Рефераты
 

Сущность государства

находится запрет на насилие как условие возможности гражданских прав,

обеспечение правовых благ, гражданских нравов и культуры.

Понимание современного государства как мирного единства не ставится с

необходимостью под вопрос в результате внутриобщественных конфликтов. Но

они не должны приводить к тому, чтобы общество раскололось на друзей и

врагов, к тому, чтобы общественные группы стали участниками войны.

«Современное государство по своей сущности является политическим

единством»2, которое существенно зависит от того, чтобы ни одна из групп не

имела права и не обладала властью на то, чтобы кого-то объявлять врагом,

или на ведение гражданской войны. Исторически современное государство

исходит из опыта гражданских войн раннего Нового времени. Оно выступает

институциональным преодолением гражданской войны. Последняя в философии Т.

Гоббса трактуется как изначальная травма status naturalis. Его заменят

status civilis: в результате всесторонней договоренности о гражданском мире

и подчинении государству как гаранту этого мира, обладающему властью,

государство может потребовать от своих граждан проявлять послушание лишь в

том случае, если оно обеспечивает им эффективную безопасность. Защита и

послушание образуют

1 - Tunkin G. International law in the international system. Academy of

international law, 1978, p.31.

2 - К. Шмитт

легитимационную связь;

б) государство характеризуется единством решений. Согласно определенному

порядку компетенций и процедур оно принимает решения в спорных вопросах,

касающихся общего блага, которые не могут быть решены общественной

саморегуляцией. В децентрализованной области компетенции конституционного

государства, характеризующейся разделением властей, также должна

существовать инстанция, обладающая правом на последнее слово и требующая

правового послушания (не отрицая при этом, однако, возможности критики). В

этом оно отличается от плюрализма средневекового сословного устройства.

Государственное единство в принятии решений оправдывает себя также в

спорах об интерпретации данных норм, не в последнюю очередь и конституции.

Здесь имеет место момент сравнивания между государством и католической

церковью: там, где содержание обязательных текстов неясно, требуется

инстанция, которая может дать обязывающую интерпретацию. Государственное

мышление, начиная с Гоббса и Д. Локка, ставит на повестку вопрос (всегда

оспариваемый) о правильности политического порядка и вопрос (вынесенный за

пределы спора) о компетенции на принятие решений (quis interpretabitur).

Чем сильнее расхождения в обществе относительно оценки фактов, тем более

необходимым становится консенсус относительно инстанции, принимающей

решения, о модусе легальности. Если согласно Гоббсу формальная компетенция

(auctoritas), а не реальная правильность (veritas), составляет

государственную норму и обосновывает ее обязательность, то с этим не

отрицается тот факт, что соответствующая компетенции легальность связана с

легитимностью, но тому, кто подчиняется норме, отказывают в

непосредственном, неопосредованном легальностью споре о легитимности;

в) современное государство является «единством деятельности и действия»1.

Будучи таковым оно способно решать современные задачи. В нём организована

активность человека Нового времени, рассматривающего естественный

окружающий мир и порядок общежития как задачу, требующую в зависимости от

меняющихся политических потребностей и целей нового оформления.

Государство заранее принципиально не связывает себя определёнными целями и

задачами. Оно требует виртуальной всеобщей компетенции в фактических

областях и полной свободы действий;

г) единство решений и действий современного государства является условием

его правового единства. Последнее оправдывает себя в фиксации и

осуществлении права, в значении норм, а также в их интерпретации.

Государство и право находятся в тесном, неразрывном единстве, которое в

известном смысле имеет органический характер. Как социальные явления

государство и право возникают одновременно. Но различны точки зрения о том,

как соотносятся между собой государство и право. В нормативисткой концепции

права государство - первично, право - вторично. Право - продукт не чьей-

либо жизнедеятельности, а именно государства. С точки зрения нормативисткой

концепции права, законность есть точное, напреложное соблюдение исходящих

от

государства норма права, а не чьих-то субъективных прав и свобод. Отсюда

видно, что

1 - Х.Хеллер

нормативный характер права, возведённый в абсолют, не может быть положен в

основу истинного понимания права.

