Рефераты
 

Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

называть эмоциями или отношением и который регистрируется в организме не

так давно открытым органом чувств – лимбическим центром.

В человеческом сознании мыслеформы хранятся в очень компактном виде,

напоминая своими свойствами маленькие осколки голографических пластин[1]:

оживая в сознании, они создают целостный эффект реальности происходящего

независимо от первичного источника получения информации.

Известно, что даже самая алогичная идея, будучи внедренной в глубинные

слои сознания, оказывает на поведение человека такое же воздействие, как и

объективно существующие обстоятельства. Позитивная сторона этой особенности

сознания нашла отражение в афоризме: «Все, что разум осознает и во что

верит, можно осуществить». Используя достижения возрастной психологии, от

концепции " быстрого развития" Жана Пиаже до работ наших современников

(Маргулис Е.Д., Монахов В.М.), можно показать, как формируются основные

информационные ресурсы человека, оказывающие влияние на его "сознательную"

жизнь. Под влиянием личностного резонанса[2] человек с самого раннего

возраста воспринимает именно ту информацию, которая жизненно важна для

существования и (или) развития организма. Понятно, что представления о мире

не исчерпываются рассмотрением только физической стороны его проявления.

После того, как чрезвычайная зависимость ребенка от матери немного

ослабевает, примерно в возрасте от двух до четырех лет, для него очень

важно узнать, кто такой он сам, какова его роль в этом мире. Когда человек

вырастает, у него могут появиться более разнообразные знания о своей

личности и своих способностях. Всегда существует выбор: продолжить

формирование защитных механизмов (власть, слава и т. п.) или раскрывать

свою личность через самопознание, ощущение уверенности в себе, творчество.

В условиях экономического кризиса в педагогике обострилась проблема

выработки таких методов воспитания и обучения, которые помогали человеку

осознать, что у него при любых обстоятельствах остается право свободного

выбора своего внутреннего состояния.

Очень многое здесь зависит от направленности внимания, которая поддается

контролю и коррекции. Наша жизнь наполнена таким количеством информации,

что сознание во избежание мы желаем использовать в данный момент. В связи с

этим необходимо обратиться к проблеме потребностей и мотивов. Для жизни и

развития человека необходимо наличие более или менее устойчивой

эмоциональной и познавательной направленности личности к предметам и

явлениям действительности, которая получила название в психологии

"интерес". Интересы - важнейшая движущая сила деятельности людей во всех

сферах общественной жизни. Начиная формироваться в раннем возрасте,

интересы углубляются, дифференцируются, а по мере формирования

мировоззрения и возникновения целостной ориентации личности складывается

избирательность интересов.

Большинство из существующих на сегодняшний день определений информации,

несмотря на различия, имеют нечто общее: они предполагают существование по

крайней мере четырех компонентов. Помимо собственно передаваемой

информации, это субъект, передающий информацию; субъект, воспринимающий

информацию; а также как отдельный компонент выделяется процесс познания

объекта, о котором передается информация.

Сознательный выбор создает мощную внутреннюю квантовую "волну

интереса", которая проходит через все поле сознания, сознательно или

бессознательно направляемая живущими в нем мыслеформами. Лауреат

Нобелевской премии Р. Сперри показал, что мыслеформы обладают "потенциалом

причины", т. е. способностью вызывать события и влиять на них (8-36). В

результате возникает поле, которое создает и усиливает эффект фокуса

сознания.

Деятельность человека формирует его сознание. Информация оказывает

влияние на нашу жизнь постольку, поскольку мы выделяем ее как личностно

значимую.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: чтобы при передаче информации

максимально раскрыть потенциал ситуации, необходимо настроиться на

потенциальные позитивные способности того, к кому обращена информация, и

приложить усилия для активизации волны его интереса. Чем более творческим

будет подход, тем большего успеха можно достичь.

