Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения
Продолжительность проведения: 3 академических часа.
Возраст: 11 кл. (16-17 лет).
Место проведения: Гимназия № 2, г. Иркутск.
Оборудование и оформление: фотоматериалы с изображениями различных
жилищ, карта земного шара, портрет Роберта Бернса, стихотворение “My
Heart’s in the Highlands…”, фломастеры, клей, ножницы, ватман и другие
необходимые «строительные» материалы.
Модель проектного занятия: Занятие основано на пройденном материале по
теме “Housing” и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых
знаний учащихся по этой теме с помощью использования дополнительной
литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в
процессе иноязычной речевой деятельности (Passive Voice, Gerund Subjunctive
Mood), лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.
Занятие строится по типу ролевой игры и предполагает деление класса на
2 микрогруппы (в классе 15 человек). Каждая микрогруппа представляет собой
собрание знатоков строительного дела: главного архитектора, дизайнера-
оформителя, инженера-конструктора и строителей (см. Приложение 7), а также
главного эколога и социолога, мнение которых учитывается при строительстве
«Дома Будущего». В ходе ролевой игры учащимися обсуждаются преимущества и
недостатки как современных, так и старинных домов, даже составляются
совместные проекты «Дома Будущего», которые предполагают план
строительства, макет дома (плакатное изображение) и представление (защиту)
конечного результата каждым из участников проекта. На заключительном этапе
проектного занятия проводится его анализ и оценка, формулируются
соответствующие выводы .
3.2. Содержание и реализация проекта системы учебных и
внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow”
Проект “Our House of Tomorrow” состоит из трех этапов (уроков):
подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной
последовательности в соответствии с технологией использования проектной
методики при обучении иностранному языку.
Каждое из занятий (Activity) планируется по следующей схеме:
1. Введение (Introduction);
2. Основные задачи занятия (Objectives);
3. Необходимая информация (Materials);
4. Пошаговое описание действий (Procedures);
5. Факультативные задачи (Extensions).
Activity 1. ( Подготовительный этап).
Introduction.
Занятие начинается с краткого введения учителя: учитель приветствует
всех участников проекта, знакомит учащихся с основными особенностями
проектной деятельности, определяет тему проекта – “Our House of Tomorrow”.
Objectives:
1. Сформулировать проблему исследования;
2. Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по
работе с гипотезами;
3. Организовать группы учащихся, определить роли каждого члена группы.
Procedures:
Учитель представляет ряд ситуаций, позволяющих выявить одну или
несколько проблем по обсуждаемой тематике. Учащимся предлагается
поразмышлять над следующими высказываниями:
1. House is made by men, home is made by women.
2. East or West, home is best!
3. Our planet is our Home!
4. There exist concrete kids in a concrete house.
Учащимся предлагается ряд наводящих вопросов:
1. What is the main difference between the words “house” and “home”?
После ответов учащихся, учитель дает следующую информационную справку:
Materials:
Учитель: The original meaning of the word “home” in English and many
other Indo-European languages too was a “safe dwelling place”, a village,
even a world. The word “house” come from the same root as “sky” and has
used to mean a “covering and concealing”. Home is something intimate and
private. House is a physical structure not a place where one should
supposedly receive kind treatment and feel relaxed.
Лексические трудности при этом снимаются учителем посредством перевода
незнакомых слов, которые даны на доске:
dwelling – жилой;
to conceal – скрывать;
a kind treatment – доброе обращение.
2. Учитель указывает на стихотворение, написанное на доске: “My heart’s in
the Highlands…”
Учитель:
My heart’s in the Highlands, my heart is not here,
My heart’s in the Highlands, a – chasing the deer,
A chasing the wild deer and following the roe,
My heart’s in the Highlands wherever I go.
Лексические трудности снимаются учителем посредством перевода
незнакомых слов, которые даны на доске:
to chase – преследовать, гнаться;
a deer – олень (pl. deer);
a roe – косуля (pl. roe).
Учитель: Do you know, who wrote these verses?
Учащиеся: Robert Burns.
Учитель: What are they about? Is there any connection between this
poem and the second expression given on the blackboard? Which one? Do you
agree with the author? Why?
Ответы учащихся.
3. Учитель указывает на высказывание под номером 3: “Our planet is our
Home!” Задает вопрос: “Should we care about our planet? Why? What can
happen to our planet if we don’t think about our future?”
Ответы учащихся.
4. Учитель: What do you think what the expressions “concrete house”,
“concrete kids” mean? Does the surroundings influence children? In what
way?
