Рефераты
 

Лекция: Теория социального менеджмента

В этом смысле соц. контроль связан с понятиями «свобода» и «ответственность».

Свобода не возможна без ответственности.

Формы ответственности:

- политич-я;

- юридич-я;

- нравственная;

- финансовая.

Соц. контроль не м.б. сведен к учету или отчетности, а складывается из

сложных отношений, кот. пронизывают соц. систему. Соц контроль м.б.

рассмотрен как завершающая часть упр-го процесса. Та часть, кот. отвечает за

реализацию принятого реш-я. На основе соц. контроля мы опред. рез-ты соц. д-

ти. В этом случае контроль обеспечивает стабильность в развитии общ-ва.

Функции соц. контроля:

- диагностическая;

- обратной связи (без нее рук-ль не знает л ходе выполнения задач);

- ориентирующая (те вопросы, кот. чаще всего контролируются С-м упр-

я, они как бы сами собой приобретают особое значение в глазах исполнителя;

- стимулирующая (напр. на выявление резервов, прежде всего чел-ского

фактора);

- педагогическая

- корректирующая (явл. рез-м реализации принятого реш-я).

Виды контроля:

· предварительный (дать обоснование принимаемого реш-я);

· текущий (вносить коррективы в процессе вып-я принятого реш-я);

· последующий ( для проверки эф-ти принятие реш-я).

Сущн-ть эф-ти состоит в том, что упр-е обеспечивается реш-е поставленных

задач в возможно короткие сроки при наименьших затратах ресурсов. Эф-ть не

правомерно рассматривать как рез-ты различн. видов конкр. упр. д-ти. В обществе

интегрирующим показателем эф-ти упр-я явл. соц. рез-т, в кач-ве кот. выступает

повышение кач-ва жизни граждан при наименьших затратах всех остальных ср-в.

Центр. проблема методологии эф-ти – это согласованность целей,

выбор инструментов, приоритетов и получение тех или иных рез-в.

Осн. усл-е получение эф-ти:

ü согласованность рез-в с фундаментальными перспективными целями

развития соц. системы;

ü ориентация на чел-ка (на чел. фактор, кот. явл. и целью и средством

развития системы).

При этом сущ-т особенности расчета эф-ти:

1) разные эф-ти не м.б. измерены в одних и тех же единицах;

2) эффекты м. иметь различную направленность (+/-) или разную модальность;

3) не сущ-т в полной мере стоимостных оценок некоторых рез-в д-ти;

4) практическая значимость всех действий субъектов упр-я в конечном

счете опред-ся рез-ми развития общества, сбалансированностью, жизненными рез-

ми, качеством их жизни, возможностью данной страны.

Схема оценки эф-ти заключается в построении теор. модели объекта

упр-я с учетом мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на

реальную жизнь. В рез-те этого происходит оценка проблемной ситуации.

Для построения теор. модели разрабатываются базовые понятия, критерии, показ-

ли, индикаторы для оценки кач. и колич-х изменений.

Колич-е изменения сущ-т в 2 осн. видах:

· статистические;

· социологические.

Их использование позволяет принимать соотв. упр-е реш-я.

Показатель статистики разделяется на след. ур-ни:

à м/н;

à гос-ный;

à региональный;

à местный (муниципальный).

Критерий – объективная направленность эф-ти, ср-во, с помощью кот.

производится оценка, классиф-я чего-либо.

Эталон – это количественно-качественное состояние объекта, кот.

отвечает всем общественно необх-м хар-кам и ожиданиям.

2 типа эталонов:

1) м/н (ООН, МОТ, ЮНЕСКО.);

2) гос-е (национальные).

Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни:

ü экон-кая (темпы эк. роста, произв-ть труда, ВВП, .);

ü социальная (душевой доход, семейный доход, мин. прожит. ур-нь,..);

ü политическая (хар-ся развитостью демократич. институтов, наличием

гражданского общ-ва, включение населения в упр-е общественно-хозяйственными

делами);

ü духовно-культурная (уровень развития культуры, науки, образования;

из бюджета выделяется 0,3% на развитие этой сферы на сегодня).

Основные субъекты соц системы.

Ос-ти упр-я на рубеже веков.

