Рефераты
 

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основные положения выпускной работы 3

Введение

5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника

7

Глава II. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших

дошкольников

10

Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по

изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением

их с природой

14

Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на

изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников

22

ГлаваV. Задачи художественного воспитания детей старшего

дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”.

28

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы.

30

Тезаурус (основные понятия)

42

Литература

44

Основные положения выпускной работы

Актуальность. Природа во все времена служила содержанием изобразительного

творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют

закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к

природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные

наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый

процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот

процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к

природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к

природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве.

Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что

делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Объект. Рисунки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет. Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших

дошкольников.

Цель. Определить особенности эстетического отношения детей к природе и к

своему рисунку;

Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного

возраста, разнообразие природных явлений и объектов, их форм, размеров,

фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.

Задачи:

1) Подбор и обработка методической литературы;

2) Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое

природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать

красивыми и почему?”;

3) Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;

4) Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами,

животными и т.д.);

5) Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;

6) Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание

музыкальных произведений о природе;

7) Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного

цвета.

Методы:

- наблюдение;

- экскурсии;

- обследование;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание предметов искусства, картин;

- беседа.

Гипотеза. Мы полагаем, что разнообразие средств, методов и приёмов по

ознакомлению старших дошкольников с природой влияют на уровень знаний о

явлениях и объектах природы, на положительное эмоциональное и эстетическое

отношение к ним, а главное на содержание и качество детских рисунков,

использование разнообразных выразительных средств в них.

Введение

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного

возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг

лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с

помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных

объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение,

движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие

представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять

связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в

процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у

воспитанников логическое мышление (П. Г. Саморукова).

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение.

Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий

явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов

материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать

интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и

труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и

явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается

любознательность.

Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически

воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы.

Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением

детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый

источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические

качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать

оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного,

заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а

преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим

восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое

количество образов, используют более разнообразные средства

выразительности. Детские пейзажи всегда особенные. Ребята используют

различную технику выполнения работ: акварель, гуашь, восковые мелки и т.д.

С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи

взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Искусство и

изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить

пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли

человека, живущего с ней в единстве.

“Через сознание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно

формируется нравственно- эстетическая позиция, необходимая нашему обществу,

отношение ко всем явлениям жизни - труду, дружбе, Родине, а главное - к

природе”. (Б. Неменский, художественный педагог, профессор).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника.

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его

жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем

заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.

Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с

раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И

влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также

широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует

на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения

сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через

восприятие красоты природы.

Специалисты по эстетическому воспитанию (А. А. Адаскина, Н. А.

Ветлугина и др.) считают, что эстетика природы является основой

формирования эстетического отношения к природе и выражает диалектическое

единство мира.

Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами -

совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года,

освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это

способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям

природы.

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста -

деятельность, отражающая и, как деятельность взрослого художника, в образах

передаёт и объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического

оформления результатов естественнонаучного познания природы, и при этом

всегда она есть и выражение отношения к объектам природы.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не

только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.)

Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа “вечно

живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым

родником поэтического творчества”. То же самое могли бы сказать о природе,

вдохновившей их на творчество, художники и музыканты. Большое место

занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы

является естественной и органичной.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с

природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное

творчество.

Стремление передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации)

приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её

объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского

творчества образами природы. В детских рисунках (лепке, аппликации)

появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её

изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе

познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие,

мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение),

воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к

изобразительной деятельности.

Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и

эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в

изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи.

Искусство, передавая окружающую действительность (в том числе и

природу) в образах, преобразует её (С. Т. Котенков, Е. А. Чарушин, народное

декоративное искусство и др.). Но чтобы её преобразить, её надо познать.

В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде

всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.

Такое познание осуществляется в процессе повседневного восприятия

объектов и явлений природы, организуемых педагогом систематических

наблюдений. Развитию у детей образного, эстетического восприятия, а,

следовательно, образного познания природы способствует использование в этом

процессе образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в

поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко

многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих

поэтов и писателей. Реальный мир и мир природы - это объекты искусства и

творчества отражения его ребёнком в рисунках, лепке, аппликации.

