|
Диплом: Совершенствование программы развития туризма Псковской областии
Направления расходования бюджетных средств:
· оплата участия в международных туристских выставках;
· подготовка и издание рекламного материала для международных
туристских выставок;
· издание путеводителя, туристской карты, статистическое обследование
туристского рынка;
· организация рекламных туров по Псковской области для ведущих
туроператоров и журналистов;
· членство в РАТА;
· организация и проведение учебно-методических семинаров;
· публикация рекламных статей в СМИ и специализированных туристских
изданиях;
· содержание туристского сайта;
· приобретение технического оборудования и оргтехники
2.4. Анализ туристской инфраструктуры
В настоящее время на территории Псковской области действует 23 туристских
фирмы, из них 17 расположены в Пскове, 4 – в Великих Луках, одна в Печорах и
одна в Гдове. Все фирмы имеют право на ведение международной туристской
деятельности. Большинство туристских фирм являются обществами с ограниченной
ответственностью, однако, это в основном мелкие турфирмы. Также есть закрытые
акционерные общества, муниципальные и профсоюзные туристские фирмы.
Большинство туристских фирм области занимаются и турагентской и
туроператорской деятельностью. Турагентами фирмы являются на направлениях
выездного международного туризма. В то же время все туристские фирмы
выступают туроператорами по реализации собственного туристского продукта,
который включает в себя различные программы посещения Псковской области.
Однако некоторые фирмы могут выступать туропероторами и на некоторых
российских направлениях, например, черноморское побережье Кавказа. Кроме
этого турфирмы могут оказывать услуги по содействию в оформлении
въездных/выездных документов, перевода с иностранных языков, бронирование
билетов на транспорт, мест в гостиницах, а также организация экскурсий.
Ситуация в Псковской области с туристскими фирмами, как и в целом по России,
отличается тем, что имеется большое количество мелких фирм и мало крупных.
Это создает определенные трудности для привлечения иностранных туристов, так
как большинство из них доверяют лишь крупным фирмам с хорошей репутацией и
длительным опытом работы в туризме.
Кроме этого, все туристские фирмы области разрознены и практически не
взаимодействуют друг с другом, что не способствует развитию, как самих фирм,
так и в целом туризма в Псковской области.
О продуктивности деятельности туристских фирм на территории Псковской области
можно судить из таблицы 2.3.
Таблица 2.3
Сравнительная таблица основных показателей деятельности туристских фирм
Псковской области
Показатели | 1998 г. | 1999г. | 2001 г. | 1. Количество фирм, имеющих лицензию на международную туристскую деятельность | 14 | 15 | 23 | 2. Количество принятых туристов турфирмами области | 13,5 тыс. | 7 тыс. | 31,6 тыс. | 3. Количество отправленных туристов турфирмами области | 10,7 тыс. | 7,9 тыс. | 9,2 тыс. | 4. Сумма налогов поступивших в бюджет (руб.) | 225,7 тыс. | 225 тыс. | 1560,9 тыс. |
Для наглядности выше указанные показатели представлены в виде графиков на
рис. 13-15.
Из рис. 13 видно, что количество фирм, имеющих лицензию на международную
туристскую деятельность в период с 1998 по 2001 гг. значительно
увеличилось.
Рис. 13. Количество фирм, имеющих лицензию на международную туристскую
деятельность (ед.)
Рис. 14. Количество принятых и отправленных туристов турфирмами
области (тыс. чел.)
Из рис. 14 видно, что значительно возросло количество принятых туристов на
территорию Псковской области, тогда как количество отправленных туристов по
сравнению с 1998 годом, в 2001 году уменьшилось.
Из рис. 15 можно увидеть, что также увеличилась сумма налогов, поступивших в
бюджет Псковской области от деятельности турфирм.
Рис. 15. Сумма налогов поступивших в бюджет (тыс. руб.)
Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса, является
ведущим фактором и базой туризма. Информация о количестве средств размещения
приведена в таблице 2.4. [45]
Таблица 2.4
Номерной фонд объектов размещения
Показатели | Предприятия лечебно-оздоровительной направленности | Всего | Предприятия активного отдыха | Всего | Гостиничный комплекс | Итого | санатории (без детских) | санатории-профилактории | дома отдыха | пансионаты отдыха | базы отдыха | туристские базы | детские лагеря | Число предприятий из них сезонные | 4 | 2 | 1 1 | 2 | 9 1 | 8 2 | 4 | 32 30 | 44 32 | 29 | 82 33 | Число номеров в т.ч. в период макс. разверт-ния | 692 692 | 20 20 | 0 60 | 121 121 | 833 893 | 102 116 | 346 346 | 84 398 | 532 860 | 1114 1898 | 2479 3651 | Число мест в т.ч. в период макс. разверт-ния | 1193 1416 | 100 100 | 0 120 | 266 266 | 1559 1902 | 204 231 | 630 872 | 230 4316 | 1064 5419 | 1997 2097 | 4620 9418 | | | | | | | | | | | | | | |
В Псковской области насчитывается 29 гостиниц и гостиничных комплексов.
