Рефераты
 

Законодательное обеспечение реформы 1861года

землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему хозяйству, к

своему наделу, а вследствие недостаточности последнего — привязаны к

помещичьему хозяйству. Отсюда и родилась система отрезков от крестьянского

надела, зафиксированная в местных положениях.

При крепостном праве помещик обязан был по закону продовольствовать

крестьян в голодные годы, а также призревать (т. е. давать содержание)

престарелых и “увечных” крестьян, у которых не было ближайших

родственников. На практике и в то время помещик возлагал эту обязанность на

самих крестьян: он обязывал их создавать “запасные хлебные магазины”

(страховой зерновой запас), вводил для этого специальные “мирские запашки”

и облагал крестьян дополнительным мирским сбором на содержание одиноких

инвалидов и престарелых. На помещика также была возложена ответственность

за уплату крестьянами подушной подати; от его воли в значительной мере

зависела и отдача крестьян в рекруты. Комментируемая статья освобождает

помещика от этих обязанностей.

Статья 10 возлагает на крестьян те обязанности (по общественному

продовольствию, призрению), которые снимались с помещика. Статьи 11—16

предусматривают право крестьян выкупить свои наделы в собственность.

Условия этого выкупа и права крестьян на выкупленную ими надельную землю

изложены в Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной

зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к

приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.

В статьях 18—20 определяется система управления крестьянами, вышедшими

из крепостной зависимости: вотчинная полиция, общие и специальные

государственные органы. Последние указаны в Положении о губернских и

уездных по крестьянским делам учреждениях.

Статьи 21—39 определяют новый статус крестьянина. Крестьяне поступали в

категорию свободных сельских обывателей, т. е. приобретали права (а также и

новые обязанности) незакрепощенных податных сословии.

Статья 21 отменяет особенно ненавистное для крестьян право помещика

вмешиваться в их семейную жизнь. Обильный документальный материал,

относящийся к эпохе крепостного права (а также и литературные

произведения), содержит потрясающие описания трагедий крестьян вследствие

вмешательства в их личную жизнь помещиков и “по закону” и в порядке

“злоупотребления помещичьей властью”.

Статьи 22—23 содержат перечисление имущественных прав, предоставляемых

освобожденным от крепостной зависимости крестьянам. Особого внимания

заслуживает здесь свобода торгово-предпринимательской деятельности.

Крестьяне приобретали права, предусмотренные уставами Торговым и Фабричным:

заниматься торговлей, всякого рода ремесленной деятельностью, устраивать

фабрики и заводы, записываться в ремесленные цехи того или иного города (но

при этом оставаясь в своем звании крестьян), заниматься казенными подрядами

и т. д. Примечание к ст. 23 имеет в виду статьи местных положений: ст. 107

для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских, ст. 107 для

губерний малороссийских, ст. 84 для губерний Правобережной Украины и ст. 79

для литовско-белорусских губерний. Указанные статьи предоставляли

крестьянину право, “не испрашивая на то особого разрешения ни у помещика,

ни у общества”, устраивать и содержать на своей усадебной земле постоялые

дворы, промышленные и торговые заведения (согласно Уставу торговому,

предоставлявшему таковое право всем свободным сословиям).

Статья 24 предоставляет крестьянам правоспособность в сфере

гражданского и уголовного процесса. Характерно декларируемое в примечании 2

к данной статье право иска и жалобы крестьян как на посторонних лиц, так и

на владельца земли, на которой они водворены, т. е. на своего бывшего

помещика. Напомним, что крестьянам при крепостном праве было запрещено

жаловаться на помещиков. В статье специально подчеркивается отсутствие у ее

норм обратной силы, что имело особый смысл, поскольку помещики в преддверии

реформы принимали дополнительные меры к ограблению и притеснению крестьян:

продажа крестьян отдельно от земли (“на своз”), что противоречило даже

тогдашним законам, насильственное переселение на неудобные земли, перевод в

дворовые, отнятие имущества, ссылка в Сибирь и т. п.

При взыскании штрафов, пеней, недоимок и пр. применялись статьи Устава

о благоустройстве казенных селений. Статьи 384—407 этого Устава

регламентируют “порядок и способы исполнения приговоров сельских и

волостных расправ” в селениях государственных крестьян, процедуру

удовлетворения имущественных исков (в частности, порядок продажи

крестьянского имущества за долги, отдачи должника или недоимщика в

общественные работы, “порядок и способы исполнения решений судебных мест”).

В данном случае применялись нормы изданного 30 апреля 1838 г. Учреждения об

управлении государственными имуществами в губерниях.

Статья 25 лишает помещика одной из его существенных феодальных

привилегий — права вотчинной юстиции. В крепостную эпоху помещик

пользовался в своем имении широкой административной и полицейской властью:

имел право держать свои тюрьмы, наказывать телесно крестьян. В 1857 году

подтверждалось право помещиков наказывать крестьян розгами до 40 ударов,

палками до 15 ударов, заключать в смирительные дома на срок до трех месяцев

или сдавать в арестантские роты гражданского ведомства на срок до шести

месяцев. Вес это совершалось без суда, по личной воле помещика, решение

которого было безапелляционным и приводилось в исполнение немедленно. На

помещиков вообще была возложена функция поддерживать полицейский порядок в

крепостной деревне.

Помещики пользовались своими правами гораздо шире, чем это им было

предоставлено но закону. В смысле расправ и наказании крестьян произвол не

знал границ. Архивы тогдашних правительственных учреждений полны жалобами

крестьян на произвол помещиков. Закон и теперь, однако, оставляет за

помещиком некоторое право вмешательства в уголовные дела его бывших

крестьян. Таким образом, если ст. 9 Общего положения снимала с помещика

обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным,

то ст. 28 не отнимала у него права вмешательства в дела крестьян.

Указанные в ст. 29 права подробно регламентированы в ст.ст. 47, 71, 75,

130—140 данного Положения, а также надлежащими статьями других законов:

Устава о службе от правительства, Устава о податях. Законов межевых и пр.

Эти права предоставляли возможность (разумеется, зажиточному крестьянству)

путем получения соответствующего образования, оставления надела с уплатой

всех за него повинностей или досрочного выкупа выйти из общины, приписаться

в мещане или в купцы. Пореформенная статистика свидетельствует о

значительном росте численности мещан и купечества за счет выходцев из

крестьян.

Статья 30 дополняет формулировку ст. 25, имея в виду лишь одну

конкретную форму воздействия — поражение в сословных правах.

Статья 31 конкретизируется в ст. 8—26 Положения о выкупе.

