Рефераты
 

Дидаскология

целостную гуманитарную и естественно-научную картину мира, овладение

критериями оценки природы и социальных явлений феноменом культуры, способов

добывания, обработки и хранения информации. Это научает видеть свой предмет

в уч. процессе школы (например, физика, математика...)

2) Любой пед. ВУЗ ориентирует специалиста на проф. Д, предметом которой

является человек. Отсюда, фундамент проф. подготовки педагога составляет

комплекс современных научных знаний о человеке, о его становлении, развитии

в реальном социо-культурном творчестве.

Т. е. вторая задача— вооружить системой антропологического знания,

которая излагается по принципу проблемно-содержательной взаимосвязи

различных дисциплин.

3) обеспечить становление личностной и проф. культуры педагога как

спооба его жизнеД, как инструмента реализации инд. творческих сил, знать

место и роль образования в мировом движении.

4) дать систему фундаментальных знаний в области конкретной научной

области.

Т. о. сейчас актуализируется антропологический подход, который

позволяет вывести пед. образование на уровень

практического человекознания.

Системное антропологическое знание.

Выполняя системообразующие функции содержания образования,

антропологический подход обеспечивает взаимосвязь и единство

социогуманитарной, культурологической, псих-пед., предметной подготовки

педагога.

Общая цель псих-пед. дисциплин: освоение современных научных

представлений о становлении, развитии человека в образовательных процессах.

Общность предметов псих-пед. дисциплин - человек в его становлении и

развитии. Это предполагает взаимообусловленность и многообразие аспектов

его рассмотрения. Содержание псих-пед. дисциплин:

1) психическая природа человека и закономерности его развития;

2) личность (ребенок и взрослый) в образовательных процессах различного

типа (учебных, воспитательных);

3) образовательные системы в историческом и современном социокультурном

пространстве, принципы их конструирования и прогнозирования;

4) способы и средства (технологии) обучения, воспитания и развития

человека.

Уровень псих-пед. культуры "типичного" учителя сегодня не удовлетворяет

запросам общества, не отвечает нуждам реальных людей.

По-прежнему сохранятеся неоправданно заниженный статус предметов псих-

пед цикла в системе образования и даже фактическое изымание самого субъекта

обучения и воспитания, т. е. реального человека, ребенка, в его конкретной

Д, субъектности и субъективности. Педагог работает не с человеком вообще, а

с человеком, который органично включен в опред. природную, историческую,

этнолингвистическую, этнокультурную, этносоциальную среду.

Путь ребенка к овладению универсальными ценностными обязательствами

лежит через конкретные формы их существования в национальной культуре, т.

к. нельзя уважать и любить мировую культуру, не зная своей собственной

национальной культуры. Отсюда, содержание гуманитарных знаний, которое

должен усвоить будущий педагог, надо ориентировать на отечественную

материальную и духовную культуру, процесс трансплантации культурного опыта

родного народа в духовной мировой личности требует присвоения этого опыта

самим учителем.

Корпус социогуманитарных дисциплин интегрирует знания трех

универсальных измерений человеческого существования, в пределах которого

развивается все многообразие преемственных форм творческой активности

личности. Собственно человеческая Д выявляется в трех измерениях:

1) в виде способностей к духовно-познавательному освоению

действительности;

2) в виде способности к ценностному (аксеологическому) отношению к

миру;

3) в виде способностей к социальному (практическому) действию. Это и

образует глубинную основу бытия человека.

Общая цель комплекса социально-гуманитарных дисциплин заключается в

ознакомлении с достигнутым уровнем знаний о природе, о детерминации, путях

и средствах реализации всеобщих форм освоения человеком мира и обретения

человеком жизненных мировоззренческих ориентации.

