Рефераты
 

Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении

Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на

раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По

мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя

уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к.

необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до

закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки

изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным

предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям,

которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления,

орфографической зоркости, творческого потенциала).

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение

учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

Однако, как отмечалось выше, в первые два года обучения в школе не

следует особо акцентировать на интеграции, т.к. у ребёнка ещё не большой

багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные,

технические навыки.

Кроме того, одно из обязательных и основных требований

интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся,

потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала,

вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг

которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам

самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной

работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и

умеют правильно организовать своё время.

Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который

всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе

обучения.

В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной

подготовки, больной эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая

такой урок, учитель должен учитывать:

I- Цель урока (Это может быть необходимость сокращения

сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся,

перераспределение приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые

бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение

основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление,

понятие или предмет).

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение

функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание

новых связей между отдельными элементами системы).

Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие

предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее

эффективного результата при обучении младших

школьников. Вот какого мнения придерживается Е. Смирнова, описывая это в

своей статье "Властвуй, не разделяя":

"В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение,

письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо

очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции". А задача

учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней

учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не

потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.

"Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к

процессу познания и активизирует деятельность.

Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, природоведение

и изобразительное искусство.

В третьем классе можно интегрировать чтение, русский

язык, исторические рассказы, природоведение и изобразительное

искусство.

В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты

интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в

начальных классах по новым программам.

Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения

уже есть изначально интегрированные курсы.

Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) -

уже интегрированные. Со времен К. Д. Ушинского они проводятся

в единстве. В настоящее время в первом полугодии первоклассники обучаются

чтению и письму на таких уроках.

Изначально интегрированный курс - внеклассное чтение.

Здесь целостный процесс: а) книга, как инструмент чтения,

совершенствование навыков чтения, полученных на уроках; б) текст, как

искусство слова, развитие речи; в) мир книг, как выбор круга собеседника.

Изначально интегрированный курс природоведения: основы

естествознания и география.

Так же изначально интегрированный курс математики- арифметика,

элементы алгебры, геометрия, способствующие лучшему усвоению

арифметического материала, и в то же время подготовка к изучению алгебры,

геометрии, основ трудового обучения.

:Кроме названных изначально интегрированных курсов, следует

выделить возможные сочетания таких предметов, как чтение - русский язык,

чтение - природоведение, чтение - изобразительное искусство, чтение -

природоведение - изобразительное искусство, русский язык - чтение -

изобразительное искусство, чтение - природоведение - труд, русский язык –

природоведение - изобразительное искусство.

Главной особенностью интегрированного урока является то,

что такой урок строится на основе какого-то одного предмета,

который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы,

помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность

изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность

применения полученных знаний на практике.

В следующих параграфах рассмотрим связи чтения с другими предметами

и связи русского языка с другими предметами. Приведём фрагменты некоторых

интегрированных уроков, проведённых на практике. А так же рассмотрим

возможности интеграции вышеперечисленных предметов.

2. Интеграция в преподавании русского языка

Связи русского языка как предмете школьного преподавания с другими

учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут

рассматриваться с разных позиций.

Обычно указывают на то, что русский язык связан со всеми

школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым

средством выражения по всем предметам", поскольку, "он отражает все

стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна

никакая мыслительная деятельность".

Наличие такой связи бесспорно. В цепочке "русский язык - другие предметы"

эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех

других предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из

решающих условий усвоения учащимися знании по любому предмету.

Русский язык как предмет школьного образования – явление

многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не

только в содержании. Связь между предметами, как отмечают учёные,

выражается также и в том, "что один предмет

служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете.

Таким предметом для русского языка

является, например, математика.

Связь русского; языка и математики является строго фиксированной,

закрытой. Реализация ее особенно актуальна в тех разделах, материал которых

легче всего поддаётся формализации.

Поэтому интеграция предметов русского языка и математики - очень

сложный процесс, и на практике его почти не осуществляют. Если же

осуществляют, то очень редко. Например, можно интегрировать русский язык с

математикой при изучении темы "Правописание числительных" или

"Количественные и порядковые числительные" и т.п.

Отметим ещё один вариант контактов, которые устанавливаются между

русским языком и другими предметами в организационно - методическом плане.

Имеется в виду организационные формы обучения, характерные для разных

школьных дисциплин, как базы для устных и письменных работ на уроках

русского языка: составление примеров, ответы на вопросы, письма сочинений

по личным впечатлениям и т.д.

Наиболее распространённой является интеграция русского

языка с чтением, природоведением, изобразительным искусством,

музыкой. А так же эти связи могут переплетаться ещё теснее,

где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие

уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово,

в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной

и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают

эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту

и богатство родной природы.

Кроме того, интеграция трех предметов является средством

интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость,

способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает

творческий потенциал учащихся.

А сейчас перейдём непосредственно к рассмотрению возможностей

интеграции вышеуказанных предметов.

Интеграция русского языка с природоведением.

На интегрированных уроках русского языка и природоведения в

начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все

время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их

правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о

результатах наблюдений.

Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают

дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями

о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным

содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному

чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию

природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то,

что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.

Для наглядности можно привести пример из практики.

Занятия по русскому языку в третьем классе (1-3) начинаются с

повторения знаний о предложении (о видах предложений по интонации, в

знаках препинания в конце предложений). Учитель ставит целью урока

повторить знания о предложении, сообщить учащимся сведения о Левитане как

о ценителе красоты русской природы. На данном уроке работа ведётся над

высказыванием такого содержания, как, например: "Природа не терпит ничего

безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мертвого,

все дышит, живёт, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу,

задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз" (С.

Левитан).

