Курсовая: Особенности управления развитием территорий в РФ
Курсовая: Особенности управления развитием территорий в РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра "Маркетинг и предпринимательство"
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ В РФ.
Выполнил студент 3 курса
факультета автоматизации
группы ИСЭ-319 Коваленко Е.В.
Руководитель Кужева С.Н.
Омск-2002
План
Стр.
Введение...............................2
Глава 1 Управление развитием - Региональное развитие: цели,
критерии и факторы.................3 - Особенности управления
развитием........................5 - Факторы развития городов и
регионов.......................7
Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов
- Современные тенденции социально-экономического
развития............8 - Социально-экономическая устойчивость
развития регионов...........11 - Макроэкономическое региональное
развитие современной России............14
Глава 3 Методы управления развитием территорий
- Региональная промышленная политика......................22
-
Управление развитием социальной сферы регионов................26 -
Мониторинг социально-экономического развития региона..............30
Заключение...............................32
Список литературы...........................33
Введение
Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В настоящее время
экономика нашей страны находится в переходном, кризисном состоянии, однако
следует констатировать тот факт, что этому состоянию уже приходит конец. А
так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией
экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод –
благосостояние страны полностью и всецело зависит от её субъектов. Именно
субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на
мировой арене. Социально-экономическое состояние российских регионов требует
пристального и непрерывного наблюдения и изучения. Очевидно, что это
состояние определяется многочисленными факторами, как объективными
(макроэкономическими условиями, положением региона в общественном разделении
труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными
ресурсами), так и субъективными факторами, в первую очередь кадрами местных
администраций и методами регионального управления. В сложных условия выхода
из кризиса преимущество имеют прежде всего те регионы, в которых используются
адекватные методы и инструменты управления их развитием.
Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра
действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие
экономики региона, создает новые рабочие места, расширяет возможности для тех
видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное
сообщество.
Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:
Темпы общественно-политических и экономических преобразований в нашей стране
опережают темпы изменений в практике управления регионами, городами и
районами. Поэтому качественно новые проблемы развития зачастую решаются
устаревшими и неадекватными методами, (сказывается наследие административно-
командной системы управления). Наше государство вступило в совершенно новый
этап экономических отношений, требующий пересмотра бывших традиций
управления. Будущее процветание России заключено в грамотной и продуманной
политике управления развитием регионов.
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить
целевую ориентацию работы.
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать основные особенности и
проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также
обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы
эффективного управления экономикой регионов. В соответствии с данной целью в
курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные особенности в управлении развитием регионов.
2.Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов.
3.Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов.
4.Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов.
ГЛАВА 1
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ
1. Региональное развитие: цели, критерии, факторы
Развитие - это движение вперед, формирование новых целей,
становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост,
расширение, улучшение, совершенствование.
Развитие - это изменение, связанное с возникновением качественно нового
состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом,
экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом,
экологическом или любом другом смысле. Новое может проявляться в усилении
имеющихся или в построении новых структурных связей. Структурная перестройка,
обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития
объекта управления.
Основной, интегральной целью социально-экономического развития региона
является улучшение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие
составляющие:
• повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его
образования;
• создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате
формирования социальной, политической, экономической и институциональной
систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
• увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценке
степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в
последнее время им все чаще и все больше уделяется внимание в экономической
науке и политической практике.
В качестве конкретных целей социально-экономического развития
региона также могут быть определены: уменьшение нищеты, улучшение образования,
питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды, обеспечение
равенства возможностей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей
поддерживают друг друга, но в определенных условиях они могут вступить в
конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие
здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает
конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой
будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени
будет достигнута конечная цель здоровье людей.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев
(характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти
критерии, соответствующим образом оценив ситуацию.
Стандартным, наиболее традиционным способом оценки экономического развития
региона является оценка уровня производства (как правило, материального
производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.
Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по
некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей
является индекс развития человека, разработанный в рамках "Программы развития
" ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до
единицы. Для расчета используются три показателя экономического развития:
• ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
• интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя
продолжительность обучения);
• величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и
снижения предельной полезности дохода.
Индекс развития человека можно с успехом использовать для оценки развития
регионов. Наряду с этим и другими крупномасштабными показателями можно
использовать более частные показатели развития региона. Среди них:
• национальный доход на душу населения;
• уровень потребления отдельных материальных благ;
• степень дифференциации доходов;
• продолжительность жизни;
• уровень физического здоровья;
• уровень образования;
• степень счастья населения.
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им
критерии экономического развития региона. Среди долгосрочных целей
обычно выделяются становление и развитие постиндустриального общества, создание
рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни
населения, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве
краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и
достижение конкретных величин прироста валового регионального продукта в
следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по
своему содержанию достаточно сильно различаются, как и меры по их достижению.
Достижение краткосрочных целей, как правило, имеет отношение не столько к
развитию, сколько к функционированию, в то время как долгосрочные цели имеют
непосредственное отношение к развитию. В связи с этим целесообразно
рассматривать задачи по достижению устойчивого функционирования и
устойчивого развития региона.
Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых
ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей
регионального развития выступают промежуточные задачи по изменению ситуации,
неблагоприятной для развития, и созданию условий, необходимых для успешного
развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно
назвать:
• привлечение новых видов бизнеса;
• расширение существующего бизнеса;
• развитие малого бизнеса;
• развитие промышленности;
• развитие сферы услуг;
• повышение уровня занятости населения региона.
Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют
традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления
благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный
продукт ВНП, валовой внутренний продукт — ВВП, реальный ВНП на душу населения,
темпы роста этих показателей).
Для оценки динамики развития целесообразно использовать
показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе. В первую очередь
это темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы
структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы
экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как
страны в целом, так и отдельного региона. Устойчивая динамика количественных
показателей экономического роста - один из показателей устойчивого развития.
В целом на уровне региона можно рассматривать в качестве наиболее адекватных
следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического
развития:
• ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих
показателей;
• средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
• продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
• уровень образования;
• уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья,
телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного
пользования;
• уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами,
аптеками, диагностическими центрами и услугами «Скорой помощи», качество
предоставляемых медицинских услуг);
• состояние окружающей среды;
• равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
• обогащение культурной жизни людей.
При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно
выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и
осуществлять мониторинг их достижения. Значимыми в этом отношении могут
выступать такие параметры оценки уровня регионального развития, как наличие и
качество школ, детских садов, других образовательных учреждений и их
доступность, снабжение продуктами питания, контроль их качества, соблюдение
прав потребителей на розничном рынке.
В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно
измеряемая субстанция, как культурная жизнь населения. Устойчивая динамика
экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения
культурной жизни населения данного региона.
2. Особенности управления развитием.
Развитие всегда имеет целевую направленность, т. е. направлено на достижение
некоторой цели или системы целей. Положительная направленность развития
позволяет квалифицировать его как прогресс, отрицательная свидетельствует о
регрессе, деградации.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей.
Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о
прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или деградация. Развитие
фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или
несколько целей.
Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: развитие фирмы,
развитие организации, развитие региона, города, социально-экономическое
развитие России (или другой страны). Прогрессивное изменение в экономической
сфере может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно
может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях, или об
изменении содержания развития, или о приобретении объектом управления новых
характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко
рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные
характеристики уже давно стали полноправными показателями, оценивающими
степень развития любой страны, любого региона, города или района.
Управление развитием любого объекта выделяется в относительно
самостоятельные действия и отличается от управления функционированием. Так,
например, по своему содержанию различаются:
• управление функционированием фирмы и управление развитием фирмы;
• управление функционированием университета и управление развитием
университета;
• управление функционированием региона и управление развитием региона.