В исследовании Елки Янакиевой (специалиста по детскому

изобразительному творчеству) подчёркивается, что взаимосвязь

изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами

природы имеет две стороны: первая- приобретение ребёнком знаний на основе

восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них,

как источник детского творчества; вторая- влияние изобразительной

деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты

природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы,

на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование

его представлений. При этом важно подчеркнуть необходимость давать детям

научно достоверные знания об объектах природы, не подменять их сказками и

легендами, которые затем при переходе ребёнка в школу вступают в

противоречие с тем, что говорит учитель и о чём написано в книгах.

Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей

отмечал известный педагог Е. А. Аркин: “…когда воспитание ведётся вне стен

комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок

панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо,

восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить

средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и

понимания её”.

Глава II. Выразительно - изобразительные средства в рисунках старших

дошкольников.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в

них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно

поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - это главный

существенный признак художественного образа. Выразительность детского

рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон

отражаемого предмета или явления действительности и передача активного

эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская). Как же удаётся ребёнку

выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?

Нужно сказать, что выразительность в рисунке - качество

нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке

старшего таковым не является. Например, ребёнок пяти лет нарисовал кошку и

от избытка чувств раскрасил её в клеточку. В отличие от пятилетнего старший

дошкольник понимает, что для любимого котёнка клеточка - не украшение.

Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем

старше ребёнок, тем в большей степени изобразительные умения становятся

средством замысла, поэтому в этой главе будут освещены те выразительные

средства, которые характерны для детей именно старшего дошкольного

возраста.

Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности

является цвет. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и

разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к

яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей

степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому- то

определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым. В чём причина? Что это-

предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребёнок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда

неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В

этом случае он, как правило, сильно увлечён изображением, скорее его

содержанием, и делает своеобразный “подарок” (Е. А. Флёрина) образу, как бы

украшает его. Нередко таким подарком-украшением, является применение

нескольких ярких цветов сразу.

К примеру, яркий осенний колорит солнечного дня контрастирует с

тёмно-серым фоном пасмурного дня, с листьями, летящими по ветру.

Многими исследователями детского рисунка замечено применение

ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми

цветами ребёнок обычно изображает любимых героев, животных, приятные

события и явления, а тёмными (“грязными”) - не любимых героев, объектов,

явлений и т.д. В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной

отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают тёплые

тона, а неприятных - холодные.

Подрастая, ребёнок может более тонко чувствовать и передавать

колорит разных времён года, состояния погоды и даже времени суток. Однако

тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках старших

дошкольников.

Многими исследователями детского рисунка отмечено, что иногда дети

используют цвет однозначно, земля - всегда чёрная (коричневая), небо -

синее, солнце - жёлтое (красное), трава - зелёная и т.п. То есть цвет не

является выражением отношения ребёнка, а лишь средством обозначения

предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что

очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег,

как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких

наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников

ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и

выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к

реальному, и “неподражательный”. У ребёнка должно быть право выбора. Однако

необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был

равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского

рисунка будет выразительным.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником,- линия.

Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку,

любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его

мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая

их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче.

Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или

цветовых пятен, симметрия. Ребёнок строит рисунок, как бы уравновешивая

пространственное расположение отдельных изображений. (На поляне деревья –

справа и слева. Цветы – с одной стороны и с другой и т. д.)

Как и взрослые, дошкольники нередко используют приём гиперболизации

(преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете

или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Ребёнок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по

размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро

будет дождь, гроза.

Девочка изобразила цветы на поляне, которые “выросли” до облаков,

были больше домов и деревьев. Для этой девочки важно было показать красоту,

яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения

произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими

развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу

динамики действия.

Характерным для старших дошкольников является то, что они

распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство

равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в

развёрнутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане

трава, цветы, мелкие кустарники; выше - деревья, лес, по бокам – дома и

постройки. Горизонтальную плоскость ребёнок мыслит в её реальной

протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения

заставляет ребёнка избегать передачи пространственных отношений, при

которых один предмет закрывает часть другого.

