Диплом: Мотивация персонала
установок личности работников предприятия, и, прежде всего степени ее
ориентации на работу: воздействие на личность работников окружающей среды,
его жизни вне работы и, наоборот, воздействие работы на его личную жизнь, и
ценностные установки[20, с. 132].
Что касается содержательных условий труда, то факторы, составляющие основу
этих теорий, нашли отражение в наборе элементов, по которым определяется
качество трудовой жизни. Они включают: физические условия труда; социальные
условия труда; характер системы и методы управления на предприятии; отношение
между трудовой жизнью и жизнью вне работы.
На основе систем мотивации труда строятся системы стимулирования труда,
привлечение работников к высокопроизводительному труду, вовлечение их в
процессы совершенствования организации производства и труда, участие в
рационализаторской деятельности предприятия. Стимулирование труда – способ
вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на
сопоставлении эффективности труда и требований технологий [28, c. 356].
Как известно, существует две системы стимулирования труда: материального
стимулирования и морального стимулирования.
Система морального и материального стимулирования труда на предприятиях
предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности
работающих и как следствие повышение эффективности труда, его качества[20, c.
133].
Система материального стимулирования включает оплату труда, социальные
выплаты и льготы, системы участия в прибылях.
Система морального стимулирования включает гарантии занятости, предоставление
возможность повышения квалификации, должностное продвижение работника,
предоставление определенной самостоятельности в выполнении возложенных
функций или производственных заданий, содержательную работу, участие в
принятии решений на более высоких ступенях управления.
Заработная плата – важнейшая часть системы оплаты труда и стимулирования
труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника[26,
с. 140].
Основные формы стимулирования труда персонала предприятия представлены на
рисунке 2 [26, c. 141].
Формы стимулирования труда персонала
Материальное вознаграждение: дополнительные стимулы:
Заработная плата оплата транспортных
расходов
Бонусы медицинское
обслуживание
Участие в прибылях помощь в обучении
Участие в акционерном капитале сбережения
Дополнительные выплаты пенсии
Отсроченные платежи отпуск
выходные дни
страхование
Рис. 2. Формы стимулирования труда персонала предприятия
Среди форм материального стимулирования кроме заработной платы можно отметить
бонусы, которые постепенно входят в практику предприятий, заменяя ранее
тринадцатую зарплату. Бонусу в отличие от зарплаты предшествует оценка, или
аттестация, персонала.
Всевозрастающее значение в формировании дохода приобретают такие формы, как
участие в прибылях и в акционерном капитале. Возрастающее значение
нематериальных стимулов можно объяснить не только стремлением к социальной
гармонии, но и возможностью ухода от налогов, которые приобретает в рыночной
экономике все более возрастающее значение и толкает работодателей на поиски
возможностей их неуплаты.
Рассмотрение форм и систем заработной платы с точки зрения мотивации труда
говорит о том, что эффективное управление материальным стимулированием должно
включать исследование его мотивационных аспектов и в практике управления
организацией труда, и в частности нормированием труда, и с точки зрения
соответствия форм заработной платы производственным условиям, и самого уровня
заработной платы [20, с. 133].
Работники очень чутко чувствуют, что они вкладывают в работу и что получают
за нее. Практика показывает, что, если работники получают повременную оплату
и считают, что им переплачивают, они стремятся повысить качество работы и
увеличить ее объём, чтобы сократить разрыв на «входе и выходе». И наоборот,
если работники считают, что оплачиваются ниже того уровня, на который они
претендуют, количество и качество их работы уменьшается и ухудшается.
Что же касается сдельной заработной платы, то мотивационный эффект зависит от
условий ее применения. Если ужесточение норм или снижение сдельных расценок
сводят на нет повышение затрат трудовых усилий, это приводит к
деформационному эффекту сдельной заработной платы. Если при сдельной
заработной плате рабочие резко повысят выработку, что приведет к тому, что
сдельные расценки будут уменьшены, рабочие будут работать так, чтобы
выработать определенный размер заработной платы, но чтобы нормы не были бы
урезаны, а ставки занижены [22, c.439].
Правильный выбор форм и систем заработной платы в конкретных производственных
условиях, соответствие уровня заработной платы выполняемой работе играет
важную роль в повышении качества труда работников.
Таким образом, системы мотивации и стимулирования труда используются как
инструмент в определении поведения работников на производстве, его ценностных
установок, в конечном итоге для отбора работников по личностным
характеристикам.
2.2. Методика системы оценки труда работников на предприятии
Основа оценки работы состоит в том, чтобы сравнить содержание разных видов
работ, например, по требуемым физическим условиям, уровню ответственности,
навыкам.
Оценка работы включает сравнение видов работ между собой по их содержанию.
Существует два основных способа, которые можно использовать для сравнения
нескольких видов работ [19, c. 223]:
В – первых, можно воспользоваться интуицией. Вы можете решить, что один вид
работы «важнее» других, и не углубляться в лишнее, почему это так с точки
зрения факторов, относящихся к конкретному виду работ.
Применяя второй способ, можем сравнить виды работ друг с другом по некоторым
базовым показателям общим для всех видов работ.
В оценке труда каждый вид работы обычно сравнивается со всеми остальными
сопоставимыми видами работы по одним и тем же компенсируемым факторам. Таким
образом, оцениваются одни и те же компоненты каждого вида работ, например, по
уровню ответственности, условиям работы, которые сопровождают каждый вид
работ.
Оценка работы дает возможность решить следующие кадровые задачи [30, с.94]:
- оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения
некомпетентных сотрудников;
-снизить затраты на обучение;
-поддержать у работников чувства справедливости и повысить трудовую мотивацию;
-организовать обратную связь работников о качестве их работы.
- уточнить профиль должности, повысить уровень справедливости в оплате труда,
упорядочить взаимоотношения в коллективе.