Более того, в рамках управления каждым из упомянутых объектов можно выделить
более мелкие объекты, управление которыми вновь разделяется на управление
функционированием и развитием:
• в рамках фирмы - управление функционированием производства
(диспетчеризация, управление запасами, управление материальными потоками,
технологический контроль и пр.) и управление развитием производства
(техническое перевооружение, внедрение новых технологий, освоение
производства новых изделий);
• в рамках вуза - управление функционированием учебного процесса (расписание,
управление аудиторным фондом, контроль посещаемости) и управление развитием
учебного процесса (создание новых учебных курсов, повышение квалификации
преподавателей, внедрение новых технических средств обучения);
• в рамках региона или города - управление функционированием региональных и
городских служб, жилищно-коммунального хозяйства, системы социальной защиты
населения, налоговых служб региона и управление развитием региона
(привлечение новых видов бизнеса, развитие телекоммуникаций, поддержка малого
бизнеса, развитие учреждений здравоохранения и образования, развитие
региональных финансовых учреждений и пр.).
В постоянно меняющихся условиях современного мира организации вынуждены
развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной
эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В
соотношении "управление функционированием - управление развитием" все больший
удельный вес приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и
содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на
администрирование, а в большей мере - на преобразования. Рождается новый тип
лидеров, которые не просто управляют тем объектом, который им достался в
наследство, а трансформируют объект управления, сами, одновременно меняясь и
обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности
своего персонала.
Менеджмент развития проявляется в различных формах, в частности в
стратегическом планировании, развитии культуры организации, организационном
развитии, мониторинге, а также в конкретных технологиях менеджмента, таких,
как бизнес-планирование, группы качества и др. Основной формой, в которой
реализуется менеджмент развития, является стратегическое планирование.
3. Факторы развития регионов и городов
Рассмотрим некоторые теории, анализирующие и объясняющие действие основных
факторов экономического развития регионов и городов.
Первая из них - теория пространственных преимуществ, или теория
размещения. Согласно этой теории, пространственные преимущества
проявляются в любой экономической деятельности. Эти преимущества заставляют те
или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах.
Так, любые производства, в большой степени зависящие от сырья и других
материальных ресурсов, располагаются, как правило, близко к местам их добычи.
Например, металлургические заводы тяготеют к местам добычи железной руды и
кокса, алюминиевая промышленность к источникам дешевой электроэнергии.
Некоторые массовые производства (особенно товаров массового спроса),
ориентированные на местные рынки, требующие широкой сети распространения, а
потому и значительных транспортных издержек, располагаются близко к рынкам
сбыта.
Каждый регион, каждый город обладает своими территориальными преимуществами,
связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства
(рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная
теория в значительной степени объясняет сложившиеся региональные различия
размещением производительных сил.
Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с
практикой экономического развития, основываются на закономерностях
агломерации, концентрации и комбинации производства. В крупных городах
или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный
экономический эффект образуются в связи с тем, что вокруг успешно действующих
производств формируется их окружение. Благодаря объединенному использованию
общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается
дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах
позволяет получить дополнительную экономию как результат агломерационного
эффекта: совокупные производственные затраты крупной агломерации меньше, чем
сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне
пределов данной агломерации.
Дополнительный потенциал развития крупных центров возникает в связи с тем,
что только здесь возможны некоторые виды высококвалифицированной
деятельности: музейная и театральная жизнь, особые виды медицинского
обслуживания и пр.
Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы
экономического развития региона, является концепция основного и
вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную
промышленность, т. е. ту, продукция которой вывозится из региона, и
вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно
в пределах региона.
Для примера можно рассмотреть машиностроительный завод в качестве основного
производства, а его инфраструктуру (строительные организации, банки,
страховые учреждения, почта, экспедиционные и транспортные службы,
поликлиники, детские сады, школы, колледжи, даже вузы и пр.) - в качестве
вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается
и вся обслуживающая его инфраструктура — возникает так называемый
мультипликативный эффект. Поэтому основное производство можно рассматривать
как своеобразный ускоритель экономического роста.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
1. Современные тенденции социально-экономического развития.