Этот комплекс называется социогуманным, т. к. комплекс входящих в него

дисциплин образуют вопросы границ и структур взаимообусловленности и

взаимосвязи человека и соц. среды в процессе формирования человеком

личностных качеств.:

Культурологический цикл представлен в самостоятельном блоке дисциплин в

соответствии с определяющей ролью личностной культуры. Преодоление в

традиционной школе запущенности личностной культуры педагога.

Введение человека в пространство мировой и отечественной культуры -

общая цель цикла - практическая интериоризация культурного опыта поколений

в духовный мир будущего специалиста. Цель - формирование личностной

культуры как способа самореализации личности в профессиональном творчестве.

Культурное образование обеспечивается учебными курсами, в которых

представлены:

1) фундаментальные знания о культуре как способе жизниД человека,

выражающем его родовую специфику;

2) знание о конкретных формах культурной деятельности, теоретическое и

практическое освоение которого обеспечивает нбх-ый уровень личностной

культуры специалиста;

3) призвана овладеть основными понятиями теории культуры

(представлением о ее строении, закономерности ее развития, понять человека

как творение и творца культуры, помочь студенту осознать личностый смысл

культуры, роль пед. традиций в культурных процессах).

Существенной чаcтью культурного образования является история русской

культуры в ее взаимосвязях с другими культурами (Евразия). Благодаря

освоению физической и валеологической культур, педагог обретает способность

к саморегуляции своего организма, организации своего труда и отдыха.

Освоение русской речевой культуры позволяет подняться на уровень

подлинной интеллигентности, уметь точно и выразительно излагать свой

предмет, беседовать.

Художественная образованность и эмоциональная культура - та область

человеческой Д, которая развивает универсальные творческие способности,

продуктивное мышление, обогащает интуицию, сферу чувств. Овладевая

ценностями мировой худ. культуры, педагог приобретает опыт сопереживания,

сотворчества, способность к диалогу культур.

Критерием проф. компетентности служат глубина и высота его специальной,

предметной подготовки.

Специфика пед. образования в том, что осваиваемый научный материал

(закономерности и факты, понятия и теории, вывода, методологические идеи)

выполняет в его Д инструментальную функцию, т. е. средство воздействия на

формирование личности.

Важное значение сегодня имеет научное обоснование опыта. У нас нет

общей теории учебного плана вообще, уч. заведения и пед. заведения. Мы не

знаем, какие уч. дисциплины надо включать в ВУЗы, сколько часов, все это

нередко решается интуитивно, программы смежных дисциплин часто дублируют

друг друга и прочее.

Качество подготовки специалистов заключается не в количестве сведений

сообщаемых студентам.

Современная наука развивается очень быстро, однако приток научных

знаний не должен приводить к разбуханию уч. планов, надо тщательно научно

обосновывать и отбирать уч. материал. Каждое научное обобщение должно вести

не к расширению, а к разумной и оправданной концентрации уч. материала.

Содержание пед. образования составляет системно организованный массив

уч. информации и алгоритмов формирования умений и навыков специалистов. Оно

несовместимо с чисто информационным материалом, с абстрактным

просветительством, нужно обеспечить органическое единство прикладных,

фундаментальных и методологических знаний, которые составляют основу общей

культуры и профессионализма. Нбх-сть вариативности и гибкости уч. планов и

программ. Создавать дидактическую индустрию: разработка госуд-х образоват-х

стандартов, средств научно-методологического и учебного обеспечения

образоват. процесса (программистов, планов, занятий...)

Одним из направлений, которые необходимо сегодня реализовать, является

утверждение гуманизации пед. образования.

Ориентация на ценности - характерная черта человеческой жизни. Без

ценностного подхода к явлениям действительнсоти невозможна ни Д человека,

ни жизнь. Ценностью для личности м/б не только явления предметного мира

(средство удовлетворения потребностей личности), это м/б нормы и идеалы.

Функция явлений - служить Д людей - есть ценность. Отношение к ним -

ценностное отношение. Избирательная направленность сознания на объекты и

явления окр. мира, как тенденция, потребность личности заниматься

удовлетворяющей Д - мощный побудитель активности, под влиянием которого все

психические процессы протекают особенно интенсивно.