В наст. время надвигаются негативные тенденции:

1) планетарные изменения в прир. среде (сокращение биологического

разнообразия, возникают эл-ты парникового эффекта, истощение озонового слоя,

загрязнение почвы, истощение лесов.);

2) резко возрастает соц. дифф-я м\у странами и внутри стран, что спос-т

возник-ю локальных и глобальных конфликтов;

3) рост числ-ти населения при сокращении рес-в;

4) противоречие м\у личностью и общ-вом. Это одно из главнейших

противоречий, кот. выступает как фактор разбаллансированности мира,

следовательно возникают соц. конфликты.

Стремление человечества господствовать над природой, над социальностью настолько

деформировано соц. и прир. мир, что многие люди не чувствуют удовлетворение от

жизни, не нашли своего места., что порождает чувство неудовлетворенности жизнью

и осн. ее смысл сводиться к зарабатыванию денег. Осознание этого противоречия

способствовало менеджерской революции (вторая половина 20 века).

Под ее влиянием многие страны добились опред. соц. рез-в.

Сущность менеджерской рев-ции: в ней особое значение приобретает

рац. Начало, знание, научн. проектри-е, матем. и соц моделир-е. Эти методы

научн. упр-я направляются на более полное исп-е соц. рес-в, рес-в чел-ского

фактора. Эта рев-ция предполагает, что разработка упр-х концепций, программ

перестает быть привилегией рук-вого центра и становиться достоинством всех

ур-ней упр-я, в т.ч. и муниципальных.

Все это спос-т более эф-му влиянию на объект упр-я. Возникает понимание того,

что стабильность не м.б. достигнута за счет разрушения прир., соц., и дух.

факторов.

Под воздействие менеджерской рев-ции разрабатываются и предъявляются новые

требования к развитию субъекта управления (гос-во), кот. вынуждено

делегировать многие функции хоз. регулированием предприятием, их объединениям,

тер. единицам. Это спос-т укреплению матер. и фин. базы органов самоупр-я,

разгружает верхний эшелон власти, позволяет им сосредоточиться на реш-и

перспективных задач. Под воздействием этих факторов происх. процесс становления

упр. культуры, формируется концепт. мышление снизу до верху.

Эта тенденция реализуется в жизни очень медленно. Несмотря на то, что многие

проблемы решены, есть те, кот. остаются. Например, противоречие м\у

глобальным объектом упр-я (Земля) и субъектом упр-я (мировым сообществом).

Это противоречие углубляется. Суть противоречия заключается в том, что:

1) процессы носят глобальный хар-р, а упр. воздействие ограничено

рамками отд. регионов;

2) второе противоречие – отставание темпов соц. прогресса от НТП;

3) кризис глобального упр-я (высказано на м\нар конференции в 1992 году

в Рио-де-Жанейро). Сущ-щая соц.-эк. модель, реализуемая развитыми странами

мира не м.б. рекомендована другим странам, поскольку это м. усилить

глобальную катастрофу. Кризис упр-я сопровождается кризисом духовности. Это

выражается в том, что насаждаются ложные ценности. Например, вместо истинной

ценности самой жизни – гуманизм, творчество, насаждается потребительство,

стремление к наживе.

Для решения соц. проблем создаются мировые общественные орг-ции

(ООН, ЮНЕСКО, м\нар академия информатизаций –91г..). Гл. усл-е выживания

мира – ускорение темпов соц. прогресса (подключение коллективн. разума,

инновац. рес-в, упр. ресурс). Упр. ресурс – осн. ресурс

выживания чел-ва.

Осн. субъекты упр. в соврем. мире: полит. институты, полит.

лидеры,. Однако их развитие происходит не в едином инф. пространстве.

Необходимо развивать мировое инф. пространство, на основе которого можно было бы

учитывать разл. геополит. факторы (геополитика – наука о методах

воздействия политич., эк. физ. географии не внутр. и внешн. политику гос-ва).

Геополитика дает возм-ть анализировать настоящие и моделировать будущее и

вырабатывать инф-ю.

Глобалистика – наука о закономерностях и тенденциях развития

глобальных процессов. Глобалистика и геополитика помогают выявить воздействие,

кот. испытывают все страны мира под влиянием революции.

Гос-во – осн. субъект СУ.

Гос-во выступает как форма общества, кот. делегировано право

распоряжаться обществ. делами. Гос-во явл-ся гос-вом, потому что в нем

сосредоточена и реализуется гос. власть.

Власть – вз\связь, в процессе кот. люди в силу разных причин

(соц., матер., инф.,.) добровольно (осознано) или по принуждению признают

верховенство воли других, а также нормативн. установлений и в соответ. с их

требованиями совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи

гос. упр-е хоз. делами хар-ся только ему присущими свойствами. Гос.