Чтобы эффективно воздействовать на ход социально-экономического развития
территории, необходимо учитывать закономерности и факторы современного
социально-экономического развития, и в первую очередь новые особенности
воспроизводственных процессов. Ниже рассматриваются общая логика и
тенденции современного социально-экономического развития, в первую очередь
переход от индустриальной к постиндустриальной модели, глобализация процессов
развития.
Стадии социально-экономического развития
Ответим на простой вопрос: "Где и кем работают люди?" Одни люди работают в
материальном производстве, непосредственно воздействуя на вещественный
предмет труда, преобразуя его с помощью орудий труда. К ним относятся
представители таких профессий, как слесарь, ткачиха, сельскохозяйственный
рабочий, сталевар, шахтер, буровик, строитель. Другие люди работают в
нематериальном производстве, их предмет деятельности - услуги, коммуникации
с другими людьми или обработка информации. К ним относятся врач, учитель,
государственный служащий, продавец, военный, бухгалтер, программист. Основной
тенденцией развития современного общества стало сокращение относительной
доли занятых в материальном производстве и увеличение доли тех, кто занят в
нематериальном производстве.
Выявлению более детальных тенденций современного экономического развития
общества помогает классификация секторов общественного производства,
предложенная американским социологом и экономистом Д. Беллом. В соответствии с
его классификацией все общественное производство подразделяется на три сектора:
первичный, вторичный и третичный. К первичному сектору относятся
сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство и лесоводство, т.
е. те виды деятельности, которые связаны преимущественно с природными
ресурсами. К вторичному сектору относятся отрасли, занятые обработкой
добытых ресурсов: металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и
нефтехимия, легкая и пищевая промышленность, энергетика, строительство и пр. К
третичному сектору относятся наука, искусство, телекоммуникации,
производство программного обеспечения, оборона, торговля, медицинское
обслуживание, образование, административное управление и другие виды услуг. В
соответствии с этой классификацией всю историю человеческого общества можно
разделить на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.
Рис.1. Структура занятости в доиндустриальном обществе Рис.2.
Структура занятости в индустриальном обществе
Рис.3. Структура занятости в постиндустриальном обществе
В доиндустриальном обществе (см. рис. 1) структура занятости такова, что
почти все заняты в первичном секторе, преимущественно в сельском хозяйстве.
При этом производительность труда в сельском хозяйстве еще относительно низка
и не дает возможности высвободить работников для других секторов
общественного производства.
По мере того, как растущая производительность труда в сельском хозяйстве
позволяет меньшему количеству людей прокормить все общество, начинает
расширяться вторичный сектор: происходит индустриализация. В индустриальном
обществе основная часть занятых работает во вторичном секторе, при этом
третичный сектор вбирает в себя пока еще относительно небольшую часть всех
занятых (см. рис. 2).
Из рис. 3 видно, что в постиндустриальном обществе в первичном секторе
занята незначительная часть активного населения (обычно ниже 5 - 10%). Во
вторичном секторе, который традиционно ассоциируется с индустриальной мощью
и уровнем развития страны в целом, с научно-техническим прогрессом в его
материально-вещественном выражении, число занятых снижается до 20-30% всех
занятых. Большая часть всего занятого населения начинает работать в
третичном секторе, который в значительной степени совпадает с нематериальным
производством в системе общественного производства.
Постиндустриальное общество - это общество, которое находится еще на стадии
становления даже в некоторых высокоразвитых странах Запада и Востока. Однако
тенденция к развитию большинства развитых стран в сторону постиндустриального
общества налицо. Так, например, в США более 2/3 всех рабочих мест занято в
сфере услуг и лишь около 20% - в промышленности и строительстве. За последние
20 лет основной рост числа рабочих мест наблюдался в банковском, страховом,
гостиничном деле, в розничной торговле, в то время как в промышленности этого
практически не наблюдалось.
