Рефераты
 

Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

много.

- Да я дал бы, но, видишь, огромный завод строю!

- -А ты, Вадик, не строй большой завод, тогда и мне строителя хватит.

- Ишь ты, какой хитрый, - отвечает Вадик. – Отдам, а если мне не

хватит? Знаешь, сделаем так: ты, Толя, жди пока я строю… а что

останется – отдам тебе.

Такая ситуация дает возможность поставить перед детьми много вопросов,

поговорить с ними о справедливости, товариществе, дружбе. Можно спросить

ребят: как поделил Вадик строительный материал? Правильно ли он поступил,

взяв себе больше, а Толе отдав меньше? Почему вы так считаете? Как решил

Толя выйти из положения? Что он предложил Вадику? «Ишь ты, какой хитрый!» -

сказал Вадик товарищу. Прав ли он, сказав так Толе? Кто же хитрил: Вадик

или Толя? Почему вы так думаете? Справедливое ли предложение Вадика: «Ты ,

Толя, жди пока я строю… а что останется – отдам тебе?» Почему вы так

считаете? По-товарищески ли поступил Вадик по отношению к Толе? А как бы вы

поступили на месте Вадика? Как поделить строительный материал по

справедливости? А может быть и не стоило делить его, а поступить иначе?

Как?

Приведем ряд ситуаций, доступных пониманию старших дошкольников. Вы можете

использовать их в своей практике.

1. Ребята играли в прятки. Марина водила: закрыла глаза руками, будто

не видит, а сама сквозь пальцы смотрит – кто куда прячется? «Раз,

два, три, четыре, пять – я иду искать?» - громко произнесла девочка,

отняла от лица руки, огляделась. Сделала вид, что ищет. А потом

стала называть: «Юра за деревом! Тома за беседкой! Галя за кустом!

Выходите, я вас всех нашла! Теперь я больше не вожу!» Но ребята

догадались , какой водящей была Марина: ведь их не было видно, как

же она могла их найти, если с места не отошла ни на шаг! И решили

они исключить Марину из игры.

Вопросы к детям: «За что ребята исключили Марину из игры? В чем дети

уличили ее? Какое чувство должна испытывать Марина?»

2. Уронила воспитательница носовой платок. А Виталик, увидев это,

сказал: «Ирина Петровна, вы уронили платок».

Вопросы к детям: «Какую ошибку допустил мальчик? Можно ли считать Виталика

вежливым? Почему вы так считаете? Как бы вы поступили в этом случае?»

3. В вестибюле разговаривают воспитатель и мама Люды. Подбежал к ним

Коля: «Лидия Петровна, вас зовут там…»

Уроки вежливости

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной

школы подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении нового

человека, указывается на необходимость формировать высокую «воспитанность и

культуру поведения детей и подростков»

Решение этой задачи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

В нашу логопедическую группу дети поступают в возрасте 4-5 лет с

определенным нравственным багажом. Наблюдая за детьми, я обратила внимание

на то, что они часто не придерживаются правил поведения или делают

одинаковые «ошибки» в результате незнания этих правил.

Такое положение побудило меня подобрать и разработать игры под условным

названием «Уроки вежливости», которые могли бы стать начальным этапом в

формировании этических представлений.

Основной прием «Уроков вежливости» - проигрывание положительных поступков

в специально подготовленной обстановке.

Урок первый

Для уроков я сшила небольшого размера пальчиковую куклу и назвала ее фея

вежливости. Первый раз дети любовались сказочной куклой. С помощью феи

выяснили, кого называют вежливыми, вспомнили такие слова, как «спасибо»,

«пожалуйста», «до свидания».

Фея играла с детьми, проверяла, как они в общении друг с другом или с ней

используют эти слова.

Затем фея раздавала некоторым детям игрушки. И если ребенок не говорил

«спасибо», выясняла, хочет ли он с ней дружить и играть, и учила

благодарить за предложенную игрушку.

Другим детям кукла предлагала попросить у нее понравившуюся игрушку,

упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста».

Урок второй

У детей не воспитана привычка смотреть на собеседника во время разговора.

Это особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с просьбой об

игрушке или с жалобой на товарища. Причем первую часть фразы дети, как

правило, произносят смотря в глаза воспитателю, а затем отворачиваются и

показывают на нужную игрушку или на обидчика.

Я снова использовала на этом уроке фею вежливости.

