Рефераты
 

Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Задачей констатирующего этапа исследования было выявить эффективные

условия для развития речевых умений у младших школьников при работе над

сочинениями-описаниями на уроках развития речи при использовании

художественного творчества детей.

На данном этапе исследования был проведён урок развития речи:

сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» классе 4 школы г. Ейска.

Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих

речевых умений:

- умение строить описание (последовательно и связно описывать);

- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;

- умение использовать прилагательные в описательном тексте.

Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны

Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе»1.

Конспект урока.

Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка».

Цель: ознакомление с особенностями описательного текста.

Ход урока.

1. Наблюдение над особенностями описательного текста.

На доске:

Моя любимая игрушка - заяц.

На день рождения мне подарили зайчика.

Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и

маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать.

Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!

- О чём вы узнали из этого текста?

- Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?

- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).

- Как называется такой текст? (Описание).

- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?

- Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?

- Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они нужны. Автор

первого- ученица 2 класса.

«На восьмое марта мне подарили леопарда.

Мой леопард маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными

пятнами и белым животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы.

Хвост у леопарда не как у всех кошек длинный, а короткий.

Он очень мне нравится.»

-Второе описание я взяла из произведения В.Ф. Одоевского «Городок в

табакерке»1 :

«Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке

то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и

все мал мала меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а листики

на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи

расходятся по всему небу.»

- Какова же роль описаний в тексте?

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.

- Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в

сочинении?(Какая игрушка?)

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).

4. Обсуждение структуры текста.

- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как

игрушка появилась, когда).

- О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет,

размеры…).

-Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою

игрушку, потому что...», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!»,

«Мне нравится моя игрушка»...).

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

Анализ результатов.

Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития

некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по

следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на

отличном или хорошем уровне);

«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано

частично);

«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

Общее количество всех работ (17) было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу:

Результаты констатирующего эксперимента.

|Умения |Умение |Умение |Умение |Умение |

| |строить |раскры- |отбирать |использовать|

|\ |описание |вать тему и |материал в |прилагательн|

| | |основную |соответствии|ые в |

|Уровни | |мысль в |с темой |описательном|

|развития | |сочинении |сочинения |тексте |

|умений | | | | |

| | | | | |

|Высокий |59% |53% |53% |42% |

| | | | | |

|Средний |35% |35% |29% |23% |

| | | | | |

|Низкий |6% |12% |18% |35% |

Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении -

3-4 слова. Минимальное количество прилагательных в сочинении -1,

максимальное - 8.

Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что умеют

строить описание (последовательно и связно описывать) 59% класса,

раскрывать тему и основную мысль в сочинении и отбирать материал в

соответствии с темой сочинения - 53%, а использовать прилагательные в

описательном тексте - 42%.

У 23% - 35% учащихся данные умения сформированы частично, а у 6% - 35%

- они практически не сформированы. Хуже всего у детей развито умение

использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития

этого умения - у 35% класса.

Таким образом данные умения сформированы на высоком уровне только в

половине случаев. По многим работам видно, что эти умения сформированы

частично или плохо.

Примеры детских сочинений:

1. Булина Нина.

« Моя любимая игрушка - мама-зайчиха.

Мне подарили зайчиху на Новый год. Она была в сарафане. Сарафан был

красный, жёлтый, багровый. Был и фартук. Он был похож на радугу. Сарафан,

фартук, всё хорошо. Но нет чего-то. Я забыла про бант. Он красивый. Я

полюбила её.»

Из сочинения видно, что Нина не вполне грамотно строит описание

игрушки. Её мысли перескакивают с одной детали на другую, и связного текста

не получается. Материал был отобран правильно, но ученица сконцентрировала

своё внимание только на описании одежды зайчихи. В тексте были использованы

4 прилагательных. Девочка попыталась раскрыть основную мысль в последнем

предложений, но оно практически не связано с предыдущими: «Я полюбила её»,

- не понятно, кого девочка полюбила.

2. Кузьминов Денис.

« Моя любимая игрушка - человек-паук.

Мне купили человека-паука.

Он красиво раскрашен, на груди - паук. Одет в красные сапоги.

Выпускает паутину длиной в 4 метра.

Мы с братом играем в наших пауков.

В руках он держит автомат, сзади у него портфель, в портфеле у него

фонарик, лодка (с мотором), подводное снаряжение, подводная лодка.

