Рефераты
 

Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты

расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина,

кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет

понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств

для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с

взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок

сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает

музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют

использование классической музыки (хотя в последнее время продается

множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально

для малышей) во время занятий.

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша

превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное

воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций.

Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не

боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому

закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и

музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок

становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-

слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе "очарованного"

музыкой мозга.

Задамся вопросом, каким же образом организовать должное

обучение , чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний и в то же время

не утратил творческих способностей.

Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения,

что детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин

"дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего школьника,

а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к

пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка.Большинство детей

каждый день живет с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они

быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью

родителей, учителей, свои природные задатки, дети превращаются в пассивных

накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об

окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей

деятельности.

Нейропсихологами установлено, что фактор произвольной регуляции

психической деятельности связан с работой лобных отделов головного мозга,

морфогенез и функциогенез которых продолжается до двадцатилетнего возраста.

Взрослый человек способен ставить цели действий, планировать

последовательность оптимальных путей и способов их достижения и

осуществлять контроль за выполнением выбранной программы действий, который

требует постоянного сличения цели и промежуточных результатов. Именно эта

особенность взрослого подхода к осуществлению поставленной задачи очень

часто мешает развитию детской креативности. По-видимому, существует некий

природный замысел развития способностей человека в онтогенезе, согласно

которому в последнюю очередь развиваются именно те зоны мозга, которые

учителя и родители искусственно пытаются развить в первую очередь. Причем,

в том, что касается развития произвольного внимания, взрослые иногда

предъявляют к ребенку даже более жесткие требования, чем к самим себе.

Малыш испытывает невероятное напряжение и огромные трудности, пытаясь

сконцентрировать свое внимание на том, что в данный момент интересно не

ему, а важно для обучающего и воспитывающего взрослого.

Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-

эмоциональное взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и

представлений, возникающих как бессознательные импульсы на окружающий

ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений, отражение этих

импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях - это фундамент, на котором

затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и

миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.

Только дав ребенку возможность при непосредственно-эмоциональном

взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный

природой перспективный потенциал, отразить этот опыт в различных видах

индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно перебрасывать

мостик к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком

способам воспитания/самовоспитания и обучения/самообучения. В противном

случае, весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребенок

появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное, отгораживается

массой барьеров и появляется на свет в сновидениях, фантазиях,

неосознаваемых и неконтролируемых вспышках и затуханиях творческих

способностей.

Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, оставаясь

художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять это

противоречие: или ученик, или творец?

На этапе дошкольного детства основной деятельностью,

обеспечивающей наиболее адекватные условия для развития контролирующей

функции интеллекта ребенка, является игра, в том числе применительно к

данной работе.

Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также постоянно

ощущая уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, малыш

не автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а войдет в

новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития и

доверие к учителю. Он станет слушать учителя и высказывать свое мнение, так

как будет психологически готов к сотрудничеству. И если в школе в перерывах

между занятиями у ребенка будет возможность подвигаться и порисовать под

музыку, то к следующему занятию его рука и мозг будут действительно

отдохнувшими.

2. Анализ искусствоведческой литературы по изучению

особенностей художественной обработки бересты, как вида декоративно-

прикладного искусства.

1. Предыистория.

Предыистория берестяного ремесла уходит корнями в далекое

прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его

жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия

труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами -

"берегинями"(1). С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и

кормило, у человека были особенные отношения. Он верил, что его судьба

таинственным образом, связана с деревом, которое он выбрал в качестве

своего "тотема"(1), причем тотем - это не божество, а родственник, друг,

брат, с которым можно посоветоваться, который оказывает услуги, на которого

можно магически воздействовать. У каждого народа были свои почитаемые

деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди

священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с

березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов.

Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому,

тем, что это первое, наиболее раннее дерево,

одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают

распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка

обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и

ветки - от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту

силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к

различным обрядам, связанным с березкой.

