Рефераты
 

Теория государства и права

а также деловые обыкновения, договорные нормы и т.п.

Несоциальные (технические, производственны, сельскохозяйственные, санитарно-

гигиенические) и другие нормы регулируют отношение человека к природе,

технике, материальным объектам.

2. Правовые нормы как социальные нормы.

Правовые нормы являются разновидностью социальных норм, они регулирую

поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения. Правовые

нормы регулируют наиболее важные, общественно значимые общественные

отношения. Отличительной чертой правовых норм является их государственная

охрана. Поскольку нарушение правовых норм может причинить существенный вред

общественным отношениям, за их нарушение устанавливается юридическая

ответственность.

3. Социальное назначение права.

Социальное назначение права (то есть его роль в жизни общества) заключается

в поддержании правопорядка в обществе. Решающая роль в формировании права

принадлежит государству. Право в той или иной мере может выражать интересы

правящей верхушки, различных социальных групп (классов) или всего народа.

Однако в первую очередь современное право должно обеспечить общесоциальные

интересы (интересы всего общества), а также интересы каждого человека.

Однако интересы членов общества неизбежно будут пересекаться, противоречить

друг другу, а зачастую и интересам общества в целом. С помощью права

достигается согласование, баланс различных интересов в обществе. Социальное

назначение права выражается в его функциях.

Регулятивная функция права заключается в регулировании различных

общественных отношений, установлении прав и обязанностей их участников

(субъектов), обеспечении общего порядка.

Охранительная функция права заключается в защите от общественно опасных

посягательств, в установлении мер ответственности за правонарушения.

4. Соотношение права и морали.

Право и мораль являются основными регуляторами общественных отношений.

Будучи социальными нормами, моральные и правовые нормы имеют много общих

черт, но есть и принципиальные различия. В правовых нормах выражается

государственная воля, в моральных нормах - общественное мнение и

самосознание людей, правовые нормы обеспечиваются государственным

принуждением, моральные нормы - силой общественного мнения и внутренним

убеждением. Моральные нормы распространяют своё действие на более широкую

сферу общественных отношений, чем правовые нормы. Правовые нормы, как

правило, закрепляются в письменных источниках, моральные нормы - лишь в

сознании людей, что даёт более широкие возможности для их толкования.

Многие общественные отношения (например, личные отношения в семье), не

могут регулироваться нормами права, многие из них регулируются моральными и

другими социальными нормами, некоторые вообще не регулируются социальными

нормами. И моральные, и правовые нормы должны основываться на общих

нравственных началах (добро, правда, справедливость), на общечеловеческих

ценностях, в противном случае они теряют свою социальную ценность.

5. Взаимодействие социальных норм.

В регулировании общественных отношений право, мораль и другие социальные

нормы тесно взаимодействуют и глубоко проникают друг в друга. Моральные

нормы оказывает влияние на формирование норм права (зачастую правовые нормы

являются правовым выражением моральных норм), обратное влияние выражено

слабее.

15. Формы (источники) права: понятия и виды.

Позитивное право обусловлено развитием общественных отношений и на практике

существует в определенном виде, который обозначается термином «форма

права», представляющей собой оболочку бытия правовой нормы. Как и всякая

форма, форма права имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внешняя сторона формы права совпадает с понятием «источник права». Причем

источником права в специальном юридическом смысле, т. е. как выражение

вовне государственной воли, как внешнее выражение и закрепление содержания

норм права.

В этом смысле понятие «источник права» указывает на то, чем конкретно

руководствуются в решении юридических дел.

Помимо формально юридического смысла источник права может пониматься в

материальном смысле — это те общественные отношения, которые обусловливают

содержание норм права. Источник права в идеальном смысле — это совокупность

юридических идей, обусловливающих содержание норм права.

Если источник права в собственно юридическом смысле слова — это внешняя

сторона формы права, то внутренняя сторона формы права — это его структура

— система права.

В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права

в специальном юридическом смысле.

Во-первых, нормативно-правовой акт. Это юридический акт, принятый

компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

Во-вторых, договор нормативного содержания. Это двустороннее или

многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее

нормы права.

В-третьих, правовой обычай. Санкционированное государством исторически

сложившееся правило поведения.

В-четвертых, правовой прецедент, представляющий собой Решение судебных или

административных органов, которое впоследствии используется как образец при

разрешении анна логичных дел. В целом прецедентное право отличается крайней

сложностью и запутанностью, но в известной степени и гибкостью.

Правовые системы, основанные на судебном прецеденте, сложились в

Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Прецедент

устанавливается не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями.

Следует отметить, что в разных странах судебный прецедент применяется по-

разному Правило прецедента в Англии, например, связано следующими

положениями:

1) решения, вынесенные палатой лордов обязательны для всех судов;

2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны как для всех

нижестоящих судов, так и для самого этого суда.

В США правило прецедента не действует так жестко в сил) особенностей

федеративного устройства страны. Верховный суд США и верховные суды штатов

не обязаны следовать собственным решениям и могут, таким образом, изменить

свок практику. Сами штаты независимы, и правило прецедента от носится к

компетенции штатов лишь в пределах судебной сие темы конкретного штата.

В-пятых, общие принципы права. В некоторых странах свое образным источником

права признаются общие принципы,т. с отправные, исходные начала правовой

системы, основопола гающие идеи, лежащие в основе права.

В-шестых, юридическая доктрина. Это компетентное суж дение по правовым

вопросам на определенном этапе истори ческого развития признавалось

источником. В условиях ран ней Римской империи некоторым трудам великих

римски юристов была придана сила закона. В Византии наиболее зна чимые

отрывки из произведений римских юристов были све дены в один сборник,

получивший название Дигесты, и вошед шие вторым томом в Свод гражданского

права Юстиниана. ] средние века в качестве источников права в европейских

суда использовались комментарии глоссаторов. В англоязычны странах судьи

нередко обосновывают свои решения ссылкам на трактаты виднейших английских

юристов Брэктона и Глэн

вила. В мусульманском праве официальное юридическое значение имеют выводы

Абу Ханифы и других знатоков ислама.

В-седьмых, религиозные тексты. Такие источники права наиболее характерны

для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. В первую

очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран — это священная книга,

представляющая сбой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна —

сборник жизнеописания пророка Мухаммеда.

Наконец, некоторые авторы выделяют в самостоятельный вид источника права и

правосознание как совокупность идей, чувств, эмоций и т. п., на основании

которых правопримени-тельные органы принимают решения по конкретным

юридическим делам. Оно выступало формой права в первые годы советской

власти. Однако следует обратить внимание на то, что в целом правосознание

по своим характеристикам совпадает с пониманием источника права в идеальном

смысле.

