Делопроизводство в учебно-научном подразделении ВУЗа
того, как документы выполнят свои оперативные функции и поступят на
хранение в архив.
[pic]
Рис. 2.1.1. Функции документов
Обеспечение документирования - это лишь одна составляющая
делопроизводства, вторая его составляющая - это организация работы с
документами.
Организация работы с документами предполагает организацию
документооборота учреждения, хранение документов и их использование в
текущей деятельности учреждения.
[pic]
Рис. 2.1.2. Организация работы с документами
Документооборот учреждения — это совокупность взаимосвязанных
процедур, обеспечивающих движение документов в учреждении с момента их
создания или поступления и до завершения исполнения или отправки[14]. В
целях рациональной организации документооборота все документы
распределяются по документопотокам:
. регистрируемые и нерегистрируемые документы;
. входящие, исходящие и внутренние документы;
. документы, направляемые в и поступающие из вышестоящих организаций, или
документы, направляемые в или поступающие из подведомственных
организаций, и т.д.
Под документопотоком понимается совокупность документов, выполняющих
определенное целевое назначение в процессе документооборота[14].
Характеристикой документооборота является его объем. Под объемом
документооборота понимается количество документов, поступивших в
организацию и созданных ею в течение определенного периода времени, как
правило года[14]. Объем документооборота - важный показатель, используемый
в качестве критерия при решении вопросов выбора организационной формы
делопроизводства, организации информационно-поисковой системы по документам
учреждения, структуры службы делопроизводства, ее штатного состава и других
вопросов.
Одна из важнейших функций организации работы с документами -функция
учета документов. Учет документов обеспечивается их регистрацией — записью
учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующей факт
создания документа, его отправки или получения. Наряду с функцией учета
документов регистрация позволяет осуществлять контроль исполнения
документов, вести поиск документов по запросам подразделений и работников
учреждения.
Наряду с организацией документооборота в понятие «организация работы
с документами» входит хранение документов и их использование в деятельности
учреждения. Система хранения документов — это совокупность средств,
способов и приемов учета и систематизации документов с целью их поиска и
использования в текущей деятельности учреждения. Для системы хранения
документов наиболее значимыми являются понятия «номенклатура дел» и «дело».
Под номенклатурой дел понимается систематизированный перечень заголовков
дел, формируемых в делопроизводстве учреждения, расположенных в
определенной последовательности с указанием сроков их хранения; под делом
понимается совокупность документов по отдельному вопросу или участку
деятельности, сформированных в хронологической или иной последовательности
и подшитых в отдельную обложку.
2.2. Системы документации
Любой документ, создаваемый в обществе, входит в соответствующую
систему документации в качестве ее элемента. Под системой документации
понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам
происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их
оформлению[14]. До настоящего времени в документоведении не существует
непротиворечивой научной классификации систем документации, видов и
разновидностей документов. При необходимости используется эмпирически
сложившееся разделение документов на системы документации.
Отнесение документов к той или иной системе начинается с разделения
всех документов на официальные и документы личного происхождения.
Официальные документы в зависимости от обслуживаемой ими сферы
человеческой деятельности подразделяются на управленческие, научные,
технические (конструкторские), технологические, производственные и др.
Управленческие документы составляют ядро учрежденческой документации.
Именно они обеспечивают управляемость объектов как в рамках всего
государства, так и в отдельной организации. Управленческие документы и
составляют собственно объект делопроизводства[8].
Эти документы представлены комплексом систем, основными из которых
являются следующие системы документации:
. организационно-правовая документация;
. плановая документация;
. распорядительная документация;
. информационно-справочная и справочно-аналитическая документация;
. отчетная документация;
. документация по обеспечению кадрами (по личному составу);
. финансовая документация (бухгалтерский учет и отчетность);
. документация по материально-техническому обеспечению;
. договорная документация;
. документация по документационному и информационному обеспечению
деятельности учреждения и другие системы документации, включая и те,
которые отражают основную деятельность учреждения, организации или
предприятия.