Ценности пед. Д - те ее особенности, которые позволяют педагогу

удовлетворить свои материльные, духовные и общественные потребности и

которые служат ориентиром его социальной и профессиональной активности,

направленной на достижение гуманистических целей. Соотнеся потребности

личности с профессией педагога можно предположить следующие группы

ценностей пед. Д:

1) ценности, связанные с утверждением в человеческом обществе

(значимость труда, престиж),

2) удовлетворение потребности в общении (дети, интересные люди),

3) ценности, связанные с самосовершенствованием (развитие творческих

способностей, приобщение к духовной культуре...),

4) ценности, связанные с самореализацией (творческий характер труда,

увлекательная и романтическая пед. Д и т. д.),

5) ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами

(самоутверждение, карьера, проф. рост, отпуск

большой...), По предметному содержанию еще:

6) ценности самодостаточности. Ценности самодостаточного типа являются

ценностями-целями к себе:

творческий и разнообразный характер труда педагога,

престиж его Д,

общественная значимость труда,

самоутверждение в пед. труде,

любовь к детям и др.

Эти ценности находят свое выражение в целях пед. Д, связанных с

развитием личности ребенка, педагога, ученического и пед. коллективов.

7) ценности инструментального типа служат средством достижения

ценностей-целей (общественное признание

результатов труда педагога, овладение теорией и технологией...).

Структурный и качественный анализ ценностей пед. Д обнаружил их

комплексный характер, обнажил их гуманистическую сущность. Эти пед.

ценности в сознании педагога образуют систему ценностных ориентации.

Гуманистические начала пед. Д являются вечными ориентирами учителя

(между действительностью и идеалами преодоление разрывов..), обусловливают

смысложизненное самоопределение педагога. Обновление идеологии и содержания

пед. образования объективно требует переводить его не технологический

уровень. Пед. технология —упорядоченная совокупность действий, операций и

процедур, инструменатльно обеспечивающих достижение диагностируемого и

прогнозируемого результата обучения и воспитания и развития в изменяющихся

условиях образовательного процесса. Образовательная (пед.) технология

должна удовлетворять след. условиям:

1) наличие четко и диагностично заданной цели (т. е. конкретно

измеримого представления понятий, операций,

деятельности, как ожидаемого результата проф. обучения и развития

студентов);

2) представление изучаемого содержания материала в виде системы

познавательных задач и практически ориентированной основы и способов их

решения;

3) наличие жесткой последовательности, логики, определение этапов

усвоенных материалов, набора проф. функций);

4) указание способов взаимодействия участников образовательного

процесса, а также указание способов взаимодействия субъектов с

информационной техникой;

5) мотивационное обеспечение Д преподавателя и студентов, основанное на

реализации их личностных функций в этом процессе: свободный выбор,

креативность, состязательность, жизненный и проф. смысл;

6) указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой Дей

педагога, границ допустимого отступления от многообразных правил и

предписаний.

Разрабатывая концепцию пед. образования исходили из того, что его

структурно-содержательный и процессуальный компоненты пока не соответствуют

природной Д учителя, т. к. пед. Д является и массовой и творческой, но если

она массовая, то она требует относительно типовой системы управления,

организации, проектирования. А творчество предполагает создание

возможностей для самореализации личности каждого педагога.

В пед. ВУЗах на основе типовой учебной структуры пытаются развить

творческую индивидуальность, не занимаясь ею как таковой. Отсюда,

становится нбх-ой разработка личностно-ориентированной технологии пед.

образования.