Анализ структуры занятости в разных странах и регионах может служить
инструментом оценки степени развития экономики и степени зрелости
постиндустриального общества. В табл. 1 приведены данные по Таджикистану, СНГ
в целом, России, странам Европейского Союза и Нидерландам. Эти данные
позволяют сделать вывод, в частности, о том, что Таджикистан имеет сильно
отличающуюся от СНГ структуру занятости; Россия — несколько более
прогрессивную, чем СНГ в целом, но существенно менее прогрессивную, чем
Европейский Союз; Нидерланды характеризуются более прогрессивной структурой,
чем Европейский Союз в целом. Именно структура Нидерландов отличается ярко
выраженным постиндустриальным характером.
Структура занятых по секторам экономики (в %)
Т а б л и ц а 1
Сектор экономики | Таджикистан | СНГ | Россия | ЕС | Нидерланды | Сельское, лесное и рыбное хозяйство | 50 | 20 | 14 | 6 | 4 | Промышленность, энергетика и строительство | 18 | 36 | 40 | 31 | 24 | Услуги | 32 | 44 | 46 | 63 | 72 |
Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность
оценить предысторию и перспективу экономического развития региона. В
регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей
сути процессы, поэтому здесь применимы разные рецепты управления процессом
экономического развития.
В регионе на стадии индустриального развития действуют закономерности,
определяемые ролью ведущих отраслей, "локомотивов индустрии", которые
создают так называемый мультипликативный эффект и определяют развитие
региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, а вся
инфраструктура региона как бы обслуживает основное производство. В этих
условиях нередко формируются регионы с моноотраслевой структурой, когда одно
или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и
социальной сферы всего региона.
На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющим
его благосостояние, становится уровень развития инфраструктуры. Развитость
дорожной сети, связи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии
развлечений, предложение офисных помещений, низкий уровень преступности,
обеспеченность региона квалифицированными кадрами, в целом способность
инфраструктуры региона принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и
эффективно приспособиться к новым условиям - все это определяет потенциал
постиндустриального развития.
Классификация стадий развития человеческого общества позволяет сделать вывод
о том, что все более значимое место в современном мире занимает
нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается.
Действительно, все больше и больше труда, как живого, так и овеществленного,
затрачивается в нематериальной сфере. Именно здесь создается большая часть
стоимости в современном мире. Инвестиции также идут в основном в развитие
третичного сектора общественного производства. Подтверждением этому служит
мировая статистика и статистика многих государств.
Так, например, в России непроизводственные капитальные вложения составляют
более 50% валовых капитальных вложений. В США на информационное оборудование
(оборудование связи и телекоммуникаций, копировальную и вычислительную
технику) идет более 50% всех инвестиций в оборудование. Другими словами,
основные инвестиции идут не на оборудование металлургических комбинатов и
нефтеперерабатывающих заводов, а на ксероксы, факсы, персональные компьютеры,
средства связи и пр., т. е. на то оборудование, которое обслуживает
нематериальную сторону общественного производства. И труд, и капитал
затрачиваются преимущественно в нематериальном производстве, следовательно,
и основная часть добавленной стоимости создается именно в нематериальном
производстве. Этот вывод дает возможность по-новому рассмотреть многие факты
современной экономической жизни и по-новому проанализировать тенденции
экономического развития стран, регионов и городов.
2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов.
Цивилизацией накоплено немало знаний об устойчивости государства, сфер
общественно-экономической деятельности, в том числе и об устойчивости
развития. Люди всегда пытались выяснить, при каких условиях устойчивость
развития сохраняется или утрачивается, к чему это приводит, обосновывали
соответствующие меры сдерживания, ускорения и т.п.
Необходимость решения подобных вопросов обычно возрастает в периоды смены
циклов в развитии, реконструкции общественных структур, крупных прорывов в
науке, технике, территориальной организации. При этом переосмысливаются
практический опыт и теоретические концепции, уточняется характер грядущих
перемен, выдвигаются гипотезы, обосновываются сценарии, выявляются формы
устойчивости, ее черты, признаки и граничные состояния.