Документы, составляющие одну систему документации, связаны единством
целевого назначения и в комплексе обеспечивают документирование той или
иной управленческой функции или вида деятельности.
Системы документации: их назначение, виды документов, которые
относятся каждой из них, органы издающие документы по каждой системе
показаны в Приложении № 1.
Назначение и состав организационно-правовой документации
Одна из основных управленческих функций, реализуемых в деятельности
учреждений, организаций, предприятий, фирм, — это функция организации
системы и процессов управления, которая включает в себя:
. создание организации, включая выбор ее организационно-правовой формы;
. установление ее структуры;
. определение штатной численности и состава (номенклатуры) должностей —
руководителей, специалистов, технических исполнителей и их тарификация по
Единой тарифной сетке (ЕТС);
. регламентацию деятельности структурных подразделений и работников;
. формирование совещательных органов управления;
. регламентацию деятельности аппарата управления;
. лицензирование деятельности (в необходимых случаях);
. установление режима работы и системы охраны;
. организацию труда работников и оценка труда работников;
. реорганизацию;
. ликвидацию организации и некоторые другие виды работ.
Организационная деятельность учреждения выражается в разработке и
утверждении комплекса организационно-правовых документов, содержащих
правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее
компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав,
функциональное содержание деятельности организации в целом, ее
подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие
аспекты.
К организационно-правовым документам относятся: устав организации,
положение об организации; положения о структурных подразделениях,
коллегиальных и совещательных органах учреждения; регламенты работы
коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления или руководства;
штатное расписание, инструкции по отдельным видам деятельности, нуждающимся
в регламентации (например, инструкция по документационному обеспечению);
должностные инструкции работникам, правила, памятки и др.
Организационно-правовые документы содержат положения строго
обязательные для исполнения, они реализуют нормы административного права и
являются правовой основой деятельности учреждения. Эти документы в
обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это
органом — вышестоящей организацией, руководителем данной организации или ее
коллегиальным органом (например, собранием акционеров или советом
директоров и др.) или руководителем структурного подразделения — в
зависимости от вида и разновидности организационно-правового документа.
Организационные документы могут утверждаться непосредственно актом
руководителя с проставлением грифа утверждения на организационно-правовом
документе или распорядительным документом (постановлением, решением,
приказом или распоряжением).
Цель разработки организационных документов — наиболее рациональное
разделение и кооперация труда между подразделениями и работниками.
Организационно-правовые документы, с точки зрения срока действия,
относятся к бессрочным и действуют до их отмены или до утверждения новых. В
стабильно работающем учреждении необходимость пересмотра, изменения или
дополнения организационно-правовых документов может возникать один раз в
несколько лет. В зависимости от характера и глубины изменений в
деятельности учреждения организационно-правовые документы либо
разрабатываются заново, либо в них вносятся необходимые изменения и
дополнения распорядительными документами (приказом или распоряжением
руководителя). В случае реорганизации деятельности учреждения
разрабатываются новые организационно-правовые документы и их утверждение.
Порядок внесения изменений и дополнений и их пересмотра зависит от
вида организационно-правовых документов. Например, изменения и дополнения в
устав организации вносятся по мере их возникновения в соответствии с
установленной законом процедурой — по решению высшего органа управления
организацией (общего собрания акционеров или участников и др.) с
обязательным информированием органа, осуществляющего государственную
регистрацию организаций. Изменения в штатное расписание вносятся по мере
необходимости приказами или распоряжениями руководителя.
Изменения в положения о структурных подразделениях и иных органах
учреждения также вносятся распорядительными документами руководства по мере
необходимости.
Разрабатываются организационно-правовые документы руководством
учреждения или подразделения с привлечением квалифицированных специалистов,
хорошо знающих работу учреждения как в целом, так и по отдельным
направлениям.
