Рефераты
 

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.

Здесь важную роль играет педагог, который организует познавательную

и творческую деятельность дошкольника, оценивает результаты этой

деятельности и планирует дальнейшую работу.

Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на

изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников.

На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль

играет основное средство- метод наблюдения.

В главе III было сказано, что такое наблюдение, как его организовать

и провести (были даны практические примеры), поэтому, говоря о наблюдении в

этой главе, важно обобщить знания об этом методе и определить основные

требования к нему.

Требования к наблюдению:

1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности

означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей

объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно

представить художественный образ как результат изобразительной

деятельности.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых

общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной,

творческой деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует

особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств,

которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако

выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным.

Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в

лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и

корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.

4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую

разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую,

двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми

разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений

дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными

внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате

солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе

объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование

реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает

необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения,

разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей,

обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное

слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми

разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели

наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно

сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере

надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в

сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства,

выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети

эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь

ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для

выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы

в поле и др.

Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать

явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи,

зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При

систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих

чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со

старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и

издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в

пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со

старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для

этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить

ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше

использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения

целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на

лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка,

выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины

будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как,

какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг.

Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками

т. п.

Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения

теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится

на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует

дополнительное наблюдение.

На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой

особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.

Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр

изобразительного искусства, предметом которого является изображение

первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто

изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время

года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую,

национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих

на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов,

убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи.

В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы.

Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и

выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский

писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких

живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части

подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно

прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по

себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему

содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое

золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают

золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами

её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения,

различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж-

поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный),

космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города

(соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции

мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы

(индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху

(исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта,

портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и

воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт

во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком

объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных,

климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое

ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи:

колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого

мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства,

разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией

живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия

художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта

положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на

наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе,

будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания

художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний,

впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже

восприятие произведений искусства.

Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту

оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е.

связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями.

Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с

живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального

чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы,

наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о

наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом

первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки

можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить

глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и

целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий,

пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не

одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым

к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях,

наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться

восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это

важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия,

миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного

развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное

переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить

пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие

природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая

осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но

знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино

и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей

с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния

погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи-

колорите, композиции, рисунке.

“Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа,

надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои

ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный

отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда

поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н.

Курочкина).

Глава V. Задачи художественного воспитания детей старшего

дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”.

Детей старшего дошкольного возраста мы будем продолжать знакомить с

живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт

отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Задачи педагога на этом этапе (программа “Детство”):

- Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть

и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут,

которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и

композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы,

чувствовать её звуки, запахи, формы;

- Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину,

осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её

изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию

художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим,

воображение и ассоциативное мышление;

- Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность

испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством

художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию

замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства

выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений

(многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года,

суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному;

особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных

и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на

том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для

построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника

наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к

установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного

искусства, музыки, поэзии, литературы.

Продолжать работу над формированием у детей представлений о пейзаже

как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о

пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в

промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая

осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер,

ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).

Познакомить детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской,

архитектурный, индустриальный, морской, горный, космический, исторический.

Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами,

с процессом создания произведения, получат представление о значении

произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить

внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных

эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети

могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно

способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём

изобразительном творчестве.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы.

Следуя художественным задачам программы “Детство”, которые

направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к

природе и последующего изображения её в рисунках, нами будут проведены

практические эксперименты.

Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в выпускной

работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, мы сможем подтвердить, либо

опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия,

которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.

Для проведения практических исследований (экспериментов) были

использованы дети старших групп ДОУ№ 159, № 280.

Эксперимент № 1 (констатирующий).

Цель. Определить особенности эстетического отношения старших

дошкольников к природе и к своему рисунку.

Задачи: 1. Изучение характера представлений детей о красоте;

2.Определение своеобразия эстетического отношения

детей к своему рисунку.

Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по

выбору).

В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего

возраста) по 12 человек, ДОУ № 159 (Свердловского района).

Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя

детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает

удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом

себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в

отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).

I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались

вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно

назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать

“красивое”? ”.

Полученные данные эксперимента № 1.

Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:

1. Труд людей, орудия труда 3

рисунка

2. Семья, семейные отношения 4

рисунка

3. Природа, природные объекты и явления 13 рисунков

4. Герои сказок и мультфильмов 2

рисунка

5. Цветовые пятна и цветосочетания 1

рисунок

Определили в своих рисунках как “некрасивое”:

1. Природа, природные объекты и явления 1 рисунок

(где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались

чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его

“Некрасивое”.

Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал

свой рисунок?”.

Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице

много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”.

Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде,

дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.

И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и

явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие краски,

к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий,

оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий,

тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др.

Названия детских рисунков о природе были разнообразными:

“Солнце отражается в воде” (Ира К.),

“Спелые ягоды” (Алёна Б.),

“Лето” (Паша М.),

“Яблоки на дереве” (Полина С.),

“Красиво” (Данил О.),

“В природе” (Алёна С.),

“Природа” (Вика Т.) и т. д.

II. Следующей задачей эксперимента являлось определение

эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами:

“Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты

назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.

Таким образом эстетическая выразительность, красота рисунка для

ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой

композиции(26,8%), детализации(27,0%).

Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что

аккуратный”(62,8%).

На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”-

дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь

красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.

Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о

красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях

и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети

объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с

колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в

13,5% случаев. Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной

(смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита

содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы.

Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку во

многом определяется использованием различных средств выразительности, таких

как: цвет, форма, линия, композиция и других. Что подтвердила глава II, в

которой подробно описываются средства выразительности и их использование

детьми старшего дошкольного возраста.

Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что

красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма

предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления

природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд

и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что

осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям.

Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте

вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической

выразительности рисунков.

Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что

дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое

явление, делая её предметом своего творчества.

Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).

Цель. Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного

возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров,

фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.

Задачи: 1. Определить, какие выразительные средства, используют

старшие дети при рисовании природы;

2. Какие используют цвета красок, отражая время

года, климатические условия и своё отношение к природе.

3. Закрепить и уточнить знания детей о явлениях и

объектах природы, формировать интерес к природе и положительное отношение к

ней.

Для решения этих задач было проведено несколько занятий по

рисованию, в которых участвовали дети (старших групп) ДОУ № 280

(Советского района).

Занятие 1. Рисование (акварель). Тема “Цветущий месяц май”.

В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего

дошкольного возраста.

Программные задачи.

Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы

в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в

пейзажных рисунках детей; учить использовать светлые и яркие краски для

передачи радостного настроения.

Материал.

У воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации с

разной композицией, на которых изображён конец весны. У детей белые листы

бумаги, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых два-три оттенка

зелёного цвета.

Предварительная работа.

1. Наблюдения за весенними изменениями в природе, экскурсии в

природу, наблюдение за цветущими деревьями, кустами, травянистыми

растениями (цветами).

2. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание

иллюстраций, пейзажных картин о весне (композиция, цветосочетание).

3. Проведение с детьми дидактических игр на различение оттенков

одного цвета.

Ход занятия.

Воспитатель говорит:

- Кончается весна. Последний месяц весны называют цветущим маем.

Почему май называют цветущим? Вспомним, какие деревья цвели в мае

(черёмуха…).

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри завила…

(С. Есенин)

- Какие деревья расцвели в садах? (Вишни, яблони.)

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят…

(Н. Некрасов)

- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких

больше всего цветов мы видели на полянах, возле дорог, заборов?

(Одуванчиков.)

Уронило солнце У него чудесный

Лучик золотой. Золотистый цвет.

Вырос одуванчик - Он большого солнца

Первый, молодой. Маленький портрет.

(О. Высотская)

А какие весенние цветы распустились на клумбах, в скверах, в парках?

(Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам нужны, чтобы изобразить

цветущий май?

