Рефераты
 

Лекция: Теория социального менеджмента

Лекция: Теория социального менеджмента

Бабичев Николай Петрович

Предпосылки возникновения и осн этапы теории и практики СУ.

3 вида систем:

- технические

- биологические

- социальные

Соц система самая сложная, в ней присутствует человек. Развитие человеческого

общества – предпосылка для возникновения науки управления. Разделение труда –

это специализация.

Этапы развития науки управления:

1. Административная школа (школа науки управления) Тейлор. НОТ. Форд:

изобрел конвейер. В основе развития чел общества лежат потребности.

2. Школа чел-ских отношений. Мейо.

3. Поведенческое направление в теории управления (Маслоу.)

4. Количественная школа.

5. С т.зр. системного подхода все объекты можно рассматривать как

систему. Качество системы больше суммы качеств элементов системы. Это

синергический эффект.

6. Ситуационный.

Упр-е д. осущ-ся на основе понимания объективных экономических законов.

Содержание, особенности и виды ТСУ.

СУ как наука специально не изучает эконом, юрид., полит. и др. стороны упр-я.

Предмет ТСУ – теория и методология их вз\действия, основанные на

системной связи всех общественных явлений в процессе их вз\действия и

вз\влияния.

В ТСУ исследуются:

- осн понятия

- законы

- принципы

- методы вз\действия разных соц систем, сохранения их целостности,

создания новых соц образований на основан целесообразности и совокупного

интеллекта, кот присущ общ-ву на данном истор этапе.

Задача ТСУ – обеспечение целостного представления о вз\действии

сложных соц систем, их стр-ре, внеш и внутр связях, саморазвитии и воздействии

одной на другую, о специф отношениях, кот складываются м\у объектом и субъектом

упр-я.

Наличие устойчивого равновесия м\у С и О упр-ских явлений одной из важнейших

закономерностей в упр-ии, кот обуславливает остальные законы и принципы.

Нарушение равновесия м\у С и О упр-я приводит к возникновению кризисных

ситуаций.

Предмет ТСУ – исследование упр-ской дейст-ти в единстве с

упр-скими отношениями, кот складываются в процессу создания системы соц труда.

Следовательно: наука СУ не явл-ся прикладной какой-либо науке (юр.,

полит), она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (фил.,

эк-ка, социология), а также на науках , кот исслед. орг-технич. и соц-технолог.

законы и принципы построения сложных систем (упр-е пр-вом, дух., культурн.

развитием, кибернетика, теория систем).

Осн метод исследования ТСУ – системный подход, системный анализ

явлений общественной жизни.

Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы.

В узком смысле СУ – процесс воздействия на соц процессы для достижения

поставленных целей.

В широком смысле СУ – сфера д-ти людей.

Необходимость СУ обусловлена разделением труда в группах людей, в

масштабах гос-ва, а также необходимость его кооперации – совместным трудом –

основа развития чел-ского общ-ва, а упр-е – необх эл-т общего труда.

В любой группе сущ 2 вида разделения труда:

- горизонтальное

- вертикальное

Ключевое понятие управлениявоздействие. Оно сущ во всех видах

систем. В соц системах оно проявляется как воздействие С на О упр-я с целью

поддержания или перевода О в желаемое состояние. Воздействие в соц системе м.б.

разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти.

В завис-ти от этого меняется само содержание понятия «управления».

Отличие особ. СУ от др. видов упр-я – это процесс целенаправленного воздействия.

Осн элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и

полагания целей развития О. исходя из потребностей общества и возможностей его

организации. Всякое воздействие в соц системе носит сознат х-р.

Содержание СУ определяется качеством целеполагания. Источник

активности в соц системах – стимулы (внешн., внутр., позит., негат., матер.,

дух., осозн., неосозн.) поэтом создавая ту или иную систему стимулируя мы

посредством ей м. Влиять на соц процесс и управлять ими.

Сущность новой упр-ской парадигмы – повышается роль и значение

творчески активной личности в развитии, соц орг-ции , а не только формального

органа упр-я как было ранее.