В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются:

правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт.

Остальные виды источников права в России не признаются. Что же касается

принципов права, то они изложены в основных нормативно-правовых актах.

16. Политическая система: понятия и составные элементы.

Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60 -х годах ХХ

века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип

правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели

к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на

государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала

быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в

оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он

рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот

термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как

взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и

духовной. каждая из них выполняет определенные функции.

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений,

которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные

взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно

виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о

том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Ответ на него

позволит выявить механизмы адаптации общества, составляющие основу его

жизнеспособности и стабильности. Способность общества реагировать на

потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям

обеспечивается политической системой Благодаря действию политических

институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные

стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано

на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри

общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стрндарты.

Всвязи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие

властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является

характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.

Основателем теории политической системы можно считать Д.Истона,

который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти

в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Политика, по его

мнению, является частью целостности - общества, поэтому она должна

реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты,

возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.

Иной подход избрал американский политолог Г.Алмонд. Он исхидил из

того, что политическая система может исправно выполнять свои функции только

при условии функционализации политических институтов, т.е. каждый элемент

целостности выполняет жизненно важную функцию всей системы. На основе этого

тали развиваться сравнительные исследования политических систем. Это было

важно для выделения основных жизненно важных функций политической системы,

которые необходимы для эффективного социального развития. Исходя из этого

Г.Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и

взаимодействий между собой, осуществляемыми не только правительственными

институтами, но и всеми структурами общества. В частности установили, что

политическая система должна эффективно выполнять три группы функций:

. функции взаимодействия с внешней средой;

. функции взаимосвязи внутри политической сферы;

. функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

17. Понятие государственного аппарата(механизма). Виды гос. Органов.

Государственный аппарат - органы государственной власти и государственного

управления.

Государственный аппарат, система органов, практически осуществляющих

государственную власть и функции государства. В широком смысле Г. а.

включает не только собственно органы государственной власти, но и такие

важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, разведка, карательные и иные

органы принуждения. В более тесном смысле под Г. а. часто понимается

совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих

повседневную работу управления государством. В деятельности Г. а., его

структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая

сущность данного государства, его историческая роль. Типичные функции Г. а.

эксплуататорского государства - защита привилегий и интересов

эксплуататорских классов, сбор налогов, организация вооруженных сил,

применение насилия против революционных выступлений трудящихся. Для Г. а.

империалистических государств характерно сращивание с аппаратом крупнейших

капиталистических монополий и подчинение всего государственного механизма

обеспечению интересов этих монополий.

Социалистический Г. а. возникает в результате революционного слома аппарата

буржуазного государства и является принципиально новым историческим типом

Г.а. - аппаратом подлинно народным как по своему классовому составу, так и

по своим социальным функциям. Главное место в его деятельности занимают

задачи созидательные, организационно-творческие: строительство новой,

социалистической экономики, достижение наивысшей производительности

общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры,

коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее

полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей. На

социалистический Г. а. ложится задача обеспечения обороны, внешней и

внутренней безопасности государства. В. И. Ленин, характеризуя

принципиально новую роль социалистического аппарата в управлении

государством, указывал: "Обычно со словом =управление? связывают именно и

прежде всего деятельность преимущественно, или даже чисто, политическую.

Между тем самые основы, самая сущность Советской власти, как и самая

сущность перехода от капиталистического общества к социалистическому,

состоит в том, что политические задачи занимают подчиненное место по

отношению к задачам экономическим" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с.

130).

Сов. Г. а. непосредственно руководит созданием материально-технической базы

коммунизма, развитием коммунистических общественных отношений, опираясь на

опыт масс, планирует развитие народного хозяйства, управляет промышленными

и с.-х. предприятиями, стройками, транспортом, банками, предприятиями

торговли и бытового обслуживания населения, учебными и научными заведениями

и др.

В соответствии с активной экономической ролью сов. Г. а., преобладающее

место в его системе занимают органы управления народным хозяйством.

плановые, статистические органы, хозяйственные министерства и ведомства,

хозяйственные объединения и фирмы, администрация производственных

предприятий.

Государственный орган - юридически оформленная, организационно и

хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный

орган характеризуется определенной экономической и финансовой

самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных

полномочий.

Государственныеорганы различаются:

по принадлежности к ветви власти - на законодательные, исполнительные и

судебные;

по способу формирования - на представительные и формируемые,

представительными органами;

на постоянные и временные;

на органы общей или специальной компетенции и т.д.

18. Система права: понятия и элементы.

Если источники права в собственно юридическом смысле являются внешней

стороной формы права, то внутренняя сторона формы права представляет собой

сложную систему строения права, т. е. систему права. Система права — это

нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые

институты, подотрасли и отрасли права, находящиеся во взаимосвязях,

обусловленных системой общественных отношений.

Основными признаками системы права являются, во-первых, ее обусловленность

потребностями общественного развития. Во-вторых, наличие прямых и обратных

связей. В-третьих, внутренняя согласованность и непротиворечивость(единство

и целостность).

Материальной предпосылкой единства права выступает единая система социально-

экономических отношений. Единство праву придает единая государственная

воля, выраженная в праве, предопределенная системой экономических,

социальных и иных отношений, воля, ориентированная на единую систему

основополагающих ценностей, признанных в обществе. Эти основные ценности

находят выражение в праве в виде принципов (основных идей), на которых

строится вся система права и которые в определенной мере цементируют право

как нечто единое целое.

В качестве структурных элементов системы права выступают отдельные нормы,

институты и отрасли права. Норма права как элемент системы права выступает

в качестве регулятора конкретных видов общественных отношений. Правовой

институт — это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно

однородные общественные отношения. Примером могут служить институт

собственности и наследования в гражданском праве, институты брака и развода

в семейном праве, институт наказания и освобождения от наказания в

уголовном праве.

Тесно взаимосвязанные правовые институты образуют отрасли права. Отрасль

права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим

режимом юридического регулирования и охватывающее целые комплексы

однородных общественных отношений.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще одни компонент —

подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется

специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования

соответствующей отрасли права. Например, в гражданском праве подотраслями

являются авторское право и наследственное право.

