Рефераты
 

Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка

наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из

пластилина ( при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие

), рвать на мелкие куски любую бумагу – малыши делают это с удовольствием

по несколько минут ; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения

энергичны.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать

деревянные пирамидки, играть во вкладыши. ( Вкладыши – полые кубики разной

величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец

пирамидок – также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с

меньшими усилиями и осуществляются двумя – тремя пальцами.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально

направленные на развитие тонких движений пальцев ( здесь уже не так

существенны силовые отношения ). Это застегивание пуговиц, завязывание и

развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа : бабочка или птица из

однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые

пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, – получается,

например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с

двумя рядами дырочек ; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими

наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так,

чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Можно также использовать следующие виды деятельности :

n наборы пористых губок ( для тренировки мускулатуры кисти руки );

n наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень ;

n цветные клубочки ниток для перематывания ;

n деревянные игрушки ( собрать матрешку, сложить из кубиков поезд,

стульчик, домик и т.п. );

n мозаика по возрастающей сложности ;

n нанизывание бус, бисера, пуговиц ;

n наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков

;

n наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия ( узнавание

предметов на ощупь );

n дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких

камешков, круп ;

n вязание, шитье, вышивание ;

n пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу ;

n лепка из глины или пластилина ;

n игра «Театр пальчиков» с 1,5 лет.

Ребенку можно предложить поставить сказку о животных :

Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза).

Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к

ним снизу, образуя пасть крокодила.

Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв

веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы – это гребешок.

Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга

(гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.

Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут

двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки

прижаты к основанию пальцев (голова).

Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки

прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него

наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к

большому пальцу, – это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.

Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза).

Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец

горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).

Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На

ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки

(грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать

гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры

с пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста

является игра « Сорока – Белобока »:

Сорока – Белобока Взрослый чертит пальцем круги по ладони

Кашку варила ребенка, слегка щекочет ее.

Детей кормила :

Этому дала, Загибает мизинец ребенка.

Этому дала, Загибает безымянный палец.

Этому дала, Загибает средний палец.

Этому дала, Загибает указательный палец.

А этому не дала - Вертит большой палец.

Зачем дров не рубил?

Воды не носил?

Знай наперед : Взрослый поглаживает запястье

ребенка.

Здесь водичка – холодненька,

Здесь – тепленька, Поглаживает сгиб локтя.

Здесь – горяченька, Поглаживает плечо.

А здесь – кипяток, кипяток! Взрослый щекочет ребенка.

Народные игры мудры – они вбирают в себя именно то, что так необходимо

ребенку – близость взрослого (мамы), простейший стишок, легкий массаж,

гимнастика пальчиков – отличный стимул для развивающейся речи.

В двадцатые годы русский этнограф М.С. Андреев, путешествуя по разным

странам, писал, что младенческие игры-потешки, очень похожие на русскую «

Сороку – Белобоку », встречаются у многих других народов. Например, в

Ташкентском уезде у киргизов-казаков взрослый крутит пальцем по ладони

малыша, приговаривая :

Большой палец; Средний тополь;

Утка с утятами; Струя воды;

Маленький ребенок.

Потом трогает ладонь : «Здесь масло», запястье : «Здесь сыр», предплечье :

«Здесь сласти», сгиб локтя : «Здесь рисовая шелуха». Затем щекотит ребенка

под мышкой, приговаривая : «Кытик, кытик, кытик!»

У жителей верховьев Аму-Дарьи, рушанцев, взрослый кружит пальцем по

детской ладошке со словами : «Здесь зелень, родник, здесь куропатки воду

пьют (перебирает пальчики):

Этот варит,

Этот огонь разводит,

Этот воду носит,

Этот еду раздает,

Другие едят, а этому не дают.

Фырр... Полетели на отверстие в крыше!»

У афганцев в игре рассказывается о воробье, который не вовремя

поскользнулся, у персов – о трусливых разбойниках, у индийцев – о хитром

воре. Вот английский вариант «Сороки»:

Round and round the garden,

Like a teddy bear.

One step... two step

Tikle you under there!

Перевести этот текст можно примерно так:

Кружим – топочем по саду,

Как косолапый мишка.

Один шажок... другой шажок...

И пощекочем под мышкой!

У немцев тоже есть подобная игра : четыре трудолюбивых пальцы

собирают сливы и относят их домой, а маленький жулик мизинчик все

подъедает.