Недостаточность (именно недостаточность, а не абсолютная непригодность)

нормативной трактовки права послужила причиной появления иных подходов в

понимании права и его соотношения с государством. В этом случае «право есть

вид деятельности, состоящей в создании и применении общеобязательных норм и

нормативных (индивидуальных) юридических средств при обеспеченности

государственным принуждением, направленной на урегулирование

производственно-обменной и иной взаимосвязанной деятельности людей для

достижения необходимого результата»1. Такой подход делает шаг к признанию

социального, а не государственного происхождения права, так как право

связывается с различной деятельностью людей.

Деятельность людей состоит не только в создании и применении

общеобязательных норм и ненормативных (индивидуальных) юридических средств.

Это особенно очевидно при рассмотрении проблемы прав человека.

Согласно общепризнанным и цивилизованным взглядам, права человека

принадлежат ему от рождения. Они не предоставляются не другими людьми, ни

гражданским обществом, ни государством, ни законами, изначально присущи

человеку и всего лишь признаются и соблюдаются другими членами

человеческого общества. Кто же создал права человека и в чём их источник?

Источник прав человека - он сам, его потребности и интересы, его образ

существования и развития. Он же выступает их носителем. С этой точки зрения

право обладает социальным, человеческим происхождением, а не

государственным. Оно - продукт нормальной жизнедеятельности человека, а не

государства. Если же право рассматривать лишь во взаимосвязи с государством

и анализировать как продукт государственной деятельности, то историческим

последствием реализации такого взгляда будет огосударствление и

обюрокрачивание человека как винтика огромной государственной машины.

Социальное происхождение права означает его первичность по отношению к

государству. Государство - инструмент, способ достижения и реализации

права, созданного человеком. В связи с этим основное место среди всех

отраслей права занимает частное (в том чисел гражданское) право, другие же

отрасли играют вспомогательную, обеспечительную роль по отношению к

частному праву.

Государство выступает и хранителем правового порядка. Но его

существование не идентично правовому порядку. Оно предшествует праву

(позитивному), хотя само государство является предметом и адресатом

последнего;

д) государство, желающее осуществить свою программу действия в случае

конфликтов, вопреки сопротивлению общественных групп обеспечить внутренний

мир и сыграть свою партию в «международном концерте», с необходимостью

является также

единством власти. Основой служит «монополия на легитимное физическое

насилие»2.

1 - Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы

становления. М. 1991, с.22.

2 - М.Вебер

Одно лишь государство имеет право применить и обладать организационной

возможностью принуждения: полицией армией, исполнительными,

административными и судебными органами. В результате этого инструментария

оно отличается от негосударственных союзов. Вообще говоря, его особенность

заключается в средствах, а не в целях.

Единство власти оправдывает себя во внутренней суверенности тем, что

государство оказывается достаточно независимым от общества для того, чтобы

самому определить, что в данной ситуации требует всеобщее благо, что оно

способно осуществить свои решения вопреки сопротивлению наиболее сильных

общественных групп и обеспечить то, чтобы ни одна из этих групп не

превратила его в инструмент для осуществления их частных интересов.

Суверенность, таким образом, означает способность ко всеобщему благу.

е) государство является союзом солидарности, члены которого отвечают

друг за друга и за целостность. Солидарность относится не только к

одновременности, она простирается сквозь времена. Государство - это

единство во времени. Оно связывает настоящее поколение, как в хорошем, так

и в плохом, с предыдущими поколениями, от которых оно наследует историю и

за которых оно отвечает. Настоящая деятельность государства может для

будущих поколений создавать либо благоприятные, либо отрицательные

последствия. Интерсубъективное и интервременное единство означает не

только продолжительное существование прав и обязанностей, но и шанс на

обновление духовного и экономического наследия, ответственность за будущее

в обращении с ресурсами, материальными, культурными и моральными основами

совместной жизни.