Недавно к шести псковским гостиницам добавился комплекс (мотель) «Балтия». На
29-ти предприятиях гостиничного типа имеется 1997 мест. В основном это одно или
двухместные номера. Иностранные компании не представлены в числе собственников
гостиниц, расположенных на территории Псковской области.
Несмотря на большое количество мест, тенденция роста туристского интереса к
области обостряет проблемы размещения туристов. В городе из шести гостиниц
только одна - «Рижская»- имеет категорию «три звезды», которая является
основой для приема иностранных туристов. Кроме нее действуют «Октябрьская»,
«Кром», «Турист». Есть объекты более низкого уровня, которые предназначены
для школьного туризма. Однако есть надежда, что в скором будущем завершится
строительство 4-«звездного» отеля на берегу Великой «Интурист Кром». Такое
плачевное состояние принимающей базы не может содействовать привлечению
туристов, а наоборот будет отталкивать их, не говоря уже об иностранных
туристах, которые привыкли к высокому качеству услуг. В настоящее время
необходимо провести косметический ремонт номеров в существующих гостиницах.
Чтобы реализовать данную программу, областной администрации следует принять
ряд мер, которые бы стимулировали владельцев гостиниц провести ремонт или
реконструкцию. Это может быть: помощь в поиске инвесторов или подготовке
инвестиционного проекта на реконструкцию гостиницы, а также предоставление
льготного налогообложения гостиницам или инвесторам на время реализации
проекта по реконструкции.
К пушкинскому юбилею была отреставрирована гостиница «Дружба» в Пушкинских
горах. Номера объекта получили категорию «2 звезды», там же появилась уютная
база: 4 коттеджа на 4 места каждый. Существуют еще интересные проекты
строительства: гостиничный комплекс с рестораном в историческом месте -
палаты купца Подзноева и туркомплекс Завеличенской слободы из отдельно
стоящих коттеджей с номерами разного класса. Подобный проект реализован на
территории Изборского заповедника, интерес к которому в последнее время
заметно возрос. В то же время порядок и качество предоставления услуг
вызывают справедливую неудовлетворенность у турфирм и снижают их активность
по продвижению этого продукта.
Кроме внешнего вида гостиниц, необходимо обратить внимание на их
обслуживающий персонал. Необходимо повышать профессиональный уровень
работников гостиниц. Для этого весь обслуживающий персонал должен пройти
профессиональную подготовку. Степень подготовки должна соответствовать
предоставляемым ими услугам. Работники службы приема и размещения должны
владеть хотя бы одним иностранным языком, желательно английским. Персонал
всех категорий гостиниц должен уметь создавать на предприятии атмосферу
гостеприимства, должен быть готовым доброжелательно выполнить просьбу
проживающего и в отношении проживающих должен проявлять терпение и
сдержанность. Кроме этого, работники гостиниц всех категорий должен проходить
периодическое медицинское освидетельствование для получения соответствующего
сертификата. Следует обратить внимание на внешний вид персонала: форменная
одежда, дифференцированная по службам, в ряде случаев включающая личный
значок с указанием имени и фамилии.
В ситуации слабого развития принимающей базы также заслуживает внимания идея
привлечения частного сектора для размещения туристов. Это может быть
привлекательно для иностранных туристов, которым будет интересно узнать о
быте обычного российского гражданина. Поиском желающих сдать квартиру или
комнату могут заняться сами туристские фирмы.
Экологически чистая природа Псковской области послужила положительным стимулом
для развития санаторно-курортной базы. Сегодня на Псковщине
насчитывается 9 домов отдыха, пансионатов, профилакториев, санаториев и 12
туристских баз и баз отдыха.
По виду оказываемых услуг предприятия санаторно-курортной и оздоровительной
направленности делятся на: санатории, санатории-профилактории, детские
санатории, дома отдыха, пансионаты отдыха, базы отдыха и туристские базы.
По оценкам специалистов турбизнеса на отдельных направлениях организации
отдыха в настоящее время спрос превышает предложение. Организация отдыха на
турбазах, в пансионатах, и профилакториях вызывает все больший интерес.
Недостаточное количество и низкое качество мест размещения не позволяет
активно использовать имеющиеся рекреационные возможности региона. Требуется
реконструкция старых и строительство новых туристских баз класса пансионата
«Кривск» и «Лесное озеро».
Немаловажное значение в развитии туризма имеют предприятия общественного
питания. К ним относятся: рестораны, кафе, бары, закусочные и т.д.
Количество данных заведений, а также качество услуг оказывают влияние на
туристскую привлекательность того или иного региона.
В настоящее время в области достаточно предприятий питания, чтобы
полностью удовлетворить спрос туристов. Хуже обстоят дела в районах области,
где малое количество предприятий питания дополняется низким качеством
обслуживания. Лучше дела обстоят в крупных городах области, таких как: Псков,
Великие Луки и Печоры, где находится большинство предприятий питания.
