Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения
называть эмоциями или отношением и который регистрируется в организме не
так давно открытым органом чувств – лимбическим центром.
В человеческом сознании мыслеформы хранятся в очень компактном виде,
напоминая своими свойствами маленькие осколки голографических пластин[1]:
оживая в сознании, они создают целостный эффект реальности происходящего
независимо от первичного источника получения информации.
Известно, что даже самая алогичная идея, будучи внедренной в глубинные
слои сознания, оказывает на поведение человека такое же воздействие, как и
объективно существующие обстоятельства. Позитивная сторона этой особенности
сознания нашла отражение в афоризме: «Все, что разум осознает и во что
верит, можно осуществить». Используя достижения возрастной психологии, от
концепции " быстрого развития" Жана Пиаже до работ наших современников
(Маргулис Е.Д., Монахов В.М.), можно показать, как формируются основные
информационные ресурсы человека, оказывающие влияние на его "сознательную"
жизнь. Под влиянием личностного резонанса[2] человек с самого раннего
возраста воспринимает именно ту информацию, которая жизненно важна для
существования и (или) развития организма. Понятно, что представления о мире
не исчерпываются рассмотрением только физической стороны его проявления.
После того, как чрезвычайная зависимость ребенка от матери немного
ослабевает, примерно в возрасте от двух до четырех лет, для него очень
важно узнать, кто такой он сам, какова его роль в этом мире. Когда человек
вырастает, у него могут появиться более разнообразные знания о своей
личности и своих способностях. Всегда существует выбор: продолжить
формирование защитных механизмов (власть, слава и т. п.) или раскрывать
свою личность через самопознание, ощущение уверенности в себе, творчество.
В условиях экономического кризиса в педагогике обострилась проблема
выработки таких методов воспитания и обучения, которые помогали человеку
осознать, что у него при любых обстоятельствах остается право свободного
выбора своего внутреннего состояния.
Очень многое здесь зависит от направленности внимания, которая поддается
контролю и коррекции. Наша жизнь наполнена таким количеством информации,
что сознание во избежание мы желаем использовать в данный момент. В связи с
этим необходимо обратиться к проблеме потребностей и мотивов. Для жизни и
развития человека необходимо наличие более или менее устойчивой
эмоциональной и познавательной направленности личности к предметам и
явлениям действительности, которая получила название в психологии
"интерес". Интересы - важнейшая движущая сила деятельности людей во всех
сферах общественной жизни. Начиная формироваться в раннем возрасте,
интересы углубляются, дифференцируются, а по мере формирования
мировоззрения и возникновения целостной ориентации личности складывается
избирательность интересов.
Большинство из существующих на сегодняшний день определений информации,
несмотря на различия, имеют нечто общее: они предполагают существование по
крайней мере четырех компонентов. Помимо собственно передаваемой
информации, это субъект, передающий информацию; субъект, воспринимающий
информацию; а также как отдельный компонент выделяется процесс познания
объекта, о котором передается информация.
Сознательный выбор создает мощную внутреннюю квантовую "волну
интереса", которая проходит через все поле сознания, сознательно или
бессознательно направляемая живущими в нем мыслеформами. Лауреат
Нобелевской премии Р. Сперри показал, что мыслеформы обладают "потенциалом
причины", т. е. способностью вызывать события и влиять на них (8-36). В
результате возникает поле, которое создает и усиливает эффект фокуса
сознания.
Деятельность человека формирует его сознание. Информация оказывает
влияние на нашу жизнь постольку, поскольку мы выделяем ее как личностно
значимую.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: чтобы при передаче информации
максимально раскрыть потенциал ситуации, необходимо настроиться на
потенциальные позитивные способности того, к кому обращена информация, и
приложить усилия для активизации волны его интереса. Чем более творческим
будет подход, тем большего успеха можно достичь.