Учащиеся читают это высказывание к делятся своими мнениями по этому

поводу. Далее сообщаются сведения о Левитане, как по-особому он любил

природу, какая она красивая в его работах, красивая и русская в его душе.

Такие красивые картины, как

"Золотая осень", "Карт", мог создать только человек, горячо

любивший природу своей Родины.

На уроке русского языка проводится небольшая беседа о бережном

отношении к природе, о том, как и для чего нужно любить её. Затем

учащиеся выполняют работу на закрепление пройденного материала, для этого

пишут сочинение по картинам Левитана "Золотая осень", "Март" или по

художественным открыткам, а так же допускается использование иллюстраций из

журналов, карточек из серии "С любовью к природе".

При повторении темы "Предложение" ведётся разговор о русской

белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет,

форма листа (у каждого на парте лист берёзы), обращается внимание на

яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью магнитофонной

записи прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого

учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное

предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Одно из

них дети разбирают по членам предложения. Урок проходит живо и интересно,

учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является

разговор и русский берёзе, о её удивительной красоте, о бережном

отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.

Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как

по чтению, так и по русскому языку, при обучении связной речи,

при изучении темы "Текст" можно пользоваться сочинениями, на

материале которых воспитывается в детях любовь к природе. Такие сочинения

можно проводить один раз в неделю (от пяти до

двадцати минут), объём составляет примерно 5-15 предложений.

Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им

осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят

(в меру!) цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают

иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально-

конкретную словесную картину о природе.

Также детям можно предложить коллективно составить небольшие

рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные,

вопросительные и восклицательные предложения. Сколько возможностей таят в

себе такие уроки!

В качестве методов, используемых на таких уроках и

осуществляющих интегральный подход, выступают:

- эвристические беседы;

- экскурсии;

- творческие работы по развитию речи, написание их по

материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского

языка, так и на природоведении;

- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;

- написание диктантов, изложений природоведческого содержания.

Очень часто учителя используют интеграцию не на всем уроке, а

только на каком-либо его этапе, т.е. интегрированным выступает только

определённый фрагмент урока. Так, допускается

более широко применять сведения природоведческого характера

во время словарной работы. То или иное слово можно растолковать и с точки

зрения лингвиста, и с точки зрения натуралиста.

Наглядным образцом интегрированного урока русского языка и

природоведения можно предложить урок, приведённый учителем 4 класса (1-4)

школы-гимназии № 41 г. Люберцы Московской области Н. В. Грищенко.

Нередко учителя интегрируют три учебных предмета. В нашем случае к

предметам русский язык и природоведение добавляется ещё один -

изобразительное искусство. Хочется познакомить с фрагментом такого урока,

проведенного во время педагогической практики.

Тема: Весна на картине П. Кончаловского "Сирень".

Урок строился в такой последовательности:

I. "Перед вами репродукция картины П. Кончаловского "Сирень", - обращается

учитель к детям, - не правда ли, на вас

сразу пахнуло весной? Рассмотрите внимательно картину. Обратите внимание

на обилие цветов, изображенных художником. Сумел

ли он показать, что сирень свежая? Как будто её только что

срезали и принесли в комнату?

Какого цвета эта пышная, великолепная сирень? Посмотрите, тщательно

ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почувствовали ли

вы восхищение художника щедрой, богатой природой, ere огромную любовь к

ней? В природе, а точнее в сирени он видит прекраснее, он видит жизнь!"

2. Далее по опорным словам, записанным на доске (богатый,

щедрый, обильный, пышная, благоухает, сиреневый воздух, лиловые, синие,

оранжевые, лиловые гроздья), дети пишут свои рассказы или мини-сочинения по

картине "Сирень".

3. Знакомство детей с легендой о появлении сирени: "Вес-

на, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И

там, куда падали лучи, распускались цветы - жёлтые, оранжевые,

красные, белые, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая свои лучи.

Когда же она достигла севера, у неё остались

одни только лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени".

Есть ещё сирень из Персии. Четыреста лет назад сирень

привезли в Вену, а оттуда она стала распространяться по всей

Европе".

Далее можно предложить детям выполнить упражнения по русскому языку

по этому тексту.

Об особенностях интеграции предметов русского языка и музыки

На первый взгляд общность этих предметов может показаться весьма

сомнительной, а возможность объединения - нереальной. Поэтому попытаемся

показать, что объединяет эти два

предмета как в том материале, который подлежит усвоению, так

и в специальных способностях, при помощи некоторых усваивается

материал.

Итак, на уроках русского языка ученики должны усвоить русскую речь

во всех её аспектах, а на уроках музыки изучаемый материал - это песни,

музыкальные произведения, в которых

слиты воедино две стихии - музыкальная и речевая. И на уроках

русского языка, и на уроках музыки мы должны добиваться четкого

произношения звуков, правильной постановки корпуса и головы во время речи

и пения, владения дыханием и голосом. "Однако связи между речью и пением

более глубокие, и корни этой

связи уходят в глубь веков, когда, по мнению многих учёных

речь и пение сливались, в одну стихию и когда их мелодическая

основа не дифференцировалась".

Из общей педагогики известно, что главная и общая задача

для всех педагогов - это всемерное развитие у ребёнка способностей и

мышления, с тем, чтобы он развил желание постоянно

совершенствовать знания, умения, навыки, полученные в процессе

овладения основами наук. Но каждого педагога-предметника, помимо общего

развития ребёнка, заботит также и развитие его

специальных способностей.

Методисты прошлого и современные исследователи в области психологии

и методики останавливают своё внимание на общем в лингвистических и

музыкальных способностях.

Так из всех способностей в настоящее время можно вычленить такую

как речевой и музыкальный слух. Именно эта способность лежит в основе

успешного усвоения звучащей материи языка и пения.