Фея. Сегодня я видела, как мальчик спросил у Н.В. машину. Хотите, покажу,

как он это сделал?

На ширме появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку

обращения ребенка к взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо, и дети не

успевают понять конец фразы.

Фея обсуждает с детьми эпизод.

Фея. Не понравился мне этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его

разговоре? Кто из вас научит мальчика красиво, правильно, вежливо

обращаться с просьбой? Почему нужно смотреть на того человека, с которым

разговариваешь? Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора?

Правильно, не слышно, не понятно, о чем говоришь.

Фея предлагает двум детям разыграть аналогичную ситуацию (без кукол).

В дальнейшем, если дети забывают это правило, я вношу фею вежливости, или

напоминаю ее слова, или сама так повторяю вопрос ребенка, чтобы он понял

свою ошибку и обратился вежливо.

Урок третий

Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называют

имени того, к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, я собрала детей в

кружок и, смотря сразу на троих ребят, сказала: «дай мне твой платок». Свои

платочки протянули Сережа, Оля и Саша.

«Сережа, удивился я, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И

тебя, Оля, не просила». Таким образом я напомнила детям о правилах

вежливости, подчеркнула: если обращаться без имени, то не только непонятно,

кому предназначены твои слова, но и не вежливо.

Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени. Я

постоянно контролировала поведения детей. В дальнейшем они сами напоминали

товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.

Урок четвертый

Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступить дорогу встречному.

Я предложила ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает

бабушку, другой – ее внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу

друг другу идут бабушка с веуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь

скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на мои

вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают

правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с

тяжелыми и большими сумками нужно уступать дорогу.

Когда эту же ситуацию обыгрывала другая группа детей, они пропустили

бабушку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе,

создавая неудобство для проходящих. Снова возник разговор о вежливости. В

итоге следующая группа играющих действовала правильно.

Эту ситуацию мы проигрывали несколько раз в течение месяца, но вместо роли

бабушки вводили роль нашей нянечки с ведром, или женщины с тяжелыми

сумками, или просто чей-то мамы.

Урок пятый

В группе часто возникают «неожиданные случайности» из-за невнимания,

неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на

ногу и, как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет

воспитателя не ссориться, извиниться перед товарищем часто не

воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься

над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините»,

«пожалуйста».

Я использовала разнообразные ситуации, например, идя к столу, нечаянно

задевала кого-либо из детей, или предлагала ребенку принести сачок, а когда

он направляется в мою сторону, просила его повернуть обратно. Ребенок

задевал сачком кого-либо из детей, сам того не желая. Я рассказала, что

извиниться в таком случае – не значит просить прощения за плохой поступок,

а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно,

неожиданно, не со зла.

Урок шестой

Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг

другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а

обиженный ребенок либо жалуется воспитателя, либо начинает плакать, либо

отходит в сторону, затаив обиду.

Однажды я повторила подобную ситуацию с помощью кукол.

«Это мой мяч, я его первая увидела», - говорила одна кукла.

«Нет, мой, я его первая взяла», - кричала другая. И они начали вырывать

мяч друг у друга.

Тогда я стала стыдить кукол:

«Как не хорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы

не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо

поступают наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто,

ребята, научит вежливости наших кукол!»

Аня и Света, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.

Слава и Лёня нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», -

сказал Слава, и мальчики начали бросать мяч друг другу.

Затем я предложила двум детям продолжить разыгранную мной ситуацию с

куклами, предварительно «спросив» у кукол, поняли они, как нужно поступать.

Через несколько дней эту же ситуацию дети повторяли с другими игрушками –

машины, барабаном и т.п.

Последующие уроки с данной тематикой шли под условным названием «Ожившие

картинки». Для этого я использовала парные карточки из настольно-печатной

игры «Так и не так».

Игру проводила по подгруппам в 2-4 человека и со всей группой

одновременно.

Вот примерное содержание пары картинок. На одной из них нарисован мальчик,

идущий по улице и бросающий на землю фантики от конфет. На второй – этот же

мальчик бросает фантик в урну.

Я предложила «оживить» картинки двум мальчикам. Внимательно рассмотрев их,

они должны были точно повторить изображенные действия. С начала «оживили»

картинку, где мальчик разбрасывает фантики. Дети-зрители сразу определили,

что так поступать нельзя. Затем «оживили» вторую картинку (в качестве урны

использовали детское ведерко). В заключение дети еще раз рассмотрели

картинки и проанализировали их.