Комментируемая статья провозглашает гарантию от посягательств со стороны

помещика на движимое имущество крестьян, на их общественные денежные

средства и хлебные запасы. Эта гарантия весьма существенна, ибо при

крепостном праве крестьянское имущество нисколько не было защищено от

произвола помещика.

До 1848 года закон не разрешал помещичьим крестьянам приобретать

недвижимую собственность (землю) на свое имя. Всякие покупки земли (как и

другой недвижимости) крестьяне могли производить только на имя своих

помещиков. Тем самым помещики становились юридически собственниками

покупных крестьянских земель. Таким образом, права крестьян на это

имущество законом не были защищены. Указ 3 марта 1848 г. предоставил и

помещичьим крестьянам право покупать земли, дома. лавки, мельницы и пр., но

с согласия помещиков. Судя по последующему законодательству, такое согласие

они получали не всегда, почему и после 1848 года вынуждены были покупать

землю на имя господина. Однако основная масса таких земель была куплена,

конечно, до указа. Исключив из действия закона земли, купленные крестьянами

до 1848 года. указ 3 марта 1848 г. открывал перед помещиками широкие

возможности для прямого захвата этих земель. Такие случаи особенно

участились в период подготовки крестьянской реформы. Помещики в предвидении

реформы шли на всякие ухищрения для захвата покупных крестьянских земель:

отбирали их за оброчные недоимки, за предоставленные в долг деньги,

отбирали под видом “покупки” за ничтожную пену, присоединяли их к наделении

земле, продавали их как свою собственность, пользуясь утратой крестьянами

документов на покупные земли, и т. п.

Статья 32 официально признает за крестьянами право собственности на

земли, приобретенные ими в крепостное время, на условиях, которые

сформулированы в специальных правилах, приложенных к статье.

“Буде помещик не согласится выдать крестьянам надлежащие данные на

имущества, приобретенные ими на имя их помещиков, крестьяне могут заявлять

о том, не пропуская десятилетней давности со времени приобретения

недвижимого имущества, мировому посреднику для распоряжений на основании

нижеследующих статей.

Если мировому посреднику будет заявлено крестьянами о принадлежности им

недвижимого имущества, приобретенного ими на собственные деньги, хотя и на

имя помещика, то мировой посредник обязан спросить о том владельца и, когда

нужно, потребовать его письменного по сему предмету отзыва. Буде в сем

отзыве или в уставной грамоте владелец, безусловно признает право крестьян

на сие имущество, то мировой посредник утверждает оное за крестьянами и

выдает им копию с своего о том постановления. Земля, признанная на сем

основании собственностью крестьян, не включается в состав мирского надела и

не облагается никакой в пользу помещика повинностью..

7) При суждении сего рода дел как мировой посредник, так и мировой

съезд и губернское присутствие обязаны принимать в уважение только

доказательства письменные, как те, кои принимаются судами на основании

гражданского судопроизводства по делам тяжебным, так и домашние, не

подлежащие в подлинности своей никакому спору и сомнению бумаги.

8) Когда право собственности крестьян на имущество такого рода будет

признано и утверждено губернским присутствием, действующим в качестве

высшего совестного суда, уездный суд по предъявлении оному полученной

крестьянином или крестьянами копии с решения дела немедленно выдает им на

означенное имущество данную на гербовой бумаге низшего достоинства без

взимания пошлин.

9) Заложенное имущество, признанное на основании предыдущих статей

собственностью крестьянина или крестьян, не освобождается от залога, и

имущество, проданное с публичного торга или перепроданное в другие руки,

остается у последнего покупщика, но крестьянам предоставляется в сих

случаях отыскивать судебным порядком понесенные ими убытки с помещика, на

имя которого было приобретено имущество, или же с его наследников”.

Приведенные правила, как видно из их содержания, ставили крестьянам

жесткие условия для возврата их покупных земель. Прежде всего, правила

ограничивали иск сроком давности покупки: он не должен был превышать 10

лет. Данные по семи центрально-промышленным губерниям России (Владимирской,

Калужской, Костромской, Московской. Нижегородской, Тверской и Ярославской),

в которых более, нежели в других регионах страны, покупалось крестьянами на

имя помещиков земли, показывают, что подавляющее число покупок,

произведенных крестьянами (90%), и купленной земли (97%) приходилось на

время до 1851 года (т. е. до предельной даты срока давности). Далее, для

утверждения своих прав на землю крестьяне обязаны были представить

письменные документы на владение этой землей. Как правило, такие документы

находились у помещика, поскольку покупки совершались на его имя. Сама

процедура рассмотрения спора о покупных землях всецело зависела от мировых

посредников, уездных мировых съездов и губернских по крестьянским делам

присутствий (дворянских по своему составу), которые далеко не всегда решали

споры в пользу Крестьян.

По смыслу данных правил, губернское по крестьянским делам присутствие

являлось окончательной инстанцией в решении споров крестьян с помещиками о

покупных землях. Однако, как показывают архивные документы высших

государственных учреждений, крестьяне при отказах им в исках губернскими

присутствиями обращались с ходатайствами в Главный комитет об устройстве

сельского состояния и в Земский отдел Министерства внутренних дел (в

архивных фондах которых и сохранились многочисленные тяжебные дела бывших

крепостных крестьян о покупных землях). Судя по этим документам, полная

драматизма борьба крестьян за собственные земли продолжалась почти два

десятилетия после обнародования Положении 19 февраля 1861 г.

В 1862 году Министерство внутренних дел предложило Главному комитету об

устройстве сельского состояния пересмотреть условия закрепления купчих

крестьянских земель, сняв десятилетний срок давности для предъявления иска

и расширив круг принимаемых к рассмотрению доказательств. Но утвержденное 6

мая 1863 г. царем мнение Государственного совета оставило в

неприкосновенности эти правила . В 1871 году последовало разъяснение

Главного комитета: “Помещик имеет право землю, купленную крестьянами на его

имя до 3 марта 1848 г., передать им или оставить за собою, и затем продать

в составе прочего своего имения как собственность” . Тем самым самому

помещику предоставлялось право решать, возвращать крестьянам их покупную

землю или распоряжаться ею как своей собственностью.

Предоставление ст. 33—35 крестьянам права приобретать в полную

собственность землю, как в индивидуальном порядке, так и обществами и

товариществами, имело далеко идущие экономические и социальные последствия.

За 1863—1892 годы крестьянами было куплено 12 110 816 десятин земли, из них

в единоличную собственность — 5 789 862 десятины, товариществами — 4 847

643 десятины и сельскими обществами — 1473311 десятин. Основным объектом

купли-продажи земли были помещичьи земли, так как крестьянские надельные

земли на долгое время были фактически исключены из торгового оборота.