Для того чтобы оценка работы была эффективной на каждом конкретном
предприятии, она должна отвечать следующим требованиям:
- использованные факторы должны быть понятны;
- информация, использованная для оценки должна быть доступна;
- результаты оценки должны быть связаны с системой поощрения.
Существует несколько методов оценки работ.
Метод оценки труда – способ количественного и качественного измерения
трудового участия работников в деятельности организации и сопоставление с
заданными нормами труда. Для оценки труда могут использоваться различные
подходы, ориентированные на анализ поведения работников, изменение объема
производственного продукта, соблюдение заданных правил и норм [28, с. 411].
Ниже рассмотрена система методов оценки работ.
Самый простой метод оценки - ранжирование видов работ, который состоит из
нескольких этапов [32, c. 208]:
1. Сбор информации о характере и виде работы. Для каждого вида работы
составляется должностная инструкция, а затем ее используют в качестве базиса
для ранжирования
2. Выбор видов работ для ранжирования. Часто не имеет смысла составлять один
и тот же рейтинг для всех видов работ, которые есть на предприятии. Более
простая процедура – ранжирование видов работ по подразделениям или по
«классам».
3. Создание иерархии разрядов или классов, отличающихся друг от друга
масштабом ответственности, важностью выполняемых функций, вкладом в
достижение целей предприятия, требуемым уровнем квалификации, напряженностью
труд. Описание разрядов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Классификация разрядов по степени сложности и важности
выполняемой работы
Раз- pяд | Описание разряда | 6 | Категории должностей, где в обязанность работника является: самая высокая степень сложности, самостоятельности и разнообразия. Требует высокого уровня образования в области управления и опыта работы на руководящих должностях. Ответственность за развитие предприятия и его результаты. Аналитическое мышление и навыки общения | 5 | Категории должностей, где в обязанность работника является высокая степень сложности, самостоятельности и разнообразия. Требует высокого уровня специального образования (ВУЗ), опыта работы. Аналитического мышления и навыков общения. Высокая степень самостоятельности и инициативы. Ответственность за развитие и результаты функции (направления) | 4 | Категории должностей, где в обязанность работника является достаточно сложная работа, требующая самостоятельности в рамках согласованных целей. Требует высокого уровня общения и специального образования. Аналитическое мышление и навыки общения. Ответственность за результаты подразделения. Достаточный уровень самостоятельности и инициативы. | 3 | Категории должностей, где в обязанность работника является работа средней сложности, выполняется под общим руководством в рамках согласованных целей. Требует высокого / среднего уровня общего и специального образования. Ограниченный уровень самостоятельности и инициативы. | 2 | Категории должностей, где в обязанность работника является работа достаточно простая и в основном повторяющаяся. Требует среднего уровня общего образования и определенной специальной подготовки. Ответственность за собственные результаты и развитие, а также за оборудование. Низкий уровень самостоятельности и инициативы. | 1 | Категории должностей, где в обязанность работника является работа очень простая и повторяющаяся. Требует среднего общего образования и специальной подготовки на рабочем месте. Ограниченная ответственность за собственные результаты и развитие, а также за оборудование. Минимальный уровень самостоятельности и инициативы. |
Данный метод имеет несколько преимуществ. Главное состоит в том, что
большинство руководителей обычно классифицируют виды работ вне зависимости от
того, какой метод оценки они используют.
Недостаток этого метода состоит в трудности описания категорий или разрядов,
классификация в значительной мере построена на субъективных суждениях. Но все
же руководители его используют, так как затраты на его использование более
формализованных количественных методов, больше, чем обеспечиваемая ими
дополнительная точность [19, c.225].
Более формализованный количественный метод оценки работы - балльный метод.
Он включает определение нескольких компенсируемых факторов, причем каждый
фактор присутствует в конкретном виде работы в разных степенях. Каждому
фактору приписывается определенное количество баллов. Следующим шагом следует
анализ факторов. Наиболее часто используемыми ключевыми факторами являются –
степень ответственности, уровень квалификации условия труда, уровень
образования, степень физического и умственного напряжения. Естественно, что
факторами могут быть различные для разных предприятий в зависимости от
профиля их деятельности. Различным может быть содержание каждого фактора [19,
с.226].
Поскольку применительно к различным должностям степень важности каждого из
факторов может варьироваться, система баллов предполагает наличие нескольких
уровней важности или актуальности. Как правило, используются четыре уровня
важности - минимальный, низкий, средний и высокий.
При использовании балльного метода можно учесть даже индивидуальную разницу в
квалификации работников, так как большинство предприятий используют «вилки»
оплат групп аналогичных видов труда. «Вилки» отражают разницу в квалификации
разных людей, которые при этом могут выполнять одну и ту же работу [8, с.
253].
Следующим шагом является создание матрицы баллов. Каждый фактор оценивается в
определенное число баллов, отражающее его относительную значимость
(максимальное число баллов соответствует четвертому уровню), а затем
производится распределение баллов между уровнями. Баллы могут распределяться
как пропорционально, так и непропорционально. В результате создается матрица,
показывающая, сколько баллов соответствует каждому фактору и каждому уровню
важности [32, с. 226].
Таким образом, разработанная нами матрица баллов в сочетании с ранжированием
поможет уставить размер заработной платы работников относительно их
ответственного отношения к труду и относительно ценности их рабочего места.
2.3. Методика системы трудовой мотивации работников
на предприятии
В зависимости от количества баллов присвоенных тому или иному критическому
фактору строится факторно – критическая модель оценки сложности работ.
Весомость и значимость факторов в модели определяется на основе баллов
рассчитанных по матрице. Суммирование баллов по каждому фактору позволяет
определить порядок их расположение в модели и весомость этих факторов.
