Рефераты
 

Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения

результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух,

вода, растения, животные); систематизируются и расширяются знания об охране

природы; раскрывается роль природы в жизни человека; систематизируются

представления о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям этот материал

становится доступнее для младших школьников.

В своей практике провожу экскурсии, в основном, во внеурочное время.

Также проводятся экскурсии на станцию юннатов, поездки в город-герой

Новороссийск, дельфинарий на мыс Большой Утриш, наблюдения за растениями и

животными в парках и скверах города Краснодара. На уроках труда дети

изготовляют кормушки для птиц. В время осенней экскурсии развешивают их, а

в зимнее время – подкармливают птиц.

Например, в ходе экскурсии «Природа вокруг нас» по экологической

тропе, проходящей вблизи реки Кубань в микрорайоне Гидростроителей города

Краснодара, где находится школа. Приведём пример экскурсии:

Тема экскурсии: «Природа вокруг нас».

Цель экскурсии: Изучение природы ближайшего окружения; распознавание

деревьев, кустарников, травянистых растений по

характерным признакам; выяснение влияния близости

города на лесной массив и реку Кубань; определение

правил экологически грамотного поведения.

План экскурсии.

Главные остановки во время экскурсии:

6. «Стражи ворот» (ива, клён, ясень).

7. «Травянистые растения».

8. «Памятник природы» (три сосны, сросшиеся стволами; дети дают им названия

«Три сестры», «Неразлучницы», «Змей Горыныч Трёхголовый»).

9. «Старожил» (липа).

10. «Смешанный лес» (сосна, берёза, рябина обыкновенная и другие).

Дети делают остановки у разных природных объектов, с помощью атласа-

определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой

форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, травянистых

растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре. Задачей экскурсии

является не только запоминание растений и встреченных животных, но и

выяснение, как на лесной массив влияет близость города, людей. Обращается

внимание детей на негативные последствия, вызванные пребыванием здесь

большого числа людей: сломанные деревья, вытоптанные дорожки и полянки,

мусор, выжженные места от разведения костров. Устанавливаются

соответствующие причинно-следственные связи, определяются правила

экологически грамотного поведения. После проведённой экскурсии дети

описывают свои впечатления от увиденного в сочинениях, сопровождая их

рисунками.

С учётом того, что у младших школьников ведущим видом деятельности

является игровая, для лучшего усвоения экологических понятий проводятся

дидактические игры во время экскурсий (Мойснер, 1999).

Дидактическая игра «Деревья и кусты».

В начале игры вспоминают, как по величине можно отличить деревья и

кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщается условие игры: когда

называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст – опустить вниз.

Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет

сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз).

Все учащиеся повторяют эти движения осмысленно. Ведущий может назвать

дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять.

Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот, кто ошибся

выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше

участников.

Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».

В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные – наблюдают.

Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому

припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.

Содержание игры: каждый из участников, идя (по очереди) вперёд от

линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или

кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг не

назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру

вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра

тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников,

которые видели во время экскурсии.

Одним из важнейших условий формирования экологических понятий в

начальной школе являются непосредственно наблюдения детей за объектами и

явлениями природы. Наблюдения проводятся под девизом «Познай природу»

(Климцова, 2000). Это достигается благодаря экскурсиям. Программные

экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий решаются

некоторые экономические задачи: научить вести экологические наблюдения в

природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного

природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.

3 Внеклассная работа и её роль

в формировании экологических понятий

Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой

работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и

проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности

(Пакулова, Кузнецова, 1990). Внеклассное изучение природы способствует

выявлению простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает в себя

ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и

развешивание скворечников, уборка территории школьного участка и его

озеленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и

так далее. По своему содержанию, формам организации и методам проведения

внеклассная работа по природоведению очень разнообразна. Выделяют

индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.

Реализация идеи экологического образования осуществляется также и во

внеклассной работе. Программные экскурсии по природоведению дополняются

экологическими вопросами. В ходе экскурсии решаются некоторые экологические

задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать

свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить

теоретические знания на практике. Система программных практических работ на

местности позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний,

показать пути и возможности практического применения. При этом важно

отметить, что работа охватывает всех учащихся.

Углубить свои знания, дополнительно потренироваться в их творческом

применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. В систему

внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят

школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические

факультативы. В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет

по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные

олимпиады (Ривкин, 1993). Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом

следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности,

практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры

на краеведческий материал, использование проблемных заданий.

Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по

природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя

сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая»,

«День птиц» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной

подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в

природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для

выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся

подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на

котором подводятся итоги проделанной работы школьников.

Работа кружков и факультативов позволяет углубленно изучать вопросы,

выйти на практическое применение экологических знаний. Внеклассная работа

по предмету открывает большие возможности для реализации идеи экологизации

школьного образования.

Факультативный курс «Экология для младших школьников» разработан как

дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он предназначен для

третьего класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1

час в неделю), изучается параллельно курсу природоведения и подготовлен с

учётом программы и учебника по данному предмету (автора А.А. Плешакова).

Курс призван решать следующие задачи:

. расширение экологических представлений младших школьников, формируемых

в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом

ярких, доступных примеров;

. углубление теоретических знаний учащихся в области экологии,

формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих

адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез»

экологии как науки;

. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках

основного курса практической деятельности учащихся по изучению и охране

окружающей среды.

Рассмотрим программу факультативного курса «Экология для младших

школьников» в соответствии с программно-методическими материалами (1999)

(Таблица 2).