Взглянем на вышеизложенное с позиций педагогики. Использование
генетической информации в реальной педагогической практике практически
невозможно. ( К творческому, воссоздающему воображению учащихся учитель
может обращаться только в редких, особых случаях ввиду особой тонкости и
специфичности этого инструмента мышления. Следовательно, единственным
реальным путем обновления и интенсификации учебного процесса остается
включение в него других, не слухо-вербальных способов предъявления
информации. В первую очередь речь идет об информации зрительной и слуховой
(невербальной). Дальнейшим шагом на этом пути является комплексное
предъявление разнородной, но взаимосвязанной по смыслу информации в
одновременном сочетании. Именно такие возможности открывает современная
компьютерная техника, в частности - т. н. технологии мультимедиа. Кроме
того, своеобразие современных Windows-технологий, заложенная в них
возможность произвольно настраивать практически любой элемент интерфейса
позволяют в какой-то мере "очеловечивать" компьютер, приспосабливать к
собственным вкусам внешний вид экрана, образную, цветовую и звуковую
обстановку (обычно это называется термином "окружение"), наделять ПК
некоторыми чертами личности его владельца. И особенно существенно то, что
в процессе самостоятельной работы за ПК, имея доступ к большим и
разноплановым массивам информации, ученик неминуемо будет отвлекаться от
основного стержня обучающей программы, будет пытаться "заглянуть" в
соседние разделы и дисциплины. В таких условиях формируемый им свод знаний
никогда не сможет быть строго унифицированным - он всегда будет личностным,
индивидуализируемым, а это - самое веское свидетельство того, что
компьютерное обучение существенно обогащает методический арсенал
современной педагогики и открывает новые большие возможности для
свободного, всестороннего развития личности обучаемых.
§ 3. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и
учеников при компьютерном обучении.
Меняющаяся роль учителя.
Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу,
активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции
современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении
роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления
классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и
кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою
универсальность.
В качестве альтернативы педагогами-новаторами предлагалось много
различных схем организации занятий с учащимися различных возрастных
групп[3]. Несмотря на высокую эффективность таких новаций, все они
базировались на существующей материальной базе учебного процесса и имели
чрезвычайно ярко выраженный личностный характер. В силу названных причин ни
одна из них не смогла подняться до уровня универсальности. Смена
материальной основы, наметившаяся с появлением компьютеров, открыла новые
горизонты для глубинных педагогических поисков, в том числе – и поисков
принципиально новых структур учебного процесса. Однако рядом с позитивными
суждениями сразу же сформировались и негативные, зачастую – недостаточно
аргументированные.
Прежде всего, хотелось бы предостеречь от ошибочного и достаточно
распространенного взгляда на компьютер как на препятствие в
педагогическом общении, ограничивающее возможность прямых контактов
учителя с учеником и принижающее значимость этих контактов.
Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и
технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени
именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это
общение даже более близким и человечным, чем ранее.
1) Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и
оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются
компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся,
а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится
более свободен и позитивен в своем отношении к детям.
2) Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет
каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм
учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно
контролировать и активизировать этот процесс.
3) Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает
большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное
внимание каждому отдельному ученику.
Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а
наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только
их видеть и правильно пользоваться.
На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко раздаются и
голоса противников его широкого внедрения в практику школьного обучения:
он, будто бы,
. "не всегда повышает эффективность учебного процесса;
. нерационально используется;
. его роль сводится к «переворачиванию страниц»;
. компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности,
снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий
потенциал (особенно в младшем школьном возрасте);
. придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и
последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25-7)
В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой
критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или
просто не работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми,
кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных
материалов должную меру собственного труда и таланта. Чтобы скрыть
собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого
вообще не следует делать.
Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит
чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль
"идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего товарища и
авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что
учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и
не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы
с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это -
нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат
компьютеризации и характернейшая черта новой парадигмы обучения. От
педагога в таких условиях потребуется не абсолютное "всезнайство" (его не
может быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской
значимости. К такому пониманию своей роли в настоящее время готов далеко не
каждый учитель, и вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на
это не ориентируется.
Естественно, что все это реализуется при хорошем техническом,
программном и методическом обеспечении урока, а сам учитель должен
достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером и
правильно осознавать свою изменившуюся роль.
§ 4. Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением
ПК.
Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК
являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса
обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль
обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко
особенности реализации этих функций.
Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и
творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина
знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции
являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов
в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности.
Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться,
как отмечалось выше, в направлении его максимальной индивидуализации.
Индивидуализация учебного процесса может производиться: «по
последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения
материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине
материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным
материалам» (23-51). Необходимо обратить внимание на то, что
индивидуализация учебного процесса является в последнее время одной из
ведущих идей школьного обучения. Становится все более очевидным, что школа
должна, "опираясь на индивидуальные особенности учащихся, подготавливать их
к той сфере жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены, и в
которой смогут принести наибольшую пользу обществу" (14-72).
Психолог Е. И. Машбиц считает целесообразным разделить понятия
"индивидуальное " и "индивидуализированное" обучение.