В факторно – критической модели должны учитываться следующие факторы
сложности работ[26, с. 142]:
1) для управленческих и инженерных работ - степень специализации, степень
самостоятельности выполнения работ, степень ответственности (в зависимости от
уровня руководства), степень новизны, степень творчества;
2) для рабочих – физическая нагрузка, умственная нагрузка, навыки и обучение,
профессиональное обучение, опыт работы, воздействие окружающей среды,
производительность и качество труда.
На основе факторно – критической модели определяется коэффициент
сложности работ (Ксл) [23, c.302]:
(1)
Когда с помощью методов оценки работы определена относительная ценность
каждого вида работ, можно приступить к определению уровня оплаты труда
каждого видам работ.
С этой целью все работники предприятия с помощью сетки показателей разбиты на
квалификационные группы с соответствующими «вилками» соотношений в оплате
труда разного качества.
Значение соотношений в оплате труда разного качества (Кi) для
работников определяется по итогам работы за месяц по специально разработанной
методике, индивидуальным критериям и показателям, учитывающим его фактический
трудовой вклад в деятельность предприятия.
Фактический месячный заработок каждого работника рассчитывается по следующей
формуле[5, с. 77]:
, ( 2)
где ФОТ-М – месячный фонд оплаты труда предприятия;
Кi – индивидуальный коэффициент каждого
конкретного работника;
∑ Кi – сумма значений коэффициентов по всем работникам.
Сумма значений
коэффициентов по всем работникам определяется как умножение среднесписочной
численности работников предприятия на среднее значение среднего интервала, при
определении которого используется показатели дифференциации оплаты труда, т. е.
такие точки распределения, которые делят ряд в определённом соотношении.
Наиболее часто используется медиана (Ме).
В случае неполной
отработки установленного объема рабочего времени пропорционально уменьшается
зарплата, рассчитанная по приведённой выше формуле.
При увеличении его
объёма сверх установленного уровня заработок возрастает либо пропорционально
рассчитанному по формуле либо за счет увеличения (Кi) в диапазоне
«вилки» соотношений в оплате труда разного качества. В этом случае выбор
механизма увеличения заработка в зависимости от отработанного времени по
сравнению с установленным определяется важностью и значимостью для предприятия
дополнительного выпуска той продукции (или выполнение того объёма работ),
которую производит конкретный работник.
Индивидуальный
коэффициент каждого работника увеличивается или уменьшается в соответствии с
показателями и условиями, которые оказывают влияние на работы и деятельность
предприятия.
Доплаты за вредные
условия труда, за вечернюю и ночную работу производятся в соответствии с
принятым на предприятии порядком.
Создается страховой
фонд, который образуется как остаток месячного фонда оплаты труда после
распределения его между работниками с учетом соотношений в оплате труда разного
качества (за счет неполной отработки некоторыми работниками установленных норм
рабочего времени)[5, с. 78].
Фонд оплаты труда
используется на оплату труда в тех случаях, когда по не зависящим от
предприятия причинам заработанного фонда недостаточно даже для выплаты
работникам минимума средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы.
Фонд оплаты труда
формируется таким образом, чтобы была пропорциональная зависимость его объёма
от конечных результатов работы и финансового положения предприятия.
Проведённый анализ методов, посвящённой проблеме трудовой мотивации даёт
основание для следующих выводов:
Рассмотренные научные системы мотивации позволяют лишь определить поведение
работников в определённой производственной ситуации на предприятии, что
играет большую роль при отборе работников по их личностным характеристикам,
но не помогает эффективно определить оплату или вознаграждение работника за
его труд.
Системы же стимулирования труда определяют оплату труда работников, но не
помогают поставить в зависимость заработок работников с их ответственностью к
труду.
Предложенная система мотивации труда построенная на оценки работы достаточно
хорошо демонстрирует индивидуальные различия работников предприятия при
выполнении своих должностных обязанностей.
Разработанная система «вилок» в оплате труда также позволяет эффективно
определить заработок работников предприятия в зависимости от усилий
приложенных самим работников и его ответственного отношения к труду.
Следовательно, новая система оплаты труда поможет специалистам предприятия
решать непростые экономические и социальные проблемы, а значит и проблемы
повышения уровня жизни его работников, сомнений не вызывает: она
заинтересовывает персонал в максимальной реализации физических и
интеллектуальных способностей и росте производительности труда.
3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ЗАО
«КУРСКИЙ ЗАВОД «АКККУМУЛЯТОР»
3.1. Социально – экономическое состояние ЗАО
«Курского завода «Аккумулятор»
ЗАО «Курский завод «Аккумулятор» одно из крупнейших предприятий России и СНГ
по производству химических источников тока, выпускающее свинцово-кислотные
аккумуляторы для автотранспортной техники, объектов энергетики МПС и связи
(стационарные) и промышленного транспорта (тяговые); щелочные аккумуляторы
для железных дорог, шахт и электротранспорта и другие.
Кроме вышеперечисленных изделий завод производит и реализует
непроизводственные товары народного потребления, нестандартное и специально-
техническое оборудование, технологическую оснастку и инструменты, отвечающие
профилю завода.
На 01.01.2001 года среднесписочная численность работников завода составляет
3971 человек. В таблице 2 представлены сведения о численности и оплате труда
за 3 года.
Таблица 2
Оплата труда на ЗАО КЗА
Период | Фонд заработной платы, тыс. руб. | Численность, человек | Списочная численность | 1998 год | 45738,6 | 4007 | 3857 | 1999 год | 73635,3 | 3801 | 3944 | 2000 год | 109891,8 | 3931 | 4002 |
Показателем статистики человеческих ресурсов является возраст работников
предприятия.
Возраст работников завода колеблется в пределах от 18 до 65 лет (таблица 3).