Разные народы, разные игры, разные тексты, но везде игра обращена к

годовалому ребенку и везде повторяются одни и те же «магические» движения :

- круги пальцем по ладони ребенка,

- поочередное загибание пальчиков,

- движение вверх по руке до подмышки, щекотка.

В России также известно много игр, подобных «Сороке – Белобоке».

Например, игра «Пальчики в лесу»:

Раз, два, три, четыре, пять Взрослый держит перед собой левую руку

ребенка ладонью к

себе.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел, Загибает мизинец.

Этот пальчик чистить стал, Загибает безымянный палец.

Этот резал, Загибает средний палец.

Этот ел, Загибает указательный

палец.

Ну, а этот лишь глядел! Загибает большой палец и щекочет

ладошку.

Имеется большое количество не только русских, но и украинских,

болгарских и т.д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили

внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии

речи и других психических процессов. Вот, например, очень хорошая

болгарская игра :

Пальцы обеих

рук складываются

кончиками

вместе.

Кто приехал? Быстро хлопает

кончиками больших

пальцев.

Мы, мы, мы! Кончики больших пальцев

прижаты

друг к

другу, а кончики остальных

пальцев

одновременно быстро хлопают.

Мама, мама, это ты? Хлопает кончиками больших

пальцев.

Да, да, да! Хлопают кончиками

указательных

пальцев.

Папа, папа, это ты? Хлопает кончиками

больших пальцев.

Да, да, да! Хлопает

кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты? Хлопает кончиками больших

пальцев.

Да, да, да! Хлопает

кончиками безымянных

пальцев.

Ах, сестричка, это ты? Хлопает кончиками больших

пальцев.

Да, да, да! Хлопает

мизинцами.

Все мы вместе, да, да, да! Хлопает всеми пальцами.

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы

пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических

групп ДОУ. Каждый комплекс разучивается в течении одной недели, затем

включаются следующие. Каждый комплекс состоит из 5 упражнений и одной

потешки. Сначала делаются упражнения, потом потешка с движением обеих рук

одновременно.

1-й КОМПЛЕКС

1. Ладони на столе ( на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)

2. Ладошка – кулачок – ребро ( на счет «1 – 2 – 3».)

3. Пальчики здороваются ( на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы

обеих рук : большой с большим, указательный с указательным...)

4. Человечек ( указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки

бегают по столу.)

5. Дети бегут на перегонки ( движения как в 4 упражнении, но выполняют обе

руки одновременно ).

ПОТЕШКА « ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК »

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Логопед показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем

прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с

указательного.

2-й КОМПЛЕКС

1. Коза ( вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой

руки )

2. Козлята ( то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих

рук ).

3. Очки ( образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих

рук, соединить их ).

4. Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и

средний соединить ).

5. Деревья ( поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы ).

ПОТЕШКА « БЕЛКА »

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки :

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой

руки, начиная с большого пальца.

3-й КОМПЛЕКС

1. 1.Флажок (большой палец вытянуть вверх , остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

4. Цветок (то же , но пальцы разъединены).

5. Корни растений (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить

пальцы вниз).

ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем,

слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

4-й КОМПЛЕКС

1. Пчела (указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать

вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется 2-мя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к

другу, слегка приоткрыть их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить

пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны

рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать

правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать ,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

5-й КОМПЛЕКС

1. Замок (на счет «1» - ладони вместе, на счет «2» - пальцы соединяются в

«замок»).

2. Лиса и заяц ( лиса «крадется» - все пальцы медленно «шагают» по столу

вперед, заяц «убегает», перебирая пальцами, быстро двигается назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно

сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»).

5. Счет до 4-х ( большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

ИГРА - ПОТЕШКА «НУ-КА, БРАТЦЫ ЗА РАБОТУ»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают

все пальцы.

6-й КОМПЛЕКС

1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть

вверх, приблизить их друг к другу).

2. «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить

горизонтально левую руку).

3. «Кресло» ( правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней

вертикально).

4. «Ворота» ( соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук,

большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы

горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих

рук).

ПОТЕШКА «ПО ГРИБЫ»

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел.

От того и потолстел.

7-й КОМПЛЕКС

1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

2. «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку

цветка).

3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет раз - два.

ПОТЕШКА «АЛЫЕ ЦВЕТЫ»

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются,

затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно

закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой

цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

8-й КОМПЛЕКС

1. «Улитка с усиками» ( положить правую руку на стол, поднять указательный

палец и средний, и расставить их).