Вовлечение помещичьей .земли в торговый оборот и формирование буржуазной

земельной собственности.

Как явствует из содержания ст. 36, в случаях, когда земля приобреталась

на вольном рынке обществами и товариществами, любому участнику этих покупок

предоставлялось право, даже без согласия общества и товарищества,

потребовать выделения в единоличную собственность своего пая или же

денежного за него вознаграждения. Значимость таковой возможности

заключается в том. что крестьянину, собственнику земли, открывался путь

выхода из общины: он мог отказаться от своего надела (выполнив при этом все

прочие формальности) и строить свое хозяйство на покупной земле.

Второй раздел Положения регулировал устройство сельских обществ и

волостей и их управления.

“Сельское общество” составлялось из крестьян, на земле одного помещика:

оно могло состоять либо из целого селения (села или деревни), либо из одной

части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможности

смежных, и, во всяком случае, ближайших между собой поселков (выселков,

починков, хуторов, застенков, односелий, или отдельных дворов, и т.п.),

пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща, или же имеющих

другие общие хозяйственные выгоды.

"Волости" образовывались из состоящих в одном уезде и, по возможности,

смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельские общества не

раздроблялись. Сельское общественное управление составляли сельский сход и

сельский староста. Сверх того, общества могли иметь: особых сборщиков

податей; смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц; лесных и полевых

сторожей; сельских писарей, и т. п.

"Сельский сход" составляется из крестьян-домохозяев, принадлежавших к

составу сельского общества, и, кроме того, из всех назначенных по выбору

сельских должностей лиц. Не воспрещалось домохозяину, в случае отлучки,

болезни и вообще невозможности лично явиться на сход, присылать вместо себя

кого-либо из членов своего семейства; с дворов же многотягольных

дозволяется присылать на сход двух или более крестьян, если сие согласно с

местным обычаем.

Ведению сельского схода подлежали:

- выборы сельских должностных лиц и назначение выборных на волостной

сход;

- приговоры об удалении из общества его членов; временное устранение

крестьян от участия в сходах не долее, как на три года;

- увольнение из общества членов его и прием новых;

- назначение опекунов и попечителей; проверка их действий;

- разрешение семейных разделов;

- дела, относящиеся до общинного пользования мирскою землею: передел

земель, накладка и скидка тягл, окончательный раздел общинных земель

на постоянные участки и т.п.;

- при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею,

распоряжение участками мирской земли, не состоящими в подворном

пользовании;

- совещания и ходатайства об общественных нуждах, благоустройстве,

обучении грамоте;

- принесение, жалоб и просьб, по делам общества, через особых выборных;

- назначение сборов на мирские расходы;

- раскладка всех лежащих на крестьянах казенных податей, земских и

мирских денежных сборов, равно как земских и мирских натуральных

повинностей, и порядок ведения счетов по означенным подателям и

сборам;

- учет должностных лиц, сельским обществом избранных, и назначение им

жалованья или иного за службу вознаграждения;

- дела по отбыванию рекрутской повинности, в той степени, в какой они

касаются сельского общества;

- раскладка оброка и издельной повинности по тяглам, по душам, или иным

принятым способом, там, где повинности, в пользу помещика, отбываются

за круговую порукою целого общества;

- принятие мер к предупреждению и взысканию недоимок;

- назначение ссуд из запасных сельских магазинов и всякого рода

вспомоществовании;

- дача доверенностей на хождение по делам общественным;

54. Для решения нижеследующих дел требуется согласие не менее двух

третей всех крестьян, имеющих голос на сходе:

- о замене общинного пользования землею участковым или подворным

(наследственным);

- о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки;

- о переделах мирской земли;

- об установлении мирских добровольных складок и употреблении мирских

капиталов;

- об удалении порочных крестьян из общества и предоставлении их в

распоряжение Правительства.

Сельский староста исполнял, в пределах ведомства сельского

общественного управления, следующие обязанности:

- созывал и распускал сельский сход и сохранял на нем порядок;

- предлагал на рассмотрение схода все дела, касающиеся нужд и польз

сельского общества;

- приводил в исполнение приговоры сельского схода, распоряжения

волостного управления и мировых учреждений;

- наблюдал за целостью меж и межевых знаков, на землях, в пользовании

крестьян находящихся или принадлежащих им в собственность;

- наблюдал за исправным содержанием дорог, мостов, гатей, перевозов и

пр., на землях, отведенных сельскому обществу в надел или

приобретенных крестьянами в собственность;

- наблюдал за исправным отбыванием крестьянами податей и всякого рода

повинностей как казенных, земских и мирских, так оброка или издольной

повинности в пользу помещика, и собирал сии подати и оброки в тех

обществах, где не было особых сборщиков;

- понуждал к исполнению условий и договоров крестьян между собою, а

равно заключенных с помещиками и посторонними лицами, когда такие

договоры не оспариваются самими крестьянами;

- надзирал за порядком в училищах, больницах, богодельнях и других

общественных заведениях, если они учреждены сельским обществом на

свой собственный счет;

- наблюдал за своевременным составлением ревизских сказок, и подает

оные, куда следует;

- по просьбам крестьян о выдаче им установленных билетов и паспортов на

отлучки, или об увольнении вовсе из общества, давал волостному

старшине надлежащее удостоверение в том, что к увольнению означенных

крестьян препятствия нет;

- заведывал, в порядке, установленном обществом, мирским хозяйством и

мирскими суммами; надзирает за целостью запасного общественного хлеба

и за правильным распоряжением оным;

- охранял от растраты те имущества неисправных плательщиков, коими

обеспечивается взыскание недоимки.

Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с

волостным правлением и волостной крестьянский суд.

"Волостной сход" составлялся из сельских и волостных должностных лиц,

замещаемых по выбору, и из крестьян, избираемых от каждого селения или

поселка, к волости принадлежащего, по одному от каждых десяти дворов, как

пользующихся землею за повинности, так и приобретших участки в

собственность.

Ведению волостного схода подлежали:

- выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;

- постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и

общественных дел целой волости;

- учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным

магазинам, где они есть;

- принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез

особых выборных;

- назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до

целой волости;

- поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;

- поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности,

- дача доверенностей на хождение по делам волости.