Если дети забудут назвать какую-либо краску для изображения цветущих

деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они

нарисуют, например, кисти сирени и т. п.

- Посмотрите на свои палитры. Там имеется несколько чашечек с

зелёной краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам

нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют разные оттенки

зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми.

Рисунки, выполненные такими красками, должны получится радостными.

Майскую природу можно нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг

перед лесом с цветущими одуванчиками, например как на этой картине

(показывает репродукцию или иллюстрацию с соответствующей композицией).

Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как,

например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху

и др. А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти

разные рисунки будут про цветущий май.

Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает

приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о

форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании

разных оттенков зелёного цвета. Демонстрирует иллюстративный материал при

затруднениях у детей в построении композиции рисунков.

В конце занятия педагог говорит:

- Дети! Давайте представим себе, что мы привезли свои рисунки в

детский сад, который находится далеко от нас, на Севере. Там весна совсем

не похожа на нашу. А детям Севера интересно узнать про нашу весну, про

деревья и цветы, которые растут в наших краях. Пусть те, кто нарисовал эти

рисунки, расскажут, как они изобразили цветущий май.

Дети(4-5) по очереди рассказывают, что они нарисовали (поляну в

лесу, луг с цветами перед лесом, цветущий яблоневый сад и др.), как

расположили деревья, кустарники, какие краски использовали. Педагог от

имени детей с Севера задаёт рассказчикам вопросы, если их рассказы не

полные. Затем помещает на стенд рисунки остальных детей и спрашивает:

- Можно ли все наши рисунки назвать ”Цветущим маем”?

Подчёркивает, что про одно и то же можно нарисовать рисунки с разным

содержанием. Предлагает детям рассмотреть все рисунки про весну, отобрать

интересные и разные и оформить выставку ”Цветущая весна”.

Вывод: изучив содержание полученных на занятии рисунков старших

дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель

работы.

Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне);

также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое

небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.

Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью

выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей

явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его

оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и

яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе,

её объектам и явлениям.

В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с

помощью цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они

использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для листвы

деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну

сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего

дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза

весной”, ”Солнце скрылось”.

Некоторые дети использовали “неподражательный” цвет, специально

рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях красным или розовым, солнце

коричневым. Для большей выразительности, правдоподобности климатического,

сезонного состояния природы дети использовали различные оттенки одного

цвета (для молодой листвы - светло-зелёный, для распустившейся листвы –

тёмно-зелёный и т. д.).

Дошкольники рисуют объекты, используя разную форму (деревья с

шатровидной и круглой кроной и т. д.), облако одно большое или много

маленьких.

Особое место в этих рисунках занимает средство гиперболизации

качеств или отдельных элементов с целью усиления впечатления. Так, чтобы

показать мощь “проснувшегося” весной дерева, ребёнок рисует его до неба,

или огромное солнце с длинными лучами для того, чтобы показать, как оно

сильно греет и ярко светит.

По этим рисункам можно сразу определить, что время года - весна.

Дети рисуют распускающиеся листья, яркое солнце, весенние цветы- одуванчики

и тюльпаны. Они выбрали очень контрастные цветосочетания: красный, жёлтый и

зелёный; зелёный, коричневый и голубой и др.

Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая,

хорошо прорисована.

Занятие 2. Рисование (акварель). Тема “Дикие и домашние животные”.

В проведении занятия участвовали две группы детей по 5 человек

старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

Закрепить у детей представления об объектах природного мира-

животных. Закрепить знания о диких и домашних животных, отличия их мест

обитания, питания, повадках и т. д.

Материал:

Иллюстрации животных из различных мест земного шара (тигры, гепарды,

жирафы; медведи, лисы, волки и др.). А также рисунки художника иллюстратора-

Е.Чарушина с изображением животных, (зайцы, медвежата, котята и др.) У

детей белые листы бумаги, кисти, акварель.

Ход занятия:

Дети, мы с вами говорили о природе, её явлениях. Давайте ещё раз

вспомним, что такое природа? А кто населяет леса, степи и пустыни? Да,

обитатели этих природных зон - животные.

Воспитатель раскладывает перед детьми иллюстрации, рисунки с

изображением животных.