В зарубежном правоведении общепринято деление системы права на публичное и

частное право, вытекающее из природы отношений между личностью и

государством. Деление такого рода начали проводить еще древнеримские

юристы. В современной юридической литературе принято относить к системе

частного права: гражданское, торговое, трудовое и семейное. Все остальные

отрасли входят в состав публичного права. Иными словами, частное право

регулирует личные и групповые интересы, а публичное право — отношения

государства с гражданами и другими субъектами права.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и

процессуальные отрасли. Материальные отрасли — конституционное,

административное, уголовное, трудовое, семейное и другие, регулируют права

и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли — уголовно-процессуаль-ное,

административно-процессуальное и гражданско-процес-суальное право —

устанавливают порядок рассмотрения уголовных, административных и

гражданских дел. Связь материальных и процессуальных отраслей права

является взаимной и двусторонней: материальные отрасли определяют правовой

статус субъектов. Устанавливают условия и основания возникновения

процессуальных отношений, процессуальные отрасли закрепляют порядок

разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм

материальных отраслей права.

19. Нормы права: понятия, признаки, структура, классификация.

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило

поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на

урегулирование общественных отношений. Норма права — это первичная клеточка

права, исходный элемент его системы.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм:

1. Норма права — это общеобязательное веление, выраженное в виде

государственно-властного предписания, т. е. она: а) указывает, каким

образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории

необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный

с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида

образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного,

одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее

действия.

2. Норма права обладает неперсонифицированностью. В отличие от команд,

велений, распоряжений по конкретным вопросам норма адресована не отдельному

лицу, а кругу лиц, определяемых типичными признаками.

3. Это формально-определенное правило поведения: внутренняя определенность

нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких

указаниях на последствия ее нарушения (это точное, конкретное предписание).

Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в

официальных источниках (статье, главе, разделе официального документа —

нормативно-правовом акте).

4. Норма права обладает качеством системности.

5. Норме права также присущ признак неоднократности (многократности) ее

действия. Правовая норма создается для постоянного применения,

использования, если иное не оговаривается в самой норме.

6. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.

7. Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является

и такой признак, как активная нормообразующая роль государства. Именно она

обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эта роль

понимается двояко. С одной стороны, государство создает по соответствующей

процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой

системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы,

которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются как

полезные обычаи.

8. Норма права представляет собой определенный метод воздействия'на

регулируемые отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при

которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой

нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.

Структура нормы права

Некоторые авторы выделяют три вида структуры нормы права: юридическую,

логическую, социологическую.

Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы

права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипотезы,

диспозиции и санкции.

Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления

нормы в действие (дает описание юридических фактов).

Диспозиция — это «та часть нормы, которая указывает на содержание самого

правила поведения, то есть на юридические права и обязанности, возникающие

у субъектов»

Санкция — это та часть нормы, которая указывает на неблагоприятные

последствия, возникающие в случае нарушения диспозиции правовой нормы.

Только в наличии и единстве все эти три элемента составляют норму права.

это признак несоотсутствие какого-либо из элементов — вершенства нормы

права.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-

правовых актах:

1. Прямой — все элементы юридической нормы приводятся в статье нормативно-

правового акта непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом. В

рамках прямого способа выделяются простой (описательный) и развернутый

(большинство норм уголовного права) способы изложения.

2. Отсылочный — в статье один из элементов юридической нормы указывается

путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной, статье этого

же нормативно-правового акта.

3. Бланкетный (открытый) — указывается на элемент нормы права путем отсылки

не к конкретной статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-

правовому акту в целом или к его части, или к нескольким нормативно-

правовым актам (распространен при изложении конституционных норм).

Классификация правовых норм

1. Наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету

правового регулирования (гражданско-право-выс нормы, административно-

правовые нормы, нормы трудового права и т. д.), т. е. по виду тех

общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация

лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и

институты. Практическое значение этой классификации в том, что она

облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к

данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает

предпосылки для кодификации (высшей формы систематизации).

2. В зависимости от сферы регулируемых отношений становление гражданского

общества предопределило укрупненное деление всех правовых норм на нормы

частного и нормы публичного права.

К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и

других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества.

Публичное право включает государственное, административное, финансовое,

уголовно-про-цессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права,

регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К

публичному праву относится большинство норм уголовного права.

3. Важное значение имеет также классификация правовых норм по способам

воздействия на поведение людей, по социальному назначению нормы права.

Основной массив существующих норм права составляют типичные нормы,

содержащие правила поведения и нормы принуждения. Они подразделяются на

регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы подразделяются на обязывающие, уп-равомочивающие и

запрещающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанности для субъектов права совершать

определенные положительные действия, предписывают активное поведение

(например, ч. 2 п. 3 ст. 922 ГК РФ: банк обязан осуществлять контроль за

доступом в помещение, где находится предоставленный клиенту сейф);

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам права возможность совершать

положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов

(например, п. ! ст. 502 ГК РФ);

Запрещающие нормы устанавливают для субъекта права запрет совершать

недозволенные действия (проступки или преступления). Такие нормы характерны

для уголовного и административного права, но запрещающие нормы есть и в

других отраслях права, например, п. 4 ст. 19 ГК РФ запрещает приобретать

права и обязанности под именем другого лица.

Охранительные нормы права определяют условия применения к субъектам

праовоотиошений мер государственно-принудительного воздействия за

неправомерное поведение. Охранительные нормы применяются за нарушение

регулятивных норм.

Нетипичные (специализированные) нормы права не являются правилами поведения

и имеют вспомогательный характер;

эти нормы сами не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам

через системные связи права. Нетипичные нормы — нормы-цели, нормы-принципы,

нормы-определения — составляют основной массив норм конституционного права.

По социальному назначению нетипичные нормы можно разделить на нормы

общезакрепительные, в которых закрепляются общественные отношения,

сложившиеся в той или иной сфере; декларативные, определяющие принципы

осуществления конкретных задач; дефинитивные нормы, формулирующие основные

юридические понятия (например, ст. 14 У К РФ содержит определение понятия

преступление); коллизионные нормы, определяющие порядок выбора нормы права

из нескольких норм (обычно коллизионные нормы устанавливают правила

применения нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу

лиц);оперативные нормы, устанавливающие сроки и порядок вступления,

пролонгации и прекращения действия нормативно-правовых актов.

4. В зависимости от сферы регулируемых общественных отношений выделяют

нормы материального (так принято называть нормы, определяющие содержание

прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на

регулирование общественных отношений) и процессуального права (определяющие

порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права).

Нормы материального права определяют права и обязанности, существенные для

положения человека в обществе и государстве, регулируют его правовые

отношения с другими людьми, их объединениями, с органами власти и

управления. Процессуально-правовые нормы определяют порядок, процедуру

оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами,

порядок и последовательность действий государственных органов и должностных

лиц, применяющих правовые нормы.