Таблица 3
Возрастная структура работников ЗАО КЗА
Возраст | До 20 лет | 20-30 лет | 30-40 лет | 40-50 лет | 50-60 лет | Свыше 60 лет | численность | 67 | 782 | 1088 | 1372 | 543 | 150 |
Руководство завода высоко квалифицировано – это видно из таблицы 4 и,
следовательно, является специалистами в области своей деятельности.
Таблица 4
Профессиональный уровень работников ЗАО КЗА
Образование | высшее | Средне специальное | Среднетехническое | Среднее общее | Профессионально техническое | количество | 549 | 258 | 599 | 2259 | 337 |
Показателем стабильности рабочей силы и преданности работников предприятия
является показатель продолжительности работы на предприятии (стаж). Данные по
заводу представлены в таблице 5.
Таблица 5
Непрерывный стаж работников ЗАО КЗА
Стаж | До 10 лет | 10 – 20 лет | 20 – 30 лет | Свыше 30 лет | Количество | 1837 | 1224 | 718 | 223 |
Завод, если позволяют денежные средства, проводит мероприятия по повышению
квалификации (тарифного разряда) работников путём их дополнительного
обучения, так же выделяет денежные средства на премирование.
Целью премирования является материальное поощрение работников за образцовое
выполнение трудовых обязанностей, продолжительную работу, активное участие в
общественной жизни завода. Премии работникам основного производства
выплачиваются за выполнение утвержденного плана, а работникам вспомогательных
цехов за рост объёма товарной продукции.
С этой целью устанавливаются основные положения для вовлечения работников в
производство продукции, а именно:
1) усиление материальной заинтересованности и
повышение личной ответственности работников за выполнение установленных
заданий;
2) повышение профессионализма работников в
решении вопросов, связанных с производством;
3) развити6е прогрессивных форм организации и
оплаты труда;
4) Экономию всех видов материальных ресурсов,
внедрение передовой технологии, новой техники, механизации и автоматизации
производственных процессов, повышение технического уровня производства и
производительности труда.
При оплате труда рабочих действуют: сдельно – премиальная и повременно –
премиальная системы оплаты труда:
-рабочих-сдельщиков на основании нормированных заданий, расчетной
трудоёмкости на сумму продукции, установленной по технологическому процессу,
утвержденных расценок, тарифной ставки соответствующего разряда;
-рабочих-повременщиков, исходя из тарифной ставки установленного работнику
разряда, производственного задания, рассчитанного, но нормативам численности,
нормам обслуживания и фактически отработанному времени;
-оплата труда рабочих отдельных категорий, а также отдельных работников
непромышленной группы производится по установленным окладам пропорционально
отработанному времени.
В дополнении к заработной плате завод предоставляет своим работникам выплаты
социального характера, т.е. дополнительные блага, повышающие уровень жизни
работника. К которым относятся: доплата к больничным листам из прибыли,
единовременные пособия уходящим на пенсию, компенсации за проездные билеты,
пособия женщинам по уходу за детьми, что в общей сумме на 2000 год составило
62246,6 тыс. рублей.
3.2.Разработка системы трудовой мотивации на ЗАО КЗА
Первым этапом разработки системы трудовой мотивации является ранжирование
работ по сложности и важности их выполнения. Результаты ранжирования
представлены в таблице 6.
Таблица 6
Ранги выполнения работ ЗАО КЗА
Ранг | Должности | 1 | Уборщики, водители, ученики | 2 | Мастера, рабочие, бригадиры | 3 | Начальники отделов, цехов, специалисты по экономике, производству, продажам | 4 | Начальник производства, начальник отделов продаж, снабжения, главный бухгалтер | 5 | Генеральный директор, заместитель директора, начальник юридического отдела |
Так как ранжирование производится на основе субъективных оценок приводящих
его специалистов, достаточна, велика вероятность ошибки в оценке значимости
того или иного рабочего места, игнорирование одного фактора, например,
ответственности и, наоборот, преувеличение важности другого, например,
условий труда. Поэтому на предприятии следует применять систему разрядов,
которая учитывает также и важность выполняемых функций, вклад в достижение
целей предприятия. Система ранжирования для ЗАО КЗА представлена в таблице 7.
Таблица 7
Разряды по степени сложности и важности выполнения работ ЗАО КЗА
Описание разряда | Должности | 1 | 2 | Самая высокая степень сложности, самостоятельности и разнообразия. Требует высокого уровня образования в области управления и опыта работы на руководящих должностях. Ответственность за развитие предприятия и его результаты. | Разряд 6 Генеральный директор, директор по экономике и финансам, начальник юридического отдела, главный бухгалтер, главный инженер | Высокая степень сложности, самостоятельности и разнообразия. Требует высокого уровня специального образования (ВУЗ), опыта работы. Аналитического мышления и навыков общения. Высокая степень самостоятельности и инициативы. Ответственность за развитие и результаты функции (направления) | Разряд 5 Начальник ПДО, начальник планово – экономического отдела, начальник отдела кадров, начальник отдела сбыта, начальник ОМТС, начальник ОТИЗ, ФО, ТО, ОВЭС, | Достаточно сложная работа, требующая самостоятельности в рамках согласованных целей. Требует высокого уровня общения и специального образования. Аналитическое мышление и навыки общения. Ответственность за результаты подразделения. Достаточный уровень самостоятельности и инициативы. | Разряд 4 Заместители начальников отделов, начальники цехов по производству |
Продолжение таблицы 7
1 | 2 | Работа средней сложности, выполняется под общим руководством в рамках согласованных целей. Требует высокого / среднего уровня общего и специального образования. Ограниченный уровень самостоятельности и инициативы. | Разряд 3 Специалисты по экономике, продажам, бухгалтерскому учету, маркетингу; мастера | Работа достаточно простая и в основном повторяющаяся. Требует среднего уровня общего образования и определенной специальной подготовки. Ответственность за собственные результаты и развитие, а также за оборудование. Низкий уровень самостоятельности и инициативы. | Разряд 2 Секретари, бригадиры, служба охраны | Работа очень простая и повторяющаяся. Требует среднего общего образования и специальной подготовки на рабочем месте. Ограниченная ответственность за собственные результаты и развитие, а также за оборудование. Минимальный уровень самостоятельности и инициативы. | Разряд 1 Рабочие – сдельщики, рабочие – повременщики, уборщики, охрана, водители, ученики |
Для разработки сетки соотношений в оплате труда необходимо выявить, какие
критические факторы наиболее значимы, а какие наименее значимы. С этой целью
применим бальный метод оценки работы работников ЗАО КЗА.
