Рефераты
 

Курсовая: Особенности управления развитием территорий в РФ

Курсовая: Особенности управления развитием территорий в РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Маркетинг и предпринимательство"

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему "ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ В РФ.

Выполнил студент 3 курса

факультета автоматизации

группы ИСЭ-319 Коваленко Е.В.

Руководитель Кужева С.Н.

Омск-2002

План

Стр.

Введение...............................2

Глава 1 Управление развитием

  1. Региональное развитие: цели,

    критерии и факторы.................3

  2. Особенности управления

    развитием........................5

  3. Факторы развития городов и

    регионов.......................7

Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов

  1. Современные тенденции социально-экономического

    развития............8

  2. Социально-экономическая устойчивость

    развития регионов...........11

  3. Макроэкономическое региональное

    развитие современной России............14

Глава 3 Методы управления развитием территорий

  1. Региональная промышленная политика......................22
  2. Управление развитием социальной сферы регионов................26

  3. Мониторинг социально-экономического развития региона..............30

Заключение...............................32

Список литературы...........................33

Введение

Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В настоящее время

экономика нашей страны находится в переходном, кризисном состоянии, однако

следует констатировать тот факт, что этому состоянию уже приходит конец. А

так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией

экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод –

благосостояние страны полностью и всецело зависит от её субъектов. Именно

субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на

мировой арене. Социально-экономическое состояние российских регионов требует

пристального и непрерывного наблюдения и изучения. Очевидно, что это

состояние определяется многочисленными факторами, как объективными

(макроэкономическими условиями, положением региона в общественном разделении

труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными

ресурсами), так и субъективными факторами, в первую очередь кадрами местных

администраций и методами регионального управления. В сложных условия выхода

из кризиса преимущество имеют прежде всего те регионы, в которых используются

адекватные методы и инструменты управления их развитием.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра

действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие

экономики региона, создает новые рабочие места, расширяет возможности для тех

видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное

сообщество.

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:

Темпы общественно-политических и экономических преобразований в нашей стране

опережают темпы изменений в практике управления регионами, городами и

районами. Поэтому качественно новые проблемы развития зачастую решаются

устаревшими и неадекватными методами, (сказывается наследие административно-

командной системы управления). Наше государство вступило в совершенно новый

этап экономических отношений, требующий пересмотра бывших традиций

управления. Будущее процветание России заключено в грамотной и продуманной

политике управления развитием регионов.

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить

целевую ориентацию работы.

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать основные особенности и

проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также

обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы

эффективного управления экономикой регионов. В соответствии с данной целью в

курсовой работе мною решаются следующие задачи:

1.Выявить основные особенности в управлении развитием регионов.

2.Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов.

3.Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов.

4.Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов.

ГЛАВА 1

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

1. Региональное развитие: цели, критерии, факторы

Развитие - это движение вперед, формирование новых целей,

становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост,

расширение, улучшение, совершенствование.

Развитие - это изменение, связанное с возникновением качественно нового

состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом,

экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом,

экологическом или любом другом смысле. Новое может проявляться в усилении

имеющихся или в построении новых структурных связей. Структурная перестройка,

обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития

объекта управления.

Основной, интегральной целью социально-экономического раз­вития региона

является улучшение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие

составляющие:

• повышение доходов, улучшение здоровья населения и по­вышение уровня его

образования;

• создание условий, способствующих росту самоуважения лю­дей в результате

формирования социальной, политической, эко­номической и институциональной

систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

• увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учи­тываются при оценке

степени социально-экономического разви­тия стран и регионов, однако в

последнее время им все чаще и все больше уделяется внимание в экономической

науке и политичес­кой практике.

В качестве конкретных целей социально-экономического раз­вития

региона также могут быть определены: уменьшение нище­ты, улучшение образования,

питания и здравоохранения, оздо­ровление окружающей среды, обеспечение

равенства возможно­стей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей

поддерживают друг друга, но в определенных условиях они мо­гут вступить в

конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие

здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает

конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой

будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени

будет достигнута конечная цель здоро­вье людей.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев

(характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти

критерии, соответствующим образом оценив ситуацию.

