол. органом (ФС, за-кон. органы субъектов),

2.соблюд. процесс. порядка (подготовка проекта, внесение, обсуждение,

принятие, подписание, опубликов) 3. регулир. важнейшие общ. отнош. (праваи

свободы, вопросы конс. хар-ра, экономи-ки, обороны и безопасности,

междунар. отношен. и др.) 4. общеобязат-ть –все гос. органы, долж., физ. и

юр. лица. 5.стабильность – изменение и отмена органом его принявш. в соот.

с юр. процедурой. 6. выс. юр. сила -иерархия.

Классифик. по различн. основаниям: по юр. силе:

Конституция- основополог. полит. правов. акт, закрепл. конст. строй, права

и свобо-ды, форму правлен, гос. уст-ройство. Федер. конст. закон-

приним. по вопросам предусмотр. в Конст. (о референдуме, о военном поло-

жен, об изменен. статуса). Федер. закон- акты текущего закон-ва посвящен.

различным сторонам соц.-экон, полит, духовной жизни общ-ва. Законы

субъек. федер.- издаются их представ. органами и распраст только на

соответст. террит.

по субъектам законот-ста- закон.органом, референ-м.

по предмету правов. регулир.- констит, администр, гражданск, уголов,

эколог, и др.

по сроку действия- постоянные, временные.

75.Систематизация закон-ва: понятие,виды..

Это – деятельность по приведению норм. актов в единую упорядоч. сис-му.

Кодификация – деят-ть правотворческ. органов гос-ва по переработке

однородных НПА и создание на их базе нового сводного систематизир-го НА для

соответ. отра-сли права. Формы кодифик. актов – основы зак-ва – акт федер.

уровня, котор. содержит наибол. важные общие нормы по предмету совмест.

ведения федерац. и субъек-тов, которые развиваются в актах субъекта федер.

кодексы –сводный акт, подробно регулир. опрдел. сферу обществ. отношений и

подлежащий непосредст. приме-нению. Он стоит во главе НА соответ. отрасли

(ГК, УК). Чаще состоит из – общей –базовые принципы отросли, особенной

–детально регламентир. институты и подинст. регулир-ой отрасли. уставы,

положения – определ. пра-вов. положе-ние органов, организ-ий (ЦБ РФ), либо

рег-ламент. некот. виды деят-ти (военская служба), регулир. не столь важ-

ные для всего общества сферы отношений.

Инкорпорация – объединен. НПА определенного уров-ня в сбор-ники или

собрания зак-ва. (без изменен. содер-жан, в определен. порядке –алфовит,

хронол, предмет). Проводит ее систематизи-щий орган (мин-во юстиции).

Официальная –компетент. орган, сборники имеют офи-циальн. хар-р, выступает

формой опубликов. действ-их НПА, хотя не явл. источником права (Собрание

актов Президента, Правит-ва) . Неофициальная – внешняя обработка зак-ва

гражданами, организ. без спец. полно-моч.на то правотвор. органов

(справочники для учите-лей, работников ПО).

Консолидация – объединен. нескол. НПА дейсвующ. в одной области общ.

отнош., в единый сводный НПА без изменения содержан. Осуществ. компетент.

органам гос- ва и является разновидностью правотворчества.

В результ. систем-ии устраняются противоречия между правов. нормами,

отменяются или изменяются устарев-шие нормы и создаются новые, более

совершенные, облегчает использование норматив. материала.

76. Правотворчество: понятие, принципы, виды

Это –деят-ть гос. органов, направлен. на совершенст-ие закон-ва путем

создания новых АН, изменен, отмены устаревших. Сущность – возведение гос.

воли в закон, т.е. форму юр. предписаний, имеющ. общеобяз. значение

Принцип: Демократизм – обеспечение активн. участия населения в правотвар-

ве, учет обществ. мнения при раз-работ. и принятии НПА, отражение пожеланий

тех, кого коснутся нормы принимаемого акта. Законность – учет иерархии

прав.норм, соблюдение процесс. правил приня-тия, принятие в пределах

компетенции правотвор. органа

Гуманизм – чел-к в центре законод-ой деят-ти, направле-нность правотворч.