воздействие: властное, политическое, кот. имеет в основе правовую

обусловленность. А в реализации силу гос. аппарата, обладающего ср-вами

принуждения.

Гос-во будучи сложным обществ. явлением и выступает как

субъект упр-я придает упр-ю общественными делами свойство

системности. Только при помощи гос-ва в общ-ве возможно достижение необходимой

согласованности, координации, субординации, целеустремленности, а следовательно

и рациональности и эф-ти упр-я.

Гос-во реализует свое полит. воздействие

посредством законодательства устанавливая общие типовые правили (нормы)

поведения людей во всех сферах обществ. жизни. Обеспечение их соблюдения осущ.

не только силой власти, но и др. мех-ми регул-я: эк-кими, ценностными,

нравственными, нормативными. Их роль по мере развития гос-ва

повышается.

Эф-ть гос. упр-я зависит от таких факторов, кач-во соц. связи

общ-ва и гос-ва. Любая страна нуждается в сильном гос-ве, поскольку от этого

зависит нац. и личная безопасность граждан. В наст. время сильным гос-вом явл.

правовое демократическое гос-во. Если этого не происходит, то гос-во

отрывается от общ-ва. В наст. время КАС разрушена, а новая система не создана.

Поэтому действие гл. субъекта упр-я не редко носит спонтанный хар-р.

Управляемость обществ. процессом снизилась. Происходит отчуждение граждан от

власти.

Пути устранения противоречия м\у обществом и гос-вом: поставить

д-ть Гос-ва под эф-ный соц. контроль общества на основе расширения демократии

народа, развитии народного самоупр-я.

Формы реализации власти народа:

1) непосредственно через местное самоупр-е;

2) через органы гос власти.

В наст. время власть не подконтрольна обществу и она приобрела искаженный

хар-р, т.е. сосредоточилась преимущественно в исполнительных органах власти.

Чтобы изменить сущ-щее у нас положение вещей надо построить

пирамиду власти: сделать власть ответ-й за распоряжение и общественными

делами, а не владельцем собст-ти граждан, их судеб. В этом случае гос-во из

работодателя и наемника превратится в ассоциацию совладельцев собственности и

рез-в труда. Развитие демократии народного самоупр-я не ослабляет центрального

власть, оно разгружает ее от несвойственных функций и позволяет сосредоточиться

на реш-и современ. вопросов отправления (реализ.) властных полномочий,

разработка стратегии развития общ-ва, опред-е политич. курса, нахождение места

гос-ва в геополит. пространстве, усиление информ.-аналитической р-ты, что

способствовало бы нац. и личной безопасности граждан. Мировой опыт показ-т, что

делегируя опред. функции гражданам на разных ур-нях упр-я позволяет

сбалансировать интересы как отд. людей, так и больших соц. групп, наций,

народностей,.. Достижения такого баланса интересов явл. искусством соврем.

политич. системы. Это будет залогом прочности гос-ва. Реш-щим эл-том в

балансе интересов были и остаются отношение собственности. Они явл. основой

эк. жизни общ-ва, кот. и защищает гос-во. В нашей стране провозглашен курс на

многообразие форм собст-ти, но мех-м пока не работает. На смену монополии гос.

собст-ти приходит другая монополия – частная. Такое явление противоречит логике

развития нашего гос-ва и мировым тенденциям. Как преодолеть тенденцию

монополизации собст-ти и власти. Сделать собст-ть разнообразной по форме

собст-ти: владение, распоряжение, пользование, а власть сделать публичной

(принадлежащей гражданам). Путь здесь один – формир-е гражданского общ-ва, кот.

контролирует гос-во.

Пределы возможности вмешательства гос-ва в обществ. отношения:

1. Законы природы.

2. Законы общественного развития в т.ч. и экономического.

3. Не возможность гос. влияния определяется уровнем духовной, правовой,

нравствен. культурой населения.

4. Возможность власти ограничены существованием прав чел-ка.

Нижняя граница гос. вмешательства определяется 2-мя обстоятельствами:

- важность и значимость для общества обществ. отношений;

- возм-ть саморегуляции.

Мех-мы и аппарат гос-ва.

В гос. аппарат входят:

- законодательные орг.;

- исполнительные орг. (осущ-т гос. упр-е: правит-во, мин-ва, ведомства);

- судебные орг. (осущ. правосудие и решают споры);

- надзорные орг. (прокуратура, фин-тамож. контроль, инспекции).