Игра имела несколько вариантов.

Первый вариант. Каждая пара играющих детей получает две картинки и

договаривается, кто какую будет обыгрывать.

Дети-зрители тоже рассматривают парные картинки, чтобы иметь возможность

сравнить изображенное с драматизацией и охарактеризовать действия

исполнителей.

На первых уроках дети односложно характеризовали «ожившие» картинки:

«плохо хорошо», «правильно неправильно». Но постепенно они научились

объяснять, чем тот или иной поступок им не приятен, пользовались словами

«вежливый», «внимательный», «заботливый» и др.

Второй вариант. Я показывала детям только ту картинку, где был изображен

отрицательный поступок, предлагала желающим «оживить» противоположный,

положительный поступок. И только после этого показывала вторую картинку.

Как правило, дети любили демонстрировать действия, достойные подражания.

Ведь ребенку очень приятно, если его называют вежливым, внимательным,

заботливым.

Ниже приводится примерные темы парных картинок, которые я использовала на

уроках вежливости.

1. Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.

2. Как войти в комнату (раздетым или в одежде).

3. Уступи место в автобусе.

4. Помоги маме или бабушке донести покупки.

5. Вежливо купи билет в кассе.

6. Спроси у незнакомого человека, сколько времени.

7. Что ты сделаешь, если кто-то рядом с тобой, что-то уронил?

8. Как спускаться или подниматься по лестнице.

9. Пропусти в дверях старшего.

10. Куда деть фантик от конфеты на улице.

11. Как показать на понравившуюся игрушку в магазине (рукой, а не пальцем).

Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки

товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При

ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки

превращаются в полезные привычки.

В формировании навыков культурного поведения я не ограничивалась только

уроками вежливости. Широко использовала чтение художественной литературы,

сюжетно-ролевые игры, беседа на этические темы. В своей работе привлекала и

родителей.

Советы начинающим воспитателям

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть

добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и

воспитывают.

Начинающим педагогам большую помощь могут оказать игры-драматизации. Они

хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их

можно проводить в помещении, на участке, в лесу, на поляне.

Ниже привожу игры-драматизации для детей различных возрастных групп.

«Бычок» А. Барто (младшая группа).

Воспитатель выбирает ребенка – бычка и ставит его на доску, лежащую на

полу(земле, песке), длиной не более метра, шириной 25-30 см. Можно

начертить изображение доски на полу мелом или на земле палочкой.

Ход игры. Дети сидят. Ребенок, выполняющий роль бычка идет по доске,

покачиваясь из стороны в сторону, и читает стихотворение (можно читать

стихи всей группой):

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!»

Воспитатель обращается к детям: «Юра, Лена помогите, пожалуйста, бычку,

снимите его с доски». Названые дети подходят к бычку берут за руки с двух

сторон и приводят к ребятам.

Выбираются новые действующие лица – игра повторяется.

«Матросская шапка» А. Барто (средняя группа)

Педагог или сами дети выбирают мальчика-капитана, трех-четырех ребят-

лягушек. Капитану дается в руки кораблик на веревочке. Он выходит и

становится перед детьми. Лягушки находятся несколько в стороне, но

недалеко.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Вместе с воспитателем они читают

стихотворение:

Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

(Ребенок, изображающий капитана, ходит перед детьми в разных

направлениях.)

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан».

(Дети, выполняющие роль лягушек, выскакивают, приговаривая вместе со

всеми: «Прокати капитан».)

Затем на роли капитана и лягушек выбираются другие дети. Игра

продолжается.

«Идет кисанька из кухни». Слова народные (старшая группа).

Слова песни нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное

ожидание её.

Ход игры. Дети сидят на стульях (скамейках). Из-за дверей (кустика,

деревца) выходит ребенок, выполняющий роль кисаньки. На нем передничек, на

шее бантик.

Кисанька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы.

Дети читают стихи:

Идет кисанька из кухни,

У ней глазаньки опухли.

О чем, кисанька, ты плачешь?

Киска останавливается и плача отвечает детям:

Повар пеночку слизал

И на кисаньку сказал…

Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также

пожалеть кисаньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть самые

разнообразные: поиграть с кисанькой, завязать ей бантик, если в начале игры

она была без бантика, и т.д.

Воспитывать тактичного собеседника

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную

значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении

оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного

запаса.