Мне нравится моя игрушка.»

Денис очень не последовательно строит описание основной части и

неумело пользуется разделением текста на абзацы. Тема и основная мысль

раскрыты, материал отобран верно, а прилагательные мальчик практически не

использует.

3. Губанов Сергей.

« Моя любимая игрушка - акулка.

На 23 февраля мама мне подарила игрушечную акулку. Она очень красиво

раскрашена в синий цвет.

Когда ты отодвинешь плавник назад, она откроет рот, а когда отодвинешь

плавник вперёд, она его закроет. Мне она очень нравится, играть с ней одно

удовольствие.»

В сочинении у Серёжи 2 основных недочёта: текст неправильно разделён

на абзацы и мало используются прилагательные.

4. Храмова Даша.

« Моя любимая игрушка - Король лев.

Мне подарили на 8 марта игрушечного льва. Я его назвала Король лев.

Львиный рост 8 см. Однажды мы пошли гулять. Была зима. Я построила ему дом

из снега.

Я его очень люблю, потому что он коричневый да ещё король.

Он ещё у меня умеет рисовать своей коричневой кистью. Рисует он

хорошо. А когда нарисует, улыбается.

Мы очень дружим.»

Даша крайне разрозненно строит описание. В её сочинении нет

целостности. Тема раскрыта плохо, т.к. материал подобран не в соответствии

с темой (нет описания как такового). В тексте мало прилагательных.

Выводы.

Рассматриваемые речевые умения в данном классе сформированы на высоком

уровне у 1/2 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком -

примерно у 1/5 класса. Умение использовать прилагательные в описании

сформировано всего у 42% учащихся класса. Оно хуже всего развито у детей: у

35% учащихся низкий уровень развития этого умения.

Мы предположили, что повысить уровень развития речевых умений будет

возможно при обучении составлять описание с использованием интеграции с

изобразительным искусством. Наиболее эффективным условием для развития

речевых умений у младших школьников при работе над сочинением-описанием на

уроках развития речи будет использование изобразительного творчества детей,

а именно - тематических рисунков.

С целью проверки этого предположения был проведён формирующий этап

исследования.

2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Задачи формирующего этапа исследования были следующие:

1. Выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на

уроках взаимосвязи с изобразительным искусством.

2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного

подхода на уроках развития речи.

3. Определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.

4. Проверить эффективность методики экспериментальной работы.

Формирующий эксперимент проводился так же во 2 «А» классе 4 школы

г.Ейска.

На формирующем этапе исследования было проведено 5 уроков развития

речи (сочинений-описаний), на которых использовалось изобразительное

творчество детей. Ученики рисовали предмет описания дома, а рисунки

приносили на уроки, где с ними проводилась работа.

Темы экспериментальных уроков:

1. Моё домашнее животное.

2. Мой лучший друг.

3. Моя комната.

4. Мой класс.

5. Моя любимая игрушка (2).

Методика работы

над сочинениями-описаниями с использованием

изобразительного творчества детей.

Ниже приводятся конспекты уроков развития речи, которые проводились на

формирующем этапе эксперимента. Цели этих уроков одинаковые: сформировать

речевые умения младших школьников при помощи работы с тематическими

рисунками. Этапы, методы и приёмы работы - похожи.

На последнем уроке («моя любимая игрушка (2)») проводился «контрольный

срез» - завершающий этап формирующего эксперимента. Методика проведения

этого урока немного отличалась: детям была дана большая самостоятельность

при подготовке и в написании сочинения.

Конспект урока.

Сочинение-описание «Моё домашнее животное».

Цели:

1. Повторение особенностей описательного текста, формирование умения

отличать описание предмета от других видов текста.

2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно

описывать);

3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой

сочинения;

5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном

тексте.

Задание на дом перед уроком: Нарисуйте своё домашнее животное так,

чтобы другому человеку, который не видел его, по рисунку можно было легко

представить вашего питомца. Принесите на урок ваш рисунок.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного текста.

- Сейчас я прочту сочинение-описание домашнего животного. Вы

внимательно послушайте и скажите, что это за текст и почему вы так решили.

Учитель зачитывает сочинение.

«На день рождения мне подарили маленького попугая. Я его назвала

Кешей.