Взглянем на вышеизложенное с позиций педагогики. Использование

генетической информации в реальной педагогической практике практически

невозможно. ( К творческому, воссоздающему воображению учащихся учитель

может обращаться только в редких, особых случаях ввиду особой тонкости и

специфичности этого инструмента мышления. Следовательно, единственным

реальным путем обновления и интенсификации учебного процесса остается

включение в него других, не слухо-вербальных способов предъявления

информации. В первую очередь речь идет об информации зрительной и слуховой

(невербальной). Дальнейшим шагом на этом пути является комплексное

предъявление разнородной, но взаимосвязанной по смыслу информации в

одновременном сочетании. Именно такие возможности открывает современная

компьютерная техника, в частности - т. н. технологии мультимедиа. Кроме

того, своеобразие современных Windows-технологий, заложенная в них

возможность произвольно настраивать практически любой элемент интерфейса

позволяют в какой-то мере "очеловечивать" компьютер, приспосабливать к

собственным вкусам внешний вид экрана, образную, цветовую и звуковую

обстановку (обычно это называется термином "окружение"), наделять ПК

некоторыми чертами личности его владельца. И особенно существенно то, что

в процессе самостоятельной работы за ПК, имея доступ к большим и

разноплановым массивам информации, ученик неминуемо будет отвлекаться от

основного стержня обучающей программы, будет пытаться "заглянуть" в

соседние разделы и дисциплины. В таких условиях формируемый им свод знаний

никогда не сможет быть строго унифицированным - он всегда будет личностным,

индивидуализируемым, а это - самое веское свидетельство того, что

компьютерное обучение существенно обогащает методический арсенал

современной педагогики и открывает новые большие возможности для

свободного, всестороннего развития личности обучаемых.

§ 3. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и

учеников при компьютерном обучении.

Меняющаяся роль учителя.

Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу,

активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции

современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении

роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления

классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и

кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою

универсальность.

В качестве альтернативы педагогами-новаторами предлагалось много

различных схем организации занятий с учащимися различных возрастных

групп[3]. Несмотря на высокую эффективность таких новаций, все они

базировались на существующей материальной базе учебного процесса и имели

чрезвычайно ярко выраженный личностный характер. В силу названных причин ни

одна из них не смогла подняться до уровня универсальности. Смена

материальной основы, наметившаяся с появлением компьютеров, открыла новые

горизонты для глубинных педагогических поисков, в том числе – и поисков

принципиально новых структур учебного процесса. Однако рядом с позитивными

суждениями сразу же сформировались и негативные, зачастую – недостаточно

аргументированные.

Прежде всего, хотелось бы предостеречь от ошибочного и достаточно

распространенного взгляда на компьютер как на препятствие в

педагогическом общении, ограничивающее возможность прямых контактов

учителя с учеником и принижающее значимость этих контактов.

Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и

технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени

именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это

общение даже более близким и человечным, чем ранее.

1) Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и

оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются

компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся,

а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится

более свободен и позитивен в своем отношении к детям.

2) Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет

каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм

учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно

контролировать и активизировать этот процесс.

3) Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает

большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное

внимание каждому отдельному ученику.

Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а

наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только

их видеть и правильно пользоваться.

На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко раздаются и

голоса противников его широкого внедрения в практику школьного обучения:

он, будто бы,

. "не всегда повышает эффективность учебного процесса;

. нерационально используется;

. его роль сводится к «переворачиванию страниц»;

. компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности,

снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий

потенциал (особенно в младшем школьном возрасте);

. придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и

последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25-7)

В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой

критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или

просто не работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми,

кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных

материалов должную меру собственного труда и таланта. Чтобы скрыть

собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого

вообще не следует делать.

Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит

чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль

"идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего товарища и

авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что

учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и

не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы

с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это -

нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат

компьютеризации и характернейшая черта новой парадигмы обучения. От

педагога в таких условиях потребуется не абсолютное "всезнайство" (его не

может быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской

значимости. К такому пониманию своей роли в настоящее время готов далеко не

каждый учитель, и вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на

это не ориентируется.

Естественно, что все это реализуется при хорошем техническом,

программном и методическом обеспечении урока, а сам учитель должен

достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером и

правильно осознавать свою изменившуюся роль.

§ 4. Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением

ПК.

Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК

являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса

обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль

обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко

особенности реализации этих функций.

Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и

творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина

знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции

являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов

в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности.

Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться,

как отмечалось выше, в направлении его максимальной индивидуализации.

Индивидуализация учебного процесса может производиться: «по

последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения

материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине

материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным

материалам» (23-51). Необходимо обратить внимание на то, что

индивидуализация учебного процесса является в последнее время одной из

ведущих идей школьного обучения. Становится все более очевидным, что школа

должна, "опираясь на индивидуальные особенности учащихся, подготавливать их

к той сфере жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены, и в

которой смогут принести наибольшую пользу обществу" (14-72).

Психолог Е. И. Машбиц считает целесообразным разделить понятия

"индивидуальное " и "индивидуализированное" обучение.