В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого

раннего возраста учился и мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться

по средством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В этой связи

возникает следующие задача воспитания:

- формировать у ребенка культуру речи;

- учить его четко и ясно произносить слова;

- правильно и понятно для окружающих излагать мысль;

- вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;

- не перебивать говорящих;

- внимательно выслушивать указания старших;

- говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;

- не вульгаризировать речь словами-сорняками;

- спокойно и скромно держать себя во время разговора.

Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит

ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко

улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением,

умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением – и,

подражая, копируют услышанное.

Воспитатель изучает, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со

взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли

выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить? Каков тон,

выразительность речи? Всё это и многое другое педагог выясняет в разговорах

и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной

различной деятельности и, конечно, на занятиях.

Воспитатель в своей работе исходит их того, что если у ребенка плохо

развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть

интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления.

В детском саду проводится систематическая, целенаправленная работа по

развитию речи на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, в

течение всего дня и на занятиях и в повседневной жизни.

Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе

тишины. Мерный говор – свидетельство нормального общения детей, при которым

педагог слышит каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая своих

игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог

имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером

речевого общения.

Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей речевой

культуры, наиболее результативна, если находят продолжение в семье.

В средней группе совершенствуют культуру речи детей. Их учат чисто

произносить звуки и слова, правильно делая в них ударения, отвечать

краткими и развернутыми предложениями. В этом возрасте дети должны уметь

правильно употреблять слова для выражения своих просьб, потребностей,

действий. Их приучают вступать в общение со взрослыми, сверстниками

посредством слова, вежливо отвечать на вопросы.

Воспитатель подчеркивает, что по мере развития ребенка и с переходом в

следующую возрастную группу повышаются и усложняются требования к нему.

Например, у ребенка пяти лет культура речевого общения должна проявляться в

умении быть вежливыми с взрослыми, называть их по имени и отчеству и на

«вы», выражать свои намерения, мысли, просьбы ясно и точно, а в общении со

сверстниками проявлять сдержанность, не допуская крикливого тона.

Воспитатель проводит занятия-беседы, на которых учит детей, как вести себя

во время разговора со взрослыми и сверстниками, вежливо обращаться с

просьбой, вступать в разговор, приносить извинения за нечаянно допущенную

оплошность и т.д. Педагог предлагает детям вспомнить волшебные слова. Дети

отвечают: «Спасибо», «Благодарю вас», «Извините», «Разрешите», «Будьте

добры», «Будьте любезны», «Приятного аппетита», «Доброе утро», «Спокойной

ночи» и др.

- Почему вы считаете их волшебными?

- Потому что они вежливые.

Нельзя не учитывать то, что речь детей дошкольного возраста своеобразна.

Малыш, например, говорит: «У меня нет карандашей», «Приходите к нам вчера»,

«Вагон заехал туда, а обратно не выехивает» и т.п. Подобное словотворчество

не от избытка остроумия и находчивости, а от незнания ребенком особенностей

родного языка.

Вот почему обязанность педагога разъяснять родителям, что вредно

«сюсюкать» с детьми, подражая детскому «словотворчеству». Разговаривая с

ребенком «детским языком», взрослые невольно задерживают его речевое

развитие.

Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за собственной

речью. Например: «Ты сказал неправильно. Будь внимателен и скажи как

следует». (Конечно, не стоит часто останавливать его, иначе стремление

рассказывать может пропасть.)

Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи,

выражающие уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость,

неудовольствие, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют

потешки, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений,

выразительная речь окружающих как образец для маленьких.

Важно уметь отличать развязанность от непринужденности, застенчивость от

неумения себя держать во время разговора. Это противоположные по своему

характеру проявления. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его

стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости

осуществлять корректировку его поведения.

Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий

разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого

любой повод. Спросить его о кукле, с которой он играет, об игрушке,

сделанной его руками, о прочитанной книге, о том, что он сделал, построил,

вылепил, нарисовал, смастерил.

Речевая сдержанность – один из признаков культуры общения. Особого

внимания заслуживает вопрос воспитания у детей речевой сдержанности: как не

достает этой способности нашим детям! В практике же как раз и наблюдается

пробел: добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко забываем

о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая в смысл

сказанного. Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно

выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это

необходимо (на занятиях, в театре, музее, учреждениях, если отдыхают

взрослые или спит малыш и т.п.) Разъясните ребенку, что говорить и

рассуждать надо о том, что знаешь. Пусть пословица «Лишнее говорить, только

делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет

удерживаться от пустословия.