Кеша всего боялся, пока не привык ко мне. Сначала он был маленький,

но, со временем, вырос и стал большим. Кеша - разноцветный. На шее у него

синие пятнышки, животик у него жёлтый, крылья - зелёные, хвост голубовато-

зелёный, а лапки - красные. Кеша любит сидеть на столе и на моём пальце.

Ещё он очень красиво поёт.

Мы с Кешей очень любим друг друга!»

- О чём вы узнали из этого текста?

- Можно ли представить домашнее животное, которое описывается в

тексте?

- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какое домашнее животное).

- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить домашнее

животное?

- Какова роль описаний в тексте?

- А теперь послушайте 2 текста и определите, какой из них является

описанием животного, а какой - нет.

«У меня есть котёнок. Его зовут Стёпка.

Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка очень много гулял. Однажды

он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но

вдруг он появился в траве. В зубах он нёс настоящую мышку. Мы очень

удивились, что такому маленькому котёнку удалось поймать мышку.

А теперь Стёпка подрос, и этим летом поймает много мышей!»

«У меня есть рыбка. Она появилась у меня давно. Когда мне было 4 года,

её купили на рынке.

Рыбка очень красивая: небольшая, с маленьким хвостом, оранжевого

цвета. Она живёт в аквариуме в ракушке. В аквариуме много воды, и у неё

большое пространство, чтобы плавать. Плавает рыбка быстро.

Я очень её люблю и забочусь о ней.»

- Какой текст является описанием животного? (Второй)

- А первый? (Это описание события).

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы будете учиться описывать домашнее животное. В этом вам

помогут ваши рисунки. Достаньте их.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения

раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Что значит описать домашнее животное? На какой вопрос вы должны

ответить в своём сочинении? (Какое домашнее животное?)

- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).

- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на

вопрос «Какой мой кот, рыбка, черепаха, собака, хомяк?».

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что животное

любимое).

- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).

- Посмотрите на рисунки. Из них понятно, что вы любите своих питомцев?

- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,

т. е. отвечать на вопросы какой, какая, какое? и выражать своё отношение,

вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание

(последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с

темой сочинения).

- Вспомните, из каких частей состоит описание?

- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части?

(Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).

- Какая будет следующая часть? (Основная).

- Что должно быть в основной части? (Описание домашнего животного).

- Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про вашего любимца?

(Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или не любит, где

спит, где ест, с чем любит играть…).

- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно

написать, какого он цвета, размера, описать части тела…).

- Какие части тела можно описать? (Голову :глаза, уши, усы, нос;

туловище, лапы, хвост…).

- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных? Взгляните на

рисунки, у кого по рисунку видно, какие повадки, любимые занятия они имеют?

Как это можно описать? («Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя кошка

любит наблюдать за воронами в окно», «Моя собака любит играть с мячиком»…).

- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение).

- Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли по ним определить, как вы

относитесь к вашим домашним животным?

- Какими словами это можно выразить? («Я люблю своего кота, потому

что...», «Мне нравится мой попугай», «Я забочусь о своей собаке. Я гуляю с

ней и кормлю её»…).

5. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описании и обсуждение

речевого оформления сочинения (формирование умения использовать

прилагательные в описательном тексте).

- Послушайте 2 описания и скажите, чем они отличаются друг от друга:

«Мне подарили хомяка на день рождения. Сначала он всего боялся, а

потом, когда понял, что это его дом, стал крутить колесо. Он много ел.

Когда он ел у него раздувались щёки. Я люблю своего хомяка.»

«Однажды папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его назвали Ласка,

потому что он был очень добрый и ласковый.

Ласка вся белая с чёрным пятнышком на груди. На лапках у неё - розовые

подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими зелёными

глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком и

спать, свернувшись клубочком.

Я очень люблю мою ласковую кошку.»

- Кого вы представили себе лучше: хомяка или кошку? Почему?

- Какие части речи делает описание более полным, точным и образным?

(Прилагательные)

- Посмотрите на свои рисунки и назовите те прилагательные, которые вы

будете использовать в описании.

6. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

7. Сочинение.

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши

рисунки. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее представить

того, кого вы описываете.

8. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего любимца.

Какие слова тебе в этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к домашнему

животному.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя

есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

9. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок лучшего друга,

отразить в нём все особенности внешности и, по возможности, характера.

