Рефераты
 

Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

На траве кровавой вздрагивала птица

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди – человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

- Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты

или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную

книгу нашей страны.

- А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в

Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)

Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.

Учитель.

- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и

животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но

если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.

- Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.

- Что такое природа? (Ответы детей)

- Что природа дает человеку?

- Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)

- А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей

газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под

ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье

человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Тема: Игра – путешествие «По лесным тропинкам».

Цель: учит работать с дополнительной литературой, отбирая интересные

сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной

книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению

ко всему живому на Земле.

Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елочка», рисунки

съедобных и несъедобных грибов, 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей

мыши, жука, разрезанные портреты редких животных, сарафаны для сценки,

рисунок Красной книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу.

Литература:

1. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето //Начальная школа. – 1996 -№6. – С.

56-58.

2. Дерим – Оглу Е.Н. Кукушка //Юный натуралист. –1991. - №6. – С. 28-31.

3. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные – М.: Лесная

промышленность, 1987. 48 с.

4. Филатова Л.М. По страницам Красной книги //Начальная школа. – 1991.

-№11. – С. 49-52

Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Перед нами две команды:

«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным

тропинкам».

1. Представление команд.

Команда «Елочка»

Под широкой темной елью,

Прошлогодней пахнет прелью

Подойдешь ты к ней – иголки

Подойдешь ты к ней

Под подошвами скользят

Ведь в обычаи у елки

Круглый год менять наряд.

Ель знакома нам всем с детства.

Без нарядной елки и праздника нет.

Круглый год ель зеленая.

А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки

не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а

другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под

елью. Живет ель до 1200 лет.

Команда «Березка».

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов

сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол

березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока

дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А

береста, кора березы - готовая природная бумага.

II. Разминка команд.

Команде, Елочка.

1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.

2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Команде “Березка”

1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.

2) Чем отличается ель от сосны?

III. Конкурс “Грибная полянка”

Ведущий. - Кто сидит на крепкой ножки.

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы -

Нет под шапкой головы.

Что это? (Ответы детей)

Ведущий. Берем по лукошку

И скорее в путь дорожку

Разбежались по полянке,

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути.

Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные

оставить. Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так

называются - лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?

IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.

Команде “Елочка”

Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие.

Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая.

Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы).

Команде “Березка”.

А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не

нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на

птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь,

рисунок летучей мыши).

V. Конкурс “Животный мир леса”

Ведущий. Все - все на свете,

На свете нужны

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без

Чудных, нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд

Кто делает мед

И кто делает яд!

Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого

животного (по 1 человеку от команды)

Команды в это время составляют из предложенных букв названия

животных.

Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни

леса.

Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.

(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках)

Лапы елок прикрыли избушку,

Где живет дядя Вася - лесник.

Приходите к нему на опушку -

Всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет,

Вспомнит, как подстерег он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев

на корточки, слушают его).

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство Российской страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Хорошо здесь, в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

Ведущий. Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда)

Записать 5 зимующих птиц.

VII. Конкурс “А знаете ли вы, что..?”

Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни

животных

Команда “Елочка”

1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука)

сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.

2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает

1тонну хлеба?

3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа

и выделяет 200 кг кислорода.

Команде “Березка”

1) А знаете ли вы, что первыми весной появляются бабочки, божьи коровки,

пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в

спячку, а рано весной вылетают из своих укрытий.

2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь

1000000 цветов?

3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных

комаров и этим спасает людей?

VIII. Совместное выступление команд “Берегите природу”

1) Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2) Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3) Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали

редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что

красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966

г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей

страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)

4) В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52

вида зверей и 65 видов птиц.

5) Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

6) Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются даже цветы

(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)

7) И тревога за жизнь неустанна:

Гибнут звери, птицы, цветы

И гибнут люди беспристрастно,

Унося с собой часть красоты.

8) Так скорее над звездную синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас!