Итак, у учителей русского языка и музыки много общих задач, которые

гораздо более эффективно могут быть решены объединёнными усилиями. Материал

русского языка и музыки во многом родствен, и даже различия могут быть

использованы с методическим эффектом при умелом сопоставлении.

Интеграция уроков русского языка с музыкой даёт эффективный

результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с

"трудными" ударениями. Так, при помощи стихов или песен учащиеся лучше

осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему

падежному окончанию.

Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно

используются как организованное начало или физминутка на уроках русского

языка, ученики запоминают очень нужные слова, выражения, целые мысли,

совершенствуется произношение.

Музыка на уроках русского языка создаёт непринуждённую

атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу

быта, природы. "На таком интегрированном уроке воспитательная функция

музыки не менее важна, чем образовательная. Так

как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, учитель чаще всего

сообщает и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это

позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.

От учителя, в свою очередь, требуется основательная подготовка к

подобней интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой,

композитором, учителю необходимо, прежде всего знать произведения,

прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи,

коллекционировать грампластинки и магнитофонные записи, собирать

биографические данные е композиторах, занимательные рассказы о музыке.

Занятия по русскому языку на краеведческой основе

Очень большую образовательную и воспитательную ценность несут в

себе уроки русского языка на краеведческой основе.

Р.Г. Фаткуллина в своей статье приводит фрагмент урока

русского языка, интегрированного с краеведением.

Она говорит: "Краеведческий материал я обычно использую на уроках

чтения при изучении биографии писателя, истоков его творчества, истории

создания отдельных произведений. Но нередко на уроках русского языка тоже

использую краеведческий материал. На таких уроках использую фотографии,

книги, посвящённые знакомым местам родного края, экскурсии и материалы,

собранные в краеведческих уголках. Такая целенаправленная систематическая

работа позволяет повысить познавательную активность детей, активизировать

интерес к изучаемому предмету. В подтверждение своим словам привожу

фрагмент урока русского языка на краеведческой основе".

Тема урока: Правописание числительных. (Урок закрепления).

Смысловая тема: Природа - это родина.

В начале урока учащиеся читают наизусть стихи о природе,

о родном крае. Затем читаем стихотворение С.Т. Аксакова (стихотворение

написано на доске).

Весна, весна! Ты прелесть года,

Но не в столичной тесноте.

Beсна на Дёме, где природа

В первообразной чистоте

Гордится девственной красою!

Заранее подготовленный ученик рассказывает кратко биографию С.Т.

Аксакова, далее идёт работа над текстом биографии.

Даю задание: цифры написать словами.

"С 1791 года по 1Я27 год в Башкирии, в Уфе, жил и работал С.Т.

Аксаков. С 1792 по 1799 год семья Аксаковых жила в доме №2 на улице

Благоева (где сейчас установлена мемориальная доска)".

На этом уроке учащиеся закрепили правописание числительных; узнали

о жизни и литературной деятельности Сергея Тимофеевича Аксакова. Узнали,

как он проникновенно, нежно описал красоту, величие нашего края.

Использование краеведческого материала на уроках - прекрасное

средство воспитания чувства патриотизма и любви к родной природе.

Элементы интеграции русского языка с изобразительным искусством и трудовым

обучением.

Эта проблема привлекала и привлекает к себе внимание многих

методистов, педагогов, психологов.

Интеграция этих предметов играет важную роль в развитии умственных

способностей, активизации мышления, развитии пространственного

представления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности

ребёнка.

На интегрированных уроках русского языка и изобразительного

искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи.

По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией

художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и

анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме,

изложением на холсте.

В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять

изображённое на картине с тем, что они наблюдали в

действительности, а это в свою очередь способствует развитию

логического мышления.

"Произведения живописи на уроках русского языка, являясь

источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей,

служат основой для осмысленного связного высказывания школьников, т.к.

эмоции человека, воспринимающего искусство, неразрывно связаны с мышлением,

а, следовательно, и с речью.

Работа по картине стимулирует речевую деятельность школьников,

развивает и обогащает их словарный запас.

Осуществление интеграции предметов русскою языки и изобразительного

искусства предполагает так же и самостоятельную

творческую деятельность детей на уроке".

Так, например, перед тем как приступить к выполнению

письменных упражнений на уроке, учитель может дать детям такое задание: в

тетрадях нарисовать путь который ребёнок совершает утром, идя из дома в

школу. При этом, не пропуская никаких поворотов, обходов, изгибов

дороги. Это активизирует у

детей память, вызывает интерес, неожиданность такого задания

организует класс к предстоящей работе, а самое главное - подготавливает

мышцы руки к процессу письма. Таких заданий можно придумать большое

количество. Зависит только от фантазии учителя. Вырисовывая замысловатые

узоры в тетради, ученики тем

самым тренируют руку для того, чтобы красиво написать букву, слово,

предложение.

Такие минутки полезно включать на каждый урок письма.

Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания:

к тексту, над которым работает в данный момент ученик, нарисовать

иллюстрацию. Тем самым учитель, не акцентируя внимания детей, добирается

осмысленного понимания текста. Дети проникают в его суть. Начинают

замечать мелкие элементы, которые при обычном прочтении могли бы просто не

запечатлеться в памяти ребёнка. Составляя свой, рисунок с текстом дети

осваивают своеобразие художественной речи, я меру своих сил проникают в

значение контекста, расширяют свое представление о переносном значении

слов, о богатстве оттенков значений.

Очень интересным является интегрирование русского языка

с трудовым обучением. Также, как и при интеграции с изобрази-

тельным искусством, здесь чаще используется интегрирование на

отдельных фрагментах урока, и как правило, тоже в начале урока. Учителя

часто используют лепку из пластилина, вырезание

деталей из бумаги, изготовление плоских деталей из бумаги приёмом

обрывания.