Устойчивость - это относительная неизменность основных параметров
территориальной социально-экономической системы, ее способность сохранять их в
заданных пределах при отклоняющих (как негативных, так и позитивных) влияниях
извне и изнутри.
Устойчивость проявляется как системное качество и может быть раскрыта по
разным основаниям, например экономическому, социальному, политическому,
экологическому и т.п. содержанию устойчивости.
Устойчивость может быть присуща не только фиксированному состоянию системы,
но и ее изменениям. В качестве основных видов такой устойчивости можно
выделить:
• устойчивость развития, характеризующуюся систематическим приращением
результата не ниже допустимого минимума и не выше объективно детерминированного
максимума;
• перманентную устойчивость, когда изменения, в том числе положительные
проявляются лишь эпизодически и непродолжительно;
• гиперустойчивость, т. е. состояние, когда регионы к развитию
маловосприимчивы, не способны адаптироваться к изменениям, в том числе и
необходимым положительным.
Повышение устойчивости территориальной системы означает повышение степени
активного преодоления ею неблагоприятных, в том числе случайных, вариаций
внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая,
при которой система способна устойчиво развиваться, саморегулироваться,
самоуправляться, самосовершенствоваться, максимально используя внутренние, а
также заемные ресурсы.
Устойчивое социально-экономического развитие региона
характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и
качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в
том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального,
природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованного на его
территории.
Таким образом, устойчивое развитие региона характеризуется его
способностью, во-первых, удовлетворять общественные потребности, объективно за
ним закрепленные в результате территориального разделения труда; во-вторых,
организовать надежное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с
приемлемой эффективностью удовлетворять потребности местного сообщества;
в-третьих, создавать условия (ресурсные, социальные, организационные и др.),
гарантирующие достойную жизнедеятельность не только живущим, но и будущим
поколениям.
За нижними пределами реальной устойчивости возникает неустойчивость,
перспектива непрогнозируемого ухудшения социально-экономической ситуации.
Катастрофы обычно связываются с потерей управляемости со стороны
государства, региональных и муниципальных властей, криминализацией и
деградацией территориального сообщества в целом.
Проблемы устойчивости регионов России в настоящее время приобрели особое
значение. В их решение вовлекаются крупные структуры и интеллектуальные
ресурсы. Исследования ориентируются на обоснование региональной, отраслевой
и межотраслевой стратегии развития на ближайшие годы, на период преодоления
системного кризиса в Российской Федерации в целом.
Угрозы устойчивому развитию территориальных социально-экономических
образований РФ
Угрозы устойчивому развитию регионов страны разнообразны по источникам
возникновения, формам проявления, силе воздействия, времени действия и т.п.
Поэтому они могут быть классифицированы по различным основаниям.
Глобальные угрозы связаны прежде всего с экономической
реорганизацией мирового сообщества и возникновением новых территориальных
экономических центров, необходимостью улучшения экологической обстановки,
переходом цивилизации к новой, постиндустриальной фазе и др.
Одна из них заключается в том, что человечество перешло пороговый уровень
таких угроз хозяйственной емкости биосферы, т.е. допустимый предел
потребления продукции биосферы. В современном мире постоянно исчезают виды
животных и растений, уменьшаются леса, увеличиваются пустыни и площади
территорий, на которых нарушено естественное природное равновесие.
В ближайшей перспективе во всех странах мира, в том числе и в России,
существенно возрастут экологические ограничения, политическими,
экономическими и административными мерами будут сдерживаться производства,
ориентированные на экстенсивное использование природных ресурсов и
загрязняющие экосистему.
Национальные угрозы устойчивости страны также разнообразны. Среди них:
• крайняя незначительность позитивных изменений в экономике, высокая
затратность всех факторов производства (труда, капиталов, материалов,
энергии) и, как следствие, низкая эффективность отечественного народного
Страницы: 1, 2, 3
|