В ходе рассуждений учащиеся сами логически подходят к обозначению
проблем и выдвижению гипотез для их успешного решения. Учитель при этом
играет роль консультанта-координатора.
Учащиеся: “If we create comfort and happiness inside, we will be able
to live in our House of Tomorrow”. “If we take care about our environment,
we will be able to build our dream house”. “If we take care about the
health and the up-bringing of our kids, we will be able to build our House
of Tomorrow”.
Далее учитель совместно с учащимися определяют направления поиска по
работе с гипотезами.
- исследовать современные методы постройки домов, экологически безвредные
для окружающей среды;
- найти способы создания уюта и комфорта не только для своей семьи, но и
для окружающего мира;
- исследовать причинно-следственные связи социальных проблем, связанных с
жизнью и деятельностью детей, формированием их личности.
Первый урок заканчивается выбором рабочих групп и распределением ролей
в командах.
Activity 2. (Основной этап).
Introduction: Занятие начинается с краткого введения учителя: учитель
приветствует всех участников, формирует цели урока.
На данном этапе происходит актуализация уже известного языкового
материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими
единицами.
Objectives:
1. Организовать работу в малых группах по сбору необходимой информации,
анализа и синтеза идей.
2. Обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью,
опросы, наблюдения, эксперименты.
3. Определить формы и способы представления результатов проектов.
Procedures:
С целью систематизации и закрепления основной лексики по выбранной
теме (“Housing”) учащимся предлагаются различные виды речевых упражнений:
1. Учитель раздает учащимся опорную словарную схему (См.: Приложение 8) и
проводит игру “Bingo”, направленную на активизацию необходимых лексических
единиц.
2. Учитель демонстрирует учащимся фотоиллюстрацию по данной тематике
(“Housing”). Проводит игру “Competition Game”: учащиеся работают по
группам, каждая группа по очереди озвучивает то, что изображено на
иллюстрации, используя необходимые слова и выражения из активного
вокабуляра.
3. Учитель предлагает прочитать текст “The richest man in the world”,
раздает экземпляры на парты (См.: Приложение 9).
Далее учитель организует небольшую дискуссию.
Учитель: “What is the main idea of the text?”. “Would you like to live
in such a palace?”. “Why?”. “Could it be the House of Tomorrow?”. “Explain
why”.
Quote the lines of the text, which show advantages and disadvantages of
building such a house.
Выполнение данных упражнений способствует активизации учащихся в малых
группах, подводит к сбору необходимой информации, анализу и синтезу идей.
В конце занятия учащиеся определяют форму и способ представления
результатов проекта (интервью, реклама, ролевая игра, устный доклад), а
также обсуждают методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью,
опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.
Учащимся предлагается следующая схема для организации языкового
материала:
Materials:
|Types of houses |Advantages |Disadvantages |Measures, |
| | | |decisions |
Extensions: Учащимся предлагается самостоятельно отыскать
дополнительный материал по данной проблеме в соответствии с определенной
ролью: главный дизайнер-оформитель (main designer), главный архитектор
(main architect), главный инженер-конструктор (main engineer-constructor),
строитель (builder).
С целью проверки принятых гипотез учащиеся проводят беседы, опросы,
интервьюирование родных и близких, своих одноклассников и школьных
товарищей (результаты демонстрируются при защите проекта).
В процессе проектирования учителем постоянно осуществляется
отслеживание деятельности каждого ученика на всех этапах работы над
проектом.
Activity 3. (Заключительный этап).
Introduction: Вводное слово учителя: Учитель приветствует всех
учащихся, формирует цели урока.
Objectives:
1. Завершить отбор информации и ее обсуждение в группах, составить
сценарий защиты проекта.
2. Оформить проектную работу (конечный результат в виде юмористического
фотоколлажа, стенгазеты, дневника, журнала, записей интервью, доклада
и т.д.).
3. Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.
Procedures:
1. Подготовка.
Учитель предоставляет время учащимся (20 мин) для завершения проектной
работы, ее оформления и подготовки к защите (презентации) результатов.
Наблюдает, координирует деятельность учащихся.
2. Защита проекта
I. Группа: – Реклама проекта дома будущего.
Учащиеся данной группы провели большую исследовательскую и творческую
работу по данной проблеме. В итоге ими была представлена реклама
«созданного» ими Дома Будущего: каждый участник имел возможность
высказаться в соответствии со своей ролью.
II. Группа: – итогом ее работы был доклад, составленный учащимися и
обобщенный лидером этой группы. Доклад сопровождался иллюстрациями. Во
время защиты учащиеся задают своим одноклассникам различные вопросы.
