|
Лекция: Исследование систем управления
.
Матричная модель ФС СУ.
п/с п/с | Функциональные подсистемы | Обеспечивающие подсистемы | Целевые подсистемы | | |
Функциональны подсистемы :
1. подсистема управления технической подготовкой производства, УТПП
2. технико-экономическое планирование, ТЭП
3. оперативное управление производством, ОУП
4. управление сбытом и финансовой деятельностью
5. управление материально-техническим снабжением
6. управление организацией труда и з/п, УОТиЗП
7. управление персоналом, УП
8. управление маркетингом, УМ
Обеспечивающие подсистемы :
1. информационное обеспечение, ИО
2. техническое обеспечение, ТО
3. программное обеспечение, ПО
4. организационно-экономическое обеспечение, ОЭО
5. правовое обеспечение, ПрО
Целевые подсистемы :
1. управление основным производством, УОП
2. управление вспомогательным производством, УВП
3. управление качеством, УК
4. управление социальным развитием коллектива, УСКР
5. управление охраной окружающей среды, УООС
Классификация функций по следующим признакам :
1. по зависимости от объекта управления :
· основные :
* прогнозирование * планирование * организация * контроль * координация * учет | Осуществляются в каждой производственной системе; инвариантны к конкретным Ф подсистемам; обеспечивают управляемость |
· конкретные : постоянно действующие операторы; предназначены для
изменения значения одного выходного параметра объекта управления
2. по признаку содержания управленческого труда :
1.) управление технической подготовкой производства, УТПП
2.) технико-экономическое планирования, ТЭП
3.) оперативное управление производством, ОУП
4.) управление сбытом и финансовой деятельностью
5.) управление материально-техническим снабжением
6.) управление организацией труда и з/п, УОТиЗП
7.) управление персоналом, УП
8.) управление маркетингом, УМ
3. по признаку объекта управления :
· управление предприятием в целом
· управление подразделением
· управление цехом
· управление бригадой
· управление участком
· управление рабочим местом
4. по видам деятельности :
· экономические или хозяйственные
· социальные
· организационные
5. по признаку однородности работ :
· общие : линейные функции линейного руководства
· специальные : по отдельным сторонам деятельности
· обслуживающие
6. по целям деятельности :
· управление основным производством, УОП
· управление вспомогательным производством, УВП
· управление качеством, УК
· управление социальным развитием коллектива, УСКР
· управление охраной окружающей среды, УООС
Функция управления - относительно обособленное направление управленческой
деятельности, осуществляющее управленческое воздействие.
Цель анализа функциональной структуры СУ :
1. выявление возможностей концентрации однородных работ в рамках
определенных подразделений
2. углубленная специализация функциональных служб
3. рационализация разделения труда между функциональными подразделениями
разных иерархических уровней
Функциональные подсистемы характеризуются :
1. специфическим объектом управления (процессом управления)
2. специфическим субъектом управления (осуществляет координацию управления)
3. входами и выходами
4. внутренней, сравнительно замкнутой информационной системой
5. особый круг задач, решаемых в данной подсистеме
Вопрос 2 : Последовательность анализа функций.
Последовательность анализа функций :
1. определяется полнота охвата функций всеми подразделениями СУ
Работа, i | УТПП | ТЭП | ОУП | 1 | + | + | + | 2 | | | | 3 | | | | 4 | | | |
2. степень соответствия структуры функциональных служб содержанию работы СУ
3. уровень концентрации работ в функциональных подразделениях
- трудоемкость работ j-го подразделения
4. уровень специализации работ функциональных подразделений =
трудоемкость по i-ой функции в j-ом подразделении | общая трудоемкость по i-ой функции в СУ |
Þ
5. соотношение централизованного и децентрализованного выполнения работ в
функциональном подразделениях
6. степень соответствия функциональной подсистемы общим критериям
построения системы управления (централизация, концентрация, специализация,
гибкость, прямоточность, информационная обеспеченность, экономическая
эффективность)
Эффективность административно-технического персонала :
;
7. сопоставление действующей функциональной структуры с регламентируемой
(типовые, стандартные структуры)
Вопрос 3 : Методы и показатели функционального анализа.
Показатели функционального анализа :
1. коэффициент полноты охвата функций управления :
-
количество работ проводимых в аппарате управления соответственно фактически и
по нормативу.
2. коэффициент неполноты выполняемых фунций :
; Rн - количество работ, незакрепленных ни ха одним подразделением
3. коэффициент дублирования работ
; RД - количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями
Особым направлением анализа ФС является изучение организации работ по
обслуживанию функционального аппарата управления.
