Курсовая: Особенности управления развитием территорий в РФ
хозяйства;
• низкий уровень качества управления;
• техническая отсталость и технологическое несовершенство большей части
предприятий, ослабление научно-технического потенциала России;
• неэффективная структура производства, низкий уровень инвестиций в основные
фонды и человеческий капитал;
• непомерно высокая долговая нагрузка на отечественную экономику;
• возрастающая доля теневого сектора экономики;
• утечка капиталов за рубеж, растущий диктат иностранных производителей на
внутреннем рынке России и др.
Особое значение имеет включенность регионов в территориальное разделение труда,
которое формировалось десятилетиями и опирается на использование естественных
(природных) экономических преимуществ конкретных территорий. С учетом этих
преимуществ создавались соответствующие мощности и иные необходимые условия,
закреплялась экономическая специализация региона. Потенциал этого фактора
весьма значителен, но значительна и угроза специализации
региона.
Исходным для обеспечения устойчивости было и остается признание того, что
регион может надежно функционировать в том случае, если обеспечит максимально
возможный вывоз и реализацию в других районах своей конкурентоспособной или
же уникальной продукции, а также закупку всего необходимого для организации
своего жизнеобеспечения.
Из Республики Бурятии, например, вывозится 2/3 объема продукции промышленного
производства и ввозится из других регионов 80% потребляемой в республике
промышленной продукции. Рассчитывать на такое взаимодействие и
взаимопонимание, опираться на помощь других регионов можно только при условии
общей согласованной стратегии, эквивалентных и возмездных отношений между
регионами.
Существенные угрозы устойчивому социально-экономическому развитию могут
заключаться в потере внутреннего рынка региона. Такая потеря обычно ведет к
недогрузке производственных мощностей и, как следствие, к разрушению
технологического потенциала, истощению доходной части бюджета.
Социальные угрозы устойчивости регионов России также
разнообразны. Наиболее общими из них являются угрозы со стороны негативных
демографических тенденций. Численность населения страны продолжает снижаться -
со 148,3 млн. в 1991 г. до 146,5 млн. человек в 1998 г. Согласно прогнозам, к
2010 г. число россиян может уменьшиться до 141 млн. человек. Угрожающе
возрастает смертность. Она превышает рождаемость в 70 субъектах Федерации, при
этом в 24 из них число умерших в 2-3 раза больше числа родившихся (средний
показатель по РФ составляет 1,7 раза).
При сохранении нынешнего уровня смертности в республиках Карелии, Коми, Тыва,
Краснодарском крае, Ленинградской, Магаданской, Псковской и Сахалинской
областях до пенсионного возраста смогут дожить менее половины мужчин,
вступивших в трудовую деятельность. Кроме того, в ряде регионов в последнее
время отмечается интенсивный отток населения, особенно из районов Восточной
Сибири и Дальнего Востока, играющих важную экономическую, политическую и
военно-стратегическую роль.
Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов
Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов многочисленны и
разнообразны.
Для регионов с достаточно диверсифицированной структурой производства,
значительным производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и
квалифицированными кадрами (республики Башкортостан, Татарстан,
Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и
Челябинская области) благоприятные перспективы заключаются в сохранении
спроса на продукцию отраслей их специализации, в усилении ориентации на
развитие эффективных секторов экономики.
Существенно иная обстановка в республиках Коми, Саха (Якутия), Хакасии,
Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Магаданской, Омской, Оренбургской,
Томской и Тюменской областях. Их относительное благополучие обусловлено
экспортной специализацией сырьевых отраслей. Основные факторы устойчивости
этих регионов заключаются в сохранении конъюнктуры внешнего рынка,
разрешении экологических, инвестиционных и социальных противоречий. Снижение
мировых цен на углеводородное сырье в 1997 1998 гг., резкое сокращение по
этой причине валютных поступлений в страну наиболее полно характеризуют риск
и угрозы устойчивости недиверсифицированных регионов.
Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская,
Ульяновская и Ярославская области к началу реформ располагали мощным
производственным потенциалом, инфраструктурой и квалифицированными кадрами.