Наблюдается тенденция увеличения количества кафе, ресторанов, баров, а также
улучшение качества обслуживания и их дифференциация. Из всех предприятий
питания города Пскова по наибольшей привлекательности можно выделить следующие:
ресторан-клуб «Русь» (помещение Спасской башни, пл. Ленина), кафе «Ягуар»
(Рижский пр., 16), кафе «Мустанг» (Октябрьский пр.,15), кафе «Европейская» (пл.
Победы, 1), арт-кафе «Бастион» (ул. Бастионная, 9), ресторан и бар «Олимпия»
(Октябрьский пр., 20), ресторан и бар «Бавария» (ул. Советская, 83), бистро
«Лагуна» (Октябрьский пр., 19). Данные предприятия привлекательными делают
превосходное качество пищи, большое разнообразие блюд, как русской, так и
других национальных кухонь, высокий уровень обслуживания. Помимо этого, данные
заведения являются привлекательными еще потому, что находятся практически в
центре города или недалеко от него.
Многие предприятия питания сотрудничают с туристскими фирмами, обслуживая
группы туристов. Для неорганизованных туристов необходимо распространять
рекламу ресторанов и кафе в гостиницах. Но так как большинство гостиниц в
городе Пскове располагают ресторанами, они могут быть не заинтересованы в
рекламе конкурентов.
Поэтому тем кафе и ресторанам, которые готовы работать на туристов, следует
дать информацию о своих услугах:
· в информационно-рекламном туристском справочнике;
· на рекламных щитах и указателях, развешанных в городе;
· в буклетах (для распространения в гостиницах, поездах,
местах посещаемых туристами);
· в местных СМИ и т.п.
В непосредственной близости от достопримечательностей города и области
необходимо организовать летние кафе. Организация таких маленьких частных
летних кафе позволит сократить дефицит предприятий питания в тех районах
области, где он особенно ощутим, а также повысить комфортность посещения
памятников истории. Следует отметить, что это не является непосредственной
задачей администрации музеев. Такую функцию могут взять на себя уже
существующие предприятия питания, организовав выездные кафе. Корпорация с
крупными фирмами позволит добиться минимальных инвестиционных расходов и
быстрого возврата капитала.
Таким образом, первоочередные мероприятия по улучшению системы питания в
Псковской области заключаются в:
· распространении рекламы уже функционирующих кафе и ресторанов;
· поощрении организации ими летних кафе и выносных пунктов питания на
пути перемещения туристов;
· улучшении качества обслуживания в тех кафе и ресторанах, где оно еще
не достаточно высокое.
К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения),
чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в
развлечениях. Такими объектами являются предприятия с ярко выраженным
развлекательным характером деятельности – цирки, зоопарки, аттракционы,
игротеки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и
передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы
(филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные
коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы
развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных
водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а
также посещениям спортивно-зрелищных предприятий. Приобщение к культурным
ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных
учреждениях и т.п.) также сопровождается развлечением.
В г. Пскове и области достаточное количество предприятий сферы развлечения
, их количество и качество услуг постоянно растут. Туристам предлагаются
развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до ночного клубного
отдыха. Для повышения посещаемости музеев, выставок и других объектов
культурно-развлекательного характера, а также для удобства туристов,
необходимо, чтобы они работали в праздники и выходные дни.
Особо привлекательными для туристов могли бы стать программы оригинальных,
привлекательных мероприятий, таких как, музыкальные фестивали, выступление
фольклорных групп, исторические представления, поэтические вечера и т.д.
Такие мероприятия формируют с течением времени особую известность региона и
действуют как магнит. При этом в меньшей степени речь идет о профессионализме
артистов. Все местные коллективы приглашаются к участию в подобных
представлениях.
Программа мероприятий на зимний и летний период должна утверждаться на
областном и муниципальном уровне с участием всех заинтересованных лиц и
распространяться в виде простых буклетов. Степень развития транспортной
инфраструктуры оказывает большое влияние на туристскую привлекательность
региона. Уровень развития транспортной инфраструктуры в Псковской области
достаточно высокий. Область пересекают крупные автомобильные и железные
дороги, соединяющие область с такими крупными городами как Москва, Санкт-
Петербург, Рига, Таллинн, Киев. Кроме этого, в области есть два относительно
крупных аэропорта, один из которых расположен в городе Великие Луки, а второй
- в Пскове. Причем аэропорт в Пскове имеет международный статус, что
позволяет принимать самолеты иностранных компаний. Аэропорт позволяет
принимать все существующие виды пассажирских самолетов, как отечественного,
так и зарубежного производства. Также в области существует внутренний водный
транспорт, который связывает некоторые города Прибалтики с городом Псковом и
может быть использован для организации экскурсий, экологического туризма с
выездом на острова Псково-Чудского озера. Хочется отметить, что по плотности
автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Псковская область
занимает 14 место среди всех регионов России. По этому показателю область
занимает первое место в Северо-Западном регионе. Причем практически с каждым
годом плотность автодорог увеличивается (таблица 2.5) [42].
Таблица 2.5
Плотность автомобильных дорог общего пользования твердым покрытием в
Псковской области, км дорог на 100 км 2 территории.
| 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | Плотность автодорог | 151 | 178 | 179 | 180 | 181 | 184 | 186 | 191 |
В крупных городах области (Псков, Великие Луки) достаточно хорошо развит
городской пассажирский транспорт. В них достаточно маршрутов и подвижного
состава, чтобы обеспечить доставку пассажиров практически в любую часть
города без больших потерь во времени.