I вид структуры II вид структуры
III вид структуры
Лекция 14 08.05.97
Исследование управления посредством
социально-экономического эксперимента
План.
1. Понятие и виды экспериментов в ИСУ.
2. Социально-экономический эксперимент как инструмент поиска новых средств
достижения поставленных целей.
3. Социологические исследования и тестирование в управлении.
Вопрос 1 : Понятие и виды экспериментов в ИСУ.
Принцип Питера Л. : порочность иерархической системы. В иерархии каждый
индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.
Законы группового поведения :
1. закон неопределенного оптимума - восприятие людьми внешних воздействий
различно и часто непредсказуемо, например, управляющий и работник
2. закон неадекватности отображения человека человеком - человек не может
постичь другого человека
3. закон неадекватности самооценки - человек сам себя не познает до конца
4. закон расщемления смысла управленческой информации - то, что
разработано на верхнем управленческом уровне (приказы), имеет тенденцию
изменяться по мере снижения от одного иерархического уровня до другого
5. закон самосохранения - ведущим мотивом социального поведения человека
является сохранение личного статуса, достоинства, уважения и т.д.
6. закон компенсации - поддерживает человека на определенном уровне,
компенсируя его психологические, социальные и умственные недостатки
Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и
управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между
явлениями и процессами.
Эксперимент - критерий истинности гипотез.
Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании
специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под
управляющим воздействием.
Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то
они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент.
Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с
целью оценки возможный последствий.
Вопрос 2 : Социально-экономический эксперимент как инструмент
поиска новых средств достижения поставленных целей.
Социально-экономический эксперимент ставит задачи :
1. отработка более действенных методов или систем материального
стимулирования и мотивации
2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ
3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ
4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия
5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов
человеческих чувств
6. задачи взаимодействия человека и машины
7. задачи нововведения и проблемы их внедрения
Схемы постановки эксперимента :
I. Классическая схема постановки соц-экон эксперимента
Подразделение | Результат функционирования подразделения | Зафиксированные | | до эксперимента | после эксперимента | изменения | 1. Экспериментирующее | Э - текучесть кадров | Э' | Э' - Э | 2. Контрольное (работает без эксперимента) | К | К' | К' - К | Эффект эксперимента | (Э' - Э) - (К' - К) |
II. Корректирующая схема постановки соц-экон эксперимента или квази-
эксперимент
Основные характеристики корректируемого эксперимента :
1. вводится усиление контроля путем введения двух групп подразделения,
экспериментирующих и сравнения - для улавливания искажающего эффекта, на
который воздействует сам процесс доэкспериментного измерения.
2. оба эти подразделения не подвергаются измерениям, что позволяет
получить эффект в чистом виде
3. при расчете эффекта за основу берется значение параметров второго
экспериментального подразделения после внедрения управленческого нововведения
4. данные о первоначальных параметрах второго подразделения приравниваются
к среднеарифметическому значению первых двух групп, тогда искажающий эффект
измеряется разницой изменений в параметрах первой и второй группы сравнения
Схема корректируемого эксперимента.
| Подразделение | Результат функционирования подразделения | | | до эксперимента | после эксперимента | 1-я группа | Экспериментальное подразделение №1. Группа сравнения №1. | Э1 C1 | Э1' C1' | 2-я группа | Экспериментальное подразделение №2. Группа сравнения №2. | - - | Э2' C2' | | Эффект эксперимента | Э2' - (Э1 + С1)/2 | | Искажающий эффект измерения | (С1' - C1) - [ C2' - (Э1 + С1)/2 ] |
Вопрос 3 : Социологические исследования и тестирование в управлении.
Социологические исследования проводятся с целью выявления социальных
последствий управленческих нововведений.
Гальтон (в 1870-ых годах на основании проделанных социологических
экспериментов предложил теорию группировки идей по качеству интеллекта.
На основе этой теории можно тест (?).
Ревизия тестов - выправление фактической кривой распределения по тесту в
соответствии с нормальным законом распределения.
Лекция 15 13.05.97
Оценка потенциала или рейтинга СУ
План.
1. Основные показатели СУ фирмой
2. Порядок оценки рейтинга СУ
3. Анализ рейтинга и выработка рекомендаций по его повышению
Вопрос 1 : Основные показатели СУ фирмой.
Если FC' велики, то организация работает неэффективно.
Уничтожение бюрократии достигается изменениями в правилах управления, а не
заменой менеджеров и управляющих.
Рейтинг СУ - интегральная оценка СУ, отражающая организационно-техническое
исполнение СУ.