Индивидуальным он предлагает считать обучение, которое осуществляется по
принципу: один обучаемый - один компьютер. Поскольку компьютер чаще
используется при групповом обучении и коллективной деятельности
учащихся[4], он далеко не всегда выступает как средство индивидуального
обучения.
Индивидуализированное обучение - это обучение, при котором
предполагается в максимальной степени учитывать особенности данного
учащегося. Индивидуализированным в полном смысле слова следует считать
обучение школьника не по усредненному стандарту, а в соответствии с
некоторой моделью, в которой отражены его психологические особенности.
Причем эти модели предварительно должны быть введены в обучающую систему и
в процессе обучения могут уточняться и видоизменяться.
Таким образом, чтобы обучение могло быть индивидуализированным, оно
должно быть индивидуальным. Подавляющее большинство специалистов-
футурологов, организаторов науки и производства считает, что в этом
вопросе будущее - за компьютерами.
В настоящее время компьютер со всеми его возможностями выступает в
школе в двух ролях: как предмет изучения, и как техническое средство
обучения.
Пока не совсем ясно, как повлияет компьютеризация на поведение,
моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно,
что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи,
специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность
формирования положительного отношения учащихся к компьютеру.
Применение ПК позволяет планировать различные схемы прохождения учебных
задач, расчленять сложные задачи на составные элементы разного уровня,
практиковать наиболее рациональные формы их сочетания. Возможность простой
и объективной статистической оценки временных затрат (?) на различных
стадиях обучения позволяет оптимизировать дозирование заданий.[5]
Применение компьютерной техники представляет возможность использования
многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных
возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения диалога и
обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул,
рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может вестись
в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под
конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается
возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение
цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.)
Распределение функций между участниками
учебного процесса с применением ЭВМ
Последовательность фаз основного цикла прохождения информации,
необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся,
состоит из пяти стадий:
- получение и осмысление новой учебной информации,
- выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ,
- проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения
практических работ,
- разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по
их предупреждению в дальнейшей деятельности,
- рассмотрение возможностей практического применения знаний,
полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).
В полном объеме реализация данной последовательности с использованием
традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима
только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом
обучении с широким использованием ПК.
Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости
перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице
перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В
случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками
учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.
|№ |ФУНКЦИЯ |ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ |ПК |УЧЕНИК |
|п/п | | | | |
|1 |Выбор стратегии обучения |+ |- |- |
|2 |Отбор учебного материала и |+ |- |- |
| |заданий | | | |
|3 |Определение |+ |+ |+ |
| |последовательности изучения | | | |
| |материала | | | |
|4 |Изложение нового материала и |+ |+ |- |
| |предъявление заданий | | | |
|5 |Выполнение заданий |- |- |+ |
|6 |Проверка и оценка решений |+ |+ ! |- |
|7 |Сообщение результатов |+ |+ ! |- |
|8 |Указание о дальнейших |+ |+ ! |- |
| |действиях | | | |
|9 |Регистрация данных о ходе |+ |+ ! |- |
| |процесса | | | |
|10 |Помощь в ходе процесса |+ ! |+ |+ |
| |обучения | | | |
Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на
пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом
является также реализация не только индивидуального, но и
дифференцированного подхода в обучении (24-54). Следует отметить, что
средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать
диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и
качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только
по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм
обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по
обучающей программе становится возможным только при полном выполнении
требуемого набора заданий.
В первом варианте (при дифференциации по времени) ученики, полностью
выполнившие задания по текущему разделу, могут сразу же получить разрешение
на переход к следующему разделу курса, а допустившие ошибки проходят через
процедуру повторения материала. Очевидно, что в зависимости от характера
сделанных ошибок эта процедура может быть индивидуализирована. (На
начальной стадии этой процедуры ученикам целесообразно предоставить
возможность самостоятельного поиска и исправления ошибок.)
Те из них, для которых это оказывается посильным, получают разрешение на
переход к изучению следующего раздела. Для наиболее слабых учеников
реализуется «дополнительная помощь», самым квалифицированным вариантом
которой является помощь преподавателя (см. таблицу). Предложенный алгоритм
позволяет гарантировать овладение программой обучения каждому ученику, но в
разные промежутки времени.
Во втором варианте (при дифференциации по объему материала) ученики,
сэкономившие время при прохождении основного материала, получают
возможность овладеть существенно большим объемом знаний и умений без
дополнительных временных затрат. Естественно, что при этом им дается
возможность ознакомления с материалом существенно более высокого уровня
сложности.