В узком смысле гос. мех-м или мех-м гос-ва можно представить как совокупность

или систему органов гос-ва, кот. осущ. гос. функции. В широком смысле сог.

Мех-м – совокупность всех гос. органов и организаций, осщ-щие функции гос-ва.

Сюда входят и те стр-ры, кот. осущ-т функции гос-ва, но не обладают властными

полномочиями (вооруженные силы, гос. П, тюрьмы).

Принципы орг-ции и д-ти гос. аппарата.

1. Общие (относятся как к гос. аппарату, так и к гос-ву в целом):

- политические (демократизм, гласность, признание чел-ка высшей

ценностью.)

- правовые (верховенство закона, приоритетность прав и закон-х

интересов граждан.)

- идеологические (нравственность, справедливость, учет обществ. мнения.)

2. Специальные / организационные (относятся только к аппарату гос-ва):

- разделение властей;

- компетентность (экономичность, ответственность в пределах

компетентности, сочетание коллегиальности и единоначалия).

Орган гос-ва – это элемент гос. аппарата (орг-ция, учреждение),

кот. осущ-т опред. часть гос. функций и наделенный властными полномочиями.

К гос. органам относятся:

- мин-ва;

- ведомства;

- местное самоуправление;

- суды.

Признаки органа гос-ва:

1) орг. единство (наличие опред. стр-ры);

2) состоит из гос. служащих;

3) пользуется частью гос. имущества, кот. нах. в операт. гос. пользовании;

4) нах. на бюджетном финансир-и;

5) обладает опред. полномочиями или компетенцией. В пределах этой

компетенции, это подразделение м. издавать акты, обязательные для исполнения.

Эф-ть гос. упр-я – степень достижения целей гос-ва при осущ-ии упр-я с

учетом произведенных затрат. Эф-ть гос. упр-я очень сложная.

Особенности объекта соц. упр-я.

Кризис упр-я усугубляется (объясняется) противоречием м\у О и С упр-я.

О упр-я выступают:

§ общественные отношения;

§ обществ. процессы;

§ соц. организации;

§ соц. ресурсы (в т.ч. сам чел-к).

Для эф-го функционирования системы необх-мо осветить проблемы, происходящие в

О упр-я, на изменение которого направлены действия С упр-я. В центре этого

воздействия стоит не чел-к, а постоянно измен-ся отношения, в рез-те кот.

происх. разл. события и явления во времени и пространстве. Эти отношения хар-

ся опред. последовательностью, имеют причины возник-я этапы развития.

Связи м\у событиями и явлениями м.б.:

- устойчивыми;

- неустойчивыми;

- закономерными;

- случайными.

Когда связь м\у событиями и явлениями выражает опред. тенденции к сохранению

или изменению положения людей в обществе, то такая связь м.б.

охарактеризована как обществ. процесс (то, что выражает опред. тенденцию).

Классификация общественных процессов:

1. По формам общественной жизни:

- экономическая;

- соц-я;

- политическая;

- духовно-культурная;

- личностная.

2. По общественному содержания.

3. По хар-ру осуществления:

- массовые;

- системные;

- эпизодические.

4. По уровню участие людей в решении общественных вопросов

(активность граждан):

- низкий;

- средний;

- высокий.

5. По направленности действий:

- конструктивными (на развитие обществен. связей);

- деструктивные антисоц-е).

6. По ур-ню орг-ции общества:

- внутренние (внутриличностные, внутригрупповые);

- внешние (межличностные, межгрупповые).

7. По содержанию и длительности.

Ресурс – запасы, средства, используемые при необходимости.

= предельное значение какого-то средства.

Соц. рес-сы – запасы творческой энергии личности, любой вид д-ти – творчество.

Формы творчества – социальная, познавательная, деятельностная, соц. орг-ции,

общество в целом.

В наст. время перед Укр. Стоит задача раскрыть возм-ть проявления творчества

личности. Без этого мы не сможем осущ. преобразовательных процессов. В наст.

время перед управленцами стоит проблема найти мех-мы более полного исп-я соц.

рес-в. С этой целью мех-мы необх-мо разделить на:

à мотивационные;

à интеллектуальные;

à информационные;

à социально-психологические;

à демографические;

à соревновательные;

à инновационные;

à стратегические;

à научные.

Особенности соц. рес-в:

- они творческие неисчерпаемы ( отличие от природные рес-в);

- целиком возобновляемые рес-сы.