Приведём фрагмент интегрированного урока русского языка,

изобразительного искусства и труда.

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Приёмы

обработки бумаги. Выполнение рисунка в цвете.

В начале урока учитель сообщает тему занятия "Одушевлённые и

неодушевленные предметы". Говорит, что сегодня попробуем разобраться, какие

существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными. И ещё

предстоит выполнить поделки из бумаги.

Изучение новой темы начинается с отгадывания загадки о

собачке и стуле.

У.: - Правильно, молодцы, ребята. Мы с вами сегодня сделаем

небольшую аппликацию. (Показывает образец изделия: собачка, сначала

нарисованная простым карандашом, затем без помощи ножниц, приёмом

общипывания принимающая нужную форму. Из другой бумаги коричневого цвета

вырезается ножницами заранее нарисованный стул. На фон наклеены полученные

детали: собачка сидит на стуле).

- Нравится? Хорошо. Тогда сначала давайте опишем наших

героев: собачку, дадим ей имя; стул - назовём все его качественные

характеристики.

(дети описывают подробно, всё что знают о данных объектах). Стул:

деревянный, жёсткий, коричневый, у него 4 ножки,

на нём сидят.

Собачка: живая, красивая, у неё тоже четыре лапы, она бегает,

лает, с ней можно поиграть. Покрыта шерстью, у неё красивые глаза, уши.

- Хорошо. Ребята, у вас у всех доме есть стулья?

- Да.

- А собачек все видели?

- Да.

- Тогда сейчас нарисуйте на альбомных листах собачку и

стул.

(Дети рисуют).

- Сейчас нам необходимо вырезать их. Посмотрите, какие

края, ножки у стула?

- Ровные.

- Правильно. Чтобы получить ровные края у ваших стульчиков, гак

необходимо пользоваться ножницами при вырезании.

(Учитель знакомит с правилами вырезания из бумаги с помощью

ножниц).

Дети вырезают стульчик.

- А теперь посмотрите на собачку. Можно вырезать её ножницами?

Почему? (Дети говорят, что она покрыта шерстью, лохматая, а не гладкая).

- Верно. А придать ей форму нам поможет приём отщипывания

(Показывает этот приём), давайте потрудимся и сделаем наших собачек

пушистыми, красивыми. (Дети работают).

- А сейчас, еще раз давайте посмотрим на наши работы. Назовите

отличия стула и собачки.

Дети говорят всевозможные варианты. Учитель же добивается, чтобы в

ответах прозвучало, что собачка - живое существо, а стул - неживое. После

этого даётся понятие "одушевлённый" и "неодушевлённый" предмет. Дети

приводят свои примеры. Затем выполняется упражнение на закрепление.

Учитель диктует слова, дети разделяют их на два столбика: одушевлённые и

неодушевлённые. Упражнение проверяется).

- Хорошо, теперь вы знаете, какие предметы называются

одушевлёнными, а какие неодушевленными. Давайте закончим нашу аппликацию.

Посмотрите, чего не хватает до ее завершения?

- Нужно раскрасить.

- Какие цвета будете использовать при раскрашивании стула?

Собачки? (дети объясняют свои выбор. Закрашивают).

- Ну, вот, сейчас осталось только наклеить.

(Составляется аппликация. На фон наклеиваются детали).

- Молодцы, ребята! Какие красивые работы у вас получились.

Сейчас каждый составьте рассказ по своей аппликации. Самый интересный

рассказ мы повесим в нашем классном уголке.

Дети составляют рассказы, затем, их зачитывают. Подводятся итоги

этой работы и всего урока. Учитель обобщает, что научились, и что нового

узнали на интегрированном уроке русского языка, изобразительного

искусства и трудового обучения. Выставляются оценки.

На этом урок заканчивается.

Урок проходит интересно, живо, без шума. Дети работают увлеченно.

При работе с ножницами и приёмом отщипывания развивается моторика мышц рук.

При рисовании предметов работает воображение, фантазия. При составлении

и чтении рассказа у ребят разыгрывается устная и письменная речь. И самое

главное на этом уроке дети узнали, какие предметы мы можем отнести к

одушевленным, а какие к неодушевлённым.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены возможные

варианты интегрирования русского языка с другими предметами. Были

приведены конспекты интегрированных уроков, а в некоторых случаях только их

фрагменты.

Во всех рассмотренных выше вариантах интегрирования главным

предметом выступал русский язык.

В следующем параграфе в такой же последовательности раскрываем

сущность интеграции предметов, главным среди которых будет выступать

чтение.

3. Элементы интегрирования на уроках чтения

Неоднократно было отмечено, что интеграция - это высшая

ступень реализации межпредметных связей в обучении. Межпредметные связи

учитывают общее между предметами, как в содержании, так и учебно-

воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном

осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т.е. они выступают

как современный дидактический принцип, который ведёт к интеграции. Такая

перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемой

интеграции сказывается на его результативности: знания приобретают

качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными,

усиливаются познавательные интересы учащихся.

Если учебный материал по курсу чтения, музыки изобразительного

искусства рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучать,

то это будет способствовать систематизации заданий по чтению, усвоенных

детьми в разное время, школьники лучше усвоят содержание учебного

материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал,

словом, чтение станет более оптимальным.

Анализ учебных программ по названным выше предметам свидетельствует

о том, что они обеспечивают возможности широкого и эффективного внедрения в

преподавание чтения принципа интеграции.

Интеграция чтения и природоведения в начальных классах.

Возможности интеграции чтения и природоведения очень широки,

поскольку перед уроками чтения и перед уроками природоведения стоят общие

образовательные и воспитательные задачи. На этих уроках учащиеся

знакомятся с природой своего края, с сезонными изменениями в природе,

узнают о жизни диких

и домашних животных, насекомых.