2. «Раковина улитки» ( правая рука на столе, левую руку положить сверху).

3. «Ежик» ( ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

4. «Кот» ( средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим

пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх).

5. «Волк» ( соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки,

указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

ПОТЕШКА «АПЕЛЬСИН»

(начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы).

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!

9-й КОМПЛЕКС

1. «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки

имитируют стрижку ножницами).

2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх,

опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их).

3. «Дом» ( соединить наклонно кончики правой и левой руки ).

4. «Бочонок с водой» ( слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, остальные

сверху отверстия).

5. «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка,

указательный и средний пальцы бегут по ней).

ПОТЕШКА «ПРЯТКИ»

(сжимание и разжимание пальцев рук)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

10-й КОМПЛЕКС

1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения : вверх, вниз).

2. «Птички клюют» (большой палец поочередно соединить с остальными).

3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чашки).

ПОТЕШКА «СОРОКА»

( При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки, на словах «этому дала» сгибает поочередно каждый

палец руки, кроме мизинца).

Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 минут в день

достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

2. Как помочь ребенку овладеть навыком письма.

Писать малышей – первоклассников начинают учить чуть ли не с первого

школьного дня. Но не всем это дается легко. Дети, которые до школы с

удовольствием лепили, конструировали, рисовали, успешно овладевают навыками

письма. А известно, что от успешного овладения чтением и письмом во многом

зависит весь ход дальнейшего обучения в школе.

Работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до

поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

- развитие ручной умелости ( выполнение различных практических дел,

создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего

развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки,

глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность );

- развитие пространственной ориентировки детей, в частности, на листе

бумаги, а также в общих направлениях движения ( слева – направо, сверху –

вниз, вперед – назад ). Развитие у детей чувства ритма, умения

согласовать темп и ритм движений, слово и жест ;

- развитие изобразительных и графических умений ( в процессе

изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений ).

7. Развитие ручной умелости.

К старшему дошкольному возрасту ребенок без труда застегивает

пуговицы, завязывает шнурки на обуви, тесемки.

Для развития кисти организуются игры с мелкими игрушками, занятия с

мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено : чем

больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся

движения их пальцев. К 5 годам возможность точных, произвольно направленных

движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие

достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся

разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы ( плетение ковриков из

бумажных разноцветных полос ).

Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд

ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого

цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов

основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети

самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов,

используют этот способ плетения в других поделках.

Точность и ловкость движений приобретаются детьми в увлекательном

занятии « Сделай бусы ». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на

треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее

закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся

работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации,

аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых при обучении письму.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно

пользоваться ножницами.

Постоянные упражнения : симметричное вырезание, аппликация, вырезание

ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять

композиции – аппликации.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств

развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников,

способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с

бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь,

нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы

дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали

веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в

соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и

ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-

драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие : вышивка,

шитье, вязание. Первый шов, который осваивают дети, это шов «вперед

иголку». Стараются, чтобы стежки были одинаковыми, образовывали ровную

контурную линию.

Освоив этот шов, дети переходят к швам «за иголку» и «строчке». В шве

«строчка» стежки сходятся плотно один к другому. Иголка вкалывается там,

где она была вынута в предыдущем стежке. На лицевой стороне получается одна

сплошная строчка, а на изнаночной – двойная линия.

Освоив швы, ребята могут осваивать шитье. Координация и точность

движений развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Затем дети

осваивают шов «через край». Этим швом они могут сначала обшивать кусочек

картона (открытку). Вначале взрослые могут наколоть ряд отверстий по

контуру, чтобы дети освоили способ действия с иглой, затем шов выполняется

самостоятельно.

Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, т.е. имитируют

соответствующее действие руки, а затем действуют и иголкой с ниткой.

Детям поначалу трудно бывает научиться завязывать узелок на нитке.

Обучают их этому с помощью подводящих движений : скатывание бус из бумаги,

запуск маленьких игрушек волчков с помощью пальцев. Запуск волчка требует

характерных скатывающих движений пальцами, близких к созданию узелка на

нитке.

2. Развитие пространственной ориентировки и чувства ритма.

Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе

бумаги. Поэтому в старшем дошкольном возрасте воспитатель уделяет

значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Дошкольники

должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления

движений или расположения предметов.

Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью

(со страницей, расположением строк, с листом в линейку и клетку). Такие

выражения : «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний правый ( левый)

угол», «нижний правый (левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая

строка» и т.д. должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для

закрепления этих выражений и пространственных ориентировок используются

игры-соревнования, когда одновременно к доске ( к двум «полям» ) выходят по

два ребенка – представители двух команд, например команда тигров и команда

слонов. Воспитатель отдает приказы – задания на перемещение животных, и

каждый ребенок старается быстрее поставить свою фигуру ( слона или тигра )

в нужное место. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание. Игры с

пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические

задания ( закрашивание или обведение клетки, зарисовка геометрических фигур

и т.д. ), требующие умения не только следовать заданному пространственному

расположению, но и точно подсчитать клетки, расстояния между фигурами.

Для развития способности ориентироваться в пространстве можно

использовать «Графический диктант» (по Эльконину). Взрослый говорит ребенку

: « Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они

получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать

меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток.

Когда проведешь, жди, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую

линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от

бумаги.

1. Начнем рисовать первый узор ( рисуем на бумаге в клетку ). Поставь

карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию : одна

клеточка вниз, не отрывай карандаш от бумаги. Теперь клеточка

направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна – вниз.

Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна – направо. Одна клетка

вниз ».

Дальше ребенку предлагается самостоятельно дорисовать узор до конца

строчки. ( Если не получится, необходимо разобрать узор, объясняя еще раз

закономерности ).

2. Ребенку предлагается поставить карандаш в точку ( которую поставил

взрослый ) и диктуется следующий узор : « Внимание! Одна клетка

вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо.

Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка

направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх.

Одна клетка направо ». Дальше ребенок продолжает самостоятельно.

3. « Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна

клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки

вниз. Одна клетка направо. Две клетки направо. Три клетки вверх ».

Дальше ребенок продолжает самостоятельно.

4. « Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две

клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка

влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна

клетка влево. Две клетки вверх ». Дальше ребенок работает

самостоятельно.

Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Его развитию

способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку,

требующие от детей согласованных действий. Полезны упражнения, в которых

согласуются движения и речь. Это могут быть считалки. Считалки произносятся

в различном темпе и соответственно меняется быстрота движения руки.

Ритмичность движений и графические навыки развиваются в графических

упражнениях. Например, упражнение «Дождь». Дети рисуют разный дождь :

прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли

рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические

движения сопровождаются словами «кап – кап», произносимыми в быстром или

медленном темпе.

3. Развитие графических умений.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими

разнообразных изобразительных графических умений.

Одним из видов подготовки дошкольника к письму является

раскрашивание. Для этого могут использоваться готовые альбомы для

раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение

было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

Детям предлагаются задания, связанные со штриховкой. Штриховка, как

один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для

усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем

она продолжает оставаться средством развития согласованных действий

зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного

аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида

штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении

мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения :

раскрашивание короткими частыми штрихами ; раскрашивание мелкими штрихами с

возвратом ; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка) ;

штриховку длинными параллельными отрезками. При их выполнении необходимо

соблюдать правила штриховки : не выходить за контуры фигуры, соблюдать

параллельность линий и расстояние между ними ( 0,3 – 0,5 см. ). Штриховать

рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести

центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка

длинными параллельными отрезками.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно

нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе

увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить

совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать

простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать

книжки-раскраски.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры,

в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном

направлении :

Игра «От дома к дому». Задача ребенка – точными прямыми линиями

соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит

линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя

линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Игра «Кто быстрее – кто ровнее?» – точность и координация графических

движений. Она может происходить как соревнование 2х групп детей. У каждой

команды – доска, на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии

и соединяет их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей – сменяя

друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии.

Игра «Парашютисты». В верхней части доски рисуют несколько

разноцветных точек (это парашютисты), внизу – небольшой круг (место их

приземления). Задача : точными движениями, прямыми линиями сверху вниз

«посадить» своих парашютистов.

Игра «Охотник и волк». На одном конце листа рисуется охотник с

ружьем, на другом – волк. Охотник «должен выстрелить и убить волка» (дуло

ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не

отрывается от бумаги).

Игра «Самолет и облако». Ребенку предлагается сделать одно облако

«таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое

«светлым», чтобы самолет был через него немножко виден.

Упражнение «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку,

отводит руку ребенка с карандашом вверх на расстояние 10 –15 см от листа, а

затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.