Тема. Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными

растениями.

Цель: познакомить учащихся с большим разнообразием комнатных растений, со

значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за

комнатными растениями.

Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты

на подоконниках, плакат “Правила ухода за комнатными растениями”.

Литература:

1. АстафьваВ.Н., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству: Уход за комнатными

растениями. - Минск: Полымя, 1993. - 412сю

2. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными

растениями // Начальная школа. - 1996. -№3. - С.48-49.

3. Горова Т. Амараллис // Юный натуралист. - 1991. - №10. - С.35-37.

4. Семенов Д. Скромное обаяние колючек // Юный натуралист. - 1992. - №2-3.

- С. 36-41.

Ход занятия.

Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие на родину комнатных растений и

познакомимся с правилами ухода за комнатными растениями.

- Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года,

бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой. Почти все комнатные растения

привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и

субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны

учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в

теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и

с первого раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко придумывают

названия, которые напоминали бы уже известные дикие и садовые растения.

Есть такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем

знают его немногие. Листья у него похожи на кленовые. Конечно же, это

комнатный клен.

- А у нас в классе есть такое растение? (Дети находят это растение на

подоконнике).

- А что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых

распространенных и красивых растений - герань.

Амариллис знаком многим. Я вам сейчас его опишу, и вы найдете это

растение у нас. Это растение с яркими красными цветками. Имеет крупную

мясистую луковицу наполовину спрятанную в землю, а от нее отходят большие

ремневидные, блестящие кожистые листья.

Мощная цветочная стрелка без листьев, а на конце ее зонтики собраны

от двух до четырех крупных цветков.

- Найдите такое растение у нас в классе? (Дети находят растение)

Это растение родом из Южной Америки. А получили это красивое растение

селекционеры путем скрещивания нескольких видов и получили самые

разнообразные окраски (показываю картинки разных видов амариллиса) нежно-

розовые, белые, оранжевые, кремовые, темно-вишневые и пестрые.

- Сегодня мы поговорим еще об одном очень распространенном комнатном

растении - бегонии. Это растение было привезено также из тропических лесов

Южной Америки. Бегонии бывают кустовидными, травянистыми. Открыл растение в

XVII веке натуралист Шарль Плюмье и назвал его так в честь губернатора Сан-

Даминго Михаэля Бегона.

В настоящее время известно более двух тысяч различных видов бегонии.

У нас в классе есть только один вид - это бегония изумрудная (показывает

учитель). Бегонии выращивают ради живописных по своей окраске листьев или

крупных, ярко окрашенных цветков.

Подробно поговорим еще об одном очень известном комнатном растение

(Учитель подходит к подоконнику и показывает на кактус)

- Как называется это растение? (Ответы детей)

- Конечно, растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений

на Земле произошло маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И

совершенно независимо от других растений появилось удивительное количество

просто фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто

совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех

остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по

стеблю (показ на живом растении). Именно на них растут колючки, а у

большинства видов появляются бутоны и отростки.

Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно лишь

отчасти. Только небольшая часть видов действительно приспособилась к

суровым условиям американских пустынь. Остальные же встречаются в степях,

лесах, горах, прибрежных зонах. Необычное разнообразны размеры, форма

стебля, окраска, цветки этих растений.

- А как же человек должен заботиться о комнатных растениях, чтобы они

радовали нас буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень

жаркого лета?

Рассказ учителя сопровождается показом.

- Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо

освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше

всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в

подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти

растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и

самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от

солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные

горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой,

наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от

сквозняков.

Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают

на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку

или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а

летом - ее перегревание.

Как ухаживать за комнатными растениями (с показом учителя)

1. Поливайте растение водой комнатной температуры летом каждый день, зимой

- реже, но следите, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы поливайте

летом через два-три дня, а зимой - один-два раза в две недели. Поливайте из

лейки, сбоку, а не с верху.