3. Оценка результатов
Во время защиты проектов была проведена оценка результатов как самими
учащимися, так и учителем .
Вывод к главе III.
В ходе проведенного исследования автором данной дипломной работы были
использованы срезы для выявления результатов эффективности проектной
методики среди учащихся 11 классов.
На начальном этапе проектной деятельности учащимися была предоставлена
следующая анкета: (Cм.: Приложение 10 )
Начальный срез выявил следующие результаты: в целом учащиеся показали
достаточный интерес к предстоящей работе, что способствовало дальнейшему
повышению мотивации участников в процессе проектной деятельности.
Учащиеся соблюдали дисциплину, легко включались в работу и без особых
трудностей выполняли задания учителя. Это способствовало большей
концентрации внимания учащихся, активизации их речевой, мыслительной
деятельности .Особенно активны были следующие учащиеся: Е. Бронская, Т.
Юсеева, С. Любимова , Т. Таскаев, М. Панин.
На заключительном этапе был проведен итоговый срез, который
представлял собой самостоятельную оценку учащимися результатов своей
деятельности. Итоговый срез показал следующие результаты: (См.: Приложение
11 ).
Итоговый срез выявил следующее: по большинству показателей проектная
методика является эффективной инновационной технологией, которая
обеспечивает:
1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и
говорением как одним из видов речевой деятельности;
2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности
коллектива;
4. повышение общего интеллектуального развития учащихся.
В целом, проектная работа, проведенная по теме “Our House of Tomorrow”
способствовала укреплению языковой и речевой базы учащихся, обогащению их
словарного запаса, развитию коммуникативных умений и межкультурной
компетенции в целом.
Заключение
В результате проведенного дипломного исследования по проблеме
использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по
сквозной теме на старшей ступени обучения автором были сделаны следующие
выводы:
1. Проектная методика является новой педагогической технологией
обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-
урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном
школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной
системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к
реальной деятельности.
В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической
литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь
инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного
школьного образования:
. сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
. шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез
идей);
. стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения ;
. усилить степень автономии учащихся;
. пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.
Однако, решение данных задач школы является затруднительным при
традиционном подходе в образовании, направленном в большей степени на
усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимых
умений.
2. Проектная методика находит все более широкое применение при
обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными
особенностями:
а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала
учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не
субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной
классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующей
консультационно-координирующей функцией учителя;
б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией
при условии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой
деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С одной
стороны, в проектной работе соблюдается взаимосвязь теории и практики,
т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта
(стенгазета, юмористический фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник)
применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно
осознают их функционирование при решении различных проблем, что влечет за
собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации.
С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную
мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность
ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним
мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной
функции – формирования и формулирования мыслей.
Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельностном
подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой
личности , развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а
значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной
компетенции школьников в целом.
3. Применение проектной методики наиболее результативно на завершающем
этапе (10-11 классы) средней общеобразовательной школы, т.к. сущность
проектной методики при этом отвечает основным психологическим особенностям
старшеклассников, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полно
раскрывать их личность. Прежде всего, это обусловлено:
- проблемным характером проектной деятельности, ее интегративностью: в
основе проектной методики лежит практически или теоретически значимая
проблема, связанная с реальной жизнью, решение которой требует от
участников знаний не только в рамках данного предмета, но и в других
областях;
- автономным характером проектной деятельности: проектная методика
предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя
путем самоорганизации и возможности проявления собственной инициативы в
процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Таким образом, актуальность темы дипломного исследования, ее
практическая и теоретическая значимость в современной системе образования
способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования:
1. Нами было дано теоретическое обоснование проектной методики в ее
психолого-педагогическом аспекте с учетом специфики иностранного языка
как учебного предмета на старшей ступени обучения.
2. Была исследована и обоснована технология использования проектной
методики при обучении ИЯ, проанализирован опубликованный
педагогический опыт по данной проблеме. (Международный
телекоммуникационный образовательный археологический проект “Global
Village- Fort Ross”).