Конспект урока.

Сочинение-описание «Мой лучший друг».

Цели:

1. Повторение особенностей описательного текста и формирование умения

отличать описание человека от других видов описания.

2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно

описывать);

3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой

сочинения;

5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном

тексте.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого

оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в

описательном тексте).

- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет,

человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и

чётко представить то, о чём говорит автор.)

- Послушайте 2 текста и скажите, какой текст является описанием

человека, а какой - нет.

Учитель зачитывает 2 сочинения:

«У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились с ней в детском

саду.

У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза. Роста она

небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она всегда меня

выручит.

Я хочу дружить с Дашей ещё очень долго.»

«Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года.

Мы вместе ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери. Я

люблю гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат.

Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как

сёстры.

Мы всегда будем с ней дружить, потому что мы любим друг друга.»

- Докажите, что первый текст является описанием друга, а второй - нет.

Какие части речи помогли автору первого сочинения более точно описать

своего друга? (Имена прилагательные).

- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза, чёрные густые

волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший, добрый), во 2

тексте (младший брат).

- Какую роль играют прилагательные в описании человека? (Они помогают

ярко и точно описать внешность, характер, поведение, привычки…)

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы будете учиться описывать людей - ваших друзей. В этом вам

помогут ваши рисунки. Достаньте их.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения

раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Что значит описать человека? На какой вопрос вы должны ответить в

своём сочинении? (Какой он?)

- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).

- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на

вопрос «Какой мой друг?».

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что эта девочка,

этот мальчик - мой лучший друг).

- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).

- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,

т. е. отвечать на вопросы какой мой друг и выражать своё отношение, вам

нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание

(последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с

темой сочинения).

- Вспомните, из каких частей состоит описание?

- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части?

(Как и когда мы познакомились с другом, как его зовут).

- Какая будет следующая часть? (Основная).

- Что должно быть в основной части? (Описание друга).

- Посмотрите на свои рисунки, как можно описать вашего друга? (Можно

описать внешность, характер, привычки, написать, что он любит или не

любит).

- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно

описать рост, лицо (волосы, глаза, черты лица), походку, голос, жесты…)

- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к другу, написать

о том, что я хочу с ним дружить очень долго или всегда.)

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши

рисунки, они должны помогать вам. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы

яснее и точнее представить того, кого вы описываете.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего друга. Какие

слова тебе в этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к другу.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя

есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок твоей комнаты.

Конспект урока.

Сочинение-описание «Моя комната».

Цели:

1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения

анализировать и сравнивать описания.

2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно

описывать);

3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой

сочинения;

5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном

тексте.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого

оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в

описательном тексте).

- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет,

человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и

чётко представить то, о чём говорит автор.)

- Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает

свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:

Учитель зачитывает 2 сочинения:

«Мы живём в доме на втором этаже.

В мой комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол,

стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а

у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей

комнате есть три окна.»

«У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много

интересного.

Когда входишь в комнату, напротив двери - окно. На окне висят зелёные

занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а

слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит

разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой

коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу

стоит телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра.

Мне очень нравится моя уютная комната.»

- Во 2 тексте автор лучше описывает комнату.

В 1 тексте есть много ошибок:

1. Нарушена структура описания: вводная часть практически не связана с

основной, заключения вовсе нет, в основной части описание комнаты

непоследовательно.

2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор относится к своей

комнате.

3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны («В ней

нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь

спортивную стенку.»).

4. Описание не позволяет представить комнату, т.к. предметы,

находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного

прилагательного, описывающего их.

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы опишите вашу комнату. В этом вам помогут ваши рисунки.

Достаньте их.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения

раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Что значит описать комнату? На какой вопрос вы должны ответить в

своём сочинении? (Какая она?)

- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).

- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на

вопрос «Какая комната?».

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что мне нравится

моя комната, она уютная, красивая, в ней много интересного…).

- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).

- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,

т. е. отвечать на вопросы какая моя комната и выражать своё отношение к

ней, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам

помогут.

4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание

(последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с

темой сочинения).

- Вспомните, из каких частей состоит описание?

- О чём можно сказать в водной части? (Что у меня есть комната.