- в процессе исп-я они имеют тенденцию к увеличению;

- прир-е рес-сы м. хранится долго, то соц. в случае

невостребованности деградируют;

- в отношении соц. рес-в критерий «достаточно» – «недостаточно» явл.

неоднозначным и неразработанным;

- соц. рес-сы обладают не только большим разнообразием, но и

взаимозаменяемостью.

Все объекты упр. воздействия в какой-то мере явл их субъектами (пр.: соц.

орг-ции, кот. сами создаются, проектируются, но возникнув оказ-т обратное

влияние на развитие общественных процессов).

Закономерности (факторы), влияющие на усложнение объекта:

1) НТП;

2) Усиление м\нар интеграц-х процессов на осн. инф. технологий;

3) Процессы демократизации всех сфер обществ. жизни - это приводит к

усложнению внутри стр-ры О упр-я.

Отношения в СУ:

ü м\у ступенями (вертик-е связи);

ü м\у звеньями упр-я каждой системы (горизонт-е связи);

ü м\у звеньями на разл. ступенях;

ü отношения м\у рук-ми и подчиненными в каждом звене упр-я (отнош-я

субординации);

ü отношения м\у рук-ми и подчиненными в разных звеньях упр-я (отнош.

координации);

ü отраслевые;

ü региональные;

ü межотраслевые;

ü внешние;

ü внутренние;

ü межсистемные;

ü межличностные;

ü коллективные;

ü индивидуальные;

ü линейные;

ü функциональные;

ü смешанные,.

Управленческие, орг-ционные отнош-я реализ-ся в упр-ской д-ти. Упр-ские и

орг-ционные отношения не м. существовать друг без друга.

Осн. функции СУ.

Содержание любого вида упр-ской деят-ти находит свое конкретное воплощение в

выполняемых функциях.

Функции упр-я бывают:

§ общие;

§ конкретные.

Общие:

1) планирование;

2) организация;

3) мотивация;

4) контроль.

Они присущи всем сферам упр-я.

Конкретные функции упр-я явл-ся специфическими для каждой

сферы упр-я. Пример: эк. упр-е производством складывается из таких конкретных

функций как:

- МА исследования и сбыт продукции;

- Финансовая деят-ть ;

- Метариально-технич-е снабжение.

Все конкретные функции упр-я обществом делятся на 3 группы:

1. Изменение в условиях жизни людей:

ü функция обеспечения условий безопасности граждан (ее вып-т гос-во);

ü создание условий, гарантирующих права и свободы граждан;

ü функция помощи людям в обеспечении источниками средств к сущ-ю и

создание благоприятных возм-тей для повыш-я их дохода;

ü охрана труда, его облегчение, улучшение условий;

ü обесп-е охраны здоровья граждан;

ü обесп-е опт. адаптации людей к меняющейся соц. обстановке;

ü развитие соц-бытовой инфраструктуры, улучшение матер-бытовых условий

жизни людей;

ü создание, совершенствование участия граждан в управлении делами

гос-ва произ-ва.

2. Формирование развития соц. качеств людей и обусловленные этим

изменения в их образе жизни.

ü обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей;

ü орг-ция инст. деят-ти, формирующая обществ. нравы;

ü помощь людям в адаптации к меняющимся соц.-эк. условиям;

ü обеспечение дисциплины и правопорядка;

ü формирование у людей восприимчивости к инновациям;

ü развитие трудовой , соц-полит, творческой и др. видов обществ.

активности.

3. Формирование, функционирование и развитие соц. систем как целостных

образований.

ü формирование и пополнение кадрового состава, подбор и расстановка кадров;

ü формирование и развитие соц. орг-ции и коллектива;

ü развитие соц. стр-ры коллектива;

ü создание, развитие, изменение содержания деят-ти соц. институтов

(администрации, профсоюзы, совет акционеров.)

Современные технологии СУ.

Понятие и сущность технологий СУ.

Упр-я технология – осуществление систематического упр-я,

последовательных действий по выбору целесообразных процедур и выполнению

входящих в них информационных преобразований и орг. воздействий соотнесенных

такому классу технология. Ситуаций.

Выполнение этих процессов обеспечит преобразование, переход соц. системы в

желаемое состояние. Упр-я технология выступает средством разрешения

проблемных ситуаций в соц. системах.

Методы реш-я проблемн. ситуаций соц. технологии:

1) реагирование на ситуацию;

2) поиск аналогов состояния;

3) исследование состояния;

4) выбор процедур преобразования в данной ситуации.