По полицейским делам, волостной старшина в пределах ведомства

волостного управления был обязан:

- объявлять, по предписаниям земской полиции, законы и распоряжения

правительства, и наблюдать за нераспространением между крестьянами

подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов;

- охранять благочиние в общественных местах и безопасность лиц

имуществ от преступных действий, а также принимать первоначальные

меры для восстановления нарушенной тишины, порядка и безопасности,

впредь до распоряжения земской полиции;

- задерживать бродяг, беглых и военных дезертиров, и представлять их

полицейскому начальству;

- доносить земской полиции о самовольно отлучившихся из волости и о

преступлениях и беспорядках, случившихся в волости;

- наблюдать за точным исполнением установленных настоящим Положением

правил о приписке, увольнении и перечислении крестьян из одного

общества в другое, и доносить о сем земской полиции, для уведомления

Уездного Казначейства и Казенной Палаты;

- распоряжаться в чрезвычайных случаях, как например: при пожарах,

наводнениях, повальных болезнях, падеже скота и других общественных

бедствиях, и немедленно доносить полицейскому начальству о

чрезвычайных происшествиях в волости;

- предупреждать и пресекать преступления и проступки, принимать

полицейские меры для открытия и задержания виновных, и представлять

их на дальнейшее распоряжение подлежащего начальства;

- наблюдать за исполнением приговоров мировых учреждений и волостного

суда.

Волостное правление составлялось из старшины, всех сельских старост или

помощников старшины, и из сборщиков податей, там, где есть особые сборщики.

Решению правления, единогласному или по большинству голосов наличных

членов, подлежали только следующие дела:

- производство из волостных сумм денежных расходов, утвержденных уже

волостным судом;

- продажа частного крестьянского имущества, по взысканиям казны,

помещика или частного лица, кроме тех случаев, которые по закону

возлагаются на общую полицию,

- определение и увольнение волостных должностных лиц, служащих по

найму.

Старшина, по всем другим делам его ведомства, только советуется с

правлением, но распоряжается по своему усмотрению, под личною свою

ответственностью.

Для составления волостного суда избирается ежегодно волостным сходом

(или сельским, если волость состоит из одного сельского общества) от

четырех до двенадцати очередных суден. Определение числа сих выборных и

установление между ними очереди предоставляется сходу, на следующих

основаниях:

- присутствие суда должно было состоять не менее, как из трех судей;

- судьи могли быть избраны, или для бессменного в течение целого года,

отправления своей должности, или для отправления оной по очереди,

заранее определенной сходом;

- в последнем случае, из избранных в числе от 4-х до 12-ти судей,

должны выбывать, в назначенные сроки (как например: через два, четыре

или шесть месяцев), не более половины, и затем выбывшие замещаются

другими избранными судьями, по очереди.

Волостной суд ведал, на основании следующих статей, как споры и тяжбы

между крестьянами, так и дела по маловажным их проступкам.

Волостной суд решал окончательно: все споры и тяжбы собственно между

крестьянами, ценою до ста рублей включительно, как о недвижимом и движимом

имуществах в пределах крестьянского надела, так и по займам, покупкам,

продажам и всякого рода сделкам и обязательствам, а равно и дела по

вознаграждению за убытки и ущерб, причиненные крестьянскому имуществу.

Окончательному решению волостного суда подлежали все, без ограничения

ценою иска, между крестьянами споры и тяжбы, которые тяжущиеся стороны

предоставят решению волостного суда. Споры и тяжбы, в коих, кроме крестьян,

участвовали посторонние лица, могли быть также, по желанию тяжущихся

сторон, предоставляемы окончательному решению волостного суда.

Волостной суд разбирал и приговаривал к наказанию крестьян,

принадлежащих к волости, за маловажные проступки, когда оные совершены в

пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без

участия лиц других состояний, а также, когда означенные проступки не

находились в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению

общих судебных мест. Если в совершении проступка участвуют крестьяне,

принадлежащие к другой волости, то виновных приговаривал к наказанию суд

той волости, в пределах которой проступок был совершен.

Волостной суд был властен приговаривать виновных: к общественным

работам - до шести дней, или к денежному взысканию - до трех рублей, или к

аресту - до семи дней, или, наконец, лиц, от телесного наказания не

изъятых, - к наказанию розгами до двадцати ударов. Назначение меры

наказания за каждый проступок предоставлялось усмотрению самого суда.

Приговоры волостного суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению,

считались окончательными. Они приводились в исполнение сельскими

старостами, или когда волость состояла из одного сельского общества,

помощником волостного старшины, под наблюдением старшины и за общею их

ответственностью.

2.3. Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости,

их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими

крестьянами в собственность полевых угодий

Данное Положение также играло важную роль в законодательном обеспечении

реформы. В нем излагались правила:

- о выкупе в собственность, вышедшими из крепостной зависимости,

временно-обязанными крестьянами усадеб, отдельно от полевых угодий;

- о содействии государства к приобретению теми же крестьянами в

собственность, вместе с усадьбами всего, или части полевого надела,

предоставленного им от помещиков в постоянное пользование за

определенные повинности.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право

выкупать в собственность их усадебную оседлость.

Приобретение в собственность крестьянами полевых земель и угодий,

отведенных им в постоянное пользование, допускалось не иначе, как с

согласия помещика.

При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною

оседлостью, полевого надела, оказывалось содействие от государства.

Содействие заключалось в том, что Правительство ссужало, под приобретаемые

на этом основании земли, определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты

на продолжительный срок, и само взыскивало следующие с них платежи, как в

счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Эта

сумма выдавалась помещику процентными кредитными бумагами, по коим

Правительство принимает на себя уплату процентов и капитала.

Определение размера выкупа за усадьбы, на основании соглашения,

засвидетельствованного Мировым Посредником, в присутствии посторонних

свидетелей, в числе от 3-х до 6-ти, зависит от договаривающихся сторон. От

этого соглашения зависело также постановление всех условии, относительно

порядка и рассрочки платежей. Если же добровольных соглашений не было, то

выкуп производился на основании правил Положения.

Для определения этой доли усадьбы каждого селения причисляются одному

из четырех разрядов, установленных в означенном Местном Положении. Из

оброка, причитающегося за весь крестьянский надел в селении, относится

собственно на усадебные земли: первого разряда - не более 1 р. 50 коп

второго разряда - не более 2 р. 50 коп., третьего разряда - не более 3 р.

50 коп. на ревизскую душу. В четвертом разряде, к коему причисляются

усадьбы в селениях, обложенных, на основании означенного Положения, за

представленные крестьянам особые выгоды, возвышенным оброком, денежная

повинность за усадьбы может быть определена порядком, указанным в том

Положении, и свыше 3 р. 50 коп. на душу.

Для исчисления выкупной суммы за усадебную оседлость, причитающаяся с

нее, по уставной грамоте часть оброка помножается на шестнадцать и две

трети; таким образом за каждый рубль ежегодного оброка падающего на

усадьбы, полагается выкупная сумма в 16 руб. 67 коп.