- Дети, какие животные здесь изображены? Где и с кем они живут? А

как можно ещё сказать про этих животных, если одни живут рядом с людьми, а

другие - в лесу, степи, пустыне? Правильно, это домашние и дикие животные.

Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации животных.

- Назовите диких, а потом домашних животных. Посмотрите, как

художник- иллюстратор Е. Чарушин изобразил животных, их размеры, окрас,

позы.

Делается вывод: животные отличаются друг от друга своими

пропорциями, окраской, длинной шерсти, своеобразием внешнего вида.

Затем педагог говорит детям, чтобы каждый сам выбрал, какого

детёныша будет рисовать, взять картинку с его изображением, ещё раз

внимательно рассмотрел животное и нарисовал его, в какой либо позе или

движении. Животное может сидеть, бежать, лежать, прыгать.

В ходе занятия воспитатель направляет внимание отдельных детей на те

или другие характерные особенности животного. Например, на расположение

глаз, носа на мордочке животного.

В конце занятия дети рассказывают о своих рисунках (кто это, что

делает, где живёт, чем питается и т. д.).

Вывод: Дети изображали в своих рисунках животных: тигра, собаку,

лису, белку, гепарда, лося, кота и др. Дошкольники рисовали животных в

природе: в лесу, на солнечной поляне, около реки и т. д.

Все работы детей очень красочные, они используют яркие цвета и

оттенки красок: зелёный, красный, синий, коричневый и др. Почти у всех

стандартный фон: зелёный низ (трава) и синий (голубой) верх (небо). Дети

особенно пользуются цветом в старшей группе, они используют

“неподражательный” цвет (который не передаёт признак предмета), изображая

кота красным, а усы, делая у него зелёным. Тем самым дети выражают своё

отношение, придавая некую оригинальность животному, используя свой любимый

цвет.

В рисунках детей в большинстве преобладает зелёный цвет,

символизируя приход лета, тепла.

У некоторых детей животные очень больших размеров, так Влад К.,

нарисовав гепарда во весь лист, отразил силу и храбрость этого зверя.

Изучив теорию по ознакомлению дошкольников с природой во

взаимосвязи с изобразительной деятельностью, сделав соответствующие

практические эксперименты, решающие задачи, поставленные целями выпускной

работы, мы сделали ВЫВОДЫ:

Если ребёнку задать установку нарисовать ”красивое”, то в

большинстве случаев он будет рисовать природу, её явления и объекты. Это

говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть

его жизни, миропонимания.

Рисунки на темы природы свидетельствуют о ценностных ориентациях

семьи и всей социальной среды, оказывающей влияние на ребёнка, а также о

внутренней позиции, которая формируется у самого ребёнка. Таким образом,

содержание детского рисунка отражает то, что значимо именно для него в

мире.

Мы через природу воспитываем ребёнка, приобщаем его к

нравственности, гуманности, к бережному отношению к природе, развиваем

эстетические чувства и вкусы. Пробуждаем эмоциональность- свойство, которое

пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на

окружающую нас красоту природы.

Взаимосвязь природы с изобразительной деятельностью (рисованием)

дошкольников способствует закреплению и уточнению их знаний об объектах

природы, формирует интерес к природе и положительное отношение к ней,

вызывает яркие эмоциональные переживания, желание отражать её явления в

своём творчестве. Через рисование природы у детей более полно и точно

закрепляются знания о природе, (дети устанавливают связи между явлениями и

объектами, узнают об их свойствах и т. д.), о её значимости для людей.

Общаясь с природой, старший дошкольник стремиться в рисунке выразить

своё отношение к ней, и делает это с помощью различных выразительных

средств. Так, линия - основной элемент в детских рисунках, выступает как

средство изображения и как средство выражения отношения к изображаемому. К

примеру, на занятии, где детям предлагалось рисовать самое красивое и самое

некрасивое, многие пользовались линией для выражения отношения к

изображаемому. Красивое прорисовывалось со всем старанием, которое было

доступно ребёнку; некрасивое изображалось нарочито небрежно.