Резервы повышения экономической и социальной их устойчивости и устойчивого
развития заключаются в ориентации на использование новейших технологий,
удовлетворение потенциальных потребностей российского рынка и восстановление
утраченных внешнеэкономических позиций, в налаживании новых каналов
товародвижения и поставок сырья, в приоритетном развитии городов
инновационных точек роста.
Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область располагают
благоприятными условиями для эффективной организации сельскохозяйственного
производства. Их использование можно рассматривать как фактор устойчивости
регионов и гарант продовольственной безопасности России.
Отличительной чертой республик Марий Эл, Мордовии, Удмуртии и Чувашии,
Хабаровского края, Брянской, Кировской, Курганской, Псковской и Саратовской
областей является значительная связь их экономики с военно-промышленным
комплексом страны. Здесь высокотехнологичные и эффективные производства
оборонной промышленности соседствуют с устаревшими и неэффективными
предприятиями других секторов экономики. Наращивание выпуска
конкурентоспособной продукции в этих секторах почти невозможно, так что спад
производства ВПК нечем компенсировать. Гарантии повышения устойчивости и
устойчивого развития экономики таких регионов заключаются в сохранении
высокотехнологичных производств, широком их применении в отраслях и
производствах гражданского назначения. Однако для осуществления этой
стратегии необходимы крупные инвестиции, в том числе прямое целевое
финансирование из федерального бюджета.
Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская,
Ингушетия, Северная Осетия—Алания составляют группу подверженных наиболее
глубокой депрессии регионов, что является результатом действия не только
экономических, но и других факторов. Перевод этих республик на путь
устойчивого развития сопряжен с государственным урегулированием острейших
политических, межнациональных, пограничных и других проблем.
Включенность региона в крупнее межрегиональные системы также содержит
потенциал устойчивости. В частности, взаимодействие субъектов Федерации в
проведении взаимовыгодной экономической и социальной политики в рамках
экономических районов и в пределах действия межрегиональных ассоциаций
является дополнительным фактором их устойчивости.
3. Макроэкономическое региональное развитие современной России.
Схема экономического пространства России
Экономическое пространство России состоит из различных регионов,
различающихся уровнем экономического развития, отраслевой специализацией,
природно-климатическими условиями. Вместе с тем эти регионы чрезвычайно
сильно взаимосвязаны, причем не столько торговлей, сколько современным
глубоко специализированным высокотехнологичным производством. Схема
российского экономического пространства в виде стилизованной географической
карты России с условно спрямленными очертаниями и выявлением 11 укрупненных
экономических районов - макроэкономических регионов России - представлена
ниже. На схеме показан удельный вес каждого региона в валовом материальном
продукте России (в %) применительно к 1997 г.
Схема 1. Динамика распределения по регионам общероссийских объемов
производства (в %)
Северный регион - 4,3 | Уральский -4,3 | Западно-Сибирский – 14,2 | Восточно-Сибирский - 6,2 | Дальневосточный – 5,3 | Северо-западный – 5,0 | Центральный -18,5 | Волго-Вятский -5,5 | | Центрально-Черноземный – 5,6 | Приволжский – 12,6 | Северо-Кавказский – 7,8 |
В ходе длительного совместного развития российских регионов сложились
определенное общественное разделение труда между ними и их отраслевая
специализация в составе целостного экономического пространства России. Для
востока России, включающего 6 регионов Поволжский, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Северный, характерно
преобладание ресурсопроизводящих отраслей. В начале 90-х гг. и лих регионах
производилось более 80% продукции нефтегазовой промышленности всей России,
почти 15% угольной промышленности, свыше 75% черной и почти 90%
цветной металлургии, около 60% химической, свыше 65% лесной и
лесоперерабатывающей промышленности. На западе России, куда входят 5 регионов
Северо-Западный. Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и
Северо-Кавказский, в основном сосредоточены ресурсообрабатывающие отрасли. В
начале 90-х гг. здесь производилось более 70%) продукции легкой промышленности
всей России, свыше 52% машиностроения и пищевой промышленности.