Государственная солидарность оформляется правовым образом и организуется

как объединение территориальное, тем самым как юридическое лицо, придающее

союзу правовую идентичность, независимую от смены отдельных членов и

биологических законов человеческой природы. Членство в объединённом

государственном союзе, в государственном народе как правовом единстве

вытекает из гражданства. Государственная солидарность связывает лиц,

принадлежащих к государству, граждан государства в правовом смысле, узами

опасности и судьбы с родным государством, с принципиальной неизбежностью,

пожизненно, несмотря на права эмиграции. Личностно-правовая связь,

продолжающая существовать независимо от данного места пребывания, образует

существенную разницу в статусе между гражданином данного государства и

иностранцем, который добровольно вступил в подчинение чужой территориальной

власти и в любое время может уйти от неё.

Заканчивая рассмотрение вопроса о признаках государства, необходимо

хотя бы в самой общей форме остановиться на понятии «казна», тем более, что

во всех словарях оно почему-то толкуется как устаревшее. Между тем такое

государственное учреждение, как казначейство, действует во многих

современных цивилизованных странах.

Проявление государства как казны в юридической и экономической

литературе рассматривается пока еще явно недостаточно. Особенно это

относится к налогам, займам, инвестициям государственным долгам, т. е. ко

всему набору того, что составляет экономические признаки деятельности

государства и определяет значение осуществляющих ее структур.

Очевидно, что в нашей стране именно сейчас, в условиях складывания

многоукладной экономики, если мы не хотим оказаться во власти стихии,

взвешенная научно обоснованная налоговая и инвестиционная политика

государства во все большей мере должна вытеснять чисто административные

проявления его власти, особенно в сфере производства и распределения. Но

это, конечно, не означает, что рынок вообще выходит за рамки

государственного регулирования. Часто утверждается, что если он

функционирует, то государство останавливается на его пороге. На самом же

деле регулируемый государством рынок - это не мнимая величина, а реальность

в современном обществе. Более того, неотвратимость такой его регуляции

вызвала к жизни новые институты гражданского права, трудовое и социальное

законодательство. Но правда и то, что рынок сохраняет свою эффективность и

жизнеспособность только тогда, когда его функционирование не подвергается

административному диктату, а направляется разумной налоговой политикой.

Одним из основных каналов, по которому финансы и другие средства

направляются от государства к населению, является государственный кредит.

Государственный кредит, смыкаясь с кредитованием частных корпораций и лиц,

позволяет широко реализовать созидательный потенциал различных объединений

и лиц и в известной мере способствует утверждению нравственного принципа

социального общества - долг платежом красен. А какой толчок он дает

развертыванию правового образа жизни, правовому регулированию общественных

связей!

О государственных займах и налогах, которые составляют основное

содержание понятия «казна», нельзя, таким образом, сказать, что они только

обеспечивают содержание государственного аппарата. Их значение выходит за

рамки этой далеко не единственной цели. «В налогах воплощено экономически

выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные

танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические

башни, цивильный лист и табель о рангах, - все эти сказочные создания в

зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах» 1. Именно поэтому

налоги, займы, другие аналогичные им категории можно и следует

рассматривать как самостоятельный признак государства, смыкающийся, но не

совпадающий с остальными его признаками. В гражданском обществе и правовом

государстве это становится особенно заметным.

Функции государства.

Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним

из важнейших в общей теории государства. Это обусловлено, во-первых, тем,

что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение.

Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и

определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его

структуру. Иными

1 - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4. с.308-309

словами, структура государственной деятельности определяется системой тех

общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое

воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы

регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций

неизбежно ведёт к изменению структуры. Поэтому функциональный метод

познания является исходным. Что же понимается под функциями государства?

В философской и юридической литературе можно насчитать до двух

десятков таких определений. За терминологическими расхождениями нередко

кроются различия в подходе к изучению этого сложного вопроса. Наиболее

адекватным представляется следующее определение: функция государства - это

необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона)

его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного

развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.