Сколько я в ней уже живу, когда я туда переехал,…).

- Какая будет следующая часть? (Основная).

- Что должно быть в основной части? (Описание комнаты).

- Посмотрите на свои рисунки, с чего можно начать описывать вашу

комнату? (Можно начать с описания общего вида «Она большая, маленькая,

просторная, светлая…»).

- Что дальше можно описать? (Обои, окна, мебель, ковры, технику…)

- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к своей комнате,

написать о том, что мне нравиться в ней жить и почему…).

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши

рисунки, они помогут вам описывать ваши комнаты.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твою комнату. Какие

слова тебе в этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к комнате.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя

есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок класса.

Конспект урока.

Сочинение-описание «Мой класс».

Цели:

1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения

анализировать и сравнивать описания.

2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно

описывать);

3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой

сочинения;

5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном

тексте.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого

оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в

описательном тексте).

- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет,

человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и

чётко представить то, о чём говорит автор.)

- Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает

свой класс, обоснуйте свою точку зрения:

Учитель зачитывает 2 сочинения:

«Мы учимся в большом, просторном классе.

В нём 3 ряда парт, напротив них - доска и учительский стол. На окнах

висят светло-голубые занавески. Справа у стены - небольшие шкафы с книжками

и тетрадками. На стенах - много разных комнатных растений. В дальнем углу

стоит цветной телевизор.

Мне очень нравится мой уютный класс. Учиться в нём - одно

удовольствие.»

«В нашем классе много разных вещей и предметов. Когда я прихожу утром

в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей. В

классе 14 парт, 2 шкафа, 2 доски и 1 учительский стол со стулом. В горшках

много растений. Есть даже красивая роза. Она недавно зацвела, а Боря сорвал

цветок. Его за это ругала учительница. Вот такой у нас класс.»

- В 1 тексте автор лучше описывает комнату.

Во 2 тексте есть много ошибок:

1. Нарушена структура описания: нет вводной части, из заключения не

понятно, как автор относится к своему классу, в основной части описание

непоследовательно.

2. Не раскрыта основная мысль.

3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны, т.к.

не относятся к описанию класса («Когда я прихожу утром в класс, я сразу

начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей.», «…Боря сорвал цветок.

Его за это ругала учительница.»).

4. Описание не позволяет точно представить класс, в тексте

использовано мало прилагательных.

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы опишите ваш класс. В этом вам помогут ваши рисунки.

Достаньте их.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения

раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Как раскрыть тему сочинения? (Описать класс. Ответить в своём

сочинении на вопрос какой он?).

- Посмотрите на свои рисунки и скажите какой класс.

- Какая будет основная мысль вашего сочинения?(Моё отношение к

классу). Как раскрыть основную мысль? (Мне нравится мой класс, мой класс

уютный, мне хорошо учиться в моём классе).

- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,

т. е. отвечать на вопросы какой мой класс и выражать своё отношение, вам

нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание

(последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с

темой сочинения).

- Вспомните, из каких частей состоит описание?

- О чём можно сказать в водной части? (Что я учусь в просторном,

красивом, большом классе,…).

- Какая будет следующая часть? (Основная).

- Что должно быть в основной части? (Описание класса).

- Посмотрите на свои рисунки, и подумайте, что вы опишите в своём

классе.

- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к классной

комнате, написать о том, что мне нравиться учиться в классе и почему,…).

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши

рисунки, они помогут вам описывать ваш класс.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твой класс. Какие

слова тебе в этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение классу.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя

есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок другой любимой

игрушки.

Конспект урока.

Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка»(2).

Контрольный срез.

Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня развития речевых

умений у учащихся.

Ход урока.

1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы снова будете описывать вашу любимую игрушку. Мы много

работали с вами над описаниями и сегодня вы должны использовать все свои

знания и умения при написании сочинения. Работать вы будете самостоятельно

весь урок. Подумайте, как будет строиться ваше описание (сколько частей

будет в нём), как вы раскроете тему и основную мысль в сочинении, какой

материал вы отберёте для него, какие слова и прилагательные употребите для

более точного описания. А хорошо описать игрушку вам помогут ваши рисунки.

2. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания

сочинения в индивидуальном порядке.

3. Сочинение.

4. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя

есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

Анализ результатов (контрольный срез).

Анализ детских работ как и на констатирующем этапе исследования

проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений.

Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:

«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на

отличном или хорошем уровне);

«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано

частично);

«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

Общее количество всех работ (17) было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу:

Результаты формирующего эксперимента.

|Умения |Умение |Умение |Умение |Умение |

| |строить |раскры- |отбирать |использовать|

|\ |описание |вать тему и |материал в |прилагательн|

| | |основную |соответствии|ые в |

|Уровни | |мысль в |с темой |описательном|

|развития | |сочинении |сочинения |тексте |

|умений | | | | |

| | | | | |

|Высокий |88% |88% |94% |94% |

| | | | | |

|Средний |12% |12% |6% |6% |

| | | | | |

|Низкий |0% |0% |0% |0% |

Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении -

7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении -4, максимальное

- 14.

Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего

эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и

связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88%

класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать

прилагательные в описательном тексте - 94%.

Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые

умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после

обучения нет ни у кого.

Примеры детских сочинений:

Коренной Витя.

« Моя любимая игрушка - тигр.

У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на

Новый год.

Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный

носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие

чёрные глаза. На носу у него усы.

Он мне очень нравится!»

Голубева Лиза.

« Моя любимая игрушка - кукла Роза.

У меня есть кукла. Её зовут Роза.

У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого

коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда

заплетаю их в косы.

Мне нравится с ней играть.»

Корнилова Оля.

« Моя любимая игрушка - попугай Кеша.

Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень

нравится.

Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки

коричневые, хохолок у него светло-зелёный.

Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы.»

Кудряшева Диана.

« Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка.

На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это

обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась.

Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У

него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы

и красно-зелёный свитер.

Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть.»

По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в

процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики

последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и

основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с

темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом).

Выводы.

Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках

развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно

повысился.

Показатель высокого уровня развития умения строить описание

(последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего

этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную

мысль в сочинении - на 35%; умения отбирать материал в соответствии

с темой сочинения -на 41%; а умения использовать прилагательные в

описательном тексте - на 52%.

Рассматриваемые речевые умения в данном классе после обучения

сформированы на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем

уровне - у 1/10 класса. Умение использовать прилагательные в описании,

которое хуже всего было развито у детей, теперь хорошо сформировано у 94%

детей.

Анкета.

С целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков

развития речи с изобразительным искусством, после проведения формирующего

эксперимента ученикам была предложена анкета . В анкетировании принимало

участие 17 человек.

Вопросы анкеты:

1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?

2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?

3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в

сочинениях? Как именно они тебе помогли?

4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?

5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки,

получились лучше, чем другие? Чем они были лучше?

6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?

Анализ ответов.

По результатам анкеты была составлена таблица.

|№ | | | | | | |

|вопроса |№1 |№2 |№3 |№4 |№5 |№6 |

|/ | | | | | | |

|Ответы | | | | | | |

| | | | | | | |

|Да |94% |76% |100% |94% |70% |82% |

| | | | | | | |

|Нет |6% |6% |0% |6% |30% |18% |

| | | | | | | |

|Не очень|0% |18% |0% |0% |0% |0% |

Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие

часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли

описывать предметы и людей всему классу (100%), т.к. было намного проще

(так считают 94% класса).

На вопрос «Как именно тебе помогли твои рисунки?» ответы были

следующие:

- было легче вспоминать подробности, детали («ничего не забудешь») -

41%;

- легче, удобнее описывать - 35%;

- описание получается более точным и подробным - 24%.

70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки,

получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не

отличались от остальных. На вопрос «Чем они были лучше?» ученики ответили,

что они были более подробными и точными.

82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать

рисунок.

Выводы.

Детям понравились уроки развития речи с использованием их

изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при

работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т.к.

они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными.

2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков,

их описания получились лучше.

Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу

интеграции и отметили его высокую эффективность.

Заключение

1. Эффективным условием для развития речевых умений при помощи

реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование

изобразительного творчества детей.

2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода

на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и

использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями.

3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения

составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с

изобразительным искусством значительно повысился.

До обучения умели строить описание (последовательно и связно

описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную

мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с

темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в

описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса.

До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы

частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у

детей было развито умение использовать прилагательные в описательном

тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса.