Разработанная нами матрица показывает, какое количество балов соответствует
субфактору и каждому уровню важности.
Баллы распределены таким образом, чтобы можно было определить значимость и
весомость того или иного фактора, т.е. как пропорционально – минимум 25% от
максимального числа баллов по каждому фактору, низкий уровень – 50%, средний
– 75%, так и непропорционально – минимум – 10%, низкий уровень – 35% и
средний – 60% от максимального числа баллов по каждому фактору.
Самому наиболее важному субфактору присваивается максимальное число баллов и
таким образом можно определить значение каждого фактора и его весомость.
Результаты расчетов представлены в таблице 8.
Таблица 8
Матрица баллов ЗАО КЗА управленческих и инженерных работников
Критические факторы | Уровни | минимальный | низкий | средний | Высокий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1.Степень специализации: Однородная узкоспециализированная; Разнородная по отдельным разделам определенной сферы; Разнородная по всему кругу задач подразделения | 10 15 25 | 20 30 50 | 30 45 75 | 40 60 100 | 2. Степень самостоятельности выполнения работ: Выполнение работы: под непосре3дственным руководством начальника; В полном соответствии с инструкцией или под общим руководством; Полностью самостоятельно | 20 28 40 | 40 56 80 | 60 85 120 | 80 115 160 | 3.Степень ответственности: Ответственность: только за свою работу; За работу группы За весь коллектив подразделения | 28 48 60 | 54 96 120 | 68 120 150 | 90 160 200 | 4. Степень новизны: Работа: регулярно (в течение квартала) повторяемая; Нерегулярно повторяемая; Вновь начинаемая | 28 42 70 | 55 85 140 | 85 125 210 | 120 180 300 | 5. Степень творчества: Труд: технический; Формально – логический; Творческий | 45 65 90 | 90 125 180 | 135 190 270 | 180 250 360 | Итого | | | | 1960 |
Так как численность работников ЗАО КЗА значительна (около 4000 человек), то
матрица баллов будет разделена на две: одна для управленческих и инженерных
работников, другая для рабочих. Результаты расчетом для рабочих представлены
в таблице 9.
Таблица 9
Матрица баллов ЗАО КЗА рабочих
Критические факторы | Уровни | минимальный | Низкий | средний | Высокий | 1. Физическая нагрузка: труд простой ручной; механический; автоматизированный | 5 6 13 | 5 9 25 | 8 12 37 | 10 15 50 | 2. Умственная нагрузка: Труд Технический; Формально – логический; Творческий | 5 7 20 | 7 10 35 | 13 15 50 | 13 20 65 | 3. Навыки и сноровка: Владеет лишь основными операциями; Свободно владеет всеми операциями | 8 30 | 12 60 | 20 90 | 25 120 | 4.Обучение навыкам профессиональное обучение, опыт работы: Имеет лишь основы профессиональных знаний; Знаний достаточно для выполняемой работы, но запас незначителен; Владеет профессией в совершенстве | 10 13 45 | 18 23 90 | 27 35 135 | 36 45 180 | 5.Воздействие окружающей среды: Условие труда: хорошие; Удовлетворительные; Неудовлетворительны | 12 17 55 | 22 33 110 | 35 50 165 | 45 67 220 | 6. Производительность труда и качество труда: Низкие Средние Высокие Очень высоки | 23 38 48 75 | 45 75 90 150 | 66 110 135 220 | 87 145 175 290 | Итого | | | | 1725 |
На основе матрицы баллов разработаем факторно – критическую модель оценки
сложности выполнения работ. Данная модель также будет разбита на две: для
управленческих и инженерных работников и для рабочих. Эта модель позволит
определить коэффициент сложности выполнения работ (см. формулу 2).
Результаты расчетов представлены в таблице 10 и 11.