Стандартным, наиболее традиционным способом оценки эко­номического развития

региона является оценка уровня производ­ства (как правило, материального

производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по

некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей

является индекс разви­тия человека, разработанный в рамках "Программы развития

" ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до

единицы. Для расчета используются три показателя эко­номического развития:

• ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

• интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого насе­ления и средняя

продолжительность обучения);

• величина душевого дохода с учетом покупательной способ­ности валюты и

снижения предельной полезности дохода.

Индекс развития человека можно с успехом использовать для оценки развития

регионов. Наряду с этим и другими крупномас­штабными показателями можно

использовать более частные по­казатели развития региона. Среди них:

• национальный доход на душу населения;

• уровень потребления отдельных материальных благ;

• степень дифференциации доходов;

• продолжительность жизни;

• уровень физического здоровья;

• уровень образования;

• степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им

критерии экономического развития реги­она. Среди долгосрочных целей

обычно выделяются становление и развитие постиндустриального общества, создание

рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уров­ня жизни

населения, включая уровень здравоохранения, образо­вания и культуры. В качестве

краткосрочных целей можно рас­сматривать преодоление кризиса и

достижение конкретных величин прироста валового регионального продукта в

следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по

своему содержанию достаточно сильно различаются, как и меры по их достижению.

Достижение краткосрочных целей, как правило, имеет отношение не столько к

развитию, сколько к фун­кционированию, в то время как долгосрочные цели имеют

непос­редственное отношение к развитию. В связи с этим целесообраз­но

рассматривать задачи по достижению устойчивого функцио­нирования и

устойчивого развития региона.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых

ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактичес­ких целей

регионального развития выступают промежуточные зада­чи по изменению ситуации,

неблагоприятной для развития, и созда­нию условий, необходимых для успешного

развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно

назвать:

• привлечение новых видов бизнеса;

• расширение существующего бизнеса;

• развитие малого бизнеса;

• развитие промышленности;

• развитие сферы услуг;

• повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического раз­вития региона имеют

традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления

благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный

продукт ВНП, валовой внутренний продукт — ВВП, реальный ВНП на душу населения,

темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать

показатели, оценивающие темпы экономического роста в регио­не. В первую очередь

это темпы роста душевого дохода, произво­дительности труда, а также темпы

структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы

экономическо­го роста - жизненно важный вопрос для экономической полити­ки как

страны в целом, так и отдельного региона. Устойчивая динамика количественных

показателей экономического роста - один из показателей устойчивого развития.

В целом на уровне региона можно рассматривать в качестве наиболее адекватных

следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического

развития:

• ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих

показателей;

• средний уровень доходов населения и степень их дифферен­циации;

• продолжительность жизни, уровень физического и психи­ческого здоровья людей;

• уровень образования;

• уровень потребления материальных благ и услуг (продук­тов питания, жилья,

телефонных услуг), обеспеченность домаш­них хозяйств товарами длительного

пользования;

• уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами,

аптеками, диагностическими центрами и услугами «Скорой помощи», качество

предоставляемых медицинских услуг);

• состояние окружающей среды;

• равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

• обогащение культурной жизни людей.

При управлении экономическим развитием отдельного регио­на целесообразно

выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и

осуществлять мониторинг их достижения. Значимыми в этом отношении могут

выступать такие параметры оценки уровня регионального развития, как наличие и

качество школ, детских садов, других образовательных учреждений и их

доступность, снабжение продуктами питания, контроль их каче­ства, соблюдение

прав потребителей на розничном рынке.

В понятие социально-экономического развития региона вхо­дит и такая трудно

измеряемая субстанция, как культурная жизнь населения. Устойчивая динамика

экономического развития реги­она возможна лишь при условии обогащения

культурной жизни населения данного региона.

2. Особенности управления развитием.

Развитие всегда имеет целевую направленность, т. е. направ­лено на достижение

некоторой цели или системы целей. Положи­тельная направленность развития

позволяет квалифицировать его как прогресс, отрицательная свидетельствует о

регрессе, дегра­дации.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей.

Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о

прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или деградация. Развитие

фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или

несколько целей.

Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: развитие фирмы,

развитие организации, развитие региона, города, социально-экономическое

развитие России (или другой страны). Прогрессивное изменение в экономической

сфере может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно

может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях, или об

изменении содержания развития, или о приобретении объектом управления новых

характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко

рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные

характеристики уже давно стали полноправными показателями, оценивающими

степень развития любой страны, любого регио­на, города или района.