Индивидуальным он предлагает считать обучение, которое осуществляется по

принципу: один обучаемый - один компьютер. Поскольку компьютер чаще

используется при групповом обучении и коллективной деятельности

учащихся[4], он далеко не всегда выступает как средство индивидуального

обучения.

Индивидуализированное обучение - это обучение, при котором

предполагается в максимальной степени учитывать особенности данного

учащегося. Индивидуализированным в полном смысле слова следует считать

обучение школьника не по усредненному стандарту, а в соответствии с

некоторой моделью, в которой отражены его психологические особенности.

Причем эти модели предварительно должны быть введены в обучающую систему и

в процессе обучения могут уточняться и видоизменяться.

Таким образом, чтобы обучение могло быть индивидуализированным, оно

должно быть индивидуальным. Подавляющее большинство специалистов-

футурологов, организаторов науки и производства считает, что в этом

вопросе будущее - за компьютерами.

В настоящее время компьютер со всеми его возможностями выступает в

школе в двух ролях: как предмет изучения, и как техническое средство

обучения.

Пока не совсем ясно, как повлияет компьютеризация на поведение,

моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно,

что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи,

специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность

формирования положительного отношения учащихся к компьютеру.

Применение ПК позволяет планировать различные схемы прохождения учебных

задач, расчленять сложные задачи на составные элементы разного уровня,

практиковать наиболее рациональные формы их сочетания. Возможность простой

и объективной статистической оценки временных затрат (?) на различных

стадиях обучения позволяет оптимизировать дозирование заданий.[5]

Применение компьютерной техники представляет возможность использования

многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных

возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения диалога и

обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул,

рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может вестись

в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под

конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается

возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение

цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.)

Распределение функций между участниками

учебного процесса с применением ЭВМ

Последовательность фаз основного цикла прохождения информации,

необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся,

состоит из пяти стадий:

- получение и осмысление новой учебной информации,

- выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ,

- проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения

практических работ,

- разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по

их предупреждению в дальнейшей деятельности,

- рассмотрение возможностей практического применения знаний,

полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).

В полном объеме реализация данной последовательности с использованием

традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима

только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом

обучении с широким использованием ПК.

Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости

перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице

перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В

случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками

учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.

|№ |ФУНКЦИЯ |ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ |ПК |УЧЕНИК |

|п/п | | | | |

|1 |Выбор стратегии обучения |+ |- |- |

|2 |Отбор учебного материала и |+ |- |- |

| |заданий | | | |

|3 |Определение |+ |+ |+ |

| |последовательности изучения | | | |

| |материала | | | |

|4 |Изложение нового материала и |+ |+ |- |

| |предъявление заданий | | | |

|5 |Выполнение заданий |- |- |+ |

|6 |Проверка и оценка решений |+ |+ ! |- |

|7 |Сообщение результатов |+ |+ ! |- |

|8 |Указание о дальнейших |+ |+ ! |- |

| |действиях | | | |

|9 |Регистрация данных о ходе |+ |+ ! |- |

| |процесса | | | |

|10 |Помощь в ходе процесса |+ ! |+ |+ |

| |обучения | | | |

Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на

пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом

является также реализация не только индивидуального, но и

дифференцированного подхода в обучении (24-54). Следует отметить, что

средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать

диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и

качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только

по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм

обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по

обучающей программе становится возможным только при полном выполнении

требуемого набора заданий.

В первом варианте (при дифференциации по времени) ученики, полностью

выполнившие задания по текущему разделу, могут сразу же получить разрешение

на переход к следующему разделу курса, а допустившие ошибки проходят через

процедуру повторения материала. Очевидно, что в зависимости от характера

сделанных ошибок эта процедура может быть индивидуализирована. (На

начальной стадии этой процедуры ученикам целесообразно предоставить

возможность самостоятельного поиска и исправления ошибок.)

Те из них, для которых это оказывается посильным, получают разрешение на

переход к изучению следующего раздела. Для наиболее слабых учеников

реализуется «дополнительная помощь», самым квалифицированным вариантом

которой является помощь преподавателя (см. таблицу). Предложенный алгоритм

позволяет гарантировать овладение программой обучения каждому ученику, но в

разные промежутки времени.