Хуже обстоят дела с междугородним автомобильным транспортом. За последние
годы практически в два раза сократилось количество маршрутов и автобусов. Так
если в 1990 году было 206 маршрутов и 256 автобусов ходивших по ним, то в
1997 их стало 105 и 163 соответственно (табл.2.6) [44].
Таблица 2.6
Показатели работы междугороднего автобусного парка
| 1990 | 1992 | 1995 | 1996 | 1997 | Число маршрутов, ед. | 206 | 156 | 120 | 120 | 105 | Среднесписочное число подвижного состава, ед. | 256 | 215 | 202 | 168 | 163 |
Распределение численность туристов по видам транспорта, на которых они
прибывают в Псковскую область, приведено в таблице 2.7 [42]. Основная часть
российских туристов (53%) прибывает железнодорожным транспортом, чуть меньше
- общественным автомобильным (37%) и личным автомобильным (10%). Большая
часть иностранных туристов приезжает на общественном автомобильном транспорте
(90%). Оставшиеся 10%, пользуются услугами железной дороги. В связи с тем,
что Псковский аэропорт не выполняет регулярных рейсов, а катера речного
транспорта выполняют только внутренние рейсы (на острова Псковского озера),
воздушным и речным транспортом в область туристы не прибывают.
Таблица 2.7
Распределение численности туристов по видам транспорта, которым они прибывают
в Псковскую область
Вид транспорта | Российские туристы | Иностранные туристы | Автомобильный транспорт (общественный) | 37% | 90% | Железнодорожный транспорт | 53% | 10% | Автомобильный транспорт (личный) | 10% | - | Авиационный транспорт | - | - | Речной транспорт | - | - |
В целом, транспортная инфраструктура в Псковской области находится в
удовлетворительном состоянии. Исключение составляет сегмент автобусов
туркласса. Это обстоятельство является неблагоприятным фактором и
отрицательно влияет на туристскую привлекательность региона. Негативным
обстоятельством является то, что при наличии хорошего аэропорта с
международным статусом, в Псковской области не осуществляются регулярные
пассажирские авиа перевозки и не используется водный транспорт.
2.5. Сравнительный анализ программ развития туризма
Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, нами были
проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы (2000-
2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-
2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова
(1996-1997гг., 2000-2002гг, 2002-2006гг.). Анализ был проведен по следующим
критериям:
1. Цели программы;
2. Мероприятия программы;
3. Соответствие мероприятий целям;
4. Критерии оценки реализации программы (конечный результат);
5. Соответствие нормативно-правовой базе;
6. Инструменты реализации программы;
7. Логика программы;
С точки зрения целей программ (см. приложение 2), нужно отметить факт наличия
целей в каждой программе. Как правило, ставится одна цель, а затем
прописываются конкретные задачи для реализации поставленной цели. Можно также
отметить, что все программы фактически преследуют одну цель: ''создание в
области современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского
комплекса''.
Мероприятия, отмеченные в программах (см. приложение 4), как правило, четко
следуют установленным задачам. Нужно отметить, в некоторых программах
(напр., Программа развития туризма в Санкт-Петербурге) содержатся конкретные
мероприятия, направленные на развитие отрасли туризма в области, тогда как в
других программах (напр., программа г. Тольятти) содержатся лишь общие
мероприятия, не дающие представления о конкретных действиях исполнителей
данной программы.
Говоря о соответствии отмеченных в программе мероприятий целям, можно
сказать, что, в общем, это соответствие прослеживается.
Что касается критериев оценки реализации программ (см. приложение 3), то, как
правило, авторы программ представляют конечный результат деятельности в сфере
туризма. Общими ожидаемыми результатами можно назвать: создание условий для
удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе,
укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям; формирование
современной высокоэффективной туристской индустрии; увеличение доходности
федерального и местного бюджетов; привлечение иностранных инвестиций в
экономику области; сохранение и возрождение объектов природного и культурного
наследия; удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном
отдыхе; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей
экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных
промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи).
Авторы названных выше программ в своей работе руководствовались нормативно-
правовыми документами, которые также были отмечены в текстах самих программ
развития туризма. Это такие документы как: Решение Городской Думы г. Тольятти
№485 от 17.03.1999 ''О разработке программы развития туризма г. Тольятти на
1999-2000гг''; постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 602
"Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до
2010 года", постановлениями Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О
программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы" и от 15.07.97
N 529 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы
от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г.
Москвы"; концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации,
одобренная Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года №
1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации", федеральная
целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года
№177, международные правовые акты в области туризм, федеральный закон “Об
основах туристской деятельности в РФ” от 24.11.96 № 132-ФЗ. Нужно отметить,
что сносок на использованные нормативно-правовые акты не имеют программы г.
Пскова (на все периоды) и г. Санкт-Петербурга.