Управление развитием любого объекта выделяется в относи­тельно

самостоятельные действия и отличается от управления функционированием. Так,

например, по своему содержанию раз­личаются:

• управление функционированием фирмы и управление раз­витием фирмы;

• управление функционированием университета и управле­ние развитием

университета;

• управление функционированием региона и управление раз­витием региона.

Более того, в рамках управления каждым из упомянутых объектов можно выделить

более мелкие объекты, управление которыми вновь разделяется на управление

функционированием и развитием:

• в рамках фирмы - управление функционированием производства

(диспетчеризация, управление запасами, управление материальными потоками,

технологический контроль и пр.) и управление развитием производства

(техническое перевооружение, внедрение новых технологий, освоение

производства новых изделий);

• в рамках вуза - управление функционированием учебного процесса (расписание,

управление аудиторным фондом, контроль посещаемости) и управление развитием

учебного процесса (создание новых учебных курсов, повышение квалификации

преподавателей, внедрение новых технических средств обучения);

• в рамках региона или города - управление функционированием региональных и

городских служб, жилищно-коммунального хозяйства, системы социальной защиты

населения, налоговых служб региона и управление развитием региона

(привлечение новых видов бизнеса, развитие телекоммуникаций, поддержка малого

бизнеса, развитие учреждений здравоохранения и образования, развитие

региональных финансовых учреждений и пр.).

В постоянно меняющихся условиях современного мира организации вынуждены

развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной

эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В

соотношении "управление функционированием - управление развитием" все больший

удельный вес приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и

содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на

администрирование, а в большей мере - на преобразования. Рождается новый тип

лидеров, которые не просто управляют тем объектом, который им достался в

наследство, а трансформируют объект управления, сами, одновременно меняясь и

обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности

своего персонала.

Менеджмент развития проявляется в различных формах, в частности в

стратегическом планировании, развитии культуры организации, организационном

развитии, мониторинге, а также в конкретных технологиях менеджмента, таких,

как бизнес-пла­нирование, группы качества и др. Основной формой, в которой

реализуется менеджмент развития, является стратегическое пла­нирование.

3. Факторы развития регионов и городов

Рассмотрим некоторые теории, анализирующие и объясняю­щие действие основных

факторов экономического развития ре­гионов и городов.

Первая из них - теория пространственных преимуществ, или теория

размещения. Согласно этой теории, пространственные преимущества

проявляются в любой экономической деятельнос­ти. Эти преимущества заставляют те

или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах.

Так, любые производства, в большой степени зависящие от сырья и дру­гих

материальных ресурсов, располагаются, как правило, близко к местам их добычи.

Например, металлургические заводы тяготеют к местам добычи железной руды и

кокса, алюминиевая промышленность к источникам де­шевой электроэнергии.

Некоторые массовые производства (особенно това­ров массового спроса),

ориентированные на местные рынки, требующие широкой сети распространения, а

потому и значительных транспортных издержек, располагаются близко к рынкам

сбыта.

Каждый регион, каждый город обладает своими территори­альными преимуществами,

связанными либо с источниками сы­рья, либо с другими факторами производства

(рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная

теория в значительной степени объясняет сложившиеся региональные раз­личия

размещением производительных сил.

Другие традиционные представления, связанные не только с те­орией, но и с

практикой экономического развития, основываются на закономерностях

агломерации, концентрации и комбинации произ­водства. В крупных городах

или городских агломерациях дополни­тельная экономия или дополнительный

экономический эффект об­разуются в связи с тем, что вокруг успешно действующих

производств формируется их окружение. Благодаря объединенному использова­нию

общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается

дополнительная экономия. Высокая концентрация про­мышленности в крупных городах

позволяет получить дополнитель­ную экономию как результат агломерационного

эффекта: совокуп­ные производственные затраты крупной агломерации меньше, чем

сумма затрат каждого производства в случае их одиночного разме­щения вне

пределов данной агломерации.

Дополнительный потенциал развития крупных центров воз­никает в связи с тем,

что только здесь возможны некоторые виды высококвалифицированной

деятельности: музейная и театраль­ная жизнь, особые виды медицинского

обслуживания и пр.

Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы

экономического развития региона, яв­ляется концепция основного и

вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную

промышленность, т. е. ту, продукция которой вывозится из региона, и

вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимуществен­но

в пределах региона.