Упорядоченность системы в упр-я - это непрерывность деят-ти ее

подсистем и элементов. Непротиворечивость системы зависит от того, насколько в

ней частные функции не противоречат др. другу. В соц. системе степень

упорядоченности в конечном счете зависит от хар-ки направленности, взаимной

непротиворечивости особых интересов с общими. Повышение степени упорядоченности

увеличивает устойчивость системы, но н понижает способность к эволюции.

Основная функция упр-ской технологии – обеспечение научной и

функциональной взаимосвязи процесса упр-я с конкретными соц. технологиями. В

теории упр-я нет единого пока мнения о сущн-ти соц. технологии.

Соц технологии:

1) опред. способ достижения соц. целей;

2) сущность этого способа – пооперационное осущ-е деят-ти;

3) операции разрабатываются предварительно, сознательно, планомерно;

4) эта разработка проводится с использованием научн. знаний;

5) при разработке учитывается специфика обл-ти, в кот. осущ-ся деят-ть;

6) соц. технологии выступают в 2-х формах:

- как проект, содержащий процедуры и операции;

- как сама деят-ть, построенная в соответствии с этим проектом;

7) соц. технология – элемент чел-ской культуры.

Соц. технология возникает двумя путями:

- вырастает в культуре, эволюционно;

- строится как искусственное образование.

Как явление соц. практики, соц. технология – комплекс приемов

достижения соц. полезной цели в обеспечении благоприятных условий жизни людей.

Появление соц. технологий связано с потребностью быстрого и крупномасштабного

«тиражирования» видов деят-ти, идей, проектов.

Использование тех или иных соц технологий определяется эф-ть соц. упр-я.

Соц. технологии в известной мере опред-ся типом общественного развития,

доминированием в нем эволюц. или революц. соц. процессов, а также

разновидностью жизн. сил соц. субъектов. В этом смысле соц. технологии

учитывают хар-р развития глоб. процессов соврем. мира с одной стороны, а с

другой специфику нац. культурного развития данной страны.

Важнейшая задача соц. технологии – выявление закономерности опт.

самоорганизации и упр-я соц.-эк. процессами.

Разработка соц. технологий осущ-ся на базе соотв. моделей процесса

технологизации.

Структура модели соц. технологии:

1) формирование цели:

- диагноз;

- прогноз;

- формирование конечн. цели;

- стратегия действия;

- конкретные задачи.

2) принятие решений:

- выявление проблемной ситуации;

- обоснование вариантов действий (выработка альтернатив);

- выбор опт. варианта;

- утверждение (принятие) реш-я.

3) орг-ция соц. действия:

- распред-е задач м\у исполнителями;

- идеологическое обесп-е;

- координация и регулир-е процесса испол-я;

- контроль.

4) анализ рез-в:

- сопоставление запланированных и достигнутых рез-вов;

- открытие новых проблемн. ситуаций;

- первоначальное формирование новой цели.

Классификация соц. технологий.

- по видам;

- по ур-ня;

- по сферам применения.

Наиболее часто встречаются технология поиска стратегии упр-я,

информационно-внедренческие, обучающие инновационные технологии, технологии

прошлого опыта.

По хар-ру решаемых задач технологии м.б. частными и универсальными.

Особое место в оптимизации СУ принадлежит универсальным технологиям

стратегии упр-я, инновац. деят-ти, технологизации прошлого опыта. Эти стратегии

в наиб. мере способствуют активизации интеллектуальной теоретической деят-ти

без использования детальной технологизации.

Во многих странах вопросы глобального моделирования давно и успешно

разрабатываются научными центрами. Всякая частная технология начинается с

разработки универсальных технологий глобального развития моделирования и соц.

прогноза. Предметом их иссл-я стали вопросы сохранения мира, природы,

населения.

Теория глоб. моделирования и для оценки ситуации в мире, стране, для

оценки полит. партий, выработки гос. политики и мех-ма ее реализации. Переход к

рын. отношениям, разработка глоб. стратегии и их исп-я при опред-нии путей

разраб-ся и примечательно в ур-ню П.

Методика разработки соц. и технологий.

Вкл. в себя теор, методич., и процедурные аспекты деят-ти субъектов.

Теор. аспект связан с опред-м цели, объект технологизации; с

выявлением сущности принципов воспроизводства соц. процессов; с раскрытием

роли формализации соц. явлений ими; с анализов влияния соц. норм и нормативов

на объективность соц. технологий и их эф-ть; с исслед-м соц. технологий как

объекта и субъекта самоупр-я.