В ходе экономических реформ возникли две устойчивые негативные тенденции в
динамике хозяйственных связей между регионами России. Первая из них -
ослабление межрегиональных связей под воздействием спада производства,
поскольку широта этих связей вследствие отраслевой специализации российских
регионов сопоставима с масштабами производства в них. Вторая тенденция,
имеющая в своей основе исторически сложившуюся замкнутость российского
экономического пространства, также приводит к ослаблению хозяйственных
связей между регионами, но по другой причине вследствие увеличения экспорта
российской продукции ресурсного назначения.
Разумеется, наряду со спадом производства и увеличением экспорта
производственных ресурсов на сокращение связей между российскими регионами
заметно влияют рост тарифов на услуги транспорта, масштабная "бартеризация"
экономики. Однако для большинства регионов воздействие этих факторов,
несомненно, существенно слабее, чем указанных выше основных тенденций.
Как повлияет ослабление хозяйственных связей между регионами на их
экономику? Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов
от их внешних связей была разработана специальная экономико-математическая
модель. Она представляет собой оптимизационную статистическую 18-отраслевую
модель межотраслевого баланса регионов России. ( Информационной базой для
расчётов по этой экономико-математической модели послужили отчётные
межотраслевые балансы 11 крупнейших экономических регионов России за 1997
год, подготовленные Госкомстатом РФ). С её помощью устанавливается
зависимость изменения объёма внутреннего конечного продукта региона от уровня
изменения его внешних связей. Формализованная запись экономико-математической
модели выглядит следующим образом:
, i=1.18,
В уравнении модели приняты следующие обозначения:
Xi – объём производства продукции отрасли i данного региона (i=1.18);
Y – величина внутреннего конечного продукта региона;
aiy – коэффициенты матрицы прямых затрат межотраслевого баланса региона;
si – показатель доли отрасли i в отраслевой структуре внутреннего
конечного продукта региона;
- сальдо вывоза-ввоза отрасли i данного региона;
с – параметр характеризующий меру "ослабления" внешних связей региона: при
с=0 – полное сохранение связей региона, с=1 – внешние связи региона
отсутствуют;
- объём производства отрасли i при с=0.
Результаты расчетов для всех регионов могут быть представлены в виде
следующей линейной зависимости:
,
где k – коэффициент зависимости внутреннего конечного продукта от внешних
связей, показывающий величину изменения Y (в %) при изменении его внешних
связей на 1%.
В результате расчетов по модели были получены значения коэффициента
зависимости k для каждого региона России, представленные в таблице 2.
Анализ полученных результатов позволяет объединить все регионы России в три
группы. В первую группу попадает наиболее независимый регион Уральский, где
объем конечного продукта наименее зависим от внешних связей. При их
изменении на 1% внутренний конечный продукт изменяется менее чем на 0,5%.
Вторую группу образуют Западно-Сибирский, Поволжский, Центральный, Северный,
Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Северо-Кавказский, Волго-Вятский и
Северо-Западный регионы. У них при изменении внешних связей на 1% конечный
продукт изменяется на 0,6—0,8%. Третью группу образует самый зависимый
Центрально-Черноземный регион, у которого каждый процент уменьшения внешних
связей снижает его внутренний конечный продукт более чем на 0,9%.
Коэффициенты экономической зависимости регионов России
Т а б л и ц а 2
Регион | Коэффициент зависимости | Регион | Коэффициент зависимости | Уральский | 0,49 | Восточно-Сибирский | 0,74 | Зап.- Сибирский | 0,62 | Дальневосточный | 0,71 | Поволжский | 0,65 | Северо-Ка вказский | 0,75 | Центральный | 0,67 | Волго-Вятский | 0,49 | Северный | 0,69 | Северо-Западный | 0,78 | Центрально- Черноземный | 0,92 | | |
Рассмотрим стратегическое планирование развития регионов России в условиях
ослабления хозяйственных связей между ними. Из таблицы 2 видно, что для всех
российских регионов выполняется условие:
О < k < 1 .