Мера эффективности этих технологий существенно зависит от того, в какой

степени полно представлен в них человек (студент, слушатель..) в его

многообразной субъектности и субъективности (проф-псих. особенности

будущего педагога, перспективы их развития или угасания)

Отсюда, приоритет субъектно-смыслового обучения, по сравнению с

обучением информационным, и формирование множества субъективных картин

мира. Диагностика личностного развития, ситуативное проектирование, диалог,

включение уч. задач в контекст жизненных проблем, решительный поворот от

валовых форм обучения к его индивидуализации. Индивид. творческий подход

преодолевает массово-репродуктивный характер пед. образования, выводит на

личностный уровень, обеспечивает формирвоание творческого индивида,

развитие пед. взглядов и идеалов, развитие неповторимой технологии

деятельности, авторского мышления и т. д.

Следовательно нбх-о переходить на индивид. учебные планы и программы

проф. подготовки, где д/б выделены личностные блоки: мировоззренческий,

проф-ценностный, образовательный, операциональный. Они позволят перейти на

гибкие модели организации уч. процесса, который будет личностно-значимым,

мотивационным и коррекционным. Такое избирательное влияние образовательного

процесса на личность в целом.

Проф-личностное развитие студентов должно сопровождаться формированием

творческого опыта Д.

Полисубъектный, диалогический подход, который предполагает иные

структуры взаимодействия преподавателя и студентов. Они складываются на

основе самостоятельности и добровольного признания стимулирующей роли

преподавателя, добровольное стремление учащихся подражать ему.

Технология контекстного обучения.

Вербицкий А. А.

Суть - последовательное моделирование всей системы форм, методов и

средств обучения, предметного и социального содержания усваиваемой

студентами проф. Д с помощью трех типов взаимосвязанных моделей.:

семиотическая, имитационная, социальная.

В своей совокупности они образуют обобщенную динамическую модель

перехода студентов от учебной к проф. Д.

Весьма перспективной является и технология открытых систем интенсивного

обучения, которая предусматривает:

1) нелинейное структурирование проф. обучения, которое позволяет

независимо от формы организации обучения организовать обучение по индивид.

программам, обеспечение каждому студенту разумное и экономное использование

его физических и психических способностей, отбор материала, форм и методов

работы.

2) отказ от линейной структуры в организации сети организационных

потоков во всех случаях, которые она не продиктована учебной нбх-стью,

3) увеличение плотности учебной информации, внедрение активных методов

обучения,

4) увеличение удельного веса тех форм организации уч. занятий, которые

обеспечивают наиболее благоприятные условий для протекания процесса

взаимодействия студентов в достижении целей обучения,

5) разработка и внедрение в учебный процесс механизмов обучения.

В высшей пед. школе получают признание индивид. технологии на базе

персонального компьютера. За счет создания единого индивид. пространства

появилась возможность сократить время на аудиторное занятие. Информационно-

компьютерная поддержка.

Пробивает дорогу акмеологический подход (вершин жизни, мастеров) к

проф. мастерству. Эта технология ориентирована на раскрытие псих. резервов

и личностного потенциала профессионала. Т. о. прогресс пед. образования

закономерно связан с творческим использованием исторических традиций и пед.

опыта, обновлением идеологического содержания, технологий пед. образования.

Все это делает его приоритетным направлением гос. политики.

Антропологический подход к пед. образованию.

В дни ЮНЕСКО Федерико Майор (генеральный директор):

"В каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из

которых можно развить и воспитать именно образование, в широком смысле

слова, можно назвать средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку

стать личностью, стать активным членом общества, искателем правды и ее

выразителем, стать способным помочь каждой общине, обществу сделать шаг к

лучшей жизни."

Особенности и возможности образования можно выявить при рассмотрении

фундаментальных философских проблем: например, проблем гегелевской

трактовки природы образования, которая строится на основе понимания

индивидуального "я", как укорененного во всеобщем.

В культуре и социуме осуществляется два встречных процесса, из которых

складывается образование:

1) (по Гегелю) подъем индивида ко всеобщему опыту и знанию, то человек

от природы желает того, чем он должен стать,

2) субъективизация всеобщего опыта и знания в уникально единичных

формах "я" и формах самопознания, Гегелевская интерпретация образования как

отчуждения природы бытия и подъема индивида ко всеобщности предполагает:

- понимание самого индивида как "я";

предполагает понимание его как субъекта образования.