Задачи, решаемые при оценке рейтинга :
1. определение того, насколько данная СУ удовлетворяет требованиям,
предъявляемым к ней (оперативность, гибкость, эффективность)
2. на сколько уровень ее научно-технического исполнения отвечает
современным возможностям
3. выявление соответствия подсистем и компонентов создаваемой или
действующей СУ сформированным на данном этапе развития в соответствии базовым
показателям (?)
Требования, предъявляемые к показателям :
1. каждый показатель должен характеризовать совокупность элементов, от
которой зависит рейтинг системы
2. каждый показатель должен поддаваться количественной оценке
3. число показателей для определения рейтинга должно быть ограничено
4. для измерения значений показателей должна применяться безразмерная
шкала (?)
5. показатели должны стимулировать внедрение наиболее эффективных
вариантов СУ
Ri - группы показателей
1. R1 - уровень принимаемых управленческих решений
2. R2 - уровень используемой информационной базы
3. R3 - уровень обеспечивающих подсистем
4. R4 - уровень функциональных структур СУ
5. R5 - уровень технологии принятия решений
6. R6 - уровень социальной базы СУ
R1 = {ri} :
· r1 - научная база принятия решений
· r2 - методы и модели, используемые при решении задач
· r3 - учет степени риска (обоснованы ли решения с точки зрения риска)
· r4 - оперативность принимаемых решений
· r5 - число ошибочных решений, принимаемых менеджером
· r6 - эффективность принятия решений
· r7 - новизна и перспективность решения (чем долговременней эффект,
тем лучше)
R2 = {ri} :
· r1 - наличие нормативно-справочной базы
· r2 - наличие автоматизированной базы данных (АБД)
· r3 - степень интенсивности использования банка данных
· r4 - степень доступа к банкам данных сотрудников СУ
· r5 - влияние информационной базы на установление коммуникации между
пользователями : до 68% - для специалистов, до 95% - для высшего управляющего
звена
· r6 - эффективность АБД
R3 = {ri} :
· r1 - уровень механизации и автоматизации обеспечивающих подсистем
· r2 - уровень методического и математического обеспечения
· r3 - уровень программного обеспечения
· r4 - уровень организационного обеспечения (рациональный уровень
централизации, специализации, концентрации функций, гибкости, управляемости,
исполнительности)
· r5 - уровень экономического обеспечения
· r6 - уровень кадрового обеспечения
R4 = {ri} :
· r1 - организационно-технический уровень функций СУ
· r2 - степень централизации и специализации исполнения функций
· r3 - соответствие квалификаций исполнителей выполняемым функциям
· r4 - оперативность и качественность решений, принимаемых
функциональными подразделениями
R5 = {ri} :
· r1 - уровень технических средств, используемых при принятии решений
· r2 - число научнообоснованных методов принятия решений
· r3 - степень новизны процедур принятия решений
· r4 - удовлетворение требованиям технологий принятия решений
(оперативность, ритмичность, непрерывность, сокращение длительности цикла
принятия управленческих решений)
R6 = {ri} :
· r1 - уровень кадровой работы (текучесть кадров, динамика, состав,
структура и квалификация кадров)
· r2 - социально-психологическая обстановка в коллективе
· r3 - стиль работы руководителя СУ
· r4 - оценка и стимулирование труда в СУ
; р - реализованный, б - базовый
Rр = ¦(R1, R2, R3, R4, R5, R6)
, , 0<= ri <=1
ri - стандартизированное значение i-го показателя
Вопрос 3 : Анализ рейтинга и выработка рекомендаций по его повышению.
Метод семантического дифференциала
Лекция 16 23.05.97
Анализ процессов обоснования, принятия и
выполнения управленческих решений
План.
1. Сущность и разновидности управленческих решений (УР)
2. Анализ состава УР
3. Анализ методов обоснования и принятия УР
4. Учет фактора риска при принятии
Вопрос 1 : Сущность и разновидности управленческих решений (УР).
Эффективное использование капитала.
; Д - любой источник прибыли, К - капитал.
Управленческое решение - это одноразовый акт
воздействия на объект управления, который устанавливает программу действий,
направленных на определение и реализацию конкретной цели, вытекающей из общих
задач, стоящих перед управляемым объектом.
УР должно быть основано на :
· анализе конкретной, сложившейся ситуации
· анализе альтернатив решения этой ситуации
Требования, предъявляемые к УР :
1. Требование одноразового воздействия на объект управления
2. Альтернативный характер решений
3. УР должно быть целенаправленным
4. Каждое управленческое решение должно быть снабжено программой действий
5. Каждое УР должно быть ресурсно и организационно обеспечено
6. УР должно быть адресным
7. Требование ответственности за УР
Управленческая "пятерня" как принцип требовательности и ответственности к УР.