Классификационные критерии, т. е. признаки (их сумма), позволяющие

отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный

характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности,

территориальный масштаб, способ государственного воздействия на

общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства

могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они

делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его

существования, и временные, появление которых вызвано специфическими

условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По

сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции

государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность

внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние -

деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во

взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции

любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая

линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних

условий существования данного государства. По сферам общественной жизни

функции государства могут быть разделены на экономические, социальные,

политические и осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на

основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий

такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства

является объективно необходимой для данного государства. Все виды

деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно,

возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на

которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления

становятся для государства основными.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и

классифицировать функции государства на основе этого принципа.

Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие),

управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.

Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс

реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация,

привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной

(представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма

часто используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая

характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации.

Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое

обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия

на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас

манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации

создают необходимые условия для существования и функционирования других

ветвей власти, всего государства.

Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех

ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие

ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления

государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление,

судебная деятельность и т. д. Происходит, по их мнению, смешение функций

государства и государственной власти.

Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей

целостности, с единой политической, структурной, территориальной

организацией.

Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо

членение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности

государства по отношению к обществу, особой организацией которого и

является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим

государственно организованным обществам, другим государством (внешняя

функция).

Внутренние функции государства проявляют себя в экономическое,

политической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в

экономической области на разных этапах государственности функции могут

выполнять роль «ночного сторожа» (невмешательство в экономическую жизнь),

выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно-

организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления,

планово-программное воздействие на экономику и т. п. Понятно, что та или

иная функция более или менее ярко проявляется на соответствующем этапе

государственности, например, учет меры труда и меры потребления («не

трудящийся да не ест») в раннеклассовых, социалистических государствах.

Внешние функции - защита общества от нападений извне, мирное

сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических

интересов и т. п. - также характеризуют деятельность государства как

целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его

жизнедеятельности.

Деление функций на внутренние и внешние - это определенное наследство,

доставшееся современной отечественной теории государства от ее предыдущего

марксистско-ленинского методологического подхода. На предыдущем этапе в

теории государства классификация функций жестко привязывалась к классовой

сущности государства. Внутренние функции проходили по «ведомству» классовой

сущность государства, например хозяйственно-организаторская функция

наиболее ярко характеризовала социалистическое государство, ведь его

назначение, как декларировалось, сводилось к построению социалистической

экономики. Во всех прежних учебниках неизменно подчеркивалось, что «по мере

продвижения к коммунизму экономическая роль государства будет усиливаться,

в связи с чем неизменно возрастает роль, объем и сложность содержания его

хозяйственно-организаторской функции, поскольку она имеет целью создание

материально-технической базы коммунизма».

Исторический опыт показал, что это не так. И на современном этапе как

раз требуется отказ от государственного патернализма, уход от уравнительной

психологии и социального иждивенчества, вытекавших из организаторско-

хозяйственной функции государства.

Внешним функциям, как правило, отводилась роль общесоциальных функций:

борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т. п., хотя

зачастую все это имело демагогический характер.

Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной

степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний

характер (например, экологическое направление деятельности государства), и

наоборот.

Более важным становится выделение глобальных функций государства,

характеризующих деятельность современного государства в экологической,

демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и

использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и

свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах

деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Особую проблему представляет решение вопроса о централизации и

децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В

условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит

чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре.

В условиях федеративного государства, создания новых государственных

образований, например СНГ, с неизбежностью встают вопросы о разграничении

сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между

надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает

целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого

определения границ (государственных и административных), двойного

гражданства. свободы передвижения граждан и многих других вопросов.

Есть такие вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как

монополия центра, не только неизбежна, но и полезна делу. Это относится к

таким стратегическим вопросам, как совместная оборона, обеспечение

национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса,

обеспечение транспорта, связи и т.п. Но есть вопросы другого рода, где

объективно требуется децентрализация функций государства, учет местной

специфики, который может быть осуществлен только местными органами власти.