Организационно-правовые документы оформляются на стандартном листе
бумаги с обязательным нанесением всех необходимых реквизитов: название
учреждения и/или подразделения (если документ утверждается руководителем
подразделения), наименование вида документа, дата, номер документа,
заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Датой организационно-
правового документа является дата его утверждения.
Текст большинства организационно-правовых документов состоит из
разделов, имеющих собственные заголовки и разделенных на пункты, нумеруемые
арабскими цифрами.
В процессе подготовки организационно-правовые документы в
обязательном порядке проходят процедуру согласования (визирования) со всеми
заинтересованными подразделениями и лицами, юридической службой (юристом),
заместителями руководителя организации или одним из заместителей,
курирующим соответствующее направление деятельности организации.
Назначение и состав плановой документации
Планирование деятельности учреждения - важнейшая функция управления,
позволяющая сделать работу учреждения максимально эффективной. Планируя
деятельность, учреждение достигает поставленные цели с наименьшими
затратами времени, материальных и трудовых ресурсов, наиболее
целесообразным и экономичным образом.
Результаты планирования фиксируются в плановых документах, различных
по содержанию и форме. Плановые документы обычно имеют следующие названия:
план, перспективный план, программа, график, схема, генеральная схема.
Программы и генеральные схемы, как правило, носят комплексный характер, их
содержание может затрагивать интересы нескольких органов исполнительной
власти, организаций, учреждений, предприятий, территорий. Эти документы
позволяют решать сложные проблемы, требующие согласованных действий ряда
министерств, ведомств, организаций. Программа или генеральная схема
формулирует основные направления и общее содержание работ, выполнение
которых обычно рассчитано на достаточно длительный срок. Это, как правило,
более масштабные документы по сравнению с планом.
Особенность плановых документов в том, что они всегда составляются на
какой-либо определенный срок, например несколько лет, год, полгода,
квартал, месяц или на период выполнения конкретного вида работ, срок
которого установлен распорядительным документом или договором.
Плановые документы разрабатываются на федеральном уровне, отраслевом,
территориальном, в отдельной организации. Плановые документы
разрабатываются как при необходимости решения сложных комплексных проблем,
так и для правильной организации текущей деятельности.
Федеральные планы, программы, генеральные схемы разрабатываются по
решению Правительства Российской Федерации одним или несколькими
министерствами или ведомствами. При разработке федеральной программы, плана
или генеральной схемы несколькими органами исполнительной власти одно из
них выступает ответственным за разработку. Проекты федеральных программ,
планов и генеральных схем до их представления в Правительство Российской
Федерации на утверждение в обязательном порядке проходят стадию
согласования со всеми заинтересованными учреждениями. Утверждаются
федеральные программы, планы и генеральные схемы постановлениями
Правительства Российской Федерации.
Отраслевые планы и программы разрабатываются федеральным органом
исполнительной власти, они рассчитаны на выполнение подведомственными
учреждениями и организациями. При наличии федеральных планов, программ и
генеральных схем их положения конкретизируются в отраслевых планах и
программах. Отраслевые планы и программы разрабатываются управлениями и
отделами федеральных органов исполнительной власти с привлечением
специалистов и заинтересованных организаций, в том числе и
подведомственных. Они утверждаются руководителем федерального органа
исполнительной власти (министерства или ведомства) и являются обязательными
для выполнения. Контроль за их выполнением осуществляется соответствующим
федеральным органом исполнительной власти.
Территориальные программы, планы, схемы разрабатываются
администрациями краев, областей, районов, городов и других территориальных
образований и действуют в рамках территории. Как правило, они касаются
вопросов социального и экономического развития и благоустройства
территорий.
Планирование деятельности отдельной организации, как правило,
осуществляется в форме плана, программы или графика. Планы и программы
могут разрабатываться как на длительный срок (до нескольких лет), так и для
планирования текущей деятельности.