Таблица 10
Факторно – критическая модель оценки сложности управленческих и инженерных работ
Фактор сложности работ | Весомость фактора | Критерии фактора | Значимость фактора | Степень специализации | 0,10 | Работа: однородная узкоспециализированная; Разнородная по отдельным разделам определенной сферы; Разнородная по всему кругу задач подразделения | 0,4 0,6 1,0 | Степень самостоятельности выполнения работ | 0,20 | Выполнение работы: под непосредственным руководством начальника; В полном соответствии с инструкцией или под общим руководством; Полностью самостоятельно | 0,5 0,7 1,0 | Степень ответственности (в зависимости от уровня руководства) | 0,25 | Ответственность: только за свою работу; За работу группы (подразделения); За весь коллектив | 0,45 0,8 1,0 | Степень новизны | 0,30 | Работа: регулярно (в течение квартала) повторяемая; Нерегулярно повторяемая; Вновь начинаемая | 0,40 0,60 1,0 | Степень творчества | 0,33 | Труд: технический; Формально – логический; Творческий | 0,5 0,7 1,0 | Производительность труда и качество труда | 0,38 | Низкие Средние Высокие Очень высокие | 0,4 0,5 0,65 0,8 |
Значение каждого субфактора определяется в процентах от максимального балла
по каждому их факторов. Например, для степени специализации: 1) однородная
узкоспециализированная – 40 / 100% = 0,4;
2) разнородная по отдельным разделам определенной сферы – 60 / 100% = 0,6;
3) разнородная по всему кругу задач подразделения – 100 / 100% = 1,0
Таблица 11
Факторно – критическая модель оценки сложности для рабочих
Фактор сложности работ | Весомость фактора | Критерии фактора | Значимость фактора | Физическая нагрузка | 0,1 | Труд: простой ручной; Механический; Автоматизированный | 0,2 0,30 0,35 | Умственная нагрузка (ответственность, внимание) | 0,20 | Труд: технический; Формально – логический; Творческий | 0,2 0,3 0,35 | Навыки и сноровка | 0,25 | Владеет лишь основными операциями; Свободно владеет всеми операциями | 0,2 0,35 | Обучение навыкам, профессиональное обучение, опыт работы | 0,30 | Имеет лишь основы профессиональных знаний; Знаний достаточно для выполняемой работы, но запас незначителен; Владеет профессией в совершенстве | 0,2 0,25 0,35 | Воздействие окружающей среды | 0,33 | Условие труда: хорошие; Удовлетворительные; неудовлетворительные | 0,2 0,3 0,35 | Производительность труда и качество труда | 0,38 | Низкие Средние Высокие Очень высокие | 0,3 0,5 0,6 0,7 |
На основании полученных таблиц составляется сетка соотношений в оплате труда
работников ЗАО КЗА путем умножения весомости фактора на его значимость.
Диапазон сетки рассчитан таким образом, чтобы работники стремились повысить
свою производительность и качество труда, свой профессионализм.
Результаты представлены в таблице 12
Таблица 12
Сетка соотношений в оплате труда работников разных
квалификационных групп (К) ЗОА КЗА
разряды вилка значений | Квалификационные группы работников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 0,5-0,59 Кср=0,54 | 0,55-0,67 Кср=0,61 | 0,65-0,78 Кср=0,715 | 0,75-0,84 Кср=0,79 | 0,88-1,32 Кср=1,10 | 1,28-1,60 Кср=1,44 | 1 | X | X | | | | | 2 | | X | X | | | | 3 | | | X | X | | | 4 | | | | X | X | | 5 | | | | | X | X | 6 | | | | | | X |
Для стимулирования работников к повышению производительности труда в данной
системе применяются повышающие и понижающие коэффициенты.
В таблице 13 представлены повышающие и понижающие коэффициенты, разработанные
с учетом интересов предприятия для каждого работника.
Таблица 13
Повышающие и понижающие коэффициенты
№ п./п. | Наименование показателей | Коэффициенты | | Повышающие показатели | | 1 | Перевыполнение производственного задания | 0,3 | 2 | Отсутствие брака выпускаемой продукции | 0,15 | 3 | Оказание практической помощи молодым рабочим | 0,1 |
Продолжение таблицы 13
1 | 2 | 3 | 4 | Освоение новой техники и новых технологических процессов | 0,15 | 5 | Экономия сырья и материалов | 0,3 | 6 | Проявление инициативы в выполнении общих задач подразделения и полученной работы, высокий профессионализм и эффективность труда | 0,2 – 0,5 | 7 | Увеличение прибыли | 0,3 | | | | | Понижающие коэффициенты | | 1 | Несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями | 0,3 | 2 | Нарушение правил безопасности | 0,2 – 0,4 | 3 | Нарушение производственной и трудовой дисциплины | 0,5 | 4 | Неэффективное использование оборудования, инструментов | 0,1 | 5 | Отсутствие инициативы, инертности в работе | 0,2 – 0,5 | 6 | Необеспечение сохранности выпускаемой продукции и материальных ценностей | 0,2 | 7 | Другие нарушения, отрицательно сказывающиеся на результатах работы подразделения | 0,15 |
Разработанная матрица баллов показывает, какое количество балов соответствует
фактору и каждому уровню важности в разрядах, что помогает определить рейтинг
важности факторов в факторно – критической модели оценки сложности выполнения
работ.
Построенная модель оценки показывает связь личного вклада работников и их
ответственности к труду, что непосредственно отражается на их заработке, так
как выполнение той или иной работы включает их в определённую «вилку»
соотношений в оплате труда.
Таким образом, данная система мотивации труда позволяет поставить заработок
работников ЗАО КЗА в зависимости от их личного трудового вклада в результаты
работы, отношения к труду, так и от итогов финансово –
хозяйственной деятельности всего предприятия.
3.3. Система трудовой мотивации специалиста ОТИЗ ЗАО КЗА
Остановимся отдельно на методике определения значений соотношений в оплате труда
разного качества (Кi) согласно диапазону их «вилок» по
индивидуальным критериям и показателям, учитывающим фактическую
результативность труда работников и их конкретных вклад в конечные результаты
работы предприятия.
Рассмотрим, как определяется заработок работника управленческого труда.
Определим коэффициент сложности выполнения работ для специалиста отдела труда
и заработной платы. В таблице 14 представлены факторы, которые соответствуют
должности и профессионализму специалиста ОТИЗ.
Таблица 14
Факторно – критическая модель оценки сложности выполнения работ специалиста
ОТИЗ ЗАО КЗА
Фактор сложности работ | Весомость фактора | Критерии фактора | Значимость фактора | Степень специализации | 0,1 | Разнородная по всему кругу задач подразделения | 1,0 | Степень самостоятельности выполнения работ | 0,2 | В полном соответствии с инструкцией или под общим руководством | 0,7 | Степень ответственности (в зависимости от уровня руководства) | 0,25 | За работу группы (подразделения) | 0,8 | Степень новизны | 0,3 | Нерегулярно повторяемая | 0,6 | Степень творчества | 0,33 | Труд: Творческий | 1,0 | Производительность труда и качество труда | 0,38 | Высокие | 0,65 |
Коэффициент
сложности =0,1*1,0+0,2*0,7+0,25*0,8+0,3*0,6+ 0,33*1,0+0,38*0,65=1,197
работ
Как видно специалист ОТИЗ входит в 4 квалификационную группу, которой
соответствует «вилка» соотношений в оплате труда в диапазоне 0,88 – 1,32
(среднее значение Кi =1,10). Для него утверждены следующие
показатели и условия, увеличивающие и уменьшающие среднее значение Кi
(таблица 15).