Основными инструментами реализации программ являются средства федерального и
местного бюджетов. Некоторые программы этим и ограничиваются (напр. Программа
г. Тольятти и г. Пскова (1996-1997/2000-2002). Но большинство программ
привлекают дополнительные средства к реализации мероприятий по развитию
туризма, такие как: инвестиции, средства получаемых грандов от международных
организаций; средства Ассоциаций туристских предприятий; средства от
гостиничного сбора, средства от лицензирования международной туристской
деятельности, арендной платы всех юридических и физических лиц; доходов от
государственной собственности в сфере туризма; налогов от деятельности
предприятий, обслуживающих туристов; специального туристского сбора с каждой
ночевки независимо от целей посещения с дифференциацией по сезонам; доходов
от выдачи лицензий на открытие предприятий и получение права на
профессиональную деятельность на территории города; штрафов за нарушение
экологической обстановки; добровольных пожертвований. Приятно отметить, что
программа г. Пскова на 2002-2006 гг. предусматривает финансирование
мероприятий не только из федерального и местного бюджетов, но и с
использованием привлеченных средств.
Что касается логики программ, надо отметить, что в этом случае программы
можно разделить на две категории: программы, придерживающиеся строгого
неразвернутого плана, и наоборот, программы, содержащий в себе интересный
развернутый план. Примерный неразвернутый план представляет собой:
1. Наименование программы;
2. Основания для разработки;
3. Заказчик;
4. Разработчики;
5. Цель и задачи;
6. Основные мероприятия;
7. Исполнители;
8. Объемы финансирования;
9. Ожидаемые результаты.
Примерный развернутый план выглядит следующим образом:
Введение
I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач программы.
1. Анализ ситуации в области туризма (конкретной области).
2. Основные цели и задачи программы.
3. Система программных мероприятий.
II. Обоснования мероприятий программы и расчет необходимого
ресурсного обеспечения.
4. Ресурсное обеспечение программы.
5. Оценка эффективности, социально-экономических и
экологических последствий реализации программы.
6. Механизм реализации программы.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее
реализации.
Мы полагаем, что второй тип плана наиболее выигрышен для программы развития
туризма, т.к. содержит в себе анализ уже существующей ситуации в туризме, и
оценку состояния туризма как отрасли и предполагает подробный перечень
мероприятий реализации программы. В этом плане нужно отметить логику
построения программ г. Москвы и г. Пскова (2002-2006гг.)
Выводы по 2 главе
Псковская область обладает благоприятными предпосылками для развития различных
видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей Псковщины.
Во-первых, это, конечно же, историко-культурное наследие области
(на территории находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения,
3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия.
Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством
мастерства русских зодчих 12 - 19 веков.) [42]. Во-вторых, природа
Псковского края, при разумном отношении и вложении (много сил и немного
денежных средств) идеально подходит для организации, столь
популярного на Западе экологического туризма. В-третьих, притоку
туристов способствует и выгодное географическое положение области
(единственная область страны, которая граничит с тремя территориями
одновременно: Эстонией, Латвией, Белоруссией), подкрепленное достаточно
развитой сетью автомобильных трасс, железнодорожных путей.
Площадь Псковской области больше чем территория Дании, Нидерландов, Швейцарии
или Эстонии. При этом население области сравнительно небольшое - 778 тыс.
человек, что обуславливает наличие нетронутых и экологически чистых мест.
Главной особенностью экономического и географического положения Псковской
области является ее приграничное расположение. Псковская область имеет:
· внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-
западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального района
Российской Федерации. Это дает возможность изучать историческое наследие
отмеченных выше областей, делиться своими достижениями в области развития
туризма.
· внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км),
Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие таких связей
дает возможность поддерживать деловые и культурные контакты с этими странами.
Область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских возможностей
Северо-Запада и Центральной части РФ.
Климатические условия, а именно: достаточно теплое лето и сравнительно мягкая
зима, - позволяют развивать здесь как летние, так и зимние виды отдыха и
туризма. Весь комплекс природных рекреационных ресурсов области оценивается
как "благоприятный" для организации туризма и как "среднеблагоприятный" для
отдыха и лечения. Природные рекреационные ресурсы области дополняются
многочисленными культурно-историческими памятниками.
Территория Псковской области обладает богатыми рекреационными ресурсами. Для
нее характерен достаточно расчлененный рельеф с чередованием холмисто-
грядовых пространств, значительная лесистость с преобладанием смешанных
лесов, богатых ягодами и грибами, обилие озер (более 3000) и большое
количество малых и средних рек. Такие условия благоприятствуют развитию
спортивного рыболовства и водного туризма, охоты. Область располагает
бальнеологическими ресурсами - лечебными грязями и минеральными водами.
Псковская земля исключительно богата памятниками ее славной истории и
обладает поистине бесценным историко-культурным наследием. На ее территории
находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588
памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие
из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством подлинного
мастерства русских зодчих ХIV-ХIХ веков.