Таким образом, средства вычислительной техники создают условия
индивидуального продвижения вперед по изучаемому материалу в обычной
аудитории, не нарушая традиционной групповой структуры занятий в целом.
Методы организации обучения
с применением персонального компьютера.
Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С.А.Илюшин и
Б.Л.Собкин утверждают:
"В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- проблемный
- исследовательский
Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи
между учеником и системой обучения, его использование в системах с
использованием ПК бессмысленно".[6]
Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной
техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем
и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению
изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение
этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество
организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный
процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом
плане более оправданным является применение проблемного и
исследовательского методов.
Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации
учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой
проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации
познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается
решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также
извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения
поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков
по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает
самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения
научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При
использовании этого метода обучение является результатом активного
исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более
приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных
методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов
объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха
необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане
незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное
представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.
Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями
других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на
ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать
пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или
просто невозможных в реальном мире.
В процессе компьютеризации школы
в центре внимания находятся 3 аспекта проблемы:
1) оборудование;
2) подготовка учителей;
3) программное обеспечение.
Проблематика первых двух пунктов в той или иной мере уже затрагивалась,
поэтому остановимся на третьем из них.
Программное обеспечение является важным фактором, оказывающим большое
влияние на качество компьютерного обучения. К настоящему времени в мире
создан огромный фонд обучающих программ, часть которых используется на
территории нашей страны. Этот фонд регулярно пополняется самодеятельными
программами собственного изготовления. Для ориентировки в массе этих
материалов необходимо определенная классификация.
Из множества типов компьютерных обучающих программ можно выделить 3,
получившие наибольшее распространение:
1. Готовые к применению специализированные обучающие (дидактические)
программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и
преподавателю в обучении. Специализированные обучающие программы являются
готовым к применению программным продуктом, который используется
преподавателем и может выступать как средство индивидуального пользования
обучаемым или как основа для проведения преподавателем групповых занятий в
учебной аудитории. В такую программу вмешиваться нельзя - можно только
дозировать меру ее использования. Замкнутость, завершенность таких программ
может расцениваться как недостаток, поскольку она возлагает большую
ответственность на разработчиков в плане опоры на образцовые стандарты и
типовые дидактические материалы.
2. Все большее использование приобретает моделирование в учебных целях,
т. е. использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то или
иное учебное явление, производственный процесс, научное положение.
Творческая активность – наиболее важная возможность, которая
предоставляется здесь обучаемому. Действия с моделью зачастую можно удачно
сочетать с игровыми ситуациями (9-21).
3. Программы-инструменты, которые представляют собой некоторую
программную оболочку, предполагающую заполнение ее разнообразным конкретным
предметным содержанием. Программы такого типа можно определить как
организованный на базе ЭВМ комплекс средств аппаратного и программного
обеспечения, предназначенный для организации диалогового учебного
взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для
заполнения различным учебным материалом ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ-НЕПРОГРАММИСТОМ.
(Информационные технологии, 1998, № 6).
Новый виток развития программного обеспечения вызвал к жизни большие
обучающие программы на компакт-дисках, использующих трехмерную графику и
огромные массивы данных. Параллельно разрабатывается программные
педагогические средства, открывающие доступ к самостоятельному созданию
собственных обучающих программ каждому педагогу-практику (без обращения к
языкам программирования).
В рамках каждого типа к настоящему времени создан весьма значительный
фонд полноценных программ, получивших достаточно широкое распространение,
распространяемых через торговую сеть и реально используемых в учебном
процессе. Примером могут служить четырехтомная серия на CD-ROM "Полное
собрание обучающих и развивающих программ для детей", комплекты
познавательных игр московской фирмы "Никита", компьютерные энциклопедии
фирмы "Кирилл и Мефодий", путеводитель по музеям Киево-Печерской Лавры, и
т.д. Не все они используются одинаково широко. Чаще и легче всего входят в
практику программы, полностью завершенные, "привязанные" к конкретным темам
и дисциплинам и готовые к немедленному включению в работу. Программы типа
энциклопедий и путеводителей используются, в основном, эпизодически,
поскольку в этом случае на каждого учителя возлагается ответственность за
предварительное ознакомление с такой программой и за согласование логики
своих уроков с заложенным в нее содержанием. Программы третьего типа -
программы-инструменты или программы-оболочки - используются крайне редко,
поскольку предполагают полное соавторство, т.е. собственное построение
содержания компьютерных уроков каждым отдельным учителем.