20. Правовые отношения: понятия и структура.

Человеческое общество можно представить как совокупность общественных

отношений: экономических, правовых, политических, национальных,

религиозных, моральных, культурных и др.

Социальные отношения устанавливаются и регулируются в ходе взаимодействия

(или противодействия) сторон, т. е. людей, наделенных сознанием, волей и

преследующих определенные цели и интересы. Их взаимодействие

упорядочивается различными нормами морали, религии, традиций, обычаев и,

конечно же, права.

С помощью права государство регулирует общественные отношения,

стабилизирует, развивает, изменяет и прекращает их. При этом регулируемые

отношения не утрачивают своего фактического содержания и остаются такими

же, какими были до опосредования их нормами права: или экономическими, или

политическими, или национальными. Они лишь изменяются, приобретая новое

качество, становясь более цивилизованными и предсказуемыми. Другими

словами, фактические общественные отношения облекаются в правовую форму.

При этом участники общественных отношений с помощью права наделяются

правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями

(запретами, долженствованиями) и становятся субъектами правовых отношений.

Таким образом, правовые отношения в самом общем смысле можно определить как

общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых

имеют определенные субъективные права и юридические обязанности, охраняемые

и обеспечиваемые государством.

Надо иметь в виду, что существуют такие правовые отношения, которые по

своему содержанию и форме не могут быть не правовыми. К ним относятся:

конституционные, административные, уголовные, процессуальные и др. Эти

правоотношения представляют собой самостоятельный вид и тип общественных

отношений.

Право выступает регулятором не всех общественных отношений, а лишь тех,

которые имеют существенное значение для интересов государства, общества и

личности. Это отношения власти, управления, собственности, прав и

обязанностей граждан, трудовые, семейно-брачные отношения и т. п. А вот

отношения дружбы, любви, отношения, возникающие между педагогом и учеником

в образовательных, воспитательных, а также творческих процессах, не

нуждаются в правовой регламентации со стороны государства. Здесь действуют

иные регулятивные механизмы: мораль, обычаи, традиции, ритуалы,

обыкновения, эстетические нормы и т. д.

Отсюда следует, что любое правовое отношение является общественным, но не

всякое общественное отношение выступает как правоотношение.

Правовые отношения как вид общественных правовых отношений обладают

определенными признаками.

1) правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе

действующих норм права. Норма права определяет, при каких условиях

возникает правоотношение, кто может быть его участником, каков объем прав и

обязанностей каждого из них и т. д.;

2) правовые отношения возникают только в ходе действительного

взаимодействия двух и более сторон. Одна из сторон — управомоченная и имеет

какое-либо право, другая — правообязанная и должна действовать так, чтобы

обеспечить реализацию этого права. Следовательно, их интересы могут быть

реализованы только через посредство другого. Каждый из участников

правоотношений рассматривает себя как равного и самостоятельного в смысле

наличия у них юридического отношения прав и обязанностей. Большинство

правоотношений носит двусторонний характер. Однако возможна ситуация, когда

каждый участник правоотношений является одновременно и управомоченной, и

обязанной стороной (по договору купли-продажи покупатель имеет право

получить вещь, но обязан оплатить ее стоимость, а продавец, наоборот,

вправе получить деньги, но обязан передать вещь покупателю);

3) правоотношения — это индивидуализированная связь, со строгой

определенностью поведения субъектов, пер сонификацией их прав и

обязанностей. Участники правоотношения определены поименно, их действия

скоординированы. Однако индивидуализации может и не быть, если между

конкретными лицами возникают достаточно простые правоотношения (например,

договор купли-продажи продуктов питания);

4) правовые отношения имеют волевой, сознательный характер. Это означает,

что они, во-первых, возникают на основе правовых норм, которые являются

результатом сознательной деятельности людей, и в них выражена воля

государства. Во-вторых, участники общественных отношений добровольно,

сознательно вступают в правовые отношения для того, чтобы добиться

определенных результатов (например, выполнить обязанности, отдать свой

голос за кандидата в депутаты, получить наследство, приобрести определенные

права и т. д.);

5) правоотношения гарантируются и охраняются государством. Защита и охрана

других общественных отношений осуществляется обществом или самим субъектом.

Участник же правоотношений имеет возможность обратиться в суд или другие

компетентные органы за защитой своих прав и законных интересов. Государство

участвует в правоотношениях и как гарант тех правомочий и обязанностей,

которыми наделены субъекты конкретных правоотношений. В случае

необходимости государство использует принудительные меры государственно-

властного характера, пресекая незаконные правоотношения, применяя

юридические или другие санкции к участникам, нарушающим права контрагентов

или недобросовестно выполняющим свои обязанности;

6) субъектами правоотношений могут быть не все лица, а только обладающие

определенными юридическими качествами (правоспособностью и

дееспособностью);

7) возникновению правоотношений обычно предшествует юридический факт как

реальное жизненное событие, с возникновением которого у людей появляются

определенные юридические права или соответствующие обязанности.

Виды правоотношений

Многообразие конкретных правоотношений предполагает необходимость их

классификации по различным основаниям:

1) по отраслевой принадлежности, т.е. в зависимости от предмета правового

регулирования правоотношения подразделяются на конституционные,

административные, уголовно-правовые, финансовые, гражданские и т.д.;

2) в зависимости от функциональной роли правоотношения делятся на

общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Первые возникают на основе

норм конституционного права и принадлежат всем субъектам независимо от их

пола, возраста, национальности и пр. Это право на труд, образование, на

защиту чести и достоинства и др. Основой регулятивных правоотношений

являются нормы права или договор. Регулятивные правоотношения

предусматривают общие права и конкретные субъективные юридические права и

обязанности. Отношения такого рода составляют фундамент правопорядка.

Охранительные правоотношения связаны с государственным принуждением,

реализацией юридической ответственности и защитой субъективных прав. Они

складываются на основе охранительных юридических норм;

3) в зависимости от характера правоотношений выделяют материальные

(трудовые, финансовые, гражданские и т. д.) и процессуальные (уголовно-

процессуальные, граж-данско-процессуальные и др.);

4) по характеру юридической обязанности правоотношения бывают активные и

пассивные. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих

норм и связаны с необходимостью совершить определенные действия в пользу

управомоченного (правоотношения займа, в налоговых правоотношениях —

обязанность уплатить налог).

21. Юридические факты: понятие и классификация.

