Рефераты
 

Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения

. охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности,

значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента.

Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в

природе: внутри живой природы (между растениями и животными, между

различными животными и другие), а также между природой и человеком.

При изучении темы «Будем беречь здоровье формируется представление о

человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего

организма и о влиянии на неё окружающей среды.

В конце года изучается тема «Что такое экология?», в которой даётся

понятие науки экологии, конкретизируются основные экологические понятия:

экологические связи, окружающая среда, прямые и косвенные связи в природе,

экологические цепочки, цепь питания (пищевая цепь), экологическая пирамида,

экологическая катастрофа, экологические прогнозы. Экологические понятия у

младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам

эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью

овладевать определёнными теоретическими знаниями.

В четвёртом (третьем) классе курс открывается темой «Мы – жители

Земли». Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами

планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения

темой «Сбережём природу России», которая знакомит учащихся с природными

зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон,

природоохранной работой в них. При изучении темы «Сохраним природу своего

края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные

сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей расширяются,

углубляются, детализируются.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется

с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую

направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не

только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и

практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и

социальной природной среде. в результате этого учащиеся чаще будут

вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия

поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими

умениями, участвовать в творческой деятельности.

На этапе начального обучения преобладающую роль играю задания,

отражающие экологические взаимодействия в природной среде

(приспособленность к среде обитания, пищевые, информационные связи и так

далее) (рис. 2), природа и отношения с ней – приоритетный и важный предмет

изучения в начальной школе.

Задания по экологии направлены на систематизацию, обобщение знаний о

природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой (рис. 3), на

открытии ребёнком этих связей и зависимостей.

Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные

среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи

со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя

многие экологические закономерности.

На уроках природоведения детям часто приходится делать выводы,

устанавливать взаимосвязи. Например, сделать вывод о том, что без своей

среды обитания – своего дома живые организмы жить не смогут, что они в

таком случае обречены на гибель.

Конечно, можно предложить данный вариант экологической связи в готовом

виде. Но такие знания будут носить поверхностный характер, мало

способствующий воспитанию эмоциональных отношений ребёнка. Но если школьник

шаг за шагом исследует проблему «Могут ли белка и крот поменяться

квартирами?», «Дупла – квартиры лесных обитателей» (рис. 4, 5) и сделают

соответствующий вывод – результат будет иным. Дети наверняка усвоят в

процессе урока, что брать живые организмы из их среды обитания, а тем более

разрушать эту среду – нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам

(Симонова, 1998).

Большая роль на уроках природоведения принадлежит игровым моментам,

которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и

особенностям учащихся младшего школьного возраста. Младший школьник

испытывает острую потребность в игре. Особую ценность в этом плане

приобретают учебные задания типа дидактических игр, кроссвордов,

отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых

знаниях (рис.6).

Часть уроков проводится в виде заочных путешествий (Колесникова,

1998). Дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс

делится на группы-команды: «Берёзка», «Родничок», «Скворушка». Во время

путешествий проводятся игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле

чудес», «Устами младенца», «Почемучка».

На итоговых уроках дети пишут сочинения о свеём отношении к уроку

экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные

предложения типа:

На итоговых уроках дети пишут сочинения о своём отношении к уроку

экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные

предложения типа:

На уроках экологии мы читали рассказы о…

Экология – это…

Больше всего мне понравились рассказы о…

В них говорится…

В природе всё связанно и, если…

Я думаю, что когда я вырасту…

Очень интересны и показательны эти маленькие письма-сочинения. Вот

примеры нескольких из них:

«Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились рассказы о

воде и воздухе. Их загрязняют нефть, отходы, кислотные дожди. Человеку

приносит пользу природа. Я думаю, что когда вырасту, то буду охранять

природу» (Юля С.).

«Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания. Мы

читали рассказы о воздухе. Яд с неба падает потому, что дым фабрик и

заводов загрязняет воздух. Я думаю, что, для того, чтобы воздух был чистым,

надо придумать специальные фильтры» (Серёжа К.).

Таким образом, младший школьник высказывает и своё отношение к

экологическим изменениям в окружающей среде. описываемых в рассказах и

наблюдаемых в жизни.