Упражнение «Обведи квадрат». Ребенка просят обвести карандашом

квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться

точно у края. «Соскальзывание» карандаша с края трафарета говорит о

недостаточной зрительно-двигательной координации.

Упражнение «Дорога». Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована

дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги,

провести по дороге «машину» до дома так, чтобы она «ехала» точно по

середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и

конфигурацию дороги.

Письмо – это « разговор с белым листом бумаги ». А рисунок –

естественный предшественник этого будущего «разговора с белым листом».

Рисуя, ребенок тренирует свою руку для письма, совершенствуются ее

движения.

В процессе рисования у детей развиваются не только общие

представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к

действительности, но формируются элементарные графические умения, столь

необходимые для освоения письма. В процессе рисования дети учатся правильно

обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную

технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки : это

рисование черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными

красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц

руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму

специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов

проведения линий. Эти особенности представлены в таблице :

|Специфика положения руки, |Характер движения руки, |

|бумаги, карандаша при |положение тетради, карандаша |

|рисовании. |при письме. |

|Локоть и кисть ведущей руки |Локоть и кисть ведущей руки |

|находятся на весу. |лежат на столе. |

|Кисть повернута боком или |Кисть повернута книзу с опорой |

|книзу. Положение не |на мизинец. |

|фиксировано. | |

|Пальцы сравнительно далеко от |Пальцы довольно близко к |

|отточенного конца карандаша. |отточенному концу карандаша. |

|Бумага лежит прямо, ровно от |Тетрадь лежит с наклоном, угол |

|края стола. |направлен на середину груди. |

|Линии ведут ровно вверх и вниз,|Линии ведут вниз с нажимом, |

|можно туда и обратно. |вверх без нажима, обратно |

| |движения не проводятся. |

|Более широкий размах руки в |Движения руки строго |

|сочетании с ограниченными |ограничены. |

|движениями. | |

Вместе с тем рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в

себя много общих моментов : в процессе рисования и письма формируется

учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно

соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать

движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе

усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между

восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением,

начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Хорошо подготовить руку ребенка к письму поможет рисование орнаментов

на листах в клетку ( графические упражнения ) сначала простым карандашом,

затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 – 6 лет. Дети с

интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного

окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не

нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать

его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

Графические упражнения не являются главным компонентом изобразительной

деятельности пяти – шестилетних детей и поэтому не должны в ней

преобладать. Графические листы для упражнений могут быть подготовлены

самими воспитателями или родителями.

4. Игры для развития мелких мышц пальцев руки, глазомера.

В играх, направленных на подготовку руки ребенка к письму, обычно

используется мелкий раздаточный материал. Эти игры являются хорошим

средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера, т.е.

они готовят руку ребенка к овладению техникой письма. Проводить их можно на

занятиях и в перерыве, а также во внеклассной работе. При выборе игр и

упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком

простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей

интереса. По мере усвоения программного материала игру, упражнение можно

усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив

(ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.д.

«Кто запомнит?».

Дидактическая задача : учить детей запоминать и точно воспроизводить

образец ; выкладывать фигуры из палочек разной длины ; воспитывать

внимание, умение сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование : коробочка с цветными палочками разной величины, образцы,

нарисованные на таблицах.

Содержание : воспитатель показывает детям образец 5 – 10 сек. Дети должны

внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки.

Воспитатель убирает таблицу, и дети самостоятельно выкладывают из палочек

рисунок, который они только что видели. По окончанию работы дети сверяют

рисунок с образцом.

«Выложи узор в строке».

Дидактическая задача : учить детей запоминать и быстро воспроизводить

образец.

Оборудование : листы бумаги, подносы с палочками у детей, образцы на

таблицах у воспитателя.

Содержание : воспитатель предлагает детям выложить на листе бумаги

палочками строчку по нарисованному образцу, который он демонстрирует в

течении нескольких секунд. Дети выполняют задание.

«Построим дом».

Дидактическая задача : сравнивать предметы по форме ; выбирать предметы

определенной величины.

Оборудование : в конвертах детали к трем домикам разной величины,

вырезанные из бумаги, магнитная доска.

Содержание : воспитатель строит дом, прикрепляя детали к магнитной доске.

Ребенок строит такой же дом, подбирая из конверта соответствующие детали.

Остальные дети строят дома по этому же образцу или индивидуальным заданиям.

Ребята помогают друг другу.