Таблица 2

Программа факультативного курса «Экология для младших школьников»

А.А. Плешакова (1995).

|Темы занятий |Кол-во |Содержание занятий |

| |часов | |

|1 |2 |3 |

|Выясняем, что такое экология.| |Организм и окружающая среда, |

| |2 |простейшая классификация |

|История с комарами и кошками.| |экологических связей, разъяснение |

| | |сущности и значения экологии |

|Что такое экология. | | |

|Учимся распознавать растения | |Экскурсии, практические работы по |

|и животных ближайшего | |распознаванию встречающихся в данной|

|природного окружения. | |местности растений и животных, |

|Природа вокруг нас. |3 |выявление наиболее характерных |

|Природа вокруг нас. | |отличительных признаков схожих |

|Природа вокруг нас. | |видов. |

|Знакомимся с живыми | |Представители редких организмов |

|существами, которым угрожает | |(грибов, растений, животных), |

|исчезновение. |1 |причины сокращения численности этих |

|Они могут исчезнуть. | |живых существ, необходимые меры по |

| | |их охране. |

|Изучаем способы охраны | |Охраняемые природные территории: |

|природы. |2 |заповедники, заказники, |

|Как охраняют природу. | |микрозаказники, национальные парки. |

|По заповедным тропинкам. | |Памятники природы, ботанические сады|

| | |и зоопарки, питомники. Мысленное |

| | |путешествие по заповедникам нашей |

| | |страны и мира. |

|Выясняем роль неживой природы| |Солнце как источник тепла и света |

|в жизни живого. |3 |для живых существ, приспособления |

|Тепло, свет и жизнь. | |животных к сезонным изменениям |

|Воздух и жизнь. | |температуры. Роль света в жизни |

|Вода и жизнь. | |животных. Воздух и жизнь. Вода и |

| | |жизнь. |

Продолжение таблицы 2

|1 |2 |3 |

|Открываем жизнь в почве. |1 |Разнообразие живых обитателей почвы,|

|Живое в почве. | |особенности их строения и образа |

| | |жизни, роль в поддержании почвенного|

| | |плодородия. |

|Пополняем наши знания о | |Многообразие растений: знакомство с |

|разнообразии живой природы. | |интересными представителями |

|Вот какие растения! |4 |(водоросли, мхи, папоротники, |

|Это всё животные! | |хвойные, цветковые), а также с |

|По грибы без лукошка. | |хвощами и плаунами. Многообразие |

|Полюбуйтесь: лишайники! | |животных: черви, моллюски, |

| | |ракообразные, паукообразные. Грибы и|

| | |лишайники как особые группы живых |

| | |существ, их разнообразие. |

|Изучаем экологические связи в| |Экологические связи в живой природе |

|живой природе. |4 |на примере дубового леса. Понятия |

|Дуб и все вокруг него. | |«прямые связи», «косвенные связи». |

|Невидимая сеть. | |Сеть питания, или пищевая сеть, |

|Невидимая пирамида. | |экологическая пирамида. Значение |

|Кто как защищается. | |знаний о пищевой сети и |

| | |экологической пирамиде для охраны |

| | |природы. Защитные приспособления у |

| | |растений и животных как проявление |

| | |тесной связи организмов с окружающей|

| | |их средой. |

|Знакомство с охраняемыми | |Охраняемые растения, особенности их |

|растениями и животными. |5 |распространения. Лекарственные |

|Растения просят о помощи. | |растения, их охрана. Охраняемые |

|«Зелёная аптека» может | |животные, причины сокращения их |

|закрыться? | |численности и меры охраны. История |

|Животные должны жить. | |спасения бобра, соболя, стерха – |

|Операция «Стерх». | |примеры активных действий человека |

|По ботаническим садам и | |по охране животного мира. Мысленное |

|зоопаркам. | |путешествие по ботаническим садам и |

| | |зоопаркам. |

|Мастерим домики для птиц. | |Практическая работа по изготовлению |

|Прилетайте, птицы! |1 |искусственных гнездовий для птиц. |

Продолжение таблицы 2

|1 |2 |3 |

|Учимся передавать свои знания| |Изготовление школьниками условных |

|другим ребятам. |3 |знаков к правилам поведения в |

|Хотим сказать всем. | |природе и экологических памяток для |

|Хотим сказать всем. | |своих младших товарищей и взрослых. |

|Хотим сказать всем. | |Подготовка к проведению школьных |

| | |бесед, утренников, КВН |

| | |экологического содержания. |

|Выявляем связь между | |Влияние загрязнения окружающей среды|

|состоянием природы и | |на здоровье человека, пути попадания|

|здоровьем человека. |2 |вредных веществ в организм человека.|

|Экология и здоровье. | |Меры, направленные на снижение |

|Экология и здоровье. | |вредного влияния загрязнений на |

| | |здоровье. |

|Обсуждаем примеры | |Загрязнение моря нефтью при аварии |

|экологических катастроф. |2 |нефтеналивного танкера, влияние |

|Экологическая катастрофа. | |нефти на обитателей моря и |

|Что будет, если … | |побережья, долговременные |

| | |последствия аварии. Представление о |

| | |радиоактивном загрязнении среды |

| | |(авария на Чернобыльской АЭС). |

| | |Экологические прогнозы, их сущность,|

| | |примеры, значение для предупреждения|

| | |отрицательного воздействия человека |

| | |на природу. |

|Подводим итоги нашей работы | |Обобщение основных теоретических |

|за год. |1 |знаний и подытоживание практических |

| | |дел по факультативному курсу. |

В программе выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде

формулировок определённых познавательных, практических задач. Первые четыре

темы («Выясняем, что такое экология», «Учимся распознавать растения и

животных ближайшего природного окружения», «Знакомимся с живыми существами,

которые могут исчезнуть», «Изучаем способы охраны природы») являются

дополнением к теме «Природа и мы» основного курса природоведения. Следующие

две темы («Выясняем роль живой природы в жизни живого», «Открываем жизнь в

почве») изучаются параллельно теме «Сбережём воздух и воду, полезные

ископаемые и почву» курса природоведения. Пять последующих тем («Пополняем

наши знания о разнообразии живой природы», «Изучаем экологические связи в

живой природе», «Знакомимся с охраняемыми растениями и животными»,

«Мастерим домики для птиц», «Учимся передавать свои знания другим ребятам»)

дополняют тему «Сохраним удивительный мир растений и животных» основного

курса. Ещё две темы («Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем

человека», «Обсуждаем примеры экологических катастроф») изучаются

параллельно с темой «Будем беречь здоровье» курса природоведения. В конце

учебного года проводятся обобщения изученного, выделенного в программе

факультатива в самостоятельную тему «Подводим итоги нашей работы за год».