Исчисленная за все усадьбы сельского общества выкупная сумма

разверстывалась между домохозяевами по мирскому приговору, с утверждения

помещика. В случае несогласия помещика на мирскую разверстку, возникшее

недоразумение разрешается Мировым Посредником. Недовольная решением

Мирового Посредника сторона могла приносить жалобы Уездному Мировому

Съезду.

Когда все домохозяева селения вместе желали выкупить свои усадьбы

оседлость, в таком случае они должны были внести сполна выкупную сумму,

определенную за все усадьбы. Когда один домохозяин выкупал свою усадебную

оседлость отдельно от других, то он вносил единовременно сумму,

причитающуся на ею усадьбу по разверстке. В тех селениях, где существовало

общинное пользование угодьями, крестьянин, отдельно выкупающий свою

усадебную оседлость, уплачивал помещику эту сумму, с прибавлением к ней

двадцати копеек на каждый рубль.

Порядок выкупа устанавливался следующий. Крестьяне, желавшие приступить

к выкупу своей усадебной оседлости, обращались с просьбой к помещику; но

предварительно, они обязаны были внести выкупную сумму в Уездное

Казначейство, для хранения и выдачи, впоследствии помещику при

окончательном закреплении за крестьянами выкупленных усадеб.

Помещику предоставлялось право, не ожидая предложения со стороны

крестьян, сделать такое заявление в уставной грамоте, при составлении ее,

или впоследствии, чрез Мирового Посредника. Если этого заявления не было

сделано, а между тем, по отсутствию помещика, или по другим причинам,

непосредственное соглашение с ним крестьян, относительно выкупа усадеб, не

было достигнуто, то предоставлялось крестьянам право обращаться прямо к

Мировому Посреднику.

Крестьяне, со дня выдачи им "данной", освобождались от платежа помещику

той доли оброка, которая падает на выкупленные усадьбы, и получали ее в

собственность, с тем лишь ограничением, что в продолжение первых девяти лет

со времени утверждения Положения, усадьбы не могли быть передаваемы, или

закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу. По прошествии

этого срока, крестьяне могли располагать выкупленными усадьбами, как своей

собственностью, на основании общих законов. Домохозяин, выкупивший свою

усадебную оседлость, сохранял право участия в пользовании общественным

выпуском и другими частями сей оседлости, состоящими в распоряжении всего

общества.

Завершающим этапом ликвидации феодальных отношении в бывшей помещичьей

деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Этот процесс начался

одновременно с введением уставных грамот и растянулся на десятилетия.

Положения 19 февраля 1861 г. не устанавливали никакого окончательного срока

прекращения временнообязанного состояния крестьян: перевод крестьян на

выкуп всецело зависел от воли помещика, который имел право заключать

выкупные сделки как по обоюдному соглашению с крестьянами, так и в

одностороннем порядке. Уже на 3 января 1862 г. из 2796 представленных

уставных грамот по 322 грамотам переводились на выкуп 2782 души мужского

пола (далее—м. п.) крестьян, на 3 января 1863г. из 95300 представленных

уставных грамот по 5808 грамотам на выкуп переводились 678811 душ м. п.

крестьян. К началу 1864 года на выкуп перешло 959 892 души м. п. крестьян.

В 1863 году в связи с восстанием в Польше и развернувшимся широким

крестьянским движением в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, где

владельцами населенных имении были преимущественно польские дворяне,

правительство изменило условия реформы в сторону некоторых уступок

крестьянству, чтобы, с одной стороны, ослабить накал классовой борьбы в

деревне в этих регионах, с другой — попытаться опереться на местное

крестьянство, представленное преимущественно литовцами, белорусами и

украинцами, в борьбе с польским национально-освободительным движением.

Указами 1 марта, 30 июля и 2 ноября 1863 г. установленный по уставным

грамотам оброк понижался на 20%, находившиеся на барщине крестьяне

переводились на оброк, произведенные от надела отрезки возвращались

крестьянам, мировые посредники польского происхождения заменялись русскими,

присланными из внутренних губерний, а крестьяне сразу переводились на выкуп

. “Для поверки денежных повинностей и составления выкупных актов” 9 апреля

1863 г. были учреждены в каждом уезде особые поверочные комиссии. В

соответствии с указами 1 марта, 30 июля и 2 ноября 1863 г. на обязательный

выкуп были переведены 2 517 919 душ м. п. в 9-ти западных губерниях

(Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской. Ковенской,

Минской, Могилевской и Подольской), составлявших Литву, Белоруссию и

Правобережную Украину.

На 19 февраля 1870 г. перешло на выкуп 6679344 души м. п.. что

составило 66,6% от общего числа бывших помещичьих крестьян. На 1 января

1877г. перешедшие на выкуп составляли 71,9% от общего числа крестьян. На 1

января 1881 г. крестьян-собственников числилось уже 84,1%, а

временнообязанных — 15,9% (1552403 души м. п.). Перевод на обязательный

выкуп остававшихся к 1881 году на временнообязанном положении полутора

миллиона душ м. п. крестьян предусматривался с 1 января 1883 г. изданным 28

декабря 1881 г. “Положением о выкупе наделов остающимися еще в обязательных

отношениях к помещикам крестьянами в губерниях, состоящих на

Великороссийском и Малороссийском местных положениях 19 февраля 1861г.”. Он

завершился к 1895 году. Издание Положения 28 декабря 1881 г. о переводе

остававшихся на временнообязанном положении крестьян на обязательный выкуп,

а также объявленное одновременно понижение выкупных платежей на 20% и

сложение недоимок по этим платежам, несомненно, явилось одной из уступок

крестьянам, на которую пошло правительство в обстановке революционной

ситуации 1879—1881 годов. Однако данная уступка не могла сколько-нибудь

существенно поправить тяжелое положение крестьянства, остававшегося по-

прежнему в экономической зависимости от государства и своих бывших

помещиков[5].

На 1 января 1895 г. числилось крестьян, перешедших на выкуп, —9 158754

души м. п. в местностях с общинным землевладением и 109 791 домохозяин с

подворным землевладением. Было заключено 124 тысячи выкупных сделок, из них

20% по обоюдному соглашению крестьян с помещиками, 50% — по одностороннему

требованию помещика и 30% — “правительственной мерой” (т. е. указами 1

марта, 30 июля и 2 ноября 1863г. и Положением от 28 декабря 1881 г.).

В Закавказье, где крепостное право было отменено законами 13 октября

1864г. и 13 октября 1865г. (в Грузии) и 14 мая 1870г. (в Армении и

Азербайджане) перевод временно-обязанных крестьян начался с 1912—1913 гг.

согласно Положениям от 20 декабря 1912 г. и 7 июля 1913 г. и не завершился

даже к 1917 году.