Туристский сезон в Псковской области приходится на период с мая по октябрь. В
2001 году в течение данного времени принято около 75% от общего потока
туристов, прибывающих в Псковскую область. Основными месяцами приема явились
май, июнь. Данный пик связан с проведением масштабных событийных мероприятий
(Дни славянской письменности и культуры, празднование 200-летия со дня
рождения А.С. Пушкина). Основными потребителями услуг являлись жители Москвы
и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Из других
регионов России въездной поток незначителен. Основной поток иностранных
граждан представлен туристами из стран Прибалтики (Латвия, Эстония, Литва),
Финляндии, США, Германии, Франции, Швеции.
Основным направлением выезда жителей Псковской области с туристскими целями
являются Санкт-Петербург, Новгородская область (как правило, школьники на
однодневные туры) и Краснодарский край, что составляет 78% от общего потока.
Существенно снизился выездной поток в страны дальнего зарубежья. Наибольшей
популярностью для отдыха у жителей Псковской области пользовались следующие
страны: Турция, Египет, Испания, Чехия. Основная часть жителей Псковской
области воспользовалась турпутевками продолжительностью до 3 суток (94%).
По сравнению с 2000 г. въезд иностранных граждан из Прибалтийских стран
увеличился на 19,1%, а въезд иностранных туристов - на 19,6%. По Российской
Федерации увеличение общего потока составило 13,5%, с целью туризма – 15,5%.
Отмечено снижение въездного потока иностранных граждан (особенно с деловыми
визитами) из стран, с которыми Россия не имеет общих границ. Данная тенденция
является общей по Российской Федерации. Снижение поездок с деловыми целями из
стран дальнего зарубежья составило 7,1%. В то же время увеличился въезд
граждан Норвегии (на 27%), Финляндии (на 17%), Швеции (на 10%). Из Прибалтики
увеличился въездной поток граждан Украины (на 64%), Польши (на 59,2%).
Предприятиями туристской индустрии (турфирмами, гостиницами, санаториями,
базами отдыха и учреждениями культуры) в 2001 г. было реализовано услуг на
общую сумму 105884,6 тыс. рублей.
В настоящее время на территории Псковской области действует 23 туристских
фирмы, из них 17 расположены в Пскове, 4 – в Великих Луках, одна в Печорах,
и одна в Гдове. Все фирмы имеют право на ведение международной туристской
деятельности. Большинство туристских фирм являются обществами с ограниченной
ответственностью, однако, это в основном мелкие турфирмы. Также есть закрытые
акционерные общества, муниципальные и профсоюзные туристские фирмы.
Большинство туристских фирм области занимаются и турагентской и
туроператорской деятельностью. Турагентами фирмы являются на направлениях
выездного международного туризма. В то же время все туристские фирмы
выступают туроператорами по реализации собственного туристского продукта,
который включает в себя различные программы посещения Псковской области.
В Псковской области насчитывается 29 гостиниц и гостиничных комплексов.
Недавно к шести псковским гостиницам добавился комплекс (мотель) «Балтия». На
29-ти предприятиях гостиничного типа имеется 1997 мест. В основном это одно или
двухместные номера. Иностранные компании не представлены в числе собственников
гостиниц, расположенных на территории Псковской области.
Несмотря на большое количество мест, тенденция роста туристского интереса к
области обостряет проблемы размещения туристов. В городе из шести гостиниц
только одна - «Рижская»- имеет категорию «три звезды», которая является
основой для приема иностранных туристов. Кроме нее действуют «Октябрьская»,
«Кром», «Турист». Есть объекты более низкого уровня, которые предназначены
для школьного туризма. Однако есть надежда, что в скором будущем завершится
строительство 4-«звездного» отеля на берегу Великой «Интурист Кром».
Экологически чистая природа Псковской области послужила положительным стимулом
для развития санаторно-курортной базы. Сегодня на Псковщине
насчитывается 9 домов отдыха, несколько пансионатов, профилакториев, санаториев
и 12 туристских баз и баз отдыха.
В настоящее время в области достаточно предприятий питания, чтобы
полностью удовлетворить спрос туристов. Наблюдается тенденция увеличения
количества кафе, ресторанов, баров, а также улучшение качества обслуживания и
их дифференциация.
В г. Пскове и области достаточное количество предприятий сферы развлечения
, их количество и качество услуг постоянно растут. Туристам предлагаются
развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до ночного клубного
отдыха.
Степень развития транспортной инфраструктуры оказывает большое влияние на
туристскую привлекательность региона. Уровень развития транспортной
инфраструктуры в Псковской области достаточно высокий. Область пересекают
крупные автомобильные и железные дороги, соединяющие область с такими
крупными городами как Москва, Санкт-Петербург, Рига, Таллинн, Киев. Кроме
этого, в области есть два относительно крупных аэропорта. Также в области
существует внутренний водный транспорт, который связывает некоторые города
Прибалтики с городом Псковом и может быть использован для организации
экскурсий, экологического туризма с выездом на острова Псково-Чудского озера.