Это означает, что выбор стратегических целей экономического развития для
любого региона России будет происходить в диапазоне между двумя предельными
альтернативными стратегиями:
• региональной автаркии, которая исходит из замкнутого регионального
развития без внешних связей (k=0),
• регионального фритредерства, которое предполагает максимальную
открытость региона (k= 1), его переход к эквивалентным внешним связям на основе
мировых цен как с внешним рынком, так и с российскими регионами.
Выбор объективно обусловлен реально существующими различиями в уровнях
экономического развития регионов, в их отраслевой специализации,
обеспеченности природными ресурсами, климатических условиях,
пространственно-географическом расположении.
Проблема "запад-восток" в экономике современной России.
Для оценки степени зависимости экономики регионов от выбранной стратегии и
установления объективно возможных результатов этого выбора при планировании
развития каждого из 11 макроэкономических регионов России используются
соответствующие экономико-математические модели, устанавливающие величину
объема продукции каждой и отрасли и внутреннего продукта региона при
различных стратегических установках.
1.Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной
автаркии. Величина общего вывоза из региона и общего ввоза в него по
каждой отрасли приравнивается в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо
вывоза ввоза продукции по каждой из 18 отраслей также равно нулю.
Формализованная запись экономико-математической модели теперь примет вид:
, i=1.18, Ymax,
Неизвестные величины:.
2.Модель поведения региона в соответствии со стратегией регионального
фритрейдерства применима в условиях перехода к эквивалентным внешним
связям на основе мировых цен не только с дальним и ближнем зарубежьем, но и с
остальными регионами России. Следовательно, суммарный вывоз из региона должен
быть равен суммарному ввозу в него. Уравнение примет вид:
i=1.18,
- сальдо вывоза-ввоза отрасли i конкретного региона;
- индекс пересчёта внутренних цен во внешнеторговые.
Моделирование поведения российских регионов в соответствии со
сформулированными выше стратегиями дало результаты, приведённые в таблице 3.
Они представлены в виде сопоставления макроэкономических показателей,
достигаемых каждым из регионов в ходе реализации той или иной стратегии, с
соответствующими показателями исходного состояния регионов в составе
целостного экономического пространства России.
Таблица 3
Стратегия региональной автаркии | Регионы России | Стратегия регионального фритредерства | В % к исходному состоянию региона | В % к исходному состоянию региона | Внутренний конечный продукт региона | Совокупный общественный продукт региона | Внутренний конечный продукт региона | Совокупный общественный продукт | 31,0 | 34,8 | Северный | 90,1 | 98,3 | 21,8 | 26,6 | Северо-Западный | 84,1 | 98,6 | 32,7 | 38,6 | Центральный | 88,4 | 98,8 | 24,3 | 26,0 | Волго-Вятский | 96,5 | 99,6 | 7,9 | 8,7 | Центрально-Черноземный | 74,3 | 84,8 | 34,6 | 33,9 | Поволжский | 100,3 | 73,3 | 24,8 | 28,2 | Северо-Кавказский | 81,0 | 98,0 | 51,3 | 49,2 | Уральский | 100,3 | 58,0 | 38,5 | 41,8 | Западно-Сибирский | 100,2 | 41,3 | 25,5 | 31,5 | Восточно-Сибирский | 90,0 | 98,4 | 28,6 | 37,6 | Дальневосточный | 72,5 | 89,0 |
Из таблицы 3 следует, что с позиции стратегического планирования реализация
стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь
катастрофические последствия, поэтому ни один из них самостоятельно не
пойдет на это. Вместе с тем ослабление связей между российскими регионами
делает стратегию регионального фритредерства привлекательной для решения
задач стратегического планирования развития ряда регионов России — в первую
очередь для Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского. При переходе к
этой стратегии в них даже несколько увеличивается внутренний продукт, прежде
всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым
ценам. Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства
представляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии.
Значительные различия в спаде производства на западе и востоке России
привели к существенному изменению их доли в общероссийском валовом
общественном продукте, что следует из приводимых данных. Различия в
экономическом положении запада и востока России, о которых свидетельствуют
данные таблицы 4, обусловлены существенно различными темпами спада
производства в ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслях
российской промышленности.