На уроках чтения и природоведения есть и общая воспитательная цель

- воспитать у младших школьников любовь и бережное отношение к природе,

научить эстетически, воспринимать природу, "Одновременно, наличие, общих

образовательных и воспитательных задач не мешает каждой из учебных

дисциплин иметь свои, собственные, специфические педагогические задачи,

решение которых требует и различных методов работы.

Объектами изучения на уроках природоведения и на уроках чтения

являются одни и те же явления природы, на аспект изучения, подход к их

изучению несколько иной.

Уроки чтения в большей мере, чем у реки природоведения,

должны решать задачу формирования у детей эстетического, эмоционально

окрашенного восприятия природы, дать детям языковые средства для передачи

своего собственного, эстетического отношения к природе.

Наличие общих тем и объектов для изучения, различный аспект и метод

в их освещении на уроках чтения и природоведения

позволяют ставить вопрос о целесообразности интегрированного

подхода к работе над материалом.

Следует так спланировать уроки, чтобы сведения, получаемые из

разных предметов, дополняли и углубляли друг друга. Таким образам будут

решены задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных

чувств. При этом изучении природоведения мы будем идти от сознания к

чувствам, при изучении чтения, воздействуя прежде всего на чувства, мы

будем формировать убеждения, развивать эстетически.

Приведём пример: по предмету природоведения дети знакомятся с

перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки,

грача и других, с тем, как и чем питаются эти

птицы, почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к

перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят

птенцов. По чтению дети в ряде произведений

читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,

"Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей

говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И.

Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.

На интегрированном уроке природоведения учащиеся получают научные

знания в доступней, интересной для них форме. Они узнают, что птицы

наши друзья, которые уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай.

Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из

гнёзд здоровых птенцов и приносить их домой.

Воздействуя на чувства детей, художественные произведения

воспитывают у них бережное отношение к природе.

Учитывая все изложенное выше, учителя-методисты строят

интегрированные уроки. На них изучаются сразу оба предмета:

чтение и природоведение, а иногда к ним прибавляются и предметы

художественно - эстетического цикла, такие как изобразительное искусство,

художественный труд.

Возможности интеграции чтения, изобразительного искусства и музыки.

Учителя г. Подольска посвятили проблеме интеграции многие годы

своей работы. Так, одной из таких учителей, занимающихся этой проблемой,

является В.И. Лямина, учитель школы-гимназии № 4 г. Подольска. Она часто

печатается на страницах журнала "Начальная школа" со своими методическими

разработками интегрированных уроков и комментариями к ним.

Вот что пишет она в своей статье "Интегрированные уроки одно из

средств привития интереса к учебным предметам": "Практикой доказано, что

чтение - наиболее благополучный предмет в сочетании е музыкой и

изобразительным искусством. «Именно на этих уроках у детей развивается

образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь

к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор,

обогащаются знания учащихся.

Я очень заинтересовалась этой проблемой. У меня возникла

мысль: а смогу ли я сама проводить такие уроки? Они ведь большие, сложные,

требуют большой подготовки учителя и учеников.

Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.

Да и не все темы и разделы учебной программы

можно я нужно интегрировать.

И я решила попробовать: ещё раз пересмотрела программы

по чтению, русскому языку, музыке, отдельные темы и разделы,

проанализировала их и решила провести урок по теме "Волшебница зима". Урок

был построен как обобщающий, продолжался 2 часа и объединял такие предметы,

как чтение, русский язык и музыка. Урок получился. Детям очень понравился".

Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о двух

периодах зимы, весны, осени (начало и разгар этих времен года в сравнении)

были напечатаны на отдельных листах для

каждого ученика и ранее на уроках чтения в школе не изучались.

Далее Лямина представила конспект другого урока (русский

язык, чтение, музыка) на тему "Весна идёт".

На этом уроке дети на новых незнакомых текстах видели изменения,

происходящие в природе, отмечали особенности данных периодов каждого

времени года, разбирали предложения, повторяли пройденный материал и

узнавали новый.

Кроме того, учащиеся сами озаглавливали данные тексты,

так как они были даны без заглавия. Это способствовало работе

над техникой и выразительностью чтения, вызывало большой интерес у

учащихся.

В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что

они представляли себе, слушая музыкальное произведение П.И.

Чайковского "Времена года". Затем написали сочинения. Урок детям очень

понравился, участвовали в нём все, он проходил организованно, интересно.

Конспект этого урока смотрите в приложении III.

Немаловажное значение приобретает и проблема интеграции чтения и

музыки. По этому вопросу так же имеются некоторые предположения. Вот что

говорится в статье Н.И. Куденко, преподавателя - методиста, заслуженного

учителя РФ:

"Вполне разделяя мнение учёных о том, что начинать реализацию идей

интеграции в начальной школе следует достаточно осторожно, мы осуществили

попытку провести в III классе интегрированный урок чтения на тему "К.

Пауcтовcкий "Корзина с еловыми шишками" и музыки на тему "Э. Григ". Пас

побудило к такому интегрированию предметов тревога за то, что литература в

школе (а начальные классы - ото первая ступень в мир литературы) перестаёт

быть эстетическим предметом, наши поиски в усилении

именно этой стороны уроков чтения. Художественный текст теряет смысл и

аромат, если нужно только размышлять (к чему стремятся и в чём одном видят

цель многие учителя), если мысль не

становится сердечной. В статье "О первоначальном преподавании

родного языка" К.Д. Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли

произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом

произведении многое понимается только с

чувством и не может быть объяснено умом (Ушинский К.Д. Избр.

педагогические сочинения. - Т. 5. - С. 34б).

Аромат произведения К. Паустовского, прекрасного само

по себе, эмоциональное первоначальное восприятие его усилила

музыка Э. Грига, что и было основной целью урока. На наш

взгляд, опыт оказался удачным".