Необходимость развивать туризм в области вызвана, в первую очередь низкой
производительной мощью региона (если в 90-е годы промышленное
производство снизилось, в общем, по стране на 50%, то в нашей области на 70%) и
в ближайшее время экономического подъема производства не намечается. Есть на
это и ряд других причин:
1. создание новых рабочих мест;
2. поддержка индустрий и профессий;
3. поступления в виде налогов в федеральные, региональные и
местные бюджеты;
4. экспорт местной продукции (например: сувениры различных
ремесел).
Привлекательность Псковской области как объекта туризма определяется
следующими факторами.
1. Огромное историческое и культурное наследие города, неразрывно связанное с
историей и культурой всей России
2. Транспортная обеспеченность определяет Псков как отправную точку
туристских маршрутов по историческим и культурным объектам Псковской области.
3. Место проведения конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок,
ярмарок, фестивалей - это база развития делового и конгрессного туризма.
4. Культурный центр
5. Центр Русской Православной церкви (в городе более 80 храмов и церквей) -
предпосылка для развития религиозного туризма
6. В Пскове проводятся международные соревнования по различным видам спорта.
7. Событийные мероприятия, связанные с историей и культурой России.
8. Поездки туристов могут совмещаться с речными круизами.
К сожалению, в настоящее время на развитие въездного туризма влияет ряд
негативных факторов:
1. Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения.
2. Обеднение ассортимента туруслуг.
3. Значительная продолжительность "мертвого сезона" говорит о
неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных занятий с
учетом индивидуальных и групповых запросов потребителей.
4. Отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику
Пскова как туристского места.
5. Поток негативной информации в зарубежных средствах
массовой информации о России, как стране, неблагоприятной для туризма.
6. Из-за стесненного финансирования пропагандистская работа за
рубежом по укреплению туристского имиджа города ведется в недостаточных
объемах.
7. Недостаточно развита инфраструктура ГТК города, состояние
ее еще не соответствует мировым стандартам в туризме.
8. Существует проблема нехватки гостиничных номеров и малых
гостиниц среднего класса, категории 3 звезды.
9. Необходимость создания гостиничной инфраструктуры
обусловлена как формированием деловой и туристской привлекательности города,
так и расширением зон размещения и отдыха в непосредственной близости от
объектов туристского показа, бизнес - центров, культурных и исторических
достопримечательностей города, а также мест проведения крупных международных
выставок, симпозиумов, конгрессов и фестивалей, международных спортивных
соревнований.
10. Отсутствует программа поддержки турфирм, занимающихся въездным
туризмом.
11. Не может способствовать развитию туризма состояние городской
инфрастуктуры и, в первую очередь, ее транспортной составляющей. Это и
нехватка современных автобусов различной вместимости для туристов, и
отсутствие автомобильных стоянок, и низкий уровень сервиса в городском
транспорте (например, такси).
12. Вызывает обеспокоенность у иностранных туристов криминальная
ситуация в России, а также вопросы обеспечения их безопасности.
13. Довольно низкий уровень медицинского обслуживания по страховым
полисам в случае заболевания в период турпоездки и ряд других, менее
существенных факторов.
Причины этих негативных явлений заключаются в действии следующих факторов:
1. Разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса
к внедрению механизмов экономической кооперации и управления.
2. Вялая и не совсем верная методика организации совместных и смешанных
предприятий с участием зарубежных инвесторов.
3. Политическая и экономическая нестабильность в стране.
4. Ориентация на коммерческий туризм не могла не повлиять на сокращение
размеров отчислений от турдеятельности в городской бюджет, перераспределение
доходов в пользу теневой экономики. Элитарный туризм обеспеченных одиночек
не вызвал туристского бума, омертвил громадные основные фонды и в сотни
раз уменьшил оборотные средства от туризма. Приостановлен транспорт, нет
паломничества в музеи, выставочные залы.
5. Удаленность от основных западноевропейских столиц не позволяет широко
использовать автобусные маршруты, т.к. это влечет за собой пребывание в
автобусе в течение 2х и более суток, а это в свою очередь может выдержать не
каждый.
6. Слабое проявление туристских потоков, экономическое значение которых было
трудно прогнозировать. Следует вывод о неудовлетворительном использовании
государственными органами своей управляющей функции, определяющей политику
города в сфере туризма, роли регулятора и организатора туристского развития.
На конъюнктуру внутреннего туристского рынка повлияли в основном следующие
факторы:
1. Слишком большая доля транспортной составляющей в общей стоимости
тура, делающая неконкурентоспособным предложение на внутреннем рынке по
сравнению с зарубежными поездками;
2. Недостаточное использование системы скидок на транспорт и размещение
ориентируют внимание отечественных туроператоров на иностранные рынки;
3. Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей
международного уровня при более низком качестве обслуживания, что также
стимулирует переориентацию спроса на зарубежные поездки;
4. Уменьшение общей подвижности населения; более чем в 2 раза увеличилась
доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых; до 60
% населения проводит отпуск дома;
5. Разрушение системы руководства отраслью, что привело к ее распаду на
отдельные звенья, потере координации деятельности объектов, ликвидации
региональных маршрутов;
6. Недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в
новых экономических условиях.
Отличие столичного туристского предложения от аналогов, с избытком
предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Псковской области имеется
уникальная возможность сочетать различные виды туризма.