акта на обеспе-чение и защиту прав и свобод личности, максим. удов-летвор.

матер. и духов. потребностей. Научность- использование достижений науки,

приемов и методов научного анализа, научная обоснованность правотворчества.

Гласность- открытость правотвор-ого процесса для общественности, публика-

ция в печати, обсуждение в СМИ. Тщательность подго-товки пректа –

использование отечествен. и зарубежного опыта, результатов социолог.,

политологическ., психоло.

исследований. Виды: 1.Референдум (народ), 2.Законот-ворчество (правотвор-

во гос. органов – ФЗ, закон. орга-нов субъек.), 3.Подзаконное правотворч-во

(отдел. долж. лиц –Президента, главы субъек., министра), 4. Локаль-ное

правот-во (орган. мест. самоупр), 5. Правот-во общест. организ., 6.

Договор. пративотвор-во (деят-ть гос. органов по заключен. норматив.

договоров – между федер. и ее субъек.)

79.Правоприменение. Правоприм-ый процесс

Это– властная деят-ть компетент. гос. органов по реализ.

прав. норм относит. конкретных случаев и опред. лиц.

Признаки: осущ. уполном. гос. органами и долж. лица-ми; соблюден. про-цесс.

формы; установлен. суб.прав, юр.обязан-тей, ответ-ти при нарушении;

принятие инди-вид. правов. решения.

Необходи-ти возникает: 1. когда предусмотр. права и обяз. не могут возникн.

и реализов-ся без издания влас-тного решения – реализ-я права на образов-е,

необход. решение руков-ля ВУЗа; 2. определ. препятствия для использов-я

права – купил дом, а др. лица препястсвую его праву владения; 3. юр.

обязан. не испол-ся доброво-льно – договор поставки, арбитраж, суд,

принудит. поря-дке; 4.совершено правонаруш. и нужно определить меру юр.

ответ-ти – преступление, суд, нормы УП. Стадии

1. Установлен. фактич. обстоят-тв дела – сбор фактов не-обход. для вынесе.

решения, их анализ и оценка. Устано-влен. фактич. обстоят-т должно быть

обоснованным и законным (преступление –что, кто, где и когда, способ и

мотив). Устанавли. с помощ–свидет. показаний, иследов. док-в, предметов,

экспертизы и др. данных. 2.Определен. юр. основы дела- выбор и анализ юр.

нормы подлеж-ей применению. Анализ– уяснение ее содержания и провер-ки

действия во времени, простр-ве, по лицам. Выбрать норму значит дать оценку

фактич. обстоят-ам. 3.Вынесе-ние решения– убедившись, что фактич. обстоят-

ва уста-новлены правильно, полно, достоверно, им дана правиль юр. оценка и

НП применима к данному делу - издание компетент. органом правопремен. акта

в форме пригово-ра, приказа, распоряжен. Объявляется заинтерес. лицам.

Начинается процедура реализации права.

80.Правоприменит. акты: понятие и виды

Это – офииц. правов. докум-т, содержащ. индивид. гос-но-властное

предписание компетент. органа, котор.выно- сится в результ. разрешен.

конкрет. юр. дела. Признаки

индивид. властный хар-тер (обязат. для определ. лиц и охран. принуд. силой

гос-ва);- д.б. законными (опираться на конкрет НП – ст. УК); - издаются в

установл. законом форме и имеют точное наименование (н-р: акты ПО-суд,

прокуратура- должны иметь вводную, описательн, моти-вировоч, резолютив.

часть; Приговор, приказ, постановл, распоряж.) Виды: классиф. по издавш.

их субъектам:

1.акты представит. органов власти (постанов. ГД о наз-начен Председат. ЦБ);

2. исполнит. (Указ президента о назначен. федер. министра); 3.

правоохран. органов (прокуратуры, суда, арбитража); 4. акты гос.

контроля (пос-тановлен. налог. органа, таможни). по харак-ру правов.