Упр-е воздействие осущ-ся в процессе упр-ской д-ти. Эта д-ть объективна,

поскольку она направлена на какой-либо О. В тоже время любая деят-ть чел-ка

имеет субъективный х-р. упр-ская д-ть призвана обслуживать реализацию цели и

функции упр-я., обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь упр-ских реш-й.

Упр-ская д-ть – набор выработанных практикой и научным познанием

способов, средств и целесообразн поступков чел-ка в сфере упр-я.

В процессе упр-ской деят-ти субъекты, органы упр-я и чел-к в упр-ское

отношения. Их можно разделить на отношения, связанные с целеполаганием,

анализом инф-ии, постановкой целей, и орг-ей их достижения.

Упр-ское отношение – единство объективного и субъективного. Они

опред-ся особенностями соц-эк-кой системы.

Орг. отношения – необх. эл-т мех-ма упр-я имеющий свою внутр

стр-ру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельность,

субординации, координации и ответственности.

Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.

В процессе орг-ции отнош-й при вз\действии с людьми имеет место

специализация по опред-м предметам, содержанию, видам работ, что требует

кооперации. Формальное построение органа по подразделениям и должности создает

лишь внешне логическую схему для орг-ции деят-ти, кот д.б. соотнесена с

неформальной схемой. Только тогда упр-я работа имеет шанс на успех. Если мы не

учит-м в упр-ской деят-ти действующую упр-скую схему, эф-ть упр-я снижается.

Система упр-я:

ü управляемая

ü управляющая

Каждая может рассматриваться самостоятельно. Они имеют многогранную

иерархич. стр-ру, т.к. в каждой подсистеме сущ-т свои прямые и обратные

связи, кот выступают внутр. источниками самореализации.

Кроме О и С упр-я в систему упр-я входят функции упр-я. (конкрет. напр-я

деят-ти).

Функции упр-я по своим предназначением делятся на:

- целевые (напр-ны к опред-й цели системы, кот может охватывать разн.

уровни ур-ни соц орг-ции).

Осн эл-т целеполагания – прогнозирование (предвидение) изменений, кот будут

происходить по мере развития самой системы.

- организационные.

Осн задача упр-я – организация системы упр-я, конечный рез-т ее

функционирования явл принятие и реализация упр-ского решения.

Закономерности и принципы СУ.

Законы упр-я выражают важные внутр устойчивые черты, особенности

процесса упр-я. Они носят объективный х-р и опред-т логику поведения людей, не

зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных

законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями

реальной жизни.

Законы упр-я:

1. З-н необходимого разнообразия.

Разнообразие упр-щей системы д.б. не меньше разнообразия упр-мого О. Чем

сложнее О. упр-я, тем сложнее д.б. и орган упр-я.

2. З-н специализации управления.

Упр-е современными стр-ми ведет в расчленению функций, к специфич их

проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и различн направлениях. Упр-е

требует наличие высокого профессионализма в разл сферах.

3. З-н интеграции упр-я.

Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных ур-нях и

направлениях упр-я в единый упр-ских процесс, кот осущ-ся в рамках данной

системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы

общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы в соотв. с

пост-м изменением во внешней и внутренней среде.

4. Закон экономии времени

Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем.

потерь (мат., чел., фин-х рес-в), что во многом зависит от скорости реакции

СУ на изменения в О упр-я. Это один из первейших законов. От этого закона

зависит эф-ть упр-ского реш-я.

5. Закон приоритетности соц целей.

Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не произв.,

не полит, не эк-ка как таковые, а пост. повышение кач-ва жизни членов общ-ва.

В наст. время в мир-м сообщ-ве получили развитие след-е тенденции:

- формир-е соц-ориенитр-го рынка;

- построение соц гос-ва;

- соц партнерство;

осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й момент – повышение кач-ва

жизни всех граждан.

6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии.

Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку

упр-е связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и собст-ти –

неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться

объективно-субъективным явлением.

7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы.

Миссия – видение необходимости сущ-я П со стороны рук-ва П. Сущность

закона: каждая соц система состоит из ряда подсистем: экон., полит.,

технологич., дух-культ., орг-ной, соц-й. Все вместе они составляют единый

организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при доминировании

ген. цели над целями подсистемы.