Различия в тенденциях развития запада и востока России сохранятся и в
обозримом будущем. Об этом свидетельствует прогноз развития российской
экономики на период до 2000 г., разработанный в разрезе 11 регионов в
Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Таблица4
Доля запада и востока России в общероссийском валовом общественном продукте, %
Россия и ее субрегионы | 1987 г | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. в % к 1995 г | I вариант | II вариант | Россия в целом В том числе: запад России восток России | 100,0 45,7 54,3 | 100,0 46,3 53,7 | 100,0 42,4 57,6 | 100,0 41,6 58,4 | 100,0 42,5 57,5 |
Прогноз был разработан в двух вариантах: I вариант -продолжающаяся топливно-
сырьевая ориентация экономики России; II вариант - комплексное развитие
России, при котором опережающими темпами растут отрасли инвестиционного
комплекса.
Таблица 5
Прогноз развития экономики России (2000 г. в % к 1995 г.)
Показатели развития | I вариант | II вариант | Показатели развития | I вариант | II вариант | Валовой внутренний продукт | 92 95 | 114 114 | Продукция сельского хозяйства | 94 67 | 109 131 | Продукция промышленности | Капитальные вложения |
В соответствии с этими прогнозами в 2000 г. доля запада России в ее ВВП
составит по I варианту 40%, а по II варианту - около 45%, а доля востока России
по I варианту 60%, по II варианту около 55%. Это говорит о
качественных изменениях в экономике России, и прежде всего о нарушении единства
ее воспроизводственного процесса и ослаблении целостности российского
экономического пространства.
Задачи федерального и регионального управления в современных условиях
Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического
пространства в значительной мере объективно обусловлено действием
фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыночным
отношениям. Поэтому остановить этот процесс может только система
государственного регулирования рыночных отношений. Посмотрим, в какой мере
она обеспечит целостность экономического пространства России в современных
условиях.
В основу анализа этой системы легли результаты исследований, ведущихся с 1993
г. в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Они позволили
выявить следующие функции федерального и регионального государственного
управления по обеспечению целостности российской экономики.
/. Обеспечение существования регионов-доноров. Уровень донорства
регионов изменился, начиная с 1987 г. следующим образом:
Доля положительного сальдо вывоза-ввоза в производстве регионов-доноров
(внешнеторговые цены 1989 г.), %
Таблица 6
Регион-донор | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | I | II | Поволжский | 4,9 | 5,3 | 5,7 | 4 | Уральский | 7,2 | 10,6 | 13 | 9 | Западно- Сибирский | 19,0 | 29,6 | 35 | 28 | Восточно-Сибирский | - | 5,1 | 6 | 5 |
Из табл. 6 следует, что за 1990-1995 гг. число регионов-доноров возросло с 3
до 5, причем все они принадлежат ресурсо-производящему востоку России. В
течение 1990-1995 гг. уровень донорства этих регионов непрерывно
увеличивался.
Важнейшими регионами-донорами в экономике России являются Западно-Сибирский
и Уральский, общая суммарная доля которых в объеме ресурсов, поступающих от
доноров, в 1990 1995 гг. превышала 85%. До 2000 г. вне зависимости от
вариантов прогноза Западно-Сибирский регион останется важнейшим экономическим
донором в России.
2. Обеспечение существования регионов-реципиентов (получателей).
Динамика их уровня реципиентности отражена в табл. 7.
Доля отрицательною сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления
регионов-реципиентов (внешнеторговые цены 1989 г.), %
Таблица 7
Регион- реципиент | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | I | II | Северный Северо-западный | 5,3 | - | - | - | Северо-Западный | 6,7 | 9,9 | 10 | 13 | Центральный | 4,2 | 10,2 | 13 | 10 | Волго-Вятский | 0,7 | 0,1 | 0,1 | 1 | Центрально- Черноземный | 7,7 | 4,4 | 3 | 8 | Северо- Кавказский | 8,0 | 7,5 | 7,4 | 10 | Восточно- Сибирский | 4,2 | - | - | - | Дальневосточный | 11,9 | 5,7 | 2,6 | 5,6 |
Из данных табл. 7 следует, что за 1990-1995 гг. число регионов-реципиентов
уменьшилось с 8 до 6 и останется таким до 2000 г. Пять из оставшихся шести
регионов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990-1995 гг.
