Рефераты
 

Система права и система законодательства

обязанности сторон; охранительные - реализацию санкций охранительных норм,

устанавливая меры юридической ответственности.

По значению в правоприменительном процессе они могут быть

вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и

основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела

социального обеспечения о назначении пенсии и т. д.).

По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа

(приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому),

форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором

обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в

следственные органы), а в наиболее простых случаях - устный вид (наложение

штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности

и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического

дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или

опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует

практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно

фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает

четыре момента: 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом,

рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.;

2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор

доказательств, процедуру рассмотрения и т. д.; 3) правильную юридическую

квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном

случае; 4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями

диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию

законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как

правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но

эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-

разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении

принципов справедливости, эффективности, учета материального положения

сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру

наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать

тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие

ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере

ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком

наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен

вышестоящей судебной инстанцией.

Правоприменительные акты - документы юрисдикционного характера имеют

четкую структуру и состоят из четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение,

постановление и т. д.), место и дату принятия, наименование органа или

должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом

рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и

какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих

наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую

квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения

применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался

правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и

обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об

установлении юридического факта и т.д.).

3. Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-

правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и

структурные характеристики права. Данная система является внешним

выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно

в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение

между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной

нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют

самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные

тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых

норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она

имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно

выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы

законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства

обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными

отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли

законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное

право — конституционное законодательство, трудовое право - трудовое

законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское

процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов

государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит

Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления

Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные

нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях -

федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в

сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и

Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня

нормативно-правовых актов Российской федерации: федеральное

законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные

законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные

акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации -

республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные

акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов

федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы,

постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство

органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в

зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного

управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное

законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение

отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

3.1. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии.

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда

спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового

регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права.

Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.

Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы,

необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового

регулирования.

Круг общественных отношений, составляющих сферу правового

регулирования, устанавливается законодателем двумя способами.

Во-первых, каждая юридическая норма регулирует отдельный вид

общественных отношений, признаки которого описываются в ее гипотезе. Таким

образом, каждая норма имеет свои «участок» в общей сфере правового

регулирования. Совокупность подобных «участков», если иметь в виду все без

исключения нормы какой-либо отрасли, и составит общую сферу правового

регулирования данной отрасли.

Во-вторых, круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель

закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм. Такие

нормы предназначены для установления круга отношений, входящих в сферу

правового регулирования. Так, ст. 2 ГК РФ имеет заголовок «Отношения,

регулируемые гражданским законодательством». В ч. 1 названной статьи

предусмотрено, что «гражданское законодательство определяет правовое

положение участников гражданского оборота, основания возникновения и

порядок осуществления права собственности и других вещных прав,

исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

(интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные

обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные

неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и

имущественной самостоятельности их участников». В ст. 2 «Отношения,

регулируемые семейным законодательством» Семейного кодекса РФ записано:

«Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в

брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные

неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами,

родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в

пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими

родственниками и иными липами, а также определяет формы и порядок

устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей». Аналогичным

образом фиксируется круг правовых отношений и в других отраслях права.

Вместе с тем для правоприменителя недостаточно определить правовой

характер рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые

последствия. Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в

диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон.

Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве.

Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух

причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений,

которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены

законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия

закона и аналогия права.

Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной

норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.

Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по

юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если

нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму,

регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и

используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.

Применение аналогии закона в случаях обнаружения пробела предусмотрено

законодателем. Так, в ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР

записано: «В случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд

применяет закон, регулирующий сходные отношения». Область применения

аналогии закона достаточно обширна, поскольку в соответствии со ст. 1 ГПК

РСФСР в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела по

спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административно-

правовых отношений. Приведем один из примеров. В последние годы в стране

появилось множество частных фирм, оказывающих правовую помощь гражданам и

юридическим лицам. Однако возмещение расходов на эти услуги процессуальным

законом не предусмотрено. Поэтому, например, истец, понесший расходы на

юридическую помощь, хотя и выигрывал дело, не мог взыскать такие расходы с

ответчика. В настоящее время в судебной практике при рассмотрении подобных

дел используется аналогия закона: правило ст. 91 ГПК РСФСР,

предусматривающей возможность взыскания расходов по оплате юридической

помощи адвокатов - членов юридической консультации, признается правовым

основанием для возмещения расходов по оплате помощи, оказанной юридическими

фирмами.