«Какая фигура получилась?».

Дидактическая задача : проверить умение детей воспроизводить знакомые

геометрические фигуры.

Оборудование : наборы однотонных и цветных палочек.

Содержание : по сигналу выполняются следующие задания :

а) сложить геометрические фигуры из 3, 5 и 6 палочек,

б) выложить 3 треугольника ; 2 прямоугольника ( разной формы ),

в) выложить четырехугольник из 6 (8) палочек,

г) сложить 2 фигуры из 7 палочек ; 3 фигуры из 10 палочек и т.д.

Палочки для каждой фигуры могут быть определенного цвета.

«Считай не глядя».

Дидактическая задача : упражнять детей в счете с помощью осязания.

Оборудование : длинные полоски картона с нашитыми на них пуговицами, кубики

или палочки в мешочках.

Содержание : полоски с пуговицами перевернуты на столах лицевой стороной

вниз. Дети берут их в руки ( не глядя на пуговицы ), прячут за спину и на

ощупь считают, затем проверяют, уже глядя на карточку. Дети на ощупь

отсчитывают заданное количество кубиков или палочек из мешочка.

«Придумай узор».

Дидактическая задача : составить узор на таблице из глины (пластилина)

путем разрисовки поверхности стежками или накладыванием на нее элементов

узора.

Оборудование : таблички квадратной или прямоугольной формы ( 12*12 см,

10*15 см, толщиной 0,5 – 0,7 см ) из глины или пластилина ; вариативные

образцы элементов узора на картинках.

5. Физкультминутки на уроках письма.

Формирование графических навыков – процесс сложный и длительный, а

ребенок, изображая простейшие элементы той или иной буквы, прикладывает

максимум усилий, эмоционально переживает свои неудачи. Наиболее утомительно

для младших школьников длительное статическое напряжение (сидение за

партой). Поэтому постоянная смена деятельности в процессе урока диктуется

возрастными особенностями ребенка. Физкультминутка как элемент двигательной

активности (активный отдых) предлагается детям для переключения внимания на

другой вид деятельности.

Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного ее

вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на

организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в

своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей

деятельностью (Сеченов И.М.). На первых этапах урока, когда формируются

первые графические навыки, необходимо отдать предпочтение физическим

упражнениям, направленных на включение в работу всего организма (поворот

рук, ног, головы и т.д.), упражнениям специально для мелких мышц пальцев

рук. Последующие минуты отдыха могут сопровождаться музыкой, речевыми

упражнениями. Музыка, соответствующая возрасту ребенка, является

действенным и организующим средством. По мнению учителей начальных классов,

наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда

их форма и содержание разнообразны. Выделяют различные виды физкультминуток

(Т.М. Андрианова).

1. Оздоровительно – гигиенические. Их можно выполнять как стоя, так и

сидя : расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть

головой, «поболтать» ножками.

На уроках необходимо проводить зарядку для глаз. Не поворачивая

головы, посмотреть на право, на лево, вниз, верх. Дети могут следить

глазами за движением руки учителя. А можно просто, закрыть глаза, немного

«подремать».

2. Танцевальные. Они особенно любимы детьми, т.к. всегда выполняются под

веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны,

танцуют, кто как умеет, при этом желающие могут петь.

3. Ритмические. Они сродни танцевальным, т.к. выполняются под музыку, но

отличаются более четким исполнением элементов.

4. Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика, которая

выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов.

Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц.

Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте и т.д.

5. Двигательно-речевые. Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и

одновременно выполняют различные движения. Вот, например, такие стихи Б.

Заходера :

Дождик песенку поет : кап – кап...

Только кто ее поймет, – кап – кап?

Не пойму ни я, ни ты, (кап – кап)

Да зато поймут цветы (кап – кап)

И весенняя листва, (кап – кап)

И зеленая трава... (кап – кап).

Слова «кап – кап» сопровождаются постукиванием пальчиков. На уроках

обычно проводятся две – три физкультпаузы, поэтому учителю необходимо иметь

в своем арсенале большое количество разнообразных физкультминуток, которые

помогут детям переключиться, поднимут настроение.

6. Подражательные. Успех этих физкультминуток целиком зависит от фантазии и

творчества учителя. Дети очень хорошо подражают движениям лягушат,

обезьян, кузнечиков, имитируют шофера за рулем, звуки машин, паровозика и

т.д.

1

Вы старались, вы писали

и немножечко устали.