Воспитывать живого и тактичного собеседника – одна из задач, которая

должна решаться на протяжении дошкольного детства.

Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных

представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти

представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они

начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в

опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.

Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника,

необходимо знать его возрастные особенности.

Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы

взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольном возрасте. В

старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они

усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования.

Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся

личности моральная информация.

Определить цепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные

отношения, нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие

разнообразные аспекты жизни, и тем самым ребенок ставится перед

необходимостью свершить то или иное действие. Проводятся также беседы по

сюжетным картинкам в таком аспекте, чтобы испытуемый мог сказать, как

поступил бы он в данной ситуации.

Моральная активность анализируется по степени личностной

заинтересованности испытуемого в изменении ситуации к лучшему. Ведь чем

активнее помощь, поддержка, сочувствие (что зависит в первую очередь от

того, насколько эмоционально затронут ребенок), тем самостоятельнее и

успешнее разрешается ситуация.

Педагог должен подсказать своему воспитаннику путь самостоятельного

решения нравственной ситуации, путь, разумеется, доступный его возрасту.

Тем самым он будет способствовать формированию чувства долга,

ответственности, инициативы, т.е., тех качеств, без которых невозможно

истинно глубокое усвоение требований общества. Только пережитые

нравственные предписания превращаются из чисто внешних во внутренние,

личностные регуляторы поведения.

Нравственные представления, содержащие конкретные способы взаимопомощи,

взаимовыручки, наиболее характерны для детей подготовительной к школе

группы (хотя показательны и для старшей). Эти ребята не просто сочувствуют

сверстнику, упавшему на прогулке, но и предлагают помощь.

Для старших дошкольников характерны двойственные представления. Однако

собственное воображаемое поведение более самоотверженно, более активно,

бескорыстно. Данный уровень развития говорит о том, что у воспитанника уже

наличествует образ должного поведения. Он представляет, как следует вести

себя в определенной ситуации, как поступать ему под влиянием сиюминутного

желания. Правда, представления эти еще образцы, к которым он стремится. В

плане представлений он более активен, изобретателен, отзывчив.

Эмоциональные отношения во всех ситуациях оказываются взаимосвязанными с

нравственными представлениями разной степени действенности, которые более

регулятивны, если насыщены эмоционально. Что касается оценок-правил, оценок-

состояний, то их роль от пятого к седьмому году жизни возрастает.

Дошкольники в этом возрасте уже оценивают поведение с точки зрения

выполнения или невыполнения нравственных правил («Я бабушке помогу, потому

что она старенькая», «Девочкам надо всегда уступать»).

Педагог должен помогать ребенку эмоционально оценивать состояние

сверстника. Разбирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, он обращает

внимание воспитанника на состояние другого человека, учит его видеть и

понимать переживания окружающих, сочувствовать и содействовать им, и не

только эмоционально оценивать состояние окружающих, но и предвидеть

последствия своих действий. Его задача – помочь ребенку раздвинуть рамки

настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам-предвосхищением.

Самостоятельное поведение ребенка – необходимое условие формирования

активной жизненной позиции. Повышение действенности нравственных

представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.

Что такое речевое поведение?

Речевое поведение человека – сложное явление; оно связано с особенностями

воспитания; с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек

привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности,

как представителю социальной группы, а также и национальной общности. По

мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для

него, поэтому оно выражается в требуемых окружающими стереотипных

высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т.д.), с одной

стороны, и, с другой – в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях

данной личности. К этому добавим и неречевые (невербальные) средства

коммуникации – жесты, мимику, тональные и фонациональные особенности.

Иными словами, в речевом поведении проявляется языковая личность,

принадлежащая данному возрасту и времени, данной стране, данному региону,

данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, данной семье.

Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и

постоянно ориентируется в обстановке общения, в своем партнере, в

присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает ту или иную речевую

манеру, то или иное поведение.

Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни,

высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых и т.д.

Более того, речевое поведение бывает присуще (конечно, в соответствии и с

общими социальными признаками) только определенным лицам.

Следовательно, речевое поведение человека – это разновидность и составная

часть его социального поведения.

Признак возраста делит общество в целом на детей, молодежь, среднее и

старшее поколение (конечно, с переходными зонами). Детская речь прекрасно

описана К. Чуковским в его книге «От двух до пяти»; речь детей изучают

психологи и психолингвисты. Однако и без специального исследования каждый

отличит речь ребенка от речи взрослого.