Изучение природоведения способствует формированию у младших школьников

убеждения в необходимости в охране природы как в своём крае, так и в

стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определённые умения,

позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

3 Экологические проблемы Кубани, города Краснодара

и их значение в экологическом образовании

и воспитании

Работая над экологическим образованием и воспитанием учащихся, я

обязательно говорю с ребятами об экологических проблемах города Краснодара

и Краснодарского края и путях их решения. На уроках природоведения и

внеклассных мероприятиях, сообщая полученные ранее знания, мы говорим, что

экологическое состояние города волнует всех жителей Краснодара. Пыль, шум,

загазованность – всё это пагубно отражается на здоровье граждан. Нужны

решительные меры в защиту окружающей среды.

Кубань часто называют жемчужиной России. Положение края на стыке

умеренного и субтропического поясов, наличие двух морей, обширных равнин и

высоких гор обуславливает разнообразие природных условий и ресурсов. На

миллионах гектаров здесь – плодородная чернозёмная почва. Красотой

природных ландшафтов отличаются горные и приморские районы. Природа не

обделила наш край, дала всё необходимое для развития экономики, культуры,

для лечения и отдыха людей.

Когда в XVIII веке на Кубань прибыли новосёлы из-за Буга и Дона, перед

ними открывалась необъятная цветистая степь, ещё не тронутая плугом. Тогда-

то и пошла по России слава о якобы несметных богатствах этого края.

Началось безудержное разграбление природы. Вырубались леса, хищнически

истреблялись ценные промысловые звери, птицы, рыбы. Позднее сплошная

распашка степей полностью изменила кубанские ландшафты.

Крайне неблагоприятная экологическая обстановка сложилась в

Краснодарском крае. В «Докладе о состоянии окружающей природной среды

Краснодарского края в 1999 году» (2000) Государственным комитетом по охране

окружающей среды Краснодарского края на основе анализа экологического

состояния приводится перечень экологических проблем, классифицированных по

уровню риска для здоровья людей и сохранности экосистем (Таблица 1).

Таблица 1

Классификация экологических проблем Краснодарского края по уровню

относительного риска для здоровья населения и сохранности экосистем

(Доклад …, 2000)