Например, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения

стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных

органов и органов местного самоуправления.

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех

средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих

функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат -

система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций

государства.

Подчеркнем, что функции государства, а не различные функции различных

ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в

системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган

имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по

управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства,

функции государственной власти и функции государственных органов.

Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве

формируется специальная структурная организация, называемая государственным

аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти.

Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных

общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных

властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими

возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы

являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования

государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание

специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных

органов устанавливается конституцией (основным законом государства).

Очень важно отметить, что именно государственные органы как раз

характеризуют формирование в государстве особого слоя людей, физически

оторванного от материального производства, но выполняющего весьма важные

управленческие функции. Этот слой известен под разными наименованиями:

чиновники, бюрократы, управленцы, функционеры, номенклатура, менеджеры и

т.д. Он представляет собой объединение профессионалов, занятых

управленческим трудом — это особая и важная профессия.

Как правило, этот слой людей обеспечивает выполнение функций

государства, государственной власти, государственных органов в интересах

общества, народа. Но в определенной исторической обстановке функционеры

могут стать на путь обеспечения собственных интересов. Тогда-то и возникают

ситуации, когда для тех или иных лиц создают специальные органы (синекуру)

или ищут этим органам новые функции и т. п.

Таким образом, орган государства - это специально созданная структура,

составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией,

необходимой для осуществления функций. Построение аппарата государства

должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой

основе.

Но функции государства не являются на всём протяжении развития

государства неизменными. Так, например при переходе государства от

тоталитарного режима к демократическому функции государства приобретают

качественно новый характер. На примере нашей страны и бывших стран

социалистического содружества возможно проследить этот процесс.

В своё время в теории социалистического государства выделялись,

например, следующие его основные внутренние функции: «хозяйственно-

организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры

потребления, охраны социалистического правопорядка, социалистической

собственности, прав и свобод граждан, природы, а также функция оказания

социальных услуг»1. Конечно же, ясно, что хозяйственно-организаторская

функция и функция регулирования меры труда и меры потребления представляют

две составные части функционирования тоталитарной системы в области

экономики, в частности распределения, а функция культурно-воспитательная -

это наполовину функция идеологического контроля.

Вопрос о функциях государства - часть вопроса о функциях публичной

власти в любом обществе, и объективным основанием для их выявления может

быть степень монополизации политической власти и соотношение государства и

общества. Тоталитарная политическая система базируется на монизме власти;

авторитарная политическая система не столь жёсткая, как тоталитаризм, и

может быть определена как система ограниченного плюрализма; демократическое

государство функционирует в гражданском обществе, в саморегулирующейся

среде. Таким образом, следует различать функции тоталитарной системы,

авторитарного государства и демократического.

Прежде чем перейти к рассмотрению того, что происходит с некоторыми из

ниже перечисленных функций, остановимся на не менее важном вопросе - об их

организационных и правовых формах.

Известно, что содержание любого явления не может существовать вне

соответствующей формы. Так и содержание функции государства не даёт полного

представления о ней без учёта организационных и правовых форм2.

Организационные формы функций государства - это его механизм, система

органов, их полномочия. Правовая форма функций государства представляет

собой не что иное, как юридическое оформление и правовое ограничение

деятельности государства, включающее в себя издание соответствующих

нормативных актов, организацию их исполнения и охраны от нарушений, т.е.

формы практической деятельности государства3.

Процесс воздействия государства на определённую сферу общественных

отношений начинается с издания законодательных актов, которые «организуют»

и регулируют данные общественные отношения. Это законотворческая форма.

Практическое воздействие государства и его органов на общественные

отношения происходит в форме исполнительно-распорядительной деятельности в

соответствии с издаваемыми государством законодательными актами.