Конспект урока смотрите в приложении IV.

Прежде чем говорить об интеграции чтения и изобразительного

искусства, хочется процитировать cлова Ш.И. Ганелика: "Первый интерес к

книге у детей дошкольников возникает чаще всего благодаря иллюстрациям,

этому "волшебному ключику", который открывает перед маленькими читателями

дверь в живой и

многообразный мир художественной литературы.

Уже в этот период рисунок будит воображение ребёнка, формирует его

представления е мире реальном и мире сказочном,

приобщает к искусству линий и красок.

В школе отношение детей к рисунку, к иллюстрации делается

осознанным и оценочным. Ученик не только получает специальные знания об

изобразительном искусстве, но и сам пробует свои вилы в создании рисунков,

иллюстраций.

Именно это положено за основу интеграции предметов чтения и

изобразительного искусства.

Программа по изобразительному искусству предполагает,

что уже к концу второго класса дети смогут в своих собственных рисунках

"композиционными приёмами выделять интереснее в

сюжете", передавать смысловую связь, эмоциональное отношение.

При правильно построенной работе на интегрированием уроке чтения и

изобразительного искусства за счёт использования

картин, рисунков, иллюстраций обогащается словарный запас детей, появляется

смысл и значение многих новых слов, относящихся к истерическому быту или к

области духовной жизни человека.

А иногда и поясняется смысл целого рассказа или сказки. Так,

например, нами проведён интегрированный урок чтения и изобразительного

искусства в первом классе на тему "Русская народная сказка "Колобок".

Иллюстрирование сказки". На этом уроке по ходу чтения учитель иллюстрирует

прочитанное, поясняя смысл, одновременно спрашивая мнение ребят, касающееся

продолжения сказки. Тем самым, к концу сказки дети почти сами завершают её

чтение, используя сведения, полученные путём логической переработки

предыдущей информации благодаря творческим заданиям, используемым на этом

уроке. Конспект урока смотрите в приложении I.

Доказано, что эмоции человека, воспринимающего искусство,

неразрывно связаны с мышлением, а, следовательно, и с речью.

На интегрированных уроках чтения и изобразительного искусства

стимулируется речевая, деятельность на уроке, развивается и обогащается их

словарный запас.

Выводы по II главе.

Во второй главе дипломной работы мы систематизировали изученный

материал, обобщили и сделали некоторые выводы. Кроме этого предоставили

некоторые фрагменты разработок интегрированных уроков.

Подводя итог, следует отметить, что интеграция вышеуказанных

предметов заключается в следующем:

1. Работа с картинами, рисунками отвечает требованиям с одной стороны,

программы по развитию речи, т.к. обеспечивает формирование

коммуникативных умений: умений раскрыть тему, основную мысль автора; с

другой стороны, программы по изобразительному искусству, в соответствии

с которой учащиеся знакомятся с особенностями произведений

изобразительного искусства, с языком живописи, с жанрами;

2. Изучая произведения живописи на уроках чтения, учащиеся учатся выделять

главное в композиции, понимать значение цвета, детали. Одновременно при

анализе живописи или другого жанра изобразительного искусства у детей не

только развивается речь, но и пополняются сведения об авторах

произведений, т.е. сведения искусствоведческого характера, что

способствует повышению общей культуры школьников.

Глава III Содержание опытно – педагогической работы экспериментального

характера по формированию активизации учебно – познавательной деятельности

учащихся.

1. Изучение мотивов познавательных интересов учебной деятельности

школьников

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе

теоретического изучения проблемы «Интегрирования предметов как

инновационная форма работы в школе» было проведено исследование. В

эксперименте приняли участие учащиеся четвертых классов общеобразовательной

школы №7 города Октябрьского.

Экспериментальная работа проводилась в течении учебного года и

предусматривала три этапа:

1 этап – Изучение мотивов познавательных интересов учебной

деятельности школьников

2 этап – Содержание формирующего эксперимента

3 этап – формирование активизации учебно – познавательной

деятельности учащихся.

На первом этапе были изучены мотивы познавательных интересов и

определены следующие уровни:

1 уровень – появляется интерес лишь в общей, всем присещей

потребности, когда для школьника не имеет значение содержание

объекта, лишь бы он был несложен, доступен

2 уровень – проявляется интерес в общей любознательности

3 уровень – связан интерес с какой – либо социально – значимой для

школьника деятельностью.

Было проведено анкетирование с целью определения наличия

положительной мотивации к учебной деятельности.

Учащимся было предложено подчеркнуть любимые занятия:

- смотреть телевизор

- заниматься спортом

- делать домашнее задание

- читать книги

- ходить в школу

- играть с ребятами на улице

- решать разные задачи

- заниматься в кружке

- ходить в кино

- работать на уроке

- рисовать

- ездить за город

- играть в настольные игры

Сравнение данных обработки анкет позволяет сделать вывод, что у

большинства преобладает второй уровень.

4 «А» - 53% (контрольный класс)

4 «Б» - 57% (экспериментальный класс)

Проведен анализ отношения учащегося к тому или иному предмету

(профессор Н.В. Кузьмина)

Результаты были оценены по пяти бальной системе и занесены в

таблицу.

|Учебный предмет |Отношение ученика |

| | |

| | | | | | | | |

| |Люблю |Хочу |Не хочу |Совсем|Застав|Не дали|Всего |

| |эти |заниматьс|занимать|не |ляют |ответ |баллов|

| |уроки |я этим |ся этим |люблю |занима| | |

| | |предметом|предмето|этот |ться | | |

| | | |м |предме| | | |

| | | | |т | | | |

|Русский Язык | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|Математика | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|Чтение | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|Природоведен | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|Физкультура | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|Рисование | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|Музыка | | | | | | | |

| | | | | | | | |

| | | | | | | | |

[pic]

р.я. – русский язык

м. – математика

ч. – чтение

п. – природоведение

ф. – физкультура

р. – рисование

муз. - музыка

2. содержание формирующего эксперимента.