В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается как нач.

стадия формирования закона.

Закономерность развития соц упр-я приводит к появлению универсальной

закономерности (соц доктрина) – это разновидность глоб. технологии, кот.

опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В этом случае она

выделяет приоритеты в реализации коренных соц. интересов нации, содержит мех-мы

их реализации (экон., м\нар, культурн., экологич..). Соц доктрина явл.

основополаг. для определения стратегич-х целей соц политики, опред-е соц

ориентиров выработки любого вида политики для выражения интересов граждан.

Процесс выработки соц доктрины предполагает анализ сложившейся соц-эк-кой

ситуации, оценки прошлого истор-го опыта, изучение внешних факторов, тенденций

мирового развития. На этой основе в соц доктрине выделяют:

1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы;

2) среди них выделяют ряд интересов, от удовл-я кот. зависит нац.

Безопасность, осущ-е независ. развития.

3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для достижения

стратег-х целей.

8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я.

Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население

городов, районов выступает собственником, совладельцем П-й, фин-х орг-ций.

В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности:

1. Единство системы СУ (оно обусловлено культ., экон., полит. факторами

развития).

2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц системы,

что предполагает рац. соотносит-ть внутри них и м\у ними.

3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для

каждого этапа развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации.

4. Участие разл-х слоев населения в СУ.

Принципы СУ.

Принцип – правило, осн. положение, норма поведения, кот. руководствуются

органы упр-я в сложившихся соц усл-х.

Принципы упр-я представляют опред-ные треб-я к упр-ю.

Принципы упр-я представляют собой обобщение людьми объективно

дейст-щих законов и закономерностей, признаков, черт этих законов, кот

становятся общим началом совмест. д-ти.

Вз\связь принципов, законов, закономерностей.

Законы соц развития поражают соц законы соот-щего этапа или периода соц

развития, кот в свою очередь поражают законы и закономерности соц упр-я, а те

в свою очередь поражают принципы СУ.

Отличие м\у принципами и методами упр-я: принципы не выбирают, им следуют.

Принципы:

1. Единоначалия в принимаемых решениях и коллегиальности при его

обсуждении.

2. Единства воздействия для поддержания целостности в соц системе.

3. Сочетания отраслевого и тер-го упр-я.

4. Приоритетности в достижении стратег-х целей.

5. Научности СУ.

6. Прогнозирования СУ.

7. Мотивации труда.

8. Рационального подбора, расстановки и использования кадров.

9. Экономичности и эффективности упр-я.

10. Системности.

11. Иерархичности (любая система – многоступенчатая).

12. Необходимого разнообразия (сис-ма упр-я д.б. разнообразней, чем объект

упр-я).

13. Обязательности обратной связи.

14. Сочетания единоначалия и коллегиальности.

15. Делегирования полномочий.

16. Гуманизма и нравственности в упр-ии.

17. Гласности в принимаемых решениях.

Любой принцип позволяет сформулировать систему методов и выбирать тот или

иной метод в соотв-и с требованиями ситуации. Методы не позволяют выбирать

принципы.

Методы соц. управления.

Методы упр-я - совокупность приемов и способов воздействия на

упр-й объект для достижения поставленных целей;

- способ достижения пост. целей.

Через МУ реализ. осн. содержание упр д-ти, направленность МУ ориентирована на

систему (объект упр-я).

Содержание МУ – это специфика приемов и способов воздействия.

Орг. форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию: воздействие

прямое и косвенное.

В упр-й практике исп-ся разл-е методы, их комбинация, кот позв-т поддерживать

систему в динамическом равновесии.

Методы:

- социальные (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);

- социально-психологические (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);

- экономические (реализ. через экон. стимулы);

- административные;

- самоуправление (как разновидность саморег-я соц системы).

Все методы м. поделить на 2 группы:

ü основные;

ü вспомогательные;

Сколько целей, столько и методов.