Следующая правовая форма осуществления функций государства -

правоохранительная. Она состоит в обязанности государства не допускать

нарушение законов и нормативных актов участниками регулируемых государством

общественных отношений при реализации ими своих прав и обязанностей.

Осуществление функций государства, таким образом, происходит в трёх

правовых нормах. Естественно, от содержания функции зависят особенности

организационных и

правовых форм осуществления.

1 - Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства.

Саратов, 1979. Гл..8

2 - Подробнее см.: Загайнов Л.И. Экономические функции Советского

государства. М. 1968. с. 16-18.

3 - См.: Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства

М., 1979. с. 184.

Правовая форма осуществления экономической функции государства в

переходный от тоталитаризма период имеет свои особенности.

На первом этапе государство объективно может лишь готовить почву,

создавать предпосылки и условия, благоприятные для функционирования

рыночной экономики. Поэтому основные задачи экономической функции сводятся

к преодолению тоталитарного наследия в экономике, постепенному укреплению

частного сектора, стимулированию многоукладности в экономике,

реформированию сельского хозяйства, к привлечению иностранного частного

капитала.

Осуществление перечисленных задач вызывает принципиальные изменения в

социально-экономической структуре общества. Экономическая функция

становится выражением сложного взаимного воздействия экономической

структуры общества и характера государственной власти.

Обобщение практики социально-экономических преобразований в странах

бывшего социалистического содружества позволяет говорить о некоторых

закономерностях, свойственных экономической функции. К их числу относятся

широкая приватизация, развитие частного сектора в экономике, расширение

сферы её косвенного регулирования со стороны государства за счёт сокращения

сферы непосредственного хозяйственного руководства.

Нет сомнения, что решение экономических задач государства касается

правовой сферы в целом. Правовая форма проявления экономической функции, по

существу, универсальна, так как все разновидности экономической

деятельности государства так или иначе затрагивают все отрасли права.

Поскольку нормы права, регулирующие вопросы экономического развития,

охватывают широкий круг отраслей права (конституционного,

административного, гражданского, земельного, трудового, уголовного), можно

констатировать, что характер экономической функции государства определяет

магистральное направление развития национальной правовой системы.

Принципиальные особенности посттоталитарного законодательства состоят в

том, что оно регулирует и закрепляет новые принципы экономической политики.

По мере углубления экономической реформы и формирования основ

социального государства будет качественно меняться главная цель

государственного воздействия на экономику. Прежней целью было создание

материальной базы монопольного господства партгосноменклатуры. Отсюда

экстенсивное развитие производства на базе дешёвой рабочей силы, особое

внимание развитию отраслей военно-промышленного комплекса в ущерб отраслям,

обеспечивающим решение социальных задач.

Переход к рынку в значительной мере исключает прямое властное

вмешательство государства в основные экономические процессы, предполагает

воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и

стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной

налоговой и инвестиционной политики.

Существенные изменения претерпевает объект экономического воздействия

государства. Если прежде им были производственные отношения, существовавшие

при монопольной государственной собственности, то теперь это будут

производственные отношения за рамками этого сектора, а также экономические

отношения обмена, прежде подменявшиеся детальным административным

распределением, и, наконец, рыночные отношения в масштабе народного

хозяйства в целом.

Все эти объекты имеют свою специфику, которой и будет определяться

характер возможного воздействия на них со стороны государства, т.е.

содержание экономической функции.

Далее можно выделить специфическую функцию государства переходного

периода - конституирование демократической власти. Это будет функция

направленная не «вовне» (на общество), а на само государство как на систему

органов.

Обратимся ещё к одной стороне деятельности государства.

Ранее в идеологическую функцию тоталитарной системы, в частности

«культурно-воспитательную», было принято включать «руководство пропагандой

и агитацией, образованием и наукой, детским воспитанием, печатью, радио,

телевидением, литературой и искусством, физической культурой, спортом и

т.д.»1.