Для примера можно рассмотреть машиностроительный завод в каче­стве основного

производства, а его инфраструктуру (строительные органи­зации, банки,

страховые учреждения, почта, экспедиционные и транспорт­ные службы,

поликлиники, детские сады, школы, колледжи, даже вузы и пр.) - в качестве

вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается

и вся обслуживающая его инфраструктура — возникает так называемый

мультипликативный эффект. Поэтому основное производство можно рассматривать

как своеобразный ускоритель эконо­мического роста.

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

1. Современные тенденции социально-экономического развития.

Чтобы эффективно воздействовать на ход социально-эконо­мического развития

территории, необходимо учитывать законо­мерности и факторы современного

социально-экономического развития, и в первую очередь новые особенности

воспроизвод­ственных процессов. Ниже рассматриваются общая логика и

тен­денции современного социально-экономического развития, в пер­вую очередь

переход от индустриальной к постиндустриальной модели, глобализация процессов

развития.

Стадии социально-экономического развития

Ответим на простой вопрос: "Где и кем работают люди?" Одни люди работают в

материальном производстве, непосредственно воздействуя на вещественный

предмет труда, преобразуя его с помощью орудий труда. К ним относятся

представители таких профессий, как слесарь, ткачиха, сельскохозяйственный

рабочий, сталевар, шахтер, буровик, строитель. Другие люди работают в

нематериальном производстве, их предмет деятельности - услу­ги, коммуникации

с другими людьми или обработка информа­ции. К ним относятся врач, учитель,

государственный служащий, продавец, военный, бухгалтер, программист. Основной

тен­денцией развития современного общества стало сокращение от­носительной

доли занятых в материальном производстве и уве­личение доли тех, кто занят в

нематериальном производстве.

Выявлению более детальных тенденций современного экономического развития

общества помогает классификация секторов общественного производства,

предложенная американским социологом и экономистом Д. Беллом. В соответствии с

его классификацией все общественное производство подразделяется на три сектора:

первичный, вторичный и третичный. К первичному сектору относятся

сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство и лесоводство, т.

е. те виды деятельности, которые связаны преимущественно с природными

ресурсами. К вторичному сектору относятся отрасли, занятые обработкой

добытых ресурсов: металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и

нефтехимия, легкая и пищевая промышленность, энергетика, строительство и пр. К

третичному сектору относятся наука, искусство, телекоммуникации,

производство программного обеспе­чения, оборона, торговля, медицинское

обслуживание, образование, административное управление и другие виды услуг. В

соответствии с этой классификацией всю историю человеческого общества можно

разделить на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

Курсовая: Особенности управления развитием территорий в РФ Курсовая: Особенности управления развитием территорий в РФ

Рис.1. Структура занятости в доиндустриальном обществе Рис.2.

Структура занятости в индустриальном обществе

Курсовая: Особенности управления развитием территорий в РФ

Рис.3. Структура занятости в постиндустриальном обществе

В доиндустриальном обществе (см. рис. 1) структура занятос­ти такова, что

почти все заняты в первичном секторе, преимуще­ственно в сельском хозяйстве.

При этом производительность труда в сельском хозяйстве еще относительно низка

и не дает возмож­ности высвободить работников для других секторов

обществен­ного производства.

По мере того, как растущая производительность труда в сель­ском хозяйстве

позволяет меньшему количеству людей прокор­мить все общество, начинает

расширяться вторичный сектор: происходит индустриализация. В индустриальном

обществе ос­новная часть занятых работает во вторичном секторе, при этом

третичный сектор вбирает в себя пока еще относительно неболь­шую часть всех

занятых (см. рис. 2).

Из рис. 3 видно, что в постиндустриальном обществе в пер­вичном секторе

занята незначительная часть активного населе­ния (обычно ниже 5 - 10%). Во

вторичном секторе, который тра­диционно ассоциируется с индустриальной мощью

и уровнем развития страны в целом, с научно-техническим прогрессом в его

материально-вещественном выражении, число занятых снижает­ся до 20-30% всех

занятых. Большая часть всего занятого насе­ления начинает работать в

третичном секторе, который в значи­тельной степени совпадает с нематериальным

производством в системе общественного производства.