Методический аспект включ. в себя:

ü выбор методов и средств получения инф-ции;

ü обработка, анализ принципов трансформации инф. в конкр. выводы и

рекомендации в ходе разработки и использования соц. технологий.

Процедурный аспект:

- орг-ция практич. деят-ти по разработке соц. технологий. Одной из

сложнейших проблем научн. и методич. обесп-я соц. технологий – противоречие

м\у необх-тью и возм-тью в ур-не соотношения статики и динамики, мере перемен

и стабильности объектов технологизации. Степень эф-ти разделения данного

противоречия м. выступать в кач-ве степени эф-ти познания исслед-го явления и

тенденций его развития.

Внедрение соц. технологий:

Это процесс перевода теор. концепций по воспроизводству соц. качеств. хар-к,

явлений на язык практич. действий.

Операции внедрения соц. технологий:

- проф. подготовка исполнителей;

- орг-ция их работ;

- координация разл. субъектов (отд. исполнителей или групп

исполнителей);

- оказание научно-методич. помощи специалистам;

- контроль деят-ти субъектов внедрения соц. технологий;

- соц. диагностика рез-в внедрения;

- корректировка целей;

- орг-ция информ. обслуживания процесса внедрения.

Факторы влияния на внедрение соц. технологий:

1. Объективные факторы:

- степень экон. и соц. самостоятельности орг-ций;

- ур-нь наукоемкости использованных технологий;

- степень стабильности произв. процесса;

- эф-ть использования потенциалов орг-ций (технического,

технологического, организационного, соц, экон., духовного);

2. Субъективные факторы:

- интересы и потребности субъектов соц. деят-ти;

- соц. потенциал личности (уровень его исп-я в конкр. условиях);

- степень включенности личности в систему заинтересованности в

конечных рез-тах.

Типы (виды) соц. технологий:

1. Адаптационные:

Обеспечивают воспроизводство процессов включение личности в группы,

коллективы, в новые условия.

По воздействию:

- политическая;

- производственная

- организационная;

- соц.-психологич-я.

По уровню субъекта:

- работника;

- коллектива;

- соц. группы.

Адапт. процесс отражает:

- предмет адаптации;

- время адаптации;

- показатели адаптации;

- эф-ть адаптации;

- условия адаптации;

- специфика и ур-ни адапт. технологий.

Хар-ки адаптационных процессов (характерные для всех адапт. процессов):

1) цели совместной деят-ти субъектов данной технологии;

- диагностика интересов и потребностей субъектов;

- выявление степени совпадения и различия;

- прогноз совместимости действий;

- временной интервал;

- степень устойчивости;

- влияние последствий совмест. действий на интересы и потребности

субъектов.

2) разработка программы совместных действий:

- хар-р соц. действий;

- направление, показатели изменения среды совместной деят-ти;

- определение объема затрат субъекта.

3) организация адапт. процесса:

- саморг-ция и упр-е;

- диагностика процесса адаптации;

- анализ эф-ти процесса адаптации;

- коррекция.

2. Административно-управленческие - это способ

непосредст. операт. воздействия на управляемый объект.

Эта технология основана на полномочиях, праве рек-ли, авторитете власти

субъекта упр-я,.

Административно-управленческие технологии находят свое выражение в конкретных

реш-х, распространения, приказах. Административно-управленческие технологии

имеют свое функциональное назначение и не противоречат методам упр-я, они

дополняют их, поскольку любой административный акт (решение, приказ,

распоряжение) выступают в комплексном проявлении практич. исп-я

закономерностей развития объекта управления в сочетании с умением рук-ля

пользоваться предоставленными полномочиями с учетом объект-субъект отношений.

3. Глобальные соц. технологии.

Они направлены на решение общечел-ских проблем, кот. связаны с оценкой не

только внутр., но и мировых тенденций развития. Они отличаются высокой

наукоемкостью, прогнозированием конеч. рез-та и получают приоритетное

значение в период обновления соц. систем. глобальные соц. технологии

применяются к чел. рес-сам науке, образованию, культуре, ценностям. Эти

технологии определяют приоритеты того, что обычно не вкл. в рын. отношения,

поэтому они становятся полем деят-ти активной гос. поддержки. В переходные

периоды подобные технологии нельзя внедрять сразу, отказываясь от

традиционных, это м. привести к нарушению сложившихся связей.

Реализация глобальных технологий, посвященные модернизации соц.