8. Учет риска при принятии УР
Разновидности УР по признаку структуризации.
Разновидности УР (по другим признакам)
Признаки классификации | Управленческие решения | Масштаб объекта | · глобальные, касающиеся всего объекта управления · локальные | Характер цели | · стратегические (>5 лет) · тактические (на 1 год) · оперативные (на 1 месяц) | Период осуществления | · перспективные · текущие · регулировочные | Круг охватываемых проблем | · комплексные · частные | Методы обоснования | · формализованные · эвристические | Условия принятия | · структуризованные · вероятностные · поисковые | Состав воздействия | · прямой · директивный · косвенный | Направление воздействия | · внешнее · внутреннее | Глубина воздействия | · одноуровневые · многоуровневые | Способ фиксации | · письменные · устные · смешанные |
Вопрос 2 : Анализ состава УР.
Анализ состава УР может быть качественным и количественным.
Цель анализа : проанализировать УР на соответствие предъявляемым требованиям
Качественная оценка осуществляется путем изучения содержания УР.
Количественная оценка УР : сопоставление удельного веса тех или иных
решений, принятых за определенный период.
* Анализ превентивности УР - следующий вид анализа (?)
* Анализ на научную обоснованность : анализ различных вариантов УР и их
последствий
* Анализ на соответствие правовым нормативам
* Анализ ресурсного обеспечения
* Анализ обоснованности решений с точки зрения полученного и расчетного
эффекта
Вопрос 3 : Анализ методов обоснования и принятия УР.
(см. лекцию "Методы анализа СУ")
Вопрос 4 : Учет фактора риска при принятии.
Риск - это действие или предприятие в расчете на удачу, но с каким-то (?)
исходом.
Риск (с точки зрения экономики) - это ситуационная характеристика
деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных
неблагоприятных последствиях в случае неуспеха.
Риск может быть рассмотрен в 3-х направлениях :
1. Как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе
2. Как действие, грозящее потерей
3. Как ситуация выбора между вариантами :
· менее привлекательным и более надежным
· более привлекательным и менее надежным
Риски бывают :
1. Мотивированными (активными) - это риск рассчитанный на ситуативные
преймущества в деятельности, т.е. на преодоление барьера
2. Немотивированные (пассивные) - это риск, возникающий в текущих
обстоятельствах, под который приспосабливаются : полевое поведение
3. Оправданные
4. Неоправданные
Существует 3 направления снижения риска :
1. диверсификация
2. страхование
3. приобретение дополнительной информации
К параметрам риска относятся :
1. Возможные последствия реализации УР- так называемое ожидаемое значение
(полезность) - Э(Х)
2. Вероятность самих последствий
Pi - вероятность i-го исхода принимаемого решения.
Тогда, Э(Х) = P1*x1 + P2*x2 , где Р1, Р2 - вероятность 2-х вариантов
исхода, х1, х2 - результат от данного исхода.
Критерии оценки степени риска.
Помимо ожидаемого значения, критерием оценки степени риска может служить так
называемая изменчивость, которая определяется дисперсией, среднеквадратичным
отклонением и средним отклонением.
s2 = P1*[(х1-Э(Х))2] + P2*[(х2-Э(Х))2]
х1, х2 - действительные значения результата i-го исхода
Э(Х) - усредненное ожидаемое значение
- среднее отклонение
= P1*(х1-Э(Х)) + P2*(х2-Э(Х))
D = s2 - дисперсия
Ожидаемое значение (полезность) это возможные последствия какого либо действия.
Вероятность Р это вероятность самих последствий
Метод определения вероятности Pi основан на вычислении частоты, с которой
происходит некоторое событие
Лекция 17 27.05.97
Диагностика и анализ экономической эффективности СУ предприятиями
План.
1. Диагностический анализ как важный этап
2. Порядок расчета, анализа экономической эффективности СУ
Вопрос 1 : Диагностический анализ как важный этап.
Одним из этапов совершенствования СУ является диагностический анализ (ДА).
ДА - это выявление достоинств и недостатков действующей СУ.
ДА необходим для обоснования проекта и последовательного внедрения
мероприятий по совершенствованию СУ. По сути дела ДА это стадия системного
анализа ()требуется системный подход, а именно разработка дерева целей
проблем и применение различных систем и методов).