Текущая деятельность организации планируется, как правило, в форме
годовых и квартальных планов работы управлений, отделов, групп, служб, в
форме планов и программ командировок, графиков отпусков, а также планов
выполнения отдельных специализированных видов работ, наиболее важных и
существенных для деятельности организации. При наличии в учреждении
коллегий, советов, комиссий (временных или постоянных) их деятельность
также планируется.
Источниками для составления планов являются: федеральные и отраслевые
планы, программы, генеральные схемы, организационно-правовые документы
учреждения, распорядительная документация, решения коллегиальных и
совещательных органов, предложения, докладные записки, справки и другие
информационные и аналитические материалы, поступающие от других
подразделений и служб.
Разрабатываются плановые документы руководством с привлечением
квалифицированных специалистов. Планы работы подразделений утверждаются
вышестоящим руководителем, планы работы организации в целом - ее
руководителем. Планы работы коллегиальных и совещательных органов
утверждаются председателем коллегиального или совещательного органа.
Назначение и состав распорядительной документации
Независимо от характера и содержания деятельности организации, ее
организационно-правовой формы, компетенции, структуры и других факторов,
руководство любой организации наделяется правом издания распорядительных
документов.
Основное назначение распорядительных документов — регулирование
деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию
поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своей
деятельности и деятельности организаций, входящих в его систему. От того,
насколько эффективно регулируется деятельность учреждения, зависят
результаты работы организации.
Решения, фиксирующиеся в распорядительных документах, направлены на
совершенствование организационной структуры учреждения, характера,
содержания, средств и способов осуществления основной (производственной)
деятельности учреждений, обеспечение организации финансовыми, трудовыми,
материальными, информационными и иными ресурсами.
Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по
системе управления: от управляющего органа к управляемому, т.е. от
вышестоящего к подведомственному, от руководителя организации к структурным
подразделениям и работникам. Именно эти документы реализуют управляемость
объектов по вертикали.
В юридическом плане распорядительные документы относятся к
нормативным правовым актам. В них получают выражение конкретные юридически
властные предписания субъектов исполнительной власти. Конкретность таких
предписаний проявляется в том, что с помощью распорядительных документов
разрешаются возникающие в сфере управления проблемы и вопросы; их адресатом
являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица
или работники; они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение
конкретных административно-правовых отношений.
С точки зрения сферы своего действия распорядительные документы
делятся на:
1. правовые акты, действующие на федеральном уровне, — акты, издаваемые
Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,
органами федеральной исполнительной власти;
2. правовые акты, действующие на уровне субъектов Российской Федерации, -
краев, областей, городов республиканского значения Москвы и Санкт-
Петербурга, автономных областей и округов, а также их территориальных
образований;
3. правовые акты, действующие в пределах отрасли (издаются отраслевыми
органами федеральной исполнительной власти);
4. правовые акты, действующие в рамках отдельной организации, учреждения,
предприятия, фирмы.
Распорядительные документы, издаваемые органами федеральной
исполнительной власти, относятся к категории ведомственных нормативных
актов. Их можно разделить на:
акты, затрагивающие права, свободы, законные интересы граждан
Российской Федерации;
акты межведомственного характера;
акты, регулирующие отношения органов федеральной исполнительной
власти с подведомственными учреждениями, организациями и предприятиями.
Подготовка распорядительных документов федеральных органов
исполнительной власти осуществляется в соответствии с Правилами подготовки
ведомственных нормативных актов, утвержденными постановлением Совета
Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 722.
Основанием для издания распорядительного документа может быть:
. необходимость исполнения принятых законодательных, нормативных правовых
актов и иных решений вышестоящих органов;
. необходимость осуществления собственной исполнительно-распорядительной
деятельности, вытекающей из функций и задач организации.
Распорядительные документы могут издаваться совместно несколькими
органами управления.