Мы призваны отрефлексировать человека как уникальное явление природы,

утвердить приоритет целостности внутреннего мира, осмыслить его права и

обязанности, его ответственность перед собой за осуществление его

творческого потенциала, обосновать степень вторжения общества в жизнь

человека. Еще Достоевский в XIX в. писал:

"Каждая великая нация вырабатывает некую высшую идею, без которой нации

как единого целого быть не может". Например, идея народности воспитания у

Ушинского.

"Есть одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда

может рассчитывать воспитание - это то, что мы называем народностью.

Воспитание, основанное народом и на народных началах, имеет грандиозную

воспитательную силу, которой нет в воспитательных системах, которые

основаны на абстрактных идеях или на традициях чужого народа".

Идея народности напрямую связана с представлениями о человеке как

субъекте воспитания.

Что такое человек? Это вопрос о его природе и сущности, о

закономерностях его функционирования, о характерных особенностях и

направленности его развития, что есть человек сегодня и чем он станет

завтра и т. п.

Наука издавна стремится понять человека во всех его сущностных

проявлениях и жизненных отношениях. Ученые формулируют систему

представлений и понятий о человеке, актуализирующие принцип, хар-щий

человека как меру всех вещей.

Многомерность человека как личности, субъекта, индивида... Он - объект

многих наук.

Человек как предмет воспитания. Следовательно, он объект пед.

антропологии.

7дек. 1867г. К. Д. Ушинский подписал предисловие к "Человек как предмет

воспитания".

Сверхзадача этого труда сформулирована - опыт пед. антропологии.

Антропологический принцип требовал признания условности человека,

неделимости духовной и телесной природы человека, сочетания умственного и

нравственного воспитания с воспитанием физическим. "Для воспитания человека

во всех отношениях, надо его узнать во всех отношениях". Это ключевая

парадигма пед. антропологии. Но педагогики недостаточно для пониманиия

человека. Пед. антропология должна начинаться с исследования физиологии и

гигиены, развития человеческого организма, здоровья.

В 1томе Ушинский отразил логику пед. антропологии: научные знания о

физиололгических явлениях (рост, сила развития, питание, утомление,

потребность отдыха, НС и органы чувтсв, мускульное чувство, отражательные и

рефлективные движения...). Сюда вписывается и знание о психических явлениях

(внимание, припоминание, ассоциации, представления, воображение,

рассудочный процесс, образование понятий, история памяти и рассудка,

рассудок и разум, общая характеристика сознания, чувства, страсти, воля..).

В этой логике особое место занимает переход от физиологии к психологии

в сфере психофизических явлений.

В комплекс антропологических наук еще входят:

анатомия, патология, логика, филология, география, статистика,

политич. экономия и история всех наук.

Во всех них должны излагаться факты и те соотнесения фактов, в которых

обнаруживается свойство человека как предмета воспитания.

Средства воспитательного влияния безграничны по своей мощи и своему

многообразию. Они должны быть подчеркнуты из самого человека - центральная

мысль.

Пед. антропология открывает для воспитания неисчерпаемые возможности,

ранее скрытые или еще не познанные наукой.

Эти открытия приобретают особое значение, т. к. они создают предпосылки

для проникновения в человеческую природу и управления ею.

Ушинский писал книгу в период становления антропологического знания. Он

полагал, что "это новая эра для педагогики и психологии. Мы сохраняем

твердые убеждения, что великое искусство воспитания едва только начинается,

что мы стоим еще только в преддверии этого искусства и не вошли в самый

храм его и до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, которое

оно заслуживает".

Его концепция пед. антропологии дала толчок целостному изучению

ребенка, тогда как отдельные науки подходили к ребенку со своих позиций и

не давали синтезированного знания о нем.