уровень реципиентности большинства регионов-реципиентов заметно снизился (они
лишились значительной экономической поддержки со стороны) и только у двух из
них - Центрального и Северо-Западного существенно возрос (у первого в 2,4, у
второго в 1,5 раза).
Как следует из расчетов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН,
главными регионами-реципиентами России являются Центральный и Северо-
Западный, общая суммарная доля которых в 1995 г. превышала 70% всех
ресурсов, перераспределяемых в пользу регионов-реципиентов. В течение
1990—1995 гг. доля большинства регионов-реципиентов в общем объеме этих
экономических ресурсов заметно снизилась и снова лишь у двух из них -
Центрального и Северо-Западного существенно возросла (у первого более чем в
2,3, у второго - примерно в 1,3 раза). В период до 2000 г. тенденция к
увеличению доли ресурсов, полученных Центральным регионом, сохранится, а по 1
варианту прогноза усилится.
3. Обеспечение перераспределения ресурсов между востоком и западом России.
Наличие в российской экономике регионов-доноров и регионов-реципиентов (первые
— на востоке, вторые — в основном на западе России) свидетельствует о
неэквивалентном перераспределении ресурсов между востоком и западом России.
Это же подтверждают следующие интегральные оценки.
Структура использования ресурсов, получаемых от регионов-доноров, %
Таблица 8
Использование ресурсов | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | I | II | Всего ресурсов | 100 | 100 | 100 | 100 | В том числе: Поддержка регионов-реципиентов России | 61 | 33 | 32 | 49 | Вывоз в страны СНГ | 52 | 0 | -1 | 3 | Вывоз в дальнее зарубежье | -13 | 67 | 69 | 48 |
Из данных табл. 8 видно, как за 1990—1995 гг. принципиально изменился
характер использования ресурсов, полученных от российских регионов-доноров. В
предреформенный период более 60% этих ресурсов использовалось на поддержку
регионов-реципиентов России. В настоящее время 2/3 ресурсов, отдаваемых
регионами-донорами, уходит в страны дальнего зарубежья, и лишь 1/3 их идет на
поддержку российских регионов. В условиях сохранения до 2000 г. курса на
преимущественно топливно-сырьевую ориентацию развития экономики России (I
вариант прогноза) в структуре использования ресурсов, получаемых от регионов-
доноров, не произойдет существенных изменений. Еще более снизится доля
ресурсов, направляемых на поддержку нуждающихся российских регионов-
реципиентов, и одновременно увеличится доля ресурсов, вывозимых в дальнее
зарубежье. При комплексном развитии экономики России (II вариант прогноза) к
2000 г. за счет резкого снижения доли ресурсов, вывозимых в качестве
донорской помощи дальнему зарубежью, может быть заметно увеличена часть
ресурсов, направляемых на поддержку российских регионов. Одновременно
появляется возможность восстановить донорскую помощь странам СНГ, хотя и в
существенно меньших размерах, чем она направлялась в адрес бывших союзных
республик в дореформенном 1990 г.
Можно сформулировать следующие основные направления совершенствования функций
федерального и регионального государственного управления по обеспечению
целостности российского экономического пространства:
• дальнейшее осуществление донорства востоком России ради сохранения
экономической стабильности в стране;
• использование результатов этого донорства во все большей мере для нужд
России, а не для дальнего зарубежья (см. табл. 4);
• обеспечение большей равномерности в образовании общего положительного
сальдо регионами-донорами востока и в его распределении между регионами-
реципиентами России.
Таким образом, динамика макроэкономических региональных пропорций современной
России объективно требует сохранения и существенного усиления действенности
федерального и регионального управления ими в целях укрепления целостности
российского экономического пространства и сохранения социально-экономической
стабильности в стране.
ГЛАВА 3
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ.
1. Региональная промышленная политика.
Принципы и функции промышленной политики
Страницы: 1, 2, 3
|