2. Палочкой разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.

3. Вытирайте пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с

маленькими и опушенными листьями опрыскивайте водой.

4. Регулярно ножницами срезайте с растений сухие листья и веточки. Следите

за чистотой цветочных горшков и подставок.

Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых

из них можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на

комнатных лимонах. Вкусные плоды можно вырастить на комнатном инжире.

- В помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так

и зовут - крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это

растение выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.

- А вот еще одно интересное растение - пеларгония душистая (Показ

картинки). Листья этого растения выделяют душистые вещества, которые

освежают воздух в комнатах, очищают его от вредных примесей.

- Ребята, а какое еще значение имеют комнатные растения в жизни

человека? (Ответы детей).

- Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и

прекрасным цветением удивительно красивых цветков.

Тема. Экологическая тропинка для младших

школьников кружка “Юный эколог”

Цель: создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных

людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной

среде.

Оборудование: схема маршрута экологической тропинки, заранее приготовленные

щиты остановок, рисунок кувшинки и кубышки, рисунки съедобных грибов,

мухомора, рисунки луговых цветов.

Литература:

1. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на

водоемах // Начальная школа. - 1994. - №4. - С.34-38.

2. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в

смешанный лес // Начальная школа. - 1992. - №3. - С.36-40.

3. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к природе -

М.: Педагогика, 1983. - 232с.

Для проведения экскурсии “Экологическая тропинка для младших

школьников” была разработана схема маршрута.

Схема представлена ниже.

Первая остановка - Руку дружбы - природе.

Это начало тропы, и здесь помещен информационный щит №1 (аллея

парка). Проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое

природная тропинка, о чем дети узнают, пройдя по ней.

- Прочитайте текст на щите, а в последующей беседе выясняется,

насколько он им понятен.

Содержание первого текста таково:

Информационный щит 31.

Ребята! Сейчас вы пройдете по природной тропинке. Пройдя по ней, вы узнаете

много интересного о природе нашего края: о деревьях, кустарниках, травах; о

зверях, птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку для его

жизни и как человек должен охранять все живое. Пройдите! Посмотрите!

Почувствуйте!

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Р. Рыленков.

На этом же щите размещен план тропы со стрелками – указателями. Рассказ

учителя об объектах, расположенных на первой остановке

- Назовите известные вам деревья, кустарники, травы? (Ответы детей)

- Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения,

птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с

окружающим миром. Так, например, под землей находятся много корней трав,

кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев

сплетаются с нитями грибницы, они взаимно помогают друг другу

развиваться. Под землей находятся дома у мышей, барсуков, кротов и разных

насекомых. К жителям подземелья относятся также земляные черви. Они

рыхлят почву, они перемещают перегной и делают ее более плодородной.

- На поверхности земли растет мох и травянистые растения. Здесь лесное

население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнезда

соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги

медведи, роют норы лисы и другие звери, и насекомые.

- На следующем этаже растут кустарники. Здесь вьют свои гнезда дрозды. Еще

выше находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В стволах

деревьев делают дупла (домики) белки, дятлы, синички, еще выше совы. На

самых верхних этажах размещены гнезда хищных птиц: ястребов, орлов.

- Ребята, а если я захочу запечатлеть какого-либо зверька, птицу или

цветок? Что мне для этого нужно?

- Какая охота разрешена в любое время года? (Ответы детей)

- А сейчас мы поиграем.

Дети встают в круг, учитель – в центр круга. Когда учитель назовет какое-

нибудь дерево нашего леса (например, березу), дети должны поднять руки

вверх. Когда назовет кустарник (например, шиповник), дети должны стоять с

опущенными руками, назовет травянистое растение (например, кислицу), дети

должны присесть. Учитель перечисляет: липа, дуб, шиповник, осина, кислица,

береза, ель, подорожник, сосна, пихта, калина, клен, ива, зверобой, ландыш

и т.д.