С точки зрения порядка разрешения вопросов (принятия решений) все
распорядительные документы делятся на две группы: документы, издаваемые в
условиях коллегиальности; документы, издаваемые в условиях единоличного
принятия решений.
В первом случае распорядительные документы издаются на основе
решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием,
советом, правлением и т.п.). Коллегиальность позволяет наиболее правильно и
эффективно решать крупные и сложные вопросы, требующие серьезной
проработки. На основе коллегиальности действует федеральное правительство,
представительные органы и правительства субъектов федерации и органов
местного самоуправления, государственные комиссии и комитеты, коллегии
министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.
В системе коллегиальных органов особо выделяются совещательные по
своему статусу органы, например коллегии министерств. Их специфика
заключается в том, что решения совещательных органов носят не обязательный,
а рекомендательный характер. Это означает, что руководитель организации
имеет право принять собственное решение, вопреки решению совещательного
органа.
В условиях единоличного принятия решений власть по всем вопросам
управления в организации принадлежит ее руководителю. Единоличное принятие
решений обеспечивает оперативность управления, повышает персональную
ответственность руководителей за принятые решения. На основе единоличного
принятия решений действуют федеральные министерства, администрации
субъектов Российской Федерации и других территориальных образований, органы
исполнительной власти организаций, учреждений, предприятий, фирм
(генеральный директор, директор, исполнительный директор, председатель
правления).
В органах управления, действующих на основе коллегиальности, их
руководители наделяются правом принимать единоличные решения по достаточно
узкому кругу вопросов, как правило, касающихся внутренней деятельности
организации — ее кадрового состава, материального и иного обеспечения и
некоторых других.
В условиях коллегиального принятия решений издаются постановления и
решения.
В условиях единоличного принятия решений издаются приказы, указания,
распоряжения.
Назначение и состав справочно-информационной и справочно-аналитической
документации
Процесс принятия обоснованных управленческих решений основан на сборе
и обработке объективной и достоверной информации. Информация о фактическом
положении дел в системе управления содержится в различных источниках, но
важнейшее место среди них занимают справочно-информационные и справочно-
аналитические документы: акты, справки, докладные записки, переписка и др.
Эти документы выполняют служебную роль по отношению к организационно-
правовым и распорядительным документам. Документы этой группы не содержат
поручений, не обязывают действовать строго предписанным образом, как
распорядительные документы, а сообщают сведения, побуждающие принимать
определенные решения, иначе говоря, - инициируют управленческие решения,
позволяют выбрать тот или иной способ действия.
Особенность этих документов состоит в том, что, как правило, это
документы, идущие снизу вверх по системе управления: от работника к
руководителю структурного подразделения, от руководителя подразделения к
заместителю руководителя организации или руководителю организации, от
подведомственной организации к вышестоящей. Отдельные разновидности
справочно-информационных документов, например переписка, используются для
реализации информационных связей между равными, не состоящими в отношениях
соподчинения организациями и должностными лицами.
Не существует сколько-нибудь непротиворечивой классификации этих
документов. В достаточной степени условно всю совокупность этих документов
можно разделить на справочно-информационные и справочно-аналитические
документы.
[pic]
Рис. 2.2.1. Справочная документация
Особое место в системе информационно-справочной документации занимает
переписка - обобщенное название различных по содержанию документов,
выступающих в качестве инструмента оперативного информационного обмена
между организациями.
Деловая переписка занимает значительное место в документальном
массиве учреждений. Являясь связующим звеном между организациями, переписка
занимает около 80% входящей и исходящей документации.
Виды деловой переписки и их названия (письмо, телеграмма, телекс,
факсограмма (факс), телефонограмма) определяются способами передачи деловой
информации, которые подразделяются на два основных вида - почтовая связь и
электронная связь.