В речевом поведении человека происходит постоянное «исполнение» присущих

ему ролевых признаков и «проигрывание» переменных ситуативных ролей,

ориентация в общем социальном положении в ролях адресата, оценка

официальности или неофициальности обстановки общения и в личностных

отношениях с партнером по общению, если, конечно, таковые есть, когда

общаются с человеком знакомым.

В общем виде такие статусные отношения можно обозначить следующим образом:

начальник – подчиненный, воспитатель – воспитанник, учитель – ученик,

родитель – ребенок.

Безграничное множество текстов рождается из ограниченного количества

строевых единиц языка. Зависимости здесь самые разнообразные: мы можем

обращаться письменно или устно, контактно или дистанционно, в форме диалога

(полилога) или монолога, с помощью или без помощи опосредствующего

аппарата, включаться в массовую коммуникацию или общаться межличностно, в

обстановке официальной или дружеской, исполнять роль главы семьи или

подчиненного ее члена, болтуна или молчуна, начальника, заведующего,

коллеги, подчиненного, будучи при этом человеком определенного пола,

возраста, с определенным образовательным уровнем, оказываясь то пассажиром,

то покупателем, то пешеходом, то пациентом – и так до бесконечности. Здесь

все зависит от того, кто, кому, о чем, когда, где, почему, зачем говорит.

Ваш ребенок воспитан?

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных качеств,

душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его

ответственности и чувстве долга перед обществом и Родиной.

Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но

воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само

определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и

упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле

слова.

Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он

вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не

знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок

производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.

Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок

начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало

родителей.

Мы хотим видеть следующие проявления воспитанности в наших детях:

1. Вежливость. Это качество украшает, делает привлекательным растущего

человека, вызывает к нему симпатии окружающих.

2. Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст повода ощущать свое

превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его

желанию, задавать не неуместные вопросы или проявлять излишнее

любопытство.

3. Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении

сопереживать, помочь, утешить.

4. Чувство такта. Оно является регулятором поступков человека, его

отношений с людьми.

5. Предупредительность. Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим,

чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений оказать внимание, помочь

близким и окружающим людям.

6. Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную

воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не

выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством.

Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время

высокая требовательность к самому себе.

7. Трудолюбие. Эта черта характера, которая имеет огромную социальную

ценность. Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости,

уважении к вашему труду и общественному достоянию, а также стремлении

самому делать то, что посильно.

8. Дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в культуре

чувств, поступков, потребностей.

Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию

нравственного поведения, должна осуществляться непрерывно на протяжении

всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами

воспитания, предусмотренными специальными программами. Только тогда

поведение ребенка становится выражением его воспитанности.

Об опрятности и аккуратности

Когда же нужно начинать воспитывать аккуратность и опрятность у

малыша? Есть ли точные возрастные градации тех умений и навыков, которыми

должен овладевать ребенок? Безусловно, есть. Но народная мудрость гласит,

что воспитывать малыша нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на

возраст, легкомысленно не отмахиваться от насущных потребностей

сегодняшнего дня, оставляя что-то на потом.

Прививая ребенку, навык опрятности, вы вместе с тем воспитываете у

него душевную щедрость, чуткость по отношению к окружающим. Это

свойственно ребенку раннего возраста.

Опрятным и аккуратным ребенок должен быть по отношению к своим личным

вещам, аккуратность тесно связана с культурой еды, умением самостоятельно

одеваться и в таком важном моменте, как поведение в общественном

транспорте. Аккуратным и опрятным ребенок должен быть и на улице.

Покупая одежду и обувь детям по росту, мы тем самым уже прививаем им

навык опрятности.

Самое главное для ребенка - общение с любимым взрослым, совместные с

ним действия, которые оказывают на поведение малыша большее воздействие,

чем командирский тон, приказы.

Дети испытывают постоянный дефицит в общении с близкими взрослыми. И

это нельзя не учитывать.

Для закрепления навыков опрятности и аккуратности детям необходимы

постоянные упражнения в этом, иначе навыки могут исчезнуть. Следует

использовать любые ситуации, создавать необходимые для этого условия.

Внимательное и заботливое обращение с малышом, долгое терпение,

постоянный и неослабный контроль в сочетании с душевным теплом, дружеской

поддержкой, совместной радостью по поводу пока еще маленьких побед

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