Ребёнку очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших

дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за

мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер,

раскачивая деревья и срывая осенний лист. Рисуя, ребёнок использует и такое

средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом

образе каких-то частей, качеств разных предметов (курица с человеческим

лицом и головой, солнышко с глазами и ртом, цветок с глазами и ртом,

руками вместо листьев).

В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера

образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством

изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

Мальчик увидел в море дельфинов, и они так поразили его воображение, что он

нарисовал двух больших дельфинов, тщательно прорисовывая их, давая

изгибающийся хвост (“чтобы они плавали”). В данном случае дельфины явились

центральными “фигурами” рисунка.

Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают,

что у детей 6-7 лет наблюдается уже сознательное использование цвета,

формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного

образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению

с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют

найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество

изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники

прочнее усваивают эти приёмы, закрепляя их в своём сознании.

Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по

изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.

Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы,

следует рассматривать как творческую.

Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно

осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам

чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.

Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться

ею, вглядываться, вслушиваться. В Японии, например, принято проводить так

называемые “уроки созерцания”, позволяющие развивать восприятие детей.

В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с

временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь,

снег, иней и другие, с животными и растительным миром. И предложение

изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный

отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют

закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают

детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и

положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную

природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”,

“Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С.

Есенин), “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто

встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по

замыслу самих детей.

Также дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные

композиции из цветов, листьев и веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А

чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них

отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим

целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их

последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс

естественнонаучного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с

природой следует давать правильные представления о жизни животных,

растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной

форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту

явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и

изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца,

волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней

только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых

весенних цветов и т. п.

Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей

положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает

интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём

творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая

природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует

повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми,

делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче,

вызывает у них желание сохранить красоту природы.

Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А.

Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного

явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение

изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила

золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные

листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся

обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес

детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же - по форме, по

цвету ”), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть

дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом

не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите

вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся

детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.

Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними

можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети

могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить

детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию

пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы

организующих рисунок пластины.

Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение

воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них

вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных

жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают

внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с

человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы,

иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин

изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость

пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных.

В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно-

декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам

придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило,

вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол,

пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота –

украшенные сапожки, у курицы – фартук и др.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им

радость оттого, что им удалось нарисовать, необходимо организовать

восприятие детьми животных. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними

при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в

движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого

наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине,

месте расположения. Поэтому для уточнения образа можно использовать

игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах.

Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит

изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать

животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что

это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и,

изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами

природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет

нравственно-эстетические чувства.

Так, Т. С. Комарова, в своей книге “Дети в мире творчества”

представила содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной

деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой в обобщенной

таблице, которую она разработала специально для дошкольных учреждений:

(мы полагаем, что ей следует воспользоваться на практике)