Цвет несёт те же функции. Но в рисунках эти функции были поделены: в

одних рисунках цвет выполняет изобразительную функцию (ствол дерева -

коричневый, крона - зеленная), в других - выразительную (кот- красный,

дерево - оранжевое и т. д.).

Линия, цвет, форма используются как основные средства

выразительности в рисунках, но цвет чаще, чем все остальные средства: так

как цвет связан для детей с эмоциональными переживаниями.

Среди специальных выразительных средств в данных рисунках мы

выделяем и другие средства- симметричное построение в качестве украшения

изображения, а также гиперболизация- использование преувеличения отдельных

частей изображения для подчёркивания их особой значимости.

Мы убедились в том, что ребёнок присваивает выразительные средства

так же, как всю духовную культуру общества, в котором он живёт.

Таким образом, мы подтвердили выдвигаемую гипотезу о том, что

разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению старших

дошкольников с природой, влияют на уровень знаний об явлениях и объектах

природы, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а

главное на содержание и качество детских рисунков, использование различных

выразительных средств в них.

Тезаурус (основные понятия):

Природа-т

Эстетика- наука о природе и закономерностях эстетического освоения

действительности, о “творчестве по законам красоты”.

Эстетическое отношение- духовная связь субъекта с объектом,

основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая

чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Э.о. индивида к

действительности опосредовано сложившимися общественными отношениями и

ценностями исторически определённой культуры, интериоризованными им, т. е.

воспринятыми как свои собственные. Вступая в Э. о., человек на время как бы

выходит из практических отношений, погружаясь в эстетическое созерцание,

объект которого избирается им свободно, независимо от какого бы то ни было

внешнего, в т. ч. утилитарного, интереса, только на основе чувства

удовольствия, духовного наслаждения. Этим явлением может стать явление

любого класса действительности, доступное непосредственному восприятию

(природные объекты и явления, эстетическое созерцание которых требует

активной духовной деятельности субъекта).

В процессе реализации Э.о. происходит развитие субъекта, его эстетических

чувств и способностей на основе “распредмечивания” объекта, т. е. духовного

присвоения его богатства.

Эмоция - душевное переживание, чувство.

Эмоциональность- свойство человека, характеризующее содержание и

динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента.

Свойства эмоциональности - впечатлительность, чувствительность,

импульсивность и т. д.

Эстетическая культура - определённый уровень развития вкуса,

сочетающего в себе диапазон чувств, объём знаний и осмысленных или

стихийных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности.

Базовыми ориентациями являются красота и безобразие, величие и низменность,

драматизм и трагизм, изящество и элегантность.

Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к

прекрасному в природе, жизни люде, искусстве. Эстетические чувства включают

в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического;

проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах, внешних

реакциях.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования

творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать

прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить

и творить”по законам красоты”. Эстетическое воспитание включает в себя

эстетическое развитие.

Эстетическое развитие – процесс формирования и обогащения

способности к образно- художественному восприятию жизни и эмоционально-

психологического отношения к ней; необходимое дополнение к деятельности,

развивающей рационально-логическое мышление. Предполагает изучение

эстетической теории, систематическое общение с художественной культурой и

постижение её языка, участие в художественном творчестве.

Литература:

1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,

1999.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.

- М., 2000.

3. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском

саду. - М., 1973.

4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под

ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

5. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

7. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.

8. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,

1991.

9. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

10. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения

социального опыта. - М., 1981.

11. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М.,

1995.

12. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А.

Ветлугиной. - М., 1962.

13. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной.

- М., 1978.

14. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -

М., 1972.

15. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е.

“Эстетическая одарённость: что это?”.

16. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева

О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

17. Журнал “Дошкольное воспитание”, , №10, статья Комаровой Т. С.

“Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих

способностей”.

18. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1996, №6, статья Дроновой О.

“Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем

дошкольном возрасте”.

19. Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6, статья Адаскиной А. А.

“Особенности проявления эстетического отношения при восприятии

действительности”.

20. Журнал “Дошкольное воспитание”, 2000, №2, статья Аюевой И. “Воспитай

личность!”.

21. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.

- М., 1956.

22. Курочкина Н. Знакомство детей с пейзажной живописью. – М., 2001.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