Выкупная операция — буржуазная по своему содержанию мера, проводимая

крепостническими методами насилия и принуждения. Выкуп крестьянами их

надельных земель в большинстве случаев носил принудительный характер — в

силу несоразмерности выкупных платежей ценности и доходности выкупаемых

наделов и длительности самой выкупной операции. Вот почему перевод крестьян

на выкуп проводился преимущественно по одностороннему требованию помещиков

или “обязательной мерой” правительства.

Выкуп не только способствовал более интенсивному проникновению товарно-

денежных отношений в крестьянское хозяйство, социальному расслоению

деревни, но он давал помещикам (особенно крупным латифундистам) денежные

средства для перестройки своего хозяйства на капиталистической основе.

Перевод крестьян на выкуп означал дальнейшее отделение крестьянского

хозяйства от помещичьего. Выкупная операция ликвидировала систему

феодальных отношений в деревне и превращала крестьянина в самостоятельного

собственника земельных угодий. Выкупная операция, оказавшаяся выгодной для

государства, несомненно, позволила ему выйти из тяжелого финансового

кризиса, в каком оно оказалось после Крымской воины, и проводить активную

экономическую политику: строить казенные железные дороги и промышленные

предприятия, предоставлять значительные ссуды помещикам и капиталистам-

предпринимателям. Выкупная операция явилась важным фактором первоначального

накопления для капиталистического хозяйства пореформенной России.

Статьи 1—3 устанавливают два вида поземельной собственности,

приобретаемой бывшими помещичьими крестьянами посредством выкупа: 1) так

называемую усадебную оседлость и 2) полевой надел (пашня, сенокосы, выгоны

и другие угодья), который крестьяне получали по уставной грамоте в

постоянное пользование за феодальные повинности. Условия и порядок выкупа

усадьбы определены статьями 8—26 данного Положения, выкуп в собственность

полевого надела определен статьями 27—122 (раздел второй). Статус

перешедших на выкуп крестьян (крестьян-собственников) и их поземельные

права определены статьями 156—179, составляющими раздел третий.

По смыслу ст. 3, крестьяне не имели права требовать перевода их на

выкуп. Оно предоставлялось только помещику, который мог заключать выкупные

сделки как по обоюдному с крестьянами соглашению, так и без их согласия, в

одностороннем порядке, но в последнем случае он лишался от 20 до 25%

выкупной суммы, составлявшей так называемый дополнительный платеж.

Посредничество государства между помещиками и крестьянами в выкупной

операции, о чем говорится в статье, имело важное социальное и экономическое

значение. Содействие выкупу со стороны государства, которое гарантировало

помещикам выкупные платежи в строго выдерживаемые им сроки, избавляло также

помещика в условиях социальной напряженности в пореформенной деревне от

многочисленных столкновений с крестьянами на этой почве. Выплатив помещику

соответствующую сумму, правительство с помощью своего мощного

административно-полицейского аппарата взыскивало ее вместе с процентами с

крестьян. Правительственное содействие делу выкупа, несомненно, решало

задачу ускорения перевода крестьян на выкуп.

Статья 5 подчеркивает, что Положение о выкупе касается только

заключения сделок о выкупе крестьянской надельной земли и не

распространяется на другие сделки по купле-продаже недвижимой

собственности. Порядок заключения последних регламентируется общим

гражданским законодательством.

Статья 1350 тома Х Свода законов Российской империи, упоминаемая в 1-м

примечании к ст. 5, гласит: “Ненаселенные земли, проданные от лица одного

состояния лицам другого, выкупу не подлежат”.

Пункты 1—4 статьи 6 свидетельствуют о незначительности льгот и

облегчений при совершении выкупных сделок. Они несколько уменьшали расходы

обеих сторон в процессе оформления сделки и сокращали ее бюрократическую

процедуру. Поскольку подавляющее большинство выкупных сделок совершалось по

одностороннему требованию помещиков, на практике указанные льготы и

облегчения более всего были на руку помещикам.

Упоминаемые в статье 7 особые условия выкупа земель бывшими помещичьими

крестьянами Сибири и Бессарабской области изложены в Дополнительных

правилах о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости

в Сибири (ст. 11—20), и в Правилах о людях, вышедших из крепостной

зависимости в Бессарабской области (ст. 8—11). Сибирским помещикам давалось

право либо заключать со своими крестьянами сделки о предоставлении им в

собственность их земельного надела, либо продать свои имения в казну.

Помещик мог предоставить крестьянам их наделы в собственность либо за

деньги (с рассрочкой в уплате выкупной суммы), либо за особые повинности

(деньгами или работой) по смерть помещика, либо на определенный срок. При

этом условия о выполнении определенных работ за надел пересматривались

каждые три года. По 10-й ревизии в Сибири числилось всего 4320 душ мужского

пола крепостных, в том числе 384 души дворовых. Основная масса крепостных

Сибири сосредоточивалась в Тобольской губернии (3149 душ м. п.). В

Бессарабской области числилось 10 844 души м. п. крепостных, в том числе

3005 душ м. п. Дворовых. К бывшим крепостным Бессарабской области

применялось то положение, на котором находились бессарабские царане:

свободные крестьяне, сидевшие на помещичьих землях, за которые они на

договорных с помещиками условиях отбывали феодальные повинности. Согласно

Дополнительным правилам о бывших помещичьих крестьянах Бессарабии (ст.

8—11), помещик обязывался предоставить крестьянам земельные наделы не в

собственность, а в постоянное пользование.

Государство содействовало крестьянам в выкупе земельного надела,

следующим образом. Определенная по правилам Положения сумма, выдаваемая

помещику, под приобретаемые крестьянами в собственность мирские земли и

угодья, обеспеченными (гарантированными) Правительством кредитными

бумагами, именовалась "выкупной ссудой". Всякие добавочные, сверх, выкупной

ссуды, платежи, какие крестьяне обязывались уплатить, помещику, по

взаимному с ним соглашению, не обеспечивались (не гарантировались)

государством. Крестьяне, приобретшие в собственность землю, при посредстве

выкупной операции, обязаны были вносить в казну ежегодно, взамен

следовавшего помещику за землю оброка, по шести копеек на рубль с

назначенной Правительством выкупной ссуды, впредь до ее погашения. Таковые

платежи именовались “выкупными”. Выкупная ссуда погашалась взносом выкупных

платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды.

2.4. Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах,

вышедших из крепостной зависимости

Правила определяли:

- права, приобретаемые крестьянами по обнародовании Положении, и

отношения их к помещикам до введения в действие уставных грамот и до

учреждения волостей,

- порядок составления, рассмотрения, поверки, утверждения и введения в

действие уставных грамот коими определяются постоянные поземельные

отношения помещиков и крестьян.