Вверх поднимем наши ручки

и дотянемся до тучки. ( Дети поднимают руки, потягиваются).

Уходи от нас скорей,

не пугай ты нас детей! ( Дети машут руками, прогоняют тучку).

Вот к нам солнышко пришло,

стало весело, светло. ( Дети поворачивают голову влево, вправо, вверх,

вниз).

2

Дети, подпевая под считалочку, выполняют танцевальные упражнения :

Пой-ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,

Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка,

Эта птичка – соловей, Серенькое перышко.

Эта птичка – воробей, Это – зяблик, это – стриж,

Эта птичка – совушка, Это развеселый чиж.

Сонная головушка. Ну а это – злой орлан

Эта птичка – свиристель, Птички, птички – по домам!

3

Дети хором говорят стихотворение, сопровождая слова движениями.

Выпал беленький снежок.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

засыпает он нас всех.

( Дети медленно поднимают руки и медленно опускают их, подражая падающему

снегу.)

Мы на саночки садимся

и под горку быстро мчимся,

Снег, снег, белый снег,

мчимся мы быстрее всех.

( Шагают медленно, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто

держат палки от лыж.)

Мы из снега ком слепили,

потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

куклы вышли лучше всех.

( Наклоняются и показывают, как лепят куклу.)

Дети к вечеру устали,

по домам все возвращались.

( Садятся за парты.)

Гимнастика для утомленных пальцев.

При длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук

нуждаются в специальной гимнастике. Описанные ниже упражнения не только

послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их

подвижность и силу.

1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем

вправо, 4 – 5 раз.

2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 – 6 раз.

3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им

круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 – 6 раз.

4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые

фаланги. 5 – 6 раз.

5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением,

начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с

большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 – 4 раза.

6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно

каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными

в кулак.

Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести

количество повторений до 10 – 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти

расслабленными кистями и сделать массаж.

3. Неправильно сформированный навык письма. Формы и методы исправления

неправильного двигательного навыка.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (

карандаш, ручка, фломастер ) ярко проявляется в рисовании или попытке

изобразить на листе бумаги фигуры типа букв ( в дальнейшем это будет

называться неправильным навыком письма ). Все частные случаи неправильного

навыка письма можно условно разделить на несколько видов :

- неправильное положение пальцев : например, ребенок держит пишущий

предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» ; рука сжата в кулак ;

большой палец значительно ниже указательного или расположен

перпендикулярно к нему ; ручка лежит не на среднем, а на

указательном пальце и др. ;

- неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета :

ребенок держит ручку слишком близко ( или слишком далеко ) к нижнему

кончику ;

- неправильное положение руки : кисть вывернута таким образом, что

верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя ; кисть при

письме или рисовании зависает над столом ; зависает локоть ;

зависают локоть и кисть и др. ;

- неправильное движение руки : кисть жестко фиксирована на месте,

двигаются только пальцы ; локоть фиксирован на месте и др. ;

- слишком сильный ( чаще ) или слабый ( реже ) нажим при письме или

рисовании ;

- неправильное положение тела : ребенок принимает неудобную позу,

изгибая тело в сторону ; подкладывает под себя ногу ; приподнимается

со стула и др.

Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при

письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные,

извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма

и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом

можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но в

некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль

желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный

запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед

поступлением в школу.

Педагогов и родителей должен насторожить такой явный признак

недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги

при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как

рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на

плоскости листа, умение менять направление линий при помощи тонких движений

пальцев.

Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает

себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения

письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких

предметов : как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при

рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать

одним движением окружность диаметром 3см ( по образцу ). Если ребенок имеет

склонность фиксировать кисть на плоскости, но не справится с этой задачей :

нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра,

или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая

руку.

Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык

письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.

Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом

и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или

ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда

неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не

закрепились.

Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и

одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический

контроль за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как

следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый

должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по

необходимости поправлять его. Дети 6 – 7 лет вполне способны сами

контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного

двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, новая, правильная

поза пальцев или посадка за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые

должны проявлять настойчивость и терпение. Совершенно исключено

принуждение и излишне длительные ( свыше 20 минут для шестилетних детей )

занятия. Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного

навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного

навыка можно использовать несколько несложных приемов.

Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на

верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой

или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

Точно также, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (

или, наоборот, слишком высоко ), можно нарисовать на ручке черту, ниже

которой не должен опускаться указательный палец ( или не должен подниматься

выше – во втором случае ).

Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может

помочь обведение ( а затем и рисование ) крупных фигур, размером примерно в

одну треть листа без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы

для раскрашивания.

III. Экспериментальная часть.

Состояние общей (координация движений) и тонкой моторики ребенка в

подготовительной к школе логопедической группе МДОЦ № 56.

Анализ речевых карт детей + задание на работу с шаблоном и штриховка

( по образцу ).

Количество детей : 10 человек, из них мальчиков – 6, девочек – 4.

Образец :

Шаблон :

Долгополов Миша. Нарушена осанка, движения не скоординированы, состояние

тонкой моторики не удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

Зиберова Таня. Координация движений соответствует возрастной норме.

Состояние тонкой моторики удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

Иволга Ваня. Координация движений в норме, состояние тонкой моторики

удовлетворительное, ведущая рука – правая.

Маслов Саша. Нечеткая координация сложных движений, недостаточна ловкость

выполнения. Недостаточно сформирована мелкая моторика рук. Ведущая рука –

правая.

Мутовчи Стас. Наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Мелкая

моторика рук недостаточно развита и скоординирована. Ведущая рука – правая.

Николаенко Лилия. Нечеткая координация движений, состояние тонкой моторики

неудовлетворительное. Ведущая рука – правая.

Оленева Яна. Движения замедленны, не всегда скоординированны. Ведущая рука

– правая.

Пензева Ира. Координация движений не удовлетворительная, состояние тонкой

моторики не удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

Разгулин Саша. Координация движений в норме. Состояние тонкой моторики

удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

Селюков Игорь. Координация сложных движений соответствует возрастной норме,

координация пальцев недостаточна. Ведущая рука – правая.

Вывод : Проанализировав состояние общей и тонкой моторики в

подготовительной к школе логопедической группе, можно сделать вывод, что в

большинстве случаев наблюдается отставание в развитии данных функций, что

связано с недостаточно развитой речью и речевыми нарушениями.

Таким образом, подтверждается тесная взаимосвязь между уровнем развития

речи и состоянием двигательного развития ребенка.

Вывод по курсовой работе : Основной задачей семьи и ДОУ (школы) наряду с

вопросами обучения и воспитания является задача сохранения здоровья детей.

Рост и развитие ребенка обусловлены динамическим взаимодействием внешних и

внутренних факторов. Среда выступает не только как условие, но и как

источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его

наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Ранняя

диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка, точное

определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ

среды является основой эффективности коррекционной работы.

Педагогическая коррекция моторики и сложнорефлекторных движений кисти

не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма.

Физическое и психологическое состояние организма сказывается и на кисти. В

народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между

активностью кисти и психическим состоянием : «Все из рук валится», «руки

опускаются» и т.п. Коррекционная работа должна быть направлена как на

изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление

здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об

организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной

деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила

кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения

письму.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для

правильного и своевременного развития движений руки. Проведение

закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к

микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени,

соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья

ребенка является действенной профилактической мерой против перенапряжения

нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно

и быстро усваивать новые умения и навыки.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна

проводится в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями

начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля за формированием

правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых

результатов.

Библиография :

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением

речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8, стр. 62 –65.

2. Орлова Т. Что надо знать родителям о навыке письма. / Дошкольное

воспитание. 1987. № 10, стр. 75 – 77.

3. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. №

10, стр. 94 – 95.

4. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по

рисованию. / Дошкольное воспитание. 1987. № 8.

5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,

«Просвещение», 1989.

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,

«Просвещение», 1989.

7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., «Просвещение», 1985.

8. Гарибьян Р.Б., Марков Н.Г. Анатомия и физиология человека. М.,

«Просвещение», 1965.

9. Давиденко С. Н. Клинические лекции по нервным болезням. 1965. / Большая

советская энциклопедия. п/р. Прохорова А.М., Т. 19., стр. 570 (1698) –

571 (1698). М., «Советская энциклопедия». 1975.

10. Популярная медицинская энциклопедия. п/р. Петровского Б.В. Таллин,

1993.

11. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. в 2х частях. Часть 2.

Волгоград, изд. «Братья Гринины», 1997.

12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Советская Россия», 1973.

13. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М.,

«Физкультура и спорт», 1992.

14. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл»,

1997.

15. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М.,

«Просвещение», 1990.

Приложение

[pic]

[pic]

-----------------------

[1] Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.

М.; 1973, с.132.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