Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
общему заданию; в процессе трудовой деятельности – трудолюбие,
бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать
сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые
обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида
деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с
формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек,
являющихся основой культурного поведения.
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на
его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и
уточнять знания, формировать к него отношение к обществу, к людям, к труду,
к своим обязанностям.
4. Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах
Первая младшая группа
Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них
предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети
3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем
воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к
новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами
приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим
методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними
воспитателя.
Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в
постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут
развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его
взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом
людей.
Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по
нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и
заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться
и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в
коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее
важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им,
а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по
самообслуживанию.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать
небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за
заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым
- все это основополагающие программные направления педагогической работы
воспитателя в I младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является
воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в
быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот
процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо
педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать
возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к
самостоятельности.
На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много
навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.
Повторяясь многократно в различных режимах такие действия, как
самостоятельное одевание, причесывание и т.д. доставляют ребенку радость;
дети осваивают, что и, как и в какой последовательности надо делать.
Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его
усвоением действия членят на несколько операций.
Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного
поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется
неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в
игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия
ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных
действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка
торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно
выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у
них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться
в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело
направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого
эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.
Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При
удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям,
при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления
навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное
задание.
Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с
повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в
начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в
дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество
действий.
Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно
усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и
развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие
каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к
правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно
предлагает жизненные различные ситуации, поощряет и доброжелательное
отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации, как
для выявления уровня нравственного развития, так и для формирования опыта
доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные стороны жизни
детей – игровую, трудовую, учебную.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения
целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-
инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками
каждым ребенком группы.
Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только
раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и
связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает
возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в
повседневной жизни.
Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру-
занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно
перед умыванием.
Длительность игр-занятий определяется их задачами и содержанием. Местом
проведения занятия могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.
Игры-занятия и игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами
детей 10-12 человек, так как работа со всей группой не даст желательного
результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя,
обращенную ко всем.
Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста,
занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает
хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях
принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само
действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.
В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это
способствует активизации одновременно зрительного и двигательного
анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому
малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в
правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными
предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении
практических действий в жизненно важных режимных процессов.
Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных
упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки
культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать
в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание
различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.
В конце года дети принимают участие в подготовке к «переезду на новую
квартиру» - в другую группу. Они укладывают игрушки в коробки, усаживают
кукол в различные транспортные средства – коляски, автомашины. Опять-таки
преднамеренно созданная воспитателем ситуация, помогающая ему в
формировании благожелательного отношения детей друг к другу, навыков
нравственного поведения.
Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей
положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком
нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает
интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам
общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к
доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень
естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.
Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Их можно
рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.
Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В
группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды. Например,
любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, шапку, дети
быстрее научатся одеваться сами.
С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на одежде детей
были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это
облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду. Ну а для более
быстрого запоминания ребенком своего шкафа, своего места за столом и т.д.
Также используются игровые приемы: «Сейчас мы узнаем, кто хорошо запомнил
картинку на своем шкафу». Дети, возвращаясь с прогулки, находят картинки и
безошибочно вешают одежду в свой шкаф.
Игры – занятия, проведенные с целью воспитания у детей культуры поведения,
имеют свою специфику. Они органично вписываются в такие разделы
воспитательной работы как, «Расширение ориентировки в окружающем и развитие
речи», «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Проводятся они раз в
месяц.
Планируя содержание нравственно направленных игр-занятий, воспитатель
основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в
развитии поведения детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом
конкретных условий и возможностей детей.
Вторая младшая группа
С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков
культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется.
У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность,
умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к
выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к
игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять
формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения,
организованного поведения в детском саду, на улице.
Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких
качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность,
которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как
следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим
неприятность.
Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер.
Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора
по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению
привязанности, доверия к нему ребенка – важнейшего условия нравственного
воспитания. На вечерние час также могут быть запланированы инсценировки
несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок педагог
черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.
Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить
программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-
упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое
последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем
самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.
Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное
воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также
предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий,
поступков. Постепенно детям предоставляется все больше самостоятельность,
минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений
в культурном поведении.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и
конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения
игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на
закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в
которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки,
слайды, отрывки из диафильмов и т.п.
Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и
необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например:
на занятии «В гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо
здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми
необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости
напомнить, как здороваться с Матрешкой на занятии, т.е. последовательно и
настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.
Постепенно игровые упражнения и задания усложняются, демонстрировать
действия в комплексе. Такие упражнения позволяют обобщить отдельные
действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них
возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.
Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место» - воспитывает аккуратность,
навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, занятий и
упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок.
Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие
развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками
культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня
простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым
платком. Затем воспитатель вложил чистые платочки куклам в карман. Дети с
удовольствием играют с «больными» куклами и в результате через 2-3 недели в
большинстве своем овладевают навыки правильного пользования носовым платком
и т.д.