Постиндустриальное общество - это общество, которое на­ходится еще на стадии

становления даже в некоторых высокораз­витых странах Запада и Востока. Однако

тенденция к развитию большинства развитых стран в сторону постиндустриального

общества налицо. Так, например, в США более 2/3 всех рабочих мест занято в

сфере услуг и лишь около 20% - в промышленности и строительстве. За последние

20 лет основной рост числа рабо­чих мест наблюдался в банковском, страховом,

гостиничном деле, в розничной торговле, в то время как в промышленности этого

практически не наблюдалось.

Анализ структуры занятости в разных странах и регионах может служить

инструментом оценки степени развития экономи­ки и степени зрелости

постиндустриального общества. В табл. 1 приведены данные по Таджикистану, СНГ

в целом, России, стра­нам Европейского Союза и Нидерландам. Эти данные

позволя­ют сделать вывод, в частности, о том, что Таджикистан имеет сильно

отличающуюся от СНГ структуру занятости; Россия — несколько более

прогрессивную, чем СНГ в целом, но существен­но менее прогрессивную, чем

Европейский Союз; Нидерланды характеризуются более прогрессивной структурой,

чем Европей­ский Союз в целом. Именно структура Нидерландов отличается ярко

выраженным постиндустриальным характером.

Структура занятых по секторам экономики (в %)

Т а б л и ц а 1

Сектор экономикиТаджикистан СНГРоссия ЕС Нидерланды
Сельское, лесное и рыбное хозяй­ство50201464
Промышленность, энергетика и строительство1836403124
Услуги3244466372

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность

оценить предысторию и перспективу экономи­ческого развития региона. В

регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей

сути процессы, поэтому здесь приме­нимы разные рецепты управления процессом

экономического раз­вития.

В регионе на стадии индустриального развития действуют за­кономерности,

определяемые ролью ведущих отраслей, "локомо­тивов индустрии", которые

создают так называемый мультипли­кативный эффект и определяют развитие

региона в целом. Веду­щая отрасль создает дополнительные рабочие места, а вся

инф­раструктура региона как бы обслуживает основное производство. В этих

условиях нередко формируются регионы с моноотрасле­вой структурой, когда одно

или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и

социальной сферы всего региона.

На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющим

его благосостояние, становится уро­вень развития инфраструктуры. Развитость

дорожной сети, свя­зи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии

развлечений, предложение офисных помещений, низкий уровень преступнос­ти,

обеспеченность региона квалифицированными кадрами, в целом способность

инфраструктуры региона принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и

эффективно приспособиться к новым условиям - все это определяет потенциал

постиндустри­ального развития.

Классификация стадий развития человеческого общества по­зволяет сделать вывод

о том, что все более значимое место в со­временном мире занимает

нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается.

Действительно, все больше и больше труда, как живого, так и овеществленного,

затрачивает­ся в нематериальной сфере. Именно здесь создается большая часть

стоимости в современном мире. Инвестиции также идут в основ­ном в развитие

третичного сектора общественного производства. Подтверждением этому служит

мировая статистика и статистика многих государств.

Так, например, в России непроизводственные капитальные вложения составляют

более 50% валовых капитальных вложений. В США на инфор­мационное оборудование

(оборудование связи и телекоммуникаций, копи­ровальную и вычислительную

технику) идет более 50% всех инвестиций в оборудование. Другими словами,

основные инвестиции идут не на обору­дование металлургических комбинатов и

нефтеперерабатывающих заводов, а на ксероксы, факсы, персональные компьютеры,

средства связи и пр., т. е. на то оборудование, которое обслуживает

нематериальную сторону обще­ственного производства. И труд, и капитал

затрачиваются преимуществен­но в нематериальном производстве, следовательно,

и основная часть добав­ленной стоимости создается именно в нематериальном

производстве. Этот вывод дает возможность по-новому рассмотреть многие факты

современ­ной экономической жизни и по-новому проанализировать тенденции

эко­номического развития стран, регионов и городов.

2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов.

Цивилизацией накоплено немало знаний об устойчивости го­сударства, сфер

общественно-экономической деятельности, в том числе и об устойчивости

развития. Люди всегда пытались выяс­нить, при каких условиях устойчивость

развития сохраняется или утрачивается, к чему это приводит, обосновывали

соответствую­щие меры сдерживания, ускорения и т.п.