Идеологическая функция государства содействовала внедрению в сознание

членов общества определённой системы политических, правовых, нравственных,

этических, антирелигиозных, философских взглядов с расчётом на то, что

идеологическими взглядами людей определяется их отношение к

действительности, прежде всего к существующему общественному и

государственному порядку, правопорядку и т.д.

Место идеологической функции должна занять политика государственного

содействия развитию науки, культуры, образования. И не больше.

Правоохранительные функции в демократическом государстве сохраняются,

но изменяются их формы и содержание. Им необходимо придать чёткую

направленность на установление гарантий свободного становления гражданского

общества, на защиту прав и свободных интересов граждан. Должны произойти

изменения в структуре и содержании законодательства, ранее ориентированного

на охрану прежде всего интересов власти. Теперь приоритет надо отдать

личности. Другими словами сущность правоохранительной функции должна

наполняться собственно правовым и демократическим содержанием.

Итак, описание модели идеального государства можно считать оконченным.

Стоит подвести краткие итоги всего вышесказанного и выделить всё само

важное из понятия политической власти, признаков и функций государства.

Политическая власть - особый тип власти, главной отличительной чертой

которого

является то, что решения принимаемые субъектом власти становятся

обязательным для всех членов общества. В основе политической власти лежит

особый тип социального неравенства - неравенство политическое. В основе же

политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Только

государство при осуществлении политической власти имеет право на

осуществление легитимного (узаконенного) насилия. Легитимация

государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции

(хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом

переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных

1 - Общая теория государства и права Л., 1968. Т.1.

слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм

социальной справедливости, прав человека, их защитой. Существует три

«чистых» типа легитимации политической власти - традиционная,

харизматическая и рациональная легитимация.

С точки зрения международного права главными признаками государства

являются три элемента: государственная территория, государственный народ и

государственная власть. Верховенство государственной власти состоит в

универсальности, прерогативе, наличии у неё таких средств воздействия,

которыми никакая другая власть не располагает, непосредственном

осуществлении властных велений по таким каналам, которые другим

общественным властям обычно недоступны.

Государство - целерациональная организация, деятельный продукт

практического разума. Государственное единство имеет много измерений: а)

современное государство являются мирным единством; б) государство

характеризуется единством решений; в) современное государство является

единством деятельности и действия; г) единство решений и действий

современного государства является условием его правового единства; д)

государство, желающее осуществить свою программу действия в случае

конфликтов, вопреки сопротивлению общественных групп обеспечить внутренний

мир и сыграть свою партию в «международном концерте», с необходимостью

является также

единством власти. Основой служит монополия на легитимное физическое

насилие; е) государство является союзом солидарности, члены которого

отвечают друг за друга и за целостность.

Структура государственной деятельности определяется системой тех

общественных

отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её

невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством

общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению

структуры. Функция государства - это необходимое, однородное, постоянное,

целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное

объективными потребностями общественного развития с точки зрения его

внутренних и внешних задач.

В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение

функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности

государства по отношению к обществу, особой организацией которого и

является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим

государственно организованным обществам, другим государством (внешняя

функция). По сферам общественной жизни функции государства могут быть

разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в

духовной сфере. Высказывается также мнение, что функции государства следует

делить на основные и неосновные.

Существуют также идеологические, правоохранительные, информационные и

многие другие функции государства.

Список использованной литературы:

1. Манов Г.И. Признаки государства: новые прочтения.

2. Политические проблемы теории государства

3. Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права

4. Халивов В. Введение в науку о власти

5. Чиркин В.Е. Основы государственной власти

6. Шевцов В.С. Государственный суверенитет

7. Ранние формы политической организации

8. Изензее И. Государство // Вестник МГУ, серия 12 //

9. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация // Государство и право, 1995, №8

//

10. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть // Советское

государство и право, 1988, №1//

11. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право,

1995, №5//

12. Мушинский В.О. Соотношение политики и права в регулировании социальных

интересов //Советское государство и право, 1988, №2//

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