|№ |Экологические проблемы |Уровень риска по |Территория |

|п/п| |отношению к: | |

| | |здоровью населения | |

| | |сохранности экосистем | |

|1 |2 |3 |4 |

| |Загрязнение окружающей среды|высокий |Зона рисосеяния |

| |пестицидами |высокий | |

| |Загрязнение окружающей среды|средне-высокий |Все крупные |

| |токсичными промышленными |средне-высокий |города |

| |отходами | | |

| |Выбросы токсичных веществ в |высокий |Все крупные |

| |атмосферу от передвижных |средне-высокий |города |

| |источников | | |

| |Аварийные выбросы (сбросы) и|высокий |Трассы |

| |утечки химических веществ |высокий |нефтепроводов, |

| | | |Новороссийский и|

| | | |Туапсинский |

| | | |порты |

| |Сбросы городских и |высокий |Все крупные |

| |промышленных сточных вод, |средне-высокий |Города |

| |содержащих токсичные | | |

| |вещества | | |

| |Свалки твердых бытовых |средне-высокий |Все крупные |

| |отходов |высокий |города |

| |Выбросы в атмосферу оксидов |средне-высокий |гг. Краснодар, |

| |углерода, серы, азота и |средне-высокий |Новороссийск, |

| |ванадия | |Белореченск и |

| | | |др. |

| |Сжигание растительных |средне-высокий |Вся территория |

| |остатков |средне-высокий |края |

| |Загрязнение окружающей среды|средне-низкий |Основные |

| |свинцом, ртутью |( |автомагистрали |

Продолжение таблицы 1

|1 |2 |3 |4 |

| |Загрязнение окружающей среды|высокий |Вся территория |

| |нефтью и нефтепродуктами |средне-высокий |края |

| |Деградация почв | ( _ |Вся территория |

| | |высокий |края |

| |Истощение рыбных запасов | ( _ |р. Кубань, |

| | |высокий |Азовское море |

| |Деградация водных объектов | ( _ |реки Приазовья |

| | |высокий | |

| |Нелокальные источники |средне-высокий |Крупные города, |

| |сбросов загрязняющих веществ|( |сельхозугодья |

| |в водоемы | | |

| |Радиация |низкий |Крымский район |

| | |средне-низкий | |

| |Физическая деградация | ( _ |Черноморское |

| |экосистем курортных районов |средне-высокий |побережье |

| |Деградация растительного | ( _ |Горные леса |

| |мира |средне-высокий | |

| |Загрязнение воздуха |средне-низкий |гг.Новороссийск,|

| |взвешенными веществами, |( |Туапсе |

| |углеводородами | | |

| |Эрозия берегов | ( _ |Морское |

| | |низкий |побережье, |

| | | |горные реки |

| |Физическая деградация среды |низкий |Крупные города |

| |обитания (электромагнитное |( | |

| |излучение) | | |

| |Загрязнение подземных вод, |средне-высокий |Вся территория |

| |используемых для питья |средне-высокий |края |

| |Деградация особо важных | ( _ |Сочинский |

| |природных объектов |низкий |государственный |

| | | |природный |

| | | |национальный |

| | | |парк, заказники,|

| | | |Черноморское |

| | | |побережье |

Результатом негативного воздействия на компоненты ландшафтов явилось

формирование территорий с разной экологической обстановкой (рис. 7).

Наиболее сложное экологическое состояние характеризует территории, приле

Карта «Экологическая ситуация Краснодарского края» (Литвинская, 1996)

Экологическая ситуация

острокризисная

кризисная

среднекризисная

Кавказский государственный биосферный заповедник

Рис. 7

гающие к крупным городам, транспортным магистралям. Острокризисная

экологическая ситуация сложилась в бассейне раки Кубани, на Черноморском и

Азовском побережье. В критическом состоянии находятся малые реки края.

Горная часть края находится в состоянии среднекризисной ситуации. Остальная

территория края и прибрежные районы морей – в кризисной экрологической

ситуации. В верховьях рек Белая, Лаба, Сочи действует Кавказский

государственный биосферный заповедник, включённый в международную систему

биосферных заповедников, и 18 государственных заказников республиканского и

краевого подчинения.

Наш край – это край плодородных земель. Кубанские чернозёмы славятся

своим плодородием, но в настоящее время необходимо вести работу по

сохранению, и даже восстановлению, плодородия. Появился термин –

реанимационное поле. Значит поле, словно безнадёжного больного нужно

спасать от гибели. Эти проблемы изучаются в теме «Почва». Земля загрязнена

минеральными удобрениями, пестицидами и другими веществами. Сбросные воды с

рисовых систем, содержащие пестициды, особенно опасны для рыбохозяйственных

водоёмов. Создание многочисленных коммерческих структур затрудняет

осуществление контроля за поступлением в край пестицидов и их применением,

особенно в водоохранных зонах и зонах санитарной охраны курортов и

источников питьевого водоснабжения (Доклад …, 2000).

Нерешённой остаётся проблема сброса токсичных загрязняющих веществ со

сточными водами промышленных предприятий из-за отсутствия или неэффективной

работы очистных сооружений. Низкими темпами осуществляется строительство

водоохранных объектов.

Особую актуальность приобретает проблема загрязнения воздушного

бассейна автомобильным транспортом, на долю которого приходится свыше 90%

общего объёма всех выбросов загрязняющих веществ. В городе Краснодаре в

районах крупных автомагистралей наблюдается превышение предельно допустимых

концентраций углеводородов, оксида углерода, диоксида азота. Такое

положение создалось в связи с перегрузкой автомагистралей, эксплуатацией

автомобилей с превышением норм токсичности и дымности отработавших газов,

недостаточным обеспечением края неэтилированными бензинами и другими

причинами. В крае участились случаи различных аварий, катастроф и других

ситуаций, приводящих к тяжёлым последствиям для окружающей среды. Основной

объём загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду в результате

чрезвычайных ситуаций, составляют нефтепродукты.

Острейшей проблемой в крае остаётся обезвреживание и утилизация

отходов, которые размещаются на открытых площадках (свалках) и в

накопителях. Из имеющихся 707 свалок, в том числе 340 несанкционированных,

практически все они не отвечают требованиям природоохранного

законодательства (Доклад …, 2000). Отсутствие отлаженной системы сбора и

переработки отходов в крае в повторный хозяйственный оборот привлекло их к

накоплению на территориях предприятий, свалок, полигонах.

Работа крупных объектов теплоэнергетики сопровождается значительным

загрязнением атмосферы оксидами углерода, серы, азота и ванадия. Эти

проблемы освещаются в теме «Воздух». С целью уменьшения вредных выбросов в

окружающую среду Краснодарскую ТЭЦ перевели на газовое топливо. Немалую

роль в загрязнении атмосферного воздуха играет ежегодное массовое сжигание

растительных остатков. В результате происходит утрата почвой большого

количества органических веществ и влияние продуктов сжигания (диоксид

азота, сажа, диоксид серы и другие) на здоровье населения и состояние

экосистем. Происходит гибель животных, многолетних насаждений в

полезащитных лесополосах и всего живого в поверхностном слое почвы.