Необходимость решения подобных вопросов обычно возрас­тает в периоды смены

циклов в развитии, реконструкции обще­ственных структур, крупных прорывов в

науке, технике, терри­ториальной организации. При этом переосмысливаются

практи­ческий опыт и теоретические концепции, уточняется характер грядущих

перемен, выдвигаются гипотезы, обосновываются сце­нарии, выявляются формы

устойчивости, ее черты, признаки и граничные состояния.

Устойчивость - это относительная неизменность основных параметров

территориальной социально-экономической систе­мы, ее способность сохранять их в

заданных пределах при от­клоняющих (как негативных, так и позитивных) влияниях

извне и изнутри.

Устойчивость проявляется как системное качество и может быть раскрыта по

разным основаниям, например экономическо­му, социальному, политическому,

экологическому и т.п. содер­жанию устойчивости.

Устойчивость может быть присуща не только фиксированно­му состоянию системы,

но и ее изменениям. В качестве основных видов такой устойчивости можно

выделить:

устойчивость развития, характеризующуюся систематичес­ким приращением

результата не ниже допустимого минимума и не выше объективно детерминированного

максимума;

перманентную устойчивость, когда изменения, в том числе поло­жительные

проявляются лишь эпизодически и непродолжительно;

гиперустойчивость, т. е. состояние, когда регионы к разви­тию

маловосприимчивы, не способны адаптироваться к измене­ниям, в том числе и

необходимым положительным.

Повышение устойчивости территориальной системы означа­ет повышение степени

активного преодоления ею неблагоприят­ных, в том числе случайных, вариаций

внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая,

при которой система способна устойчиво развиваться, саморегули­роваться,

самоуправляться, самосовершенствоваться, максималь­но используя внутренние, а

также заемные ресурсы.

Устойчивое социально-экономического развитие региона

харак­теризуется его возможностью обеспечивать положительную ди­намику уровня и

качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в

том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального,

природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованного на его

тер­ритории.

Таким образом, устойчивое развитие региона характеризует­ся его

способностью, во-первых, удовлетворять общественные потребности, объективно за

ним закрепленные в результате тер­риториального разделения труда; во-вторых,

организовать надеж­ное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с

прием­лемой эффективностью удовлетворять потребности местного сообщества;

в-третьих, создавать условия (ресурсные, социальные, организационные и др.),

гарантирующие достойную жизнедеятель­ность не только живущим, но и будущим

поколениям.

За нижними пределами реальной устойчивости возникает не­устойчивость,

перспектива непрогнозируемого ухудшения соци­ально-экономической ситуации.

Катастрофы обычно связывают­ся с потерей управляемости со стороны

государства, региональ­ных и муниципальных властей, криминализацией и

деградацией территориального сообщества в целом.

Проблемы устойчивости регионов России в настоящее время приобрели особое

значение. В их решение вовлекаются крупные структуры и интеллектуальные

ресурсы. Исследования ориенти­руются на обоснование региональной, отраслевой

и межотрасле­вой стратегии развития на ближайшие годы, на период преодо­ления

системного кризиса в Российской Федерации в целом.

Угрозы устойчивому развитию территориальных социально-экономических

образований РФ

Угрозы устойчивому развитию регионов страны разнообраз­ны по источникам

возникновения, формам проявления, силе воз­действия, времени действия и т.п.

Поэтому они могут быть клас­сифицированы по различным основаниям.

Глобальные угрозы связаны прежде всего с экономической

ре­организацией мирового сообщества и возникновением новых тер­риториальных

экономических центров, необходимостью улучше­ния экологической обстановки,

переходом цивилизации к новой, постиндустриальной фазе и др.

Одна из них заключается в том, что человечество перешло пороговый уровень

таких угроз хозяйственной емкости биосфе­ры, т.е. допустимый предел

потребления продукции биосферы. В современном мире постоянно исчезают виды

животных и рас­тений, уменьшаются леса, увеличиваются пустыни и площади

территорий, на которых нарушено естественное природное рав­новесие.

В ближайшей перспективе во всех странах мира, в том числе и в России,

существенно возрастут экологические ограничения, политическими,

экономическими и административными мерами будут сдерживаться производства,

ориентированные на экстен­сивное использование природных ресурсов и

загрязняющие эко­систему.

Национальные угрозы устойчивости страны также разнообраз­ны. Среди них:

• крайняя незначительность позитивных изменений в эконо­мике, высокая

затратность всех факторов производства (труда, капиталов, материалов,

энергии) и, как следствие, низкая эффек­тивность отечественного народного

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