- Ребята, а как человек использует растения для своей жизни? (Ответы детей)

- А сейчас я загадаю вам загадки:

Что это?

Землю пробуравил

Корешок оставил

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся? (Гриб)

Действительно, лес нам дает очень много разных вкусных грибов.

Что же это за грибы?

1) Золотистые…

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносит лето.

(Лисички)

2) Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застегнутые тучкой. (Опенки)

3) Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

4) Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту,-

Зовусь я - … (Подосиновик)

- Ребята, а как все эти грибы можно назвать одним словом?

(Съедобные)

- А вот, послушайте такую загадку:

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда негодной. (Мухомор)

- А что это за гриб? (Ответы детей)

- Должны ли люди уничтожать мухоморы? (Ответы детей)

Мухоморы питаются многие дикие животные и человек должен бережно относиться

к этому красивому грибу.

Растения дают человеку пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом

укрывают о жары, а зимой спасают от холода. А человек должен охранять леса

и парки, растить новые леса и аллеи!

Вторая остановка. У истоков старины глубокой. Посещение

Христорождественской церкви.

В 1483 году в устье реки Перехвалки образовалось селение Романцево, в

котором была маленькая деревянная церковь, а служил в ней поп Иван. Но

вскоре жители этого села переехали через вал и образовали село Перехваль. В

1900 году по проекту Николая I была построена Христорождественская церковь

(Пристольный праздник Рождество). Церковь действовала до 1930 года, а в

1930 году поп был арестован на семь лет. После этого церковь не работала.

Кроме церкви здесь было 2 часовни. В настоящее время часовни не

сохранились. Рядом с церковью – кладбище, оно было огорожено каменной

стеной. В 1930 г. стена была разрушена, надгробные плиты уложены в пруд,

который находится рядом церковью. Церковь имела большое количество икон,

многие из которых сохранились до настоящего времени. Церковь требует

реставрации, это памятник истории нашего села.

Третья остановка.

Домашние животные и природа.

- Ребята, мы подошли к животноводческой ферме. Роль домашних животных в

жизни человека велика. Животные дают человеку продукты питания. Какие

продукты питания дают нам домашние животные? (Ответы детей)

От животных мы получаем не только мясо, но и шерсть (овцы, козы), яйца

(куры) и т.д. Наша ферма расположена недалеко от речки Перехвалки.

- Могут ли влиять вредные вещества фермы на обитателей речки? Как? (Ответы

детей). Вредные вещества, которые поступают с животноводческой фермы

губят речных обитателей речки? С каждым годом здесь уменьшается число

различных видов рыб, других речных обитателей. А как же остановить

дальнейшее загрязнение речных вод?

Чтобы очистить сточные воды, необходимо построить очистительные сооружения.

В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают

вредные примеси, а чистая вода поступает в водоем.

- Ребята, как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?

(Ответы детей).

- На берегу большой реки

Пчела ужалила медведя

прямо в нос.

Ой- ой –ей –ей!

Взревел медведь.

Сел на пчелу и начал петь:

«Землю обмотали, землю обмотали.

Тоненькие нити, тоненькие нити.

Из зеленых рек, из зеленых рек

Совершите чудо, совершите чудо,

Руку протяните, руку протяните -

Зеркало природы не должно тускнеть!

Четвертая остановка.

Дети - дозорные природы.

Информационный шит:

Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище,

одежду. За эти бесценные лары мы отдаем природе свою любовь и защиту.

Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить: Дети - друзья,

защитники и дозорные природы. Нельзя ломать деревья, кустарники вытаптывать

траву. Не срывай цветов, растущих в лесу, в поле, на лугу, около речки;

пусть ими полюбуются другие люди.

Не убивай змей, лягушек, жаб они приносят пользу.