Осн. методы выделяются по содержательному признаку, т.е. соот-я методов

объективным законам (соц, эк-ким, орг-технич.). комплексные методы =

комбинация основных методов.

1. Соц. методы управления связаны со способами

достижения соц. целей общества.

Соц. методы выступают как комплексные. Включают спектр методов:

- соц. нормирование – позволяют упорядочить соц. отношения между

группами, работниками.);

- соц. регулирование – упорядочение соц. отношений путем выявления и

регулирования интересов и целей коллективов, групп, работников: договора,

взаимные обязательства, системы отбора, распределение, удовлетворение соц

потребностей);

- методы морального стимулирования - для поощрения коллектива,

работника, кот. достигли проф. успеха в опред. деят-ти).

2. Соц.-психологические методы применяются для

обеспечения растущих соц. потребностей человека, его всестороннее гармоничное

развитие и повышение на этой основе труд. актив. людей.

Психологические методы направлены на регулир-е отнош-й м\у людьми путем

рац-го подбора и расстан-ки персонала.

К ним относятся:

- методы комплектования малых групп;

- метод гуманизации труда - нацелен на использ-е психол. воздействия

цвета, музыки, исключ-е монотонности, расширение творч. процессов);

- проф. отбор и обучение.

3. Экономические методы – способы достижения эк. целей

упр-я на основе реализации требований эк. законов. Эк. законов много – эк.

методов тоже много. Эк. законы позволяют гармонизировать эк. интересы общ-ва,

кол-ва, личности через использ-е опред. эк. показателей (налоги, % за кредит,

норма прибыли на влож. капитал.). Из эк. методов чел-ка больше всего

интересует методы эк. стимулир-я.

Эк. стимулир-е – метод упр-я, кот. опирается на эк. интересы

р-ков. Принципы эк. стимулир-я:

- взаимосвязь и согласованность целей эк. стимул-я с целями развития

орг-ции;

- дифф-я эк. стимул-я, направленная на реализацию необходимых

изменений в стр-ре пр-ва;

- сочетание эк. стимул-я с эк. санкциями (штрафы, пеня,.);

- сочетание эк. стимул-я с др. методами.

4. Принципами орг.-адм. воздействия – базируются на

власти, дисциплине, ответ-ти. Осущ-ся в следующих видах:

- прямое адм. указание, оно имеет обязан. х-р;

- установление правил, кот. регул-т деят-ть подчиненных;

- разработка и внедрение орг-ций по реализации и совершенствованию;

- контроль за деят-тью орг-ции.

В рамках орг-ции возм-ть след. формы проявления орг.-адм. методов:

- обязательное предписание (приказ, запрет.);

- договорные методы (консультация, разрешение, компромисс.);

- рекомендации, пожелания (совет, разъяснения).

5. Самоуправление – процесс превращения труд.

коллектива, чел-ка из объекта упр. деят-ти в субъект. В этом смысле

соединяются труд и упр-е. Предусматривает выбор и самост-е принятие субъектом

упр-я тех или иных упр-ских реш-й каждого члена коллект. Самоупр-е возможно

только в таких эк. условиях, когда каждый р-к и труд коллективы реализуют себя

в кач-ве субъектов собственности. Труд и упр-е соединяются через отнош-я

собственности. Эк форма реализации их связи явл. корпоратизм. На практике

корпоративное самоупр-е реализ-ся с большим трудом. Причины этого – сохранение

старых методов рук-ва, конфликтность, разл. проф. подготовка, различие в

понятиях самостоятельность и самоупр-е.

Система СУ.

Сущность, содержание, структурные эл-ты системы.

Система – множество вз\действующих эл-тов, кот. находятся в опред.

связях и отношениях. Система (греч.) – составленное из частей соединение.

Системы:

- Естественные (природные);

- Искусственные (социальные).

Все, что не входит в систему, но оказывает на нее влияние, на что влияет

система называется внешней средой.

В зависимости от вз\действия с внешней средой различают:

- Открытые;

- Закрытые.

По степени сложности:

- простые;

- сложные (с многоцелевыми задачами).