Представляя центр деловой, финансовой, политической, научной, духовной и
культурной жизни России, Псков получает уникальные возможности развивать
наиболее перспективные виды туризма во всех имеющихся формах. Существующие
возможности по развитию различных видов туризма позволяют существенно
разнообразить предложение и повышают конкурентоспособность туристского
продукта Пскова. Спектр туристского предложения города достаточно широк и
может базироваться, прежде всего, на сохранившихся фрагментах историко-
архитектурной среды города, памятниках архитектуры, инженерного искусства,
истории, археологии и культуры.
Природные возможности близлежащих областей, где имеются объекты,
принадлежащие псковским предприятиям и учреждениям, позволяют расширять
традиционное предложение за счет организации кратковременных выездов на
природу. Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое положение
Пскова, связанной с другими историко-культурными памятниками и городами
прямым автомобильным и железнодорожным сообщением.
Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, были
проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы (2000-
2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-
2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова
(1996-1997гг., 2002-2002гг, 2002-2006гг.) по следующим критериям:
1. Цели программы;
2. Мероприятия программы;
3. Соответствие мероприятий целям;
4. Критерии оценки реализации программы (конечный результат);
5. Соответствие нормативно-правовой базе;
6. Инструменты реализации программы;
7. Логика программы;
Как выяснилось, названные программы имеют как недостатки, так и достоинства.
Все программы следуют поставленной цели и задачам, разрабатывают определенные
мероприятия, в соответствии с поставленными целями. Однако, в некоторых
программах мероприятия расписаны четко и дают представление о конкретном
назначении программы, в то время, как в других предлагаемые мероприятия
описаны достаточно пространно и нечетко. Также нужно отметить, что во все
программы имеют ожидаемые конечные результаты, которые соответствуют целям и
задачам.
Глава 3. Совершенствование программы развития отрасли туризма Псковской области
Так как целью данной работы является разработка предложений по
совершенствованию программы развития туризма Псковской области и данная глава
будет посвящена именно этому, то мы предлагаем следующий план предложения
рекомендаций по совершенствованию программы:
1. Цель программы;
2. Задачи программы;
3. Мероприятия программы;
4. Инструменты реализации программы;
5. Результаты реализации программы.
В программах развития туризма Псковской области на 1996-1997гг. и 2002-2006гг.
поставленные цели (табл. 3.1) на наш взгляд были определены не достаточно
точно. Поэтому, нами были предложены следующие цели для программы
развития туризма Псковской области, которые на наш взгляд являются более
точными:
1. Увеличение доходов от туризма. Формирование городского и
областного бюджетов за счет поступлений от туристкой деятельности
2. Повышение благосостояния жителей города и области.
Использование социальной роли туризма
3. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест
4. Обеспечение комфортных условий пребывания туристов
5. Рост национального достоинства как следствие гостеприимства
и обращения к культурно-историческому наследию
Что касается задач, отмеченных в выше названных программах (табл. 3.2),
то нам бы хотелось добавить следующие пункты:
1. Развитие въездного, внутреннего, социального и
самодеятельного туризма
2. Формирование программы событийного туризма
(конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.
Таблица 3.1
Сравнительная таблица целей Программ развития туризма Псковской области
Цели | Программа развития туризма Псковской области 1996-1997гг. | Программа развития туризма Псковской области 2002-2006гг. | | Создание в Псковской области современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса; | Создание в Псковской области современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, развитие народного хозяйства области посредством создания новых рабочих мест, сохранения и рационального использования историко-культурного и природного потенциала области, увеличения налоговых поступлений. |
Таблица 3.2
Сравнительная таблица задач Программ развития туризма Псковской области
Задачи | Программа развития туризма Псковской области 1996-1997гг. | Программа развития туризма Псковской области 2002-2006гг. | | 1.Формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристической деятельности; создание условий для развития внутреннего и въездного туризма; 2. Поддержка развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, в частности, малого предпринимательства; 3. Стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристических объектов; 4. Создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоение новых туристических районов с обширным природным и историко- культурным потенциалом; 5. Интеграция Псковской области в систему Российского и международного туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма; 6. Проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа Псковской области как места благоприятного для туризма; 7. Совершенствование системы информационного обеспечения в области туризма; 8. Разработка и внедрение на областном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания | 1. Формирование современного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских организаций; 2. Разработка нормативно-правовой базы развития туризма; 3. Создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного и социального туризма; 4. Обеспечение развития социального, лечебно-оздоровительного, специализированного и индивидуального туризма в Псковской области; 5. Расширение международного сотрудничества; 6. Стимулирование развития материальной базы путем привлечения инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов; 7. Эффективное и рациональное использование существующей материальной базы и рекреационных земель: 8. Формирование современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, осуществление научных исследований в сфере туризма; 9. Разработка системы социально-экономической оценки эффективности туристской деятельности на территории области; 10. Совершенствование системы информационного обеспечения, проведения активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа Псковской области, как области, благоприятной для туризма. |
Страницы: 1, 2, 3
|
|