воздействия 1. регулятивные – устанавл. конкр. юр. права и обяз. при

правомер. поведен. (приказ о прие-ме на работу); 2. охранитель-ые – при

совершен. пра-вонаруш. (приговор суда по угол. делу); по значению-

1. основной (решение суда по существу дела) 2. вспомо-гательный

(определение о принятии дополнит. исковых требований).

81.Пробел в праве и способы преодоления

Это- отсутствие правов. нормы при разрешен. конкрет-ных жизнен. случаев,

котор. д.б. разрешены на основе права. Причины- отставание зак-ва от

развития жизни и упущения при подготовки НПА. Ликвидация

1. Изда-ние компет. органом недостающ. НП – процесс длитель-ный, не

позволяющий оперативно реагировать на потре-бности прав. регулирования;

2. Заполнение пробела правоприменителем – по анало-гии – определен. сходст-

ва м/у различ. явлениями или предметами. Аналогия закона – решение

конкрет. юр. дела на основе применение нормы, котор. данное отнош.

непосредст. не регулирует, а регулирует сходные, родст-вен. отношения.

Аналогия права – если не применима аналогия закона, принимается решение на

основе общих принципов и смысла права.

Данные способы имеют место в правоприм. практике, однако запрещены в

администр. и уголов. праве (преступление только, то котор. предусм. угол.

закон. как таковое)

82.Юр. коллизии и способы их разрешения

Это- противореч. м/у ПА, регулир-щими одни и теже общ. отношен. Они

вносят в правов. сис-му несогласов, дефектность, создают неудобства в

правоприменении затрудняют пользование. Причины- устаревание, появ-ляются

новые не отменяя старые и действуют одноврем., недостаток опыта

законодателя, низкое качество законов

непоследовательная систематизация.

Виды – 1. Констит. и др НПА (Конст); 2.закон и подзак. акт (закон); 3.

общефедер. и актами субъект. федер. (если в пределах ведения, то субъекта,

если нет, то ..);

4.м/у актами одного органа,но в разное время (послед-й); 5. м/у разными

органами (более выс. юр. силой); 6. м/у общим и спец. НА (если одним

органом – специал., если разными – общий).

Способы- 1. Принятие нового НА; 2. Отмена старого; 3. внесение

изменений в действующ.; 4.систематизац-я закон-ва; 5. референдум; 6.

деятельность Конст. суда; 7. толкование; 8. переговорный процесс через

согласи-тельные комиссии.

83.Толкование права: понятие, виды, способы

Это- деят-ть компетен. гос. органов, общест. организ, отдел. граждан по

разъяснению значения НПА. Оно включает: деятельность по разъяснен. и

результат разъя-снен.- интерпретированный НПА. Цель – единообраз. понимание

и применение НПА, уяснить для себя и раз-ъяснить др. Способ – совок.

однородных приемов и пра-вил толков-я, основываю-ся на однородных средствах

и аргументах. Грамматический – основан на знании языка, точном толковании

значения слов, терминов, использов. правил словоупотребления, синтаксиса,

морфологии. Систематический- определ-ся ее место в сис-ме права (отрасли,

институте) и установлен. смысл правов. нор-мы, сопоставляя ее с др. НП и

установл. логич. связи с ними (УП - нарушен. правил вождения боевой техники

– нормы излогающ. данные правила); Исторический – учитывая обстоят-ва

возникнов, истор. условия принятия нормы, цели и задачи; Логический-

разъяснение исходя из ее содержания, используя логические приемы и ана-лиз

др. норм не прибегая к др. средствам толков-я. Цель- придание абстрактно

сформулир. норме конкретн. смысл

Виды. Результат толкования оценив-ся по объему– соот-ношен. содерж-я

истолкованной нормы с первоначал. текстом. Буквальное- содержание нормы

(дух) в результ. толкования совпадает со смыслом текста (буква) прав. нормы

при простом прочтении; Распространенное- (дух) содержание оказыв-ся шире

ее непосредст. текстов. вы-ражения (констит. статья- судья подчиняется

только за-кону- все НПА при осуществ. правосудия); Ограничен-ное-

содержание нормы становится уже ее первоначал. текста (увольнение); от

статуса субъекта: официаль-ное- компетент. органами, обязат. для всех кто

применя-ет эту норму. Аутентическое- кто издал тот и толкует (парламент);

Дилигированное- не принимавшим НА (пра-вительсво-мин. финансов); Казуальное-

применимо к отдел. случаю, делу и не влечет юр. последст-ий для сходных

дел (Постановлен. Пленува ВС по конкр.делам) Нормативное- носит общий

характер, обязателен при применен. права (руководящ. разъяснен. Пленума ..