Системы состоят из подсистем, каждая из кот. м.б. рассмотрена в

отдельности, и во вз\связи, целостности. В соц системах поддержание

целостности осущ. посредством саморег-я и целенаправ. воздействия. Поэтому они

состоят из двух самост-х но вз\связ-х подсистем: управляющей и

управляемой. К управляемой подсистеме относятся все эл-ты, обесп-е

непосред-но процесс создания матер. и дух-х благ и оказание У.

К управляющей подсистеме относ. все эл-ты обесп-щие процесс

целенаправ. воздействия. В соц. системе и в ее осн. подсистемах сущ-т

однородные группы эл-тов, кот. образуют системы меньшего уровня:

- технические (производственные мощности);

- технологические (основана на делении деят-ти на

стадии, процессы. Эл-ты этой системы: предметы труда, отд. операции,

процедуры.);

- организационные (позвол-т с пом. разработки стр-ры

упр-я, соотв-х инструкций , положений рац. использ-ть технич. ср-ва, предметы

труда, инф., ресурсы.);

- экон-кая (предст. собой единство хоз. и фин. процессов и связей);

- социальные (совок-ть соц. отношений, образуемых в

рез-те совместной деят-ти).

Все эти системы вз\связаны. При этом технич., технологич., организац-е системы

образуют организационно-технич. сторону упр-я, а эк-ке и соц. -

соц-экономическую сторону упр-я.

Связь между упр-мой и упр-щей системами осущ. с пом. инф-ции, кот. служит

основой для выработки упр. воздействий и решений, поступающих упр-щей сист.

В упр-мую для исполнения.

Каждая соц. система самоуправляемая, но испытывает воздействие из вне. Внешн.

и внутр. воздействия в любой системе обусловлены. Чем значительнее одно, тем

меньше роль другого.

Функционирование любой системы подчинено глобальной цели, а ее эл-ты имеют

локальные задачи, решение кот. подчинено их сущ-нию. Функционирование таких

систем и упр-е ими – это не только процесс их целостности, но и перевод их в

др. кач-ное состояние.

Хар-ные черты СУ:

- познание и использование общественных законов и закономерностей упр-я;

- обеспечение системности и непрерывности процесса упр-я воздействия;

- моделирование упр-х субъектов и объектов в упр-ии с учетом их кол-

ного и кач-ного изменений.

ТСУ устанавливает законы и закономерности, принципы развития соц процессов, а

также построением соц систем.

При построении упр-ских систем необх учит-ть принцип самоорганизации.

Для процессов самоорганизации необх. такое условие:

- относит-ная открытость систем;

- наличие эл-та случайности;

- определенность диапазона систем. параметров (упр-щих параметров:

коэф-т эф-ти, ВНП,.)

Идеи самоорг-ции не противоречит идеи упр-я.

Подходы к изучению проблем СУ:

1. Конкретно-исторический: изучает отношения СУ как

процессы, находящиеся в сост. развития и изменения под влиянием действующих на

них факторов.

2. Комплексный: использ-ся при изучении отношений упр-я

с пом. эконом., правового, соц-психол., др. подходов к анализу отношений упр-я.

3. Аспектный: позволяет исслед-ть одну из сторон

отношений упр-я или одно из свойств. Аспектный подход изучается различными

науками.

4. Системный: рассматривает упр-мую, упр-щую подсистему

как целостный комплекс вз\связанных общей целью эл-тов.

Целостность соц. системы, ее эф-ть зависит от сбалансированности двух

подсистем объекта и субъекта. Объектами упр-я выступ. обществ. отношения,

общественные процессы, соц. орг-ции, соц. рес-сы, сам чел-к.

В центре внимания соц. систем явл. не чел-к как таковой, а отношения м\у

людьми, связи м\у событиями и явлениями м.б.:

- устойчивыми и неустойчивыми;

- закономерными и случайными.

Когда связи м\у событиями явл. дост. устойчив. И выражают тенденцию к

сохранению или изменению людей в общ-ве, то такая связь выступает как

общественный процесс.

Именно эти связи явл. главным объектом СУ.