Юридические факты — это такие жизненные обстоятельства (поступки,

состояния, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение,

изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты

охватываются гипотезой правовой нормы, которая устанавливает те

обстоятельства, при наличии которых у субъектов возникают конкретные

юридические права и обязанности.

Для возникновения одних правоотношений вполне достаточно одного

юридического факта, для наступления других необходимо несколько.

Совокупность или система юридических фактов, необходимых для возникновения

конкретных правоотношений, называется юридическим (или фактическим)

составом. Для того чтобы, к примеру, возник договор перевозки в городском

транспорте, необходимо единственное условие — оплата стоимости поездки. Но

чтобы стать студентом высшего учебного заведения, требуется несколько

юридических фактов:

документ об окончании среднего учебного заведения; успешная сдача

вступительных экзаменов; проходной балл по конкурсу; приказ ректора о

зачислении в вуз. Для возникновения конкретных правоотношений необходимо,

чтобы в фактическом составе все юридические факты находилась между собой в

тесной взаимосвязи и определенной логической последовательности. Отсутствие

одного из них приводит к тому, что разрушается весь юридический состав, и

правоотношение не наступает.

1. В зависимости от того, зависят ли они от индивидуальной воли субъекта

или нет, факты делятся на две группы: юридические события и юридические

действия.

Юридические события — это такие жизненные обстоятельства, которые не

зависят от воли людей (рождение или смерть человека, достижение

определенного возраста, истечение сроков, стихийное бедствие и т. д.).

События имеют юридическое значение, если они оказывают влияние на

общественные отношения и предусмотрены правом.

События подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные события —

это явления, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо

зависимости от нее (землетрясение, наводнение, рождение или смерть

человека).

Относительные события — это такие обстоятельства, которые возникли в

результате деятельности людей, но в данных правоотношениях выступают

независимо от вызвавших их причин. Примером является пожар, который

произошел по вине человека, действовавшего умышленно или по неосторожности.

В дальнейшем развитие событий протекает по законам природы и не зависит от

воли породившего его лица или других лиц.

Юридические действия — это жизненные обстоятельства, происходящие по воле

людей. Все действия по признаку отношения к ним правовых норм разделяются

на правомерные и неправомерные (противоправные) действия.

Правомерное действие — это волевое поведение, вытекающее из требований

действующего законодательства, полностью согласованное с ним. По

юридической направленности воли людей, совершающих эти действия,

правомерные действия подразделяются на два вида:

1) юридический (индивидуальный) акт;

2) юридический поступок.

Юридический акт представляет собой правомерное действие, совершаемое с

намерением достичь определенного правового результата (например,

организации заключают договор аренды; заявления и жалобы граждан; судебные

решения и определения и т. п.).

Юридический поступок представляет собой правомерное действие, приводящее к

юридическим последствиям независимо от воли и намерений лица (создание

художественного или иного произведения, изобретения и находка и т. п.).

Юридические поступки, в отличие от юридических актов, могут совершаться и

недееспособными лицами.

В юридической литературе юридические факты-действия классифицируются и по

другим основаниям:

— по субъекту: действия граждан, организаций, государства;

— по отраслевой принадлежности: материально-правовые, процессуальные;

— по способу совершения: лично, через представителя;

— по способу выражения и закрепления: молчанием, жестом, документом и др.

Неправомерные действия — это волевое поведение, которое не соответствует

правовым предписаниям, не согласуется с возложенными на субъектов

юридическими обязанностями, причиняет вред интересам общества и

государства.

Систематизация неправомерных действий осуществляется:

— по степени общественной опасности (проступки — общественно вредные деяния

и преступления — общественно опасные деяния);

— по субъекту (действия индивидов и организаций);

— по объекту (преступления против личности, преступления в сфере экономики,

преступления против общественной безопасности и общественного порядка);

— по отраслям права (уголовные, административные, гражданские, трудовые и

т. д.);

— по форме вины (умышленные, неосторожные);

— по мотиву (хулиганские, корыстные и др.).

2. Всю совокупность юридических фактов можно классифицировать по

последствиям на правообразующие (заключение трудового договора, поступление

в вуз и т. д.); правопри-меняющие (обмен жилой площади, перевод с очной

формы обучения на заочную); правоотменяющие (прекращение трудового

договора, окончание вуза и т. д.).

3. По форме проявления юридические факты подразделяются на положительные и

отрицательные. Положительные факты выражают реально существовавшие или

существующие в данный момент явления действительности (изданные

административные акты, стихийные явления происшедшие или происходящие и

т.д.).

Отрицательные факты выражают отсутствие определенных явлений. В этом случае

норма права связывает юридические последствия с отсутствием того или иного

обстоятельства (для регистрации брака необходимо, к примеру, такое

обстоятельство как отсутствие определенной степени родства).

4. В зависимости от характера действия юридические факты делятся на факты

однократного действия и факты непрерывного действия, т. е. правовые

состояния.

Факты однократного действия существуют в определенный период времени или в

настоящий момент. Исчезая, они порождают различные юридические последствия

(смерть, рождение, наводнение и др.). Факты непрерывного действия — это

обстоятельства, существующие длительное время и порождающие юридические

последствия непрерывно или периодически (гражданство, брак, стаж и т. д.).

5. В основу деления юридических фактов на правопорож-дающие и

правопрепятствующие положены функции фактов. Правопорождающие факты — это

такие обстоятельства, которые необходимы для наступления правовых

последствий. Правопрепятствующие факты сдерживают развитие фактического

состава, препятствуют наступлению правовых последствий.

6. Юридические факты подразделяются на главные и подчиненные. Главный факт

наиболее полно отражает сущность регулируемой ситуации. Подчиненные факты

конкретизируют юридически значимые детали. Например, главными фактами для

назначения пенсии по старости являются возраст и стаж работы. Все другие

обстоятельства носят характер подчиненных.

Кроме реальных жизненных фактов возникают ситуации, которые могут носить

вероятностный характер и рассматриваться правом в качестве основания

возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Это так и называемые

квази-факты. Их делят на правовые презумпции и фикции.

Презумпции — это предположения о наличии или отсутствии юридически значимых

явлений, подтвержденных право-применительной практикой. Презумпции имеют

юридическое значение во многих сферах общественной жизни (презумпция

невиновности, презумпция знания закона участниками правоотношений).

Различают опровержимые и неопровержимые, фактические и законные презумпции.

Юридические фикции — фактически несуществующие явления и события, которые

признаются правом, существующим и имеющим юридическое значение (признание

гражданина безвестно отсутствующим, объявление гражданина умершим).