Во втором варианте (при дифференциации по объему материала) ученики,

сэкономившие время при прохождении основного материала, получают

возможность овладеть существенно большим объемом знаний и умений без

дополнительных временных затрат. Естественно, что при этом им дается

возможность ознакомления с материалом существенно более высокого уровня

сложности.

Таким образом, средства вычислительной техники создают условия

индивидуального продвижения вперед по изучаемому материалу в обычной

аудитории, не нарушая традиционной групповой структуры занятий в целом.

Методы организации обучения

с применением персонального компьютера.

Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С.А.Илюшин и

Б.Л.Собкин утверждают:

"В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- проблемный

- исследовательский

Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи

между учеником и системой обучения, его использование в системах с

использованием ПК бессмысленно".[6]

Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной

техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем

и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению

изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение

этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество

организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный

процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом

плане более оправданным является применение проблемного и

исследовательского методов.

Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации

учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой

проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации

познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается

решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также

извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения

поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков

по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает

самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения

научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При

использовании этого метода обучение является результатом активного

исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более

приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных

методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов

объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха

необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане

незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное

представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями

других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на

ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать

пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или

просто невозможных в реальном мире.

В процессе компьютеризации школы

в центре внимания находятся 3 аспекта проблемы:

1) оборудование;

2) подготовка учителей;

3) программное обеспечение.

Проблематика первых двух пунктов в той или иной мере уже затрагивалась,

поэтому остановимся на третьем из них.

Программное обеспечение является важным фактором, оказывающим большое

влияние на качество компьютерного обучения. К настоящему времени в мире

создан огромный фонд обучающих программ, часть которых используется на

территории нашей страны. Этот фонд регулярно пополняется самодеятельными

программами собственного изготовления. Для ориентировки в массе этих

материалов необходимо определенная классификация.

Из множества типов компьютерных обучающих программ можно выделить 3,

получившие наибольшее распространение:

1. Готовые к применению специализированные обучающие (дидактические)

программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и

преподавателю в обучении. Специализированные обучающие программы являются

готовым к применению программным продуктом, который используется

преподавателем и может выступать как средство индивидуального пользования

обучаемым или как основа для проведения преподавателем групповых занятий в

учебной аудитории. В такую программу вмешиваться нельзя - можно только

дозировать меру ее использования. Замкнутость, завершенность таких программ

может расцениваться как недостаток, поскольку она возлагает большую

ответственность на разработчиков в плане опоры на образцовые стандарты и

типовые дидактические материалы.

2. Все большее использование приобретает моделирование в учебных целях,

т. е. использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то или

иное учебное явление, производственный процесс, научное положение.

Творческая активность – наиболее важная возможность, которая

предоставляется здесь обучаемому. Действия с моделью зачастую можно удачно

сочетать с игровыми ситуациями (9-21).

3. Программы-инструменты, которые представляют собой некоторую

программную оболочку, предполагающую заполнение ее разнообразным конкретным

предметным содержанием. Программы такого типа можно определить как

организованный на базе ЭВМ комплекс средств аппаратного и программного

обеспечения, предназначенный для организации диалогового учебного

взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для

заполнения различным учебным материалом ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ-НЕПРОГРАММИСТОМ.

(Информационные технологии, 1998, № 6).

Новый виток развития программного обеспечения вызвал к жизни большие

обучающие программы на компакт-дисках, использующих трехмерную графику и

огромные массивы данных. Параллельно разрабатывается программные

педагогические средства, открывающие доступ к самостоятельному созданию

собственных обучающих программ каждому педагогу-практику (без обращения к

языкам программирования).

В рамках каждого типа к настоящему времени создан весьма значительный

фонд полноценных программ, получивших достаточно широкое распространение,

распространяемых через торговую сеть и реально используемых в учебном

процессе. Примером могут служить четырехтомная серия на CD-ROM "Полное

собрание обучающих и развивающих программ для детей", комплекты

познавательных игр московской фирмы "Никита", компьютерные энциклопедии

фирмы "Кирилл и Мефодий", путеводитель по музеям Киево-Печерской Лавры, и

т.д. Не все они используются одинаково широко. Чаще и легче всего входят в

практику программы, полностью завершенные, "привязанные" к конкретным темам

и дисциплинам и готовые к немедленному включению в работу. Программы типа

энциклопедий и путеводителей используются, в основном, эпизодически,

поскольку в этом случае на каждого учителя возлагается ответственность за

предварительное ознакомление с такой программой и за согласование логики

своих уроков с заложенным в нее содержанием. Программы третьего типа -

программы-инструменты или программы-оболочки - используются крайне редко,

поскольку предполагают полное соавторство, т.е. собственное построение

содержания компьютерных уроков каждым отдельным учителем.