2 этап.

Для более интегративного и успешного усвоения программы и

активизации учащихся было решено в четвертом классе ввести интегрированный

курс.

Русский язык и развитие речи – 4 часа

Чтение и развитие речи – 4 часа

Речь и культура общения – 1 час

Математика и конструирование – 6 часов

ИЗО и художественный труд – 2 часа

Музыка и ритмика – 2 часа

Родной язык и литература – 2 часа

С учетом данного курса были проведены интегрированные уроки (смотри

приложение 3,4)

3. Формирование активизации учебно – познавательной деятельности

учащихся

3 этап.

Диагностика проводилась в форме мониторинга ЗУН, полученных после

изучения тем.

Учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов были даны отдельно проверочные

работы по русскому языку на тему: «Правописание окончаний глаголов I и II

спряжения» и по природоведению на тему: «Перелетные птицы – вестники

весны». Учащиеся 4»А» класса изучали эти темы на обычных уроках русского

языка и природоведения, в ; «Б» был проведен интегрированный урок.

Подсчитано качество знаний по темам и отражено на графиках.

[pic]

р.я. – русский язык

п. - природоведение

Вывод:

- качество знаний по русскому языку 4 «Б» класс показал

выше, чем 4 «А» на 12%

- по природоведению качество знаний в 4 «Б» классе выше на 20% чем

в 4 «А»

- принимая во внимание, что оба класса примерно одинакового уровня

развития, но на интегрированном уроке дети были заинтересованные,

внимательные, сосредоточенные, дружные. Это и видно по результатам

контрольных работ.

- повысился интерес к учебным предметам.

Выводы по третьей главе

В результате исследование были получены следующие выводы:

- после проведения эксперимента повысился уровень познавательного

интереса,

- произошли изменения в отношениях учащихся к учению, к учебным

предметам;

- интегрированные уроки повысили эмоциональный настрой в классе,

возможности для проявления индивидуальных творческих способностей детей.

- дети стали более общительны, раскованы в суждениях, у них

появилось стремление учится, радуются познанию нового, не боятся трудностей

- сформировалась активизация учебно – познавательной деятельности

учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение процесса интеграции, проходившее во время написания нашей

работы, привело к выводу, что единого понимания пути этого явления нет.

Существует много мнений, точек зрения на данное явление. Зачастую под

интеграцией понимается механическое соединение в учебно-воспитательном

процессе отдельных явлений, не имеющих "общего знаменателя". Как следствие

этого перед процессом интеграции стоит множество нерешённых проблем,

главными из которых на сегодняшний день можно назвать такие: как

интегрировать? Проблема отбора конкретного материала, конкретного

содержания. Большую трудность представляет встраивание интегрированных

курсов, уроков в школьную программу.

На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников,

методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает широкий

размах и популярность.

Но главной при определении жизнеспособности идеи интеграции в

современной школе остаётся проблема подготовки кадров. Невозможно, видимо,

даже мечтать о том, что нынешняя система подготовки специалистов может

взять на себя груз забот об универсальном образовании педагога, который

сможет в своей практической деятельности применять интегративные подходы к

учебно-воспитательному процессу.

Важно отметить, что к изучению проблемы интеграции приступили

именно учителя-практики, которые высказывают свои соображения на страницах

печати. Это есть положительный факт

для развития интеграции, т.к. в опоре рождается истина.

Изучив и обобщив лингво - дидактическую литературу по вопросам

интеграции, мы убедились в важности этой проблемы и её

значимости в практике школы. И хотим особо подчеркнуть важные,

по нашему мнению, выводы, вделанные нами по завершении работы.

Действительно, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это

есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму

воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения,

способствующей созданию нового целого "монолита" знаний.

Интеграция учебных предметов - далеко не механическая деятельность,

а интегрированный учебный предмет не есть простая

сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенных

изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих

идей и теоретических концепций.

Возможность различных форм интеграции, таких как полное влияние

учебного материала, о выделением специфических глав; построение автономных

блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы,

самостоятельными учебниками и методиками позволит более рационально подойти

к процессу обучения и воспитания в современной школе, целью которого

является формирование целостного представления мира у школьников.

Основной формой организации процесса интеграции предметов в

начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого

выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и больше

педагогов. С психолого-педагогической

точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной

деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является

условием успешного усвоения учебного материала.

Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может

привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что

интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих

интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения;

наличии общих методов и теоретических концепций построения.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется

сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной

школе - реальная потребность времени, необходимо

веем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а

также всем, кто занимается вопросами базового

педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной

школе на краеведческой основе. // Начальная школа. - 1991. - 8. - С. 48-

51.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. -

1968. - С. 308.

3. Болдырев Н. И. и др. Педагогика. Учебное пособие для

студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, г

1968. - С. 115.

4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.

// Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.

5. Ганелин Ш.И, Дидактический принцип сознательности. -

М.: Просвещение. - 1961. - С. 139.

6. Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный

курс (в школе). // География в школе. - 1994. - М 4. - С. 40-

43.

7. Герасимов С. 5. Познавательная активность и понимание.

// Вопросы психологии. - 1994. - № 3. -С. 14-15.

8. Гильманов Р.С. Трудовое воспитание младших школьников

на уроках русского языка. // Русский язык в башкирской школе. - 1985. -

№5. - С. 45.

9. Глинская Е. А. , Титова 6.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. -

1980. - 44 с.

10. Григорьева И.А. Чтобы что-нибудь получилось, не обязательно долго

мучиться. // Учительская газета. - 1998. - М

3. - С. 6-7.