В целом, факультативный курс «Экология для младших школьников»

позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал

природоведческих знаний, обеспечивает более надёжные основы экологической

ответственности младших школьников.

Во внеурочное время проводятся и другие мероприятия экологического

направления. Приведём пример утренника на экологическую тему «Мир вокруг

нас», проводимого в третьем классе.

ТЕМА: «Мир вокруг нас».

ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать знания учащихся по природоведению;

воспитывать бережное отношение к природе, учить преумножать её

богатства.

ОБОРУДОВАНИЕ: Плакат «Мир вокруг нас», Красная книга, запись с голосами

птиц, выставка поделок из природного материала, конкурс

рисунков на экологическую тему; красочное объявление:

«Приглашаем в лесную редакцию по адресу: Берёзовая роща,

Холодный ручей, Одуванчиковая поляна, № 1. Для вас

оставлены места – сосновые пеньки возле ежиного домика.

Ждём. Корреспонденты 3 «Г» класса.»

ХОД УТРЕННИКА

Дети сидят в классе.

Учитель: Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды

деятельности людей коренным образом меняют облик Земли, а тем самым и

условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что

будет дальше? Ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать

этим воздухом. Всё на этой Земле должно быть нам родное: и маленький

ручеёк, и кудрявая берёза, и дороги. А вокруг столько равнодушия,

жестокости, пренебрежения к природе! Надо, чтобы дети поняли: река, луга

оказались на грани гибели. «Взрослых» экологических проблем детям пока не

решить. Но кое-что ребята уже могут сделать: посадить деревья, ухаживать за

ними, подкармливать птиц и зверей зимой.

Входит девочка. Добрый день. Проходите, пожалуйста, в Берёзовую рощу,

рассаживайтесь. Места не нумерованы (приглашает детей в зал, где всё

приготовлено к мероприятию). Ваш концертный зал – это лес. Здесь, у

подножия белых берёз, вы будете слушать птичий хор. (Звучат голоса птиц.)

Лес полон звуков: среди них голоса птиц, зверей, шум листвы, ручейка.

Звуки бывают добрые и злые: часто ещё в лесах слышны выстрелы

браконьеров, стук топора. Но для того, чтобы на земле шумели леса,

расцветали полевые цветы, пели птицы, надо беречь природу. Это под силу и

взрослым, и детям. Сохранность природы зависит от каждого из нас.

Учитель: Дорогие гости! Сегодня у ребят 3 «Г» класса необычное

занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего

не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая.

Каждый круг – страничка газеты, а готовили её корреспонденты из разных

отделов: «Охрана природы», «Бюро погоды», «Остроглаз» и других. Они-то и

расскажут о том, что здесь изображено, но сначала посмотрите в центр круга.

Кто здесь изображён? (грустный человечек). А почему он грустный? (ответы

детей). У вас получились разные мнения. Так пусть же нам расскажут об этом

наши корреспонденты. Послушаем их, и тогда поймём, почему он такой

грустный.

1-ая страница: «Атмосфера». В круге изображены микробы.

Ученик: главные отравители атмосферы – промышленные предприятия и

автотранспорт. В 2000 году ими было выброшено в воздух нашей Родины 94

миллиона тонн загрязняющих веществ. К этому следует добавить выбросы,

сделанные железнодорожным, авиационным, морским и речным транспортом,

военной и сельскохозяйственной техникой. Общее количество вредных веществ,

которыми мы дышим, превышает 100 миллионов тонн. Составлен длинный список

городов, в которых отмечено превышение предельно допустимых норм. В этот

список входят Архангельск, Волгоград, Кемерово, Омск, Свердловск, Хабаровск

и многие другие города.

Входит корреспондент (роль играет родитель) из «Бюро погоды», говорит

об экологии, о работе своего отдела и предлагает игру «Какая будет

погода?».

Учитель: Посмотрите, ребята, на первой странице больше нет микробов,

она стала чистая, голубая. Если мы сумеем очистить страницы от

загрязнителей – наш человечек будет улыбаться. Теперь следующая страничка

нашей газеты. Посмотрите, что это такое: какие-то непонятные изображения.

2-ая страница: «Леса, поля, луга».

Входит корреспондент (роль играет родитель) из «Бюро загадок»: Голоса

птиц – вот, что мы должны слушать в лесу, и я хочу загадать вам загадки.

Узнаете ли вы лесных певцов? (После отгадывания учитель показывает картинку

с изображением птицы и крепит на стенде.)

1. Спереди – шильце, сзади – вильце, сверху – синее суконце, внизу – белое

полотенце (Ласточка).

2. Среди деревьев кузнецы куют (Дятлы).

3. Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду – чужим сбуду

(Кукушка).

4. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (Филин, сова).

5. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (Сорока).

6. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает

(Воробей).

7. Это старый наш знакомый. Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый. Он летает на охоту – к болоту. (Аист).

Учитель: Вот уже и две странички нашей газеты чистые, а мы пойдём

дальше, на синюю страницу.

3-я страница: «Водоём».