ДА включает :
· изучение действующего документооборота на предприятии
· выявление целей функционирования фирмы
· выявление способов достижения этих целей
· анализ показателей функционирования СУ
· подготовка предложений
Схема диагностирования СУ.
| | | | | | | | | 1.Формулировка целей функционирования организации |
| | · беседы и опрос руководителей · тестирование · социограммы |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | · первичные и вторичные документы · документопотоки и связи между ними · органиграммы и информационные модели |
| | 2.Обзор данных о состоянии СУ и взаимодействующих с ней объектов |
| | | | |
| | | | | | | | | | · составление карточки проблем · системный анализ · построение дерева проблем · внутренний и внешний анализ пробьлем |
| | | | |
| | | | | | | | | | · схема взаимосвязи проблем (строится аналогично информационной модели) · матрица взаимосвязей факторов, которая может быть построена на базе матрицы расстановки приоритетов |
| | | | | | | | | | · морфологический анализ, с целью выявления для каждой проблемы вариантов ее решения |
| | | | | | | | | | · организационно-технический план по развитию СУ |
| | | | | | | | | | · задачи фирмы, стоящие перед производством · задачи стоящие перед СУ · схема взаимосвязи задач · моделирование оргструктур · выявление функционального состава служб · специализация и централизация · органиграммы процедур решения задач · оценка риска |
| | | | | |
Вопрос 2 : Порядок расчета, анализа экономической эффективности СУ.
Порядок расчета экономического эффекта от внедрения комплексного решения
проблем.
Эффект может быть рассчитан на следующих стадиях :
· на стадии разработки мероприятия
· на стадии выработки рекомендаций по совершенствованию СУ
· на стадии внедрения мероприятия
1. Анализ источников эффективности СУ :
· увеличение объема производства и реализации продукции
· повышение производительности труда персонала вследствие сокращения
потерь рабочего времени
· сокращение производственного цикла изготовления продукции
· повышение объема производства на прежних мощностях
· повышение качества и конкурентоспособности продукции
2. Приведение всех экономических показателей к сопоставимому виду.
Приведение по времени (капитальные затраты) :
КСУ = Кt * (1 + ЕП)T-t ; Kt
- капиталовложения в t-ом году, ЕП - коэффициент приведения (
пример : ссудный процент)
ЕП » 0.1 ¸ 0.15
Дисконтирование (прибыль) :
Дисконт времени - это операция, имеющая целью учесть неравномерность
затрат и результатов, относящихся к различным моментам времени.
Приведение по элементам затрат.
Сопоставимость экономических показателей достигается путем индексации.
Индексируются :
· объемы поступления и реализации товаров
· уровень товарных запасов
· изменение цен на материальные ресурсы
· производительность труда
· издержки обращения
· прибыль
Используемые индексы :
· дефлятор ВВП (макроэкономический уровень) - это степень инфляции по
всей совокупности благ, произведенных и потребленных в государстве.
· агрегатный индекс (отраслевой и региональный уровень)
· (уровень предприятий) - индивидуальный индекс потребительских цен (ИПЦ) :
ИПЦ : ; P1, P0 - цена нынешнего и прошлого года.
К сопоставимому виду по тарифным ставкам з/п осуществляется путем индексации
з/п в соответствии с правительственными постановлениями.
3. Выбор показателей эффекта от функционирования СУ.
Система показателей может быть разделена на группы :
а) обобщающие показатели
Эффект от СУ :
;
DПр - прирост чистой прибыли (?) за счет внедрения данного мероприятия
ПП - промежуточное потребление материальных благ (стоимость всех материальных
благ и услуг потребленных в течение данного периода функционирования СУ)
А - амортизация основных фондов
П - потери в сфере управления
, руб/год
N1, N2 - объем реализованной продукции до и после совершенствования СУ
П1 - прибыль, полученная в прошлом году до совершенствования СУ
С1, С2 - затраты на рубль реализованной продукции до и после внедрения
Коэффициент экономической эффективности и срок окупаемости капитальных
вложений в СУ.
КвлСУ = Кпр + Квн ; Кпр (Квн) - коэффициент проектирования
(внедрения) капитальных вложений.
Lмесi - месячная з/п разработчиков
Сi - трудоемкость (человек/мес)
Кд - коэффициент доп-й (дополнительной ?) з/п
Кс.н. - отчисление на социальные нужды
Кн.р. - коэффициент накладных расходов
Квн = Коб + Кл.с. + Кпп + Ко.с. + Емонт + Котл
Коб - оборудование
Кл.с. - личные связи
Кпп - производственные помещения
Ко.с. - оборотные средства
Емонт - монтаж
Котл - отладка
Страницы: 1, 2, 3
|
|