1. Права, приобретаемые крестьянами по обнародовании положении, и

отношениях их к помещикам до введения уставных грамот и до учреждения

волостей включали в себя следующее. Со дня обнародования Положений о

крестьянах вышедших из крепостной зависимости, прекращались:

- перекрепление личных прав на крестьян и дворовых людей, и переуступка

сих прав, в каком бы то ни было виде,

- переселение крестьян с одних земель на другие, иначе, как на

основании правил, установленных Местными Положениями о поземельном

устройстве крестьян,

- отдача крестьян и дворовых людей владельцами посторонним лицам в

услужение или в работы, а также отдача малолетних из крестьян и

дворовых людей в обучение ремеслу или на воспитание, без согласия на

то их родителей или воспитателей;

- отдача крестьян и дворовых людей, без разрешения подлежащего

учреждения, в исправительные заведения или в распоряжение

Правительства.

Крестьянам предоставлялось право, не спрашивая предварительного

согласия помещика:

- вступать в брак и пользоваться всеми семейственными правами, на

основании общих узаконений;

- как целому обществу крестьян, так и каждому из них отдельно,

приобретать в собственность недвижимые и движимые имущества, а также

отчуждать сии имущества, отдавать в залог и вообще распоряжаться

ими, с соблюдением общих узаконений;

- входить, как отдельно, так и в составе обществ, в разрешенные

законом договоры и обязательства с казной и частными лицами, на

общих для всех свободных сельских состояний основаниях;

- производить торговлю, в пределах, предоставляемых законом свободным

сельским обывателям;

- записываться в цехи и производить ремесла в селениях; открывать и

содержать фабричные, торговые, промышленные и ремесленные заведения,

на основании общих узаконении и Положений о крестьянах;

- вчинять иски и тяжбы по делам гражданским и ответствовать за себя,

лично или чрез поверенных, а по делам уголовным и полицейским

подавать жалобы и защищать и ограждать себя всеми, законом

дозволенными, способами, а также быть свидетелями и поручителями, на

общем для свободных сословий основании.

Дворовые люди приобретали те же, как и крестьяне, права личные и по

имуществу; но те из дворовых, которые состояли в обязательном услужении у

своих владельцев, подчинялись временным ограничениям в пользовании

означенными правами, на основании Положения об устройстве дворовых людей.

Со дня обнародования Положений о крестьянах, и впредь до введения в

действие уставной грамоты, крестьяне, продолжая пользоваться теми самыми

усадьбами и полевыми угодьями, которыми до того пользовались, обязаны были:

состоящие на оброке - платить оброк владельцу в прежнем размере, состоящие

на барщине - отправлять оную в прежнем же размере.

Со дня обнародования Положений, повсеместно отменялись все,

существовавшие доселе, добавочные сборы с крестьян или дани сельским

произведениями: птицей, баранами, маслом, яйцами, ягодами, грибами, разными

съестными припасами, холстом, сукном, пряжею, шерстью и т.п. Не отменялись

лишь существующие в некоторых местностях, сборы зерновым хлебом,

свекловицею и льном, на которые прямо указано в Местных Положениях.

Со дня обнародования Положений, крестьяне не могли быть переводимы с

оброка на барщину или на смешанную повинность, или со смешанной повинности

исключительно на барщину, только если крестьяне сами изъявят согласие на

замену денежного оброка работами в пользу помещика.

Все неотмененные повинности, работами или деньгами, должны быть сполна

отбываемые крестьянами в пользу помещиков, без малейшего упущения.

По открытии сельских обществ, крестьянам предоставлялось право

участвовать, на установленных в сельских обществах сходах, в составлении

мирских приговоров и в выборах общества, а также быть избираемыми в

должности, и отравлять оные на основании правил, установленных в Общем о

крестьянах Положении.

Помещик сохранял право:

- разбирать и судить взаимные споры и иски водворенных на его землях

крестьян;

- подвергать их взысканиям и наказаниям, с тем, чтобы наказаниям

телесным они были подвергаемы не иначе, как чрез полицию.

Впредь до устройства волостей, выдача крестьянам и дворовым людям

билетов и паспортов зависит также от владельца имения.

Впредь до устройства волостей, на обязанности владельца остается

побуждение, законным порядком и, если нужно, при содействии земской

полиции, водворенных на его землях крестьян ко взносу государственных

податей и к отправлению денежных и натуральных повинностей. Владелец не

отвечает своим имуществом за те недоимки по государственным податям и

сборам, кои находятся на крестьянах по обнародовании Положений о

крестьянах.

Впредь до утверждения и введения в действие по каждому имению уставной

грамоты, на владельце оставались прежние обязанности по продовольствию и

призрению крестьян. Впредь до назначения Мировых Посредников, жалобы и

недоразумения, кои могут возникать между помещиками и крестьянами, или

дворовыми людьми, подлежали разбору уездных предводителей дворянства.

Воспрещалось подавать жалобы на помещиков по таким делам и распоряжениям,

которые совершились в прежнее, до обнародования Положений о крестьянах,

время, в силу существовавшего крепостного права.

С учреждением волостей и со введением в действие уставных грамот

крестьяне вступали в пользование прочими, даруемыми им правами, на точном

основании Общего и Местных Положений о крестьянах и дополнительных правил.

2.5. Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях

Правительство придавало большое значение учреждениям. на которые были

возложены обязанности по проведению крестьянской реформы на местах. Этим

было продиктовано издание специального законодательного акта, в котором

детально были разработаны структура и функции указанных учреждений.

Первым звеном в этой системе были мировые посредники, вторым,

утверждавшим решения мировых посредников и рассматривавшим поступавшие на

них жалобы, — уездный съезд мировых посредников. Третьим звеном,

утверждавшим решения мировых съездов, рассматривавшим жалобы на действия

первых двух звеньев, а также разрешавшим все другие вопросы, связанные с

проведением реформы в жизнь, выступало губернское по крестьянским делам

присутствие, возглавляемое губернатором. Высшее наблюдение над

деятельностью этих учреждений и вообще над проведением реформы было

возложено на Главный комитет об устройстве сельского состояния,

образованный одновременно с утверждением Положений 19 февраля 1861 г. и

заменивший собой Главный комитет по крестьянскому делу, на который была

возложена подготовка крестьянской реформы. Главный комитет об устройстве

сельского состояния числился при Государственном совете под

непосредственным наблюдением императора. В состав Комитета назначались по

личному выбору императора руководители ведомств, непосредственно связанные

с подготовкой и проведением крестьянской реформы: министры внутренних дел,

юстиции, финансов, государственных имуществ, императорского двора,

начальники 2 и 3 отделений Собственной его императорского величества

канцелярии.