Средняя группа
Минул еще год. Дети подросли, овладели рядом навыков культурного
поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию у ребят
навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется.
Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы
становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются
возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом
детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе
труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера
жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и
качеств особое значение.
Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной
деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду
взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному
расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.
Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей
к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к
близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых
о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и
оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее
средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и
играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально
в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к
родителям, педагогам, няням.
Старшая группа
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и
привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание
педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к
родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного
стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным
окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно
формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща,
умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших
людей, положительным, героическим персонажем известных художественных
произведений.
В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое
место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим,
доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе
сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль,
взаимоотношения детей усложняются.
В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных
качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным,
отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к
себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет
действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом
волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения,
которое надо развивать и закреплять.
Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени
старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и
деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения,
формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений
старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны
органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.
Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается
существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном
подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего
самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и
поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками
и взрослыми.
Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий,
помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в
соответствии с правилами нравственного поведения.
Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия,
содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения
в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог
должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения,
воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и
индивидуальных особенностей детей.
Число подобных бесед невелико: пять-семь в год т.е. один раз в течение
полутора-двух месяцев.
Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы
сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы
руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны,
прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке
предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.
Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было
предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное,
как переживают его.
Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из
того или иного художественного произведения, он обязательно должен
подчинить их содержания воспитателям функциям.
Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следует
заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искреннее оценки: педагогу как бы
приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно
определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает
возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то
обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения
и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей
друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических
представлений.
Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том,
что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания
отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством
этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей
разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы
нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной
системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра,
общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о
человеческом достоинстве.
Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его
поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в состоянии
оценивать поведение свое на окружающих. Поэтому темы этических бесед должны
обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя
мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др.
Названые темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от
представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме
и т.п. Важно чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих
обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса, без
чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также
помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности,
которые приобрели дети в предыдущих группах.
Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в
практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно
для закрепления результатов педагогического воздействия.
Первый день новой, старшей группы. Групповые помещения оформлены по-
праздничному. Так было прежде и при переходе детей во II младшую группу и в
среднюю. Отличие – в более серьезном и доверительном тоне беседы
воспитателя.
Он не только показывает детям все помещения, но и организует просмотр
работ детей, перешедших в подготовительную группу, рассказывает им, как они
трудились, играли, как были должны. Вместе с детьми воспитатель размышляет,
как лучше все расставить в комнатах группы. В тоже время он содействует
веселому настроению детей, их радостному общению друг с другом, знакомству
с новинками. А когда прием новичок завершен, можно организовать развлечение
с участием всех детей и сотрудников.
Подготовительная группа
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе
состоит, прежде всего в закрепление, углублении и расширении всего того,
что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в
детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен
стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и
их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране –
более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о
явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как
справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся
более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного
поведения – более естественными и прочными, обретают большую широту и
устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском
саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под
контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в
данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании
потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной
взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых
качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.
Названные задачи конкретизированы в соответствующих разделах «Программы
воспитания и обучения в детском саду». «Воспитание культурно-гигиенических
навыков», «Воспитание навыков культуры поведения», «Воспитание гуманных
чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений» и др.
Для обеспечения органической преемственности между детским садом и школой
в нравственном воспитании очень важен высокий уровень воспитанности в
широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений детей
начальная школа справедливо рассматривает как главный результат
нравственного воспитания ребенка в предшествующий период; именно на этом
фундаменте в начальных классах происходит дальнейшие развитие новых форм
нравственного поведения.
От достигнутого воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных
качеств первоклассника затрудняющих учебную деятельность и воспитание,
педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности.
Чистоплотность, воспитания в годы дошкольного детства обеспечивает
первокласснику естественное, без особых усилий поддержания порядка
портфеля, на рабочем месте и тем самым экономит время для учебной
деятельности.
Многие учителя начальных классов нередко сетуют на то, что у
первоклассника можно отметить «леность ума». Неприученность к настойчивости
в овладении знаний, и стремлении понять смысл полученных сведений, неумение
сосредоточится – это серьезная проблема. Выпустить детей в школу с такими
качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата – одна из
важнейших воспитательных задач в подготовительной к школе группе детского
сада.
Хорошим средством для привития этого качества служат коллективная чтения
с последующим пересказом содержания прочитанной сказки, басни и т.д. Это
очень помогает воспитанию ребенка, готовящегося к обучению в школе,
формированию навыков учебной деятельности.
Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как и в
предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов,
наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-
познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Важно отметить, что в работе с детьми этой группы надо предусмотреть,
чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями, которые
он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим
образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления,
получаемые в результате наблюдений жизненных различных ситуаций, каково
отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому
особое значение приобретает задушевные индивидуальные беседы и групповые
этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-
упражнения. Дополняя друг друга они позволяют формировать нравственный мир
старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения.
Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог формирует
этические понятия культуру поведения в общественных местах, культуру
взаимоотношений культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить,
что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы,
включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами,
педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного
общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы
содержали не только правило этикета, но и интересные практические
упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее воздействовать на
внутренний мир ребенка.
Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения
повышается, если педагог устанавливает органическую связь между
разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно
найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.
Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за поступками детей.
Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка
предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д.
Воспитание – творческий процесс, поэтому предусмотреть и планировать
работу на две недели, месяц и т.д. без анализа предшествующих дневниковых
записей невозможно.
Продуманное использование многовариантных связей позволяет «красной нитью»
провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на
занятиях, игры, музыкальную, изобразительную и др. виды деятельности детей.
Конкретная реализация взаимосвязи воспитательного процесса –
самостоятельная деятельность.
Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем
повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и
общением. Это способствует духовного мира ребенка. Решая данную задачу,
педагог создает благоприятную почву для формирования положительных черт
характера и нравственных качеств личности.
На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены
некоторые игры-занятия, игры-упражнения. В зависимости от их конкретного
содержания усваиваются различные правила или их сочетания (мой руки перед
едой, правильно пользуйся носовым платком и т.п.).
При этом воспитатель должен неустанно подчеркивать социальное значение
правил аккуратности, их выполнение – это признак и уважения к близким,
вообще к окружающим.
II Практическая часть:
Старшая группа. Правило «Поделись игрушками с товарищем»
1. Чтение стихотворения В. Лифшица «Мяч и Петя».
Воспитатель читает стихотворение и спрашивает: «Почему мяч ускакал от
Пети? Как вы оцениваете поведение ребят, которых обидел Петя? Почему Пете
стало совестно? А как вы поступаете, если игрушку или книжку у вас просит
товарищ? В нашей «Книге добрых правил» есть очень важное правило (читает
его). Вам не трудно его запомнить, потому что вы часто так и поступаете».
2. Чтение рассказа М. Пришвина «Мой меч».
Воспитатель читает рассказ, задает вопросы: «Какой меч дед прислал Алику?
Почему Алик не играл с мечом? Что случилось с мечом? Что сказал дед, когда
посмотрел на меч? Кто из ваших товарищей забывает о правиле?».
Беседы на этические темы со старшими дошкольниками
В формировании этических представлений и гуманных чувств у старших
дошкольников особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к
осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря
беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных
примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как «доброта»,
«честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т.д.
С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором
поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной
направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность,
самостоятельность в решении поставленной задачи. Старшим дошкольникам можно
задать вопросы типа «Что бы ты сделал и что бы сказал?» и предложить
различные ситуации, например: «Если ты увидел, что взрослый что-то уронил?
Если ты сидишь в вагоне, а на ближайшей остановке вошел пассажир, и мест
свободных больше не оказалось? Если к тебе в дои пришел товарищ, а ты ешь
апельсин? Если мама послала тебя к соседям одолжить что-нибудь? Если ты
вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе?»
И т.д.
Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а
также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда.
Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и
побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными
моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. Их
целесообразно обсуждать коллективно. В процессе беседы дети высказывают
свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а
также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения.
От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми
обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель
не навязывает своего мнения, а побуждает ребят к размышлению, к
высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение
эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос,
мимика, жест подчеркивают отношения к той нравственной проблеме, которая
заключена в содержании ситуации.
Особенно активны дети тогда, когда они обсуждают темы, наиболее близкие
для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы. Целесообразно
обсуждать ситуации положительного содержания. Например: «Как мы вместе
трудились на участке», «Как помогали малышам», «Как нас выручил Миша»,
«Вера – моя помощница», «За что я люблю свою подружку», «Наши добрые дела»
и т.д. Воспитатель так направляет суждения детей (с помощью наводящих
вопросов), чтобы в них содержались высказывания, свидетельствующие о
понимании ребенка, что значить хорошо, дружить (не ссориться, помогать друг
другу, делиться игрушками и т.д.); что, значит, проявить доброжелательность
(относиться внимательно, сочувственно, оказывать помощь); что, значит,
проявить справедливость (уметь поровну разделить игрушки, дождаться своей
очереди в игре, правильно распределить роли и т.д.); что значит поступить
по-товарищески (проявлять заботливое отношение друг к другу, умение прийти
на помощь, поделиться, заступиться) и т.д.
Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно
четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их
поставить, чтобы они были проблемными, т.е. направляли на решение
нравственно-этической проблемы.
Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их
жизненные впечатления и переживания. Вот одна из таких знакомых для каждого
ребенка ситуаций.
Вадик забрал себе почти весь «строитель» и начал сооружать завод. Для Толи
почти не осталось материала. Тогда он обратился с просьбой к Вадику:
- Дай, пожалуйста, мне немного строительного материала. Ведь у тебя
Страницы: 1, 2, 3, 4
|