Классификация соц. процессов:

1) по формам общественной жизни (экон, соц., полит, дух-культ,

личностная.);

2) по обществ. содержанию;

3) по ур-ню участия людей в решении обществ. вопросов (соц. активность

людей низкая, средняя, высокая);

4) по направленности на укрепление и прогрессивному развитию обществ.

связей (конструктивные, деструктивные (антисоциальные);

5) по ур-ню орг-ции общ-ва (внутренние (внутриличностные,

внутригрупповые), внешние (межгрупповые)).

Следующий компонент СУ – ресурсы.

Ресурсы:

- запасы;

- предельное значение какого либо средства.

Соц. ресурсы можно опред-ть как запасы творческой энергии личности

(соц., познавательной, общ-ва в целом).

Перед упр-ем стоит проблема найти способ более эф-го использ-я соц. ресурсов.

С этой целью их необходимо разделить: инновац., стратегич., кадровые, орг.,

научные.).

Особенности соц. ресурсов:

(1) они явл. неисчерпаемыми ( в отличие от природных);

(2) они возобновляемы;

(3) в отличие от природных, соц. ресурсы если не используются, то начинают

деградировать;

(4) в отношении соц. ресурсов критерии недостаточности пока нет;

(5) соц. ресурсы обладают не только большим многообразием, но и

вз\заменяемостью.

В соц. системе все объекты упр-ских воздействий в той или иной мере явл. и их

субъектами. Общая закономерность соц. системы – непрерывное

усложнение объекта упр-я. Это связано с тем, что обществ. явления становятся

более сложными, динамичными, нелинейными, следовательно высокие требования к

отношениям внутри системы, кот. имеют сложную структуру.

Отношения внутри упр-щей системы:

- вертикальные, горизонтальные, отношения м\у рук-ми и подчиненными в

каждом звене (субординация), в разных звеньях упр-я (отнош-я координации);

- отраслевые, региональные, территориально-отраслевые, внешние,

внутренние, межличностные, коллективные, индивидуальные, межсистемные,

временные, постоянные, непосредственные, косвенные, функциональные,

смешанные.).

Организационные отношения реализуются в упр-ской деят-ти, сост-щей частью

упр-ской деят-ти организационная. Они тесно связаны м\у собой. Упр-е

предполагают орг. усилия, а орг-ция не имеет смысла без упр-я.

Упр-ть тем, что не организовано очень сложно.

Выводы:

1. Система – множество взаимосвязанных элементов, кот. нах. в

отнош. и связях м\у собой. Она разделяется на подсистемы, каждая из кот. м.

рассматриваться изолировано. То, что не входит в систему, но влияет на нее наз.

внешней средой. Внешняя и внутр. среда нах. в диалектическом единстве.

2. Каждая соц. система имеет две подсистемы:

- управляемая – обществ. отнош-я, процессы, ресурсы, общества.

- управляющая – входят все эл-ты, кот. обеспечивают процесс

целенаправленного воздействия на управляемую подсистемы.

3. Все объекты упр-го воздействия м. выступать в то же время в кач-ве

субъекта упр-я.

Организация.

Понятие «организация» употребляется в трех значениях

1) объект, система, кот. обладает сложной внутренней стр-рой (гос. орг-

ция, П.);

2) состояние упорядоченности (порядок в системе: внутр. форма, стр-ра

системы);

3) деят-ть органа или человека по созданию упорядоченности или целой

системы;

Хар-ка структуры:

По степени сложности

формализации

централизации

Орг. деят-ть не возможна без создания соц организаций. Различают 2 формы

организаций:

- формальная;

- неформальная.

В соответствии с данными формами сущ-т два типа орг-ций:

- основан на адм. принципах (при определении раб. мест, функц-х обяз-

тей, прав и полномочий. Такая орг-ция наз. склярной и вып-т функции

ориентирования, нормирования, внеш. Контроля.

Принципы такой орг-ции:

- общая цель деят-ти;

- устойчивая нормативная связь м\у членами орг-ции, установл.

правила, сложившаяся орг стр-ра;

- взаимодействие с внешней средой;

- использование ресурсов для достижения цели.

Орг стр-ра хар-ся разделением труда, спец. подразделениями, иерархичностью

должностей, порядком использования рес-в.