22. Реализация права и ее виды.

Реализация права представляет собой обязательное условие существования

права, без которого бы оно утратило свой социальный смысл. В юридической

литературе не сушествуе! однозначного подхода к определению понятия

«реализация права». Одни ученые рассматривают реализацию права как процесс

осуществления правовых предписаний. Другие реализацию права определяют как

конечный результат, как достижение полного соответствия между требованиями

норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и

суммой фактически последовавших действий.

Наиболее распространенным выступает следующее определение: реализация права

— это такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются

предписания правовых норм. Другими словами, реализация права — это

практическая деятельность людей, организаций по осуществлению прав и

выполнению юридических обязанностей.

Существуют различные формы реализации права, которые обусловлены

многообразием общественных отношений, отраслей права и способов правового

регулирования, а также закрепления юридических требований в нормативных

актах.

Формы реализации права можно классифицировать по различным основаниям:

1) по характеру правовых связей между субъектами права — в общих и

конкретных правовых отношениях;

2) по субъекту реализации права — индивидуальная и коллективная формы;

3) по внешнему проявлению — активная и пассивная формы реализации;

4) по методу воздействия — добровольная и принудительная;

5) по правовому положению субъектов — гражданско-пра-вовая и

административно-правовая формы;

6) по характеру правореализующих действий выделяют четыре формы реализации

права: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Рассмотрим подробнее последнюю классификацию.

Соблюдением называют реализацию запрещающих норм, от нарушения которых лицо

должно воздерживаться. Социальная роль данной формы реализации права

заключается в том, чтобы не допустить действий, которые бы нанесли вред

личности, обществу и государству. Примером является выполнение субъектом

норм экологического законодательства, уго-ловно-правовых норм, когда

граждане не совершают краж, разбойных нападений и т. д. Их поведение по

отношению к запретам носит пассивный характер в том смысле, что не требует

от граждан каких-либо активных действий в правовой сфере.

Исполнение представляет собой реализацию обязывающих норм, выполнение

субъектом права возложенных на него обязательств в интересах управомоченной

стороны. Особенностью исполнения является то, что субъект права совершает

действия, которые либо предусмотрены нормой права либо вытекают из какого-

либо договора, заключенного им с другими лицами. Примером обязательств,

содержащихся в нормах права, являются, в частности, конституционные

обязанности (обязанность уплачивать налоги, защищать отечество, сохранять

природу и окружающую среду). Обязанность признается исполненной, если она

выполнена вовремя, в надлежащем месте и необходимым образом.

Использование (осуществление) прав выражается в реализации возможностей,

предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права.

Использование означает осуществление субъективных прав участниками

общественных отношений, посредством чего они удовлетворяют свои законные

интересы (например, право создавать профсоюзы для защиты своих интересов;

право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так

и через своих представителей и т. д.). Использование правомочий может

осуществляться как через активное, так и пассивное повеление по усмотрению

субъекта.

Соблюдение, исполнение и использование норм права принято называть формами

непосредственной реализации права, так как правовые предписания

претворяются в жизнь самими участниками общественных отношений.

Применение права — это властная деятельность специально уполномоченных

субъектов по реализации предписаний правовых норм применительно к реальным

жизненным ситуациям и конкретным лицам и вынесению индивидуально-правовых

актов.

Особенностями этой формы реализации права, отличающими ее от других,

является, во-первых, то, что правоприме-нительная деятельность

осуществляется только уполномоченными на то компетентными органами и

должностными лицами. Во-вторых, правоприменение — это один из важнейших

видов государственной деятельности, который носит государственно-властный

характер. В-третьих, правоприменение осуществляется в строго установленном

законом порядке. В-четвертых, правоприменительная деятельность

осуществляется в соответствии с общепризнанными во всех странах принципами

(законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности).

В-пятых, результатом правоприменительной деятельности является издание

индивидуального правового акта (предписания). В-шестых, правоприменительный

процесс осуществляется в определенной последовательности. В-седьмых,

правоприменение имеет две формы выполнения своего предписания: оперативно-

исполнительную, предполагающую только необходимые организационные действия

(прием на работу, регистрация брака и т. п.), и правоохранительную,

обусловленную необходимостью охраны и защиты прав, применения наказания или

предотвращения нарушений правовых норм,

Для того чтобы сформировать у субъектов права потребность, желание или

необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия,

реализовать государственные веления, государство использует определенные

методы — обещание награды и угроза физического принуждения или лишения

каких-либо благ.

Соблюдение правовых запретов происходит, как правило, под угрозой

наступления отрицательных для субъекта последствий в случае их нарушения

(лишение свободы, штрафы, дисциплинарные взыскания).

Исполнение обязанностей связано с обещанием награды, поскольку от субъекта

требуются активные действия, хотя возможно и применение угроз.

Использование как форма реализации правовых норм предполагает

заинтересованность самих участников в активном осуществлении возможностей.

Следовательно, использование правомочий не нуждается ни в действии запретов

и ограничений, ни в обещании наград.

В правоприменительной деятельности, которая сочетает в себе и соблюдение, и

использование, и исполнение предписаний, используются оба метода.

23. Толкования права способы уяснения и виды разьяснения.

В процессе реализации права и особенно в правоприменении важную роль

играет толкование норм права. Дело в том, что прежде чем применить правовую

норму, правопримените-лю необходимо уяснить для себя, а в ряде случае и

разъяснить другим ее подлинный смысл. Отсюда толкование права — это сложная

познавательная деятельность субъектов (органов государства, должностных

лиц, общественных организаций, граждан, специалистов-практиков, ученых и

др.), направленная на надлежащее уяснение содержания норм и их разъяснение.

Цель толкования — правильное, точное и единообразное понимание и применение

закона.

Толкование норм права состоит из двух взаимосвязанных стадий — уяснение и

разъяснение.

1. Толкование-уяснение — это процесс понимания смысла и содержания нормы,

уяснения требований закона для конкретного правоприменителя («для себя»).

Здесь ставится цель разобраться в требованиях закона, уяснить его и

пополнить свои правовые знания.

2. Толкование-разъяснение — это процесс объяснения смысла и содержания

нормы права, доведения до других участников правоприменительного процесса

государственной воли законодателя («для других»). Разъяснение помогает

другим правильно ориентироваться в правовых требованиях, понимать

содержание действующих нормативно-правовых актов или отдельных правовых

норм.