Мы находимся на берегу маленькой речушки Перехвалки. По берегам нашей

речки растет рогоз (показываю учащимся). Это травянистое многолетнее

растение с толстым горизонтальным корневищем. Его цветки собраны в початки

и располагаются на побеге, отличаются черновато-бурым цветом. Такие початки

мы часто используем для украшения в букеты. А вы знаете, что рогозовый

“пух” применяют при изготовлении спасательных жилетов и курток? Растения

используют для плетения корзин, веревок, матов.

В отдельных местах поверхность водоема заросла ряской (показываю).

Ряска - водное растение. Прошло много времени, прежде чем удалось

установить, что представляют собой зеленые пластинки, которые сплошь

покрывают водную гладь. Из этих пластинок состоит все тело растения.

Несмотря на то, что с первого взгляда они напоминают листья, в

действительности это сильно уплощенные стебли. Выполняющие роль листьев,

которых у ряски нет. А какие красивые цветы можно увидеть на водной

поверхности нашей речки? (Ответы детей).

Научное название кувшинки или белой лилии - нимфея. Одна из легенд

говорит, что в белый цветок кувшинки превратилась молодая прекрасная нимфа.

Цветки кувшинки открываются в 5 часов вечера. Листьями и корневищами

кувшинки питаются бобры, ондатры и лоси.

Очень красива и ближайшая родственница кувшинки - кубышка. Ее желтые

цветки служат украшением водоема.

- А сейчас послушаем прекрасные стихи о белой кувшинке.

Как чаши, на глади речного залива

Раскрылись кувшинки в июльские дни.

Перою волна покачает их лениво, -

И вновь без движенья застынут они.

Кувшинки, глядящие ввысь голубую,

Всегда неподвижные, словно во сне,

Вы знаете каждую тайну речную,

Вы сами родились глубоко на дне.

И, выйдя на свет, где все ярче и краше,

Где лес, убаюканный зноем, затих,

Раскрыли свои белоснежные чаши

Над тихой водою, в затонах родных.

Когда ты потянешься с лодки рукою

К цветку, что сверкает красой восковой,

То стебель, пружиня под темной водою,

Не сразу отдаст тебе венчик живой.

Мы не будем срывать эти прекрасные цветы! Пусть они цветут и

благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.

Пятая остановка.

Защитим пернатое племя. (Обращаю внимание на скворечник,

прикрепленный к стволу дерева).

- Как вы думаете, чье это жилище?

- Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц? (Ответы детей).

- Какие еще птицы могут селиться в таких домиках, кроме скворцов?

- Почему человек о них так заботится?

- Какую пользу приносят скворцы?

Рассказ учителя.

Прилет скворцов - верный признак весны. После прилета скворцы

начинают устраивать свои гнезда. Скворцы даже предпочитают скворечники

больше, чем естественные дупла. Свое гнездо скворцы устилают былинками и

мягкой подстилкой.

Сидя на сучке дерева скворец распевает по утрам и вечерам свои

звонкие песни. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы

умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную

звонкую трель, то закрякает дикой уткой.

Работа над информационным щитом.

Ребята! Осенью собирайте плоды и семена деревьев, кустарников, трав;

сохраняйте их до зимы. Зимой подкармливайте птиц на кормушках в эти

холодные месяцы; готовьте скворечники. Весной в парках, скверах, садах,

лесах развешивайте для перелетных птиц домики, встречайте пернатых друзей.

Летом оберегайте птиц, сидящих на гнездах, не шумите вблизи их гнезд,

не разоряйте птичьих гнезд.

Шестая остановка.

В лесу родилась елочка.

Эта остановка обозначена там, где сосредоточены несколько видов хвойных

деревьев: лиственница, ель, сосна обыкновенная.

- Какие хвойные деревья вы знаете?

- Почему они называются хвойными? Воздух вблизи хвойных лесов особенно

чист, так как хвоей выделяются фитонциды – особые летучие вещества,

которые способны убивать многие болезнетворные бактерии, микробы и

вредные грибы. (В качестве примера – опыт, который проделали ученые: они

взяли каплю воды с кишащими в ней бактериями и поместили ее над

растертыми хвоинками сосны. При помощи микроскопа они убедились, что уже

через несколько минут все бактерии погибли). Недаром многие дома отдыха,

санатории размещают именно в сосновых лесах.