11. Грищенко Н.В. Интегрированный урок русского языка и

природоведения. //Начальная школа. - 1995. - И II. - С. 25-28.

12. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. //

Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 24-28.

13. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов //

Советская педагогика. - 1957. - № 9. - С. 42-47

14. Зверев И.Д. Интеграция и "интегрированный предмет".// Биология в

школе. – 1991 – №5 0 – с.46-49

15. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной

школе- М.: Педагогика. - 1981. - 195 с.

16. Иванцова в.И. Реализация идеи интеграции науки в систему базового

образования (в начальной школе). // Начальная

школа. - 1993. - №2. - С. 51-53

17. Ильенко Л.П. Опыт

интегрированного обучения в начальных классах. // Начальная школа. - 1989.

- №9. - С. 8-10.

18. Капичникова Л.Н. Межпредметные связи в обучении языкам. // Русский

язык в национальной юколе. - 1986. - № 10. –С 7

19. Кирков Г.И. Музыка на уроках русского языка и литера-

туры. // Русский язык в национальной школе. - 1985. ~ № 10 -С. 76.

20. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о

методике интегрированием образования)? //Народное образование. - 1996. -

№1. - С. 87-89.

21. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в

начальной школе. // Начальная юкола. - 1989. -Л 3. - С. 18.

22. Куденко Н.И. Интегрированный урок чтения и музыки. // Начальная

школа. - 1995. - № I. - С. 79-80.

23. Купров Б.Д. Воспитание любви к природе на уроках

русского языка. // Начальная школа. - 1984. - №3. - С. 42.

24. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей

в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психолегии. - 1982.

- №4. - С. 18-20.

25. Львова С.И. Внутрипредметные связи в процессе обучения (русский

язык). // Вечерняя средняя школа. - 1987. - №I. - С. 44-47.

26. Лякишева Т.Н. , Маркович Е.Ф. интегрированный урок по

теме "Зима" с использованием методов театральной педагогики.

// Начальная школа. - 1995. - >№I. - С. 8-10.

27. Лямина 3.Н. Интегрированные уроки - одно из средств

привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа. -

1995. - №II. - С. 21.

28. Максимов Г. К. К дискуссии об интеграции школьных

предметов. // Педагогика. - 1996. - И 5. - С. 114-115.

29. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.:

Просвещение. - 1988. - 191 с.

30. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе

современной школы. - М.: Просвещение. -1987. - 160 с.

31. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса

обучения. - М.: Просвещение. - 1904. - 142 с.

32. Маркова А.К. Нормирование мотивации учения в школьном возрасте. -

М.: Просвещение. - 1983. - 33 с.

33. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. -

М.: Просвещение. - 1984. - 114

34. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и

развитие познавательной, активности. // Вопросы

пвихологии. - 1982. - №4. - С. 14.

35. Межпредметные и внутрипредеметные связи как средство

повышения качества обучения младших школьников. Межвузовский сборник

научных трудов. - ЛГПИ. - 1987. - 112 с.

36. Межпредметные связи в преподавании русского языка

(сборник статей из опыта работы). Пособие для учителя. / Сост.

Н.Н. Ушаков. М.: Просвещение. - 1977. - 176 с.

37. Мерлин В. С. Лекции по психологи мотивов человека. - Пермь. - 1971.

- 86 с.

38. Милованова Н.Н., Львова О.Н. Интегрированный урок-игра "Сказки и

речевой этикет". // Русский язык в школе. - 1995.

- № 3. - С. 13-14.

39. Назаретян В.П. Гуманитарный интегрированный курс для

младших школьников. // Педагогика. - 1994. - № 2. - С. 31.

40. Нагуманова С.Ф. Музыка и живопись на уроках литературы. // Русский

язык в национальной школе. - 1990. - №2. - С. 34.

41. Парротте А.А. Изучение природы в связи о уроками русского языка в 1

и II клаccах. - М.: Учпедгиз. - 1961. - 136 в.

42. Попова А.И. Элементы интегрирования на уроках чтения.

// Начальная школа. - 1990. - № 9. - С. 17.

43. Разумовский Б.Г. , Тарасов Л.В. Развитие общего образования:

интеграция и гуманитаризация. // Советская педагогика – 1988 - №7 – С.8-10

44. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её

возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. -

1990. - №5. - С. 14-15.

45. Сергеева Г. Под общим знаменателем. // Учительская

газета. - 1998. - № 3. - С. 5-7.

46. Смирнова Е. Властвуй, не разделяя. // Учительская газета. - 1997.

- №12. - С. 5-7.

47. Талызина К. 3. Формирование познавательной деятельности младших

школьников. - М.: Просвещение. - 1985. - 198 с.

4Я. Фаткуллина Р.Г. Литературное краеведение на уроках. // Русский язык в

башкирской школе. - 1984. - № 6. - С. 29.

49. Филиппов В. Интеграция: дань моде или реальная потребность? //

Учительская газета. - 1998. - № 3. - С. 6-7.

50. Ходякова JI.A. Использование живописи в преподавании

русского языка. - М..: Просвещение. - 1993. - 86 с.

51. Чижова Т.К. Живопись на уроках русского языка. //

Русский язык в национальной школе. - 19П5. - № 5. - С. 87.

52. Шабалина 3.Л. На пути обновления начальной школы.

Нужны ли интегрированные уроки? // Начальная школа. - 1983. -№ 7. - С.

78.

53. Шимбирев и. К. , Огородников II.Т. Педагогика. - М.:

Просвещение. - 1964. - С. 129.

54. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности

учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение. - 1979. - 159 с.

55. Щукина Г.И. Нормирование познавательных интересов

учащихся в процессе обучения. - М.: Учпедгиз. - 1962. - 229 с.

56. Юркевич B.C. К вопросу о познавательной потребности

у школьников. - М.; Просвещение. - 1986. - 112

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