жизни предполагают выделения ряда этапов:

ü инвентаризация, оценка имеющихся соц. рес-в с целью их сохранения,

обогащения, оптимизация, а не разрушения;

ü выявление возможных вариантов соц. развития и прогнозов на будущее;

ü подготовка общественного сознания для восприятия инноваций, смены

системы ценностей, выдвижение лидеров-новаторов.

4. Рутинные соц. технология.

Это такие методы воздействия на соц. процессы, кот. отличаются малой

наукоемкостью, отражают вчерашний день соц. воздействий, не мотивируют соц

систему на перемену.

Они соответ. такому типу соц. орг-ций и типу упр-я, кот. находятся на стадии

регресса, оторванности от изменений во внеш. И внутр. среде.

5. Управленческие технологии.

Это осущ-я системой упр-я последовательность действий по выбору целесообразн.

процедур и выполнению входящих в них информ. Преобразований. Выполнение этих

процедур обеспечивает преобразование, период соц. системы в желаемое

состояние.

Методы решения проблемных ситуаций сред-ми упр-ской технологии:

ü реагирование на ситуацию;

ü поиск аналогов состояния;

ü исследование состояния;

ü выбор процедур преобразования.

Основная функция упр-ской технологии – обеспечение научной и функц. вз\связи

процесса упр-я с общими соц. технологиями (планир-е, орг-ция, мотивация,

контроль).

6. Информационные соц. технологии.

Это оптимизация самого инф. процесса. Осущ-ся с помощью опред. приемов и

методов сбора, анализа и хранения соц. информации.

Без использования инф. технологий не возможны все другие технологии. Их

разработка и внедрение осущ-ся на основе методов:

a) соц. моделирования;

b) на основе использования соврем. вычислит. средств (сбор, обработка,

хранение информации).

По содержанию инф. технологий следует отличать от других видов технологий.

Основные хар-ки инф. технологии:

ü Ценность;

ü Содержание;

ü Правдивость;

ü Вероятность;

ü Точность;

ü Точность;

ü Оперативность.

Эффективность соц. технологий:

1) это конечный соц. рез-т, полученный при наименьших издержках в

оптимальные сроки;

2) эффективность соц. рез-та возможна при след. условиях:

ü соц. технологии д. обладать опред. свойствами(привлекательность

цели, простота обоснования технологии, гибкость процедур и операций,

экономичность цели достижения воспроизводства);

ü на лицо д.б. все признаки технологизации:

· разграничение;

· расчленение соц. процесса на связ-е м\у собой этапы;

· координация и поэтапность действия;

· возм-ть многократного применения отработ-х стандартных алгоритмов д-ти

для реш-я типовых задач;

· однозначность выполнения операций и процедур.

Процедура – набор действий (операций), с помощью который осущ. тот или

иной процесс, фаза, этап выражающий суть данной технологии.

Операция – это непосредственно практический акт решения опред. задачи в

рамках данной процедуры.

3) необходимость соблюдение ряда условий технологизации:

Объект технологизации д. обладать опред. степенью сложности, процессы

(состояния, явления, отношения) д.б. формализованными и выражены системой

операций и процедур.

- каждая операция д. иметь систему конкр. показ-лей, диагностич.

приемов изучения их состояния и упр-я ими.

Этапы технологизации:

1) созерцательное, познавательное восприятие;

Проявляются в условиях:

- отсутствует материальной заинтересованности;

- преобразование соц. потенциала;

- отсутствие эк., соц., правовой ответ-ти за эф-ть использования

труд. рес-в.

в этих условиях инф. о возможности использования соц. технологий

воспринимается как сознательный познават-й процесс. Инф. не побуждает к

активному познанию сущности соц. технологий, условий ее использования.

2) инициативный экспериментальный поиск;

Этот этап проявляется в условиях потребности труд. коллектива,

кооператива.. в облегчении динамичности эк. эф-ти производства. Этот процесс

выражен ярко в условиях переходного периода. Чем выше уровень наукоемкости

пр-ва, тем выше требования к упр-ю соц. процессами на осн. соц. технологий.

3) реальные потребности системного использования.

При разработке соц. технологий учитывают:

- теоретический аспект (разработка цели, объект технологизации,

расщепление соц. объекта на составляющие);

- методический аспект (выбор методов и средств получения информации,

ее обработка, анализ, трансформация в конкр. выводы, рекомендации.);

- процедурный аспект (выбор рекомендаций по разработке соц. технологий).

Совокупность теории, методик, процедур составляет систему разработки соц.

технологий.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