Под влиянием антропогенных и природных факторов наблюдается усиление

процессов деградации почв. Основными причинами этого являются:

нерациональная структура сельскохозяйственных угодий, несоблюдение

агротехники возделывания культур, отсутствие необходимой

почвообрабатывающей техники; невыполнение агролесомелиоративных

мероприятий; тяжёлое экономическое состояние хозяйств. Продолжают снижаться

запасы основных видов промысловых рыб в Азово-Кубанском рыбопромысловом

районе. На грани исчезновения находятся ценные проходные виды рыб: белуга,

рыбец, шемая. Катастрофических масштабов достигло браконьерство; незаконный

вылов рыбы, по некоторым оценкам специалистов, превышает вылов официальным

промыслом. Практически не решаются проблемы деградации степных рек и

Приазовских лиманов, связанные с их зарастанием и заиливанием, высоким

уровнем химического бактериального загрязнения.

Ухудшается состояние Чёрного и Азовского морей. Вызвано это

загрязнённостью морских вод нефтепродуктами, сточными и канализационными

водами. Эти проблемы освещаются в теме «Воды». Из-за выноса рекой Кубанью

значительного количества загрязнённых веществ, в том числе пестицидов в

Азовское море, ежегодно наблюдается массовая гибель рыбы. Другая проблема

морей – эрозия берегов. Из-за неконтролируемой рекреационной нагрузки идёт

деградация курортов, расположенных на побережье.

Существуют также проблемы загрязнения атмосферного воздуха взвешенными

веществами; загрязнение подземных вод, используемых для питьевых целей;

деградация особо важных природных объектов.

На уроках природоведения в третьем классе при изучении раздела тем

«Сбережём природу своего края» младшие школьники знакомятся с

экологическими проблемами города и края. Из периодической печати учащиеся

самостоятельно подбирают статьи, в которых говорится об экологии. Эти

статьи вклеиваются в рабочую тетрадь, в соответствии с темами: «Планета

заболела», «Наш край», «О почве», «Лес – природное сообщество», «Водоёмы

нашего края» и другие (Плешаков, 1999). На уроках природоведения дети

делятся своими впечатлениями о прочитанном с одноклассниками, эти проблемы

активно обсуждаются.

На экскурсиях на природу во 2 классе по темам «Изменения в природе под

влиянием человека» и «Охрана природы» младшие школьники наблюдают за

изменениями природы в городе, микрорайоне: зарастание Карасунских озёр,

заиливание Краснодарского водохранилища, загрязнение атмосферного воздуха

автомобильным транспортом, изменение растительности и животного мира.

В городе Краснодаре проводятся мероприятия по охране природы. Вот

некоторые из них: ведётся реконструкция Карасунских озёр – расчищаются

русла пашковских водоёмов, производится озеленение Карасунских озёр со

стороны стадиона «Кубань» (высажено почти полсотни берёз и 75 лип), в

районе Дмитриевской дамбы (высажено более 180 саженцев сосны, до 800

кустарников декоративной смородины, форзиции, спирии), охраняются памятники

природы, автомобильный транспорт переводится на газовое топливо.

Но проводимых мероприятий явно недостаточно. Многое здесь может

зависеть от местного населения. Каждый человек просто обязан знать о

сложном устройстве и функционировании природы и о собственной

ответственности за её состояние. Необходимо всеобщее экологическое

воспитание и детей, и взрослых. Каждый должен усвоить, что мыть машины

около реки, оставлять мусор, консервные банки, пластиковые пакеты и бутылки

в лесу – это преступление перед природой и человечеством. Дело охраны

природы – это дело не только специальных органов, призванных выполнять и

контролировать эту работу, но и каждого человека. И начинать экологическое

образование и воспитание нужно с раннего детства.

Организация экологического обучения

в курсе природоведения

Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности

учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на

природе и так далее.), используемая учителем в процессе воспитывающего

обучения (Пакулова, Кузнецова, 1990). В связи с особенностями содержания

курса природоведения, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе,

различают следующие организационные формы изучения природы младшими

школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная

работа.

Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и

методов обучения. Большинством учителей, работающих в начальных классах

отдаётся предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения,

рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой (1998):

. стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей

среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы,

доклады учащихся, викторины;

. развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия

природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы,

обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез,

сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная

работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

. формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать

экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые

знания – проблемный подход к процессу обучения;

. вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем

окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов,

организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса,

пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

Преподавание основ экологии в младших классах обладает рядом

специфических особенностей и самой значительной из них является то, что в

общем весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии,

должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в том, что сейчас

существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и

поведение в более раннем возрасте, а экологические знания базируются на

системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук,

с которыми младшие школьники мало знакомы. Поэтому для эффективного

преподавания экологии в младших классах необходимо преодолеть этот

диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию

материала и потенциальной сложностью самого материала (Пахомов, 1998).

Ведущие методы преподавания – наблюдение, эксперимент, моделирование.

Названные методы определяют формы организации учебной деятельности

учащихся, специфические для данного учебного предмета: экскурсии, уроки с

раздаточным материалом, практические и лабораторные работы в классе, в

уголке живой природы, в природе, самостоятельные наблюдения детей.

1 Экологическое обучение

на уроках природоведения

Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в

урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для

учащихся своей свободной формой, а классная – несёт больше информации. Для

того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными,

интересными, увлекательными. В своей педагогической практике мною

используются различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы

ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в

проведении урока.

Работа по системе «Зелёный дом», разработанной А.А. Плешаковым,

предусматривает формирование у младших школьников представление об экологии

как науке о взаимосвязях всего живого в природе в доступной для учеников

этого возраста форме. Основные экологические понятия усваиваются в ходе

уроков природоведения. Ниже приводятся разработки уроков по темам: «Что

такое экология?», «Лес и человек» (урок-путешествие).

Тема урока: «Что такое экология?» (3 класс).

Цель урока: Обобщить знания о взаимосвязях живых существ с окружающей

средой. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к

ней.

Оборудование: Рисунки учащихся, книги-малышки, плакаты, репродукции картин

природы.

План урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа по схемам (знакомство с новым материалом на основе ранее

изученного).

3. Формирование понятия «окружающая среда» с помощью схемы в учебнике.

4. Обобщение знаний – понятие экологии как науки.

5. Задание на дом.

Ход урока.

Урок начинается с проверки домашнего задания: «Как история с комарами

и кошками повлияла на природу острова Калимантан?». Дети могут рассказать о

ней по рисунку учебника, провести повторное построение модели на магнитной

доске.

Этих бед, наверное, можно было бы избежать, если бы люди, применявшие

на острове ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами. Что же это за

наука – экология? Выяснить это – задача сегодняшнего урока. На острове не

учли, что разные живые существа тесно связаны между собой. Эти и подобные

им связи изучают экологи.

Затем проводится систематизация изученных учащимися экологических

связей по схемам: связи между живой и неживой природой, связи внутри живой

природы (между растениями и животными), связи между природой и человеком.

Учащиеся приводят конкретные примеры, «зашифрованные» в каждой схеме. Важно

обратить внимание на взаимный характер связей, что показано на схемах двумя

стрелками разного направления (рис. 8).

Вопросы учащимся: «В чём состоит значение неживой природы для живой?»,

«Как живая природа влияет на неживую?». В случае каких либо затруднений

учащихся учитель помогает им: напоминает о ранее изученном или сообщает

факты, пока неизвестные детям. Далее переходят к выяснению значения самого

слова «экология». Слово экология произошло от греческих слов «экос» – дом и

«логос» – наука, то есть это наука о доме, о «природном доме». Экология –

наука, которая исследует как живые существа связаны со всем тем, что их

окружает. Затем вводится понятие «окружающая среда». Для этого используется

схема учебника стр. 149 (Плешаков, 1998) (рис. 9).

Три маленьких круга, в каждом из которых один объект – животное

(заяц), растение (берёза), человек. Каждый маленький круг окружён большим,

обозначающим окружающую данный объект среду. В большом круге помещён

вопросительный знак: ученики перечисляют, что составляет окружающую среду

для берёзы, для зайца, для человека.

После этого учащиеся самостоятельно попробуют сформулировать

определение экологии, а затем прочитают определение из учебника:

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их

средой, между человеком и природой.

В заключение учитель предлагает учащимся подумать над вопросами:

«Согласен ли ты с тем, что экология – увлекательная наука? Объясни. Докажи,

что экология очень важная наука». В качестве домашнего задания учащимся

предлагается продолжить размышления над этими вопросами.