Среди педагогов нет единого мнения по поводу принципов классификации
КОП, и многие предлагают собственные варианты классификации. Приведем для
сравнения две из них:
С. Е. Полат (42-8) предлагает такую классификацию программ:
> линейные программы;
> разветвленные;
> генеративные, математической модели учения;
> моделирования и имитации;
> игры;
> решения проблем;
> свободного выбора;
Й. Янович (42-9) различает программы:
> демонстрационные;
> симулятивные;
> тренировочные;
> для индивидуальной работы;
> проблемного и программированного обучения;
> для решения физических задач;
> диагностические;
> для деятельности, избираемой учениками по интересам.
Общие принципы организации обучения с применением ПК.
Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на
следующих общих принципах и выводах по ним:
|Общие принципы |Выводы |
|Активное участие обучающегося в |Максимально содействовать |
|учебном процессе |активизации обучающегося |
|Постоянное проведение личного |Избегать использования |
|анализа ситуации обучающимися в |стандартных схем анализа, менять|
|процессе обучения |задачи и ситуации на различных |
| |стадиях обучения |
|Наличие сигналов обратной связи |Сообщать обучающемуся о |
|в учебном процессе |результатах его действий в |
| |каждой конкретной ситуации |
|Наличие быстрой обратной связи в|Обеспечивать по возможности |
|учебном процессе |мгновенную обратную связь |
|Отказ от поведения, не дающего |Подавлять нежелательные варианты|
|положительного результата |действия, не подтверждая их. |
|Постоянное повторение |Практиковать и подтверждать |
|пройденного материала. |способы действий, даже если они |
| |уже были продемонстрированы |
| |однажды. |
|Индивидуализация количества и |Подбирать способы подтверждения |
|последовательности подтверждений|индивидуально. |
|действий в процессе обучения. | |
|Наличие напряженной обстановки в|Не вызывать антипатий к цели |
|процессе обучения. |обучения и не снижать успехи |
| |обучения, увеличивая нажим на |
| |обучающегося. |
|Учет индивидуальных особенностей|Применять приведенные выше |
|обучающегося к восприятию |принципы не жестко и однозначно,|
|внешних условий в зависимости от|а гибко. |
|его состояний и настроения. | |
ПК как средство обучения.
Последние технические достижения часто находили применение в учебном
процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты
применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной
техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения,
улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи
преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить
создание и постановку новых курсов.
ПК является мощным средством для обработки информации, представляемой в
виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Наряду с другими известными
инструментами ПК расширяют человеческие возможности. Однако в отличие,
например, "от молотка, расширяющего физические возможности, или телефона,
расширяющего возможности органов чувств, ПК расширяет умственные
возможности человека"(23-4). Главной особенностью ПК как инструмента
является возможность его настройки (программирования) на выполнение
различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.
Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые
пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы,
предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК
позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными,
динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко
доступным.
Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами
обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и
алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого
отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс
обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В
отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность
немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения
материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному
материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно
реализуется обучение в индивидуальном темпе.
В литературе очень часто сравниваются книга и ПК как источники
информации. Типичное содержание таких рассуждений приводится в следующей
таблице:
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КНИГИ И ПК.
| |КОМПЬЮТЕР |КНИГА |
|Доступность |Частичная |Полная* |
|Транспортабельность |Отсутствует** |Полная |
|Характер информационной |Открытый |Закрытый |
|системы | | |
|Объем информации |Количественно не- |Однозначно ограничен |
| |стабилен и тяготеет к | |
| |неограниченности | |
|Уровень оперативности |Высокий (возможно, |Невысокий, зависит от |
|обработки информации |автоматизированный) |субъективных факторов |
|Качественный уровень |Допускает возможность |Детальный, осмы- |
| |поверхностного |сленный. |
| |ознакомления. | |
|Общественная оценка |Не устоявшаяся |Однозначно высо- |
| | |кая. |
От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке
знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию
настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми
учениками.
Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда НЕ ЗАМЕНЯТ преподавателя,
но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками.
С использованием КОП, с одной стороны, обучаемые получают возможность
работать в своем собственном ритме в соответствии со своим уровнем
подготовки. Это оказывает положительное влияние на процесс обучения, т. к.
Страницы: 1, 2, 3
|