В конце Х1Х в. появилась педология, у истоков которой стояли Холл,

Мейман, Торндайк.

Обязанные своим происхождением пед. антропологии, экспериментальным

исследованиям, педология распространилась в России.

Представители начала ХХ в. Румянцев, Нечаев, Россолимо, Лазурский,

Кащенко.

Позднее: Абрамов, Басов, Бехтерев, Блонский, Выготский, Залкинд,

Моложавый, Фортунатов и др.

В 1904г. при пед. музее военного уч. заведения в СПб была открыта пед.

лаборатория им. Ушинского.

П. П. Блонский "Педология может претендовать на звание науки в том

случае, если он имеет свой специфичный предмет изучения".

"Педологическим изучением становится тогда, когда оно сосредоточено не

на отдельных свойствах ребенка, а на связи этих свойств между собой".

рост ребенка - физиолог,

его - психолог,

связь их — педолог.

Т. о. свойства ребенка во всей их полноте и связях. Синтезирующей идеей

всех свойств ребенка выступает идея развития. Т. е. как свойства ребенка

связаны между собой в развитии. Морис де Пап: "Педология как

самостоятельная наука прекратила свое существование после 1 мировой войны".

У нас: в июле 1936г. "Постановлением ЦК ВКПб о педологических

извращениях в системе наркомпросов".

Причина - отчуждение от человека в тотально-командных режимах

государствах.

Недостаточно в педологической науке были отрефлексированы ее предмет,

принципы, понятийно-категориальный аппарат, т. е. стремясь синтезировать

знания о ребенке педологи подчас соединяли несоединимое

(неквалифицированные методы диагностики).

Главная цель педологов - изучение воспитанников с помощью разнообразных

исследовательских процедур (а воспитывать должны педагоги).

Блонский: педология должна находиться в центре школьной работы, быть не

только исследующим, а обязательно действовать вместе с педагогом, врачом,

психологом..

1960-е годы - вновь обратились к проблематике пед. антропологии. Это

связано с именем Б. Г. Ананьева.

Он писал: "В системе связей человек изучается наукой то как продукт

биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса

(личность), то как естественный индивид с генотипичиской программой

развития и диапозоном изменчивости. Исключительно важное значение имеют

исследования человека как основной производственной силы общества, субъекта

труда, субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета

воспитания".

Развитие человека - есть единый процесс, определяемый историческими

условиями общественной жизни.

Он говорил, что результатом взаимодействия биологического и социального

индивид. развития человека является формирование индивидуальности.

Суть индивидуальности - единство и взаимосвязь свойств человека как

личности и субъекта деятельности.

Ананьев согласен с Ушинским.

Пед. процесс должен быть природосообразным (соответствующий

возможностям и потенциалам развития ребенка).

Ананьев говорил о сущ-нии гомогенных и гетерогенных зависимостей между

воспитанием и развитием человека.

Блонский: "Педология - это наука об особенностях детского возраста".

Басов: "Педология - это наука о росте, конституции и..... типичного

массового ребенка в различные эпохи и фазы детства".

Моложавый: "Педология - изучает симптомокомплекс различных эпох, фаз и

стадии детского возраста в их временной последовательности и в их

зависимости от различных условий".

Залкинд: "Педология - наука о развивающейся человеческой личности, о

растущем человеческом организме в условиях окружающей среды".

Основные законы педологии:

("Педологический журнал",! 923 г, №1)

1) закон специфичности детства, согласно которому ребенок не есть

взрослый в миниатюре,

2) закон конвергенции (схождения) внутренних и внешних факторов,

согласно которому физическое и психическое развитие ребенка обусловлено

одновременным действием наследственности и среды,

3) закон динамогенеза, всякое впечатление приходит в движение,

4) закон биогенетический (у Геккеля) - развитие ребенка повторяет в

сокращенном виде развитие всех его предков,

5) закон ритмизации или количественной периодичности развития ребенка:

рост детей идет неравномерно,

6) закон оптимальной продолжительности: более продолжительная стадия

развития ребенка соотв-ет

лучшей степени его развития в следующем периоде. Педологи отмечали, что

некоторые законы бесспорные, другие вероятные.