Ученик: В водоёмах нашей страны в 2000 году оказалось 40 миллионов

тонн загрязняющих веществ. Их основными источниками являются

промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Около

1/4 сточных вод поступает в водоёмы без всякой очистки. Волга, Байкал,

Ладога, Арал, Чёрное и Азовское моря – это только некоторые адреса

экологических проблем. А маленькие речки и озёра не только теряют чистоту,

но зачастую совсем исчезают с лица Земли.

Корреспондент из отдела «Маленькие тайны природы»: Ребята, на уроке

природоведения вы узнали о маленьком зверьке, которого называют барометром

(то есть он предсказывает погоду). Кто это? (бурундук). В водоёмах тоже

водится необыкновенная рыба-барометр. Это вьюн. Он очень чутко реагирует на

изменения атмосферного давления. Перед ненастьем он начинает беспокоится и

поминутно высовываться на поверхность. По его поведению можно предсказать

изменение погоды даже за сутки. В ряде стран, например в Японии, вьюнов

специально держат для этого в аквариумах. По поведению рыб учённые зачастую

узнают не только об изменениях погодных условий, но и приближении таких

стихийных бедствий, как цунами и даже землетрясения.

Учитель: Посмотрите, дети, какой красивой, чистой стала страница –

теперь это чистая вода. А теперь следующая страничка нашей газеты.

4-я страница: «Почва».

1-ый ученик: Загрязнение почвы происходит, прежде всего, из-за

применения в сельском хозяйстве ядохимикатов, или пестицидов. Примерно 55

миллионов гектаров пахотных земель основательно загрязнены ими, но если бы

только пестициды загрязняли почву. Промышленность и автотранспорт

оказываются виновниками попадания в землю-кормилицу свинца, ртути, меди,

марганца и других веществ. Хорошо известно, каким опасным недругом почв

являются овраги. Общая площадь оврагов у нас превысила 10 миллионов

гектаров и продолжает расти. Если сложить протяжённость всех оврагов

страны, получиться фантастическая цифра – 1 миллион километров. Вспомним

для сравнения, что длина экватора Земли составляет 40 тысяч километров. Вот

и получается, что если все наши овраги вытянуть в одну линию, то ими можно

будет 25 раз опаясать земной шар.

2-ой ученик: Растут и горы бытового мусора. Каждый год его образуется

около 57 миллионов тонн. Между тем, именно переработка мусора – лучший

способ от него избавиться.

3-ий ученик: Сложный комплекс проблем связан с нерациональным,

варварским использованием недр. В факелах сожжено более 12 миллионов

кубических метров нефтяного газа. На месте некогда живописных ландшафтов

вырастают рукотворные горы из отходов горного производства.

Корреспондент из отдела «Охрана природы»: Ребята, я предложу вам

кроссворд о полезных ископаемых, которые иссякают на нашей земле из-за

варварского их использования (рис. 11).

Учитель: Какая красивая, зелёная страничка! А сейчас посмотрите, у

человечка из нашей газеты совсем другой вид: он улыбается – ему хорошо. Ему

хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство

природы и его надо беречь. Этому посвящена следующая страница.

5-я страница: «Здоровье».

Ученик: Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

огромно. Этот экологический фактор уже невозможно не учитывать при изучении

состояния здоровья населения. Чётко прослеживается связь между загрязнением

воздуха и заболеваниями дыхательных путей. В Краснодаре, например, эти

болезни встречаются на 40-60% чаще, чем в других городах. Опаснейше влияние

оказывают на здоровье людей пестициды.

Корреспондент из отдела «Лесная аптека»: Все вы ребята, любите игру

«Звёздный час» – там надо из нескольких ответов выбрать правильный. Я

предлагаю вам поиграть в эту игру.

1. Все ли эти растения являются лекарственными? (На табличке: крапива,

колокольчик, синий василёк.)

2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и

укусе насекомых? (Одуванчик, молочай, подорожник.)

3. Какая ягода заменяет лимон? (Смородина, клюква, жимолость.)

4. Плоды каких кустарников содержат очень много витамина С? (Шиповник,

крыжовник, орешник.)

Учитель: Ребята, как прекрасны творения природы. Можно было бы только

восхищаться и поражаться тому, сколь щедра природа, если бы не одно

обстоятельство: очень многие её творения занесены в Красную книгу.

1-ый ученик: Я хочу рассказать вам о Красной книге. Много разных

зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не

оставили клочка леса, степи, где они могли бы жить, третьих выловили

хищники, привезённые людьми.

Немало исчезло и растений. В конце концов люди поняли: если не помочь

природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось,

учёные составили специальную книгу – Красную книгу. В ней уже записано 295

видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в Красную

книгу –не значит его сохранить. Это пока только сигнал тревоги.

Кроссворд «Полезные ископаемые» (Шевчук, 2000)

| | | | | |8 | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | | | |

| | |1 | | | | |9 | | |10 | | | | |

| | | | | | | | | |5 | | | | | |

| |2 |7 | | | | | | | |6 | | | | |

| | | | | | | | | | | | | | | |

| | |3 | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | | | |

| |4 | | | | | | | | | | | | | |

По горизонтали:

1. Росли на болоте растения…

Теперь это топливо и удобрение

(Торф).

2. Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

(Уголь).

3. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе,

Сам он – удобрение.

(Известняк).

4. На кухне у мамы –

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

(Газ).

5. По доске он бегает,

В классе дело делает.

(Мел).

6. В воде родится, а воды боится.

(Соль).

По вертикали:

7. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

(Глина).

8. Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Что это?

(Нефть).

9. Он варился долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделать

Ножницы, ключи.

(Пирит).

10. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

и он в стекле расплавлен даже

(Песок).

Красная книга состоит из цветных страниц.

На чёрных страницах помещены списки тех животных, которых мы уже

никогда не увидим. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего.

На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они

ещё кое-где сохранились. Их ещё можно встретить, но их уже осталось так

мало, что они скоро могут исчезнуть совсем.

На жёлтых страницах перечислены те животные, количество которых

уменьшается, которым грозит «переселение» на опасные красные страницы.