Информационный щит:

Дорогие ребята!

Чтобы сохранить наши хвойные леса, каждый из вас может:

- посадить хотя бы одно хвойное дерево возле школы или около дома и

ухаживать за ним.

Седьмая остановка.

Золотой луг.

- Ребята, наша последняя остановка называется «Золотой луг»

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал,

Он разостлался сам с собой,

Лежит у речки голубой,

И желт, и синь, и ал!

- О каком ковре говорится в стихотворении?

- Можно ли наш луг назвать золотым ковром? Почему (Ответы детей).

Учитель: - Сошли вешние воды, отогрелась земля и зазеленели луга. Прошло

немного времени и сейчас они радуют нас буйством красок, узорным ковром

украшают землю.

- Ребята, посмотрите на этот луг.

- Какие растения сделали его золотым? (Одуванчики).

(Рассказывают дети)

Все.

Мы – цветы, и наша доля –

Расти, цвести вот здесь на воле

Все подробности о нас

Мы расскажем вам сейчас.

Одуванчик.

Я – одуванчик

Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в лугах

Белеют чудо – шарики

На тонких стебельках

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.

Колокольчик.

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон.

Легкий – легкий, тонкий – тонкий!

Будто слышится мне звон

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь м так трепещешь

Там, где травы и цветы?

Ромашка.

Знакомые с детства, родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки.

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

- Ребята, растения – наши друзья. Они лечат нас от многих болезней. Такие

растения мы называем лекарственными. Вы натерли ногу в пути. Как вы

думаете, какое растение может облегчить боль? (Лист подорожника)

- А плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины,

шиповника).

- Какими лечебными свойствами обладает мать- и- мачеха? (Отвар из сухих

цветков и листьев – хорошее средство от кашля).

- А какие еще лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей).

Лекарственных растений очень много. Вот некоторые из них: зверобой,

душица, липа, береза, одуванчик, календула, ромашка, валериана и другие.

- Ребята, а вы знаете, когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в

растениях накапливается большое количество питательных веществ: цветки –

в начале цветения, листья – перед цветением или в начале его; корни и

корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения, когда

они хорошо отделяются. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда

высохнет роса).

Вот и подходит к концу наше путешествие по экологической тропинке.

Заключительное слово учителя:

- Чтоб могли леса цвести,

И сады, и реки

Все живое береги

Ты на этом свете.

Ты природу полюби,

Каждую травинку,

С птицами давай дружи,

Береги былинку.

Мусор, друг, не оставляй

В лесу на полянке,

Реки ты не засоряй,

Бой объявим склянке.

Не неси домой ежа,

Бабочку не трогай,

Школьник, помни ты всегда –

Их не так уж много.

1 Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21.

1 Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно технический прогресс и

экологическое образование //Советская педагогика.-1985.-№12.-С.10-12.

1 Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в

школе //Советская педагогика.-1990.№12.-С.47-49.

2 Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и

сформированности экологических отношений у школьников //Министерство

образования Российской федерации: УГПИ. Науч. пед. центр «Уникум.»-

Екатеринбург, 1993.-148С.

1 Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в

школе // Советская педагогика. 1990.-№12.-С.47-49.

1 Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и

экологическое образование // Советская педагогика.-1985.№12.-С.10-12.

2 Зверев Н.Д. Экогласность и образование. // Советская педагогика. -1991.-

№1.-С.9-11.

1 Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика.-1993.-№ 2-С.19-21.

2 Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.-

184 с.

1 Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21

1 Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками //

Начальная школа.-1993.-№ 9.-С. 16-17.

1 Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево //Начальная школа. - 1997.-

№ 4- С.48(52.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