Бесспорные истины педологии (Блонский):

1) Чем на более высшей ступени развития находится данное животное, тем

относительно, по сравнению со всей жизнью, продолжительней его детство.

Например, низшие животные и человек тоже и в истории человечества. Кошка-

8%, собака-13%, слон-29%, человек-33%, детства от всей жизни. Но

внутриутробное детство: кошка-15%, собака-9%. слон-6%. человек-3%.

Современный ребенок развивается быстрее, чем ребенок прежних эпох. Т. о.

чем выше данное животное по эволюции, тем из больших чисел стадий состоит

его детство, детство длиннее, но и более быстры и темпы прохождения стадий,

особенно если она более примитивна.

2) Детство - возрастное развитие.

Иметь короткое детство, значит иметь малое время для развития. Человек

развивается дольше и быстрее. Чем благоприятнее соц-экономич. условия, тем

быстрее темпы развития.

3) Человек во чреве матери воспроизводит всю историю физического

развития наших животных предков, но и после рождения у человека вначале

преобладает более древний мозг, моторика которого палеокинетическая, в

детстве у него развиватеся новый мозг и неокинетическая моторика (прямая

походка, речь, владение рукой). Дошкольники - нормальное развитие, школьник

- грамота, науки.

4) В своем развитии ребенок проходит биохимическую, морфологическую,

физиологическую, психологическую эволюции.

Биохимическая - высыхание и об-ствелние организма с в 50м.

Морфологическая - уменьшение широких коротких пропорций и увеличение

длинных (например, от

короткополостных к длиннополостным).

Физиологическая - постепенное убывание растительных функций (питание и

рост) и постепенный рост

животных функций (сознание и движение).

Психологическая - венчает предшествующее. Развитие психических

процессов, свойств и состояний.

Чувства развиваются раньше ощущений, эмоции ранее интеллекта, мышление

конкретно-образное раньше

абстрактно-количественного.

Тезаурус педологии: развитие, рост, конституция и характер, среда,

возраст и активность ребенка.

Развитие - базовое понятие педологии.

Рост - детство - это эпоха роста. Это не просто количественное

прибавление, в результате его происходят сущ-е качественные изменения.

Взрослый не просто больше ребенка, он - качественно иной и,

следовательно, ребенок - не маленький взрослый.

Конституция и характер - рост вызывает изменения в организме.

- совокупность качественного многообразия в организме. Т. е.

телосложение зависит от наследства, пола, возраста, условий жизни. Педолог

исследует связь этих факторов. Среда и активность ребенка - конституция

врождена и, следовательно, отсутствует идея развития. Все развитие зависит

от воспитания и среды (Локк и Кондильяк).

Среда- локализованное общественное отношение, микросоциум. Но ребенок и

среда не противостоят друг другу, т. к. ребенок - член среды и живет в ней.

Ребенок избирательно относится к влияниям среды. Ребенок - активное

существо.

Возраст - время жизни. Возрастная периодизация детства однозначно так и

не решена. Более обосновано то, что невозможно охар-ть все стадии возраста

на основе одного критерия. Совокупность возрастных изменений - возрастной

симптомокомплекс. Эпоха, стадия - времена детской жизни, отделенные друг от

друга кризисами, разными по силе. Фаза - время детской жизни, ограниченное

друг от друга не резко, эволюционно. У каждой свое своеобразие, но каждый

ребенок в свое время переживает одну и ту же стадию.

Т. о. разделяют хронологический и педологический возраст. Отсталость

ребенка - если разница велика в этих возрастах.

Т. о. педология обращает нас к самому ребенку. Без ее знания нельзя

строить пед. процесс. Пед. образование должно стать практическим

человекознанием.