Заметим, что в связи с возрождением в России частного права и

расширением гражданских свобод сфера применения аналогии закона

соответственно сужается. Об этом говорит определение аналогии в Гражданском

кодексе Российской Федерации: в ч. 1 ст. 6 зафиксировано, что в случаях,

когда «отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением

сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким

отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское

законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)». В

гражданском праве, следовательно, для применения аналогии закона

недостаточно отсутствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение.

Необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному

случаю обычая делового оборота.

Аналогия права - это применение к не урегулированному в конкретной

норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные

отношения, общих начал и смысла законодательства.

Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы

права (общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют

непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-

правовым основанием правоприменительного решения.

Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух

условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы,

регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать

аналогию закона.

Новое гражданское законодательство внесло некоторые изменения в

процедуру применения аналогии права. В ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ

записано: «При невозможности использования аналогии закона права и

обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского

законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности

и справедливости». Иначе говоря, правоприменитель, используя аналогию

права, руководствуется не только отраслевыми (общие начала и смысл

законодательства), но и общеправовыми (требования добросовестности,

разумности и справедливости) принципами.

3.2. Юридический процесс

Процесс буквально переводится как «движение вперед». В юридической

практике он означает порядок осуществления деятельности следственных,

административных, судебных органов. Близким ему по значению является термин

«процедура» - официально установленный порядок при обсуждении, ведении

какого-либо дела.

Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он

урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм

материального права. Поэтому чтобы понять, что такое юридический процесс,

каковы его место и назначение в правовой практике, необходимо помнить, что

роль материальных и процессуальных норм в правовом регулировании различна.

Нормы материального права определяют субъективные права, юридические

обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т. е.

составляют основное содержание права. Существенными признаками права, как

уже отмечалось, являются его обеспеченность возможностью государственного

принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства

активно включаются в деятельность, направленную на реализацию права, на

проведение его в жизнь. Подобная разнообразная деятельность и обозначается

термином «юридический процесс». Связь и единство орава и процесса отмечены

К. Марксом: «Материальное право ... имеет свои необходимые, присущие ему

процессуальные формы... Один и тот же дух должен одушевлять судебный

процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона,

следовательно, проявление его внутренней жизни»3. Таким образом, процесс

вторичен по отношению к материальному праву, произволен от него, является

формой его жизни. Аналогичный вывод можно сделать относительно

процессуальных норм, регулирующих процессуальное производства

К. Маркс в своих выводах следовал континентальной традиции, заложенной

шкалой естественного права. Принципиально иное место занимает юридический

процесс в англосаксонской правовой системе. Здесь судебные процедуры

явились основой развития правовой системы. Судьи должны были строжайшим

образом соблюдать все процессуальные правила при установлении фактических

обстоятельств рассматриваемого дела, но не были связаны какими-либо нормами

при вынесении решения по нему. Лишь постепенно стремление к единству и

непротиворечивости судебной практики привело к становлению прецедентного

права. Судебный прецедент стал основным источником права в Англии, т. е.

материальное право сформировалось на базе юридического процесса.

В современной правовой науке юридический процесс получил более широкую

трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с

правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе

соответствующего регламента и рассматривается как разновидность

юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы,

регулирующие порядок законодательной деятельности.

Юридический процесс - это урегулированный процессуальными нормами

порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в

подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений

общего или индивидуального характера.

В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать

правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть

организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е.

по заранее установленным юридическим правилам.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых,

это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-

вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано

процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на

принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального

(акты применения права) характера.

Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность,

состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную

последовательность. По содержанию он представляет собой цепь

взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений,

фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования

уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как

осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных

доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения —

постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в

квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п.

При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя

процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-

процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также

принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных

правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех

иных органов правотворчества и правоприменения.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть

правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты.

Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих

процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от

органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума,

губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет

законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до

вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета

Федерации.

Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального

юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры

принятия правоприменительных решении многообразны. Они более просты для

органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ

Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о

приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия

актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в

зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие

виды:

1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение.

Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского

процессуального кодекса (ст. 247-251);

2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических

споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);

3) процесс определения мер юридической ответственности (так, Кодекс

РСФСР об административных правонарушениях содержит раздел «Производство об

административных правонарушениях»7Т1роизводство по уголовным делам

осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса.