по применен. закона). Неофициальное- любой субъект, не явл. обязат. для

иных субъектов, позволяет лучше по-нять НП. Основано на профессионализме и

авторитете толкователя (научные учреждения, ученые, адвокаты, др. –

Комментарии к Кодексам, законам)

84.Правоотношения: понятие, признаки, виды

Это- общест. отношен, в котор. стороны свяаны м/у со-бой взаимными юр.

правами и обязанностями, охраняем гос-ом. Признаки: 1. складыв-ся на основе

прав. норм (все отношения, регулир. НП – правоотношен, где пре-дусмотрен.

модель поведения, другие регул. нормами морали, традициями, обычаями); 2.

взаимным. правами и обязан. (продавец-покупатель); 3. сознательно-волевой

хар-р (реализация предостав. права и обязан. сознател. действиями); 4.

Гарантир-ся и охраняются гос-ом (созда-ет условия для реализации, принимает

принудит. меры к их обеспечению). Классифик-я: 1. По отрослям –конст.

(права и свободы чел-ка), администр. (в сфере гос. упра-влен), гражданс-

правов. (аренда), уголов (ответ-ть за преступ.) и др; По содержан.-

регулятивные (на основе НП и договора) и охранит. (гос. принуждение,

юр.ответ) По харак-ру- процессуал. (возбужд. уг.дела, ведение сле-дствия) и

материал. (по существу– трудовые, финансов) По степени определенности-

абсолютные (м/у субъктом и всеми остальн. – отношен. частн. собственности),

относительн. (м/у конкрет субъектами–арендат-р и арен--ль); По количеству

участник.- простые (2 субъекта-куп-ля-продажа), сложные (сбор подписей на

референдум); По продолжит.- моментальные(мена), длительные (арен-да); По

харак-ру- активные (совершение положит. дейс-твий –оказание услуги по дог-

ру), пассивные (осуществ. запретов, пассивн. обязанностей - владение

имуществом)

85.Понятие и виды субъектов правоотношен.

Это- участники правов. отношен.обладающ. суб. права-ми и юр. обязан. Виды:

Индивид. (граждане, иностр, апатриды, бипатриды) и коллектив. (гос-во, гос.

и негос. организац) субъекты. Мера участия субъектов правоот- нош. определ-

ся их правоспос. и дееспособ. Правоспос.- способность иметь юр. права и

нести юр. обязан. (с рож-дения). Дееспособн.- способность лица своими

действ. осущест. свои права и обязан. Она зависит от возраста (полная

18лет, частичная 14-18 лет), состояние здоровья (недееспособн.-решен.суда,

ограничен– злоупотреб-ние).

Иностр. и лица без гражд. как участники правоотнош. приравнив. к гражданам,

с некотор. ограничениями – избирать и быть избран-ым в представ. органы

власти, занимать определ. гос. должности, служить в ВС.

Коллектив. праводееспособ. ограничив. целями и задача-ми ради котор.

создаются. Дееспособ. выражается в дей-ствиях определ. долж. лиц,

выступающ. от имени всей организации. Специфич. участник –гос-во. В гос.-

право-вых и админист.-правов. отношениях занимает ведущее место –

осуществ. борьбу с преступностью, регулир. уго-ловно-правов. отношен.,

представляет страну на между-народ. арене и др. Гос. и негос. организ.

различаются в зависим. от того какие функции осуществляют–публичн. и

частные. Гос. организ носят публич. хар-ер, они суще-ствуют не зависимо от

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