|Задачи |Содержание, формы и методы работы |

|Развитие |Используя объекты и явления природы, развивать у детей |

|ощущений, |восприятие. Знакомить детей с формой плодов, листьев, |

|восприятия |цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить|

|детей, |детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и |

|обогащение их |называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки.|

|сенсорного | |

|опыта. | |

|Развивать |Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их |

|способность |изменчивость по сезонам (изменение цвета растений и плодов),|

|воспринимать, |по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере |

|наблюдать, |роста животных (изменение пропорций тела), изменение |

|фиксировать |положения тела животных и птиц при движении и разных позах.|

|форму, цвет, | |

|строение, |При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать |

|изменение |внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей |

|роста и |животного. Такое рассматривание поможет затем изобразить |

|развития, |объекты природы в рисунке (и др. видах изобразительной |

|сходство и |деятельности). |

|различие. |В процессе наблюдений в природе, которые следует |

| |осуществлять каждый день, необходимо развивать у детей |

| |разнообразные ощущения: тактильные при ощупывании, |

| |поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха |

| |животного (разумеется, если это не опасно), установление их |

| |качества (гладкости, меховатости, теплоты, холодности); |

| |кинестезические при обведении предмета рукой по контуру |

| |основной формы, частей; обонятельные с целью установления |

| |запаха; зрительные при рассмотрении объектов природы, |

| |наблюдении за явлениями природы, животными, насекомыми и т. |

| |п. |

| |Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта. |

| Развивать |На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев,|

|эстетическое |обведение формы пластины листа по контуру, определение |

|восприятие |окраски листа: основных цветов и оттенков при разном |

|объектов и |освещении (для детей старшего возраста). |

|явлений |При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и |

|природы. |других объектов природы: красота (цельность, ажурность, |

| |изящество и другие) формы, строения, цвета, сочетание |

| |цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы одного |

| |цвета в другой. |

|Развивать |Собирание, рассматривание разнообразных природных |

|образное |материалов, составление разнообразных изображений путём |

|мышление и |комбинирования разных природных материалов. Складывание из |

|воображение. |листьев разнообразных предметных, сюжетных и декоративных |

| |композиций, составление букетов. Рисование (лепка, |

| |вырезывание) фруктов, овощей, веток, цветов, птиц, животных |

| |и других природных объектов. С детьми старших и |

| |подготовительных групп создание дидактических игр: “Парные |

| |картинки”, “Найди такой же”, «С какой ветки детки?» (листья,|

| |семена), “Домино” и др. |

| |Можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме |

| |листьев, а затем заполнить пластину листа внутри контура |

| |штрихами различной конфигурации или мазками. Поощрять |

| |разнообразие и варианты, придуманные детьми. |

|Развивать |В старшей и подготовительных группах - рисование осенних |

|детское |листьев с натуры. На прогулке дети вместе с воспитателем |

|творчество. |собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют с |

| |натуры. Детям можно предложить вырезать и наклеить, |

| |красивые осенние листья, составить реальную или декоративную|

| |композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п.|

| |Характеризуя природные явления, следует широко привлекать |

| |художественное слово. |

| |Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как |

| |можно больше разнообразить изобразительные материалы, |

| |стимулировать использование детьми различных способов |

| |изображения. |

|Замечать |Сбор природного материала для поделок из него, |

|изменения в |рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание|

|природе. |красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций. |

| |Наблюдение за изменениями в природе: погода, появление |

| |(исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, |

| |деревьев и др. |

| |Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение |

| |облаков в разную погоду, в разное время дня. |

|Формирование у|Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с |

|детей знаний о|характерными изменениями в эти периоды времени |

|предметах и |(расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, |

|явлениях |цветение цветов и др.). |

|природы, о |Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях.|

|животных, | |

|рыбах, птицах,|Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, |

|их общих и |с подгруппами). |

|характерных |Развитие детского творчества в процессе изображения объектов|

|признаках. |животного мира. |

| |Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, |

| |аппликациях). С этой целью выделять общие и конкретные |

| |признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их |

| |величину и место положения по отношению к главной части. |

|Учить детей |Подобрать иллюстрации в детских книгах разных художников, в |

|рассказывать |которых изображены объекты природы, пейзажи. |

|об объектах |Обратить внимание детей на разнообразие образного решения |

|природы. |изображения. Выделить с детьми разнообразные приёмы создания|

| |изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать |

| |манеру и отдельные средства выразительности разных |

| |художников. |

| |Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, |

| |необычное увидел в природе. |

| |Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. |

| |Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др. |

| |Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Учить |

| |выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. |

| |Рассматривание скульптуры мелких форм. |

| |Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезывание и наклеивание|

| |индивидуальных и коллективных композиций |

| |(реальных, декоративных, сказочных). Составление рассказов о|

| |животных. |

|Воспитание |Показать детям связь человека с природой: труд в природе, |

|бражного |раскрыть влияние человека на природу (использование |

|отношения к |природных ресурсов), положительное и отрицательное отношение|

|природе. |к природе (примеры из художественной литературы). |

| |Подобрать стихотворения о природе. |

| |Подобрать музыку на тему природы. |

| |Воспитателем подобрать материал и |

| |сделать краткие сообщения о русских художниках-пейзажистах. |

| |Организовать выставку детских работ по изображению природы и|

| |поделок из природного материала. |

Вывод: в главе III была представлена примерная работа с детьми по

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