09. 11. 99г.

Пед. антропология в процессе обретения дисциплинарного статуса.

Антропология имеет длительную предысторию: нбх-сть осмысления

человеческой природы, создание науки о человеке, как особом феномене.

Проблема человека всегда была и остается главной в истории человеческой

мысли.

Целостный человек никогда не был объектом научных построений. Эта идея

становится общепризнанной в конце XIX - начале ХХ в. в., мигрирует из

литературы и искусства в науку (философию, социологию, психологию,

педагогику) и, как следствие, форм-ся задачи комплексного исследования

человека с помощью различных методов.

Именно Россия стала предвестником целостного изучения человека, избрав

его центром человековедения (на стыке гуманистических и естественных наук).

Ученым еще предстоит создать некий теоретический конструкт,

объединяющий все знания о месте человека в мироздании, о его

биофизиологическом строении, психических особенностях, об информационно-

энергетическом строении организма, функционировании психики, эмоций,

интеллекта, половозрастном развитии, исторические и социокультурные формы

общения, этнокультурные и демографические характеристики человека, об

основных способах Д, атрибутах человеческой природы (разум, воля, память,

воображение и др.). Недостаточно изучены и психологические характеристики

личности и нравственные мировоззренческие основы человеческого бытия (смысл

жизни, свобода, ответственность, долг, честь, достоинство, а также

глобальные последствия жизнедеятельности человечества).

Несмотря на широкий диапазон интегрирования нбх-мые знания, они еще не

дают видения человека в единстве всех слагаемых его бытия. Аппарат науки

еще не достаточен для понимания природы человека. Сложность проблем

человека требует синтеза и интеграции в теоретической конструкции различных

областей знаний с их понятийными аппаратами. Построить целостный образ

человека можно, вскрыв основополагающие особенности его жизнедеятельность,

неповторимые черты его бытия, его человеческой природы.

Феномен человека явно теснит и отодвигает ранее актуальные области

знаний. Всплеск интереса к проблеме человека называется "антропологическим

бумом" (конец XIX-началоХХ в. в.).

Сейчас попытка создать общую антропологию как фундаментальную

человековедческую дисциплину, т.к. долгое время она не разделяла

биологические, пед., псих.вопросы, а рассматривала их в единстве (появление

рас, языков, культур, типов умственной Д в отдельных культурах, отношений

между человеком и обществом).

Большой материал для антропологии дал ХIХв. Он создал образ человека во

всей полноте его материальных, чувственных, духовных, рационально-

нравственного бытия.

Середина Х1Хв. Антропология сформировалась как самостоятельная наука.

Основные разделы: морфология человека, учение об антропогенезе и

поведение....

Начало ХХв. Проблематика и задачи усложняются (полное постижение

человека):

1) собственно антропология или естественная история человека

(эмбриология, анатомия, психофизиология),

2) палеонтология (предыстория: происхождение человека, его

самобытность),

3) этнология (распространение человека на земле),

4) социология,

5) лингвистика (образование языков, связи),

6) мифология (религии),

7) медицинская география (климатические и атмосферные явления, их

влияние на человека),

8) география и этнографическая палитология,

9) демография (статистические данные о человеке).

Наряду с этими зарождались и новые отрасли человековедения (культурная

антропология, религиозная, социальная антропология). Т. о. был сделан вывод

о богатстве, многообразии и неповторимости человеческой природы. Было

накоплено огромное количество эмпирических фактов, но не было целого образа

человека, т. к. уровень синтетический не был достигнут (разные методики,

взгляды, подходы).

Попытка представить обобщенный образ человека были: Ф. Гальтон (портрет

"среднего человека"). Но это был всего лишь материал о внешних характерах

человека.

Ананьев Б. Г., Бехтерев В. М., Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л.,

Леонтьев А. Н. и др. стремились синтезировать знания о человеке, соединить

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