Белые страницы отведены для тех животных, численность которых всегда

была невелика. Обитают они на небольших территориях, положение их

неустойчиво.

На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало

изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

На зелёных страницах – самых обнадёживающих указаны те животные,

которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение их численности

приостановлено.

2-ой ученик: Главная наша забота – чтобы ни одно живое существо

больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги –

спасти весь животный и растительный мир. Давайте же мы с вами будем беречь

зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их

голоса (звучат голоса птиц).

3-ий ученик: Особые экологические проблемы складываются в каждой

природной зоне нашей страны. К примеру, в зоне льдов – это растущие

загрязнения северных морей, обеднение рыбных запасов. В зоне тундры –

загрязнение при добыче нефти и других полезных ископаемых, разрушение

растительного покрова вездеходами. В лесной зоне наиболее драматично

складываются отношения в системе «лес – человек». Губятся молодые деревья,

заготовленную древесину попросту бросают. Лесопосадки отстают от

лесозаготовок. Трагична судьба степной зоны: здесь почти не осталось степей

– они распаханы. На волоске висит жизнь целого сообщества видов растений и

животных. В пустынях мелеют и без того редкие и мелководные реки,

вычерпываемые ради сельскохозяйственных культур. Приходят в движение пески,

которые засыпают дороги, поля, целые посёлки.

Учитель: А теперь нам с вами предстоит решить несколько экологических

задач, проблем, ситуаций.

Экологический пример:

Ми + краб – аб + об + ы = ?

Экологическое стихотворение:

Прогулка. (С. Михалков)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают как хотят сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки,

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

- Эй, ребята! – крикнул Дима, -

Вот местечко – хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид, прекрасный пляж,

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр, в футбол играли –

Веселились как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на поляне у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки.

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

Учитель: Правильно ли вели себя ребята на прогулке? Какой вред они

нанесли окружающей среде, себе, другим людям?

Экологические задачи:

1. Один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30–35 тонн пыли,

лиственного леса – 50–70 тонн пыли. Каких деревьев нужно сажать

больше и их оберегать?

2. Семья больших синиц за лето «обслуживает» 40 яблонь, поедая опасных

для сада насекомых, а дятел за день съедает до 750–900 короедов.

Какая птица съедает больше вредителей?

3. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр

требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с полей смыло в

половодье 10 сантиметров почвы. Сколько лет потребуется для

восстановления этого слоя?

4. В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10

лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько стало заповедников?

5. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое

получатся из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев

требуется нашему классу?

6. Задача в стихах:

О комарах. (И. Демьянова)

Над болотцем тихо, тихо…

В тёплом воздухе парят

Сам Комар да Комариха,

С ними – туча комарят!

Комариха с Комаром говорят:

- Сосчитай-ка, Комар, комарят.

- Как же счесть, Комариха, комарят?

Не поставишь комарят наших в ряд.

Насчитала Комариха сорок пар.

А продолжил этот счёт сам Комар.

Комарят Комар до вечера считал.

Насчитал тринадцать тысяч и устал…

А теперь считайте сами, вы друзья:

Велика ли комариная семья? (13 082).

Учитель: Вот сколько задач, проблем и ситуаций мы с вами решили. Но

это только капля в море экологических проблем планеты. Наше занятие я хочу

закончить строками из стихотворения Я. Акима:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Детям вручаются эмблемы с изображением птиц, животных растений из

Красной книги.

Внеклассная работа по природоведению открывает большие возможности для

познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и

применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у

младших школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное

отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело.

Роль межпредметных связей

в экологическом образовании младших школьников

В содержании экологического образования различают два компонента:

связанные с формированием мировоззренческих и нравственных качеств;

конкретные экологические знания и умения.

Интегральный характер содержания экологического образования

обуславливает сложный состав знаний, имеющих мировоззренческое значение.

Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире

и человеке. Это предполагает разработку гибких форм экологизации

образования на международной основе. Из этого следует вариативность формы

включения экологического материала в учебные планы и предметы. Возможны три

модели: однопредметная, многопредметная и смешанная (рис. 12).

Чётко выраженная экологическая направленность курса природоведения,

который в наши дни именуется традиционным, создала определённую установку

на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в

однопредметной модели. Но, как показала практика, однопредметная модель

оказалась малоэффективной. Основная причина этого в том, что конечная цель

экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде –

сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет,

формирующий в основном естественнонаучные знания, справиться с

формированием многогранных отношений младших школьников с природой и

социальной средой не может.

Уже в середине семидесятых годов на повестку дня встал вопрос о

привлечении других школьных предметов в процессе школьников. Возникла идея

многопредметной или межпредметной модели, в которой каждый учебный предмет

раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой

(Симонова, 1998). Но заманчивость такой модели, актуальность которой

сохраняется, разбивается о сложности при конструировании единого содержания

и реализации его на практике: каждый учебный предмет строится в логике

своей науки, отличной от цели экообразования. Пока же использование

межпредметного содержания и форм обучения носит фрагментарный характер, что

во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников.

Современные тенденции развития экологического образования в

отечественной и зарубежной практике показывают, что оптимальные возможности

для становления экологической культуры младших школьников представляет

смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои

специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмёт на

себя один из альтернативных интегрированных современных курсов

экологической направленности, в содержании которых в органичной связи

представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. Роль

других предметов, специфика образовательных и воспитательных целей которых

многообразна, – вспомогательная. Таким образом, типология моделей в русле

экологизации прошла определённый путь становления: от однопредметной – к

многопредметной и смешанной. Но поиск в этом направлении продолжается до

сих пор.

Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных связей) в

области экологического образования предполагает взаимное согласование

содержания и методов раскрытия способов, принципов и законов оптимального

взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний,

которые включают различные учебные предметы.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки

создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование

школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен

предмет «Окружающий мир», составляющий базу для дальнейшего развития знаний

учащихся о природе и обществе. Это говорит о том, что идея интеграции в

экологическом образовании признана на современном этапе важным средством

формирования ответственного отношения школьников к среде своей

жизнедеятельности (Тарасова, 2000).

Для решения задач экологического образования в начальных классах на

межпредметном уровне необходимо: формирование целостного представления о

природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

развитие учения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и

познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе

фактов и явлений окружающей действительности; обучение младших школьников

методом познания окружающего мира; воспитание эстетического и нравственного

отношения к среде жизнедеятельности человека.

Выполнению этих требований способствует максимальная координация

функций каждого предмета в общей системе экологического образования,

выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.

Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную

восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет

возможность осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения и

русского языка, так как изучение материала о жизни природы на уроках чтения

и русского языка, образность описания природы поэтами и прозаиками вызывают

и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и

явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов.

Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы,

формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой

красоте и разнообразию.

Программа начальной школы даёт возможность осуществлять связь уроков

природоведения, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержания и

методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие,

осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих.

Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет эффективно осуществлять

воспитание экологической культуры младших школьников.

Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла

(природоведение, математика, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие

экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности

человека, направленная на её рациональное использование, улучшение,

восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от

состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной

зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения,

работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к

более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и творческой

деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного

использования природных богатств.

Большие возможности для осуществления экологического образования на

межпредметной основе имеют экскурсии по различным предметам: чтению,

изобразительному искусству, трудовому обучению, математике, необходимость

проведения которых заложена в учебных программах. Такие экскурсии позволяют

более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга,

взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на

состояние природного окружения и так далее.

В своей практической деятельности учителя начальной школы

разрабатывают интегрированные курсы. Например, группой учителей средней

школы № 70 города Краснодара разработан интегрированный курс

«Природоведение – развитие речи». Приведём пример урока этого курса по теме

«Грибы – особое царство природы».

Тема: Грибы – особое царство природы.

Цель: Познакомить с видами грибов, как одним из представителей «сообщества

леса»; научить различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

познакомить с исчезающими грибами Кубани; упражнять детей в

письменной речи.

Оборудование: таблица «Съедобные и несъедобные грибы»; муляжи "Грибы";

образцы гриба.

Ход урока.

I. Организация урока.

II. Сообщение темы урока:

Тему нашего урока мы узнаем отгадав загадку: «Шапочка да ножка – вот и

весь Ермошка» (гриб). Правильно, сегодня мы будем говорить о грибах.

III. Работа над новой темой.

Где вы собирали грибы? (Значит грибы – представители природного

сообщества «лес»). Какие вы знаете грибы, как их различаете? Какие грибы

называются съедобными, несъедобными, ядовитыми? Какими ядовитыми грибами

лечатся животные? (мухоморами лечатся сороки и лоси). Какой гриб страшнее

кобры? (бледная поганка). Противоядие от бледной поганки – не трогать её и

не брать в руки! Как вы понимаете пословицу, применительно к грибам: «Пока

змее на хвост не наступишь, она тебя не укусит»?

Записать названия съедобных и несъедобных грибов в тетрадь.

Дети, а как вы думаете, гриб – это растение или нет? Какие органы

растения вам известны? (корень, стебель, ветки, лист, цветок, плод и

семена). Попытайтесь найти их у грибов.

Строение гриба (рассматривается по таблице).

Грибы не растения, они составляют особое царство природы. Грибы в

отличие от своих зелёных собратьев не содержат чудодейственного хлорофилла

и поэтому не могут добывать из воздуха питательные. углеводы. Они вынуждены

приспосабливаться к существованию уже готовых органических веществ. В

лесном сообществе они тесно связаны с деревьями. Под их корнями или у

старых пней разрастаются грибницы. Какова же роль грибов в лесном природном

сообществе? (Они способствуют круговороту веществ в природе).

Работа с муляжами грибов.

Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. Рассмотрите внимательно муляжи

и скажите отличаются ли внутренняя поверхность шляпок у белого гриба и у

лисички? Чем? (дети сами делают выводы). Как вы думаете, где расположены

семена (споры) у трубчатых и у пластинчатых грибов? Назовите теперь

известные вам трубчатые грибы (белый гриб, подберёзовик, маслята,

подосиновики, моховики). Назовите известные вам пластинчатые грибы (грузди,

рыжики, волнушки, лисички, опята и так далее). Какую пользу приносят грибы?

а) Грибы употребляются в пищу животными, птицами и людьми;

б) Превращают пни и корни деревьев в трухлявые гнилушки и удобряют

почву питательными веществами.

Какой вред приносят грибы? Как приспосабливаются грибы? (цвет, окраска

шляпок). Грибы не всегда имеют привычный, известный вам вид. Есть грибы,

как плесень на продуктах, на гниющих деревьях. Рассмотрите этот гриб. Где

вы его встречали? Правильно, на деревьях. А как они туда попали, кто

догадался? Правильно, споры этих грибов-паразитов переносятся ветром, они

попадают в дыры на стволах. Там они разбухают, разрастаются внутри дерева.

Дерево обречено на гибель. Таким образом грибы-паразиты приносят вред. Но

оказывается из грибов добывают вещества стимулирующие рост растений. Всегда

ли грибы приносят пользу? Грибы способны впитывать в большом количестве

тяжелые металлы, ядохимикаты, компоненты сточных вод и выхлопных газов

автомобилей. Человек, животные, употребляющие такие грибы в пишу, могут

отравиться или заболеть. Не собирайте грибы вблизи садов и полей,

обрабатываемых ядохимикатами, и не собирайте вблизи дорог на расстоянии не

менее 300 метров.