Первостепенное значение придавалось институту мировых посредников. Из

132 статей данного Положения 122 трактуют о порядке назначения, компетенции

и ответственности этих должностных лиц.

2.6. Дополнительные правила об устройстве крестьян, водворенных в имениях

мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам

Мелкопоместным считался помещик, который имел менее 21 души м. п. и

притом не более определенного в законе количества земли. По 10-й ревизии из

103 194 помещичьих семей (владевших населенными имениями) насчитывалось 42

978 семей, владевших менее чем 21 душой м. п. каждая, т. е. 41,3% от общего

числа земле- и душевладельцев. В общей сложности у таких владельцев

числилось 339 586 душ м. п., или в среднем по 8 душ на владение. Однако

мелкопоместных в смысле настоящих Дополнительных правил (т. е. отвечающих

обоим критериям — мало крестьян и мало земли) было вдвое меньше. Помимо

этого насчитывалось 3703 семьи беспоместных душевладельцев, у которых в

общей сложности находилось 12 286 душ м. п. крепостных, или немногим более

чем по 3 души на владельца[6].

Необходимость издания особых, более льготных для мелкопоместных

владельцев Правил диктовалась заботой правительства поддержать материально

этот слои дворянства. Имея в среднем по 8 душ на владение (а в более чем 23

случаев и менее душ), в материальном отношении они мало чем отличались от

крестьян (хотя и обладали всеми правами и привилегиями дворянства): жили в

тех же крестьянских домах и наравне с крестьянами обрабатывали землю.

Многие из них жили всецело за счет военной и гражданской службы. Именно

этот слой дворянства до реформы разорялся н деклассировался. С 8-й (1833

г.) ко 10-ю ревизию число мелкопоместных сократилось в полтора раза, а

душевлалельцев — в пять раз. Своих крестьян они продали другим помещикам

или отпустили за выкуп на волю.

Заключение

Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути

дальнейшего становления капиталистических отношений. К середине XIX в.

кризис феодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность

окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по

инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы

посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем

переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их

же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян,

также приходила в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая промышленность —

купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту,

затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта.

Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и

больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система

хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков

требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

В 30 — 50-е годы XIX в. в России произошел промышленный переворот.

Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой

товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако

процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем

развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть

населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли

быть полноценными потребителями промышленной продукции.

Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков.

Некоторые из них предпочитали переводить крестьян подрядностью на оброк, а

затем нанимать их для работы на барской земли. Основная масса помещиков все

же шла по пути усиления эксплуатации крестьян с целью повышения доходности

своих имений. Стране требовалось все больше товарного хлеба. Помещики

спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.

Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями

усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путей их перевода полностью на

барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина

скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской

земле, отрываясь от своего хозяйства.

Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многий помещики

разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере

обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это

время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война

показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала

отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859 —

1861 гг. революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь

мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают

необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.

Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведение

крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов

законодательных актов об отмене крепостного права.

Царизм при выработке проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать

мнение большинства помещиков. В целях его выяснения царское правительство

образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось

выработать свои предложения к проекту об отмене крепостного права.

На содержание проекта крестьянской реформы значительное влияние оказало

мнение губернских комитетов, которые выражали интересы реакционных

крепостников. В результате с учетом мнения губернских комитетов был

подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом,

большинство членов которого его одобрило. 19 февраля 1861 г. царь подписал

манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс

законов об отмене крепостного права.

Революционная ситуация 1859—1861 гг. дала непосредственный толчок,

который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное

объективными закономерностями экономического развития.

С момента обнародования манифеста крестьяне получили личную свободу.

Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли

переселять их в другие местности, тем более не могли продавать другим лицам

с землей или без земли. За помещиками сохранялись лишь некоторые права по

надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.

Изменились также и имущественные права крестьян, прежде всего их право

на землю. Однако в течение двух лет сохранялись по существу прежние

крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход

крестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось в

соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны

(черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы

количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения

конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю

получали крестьяне.

В целях урегулирования взаимоотношении между помещиками и крестьянами

Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из

числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или

мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до

сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота

касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки по замечание

ям и предложениям крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы.

Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее

текстом и когда мировой посредник признавался содержание соответствующим

требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой,

было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого

согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он

получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор

имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах.

Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли они, как правило,

получали неудобные для обработки наделы, так как самая лучшая земля

оставалась у помещиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только

в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями —

барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных

повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние

собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые

земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли.

Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное

освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало

так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму,

предоставив крестьянам, таким образом, кредит. Этот кредит должен был

погашаться в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником.

Однако его собственность на землю была обставлена разного рода

ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после

выплаты всех выкупных платежей.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был

установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 г.

таких крестьян оставалось примерно 1%. Тогда был принят закон об

обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало

заключить выкупные сделки либо потерять право на земельные наделы. В 1883

г. категория временно-обязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила

выкупные сделки, часть лишилась земли.

В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и

государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более

льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами

сохранилась вся земля, которой они пользовались.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления.

Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в

большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для

выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный

институт — сельская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он решал вопросы,

связанные с распределением земли среди членов общины на основе

уравнительного землепользования. Староста следил главным образом за

своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог

подвергать аресту или общественным работам на срок до двух дней, штрафовать

на сумму решения, которые касались всей волости.

На волостном сходе выбирали волостного старшину, который выполнял

решения схода и различные полицейские функции (задерживал бродяг,

дезертиров, принимал другие меры по охране порядка). Старшину избирали, как

правило, из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд для рассмотрения

малозначительных уголовных и гражданских дел.

Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем

полицейских органов. В контакте с ним действовали старосты и особенно

волостные старшины. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к

сословию с существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями

населения.

В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и

способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.

Список использованной литературы

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов, 1995 г.

2. Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

3. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996 г.

4. История отечественного государства и права (под ред. Чистякова О.И.).

5. История СССР. Том 2. /Под ред. Нечкиной М.В./. М., 1954.

6. М.,1996 г.

7. Российское законодательство Х — XX веков. М., 1985.

8. Юшков С.В. Курс истории государства и права. М., 1949 г.

-----------------------

[1] История СССР. Том 2. /Под ред. Нечкиной М.В./. М., 1954. С. 237.

[2] Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 16.

[3] Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 50.

[4] Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 47.

[5] Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 56.

[6] История СССР. Том 2. /Под ред. Нечкиной М.В./. М., 1954. С. 202.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