Коэффициент для всех работников = среднесписочная численность работников *
медиану сетки соотношений в оплате труда
Медиана рассчитывается с помощью программы Excel и составляет 0,765, это число
входит в «вилку» значений 3 – 0,65-0,78; и 4 – 0,75-0,84. Тогда коэффициент
составит (∑Кi) = 0,765 * 3931 =3007
Таблица 15
Показатели и условия определения размеров соотношений
в оплате труда специалиста ОТИЗ
Категория работника | Диапазон «вилки» соотношений и его среднее значение | Показатели, увеличивающие среднее значение (+) и мера увеличения | Показатели, уменьшающие среднее значение (-) и мера уменьшения | Начальник ОТИЗ Группа оплаты - 5 | 0,88 – 1,32 1,10 | 1.Увеличение объема продаж на 10% (+0,3)=К1+ 2.Сокращение затрат на рабочую силу (+0,2)= К2+ 3.Проявление инициативы в выполнении работы, высокий профессионализм (+0,3) =К3+ | 1.Нарушение производственной и трудовой дисциплины (-0,5)=К1- 2.Невыполнение месячных заданий (-0,3)=К2 - 3.Отсутствие инициативы в работе (-0,3)=К3 - |
Рассмотрим пример, на заводе увеличился объём производства в стоимостном
выражении (по сравнению с апрелем) на 10% (+0,3). Поскольку начальник ОТИЗ
сократил затраты на рабочую силу (+0,2) и проявил инициативу и профессионализм
в повышении производительности труда (+0,3). Однако в то же время коллектив не
выполнил месячное задание (-0,3). В том случае (Кi), будет равен
1,10+0,2+0,3+0,3-0,3=1,3, а заработная плата специалиста (при месячном ФОТ
предприятия – 8500 тыс. рублей и сумме (Кi) для всех работников
предприятия -3007) составит:
руб.
В случае положительных заводских, производственных и ваших личных трудовых
результатов, коэффициент, определяющий заработок, становится 1,32 –
максимальный. Это означает, что, например, при ФОТ предприятия в 8500 тыс. руб.
и сумме коэффициентов всех работников предприятия (∑ Кi) –
3007 его месячный заработок составит:
руб.
В то же время при недобросовестном отношении к труду, нарушении
производственной дисциплины и т. д. заработок специалиста может быть
значительно уменьшен, поскольку индивидуальный коэффициент опустится до
нижней границы диапазона «вилки» - 0,88.
В этом случае заработок составит:
руб.
Таким образом, как минимум два обязательных условия гарантируют вам высокий
уровень трудового дохода: ваша добросовестная, творческая,
высокопроизводительная работа и ответственное отношение к работе ваших
коллег, всего трудового коллектива.
Следовательно, можно построить последовательность разработанной нами системы
мотивации труда на ЗАО КЗА:
1) ранжирование видов работ по сложности и важности их выполнения;
2) создание иерархии разрядов по сложности и важности их выполнения;
3) разработка матрицы баллов;
4) разработка факторно – критической модели оценки сложности выполнения
работ;
5) построение сетки соотношений в оплате труда работников разных
квалификационных групп (разрядов);
6) создание страхового фонда оплаты труда предприятия.
Построенная модель оценки показывает связь личного вклада работников и их
ответственности к труду, что непосредственно отражается на их заработке, так
как выполнение той или иной работы включает их в определённую «вилку»
соотношений в оплате труда.
Таким образом, данная система мотивации труда позволяет поставить заработок
работников ЗАО КЗА в зависимости от их личного трудового вклада в результаты
работы, отношения к труду, так и от итогов финансово –
хозяйственной деятельности всего предприятия.
Мотивационный эффект от внедрения системы мотивации труда заключается в том,
что заработок работников предприятия будет зависит как от их личного
трудового вклада в результаты, отношение к труду, так и от итогов финансово –
хозяйственной деятельности всего предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование, посвящённое проблеме трудовой мотивации, даёт
основание для следующих выводов:
Состояние трудовой мотивации можно охарактеризовать следующими основными
признаками: общая трудовая пассивность, низкая значимость мотивов труда,
служебного, профессионального и квалифицированного роста, желание иметь
стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень
потребностей, но с низкой интенсивностью труда, не требующую постоянного
квалификационного труда. Такое состояние трудовой мотивации и выражает кризис
труда.
Под трудовой мотивацией понимается то, что побуждает человека к труду и
деятельности, придаёт деятельности направленность, ориентирующую его на
достижение определённых целей. Трудовое мотивирование преследует цель
создания условий для наиболее полной реализации трудового потенциала каждого
работника на конкретном рабочем месте.
Через осознание трудовых мотивов человеком происходит осознание необходимости
и важности включения его в какую-либо из сфер общественного производства;
поиск профессии, соответствующей его жизненным планам, целевым установкам и
функциональным возможностям.
Системы мотивации и стимулирования труда используются как инструмент в
определении поведения работников на производстве, его ценностных установок, в
конечном итоге для отбора работников по личностным характеристикам, которые
играют важную роль в политике кадров на предприятиях.
Научные системы мотивации (системы Маслоу, Херцберга, Кэмбел, Грюнберг) и
стимулирования труда (материальное и моральное) позволяют лишь определить
поведение работников в определённой производственной ситуации на предприятии,
что играет большую роль при отборе работников оп их личностным
характеристикам, но не помогает эффективно определить оплату или
вознаграждение работника за его труд.