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического

процесса - праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе

право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические

решения - интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от

нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель

пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и,

следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического

процесса.

Специфические особенности имеет также производство по исполнению

правоприменительных решений:

судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об

административном аресте и других решений о применении мер государственного

принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных

органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного

процесса.

Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку.

В системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское

процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно

гражданское судопроизводство и предварительное расследование и

судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по

административным делам, связанным с применением мер юридической

ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер

государственного принуждения. В отечественной юридической науке высказано

мнение о том, что формируется новая отрасль - административное

процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что

совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые

основы деятельности должностных лиц и органов Российского государства,

способствует формированию административной юрисдикции. Таким образом, по

отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный

процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс.

Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным

кодексом РФ.

4. Тенденции развития системы права и системы законодательства.

Основные направления развития и совершенствования права связаны с

социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране.

Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права,

обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни

человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции: 1) общие,

характерные для права в целом, включая систему права и систему

законодательства как две стороны одного целостного явления; 2) тенденции

развития структуры (системы) права; 3) тенденции совершенствования

законодательства.

К общим тенденциям относятся следующие:

1. Постепенное изменение соотношения - «человек и право». С одной

стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой

системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы.

Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод

человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о

собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится

изменение методов правового регулирования: переход от императивных к

диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования

в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и

расширяется сфера действия частного права.

С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-

правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда

(свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков,

бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание

отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема

прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

2. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и

Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования

развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное

развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как

договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

3. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях

общепризнанных принципов и норм международного права и международных

договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить

также об интеграционной тенденции законодательства стран - участниц СНГ в

экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать

такие.

1. Процесс постепенного накопления нормативного материала и

распределение его по структурным блокам - институтам, отраслям. Все более

заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как

равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет

расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность

регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов

и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже

существующих структурных подразделений (семейное право).

2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой

образование комплексных структурных объединений юридических норм. Это

обусловлено комплексным характером предмета и метода правового

регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение

комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы,

от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

3. Возможное развитие системы права в направлении от современной

структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к

«плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться

в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии

определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные

ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из

естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели

законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе

из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной

специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим

образом.

1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с

Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего

законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых

законов, совершенствование законодательной техники и законодательного

процесса. В частности, федеральный закон о порядке опубликования и

вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат

Федерального Собрания от 14 июня 1994 г. признал утратившими силу два

устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в

силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской федерации» в

качестве официального периодического издания и предписал Президенту и

Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с настоящим

законом.

2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства - о банках

и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах,

местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет

более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные

вопросы.

3. Становление новой структуры законодательства, вызванное

разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и

другими субъектами Федерации. Появляются новые виды законодательных актов

(уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления

губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

5. Заключение

Таким образом, в заключение хотелось бы заметить, что сегодня в России

идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех

договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс

можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности,

приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной

собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный

существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно,

свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом

ущерба правам и законным интересам других лиц, т.е. субъект, частное право

которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспози-

тивного метода правового регулирования.

Принципиально новым феноменом в истории российской системы права

является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к

формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой

самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках

федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема -

коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.). Это значительно

усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта

регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения

всевозможных споров и коллизий.

Российская система права и система законодательства находятся ныне в

ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением их

развития является построение правового государства на базе развитого

гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали

бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

6. Список использованной литературы.

1. Курс лекций по теории государства и права: в 2 ч. Саратов, 1993

год.

2. Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 1993 год.

3. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994 год.

4. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987 год.

5. Карташов В.Н. Применение права. Иркутск, 1980 год.

6. Спасов Б. Закон и его толкование.

-----------------------

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Соблюдение

запретов

Исполнение обязанностей

Использование

субъективного права

Пассивное

поведение

Пассивное

поведение

Исполнение обязанностей

Активное

поведение

Фактические

действия

Юридические

действия

Требования

к обязательному

лицу

Притязания

Первая стадия:

установление фактических

обстоятельств

Первая стадия:

установление фактических

обстоятельств

Вторая стадия:

установление

тождества между

фактическими

обстоятельствами

реальной жизни

и фактическими

обстоятельствами,

предусмотренными

в гипотезе

Норма права:

гипотеза

(содержит указание

на фактические обстоятельства)

Диспозиция (санкция)

(содержит указание на

правовые последствия)

Третья стадия:

вынесение решения

по юридическому делу

Юридическое решение (акт применения права)

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