IV. Итак, мы с вами познакомились, с удивительным населением живой

природы – грибами. К сожалению некоторые виды исчезают и скоро, если

человек не будет их оберегать, они совсем исчезнут. Так в Красную книгу

Кубани внесены такие грибы: грифола зонтичная, цезарский гриб, решеточник

красный, каштановый гриб, гриб-баран и другие.

Сообщения детей о грибах.

Записать названия грибов, занесённых в Красную книгу.

V. Подведение итога беседы:

Какие виды грибов вам известны? Какой вред приносят грибы? Какую

пользу приносят грибы? Как приспосабливаются грибы в лесном сообществе?

VI. Работа по развитию речи.

Чтение текста на доске. Запись по памяти.

После дождя пахнет в лесу грибами. В траве прячутся крепкие боровики,

розовеют сыроежки, краснеют мухоморы. Между стволами берез разросся молодой

ельник. Тут прячутся душистые грузди, подосиновики. А на лесных полянах

показались первые рыжики, желтеют золотистые лисички.

VII. Итог урока.

Домашнее задание: Записать пословицы и приметы грибников. Прочитать

дополнительную литературу о грибах.

Помимо разработки интегрированных курсов, проводятся и отдельные

интегрированные уроки: природоведение и русский язык, природоведение и

чтение, природоведение и математика, природоведение и трудовое обучение и

другие. В результате проведения таких уроков у младших школьников процессы

формирования и восприятия экологических понятий происходит намного

активнее.

Учителя начальных классов недостаточно обеспечены методической

литературой по вопросам осуществления экологического образования на

межпредметной основе. Имеющиеся пособия и методические рекомендации в

основном ориентируют учителя на проведение этой работы при изучении курса

природоведения. Весь комплекс задач по экологическому образованию и

воспитанию младших школьников можно разрешить лишь на уроках природоведения

не представляется возможным. Да, и, уроки природоведения не занимают в

сетке учебных часов такого количества времени, чтобы можно было говорить о

систематически ведущейся работе по экологическому воспитанию. Вот почему в

современных условиях ставится вопрос о разработке межпредметного подхода к

данной проблеме.

Заключение

В настоящей дипломной работе проанализированы различные курсы

природоведения. Наиболее полно отвечают целям экологического образования и

воспитания младших школьников система курсов «Зелёный мир» автора А.А.

Плешакова. Эта система является традиционной обновлённой.

Система экологических знаний младших школьников включает в себя два

блока:

1.Блок опорных экологических знаний (предметах и явлениях в природе,

их свойствах и многообразии и связях между ними);

2.Экологические знания о биологических системах (взаимоотношениях

организмов со средой обитания).

Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе

природоведения основывается на расширении уже имеющихся экологических

представлений и их конкретизации на знакомых местных предметах и явлениях.

Изучение природоведения в разных классах предполагает поэтапное знакомство

с экологическими проблемами ближайшего окружения, города, края, страны и

всей планеты. Через конкретные объекты и явления дети составляют общие

представления о региональных и глобальных экологических проблемах.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется

с помощью заданий, имеющих экологическую направленность, и отражающих

взаимодействие организмов в природной среде и взаимодействие человека с

окружающей природой. Системные задания позволяют младшему школьнику

составить общее представление об экосистемах и роли различных факторов в

формировании экологического состояния данных систем.

Конкретность мышления младших школьников определяет важность игровых

моментов в усвоении основных экологических представлений. В связи с этим

большое внимание в работе уделяется методическим разработкам уроков,

экскурсий, внеклассных мероприятий, интегрированных уроков. Это лишь

небольшая часть тех методических разработок, применяемых автором в

повседневной работе с младшими школьниками.

В дипломной работе представлены методические разработки:

Урок по теме «Что такое экология?», на котором формируются у младших

школьников понятия окружающей среды и экологии как науки на доступных

примерах.

Урок-путешествие «Лес и человек» способствует формированию понятия о

многообразии лесов, живых существ в природном сообществе «лес».

Экскурсия по теме «Природа вокруг нас», на которой дети непосредственно

наблюдают за изменениями в природе, которые происходят под воздействием

человека, взаимосвязи всего живого.

Внеклассное занятие «Мир вокруг нас» в факультативном курсе «Экология для

младших школьников, на котором в игровой форме у младших школьников

закрепляются знания, приобретённые на уроках природоведения.

Более эффективным методом экологического образования и воспитания

младших школьников является использование межпредметных связей.

Экологическая направленность курса природоведения позволяет применять

многопредметные или межпредметные модели, в которых каждый учебный предмет

(природоведение, русский язык, математика, чтение, труд, музыка и другие)

раскрывает проблему взаимодействия человека с окружающей средой.

Курс природоведения сам по себе уже является интегрированным, так как

в нём объединены начальные представления таких наук как география, физика,

химия, биология и других. . но цели экологического образования будут

достигаться эффективнее при изучении экологических знаний на межпредметном

уровне. Приведена методическая разработка интегрированного урока «Грибы –

особое царство природы». На примере этого урока показана межпредметная

связь между природоведением и развитием речи.

В результате изучения курса «Природоведение» по системе «Зелёный мир»

у младших школьников расширяется кругозор, повышается эффективность

обучения. Дети получают целостную картину окружающего мира, у них

формируются элементы научного мировоззрения. Этот курс насыщен творческими

заданиями экологической направленности, представленными в рабочих тетрадях

и учебниках, что учит детей мыслить широко и разносторонне, искать пути

решения экологических проблем соответственно возраста.

Литература

1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического

образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

2. Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической

географии. //География в школе, 1989, №6.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных.

Ярославль: Академия развития, 1998.

4. Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология Кубани.

Краснодар, 1995.

5. Доклад о состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 1999

году. Краснодар, 2000.

6. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во

внеурочной работе. М., 1984.

7. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.