Предложенная система мотивации труда построенная на оценки работы
(ранжирование и разработка матрицы баллов) достаточно хорошо демонстрирует
индивидуальные различия работников предприятия при выполнении своих
должностных обязанностей.
Оценка труда обеспечивает руководителей ЗАО КЗА необходимой информацией в
области принятия управленческих решений, поскольку дает возможность принять
обоснованные решения в отношении размеров вознаграждение. Оценка также может
являться эффективным методом улучшения взаимоотношений между руководителем и
работниками.
Разработанная система «вилок» в оплате труда на основе факторно – критической
модели оценки сложности выполнения работ также позволит руководителям завода
эффективно определять заработок работников предприятия в зависимости от
усилий приложенных самим работников и его ответственного отношения к труду.
Мотивационный эффект от внедрения системы мотивации труда заключается в том,
что заработок работников предприятия будет зависит как от их личного
трудового вклада в результаты, отношение к труду, так и от итогов финансово –
хозяйственной деятельности всего предприятия.
Таким образом, два обязательных условия гарантируют работникам ЗАО КЗА
высокий уровень трудового дохода: ваша добросовестная, творческая,
высокопроизводительная работа и ответственное отношение к работе ваших
коллег, всего трудового коллектива.
Следовательно, основное значение системы мотивации заключается в том, чтобы
стимулировать производственное поведение работников предприятия, направив его
на достижение стоящих перед ним стратегических задач, иными словами,
соединить материальные интересы работников со стратегическими задачами
предприятия.
При умелом подходе к персоналу ЗАО КЗА можно бы изменить трудовую мотивацию и
соответственно трудовую отдачу работников.
Новая система оплаты труда поможет специалистам предприятия решать непростые
экономические и социальные проблемы, а значит и проблемы повышения уровня
жизни его работников, сомнений не вызывает: она заинтересовывает персонал в
максимальной реализации физических и интеллектуальных способностей и росте
производительности труда.
Руководству завода можно предложить внедрить комплексную систему мотивации
труда. Данная система представлена в приложении Г.
ЛИТЕРАТУРА
1.Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для
вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407с.
2.Беседина В. Н. Социально – экономическая специфика трудовой деятельности
человека в сельском хозяйстве.
3. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА – М, 1997.-344с
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Высш. шк., 1998.-224с.
5. Волгин Н., Валь Е. Мотивационная основа эффективности труда // Человек и
труд – 2000 - №4 – с.75-79.
6. Генкен Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.:
Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М.: 1999.-384с.
7. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.- мл. Организации: поведение,
структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. - М.: ИНФРА – М, 2000.-662 с.
8. Десслер Г. Управление персоналом: Учебн. Пособие. / Под ред. Шленова. –
М.: БИНОМ, 1997. – 432 с.
9. Егоршин А. П. Управление персоналом. - Н. Новгород, НИМБ, 1997. – 607 с.
10. Карташова Л.В., Никонова Т.В. и др. Поведение в организации: Учебник -
М.: ИНФРА – М, 1999-220с.
11.Кочеткова А. И. Основы управления персоналом. – М.: ТЕИС, 1999. – 88 с.
12. Климычев В.И., Смирнова А. П. Проблемы мотивации и удовлетворённости
трудом// Социологические исследования. – 1999.-№12.-77с
13. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей
"ТАНДЕМ", Изд-во ЭКМОС, 1998.-248с.
14. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Секреты и опыт практического
менеджмента: Пер с англ. – М.: ИНФРА – М , 1995.-144с
15.Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА –
М, 1999.- 692с.
16. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда: Учеб. пособие М.: Финансы и
статистика, 2001.- 368с.
17. Мескон М. и др. Основы менеджмента /Пер с англ. – М.: Дело, 1992.-702с.
18.Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учебн. Пособие. – М.:
Финансы и статистика, 1998. – 160 с.
19. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами : 17 – модульная
программа для менеджеров "Управление развитием организации ": Модуль 16. –
М.: ИНФРА – М, 1999.-360с.
20. Никифорова А.А. Рынок труд: занятость и безработица. – М.: Международные
отношения, 1991. – 181с.
21.Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект
Пресс, 1999. – 279с. (серия «Управление персоналом»)
22.Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. –2-е изд. - М.:
Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 696 с.
23.Рощин С. Ю. Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие.
– М.: ИНФРА-М, 2000 – 400 с.
24.Сарно А.А. Типы трудовой мотивации и их динамика // Социологические
исследования. – 1999. – N 5. – 44с.
25. Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА – М,
1999.-248с.
26. Травин В. В., дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб – практ.
пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000. 270с.
27. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова. М.: ИНФРА
- М, 1997.-512с.
28. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под. Ред. Т.Ю.
Базарова, Б. Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 1998 - 432 с.
29. Управление по результатам: Пер. с финск. / Т. Санталайнен, Э.
Воутилайнен, П. Поренне, Й.Х. Ниссинен; Под общ. ред. Я.А. Лейманна, М.:
Издательская. группа "Прогресс", 1993.-320с.
30.Фальцман В. К., Давыдова Л.А. Основы управления предприятия. –М.: ТЕИС,
2000 – 122С.
31. Цветкова Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия // Экономист –
2000 - №4 – с. 51-56.
32. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно -
практич. пособие. – М.: Бизнес – школа "Интел – синтез", 1996.-300с
33. Шмален Р. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. – М.:
Финансы и статистика, 1996.-512с
34. Щукин В. Как организовать оптимальную систему оплаты и стимулирования
труда // Управление персоналом. – 2000 - №12 – с. 38-41.
35. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Семёнова – М.: Центр
экономики и маркетинга, 1996.-184с.
Страницы: 1, 2
|