Переписку отличает широкое видовое разнообразие: от имеющих нормативный
характер писем и телеграмм государственных органов до обращений граждан и
типовых заявок. Содержанием переписки могут быть запросы, уведомления,
соглашения, претензии, соглашения, напоминания, требования, разъяснения,
подтверждения, просьбы, рекомендации, гарантии и т.д.
При ведении переписки должны соблюдаться следующие требования:
. письма оформляются на специальных бланках — бланках для писем и
подписываются руководителем организации или его заместителями в рамках
предоставленной им компетенции;
. письма должны доставляться грамотно, аккуратно, без грубых помарок,
исправлений;
. независимо от содержания письмо должно излагаться спокойным, выдержанным,
официально-деловым языком, обладать достаточной аргументацией, точностью,
полнотой и ясностью характеристик, краткостью и последовательностью
изложения;
. содержать объективные сведения об излагаемых событиях и фактах, в
необходимых случаях иметь разъясняющие и дополняющие материалы.
Информационный обмен с помощью переписки следует использовать только
в том случае, когда затруднен или невозможен иной способ обмена мнениями
(телефонные переговоры, личная встреча и др.).
Назначение и состав отчетной документации
Отчетную документацию составляют документы, содержащие сведения о
результатах деятельности учреждения, организации, предприятия за
определенный период времени — год, полугодие, квартал, месяц, декада.
Отчетная документация в деятельности организации и государства в целом
выполняет функцию обратной связи, позволяя сопоставлять полученные
результаты с показателями, намеченными планом или программой.
Анализ отчетных документов дает возможность руководству
корректировать деятельность как самой организации, так и подведомственной
системы, совершенствовать организационную структуру характер и содержание
выполняемых работ, кадровый состав организации, обеспечение ее финансовыми,
материальными и иными ресурсами.
Отчетная документация учреждения состоит из нескольких комплексов
документов:
государственная статистическая отчетность;
ведомственная отчетность;
внутриучрежденческая отчетность.
Формы документов государственной статистической отчетности
разрабатываются Госкомстатом России и являются обязательными для всех
учреждений, организаций и предприятий. Порядок составления и оформления
документов государственной статистической отчетности установлен Положением
о порядке предоставления государственной статистической отчетности в
Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомстата от 14 августа
1992 г № 130.
Формы документов ведомственной отчетности разрабатываются
министерствами и ведомствами. Федеральные органы исполнительной власти,
выполняющие функции органов межотраслевой координации, разрабатывают формы
ведомственной отчетности, обязательные для всех учреждений, организаций и
предприятий, например Центральный банк Российской Федерации,
Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство
финансов Российской Федерации разрабатывают формы бухгалтерского учета и
отчетности, налоговой отчетности, обязательные для всех организаций.
Федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции отраслевого
управления, разрабатывают формы ведомственной отчетности, обязательные для
учреждений, организаций и предприятий отрасли.
Государственная статистическая и ведомственная отчетность
представляется в установленные сроки соответствующим территориальным
органам. По срокам представления она может быть декадной, месячной,
квартальной, полугодовой и годовой. В заинтересованные органы
представляется первый экземпляр подготовленного отчета и электронная копия
документа.
Кроме государственной статистической и ведомственной отчетности, в
каждом учреждении составляется внутренняя отчетность о выполнении планов,
заданий, разовых поручений руководства или поручений вышестоящей
организации. Такого рода отчетные документы составляются специалистами
структурных подразделений и представляются на рассмотрение руководства
данной или вышестоящей организации.
Внутриучрежденческие отчетные документы могут называться: отчет или
справка отчетного характера (в отличие от аналитической справки).
Отчетные документы могут составляться по различным направлениям
деятельности организации: о результатах функциональной деятельности
подразделений и в целом — организации, о результатах научно-
исследовательской или научно-внедренческой деятельности, о командировках, о
результатах рекламной деятельности (рекламных кампаний), о выполнении
отдельных, разовых мероприятий или заданий руководства и др.