3. Была разработана и апробирована в опытно-экспериментальной работе
система учебных и внеучебных занятий с использованием проектной
методики по сквозной теме “Our House of Tomorrow” на старшей ступени
обучения, а также был проанализирован собственный опыт использования
проектной методики при обучении ИЯ. Проект системы учебных и
внеучебных занятий по сквозной теме: “Our House of Tomorrow”
проводился для учащихся 11 кл. гимназии №2 г. Иркутска. Результаты
разработанного нами проекта в рамках сквозной темы показали ее
определенные преимущества перед традиционным обучением ИЯ (См.:
Приложение 11)
В процессе дипломного исследования использовались беседы и
анкетирования среди учащихся и учителей с целью выявления эффективности
проектного обучения как новой педагогической технологии.(См.: Приложение
10).
Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом
проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая
значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю
мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность
коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.
Однако собственные наблюдения показали, что в большинстве своем
использование проектной методики все еще уступает применению традиционного
подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной
информированностью учителей о специфике использования данного
альтернативного подхода в процессе обучения, консервативной атмосферой
большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями
использования проектной методики со стороны учащихся: языковые сложности,
недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению,
самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы
требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических
основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на
устранение возникающих трудностей, что и было предпринято в данной
дипломной работе.
Таким образом можно считать правомерным и результативным решение цели
, задач и адекватность формулировки гипотезы данного научного
исследования.
Список использованной литературы
1. Ангеловски Крсте. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.с
макед. / Крсте Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
2. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при
обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // Иностр. языки в школе. –
1999. – № 6. – С. 17-22.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В.Г. Асеев. –
Иркутск: ИГПИ, 1989. – 190 с.
4. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся
двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр.
языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.
5. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия
обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. –
С. 11-15.
6. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения
иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4.
– С. 5-8.
7. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам
на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в
школе. – 2002. – № 5. – С. 7-11.
8. Бим И.Л., Миролюбов А.А. К проблеме уровня обученности иностранным
языкам выпускников полной средней школы / И.Л. Бим, А.А. Миролюбов //
Иностр. языки в школе. – 1998. – № 4. – С. 3-10.
9. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Е.М. Борисова //
Иностр. языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.
10. Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения
иностранного языка у студентов неязыкового вуза: Автореф. дис. … канд.
пед. наук: 13.00.02 / Улан-Удэ, 2002. – 25 с.
11. Вайсбурд М.Л. Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к
участию в международных экологических проектах / М.Л. Вайсбурд, С.Н.
Толстиков // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 4. – С. 3-10.
12. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Обучение реальному общению по
экологической тематике на английском языке в условиях международного
экологического проекта / М.Л. Вайсбурд, С.Н. Толстиков // Иностр.
языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 11-16.
13. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации
/В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.
14. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого
языка / С.Л. Венедиктова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С.
11-14.
15. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке /
Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 23-29.
16. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса /
Г.Г. Даниленкова // Сб. научн. ст. / Калинингр. ун-т. – 2000. – С. 25-
27.
17. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные
методы проектного анализа / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – М.: Мир,
1976. – 369 с.
18. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – 2-е
изд. доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.
19. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд.
Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.
20. Есипов Б.П., Равкин З.И. Метод проектов / Б.П. Есипов, З.И. Равкин //
Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т.2. – С. 806.
21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А.
Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
22. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому
языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. –
№ 3. – С. 9-15.
23. Иванова Е.В. Работа старшеклассников с различными информационными
источниками / Е.В. Иванова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. –
С. 41-42.
24. Игнатова Т.Ю. Английский для общения: Интенсивный курс / Т.Ю.
Игнатова. – М.: Высшая школа, 1997. – 402 с.
25. Князев М.Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку на
современном этапе в западноевропейской методике / М.Н. Князев //
Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 105-107.
26. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по
овладению иностранными языками как образовательная цель / Н.Ф.
Коряковцева // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 1. – С. 9-14.
27. Крупская Н.К. О методе проектов: Стенограмма доклада на конференции по
методу проектов / Н.К. Крупская. – Москва – Ленинград: Госуд. учеб.
пед. изд-во, 1931. – 22 с.
28. Лукина Э.Ю., Богданова С.Ю. Housing: Методические указания для
студентов 1 курса / Э.Ю. Лукина, С.Ю. Богданова. – Иркутск: ИГЛУ,
2000. – 40 с.
29. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского
языка / Т.М. Мартьянова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 4. – С.
19-21.
30. Милованова Л.А. О профильно-ориентированном обучении английскому языку
в старших классах / Л.А. Милованова // Иностр. языки в школе. – 1999.
– № 1. – С. 65-71.
31. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным
языкам / Р.П. Мильруд // Иностр. языки в школе. – 1995. – № 5. – С. 13-
18.
32. Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e-mail проектами / Г.С.