Тема урока: «Лес и человек» (4 класс).

Цель урока: Создать у детей яркое представление об удивительном

многообразии и впечатляющей красоте лесов нашей Родины; дать

представление о Красной книге, о рациональном использовании

природы; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Карта природных зон России, Красная книга Краснодарского

края, выставка книг о лесе, условные знаки охраны

природы, выставка детских рисунков «Планета заболела»,

запись «Голоса птиц», динамическая модель «Лес и

человек».

Ход урока.

1. Подготовка к путешествию.

Сегодня предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону

нашей России - лесную. Во время прогулки по лесу поговорим о нашем зелёном

друге, его обитателях, о нас с вами. Нет на земле человека, чья жизнь так

или иначе не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон

лесную зону).

2. Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме «В зоне

лесов» выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).

1. что такое лес? (Лес – это сообщество растений из деревьев, кустарников,

трав, мхов, грибов, лишайников).

2. Что лишнее? Объясните почему. (Карликовая берёза, тополь, полярная сова,

мох, ягель, морошка: лишнее – полярная сова – не растение).

3. Составьте цепи питания (используется тетрадь для творческих работ к

учебнику А.А. Плешакова «Природоведение», 4 класс).

Казалось бы чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают

обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! «Хищники, как и другие

животные, необходимы в цепи питания» – считает Лесовичок. А как вы думаете?

(ответы детей). А теперь представьте, что в недалёком будущем на земле

совсем не останется лесов. Что же тогда ожидает нас, людей? Чтобы ответить

на этот вопрос, нужно выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни

человека.

3. Роль лесов в природе и жизни человека.

Дети пробуют самостоятельно охарактеризовать эту роль. Сопоставление

своих выводов со схемой, приведённой в учебнике «Природоведение 4 класс» на

стр. 70 (рис. 10).

4. Правильно ли мы используем леса?

Беседа об использовании и охране лесов. Обозначение факторов

негативного воздействия на лес и соответствующие меры охраны, условные

обозначения. Правила поведения в лесу.

5. Чтение экологического вестника (заметки из газет и журналов).

Вопросы: «Кто виновник экологических бед? Назвать редкие растения

(используется красная книга). Что грозит этим растениям?».

Вывод: всё, что создано природой, должно оставаться в

неприкосновенности (используются природоохранительные знаки)

6. Решаются экологические задачи: «В путешествие отправились 26

человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?».

7. Чтение сочинений на тему: «Что нам сказали бы цветы, если бы умели

говорить?».

Вывод: Бесхозяйственность человека приводит к гибели лесов,

растительного мира. К природе нужно относиться бережно, по-хозяйски.

8. Итог урока.

Как люди борются за сохранение растительного мира? Чему вас этот урок

научил? А над чем этот урок заставил задуматься?

9. Домашнее задание: «Охрана природы».

2 Экскурсия как форма экологического обучения

Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса,

которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать

различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно

созданных условиях (Пакулова, Кузнецова, 1990). Экскурсии имеют большое

познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют,

расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике

многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Мы живём в

непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией

для экологического воспитания. Моя задача – донести до ума и сердец младших

школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья и

природы, и человека.

В 1 и 2 классах четырёхлетней начальной школы экскурсии направлены на

формирование общих природоведческих представлений. В курсе «Ознакомление с

окружающим миром» авторов А.А. Плешакова и О.Н. Сорецкой (Программно-

методические материалы, 1999) предусмотрены следующие экскурсии: при

изучении темы «Что нас окружает» - экскурсия с целью ознакомления с

ближайшим природным окружением, общественной жизнью, трудом людей в городе;

при изучении темы «Родной край» экскурсии проводятся в разное время года

(осень, зима, весна). На них учащиеся знакомятся с природой и трудом людей,

с поверхностью и водоёмами края.

В курсе «Природоведение» А.А. Плешакова на экскурсиях продолжается

формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатые на занятиях по

ознакомлению с окружающим миром. Программой 3 класса при изучении темы

«Природа и мы» (1999) предусмотрены следующие экскурсии: природа вокруг нас

(объекты живой и неживой природы); изменения в природе под влиянием

человека; охрана природы (лесопитомник, ботанический сад, экологическая

тропа).

В 4 классе при изучении темы «Сохраним природу своего края» экскурсии:

растения и животные леса; растения и животные луга; растения и животные

водоёма.

Но важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению:

выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