Понимание толкования права предполагает знание объекта и предмета

толкования. Объектом толкования нормы права является текст нормативно-

правового акта, который соответствует данной регулируемой ситуации и в нем

выражена толкуемая норма. Предмет толкования — это искомое регулятивно-

правовое значение нормы права, которое подлежит реализации в данном

конкретном случае. Другими словами, предметом толкования правовой нормы

является подлинное, т. е. истинное, настоящее содержание толкуемой нормы в

конкретной ситуации ее реализации. При толковании выясняется то, что

сказано в данном нормативно-правовом акте, вытекает из его словесной

формулировки, а не то, что хотел или имел в виду законодатель. Таким

образом, результаты толкования должны сводиться к выявлению государственной

воли законодателя, выраженной в словесных формулировках нормативно-

правового акта.

Существуют различные типологии процесса толкования норм права. Критериями,

позволяющими выявить виды толкования, выступают:

— субъекты толкования;

— способы толкования;

— результат (объем) толкования.

Рассмотрим особенности одного из видов толкования — по субъектам

разъяснения правового акта. Субъектом толкования может выступить любое

лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для

правоприменителей при этом будет неодинакова. Они зависят от правового

положения субъекта, толкующего норму права. Итак, по субъектам толкование

подразделяется на официальное и неофициальное.

Для официального толкования характерны следующие признаки:

— оно производится уполномоченными на то субъектами (как правило, это

правотворческие органы и высшие судебные органы);

— официальное толкование излагается в определенном акте официального

толкования и никогда не проводится устно;

— оно является юридически значимым, вызывает правовые последствия;

— имеет общеобязательное значение для всех субъектов права;

— официальное толкование направляет правоприменителей на единообразное

понимание и применение законодательства.

В зависимости от содержания и направленности даваемых разъяснений

официальное толкование может быть нормативным (общим) и казуальным

(индивидуальным).

Нормативное толкование распространяется на неопределенный круг лиц и на

неограниченное количество случаев и предназначено для общего руководства в

процессе применения права. Для нормативного толкования характерны

государственная обязательность, общий характер и возможность неоднократного

использования в юридической практике. Нормативное толкование законов дается

обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного

Суда РФ по определенной категории дел. Нормативное толкование не создает

новых правовых норм и применяется тогда, когда нормы недостаточно

совершенны по форме, интерпретируемые акты содержат правотворческие ошибки

в виде нечетких формулировок и т. д.

В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых

актов, официальное нормативное толкование подразделяется на два вида:

аутентичное (авторское) и легальное (делегированное).

Аутентичное толкование дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт

(например, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же

разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не

требуется, так как оно вытекает из правотворческого полномочия органа.

Легальным называется толкование, которое делается не законодательными

органами, а по их поручению иными органами власти, например, судебными.

Так, действующая Конституция РФ предоставляет право Конституционному Суду

РФ давать толкование Конституции РФ, а Верховному Суду РФ и Высшему

Арбитражному Суду РФ — разъяснения по вопросам судебной практики.

Казуальное толкование — это разъяснение смысла нормы права, даваемое

компетентным государственным органом применительно к конкретному случаю

(казусу). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования,

так как влечет за собой определенные правовые последствия. Оно формально

обязательно только для конкретного дела и характеризуется однократным

использованием. Казуальное толкование чаще всего содержится в

мотивировочной части правоприме-нительного акта, например, судебного

решения по гражданс- 11 кому делу, в актах надзора юрисдикционных и

административных органов.

В большинстве случаев официальному толкованию предшествует неофициальное.

Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, которое

осуществляется не уполномоченными на то субъектами. Ими являются научные

учреждения, ученые, адвокаты, политические партии и общественные

организации. Любой гражданин вправе толковать закон. Но авторитет такого

толкования зависит от уровня правовых знаний интерпретатора, от

обоснованности и аргументирован-ности его выводов и т. д. Неофициальное

толкование необязательно для других субъектов, оно не является юридически

зна-

Ячимым.

Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное,

профессиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование — это пояснения и мнения в отношении законов,

юридической практики, которые даются любым человеком на основе

непосредственного житейского опыта, его правопонимания и правосознания. Для

такого толкования характерны заблуждения, поверхностные суждения. Однако

зачастую оно не лишено здравого смысла и играет определенную роль в решении

юридических дел, в реализации субъективных прав, в соблюдении гражданами

запретов, исполнении юридических обязанностей и т. д.

Профессиональное толкование основано на знаниях в области права и политики

и исходит от юристов-практиков. Так,

(разъяснение норм права осуществляют судьи, прокуроры, нотариусы, адвокаты,

консультанты в судах, редакциях юридических журналов, в специальных

консультациях и т. д. Такое разъяснение не является юридически

обязательным. Доктринальное толкование — это разъяснения, комментарии,

которые дают специальные научно-исследовательские учреждения, ученые-

юристы, научные работники, преподаватели в статьях, монографиях, в

экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т.д. Особенность

доктринального толкования заключается в том, что оно содержит наиболее

глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно

раскрывает суть и содержание норм права.

Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным

(юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме граждан), так и

письменным (в периодической печати, в различных комментариях, в ответах на

письма, запросы, жалобы и т. д.).

24. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.

Систематизация — это юридическая деятельность, направленная на упорядочение

уже принятых нормативно-правовых актов по определенным критериям.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс

издания новых нормативно-правовых актов, так как с течением времени

некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются

противоречия между юридическими предписаниями и т. п.

Инкорпорация предполагает объединение законов в сборники и собрания по

предметному и хронологическому критерию. При этой форме систематизации

нормативно-правовые акты, обработанные лишь внешне без изменения их

содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.

В отличие от учета, осуществляемого государственными органами и

юридическими лицами для собственных потребностей, инкорпорация проводится с

целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных

нормативно-правовых актов.

Инкорпорация подразделяется по субъекту на официальную, полуофициальную и

неофициальную.

Официальная инкорпорация — это утверждение собраний и сборников

инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты.

Полуофициальная, или официозная, представляет собой утверждение сборников

специально уполномоченными на то государственными органами.

Неофициальная инкорпорация, в свою очередь, означает создание и издание

сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без

санкции компетентных государственных органов.

По способу упорядочения инкорпорация может быть предметной и

хронологической. Предметная инкорпорация — это расположение нормативно-

правовых актов по предмету регулирования.

Хронологическая инкорпорация предусматривает рас положение нормативно-

правовых актов по времени издания.

В результате инкорпорации издаются сборники законов, собрания

законодательства и свод законов. Последний представляет собой собрание

всего действующего законодательства без каких-либо исключений, и является

источником официального опубликования.