8. Информационно-методическое письмо об обновлении курса преподавания

природоведения в программе естественнонаучного образования «Природа и

люди». //Начальная школа, 1998, №8.

9. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и

минус, 2000, №8.

10. Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического

образования школьников. //Биология в школе, 1998, №3.

11. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.

12. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.

13. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.

//Начальная школа, 1998, №6.

14. Красная книга Краснодарского края. /Составитель Нагалевский В.Я.

Краснодар, 1994.

15. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 1998.

16. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? СПб.: СОЮЗ, 1998.

17. Лотышев И.П. Путешествие по родному краю: Природоведение. Краснодар:

ОИПЦ Перспективы образования, 1999.

18. Литвинская С.А. Экологическая ситуация. //Атлас Краснодарский край.

Республика Адыгея. Минск: Белгеодезия, 1996.

19. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа,

1998, №3.

20. Молоканов Г.И. Системная экология. Краснодар, 1995.

21. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших

школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

22. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения.

М.: Просвещение, 1990.

23. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей

мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998,

№6.

24. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические

рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 1993.

25. Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.:

Просвещение, 1998.

26. Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.:

Просвещение, 1998.

27. Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-

го(3) класса. М.: Вита -Пресс, 1999.

28. Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь

для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.

29. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.

30. Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа.

М.: Дрофа, 1999.

31. Ривкин Е.Ю. Экологизация школьного географического образования.

//География в школе, 1993, №3.

32. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная

школа, 1998, №2.

33. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в

начальной школе. //Начальная школа, 1998, №6.

34. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания.

//Начальная школа, 1998, №6.

35. Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в

школе, 1999, №3.

36. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение,

1995.

37. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.

38. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на

межпредметной основе. //Начальная школа, 2000, №10

39. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. М.:

Академия развития, 1997.

40. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

41. Экологическое воспитание школьников.//География в школе, 1989, №5.

-----------------------

Внутренняя среда

человека

Окружающая социальная

среда

Окружающая природная

среда

Содержание курса экологии в начальной школе (Алексеев, Симонова, 1999)

Моделирование экологических связей (Плешаков, 1998)

Рис. 2

Связь природы и общества (Молоканов, 1995)

Рис. 3

Окружающая среда (Плешаков, 1998)

Рис. 9

?

?

?

Заяц

Человек

Берёза

Взаимосвязи в природе (Плешаков, 1998)

Рис. 8

Природа

Человек

Животные

Растения

неЖивое

Живое

Дом для растений, животных грибов.

Защитник воздуха, водоёмов и почв.

Место отдыха человека.

Источник ягод, грибов, лекарственных растений.

ЛЕС

Источник древесины.

Рис. 10

Роль леса в природе (Плешаков, 1998)

Типология моделей экологического образования (Суравегина, 1999)

Модели

экологического образования

Однопредметная

ВВОДИТСя ИНТЕГРИРОВАННАя УчЕБНАя ДИСЦИПЛИНА ЭКОЛОГИчЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Многопредметная

ОСУЩЕСТВЛяЕТСя ЭКОЛОГИЗАЦИя ТРАДИЦИОННЫХ УчЕБНЫХ КУРСОВ И ДИСЦИПЛИН.

Смешанная

ВВОДИТСя НОВЫЙ КУРС ЭКОЛОГИчЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ОДНОВРЕМЕННОЙ

ЭКОЛОГИЗАЦИЕЙ ТРАДИЦИОННЫХ УчЕБНЫХ КУРСОВ И ДИСЦИПЛИН.

Рис. 12

Дидактическая карточка.

ДУПЛА – КВАРТИРЫ ЛЕСНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ (СИМОНОВА, 1998)

ЗАДАНИЕ 1. ОТВЕТЬ НА ВОПРОС, КТО ЖИВёТ В ДУПЛАХ ДЕРЕВЬЕВ?

Кто ещё из лесных обитаталей может жить в дуплах?

_________________________________________________

_________________________________________________

Задание 2. При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые

деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

_________________________________________________

_________________________________________________

Сделай вывод:

_________________________________________________

_________________________________________________

Рис. 4

Дидактическая карточка.

МОГУТ ЛИ КРОТ И БЕЛКА ПОМЕНяТЬСя КВАРТИРАМИ? (СИМОНОВА, 1998)

ЗАДАНИЕ 1. РАССМОТРИ РИСУНОК, ПОДПИШИ НАЗВАНИя ЖИВОТНЫХ.

Обрати внимание на места обитания этих животных.

Задание 2. Прочти текст:

Люди нередко меняются своими квартирами, преезжая из дома в дом, с

этажа на этаж. А могут ли поменяться местами жительства (квартирами) лесные

жители?

Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с

кротом.

Белка живёт на дереве, крот под землёй. Чтобы перебраться на новую

квартиру, кроту пришлось бы влезать на дерево, а белке опускаться под

землю. Смогли бы они это сделать? Почему?

_________________________________________________

_________________________________________________

Задание 3. Объясни, почему животных, перечисленных ниже, называют

лесными

волк, лось, дятел, сойка, бурый медведь, клёст.

_________________________________________________

_________________________________________________

Рис. 5

Дидактическая карточка.

КРОССВОРД ПО ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ» (ГАВРИНА, КУТНяХОВА, 1998)

ВЫПИШИ БУКВЫ ТОЛЬКО ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКОВ И ТЫ УЗНАЕШЬ, У КОГО ИЗ НАСЕКОМЫХ

ГЛАЗА ЗАНИМАЮТ БОЛЬШУЮ чАСТЬ ГОЛОВЫ И СОСТОяТ ИЗ МНОЖЕСТВА МАЛЕНЬКИХ

ГЛАЗКОВ.

| | | | | | | | |

Рис. 6

с

ж

к

у

п

т

т

с

з

х

ъ

м

о

р

с

к

у

г

ц

з

е

с

а

о

ф

д

о

Рис. 1

о

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