Ресурсы в формальной орг-ции: труд, оборуд-е, ден. ср-ва, чел-ские рес-сы.

Орг отнош-я разделяются на:

- координационные

- контрольные

- субординационные (связь м\у рук-лем и подчинен.) субординация

бывает линейные (вып-т указания рук-лей) и функциональные.

Выводы:

1. Орг. отношения в системе упр-ских отнош-й играют осн. роль. Орг.

отношения пронизывают все упр-ские отнош-я.

2. Особое место в системе орг. деят-ти занимает соц. орг-ция

(формальная, неформальная). Их создание изучается наукой «Орг. культура».

3. Упр-е явл. опред видом искусства. Орг. деят-ть осущ-ся с учетом не

только проф., но и личностн. кач-в рук-ля, кот. в своем единстве сост-т стиль

упр-я.

Принятие управленческих решений.

Принятие упр-ских реш-й – этап упр-й деят-ти, реализация упр-х отношений

и лижерских спос-тей каждого управленца.

Решение – акт органов упр-я или руководителя, в кот. поставлена цель,

сформулированы задачи, предусмотрены испол-ли, определены рес-сы. Решение

принимается в случае выявл. Проблемной ситуации.

Принятие решений – процесс неслучайного выбора действий. В

завис-ти от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект, кот. принимает

решение, различают след-е решения:

ü детерминистские (реш-я уверенности);

ü вероятностные (реш-я риска);

ü стратегические (реш-я неуверенности).

Сущ-т 4 ур-ня принятие реш-я, для каждого из кот. требуются опред. упр-е навыки:

1) рутинный (рук-ль ведет себя по программе, автоматически);

2) селективный (рук-ль оценивает достоинство целого круга

возможных реш-й и старается выбрать из него лучший вариант действий);

3) адаптационный ( рук-ль ищет новые реш-я известной проблемы,

успех зависит от его личной инициативности и возможности прорыва в неизвестное.

Пр.: при принятии системного реш-я);

4) инновационный (рук-лю необх. найти способы понимать

совершенно неожиданные проблемы, решение кот. зависит от развития умения

мыслить по-новому).

Рук-лям от ур-ня принимаемого реш-я требуется соотв-е навыки. Реш-я бывают

единоличные и коллегиальные.

В завис-ти от соотнош-й единоличного и коллегиального (их идеального веса

в принимаемых реш-ях) выделяют 5 типов принимаемых решений:

(1) единоличное принимаемое решение без предварительной консультации с

сотрудниками и без последующих их информирования ;

(2) единоличное принимаемое решение с последующим информированием подчиненных;

(3) единоличное принимаемое решение с предварительной консультацией в

коллективе;

(4) принимаемое совместно с сотрудниками;

(5) полная передача подчиненным функций приема решение.

В соотв-и с названными типами прин. реш-й м. выделить 5 стилей рук-ва:

· директивный;

· директивно-коллегиальный;

· коллегиальный;

· коллегиально-либеральный;

· либеральный.

Личностные хар-ки рук-ля.:

· концептуальные способности (спос-ть разраб-ть концепции);

· спос-ть вз\дейст-ть с людьми;

· диагностические спос-ти;

· аналитические спос-ти (умение абстрактно мыслить);

· технические спос-ти (умение раб-ть с соврем-й техникой.

Психологические условия:

- прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач и

соотношение их с реал. Условиями;

- составление подробного инф. описания факторов, кот. необх. для

принятие упр-го реш-я и возм. дейст-й по его реализации;

- умелое оперирование своими знаниями, пост. исп-е своего опыта и

интуиции;

- активное подключение специалистов по выр-ке предложений по приним.

реш-ю, кот. осущ-ся бы под углом нашего зрения;

- основательная волевая подготовка, внутр. преодоление борьбы мотивов

в пользу приним-го реш-я, кот. меньше сопряжено с риском;

- критическая оценка эффективности путем реализ-и выработанного реш-я.