Консолидация — это вид систематизации, при котором несколько близких по

содержанию нормативно-правовых актов сводятся в один укрупненный нормативно-

правовой акт с целью преодоления множественности нормативно-правовых актов

и обеспечения единства правового регулирования.

Для консолидации характерны следующие черты:

1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация,

даже официальная, отношения к правотворчеству нс имеет);

2) проводится только правотворческими органами и лишь в отношении принятых

ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них

действует вновь созданный нормативно-правовой акт, который имеет

собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и

подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между

инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация предполагает внутреннюю переработку законов, их изменение и

дополнение. Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет

правотворческий харак

тер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта путем

коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения

единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной

сферы.

Кодификация может быть: всеобщей (полная кодификация нормативного

материала); комплексной (кодификация комплексных отраслей права либо

объединение норм различных отраслей, регулирующих крупные сферы

однохарактерных отношений), отраслевой (кодификация отдельных правовых

институтов).

Результатом кодификации являются кодификационные акты. Кодификационный акт,

как правило, значителен по объему и имеет сложную структуру. Обычно он

охватывает большое число статей и разбивается на части, разделы, главы. К

кодификационным актам относятся основы законодательства, обеспечивающие

регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей

отрасли, подотрасли или института права; кодексы, детально и всесторонне

регулирующие соответствующие группы общественных отношений; уставы,

регламентирующие деятельность определенных ведомств, министерств и

организаций; положения, определяющие порядок образования, структуру, задачи

и функции определенной системы (или подсистемы) государственных органов;

регламенты, регулирующие вопросы правового статуса того или иного

государственного органа, а также процедуры его деятельности.

25. Правотворчества: понятия, субъекты, формы, стадии.

Правотворчество — это деятельность субъектов, наделенных иормотворческой

компетенцией, по созданию юридических норм.

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств

осуществляется на базе определенных организационных начал, именуемых

принципами правотворчества и определяющих сущность, характерные черты и

общее направление этой деятельности. Это, во-первых, демократизм,

означающий обязательность выявления и выражения в нормах права воли и

интересов народа.

Во-вторых, законность, выражающаяся в соблюдении процедуры и компетентности

принятии актов.

В-третьих, научность, заключающаяся в обоснованности актов, учете доктрин,

социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права.

В-четвертых, своевременность, проявляющаяся в правильном определении

времени подготовки и принятия актов, учете степени зрелости регулируемых

общественных отношений.

В-пятых, профессионализм, сводящийся к компетентности, юридической и общей

грамотности при подготовке и принятии законопроектов.

В-шестых, исполнимость или учет финансовых, кадровых, организационных,

юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

В-седьмых, планирование, т. е. четкое распределение пра-вотворческой работы

по предмету, этапам, времени.

В-восьмых, дифференциация правотворческой компетенции или правильное и

точное определение полномочий пра-нетворческих органов с учетом иерархии и

системности прав.

Следует подчеркнуть, что процесс создания права в широком его понимании

многопланов. Он распадается на процессы происхождения права и процессы

развития права. В первом случае речь идет о самоорганизующем начале в

появлении права. Во втором случае имеется в виду процесс развития уже

существующего права, активная сознательная деятельность в правовой сфере

общества — творчество в правовой сфере. Именно этот процесс и определяется

как Правотворчество.

Таким образом, Правотворчество ~ это организационно оформленная,

установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию

правовых норм или по признанию правовыми сложившихся и действующих в

обществе правил поведения.

Правотворчество может быть определенным образом типо-логизировано. Для

этого выделяют несколько оснований.

По кругу субъектов правотворчестао может быть моносубъ-сктным и

полусубъектным. Субъектный состав правотворчества тесно связан с формой

правления в государстве. При полусубъектном правотворчестве разработка и

принятие акта происходят в режиме коллегиальности. Таковой является работа

парламента по выработке законов, высшей судебной инстанции по выработке

прецедентов. Для моносубъсктного правотворчества характерен режим

единоначалия. Например, издание президентом страны указов.

По характеру правотворческих полномочий Правотворчество может быть

непосредственным и делегированным.

Непосредственное Правотворчество является собственно правотворчеством,

поскольку осуществляется органами, для которых правотворчсская деятельность

— основная функция в механизме осуществления власти (например, парламент,

монарх, суды).

Делегированное Правотворчество осуществляется по специальному разрешению.

Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер.

Императивное (повелевающее) разрешение на Правотворчество основано на

принципе «все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Правотворчество,

делегированное в императивном порядке, как правило, является

моносубъсктным. Диспозитивное (указывающее границы, пределы/оставляя при

этом свободу усмотрения) разрешение на Правотворчество основано на принципе

«все разрешено, кроме того, что прямо запрещено».

Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда

органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право

на Правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией

(органы местного самоуправления).

По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и

подзаконное нормотворчество.

Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус

делегированного правотворчсства, так как его осуществляют органы

исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике

этот принцип не всегда соблюдается. В тех случаях, когда он не соблюдается,

официально именуемое подзаконное пормотворчсство фактически становится

ведомственным правотворчсством, поскольку нормативно-правовые акты

министерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений

начинают подменять собой законы, С этой проблемой сталкиваются многие

страны мира, в том числе демократические государства Европы и Америки.

Россия не является исключением.

Главная причина такого положения ~ падение регулирующего воздействия

законов, в возрастании роли государственного аппарата при разрешении

общественных проблем, в снижении значения парламента и органов местного

самоуправления на фоне растущей комфортабельности и цивилизованности жизни

или, наоборот, на фоне нищеты и диктатуры бюрокра тического аппарата.

26. Юридическая техника. Пробелы в праве, пути их устранения.

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем

законодательстве конкретных норм; необходимых для регулирования отношений,

имеющих правовой характер. Пробел в праве имеет место, если отсутствует

конкретная норма права, регулирующая конкретное общественное отношение и,

если такое отношение входит в сферу правового регулирования.

Пробелы в праве представляют собой негативное явление. которое снижает

эффективность действия законодательства, создает определенные трудности в

процессе правоприменительной деятельности. И, конечно же, дестабилизирует

существующий общественный порядок.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве.

К объективным относится неизбежное отставание законодательства от более

динамично развивающихся общественных отношений, связей, явлений, которые не

предвидел, да и не мог предвидеть, законодатель и которые действующими

нормами права еще не предусмотрены.

Субъективные причины связаны, во-первых, несовершенством законодательства,

ошибками и упущениями самого законодателя, его некомпетентностью,

неспособностью достаточно глубоко осмыслить концепцию закона,

игнорированием им требования законодательной техники. Во-вторых, с

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