2.3. Организация работы с документами
2.3.1. Нормирование оформления документов
Наилучшим вариантом организации нормативного обеспечения
делопроизводства при действующей системе формирования состава документов
являлось бы создание соответствующего норматива по оформлению элементной
базы: реквизитов документов, размеров бумаги, шрифтов печатающих устройств
и т.д. и построение на этой основе изначально унифицированных между собой
документов.
Естественная унификация документов на протяжении развития
государственности в России и шла этим путем. Создание системы
государственных стандартов на документацию, проводившееся в условиях
ведомственной разобщенности и недостаточной координирующей роли органов
стандартизации, стало причиной, с одной стороны, явной дублетности
нормативных положений, с другой — некоторой фрагментарности, неполноты
нормативных требований по оформлению документов.
Требования к составу реквизитов и их оформлению
Требования к составу информационных элементов документов-реквизитов
определяются двумя государственными стандартами на управленческую
документацию: ГОСТ 6.10.4—84 "Унифицированные системы документации.
Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме,
создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения”, ГОСТ
6.10.5-87 "Унифицированные системы документации. Требования к построению
формуляра-образца”, ГОСТ Р 6.30-97 “Унифицированная система организационно-
распорядительной документации. Требования к оформлению документов”.
Эти нормативы устанавливают состав реквизитов, придающих документной
записи юридическую силу документа и поэтому называемых обязательными.
При подготовке и оформлении документов используют следующие
реквизиты:
01 - Государственный герб Российской Федерации;
02 - герб субъекта Российской Федерации;
03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
04 - код организации;
05 - код формы документа;
06 - наименование организации;
07 - справочные данные об организации;
08 - наименование вида документа;
09 - дата документа;
10 - регистрационный номер документа;
11 - ссылка на регистрационный номер и дату документа;
12 - место составления или издания документа;
13 - гриф ограничения доступа к документу;
14 - адресат;
15 - гриф утверждения документа;
16 - резолюция;
17 - заголовок к тексту;
18 - отметка о контроле;
19 - текст документа;
20 - отметка о наличии приложения;
21 - подпись;
22 - гриф согласования документа;
23 - визы согласования документа;
24 - печать;
25 - отметка о заверении копии;
26 - отметка об исполнителе;
27 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
28 - отметка о поступлении документа в организацию;
29 - отметка для автоматического поиска документа
При оформлении документов используют следующие реквизиты: 09, 10, 11,
13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29.
Государственная система документационного обеспечения управления по
самоопределению — совокупность принципов и правил, устанавливающих единые
требования к документированию управленческой деятельности м организации
работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях
(объединениях), в учреждениях и общественных организациях' без всяких
уточняющих и ограничивающих дополнений. Соответственно и требования к
оформлению документов излагают, ориентируясь на всю совокупность
управленческой документации. А учитывая типовой характер этих требований и
их всестороннюю апробацию, они практически распространились вообще на всю
документацию, использующую в процессе своего оформления те или иные
реквизиты, установленные ГСДОУ.
Рассмотрение состава реквизитов и требований по их оформлению
проводится в привязке к современным требованиям, уточненным в
подготовленной Росархивом в 1993 г. на базе ГСДОУ Типовой инструкции по
ведению делопроизводства в министерствах и ведомствах Российской Федерации.
Состав этих министерств не ограничен, им предоставлено право разрабатывать
индивидуальные отраслевые нормативы, но не противоречащие названной выше
типовой инструкции, так как оформленные с соблюдением всех требований
реквизиты документов и правильно составленный текст не только придают
документам юридическую силу, но свидетельствуют также о высокой деловой
квалификации готовивших их специалистов и их общей культуре.
Треюования к оформлению документов указаны в Приложении № 2.
2.3.2 Организация документооборота
Установление порядка движения документов или управление документацией
организации заключается в создании условий, обеспечивающих хранение
необходимой документной информации, ее быстрый поиск и снабжение ею
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|