Различают рук-лей с внутр. и внеш. стратегией при принятии реш-й. К

первой группе относят тех, кто считает, что кач-во реш-й зависит от

собств. компетенции, воли. Люди с внешней стратегией убеждены, что их

успехи и неудачи зависят от внеш. Обстоятельств, на кот. они не м. влиять.

Продуктивность – способность построения гипотез, приним. нестандартных

реш-й. Критичность – склонность все тщательно анализировать.

В зависимости от сочетания продуктивности и критичности мышления

выделяют типы решений:

1. Импульсивное П > К

Проблема построения гипотез преобладает над ее проверкой.

2. Рискованное решение П ≥ К

Процесс построения гипотезы доминирует над ее проверкой, но незначительно.

3. Уравновешенное П = К

Процесс построения гипотезы уравновешивается проверкой .

4. Осторожное П ≤ К

Проверка гипотез преобладает над ее построением.

5. Инертное П < К.

Контроль гипотез преобладает над ее построением.

Факторы, влияющие на процесс принятия реш-я:

ü информационные;

ü мотивационные (интересы, мотивы, установки субъекта, кот. принимает

реш-я);

ü характерологические (черты хар-ра субъекта или хар-ра взаимоотнош. в

группе, если принимается групповое реш-е);

ü технологическое (соблюдение принципов, правил, технологических

процедур, методов принятия упр-го реш-я).

При принятии реш-я важно то, на что ориентируется чел-к:

- на дело

- на других

- на вышестоящего рук-ля

- на себя

Принципы принятия эффективных реш-й:

1) Принцип системности – ориентация на всесторонний учет значимых факторов.

2) Принцип стандартизации - больш-во упр-х ситуаций м.б.

сведено к стандартным, базовым. Процедуры решения стандартных ситуаций

разработаны.

3) Принцип опт. информированности.

4) Принцип автоматизма реализации упр-го реш-я – принятое

рук-лем реш-е д. быстро и без искажения доводиться до соответствующего уровня.

5) Принцип учета вероятностных последствий реализации данного реш-я.

6) Принцип свободы выбора - если ЛПР имеет опред. степень

свободы, то реш-е будет эффективным. Если свободы нет, то рассчитывать на

эф-ное решение не стоит.

7) Принцип ответственности – ЛПР несет ответственность за

результаты прин. реш-я.

8) Принцип соразмерности прав и ответственности – плохие реш-я

принимаются тогда, когда ЛПР не несет за них ответ-ти и когда тот на кого

возложена ответ-ть не имеет прав.

9) Принцип творчества – в книге «Раскрепощенный менеджер»

выделяется 5 стадий для творческого решения проблемы:

- изучение проблемы;

- выработка идей;

- отсев примененных идей;

- планирование нововведений;

- обратная связь, анализ.

10) Принцип своевременности – он ориентирует на выбор лучшего момента

для прин. реш-я.

11) Принцип единства, единоначалия, коллегиальности.

12) Принцип соучастия – активное привлечение к прин. реш-я тех, кого

оно касается.

Стадии принятия решения:

ü настройка (оценить, понять, распределить проблемы, выявить трудности

в них);

ü цели;

ü критерии оценки;

ü информация;

ü планирование (начинается с прин. реш-я о том, что д.б. сделано);

ü действие (практич. работа по реализации плана);

ü анализ действий для их улучшения.

Методы прин-я упр реш-я:

1 гр.: общие методы

2 гр.: групповые методы

3 гр.: методы воздействия на прин. реш-е.

Соц. контроль и эффективность упр-я.

Соц контроль – совокупность ср-в и приемов, с помощью которых

общество гарантирует, что поведение его членов, отд. субъектов упр-я будет

соот-ть общественным нормам и ценностям.

Порядок в обществе означает, что каждая личность принимая на себя опред.

обяз-ти вправе требовать от других их вып-я в собств. целях.

3 способа осущ-я соц. контроля:

а) воспитание - люди сознательно принимают нормы и ценности общества,

отд. групп.

б) социализация - люди сознательно принимают нормы и ценности общества,

отд. групп.

в) принуждение – применение опред. санкций: когда отд. индивид, группа

не следует законам, правилам, то общество прибегает к принуждению.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