После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы

частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение

использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было

сформировано на высоком уровне у 94% класса.

Уровни развития речевых умений до и после обучения.

Уровень развития умения строить описание

(последовательно и связно описывать)

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

[pic]

Уровень развития умения раскрывать тему

и основную мысль в сочинении

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

[pic]

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень -

Уровень развития умения отбирать материал

в соответствии с темой сочинения

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

[pic]

Уровень развития умения использовать

прилагательные в описательном тексте

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

[pic]

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень -

До обучения среднее количество использованных прилагательных в каждом

сочинении было 3-4, а после - 7 слов. Минимальное количество прилагательных

в сочинении было 1, а стало - 4; максимальное: было - 8, а стало - 14.

Количество употреблённых в описаниях прилагательных

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

[pic]

Рассматриваемые речевые умения до формирующего этапа эксперимента были

сформированы на высоком уровне только у 1/2 (52%), а после - у 9/10 (91%)

учащихся класса; на среднем уровне до - у 1/3 (31%), а после - у 1/10

(9%) класса, на низком до - примерно у 1/5 (17%) класса, а после- ни у

кого (0%).

Средние показатели уровней развития

рассматриваемых речевых умений

до(1) и после (2) обучения.

[pic]

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень -

Показатель высокого уровня развития умения строить описание

(последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего

этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в

сочинении- на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой

сочинения - на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном

тексте - на 52%.

Таким образом, уровень развития речевых умений после обучения

составлять описание при использовании интеграции с изобразительным

искусством повысился в среднем на 40%.

4. Детям понравились уроки развития речи с использованием их

изобразительного творчества. Анализ результатов анкеты показал, что данный

тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями.

Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем, и многие часто

пользовались своими рисунками, когда описывали. Детям было легче и удобнее

описывать. Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу, т.к.

было легче вспоминать детали и описание получалось более подробным.

2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием

рисунков, их описания получились лучше: точнее и детальнее.

Результаты ответов на вопросы анкеты.

Вопросы анкеты:

1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?

2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?

3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в

сочинениях?

4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?

5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки,

получились лучше, чем другие?

6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?

[pic]

«Да» -

«Нет» -

«Не очень» -

Ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили

его высокую эффективность.

5. Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась

эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников после

обучения составлять описание при использовании художественного творчества

детей повысился на примерно на 40%.

Список использованной литературы.

Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник

научных трудов. Л-д, 1989.

Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский

сборник научных трудов. Л-д, 1981.

Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970.

Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании

школьников. М.,1978.

Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,

1981.

Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

// Начальная школа №1 1997

Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими

школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю.И. М., 1964.

Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.

Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с

использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к

учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //

Начальная школа №8 1994

Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества

обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д,

1987.

Методические основы языкового образования и литературного развития младших

школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в

школе №5-6 1992 г.

Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и

воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д,

1984.

Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная

школа №11 1994

Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С.А. М.,

1983.

Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны». // Начальная школа №10 1995

Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути

развития). М., 1990.

Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные

доклады. Л-д, 1976.

Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. М., 1999 г.

Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. , 1962.

Эстетическое воспитание учащихся. XXX Герценовские чтения. Научные

доклады. Л-д, 1977.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.

Лабковская Г.С. М., 1983.

-----------------------

1 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

[1] Павлов И.П. Избранные труды. М., 1950, стр. 143.

1 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-

303.

[2] Там же, стр. 303.

1 Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962, стр.298.

1 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, стр. 8.

2 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,

1947, стр. 441-442.

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955, стр. 253

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.— М.,1955, с. 287.

1 Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения.

М., 1963, т. II, с. 175.

2 Ушинский К. Д. Сочинения.—М.; Л., 1948, т. 3, с. 178.

3 Там же, т. 5, с. 355.

1 Там же, т. 3, с. 177.

1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. //

Русский язык в школе №5-6 1992 г.

1 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при

изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993

2 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное

искусство. // Начальная школа №8 1994

3 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/

Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993

1 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //

Начальная школа №11 1994

1 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир

звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995

2 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития

интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

1 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в

начальной школе. // Начальная школа №1 1997

1 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб

1998 г. Стр.77

1 Городок в табакерке. Сказки русских писателей. М…,1989. Стр 292

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