Мишина // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54-57.
33. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней
школе (на материале фр. языка): Автореф. дис. … канд. пед. наук:
13.00.02. / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1994. – 16 с.
34. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С.
Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 20-27.
35. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.
В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос,
1994. – 496 с.
36. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В.
Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.
37. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен.
квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,
А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
38. О концепции реформирования системы образования РФ: Рек. парламент.
слушаний // Педагогика. – 1998. – № 4. – С. 9-11.
39. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по
иностранному языку / Сост. Е.Е. Горчилина. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.
40. Петрова В. Метод проектов / В. Петрова. – Москва – Ленинград: Молодая
Гвардия, 1929. – 77 с.
41. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //
Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
42. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //
Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
43. Полякова Е.Б., Раббот Г.П. English for Teenagers / Е.Б. Полякова, Г.П.
Раббот. – М.: Слово, 1996. – 186 с.
44. Проблема учебного процесса в инновационных школах. Вып. 5: Сб. науч.
тр. / Под ред. О.В. Кузьмина. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2000. – 142 с.
45. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностр. языки (англ.,
нем., фр., исп.) 1-11 кл общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 1997. – 175 с.
46. Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическая
энциклопелия в 3 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 567-568.
47. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П.
Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М.,
1999. – Т.2. – С. 344-345.
48. Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом
современных тенденций обновления содержания образования / Е.М.
Соловова // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8-11.
49. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.
пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская.
– М.: Совершенство, 1998. – 368 с.
50. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей
иностранного языка с использованием метода проектов / Т.Ю. Тамбовкина
// Иностр. языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 63-68.
51. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / О.В.
Теслина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 41-46.
52. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н.В.
Туркина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 46-48.
53. Учебники нового поколения. Серия учебников английского языка для V,
VI, VII, VIII, IX, X, XI кл. средней школы. Авторы В.Н. Богородицкая,
Л.В. Хрусталева // ПС English. – 2000. – № 18. – С. 5-12.
54. Фасхутдинова Г.М. Новые УМК по английскому языку для X и XI кл.
общеобразовательной школы / Г.М. Фасхутдинова // Иностр. языки в
школе. – 1997. – № 5. – С. 51-53.
55. Чернилевский Д.В. Технология обучения и ее выбор / Д.В. Чернилевский
// Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т.
2. – С. 248-249.
56. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности
всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С.
11-16.
57. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.
58. Щукина Н.М. Опыт работы гимназии по вовлечению старших школьников в
выполнение иноязычных интегративных проектов (на материале работы с
УМК по английскому языку для X-XI кл. В.В. Сафоновой, И.П.
Твердохлебовой, Е.Н. Солововой и др.) / Н.М. Щукина // Иностр. языки в
школе. – 2002. – № 4. – С. 63-70.
59. Fried-Booth Diana L. Project Work / Diana L. Fried-Booth / – Oxford
University Press, 1986. – 89 p.
60. Hutchinson Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson / –
Oxford University Press, 1991. – 23 p.
61. Mythology of International Project Work // ПС English. – 2000. – № 38.
– p.6.
62. Phillips Diane. Projects with Young Learners / Diane Phillips, Sarah
Burwood, Helen Dunford / – Oxford University Press, 1999. – 180 p.
63. Ribй Ramon, Vidal Nъria. Project Work. Step by Step / Ramon Ribй,
Nъria Vidal / – Heineman English Language Teaching, 1993. – 70 p.
-----------------------
[1] Hutchinson Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson /. –
Oxford University Press, 1991. – 23 p.
[2] Hutchinson Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson /. –
Oxford University Press, 1991. – 23 p
1 Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности
всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-
16.
[3] Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //
Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
[4] На основе опубликованного опыта преподавателя английского языка
экспериментальной школы № 44 г. Иркутска Глацковой Л.А. в рамках
внеклассной работы по воспитанию чувства гражданственности при обучении ИЯ.
1 См. Таблица 4 :Классификация современных проектов (Приложение 12)
Е.С. Полат. Метод проектов на уроках иностранного языка / Полат Е.С. //
Иностр. языки в школе. – 2000. – №2. – С. 3-10.
-----------------------
ИЯ и культура при традиционном подходе
УЧАЩИЕСЯ
ИЯ И КУЛЬТУРА
Схема 2
ИЯ и культура при проектном подходе
ИЯ
АНГЛОГОВОРЯЩИЙ МИР
СОБСТВЕННЫЙ
МИР УЧАЩИХСЯ
Страницы: 1, 2, 3, 4
|