Среди педагогов нет единого мнения по поводу принципов классификации

КОП, и многие предлагают собственные варианты классификации. Приведем для

сравнения две из них:

С. Е. Полат (42-8) предлагает такую классификацию программ:

> линейные программы;

> разветвленные;

> генеративные, математической модели учения;

> моделирования и имитации;

> игры;

> решения проблем;

> свободного выбора;

Й. Янович (42-9) различает программы:

> демонстрационные;

> симулятивные;

> тренировочные;

> для индивидуальной работы;

> проблемного и программированного обучения;

> для решения физических задач;

> диагностические;

> для деятельности, избираемой учениками по интересам.

Общие принципы организации обучения с применением ПК.

Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на

следующих общих принципах и выводах по ним:

|Общие принципы |Выводы |

|Активное участие обучающегося в |Максимально содействовать |

|учебном процессе |активизации обучающегося |

|Постоянное проведение личного |Избегать использования |

|анализа ситуации обучающимися в |стандартных схем анализа, менять|

|процессе обучения |задачи и ситуации на различных |

| |стадиях обучения |

|Наличие сигналов обратной связи |Сообщать обучающемуся о |

|в учебном процессе |результатах его действий в |

| |каждой конкретной ситуации |

|Наличие быстрой обратной связи в|Обеспечивать по возможности |

|учебном процессе |мгновенную обратную связь |

|Отказ от поведения, не дающего |Подавлять нежелательные варианты|

|положительного результата |действия, не подтверждая их. |

|Постоянное повторение |Практиковать и подтверждать |

|пройденного материала. |способы действий, даже если они |

| |уже были продемонстрированы |

| |однажды. |

|Индивидуализация количества и |Подбирать способы подтверждения |

|последовательности подтверждений|индивидуально. |

|действий в процессе обучения. | |

|Наличие напряженной обстановки в|Не вызывать антипатий к цели |

|процессе обучения. |обучения и не снижать успехи |

| |обучения, увеличивая нажим на |

| |обучающегося. |

|Учет индивидуальных особенностей|Применять приведенные выше |

|обучающегося к восприятию |принципы не жестко и однозначно,|

|внешних условий в зависимости от|а гибко. |

|его состояний и настроения. | |

ПК как средство обучения.

Последние технические достижения часто находили применение в учебном

процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты

применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной

техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения,

улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи

преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить

создание и постановку новых курсов.

ПК является мощным средством для обработки информации, представляемой в

виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Наряду с другими известными

инструментами ПК расширяют человеческие возможности. Однако в отличие,

например, "от молотка, расширяющего физические возможности, или телефона,

расширяющего возможности органов чувств, ПК расширяет умственные

возможности человека"(23-4). Главной особенностью ПК как инструмента

является возможность его настройки (программирования) на выполнение

различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые

пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы,

предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК

позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными,

динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко

доступным.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами

обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и

алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого

отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс

обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В

отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность

немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения

материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному

материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно

реализуется обучение в индивидуальном темпе.

В литературе очень часто сравниваются книга и ПК как источники

информации. Типичное содержание таких рассуждений приводится в следующей

таблице:

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КНИГИ И ПК.

| |КОМПЬЮТЕР |КНИГА |

|Доступность |Частичная |Полная* |

|Транспортабельность |Отсутствует** |Полная |

|Характер информационной |Открытый |Закрытый |

|системы | | |

|Объем информации |Количественно не- |Однозначно ограничен |

| |стабилен и тяготеет к | |

| |неограниченности | |

|Уровень оперативности |Высокий (возможно, |Невысокий, зависит от |

|обработки информации |автоматизированный) |субъективных факторов |

|Качественный уровень |Допускает возможность |Детальный, осмы- |

| |поверхностного |сленный. |

| |ознакомления. | |

|Общественная оценка |Не устоявшаяся |Однозначно высо- |

| | |кая. |

От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке

знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию

настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми

учениками.

Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда НЕ ЗАМЕНЯТ преподавателя,

но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками.

С использованием КОП, с одной стороны, обучаемые получают возможность

работать в своем собственном ритме в соответствии со своим уровнем

подготовки. Это оказывает положительное влияние на процесс обучения, т. к.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