Курсовая: Организационные структуры управления
Курсовая: Организационные структуры управления
Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики
Кафедра общего
менеджмента
и статистики фирм
Курсовая работа
“Организационные структуры управления”
Выполнил:
студент группы ДММ-101
Лобачев А. А.
Руководитель:
Новоселов Д. В.
Москва 2003
План
Введение. 3
Понятие и принципы построения организационных структур. 5
Типы организационных структур управления. 9
Виды организационных структур управления. 12
Структурная перестройка. 25
Заключение. 29
Список литературы.. 30
Введение
Время, в которое мы живем, - время стремительных перемен. Наше общество
осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически
неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это –
свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от
административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно
главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий,
включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению
устойчивого развития.
Эти изменения в обществе настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись
простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его
нормам и веяниям, мы должны начать перестройку с самих себя. С легкой руки
американцев этому всему есть весьма емкое определение – “challenge”. Наиболее
подходящий эквивалент в русском языке – “вызов”. А вызов – это, как известно,
весьма серьезный риск потерпеть неудачу, но в то же время и шанс на успех.
Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом,
нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, научиться
пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает
мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных
целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по
руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также
область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец,
менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория
людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость
менеджмента была особенно ясно осознана в тридцатые годы. Уже тогда стало
очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в
самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную
общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить
о “революции менеджеров”, когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты,
обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим
потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие
корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы
великих наций.
Но не стоит забывать, что для достижения столь внушительной мощи, эти
компании прошли через многие годы тяжелых работ, неудач и потерь в области
собственной реструктуризации. И только эти бесценные наработки, основанные на
собственном (реже – чужом) опыте привели в итоге к созданию эффективно
действующей системы для данного конкретного предприятия.
Аналогично и подавляющее большинство российских компаний для продолжения
успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются в грамотном,
профессиональном менеджменте. В кризисных условиях руководитель должен уметь
анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу
своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в
реализацию намеченных целей. Сегодня наравне с грамотным, серьезным подходом
к самому процессу управления, необходимо четко и ясно видеть структуру
собственной фирмы, понимать, почему этой фирме подходит именно эта структура,
и знать, к каким результатам она приведет в обозримом будущем.
Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная
структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на
конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Многие предприятия
еще до приватизации были широко диверсифицированы, то есть выпускали
различные виды продукции; другие, помимо традиционно выпускавшийся на них
военной техники, осваивают теперь новые виды гражданской продукции. Успех на
свободном рынке недостижим без целого коллектива компетентных людей, которые
знают покупателей, особенности конкуренции и возможности производства для
отдельных видов и групп продукции. Поэтому акционерам и высшему руководству
компании чрезвычайно важно создать такую структуру предприятия, которая
обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за
результаты работы.
Упрощенно организационная структура управления представляется как ее
организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые
определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и
распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает
распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими
работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений,
составляющих организацию фирмы.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает
уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя
и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и
информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение
эффективности управления.
Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление четких
взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними
прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к
совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.
Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим
разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К
ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности
фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль фирмы
(специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры
изделий различных отраслей); характер монополистического объединения
(концерн, финансовая группа).
Несмотря на это, не выделяют однозначно прогрессивных, так же как и
однозначно отсталых оргструктур. Каждая из них имеет как свои достоинства,
так и недостатки. И каждая покажет себя с лучшей стороны только в конкретном,
именно ей подходящем, случае. Задача сегодняшних менеджеров – найти и
привести в жизнь именно такую оргструктуру, которая будет наиболее полно
отвечать целям и задачам организации. Конкурентоспособность такой компании
напрямую будет зависеть от успешности и уместности оргструктуры.
Найдя подходящую структуру, можно спасти, казалось бы, безнадежное
предприятие. И не только спасти, а вывести его на качественно новый уровень.
Ведь четкая и слаженная работа всех подразделений, основанная на определенной
структуре, - весьма серьезный козырь на сегодняшнем рынке.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная
совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих
функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной
структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации
управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления
по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и
достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется
в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и
ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав
органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи
(отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной
структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители,
специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых
занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные
функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов
организационной структурой управления:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации
вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент
производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления,
формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд
и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря
связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые
носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения
подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения
системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на
каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство
организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно
руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной
структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою
очередь может состоять из нескольких уровней.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные
связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих
решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями,
то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее
структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными
функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как
полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные.
Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития
вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения,
обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений).
Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать,
рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам
организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику
управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать
действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так
называемые функциональные полномочия.
Между всеми названными выше составляющими организационной структуры
управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой
из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и
полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так,
если руководством организации принято решение о введении в организационную
структуру управления нового органа, например, отдела маркетинга (функции
которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие
вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? Кому он будет непосредственно
подчинен? Какие органы и подразделения организации будут доводить до него
необходимую информацию? На каких иерархических уровнях будет представлена
новая служба? Какими полномочиями наделяются работники нового отдела? Какие
формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?
Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре
управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей,
возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого
нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях
тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
Вместе с тем, проектируя новую оргструктуру управления, нельзя забывать о
требованиях, предъявляемых к оргструктурам, и принципам их построения.
Факторы формирования организационной структуры:
Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между
звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные
связи при наименьшем числе ступней управления.
Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы ха время от
принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти
необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых
решений.
Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать
достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и
других передаваемых данных.
Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления
достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при
различных внешних воздействиях.
В общем, стоит отметить, что проектирование оргструктур на современном этапе
таит в себе некоторые сложности – очень сложно учесть все те изменения,
которые происходят на предприятии непосредственно после внедрения
определенной структуры управления, и носящие не коренной характер. Они, тем
не менее, могут влиять на работоспособность и устойчивость всей руководящей
структуры, причем, весьма сильно. А если учесть, что, помимо прочего,
необходимо еще и учитывать и постоянно соблюдать вышеописанные требования, то
“подводные камни” проектирования оргструктур выливаются во вполне серьезные
трудности, время от времени требующие определенной корректировки структуры в
различных аспектах жизнедеятельности предприятия:
1. В принципах управления: периодическое изменение соотношения между
централизацией и децентрализацией в управлении в связи с изменением
стратегических приоритетов, активизацией или ослаблением эффективности
взаимодействия между подразделениями; усиление программно-целевого управления
для консолидации ресурсов компании на наиболее передовых направлениях научно-
технических исследований или на разработке и выполнении крупномасштабных
проектов, требующих объединения специалистов одного профиля в одном
подразделении.
2. В аппарате управления: перегруппировка подразделений, изменение
взаимосвязей между ними, характера взаимодействия, распределения полномочий и
ответственности; реорганизация внутренних структур в результате поглощения
других фирм или продажи производственных предприятий, в нее не вписывающихся;
выделение в самостоятельные хозяйственные подразделения программно-целевых
проектных групп венчурного характера или создание на их базе новых
подразделений; изменение характера межфирменных связей путем частичного
взаимопроникновения, участия в акционерном капитале; усиление интеграции
формально независимых небольших компаний в научно-производственные комплексы
крупных корпораций; усиление активности в реорганизации научно-
производственных комплексов наукоемких отраслей; создание в аппарате
управления все большего числа промежуточных управленческих звеньев —
специализированных подразделений, курирующих производственные подразделения,
в которых не растут объемы продаж продукции и прибыль и у которых возникают
проблемы взаимодействия с другими хозяйственными подразделениями и
административными службами.
3. В функциях управления: усиление стратегического планирования и
прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной экономической и
технической политики; усиление контроля за качеством продукции на всех этапах
от разработки продукта до его серийного выпуска; придание приоритетного
значения информатике и экономическому анализу деятельности фирмы на основе
совершенствования учета и отчетности на базе всестороннего применения
электронно-вычислительной техники; придание большего, чем раньше, значения
вопросам производства и управления персоналом; привлечение работников к
участию в акционерном капитале фирмы путём приобретения акций; участия в
решении вопросов на заседаниях Совета директоров и Правления; поощрение
работников за разработку новых идей в области совершенствования технологии
производства, создания и внедрения новой продукции, усиления внимания к
социально-психологическим аспектам управления; усиление внимания в области
маркетинговой деятельности к разработке мероприятий, форм и методов для
достижения конечных результатов, намечаемых в программе маркетинга по
продукту и по производственному отделению, на усиление хозяйственных
взаимосвязей с другими подразделениями компании и с функциональными службами;
повышение эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности.
4. В хозяйственной деятельности: изменение технологического
процесса; применение гибких автоматизированных технологий; широкого
использования роботов, станков с числовым программным управлением; углубление
межфирменного сотрудничества на международном уровне в области специализации
и кооперирования производства, выполнения крупных совместных научно-
производственных программ и соглашений об экономическом и научно-техническом
сотрудничестве; создание совместных производственных предприятий не только в
области разработки природных ресурсов, но, в особенности, в наукоёмких
перспективных отраслях развитых стран.
Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на
предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации
"электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при
одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей,
ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и
низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы
подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности
отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может
быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней
управления на предприятии.
В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных
систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной
литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними
понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам)
предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей
их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм
достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной
технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому
границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными", и
каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями:
бюрократический и органический. Они построены на принципиально
различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их
рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую
концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX
столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель
рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие
системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на
производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как об
"организованных организациях", предъявляющих жесткие требования, как к людям,
так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные
положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:
· четкое разделение труда, использование на каждой должности
квалифицированных специалистов;
· иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень
подчиняется и контролируется вышестоящим;
· наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность
выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
· дух формальной обезличенности, характерной для выполнения
официальными лицами своих обязанностей;
· осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными
требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность,
ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом
концепции исключение смещения "человека" и "должности", ибо состав и содержание
управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а
не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе
(что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления
субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие
бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где
главная роль отводилась партнерству и мастерству.
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в
крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать
слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель.
Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать
труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном
производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте
современных условий и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего,
что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей,
каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая
непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль
скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на
высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением
"спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который
рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).
Еще один недостаток структур бюрократического типа - невозможность с их
помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование
работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что
их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В
результате возникают противоречия между отдельными частями структуры,
несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в
организации.
В отличие от бюрократического типа организационных структур, органический
тип возник относительно недавно и своим появлением обязан предпринимателям,
которым была необходима более высокая степень гибкости и адаптивности к быстро
изменяющимся условиям окружающей среды. Этот подход доказывает свою
эффективность, несмотря на его относительную “молодость”. Органическая система
отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и
работающей с четкостью часового механизма структуры, наоборот, эта модель
призвана проводить в жизнь радикальные изменения и тем самым обеспечивать
необходимую адаптивность. Исследователи этой проблемы подчеркивают, что
постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится
выше, чем планирование. Такая организация руководствуется возможностями гораздо
больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться
за старые и больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и
противоречия, а не принимает на веру все решения руководства.
В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее
принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более
высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в
качестве базы групповой организации труда. Дальнейшие разработки позволили
существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип
структуры управления. Речь идет о следующих чертах.
· Решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на
авторитете, правилах или традициях.
· Обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении
проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на
единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.
· Главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития
организации.
· Творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между
деятельностью каждого индивида и миссией.
· Правила работы формулируются в виде принципов, а не установок.
· Распределение работы между сотрудниками обусловливается не их
должностями, а характером решаемых проблем.
· Имеет место постоянная готовность к проведению в организации
прогрессивных изменений.
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений
внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда,
повышается ответственность каждого работающего за общий успех.
Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной
подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению
участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения
уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют
функциональную обособленность, развивают информационные технологии,
радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями
(вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются
партнерские отношения).
Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь
в начальной фазе своего развития, и в "чистом" виде его используют пока
немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления
получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые
стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.
Теперь перейдем к рассмотрению конкретных видов организационных структур
управления, относящихся к бюрократическому или органическому типу.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение
подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
· линейные (административное подчинение);
· функциональные (по сфере деятельности без прямого административного
подчинения);
· межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного
и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов
организационных структур управления:
· линейная;
· функциональная;
· линейно-функциональная;
· дивизиональная;
· региональная;
· матричная;
· продуктовая
· ориентированная на потребителя.
Линейная организационная структура управления – это одна из простейших
организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе
каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник,
наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство
подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции
управления.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного
руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все
команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность
за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном
выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ,
разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке
«сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен
руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия
руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует
принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют
распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не
имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их
непосредственного начальника.
Как видно из схемы, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет
начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура
функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция,
бригада, отдел и т.д.).
В линейной структуре система управления организацией компонуется по
производственному признаку с учетом степени концентрации производства,
технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.
Линейная структура управления является логически более стройной и формально
определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей
обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями
решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и
недостатки.
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть
устранены функциональной структурой.
Рис. 1 Линейная организационная структура управления
Преимущества | Недостатки | 1. Единство и четкость распорядительства 2. Согласованность действий исполнителей 3. Простота управления 4. Оперативность в принятии решения 5. Четко выраженная ответственность 6. Личная ответственность руководителя | 1. Высокие требования к руководителю 2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений 3. Затруднительные связи между инстанциями 4. Концентрация власти у руководителя |
Функциональная (многолинейная) организационная структура управления
организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью
подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ,
необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам
возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо
исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в
специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел
маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача
управления организацией делится, начиная со среднего уровня по
функциональному критерию.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное
подчинение для исполнителей.
Как видно из приведенной ниже схемы, вместо универсальных менеджеров, которые
должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат
специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за
определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата
управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Как и линейная, многолинейная структура имеет свои преимущества и недостатки,
которые мы рассмотрим позже.
Недостатки как линейной, так и многолинейной структур управления в
значительной степени устраняются линейно-штабной структурой.
Рис. 2 Функциональная организационная структура управления
Преимущества | Недостатки | 1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций 2. Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов 3. Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов 4. Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций 5. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля | 1. Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений 2. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами 3. Появление тенденций чрезмерной централизации 4. Длительная процедура принятия решения 5. Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения |
Линейно-функциональная организационная структура управления - ступенчатая
иерархическая структура. Ее также называю линейно-штабной. При ней
линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь
функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не
подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.
Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип
построения и специализация управленческого персонала по функциональным
подсистемам организации.
По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая
всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата
управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих
целей и задач.
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления
показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится
выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при
сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством
жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и
организации в целом. В то же время выявились и существенные недостатки, среди
которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям,
особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса;
закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата
управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную
передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по
вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих
решений.
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители
соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.
Страницы: 1, 2
|