1. Берегини, - в восточнославянской мифологии женские

персонажи. Этимологически название "Б" сближается с именем Перуна и со

старославянским "прыгиня" (холм, поросший лесом), но, вероятно, смешение со

словом берег (с чем связано и употребление названия "Б" по отношению и

изображению русалок в русской домовой резьбе). Культ берегинь объединяется

с культом Макоши и упырей в христианских поучениях против язычества.

2. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве ототем,

буквально - его род), в первобытных верованиях -природный объект (животное,

растение, неодушевленный предмет), находящийся в родстве с определенной

группой людей. Но не только ассоциация с сильным деревом, а и другие

свойства березы ставят ее в ряд исключительных. В первую очередь красивый

внешний вид. Береза привлекала своей ослепительно белой корой - берестой и

зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были

известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы

настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят

к области древнейшего способа первобытного использования дерева для

домашних надобностей.

Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью

простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный

подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге.

Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на

то, как использовали бересту. Эпоха мезолита в далеком прошлом (6-8 тыс.

лет до н. э.) явилась временем повсеместного освоения человеком северных

территорий. К памятникам этого времени относится поселение Веретье, которое

находится в нынешнем Каргопольском районе Архангельской области на берегу

р. Кинемы. Торф хорошо сохранил остатки жилища, мастерской, ямы-хранилища.

Внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной

подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой

щепой. Сверху конструкцию могли покрывать корой, берестой, плетеными из

трап или камыша матами... На поселение Веретье обнаружены ямы-хранилища,

вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены

деревянными плашками и берестой, в них находились остатки рыбы. У берега на

специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке

камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу.Здесь у стены дома

стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и

рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых

предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху,

как крышка... Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней

или нуклеусов и обернутые берестой... Резцы бобра вместе с челюстной частью

использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и

сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять. Как

видим, с далекого прошлого человек использовал бересту для покрытия крыш,

полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для

связывания, обертывания.

На поселении Берендеево, что находится недалеко от

Переславля, археологи нашли интересное погребение, относящееся к 3 тыс. до

н. э. Древний человек был захоронен, завернутым в бересту, точнее в

широком берестяном цилиндре из 3-х слоев. Береста очень хорошо сохранилась

во влажной почве. Благодаря этому качеству мы можем заглянуть в жизнь наших

далеких предков. Порой непонятно, как использовался тот или иной предмет из

бересты, но ясно, что пользу она им приносила. Раскопки в древнем Новгороде

принесли тысячи деревянных предметов, в том числе свыше 4000 фрагментов

берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой,

росписью. Берестой покрывали крыши, стены. Из нее делали утварь, обувь.

Берестой обшивали лубяные короба. На бересте писали и рисовали. Доктор

исторических наук Б. Колчин опубликовал изображения этих изделий. Академик

Б. А. Рыбаков описал орнаменты, которыми покрывались берестяные изделия.

"Емкости для пищевых продуктов (туеса, коробьи) в древнем Новгороде

орнаментировались архаичными символами плодородия в виде ромбов и квадратов

"засеянного поля", зачастую в сложной переработке. Другим элементом была

плетенка. На крышках коробов иногда давалась космогоническая картина:

центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками

плодородия, земля вокруг омывалась водой, а все это вместе, земля и вода,

было окружено солнечными знаками в виде косого креста (без кругов).

Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с

идеей полноты".

Интересные археологические находки, связанные с берестой,

были обнаружены во многих регионах земного шара. Упомяну только две:

берестяные изделия из гробницы Тутанхамона (14 в. до н. э.) и прорезная

береста на колчанах скифских воинов в виде накладок (сложный растительный

орнамент) - 2-е тысячел. до н. э.1 1. Накладки из бересты хранятся в

Волгоградском областном краеведческом музее.

Но самое удивительное - это берестяные грамоты, на которых

писали наши предки

в Новгороде, Смоленске, Рязани в XI-XIV веках. На мягкой податливой

поверхности буквы легко процарапывались острой костяной палочкой. Другой

конец палочки часто украшался головками коней, львов и имел отверстие,

через которое ее подвешивали на поясе.

Писали на бересте не только взрослые, но и дети. Несколько

грамот было написано маленьким мальчиком Онфимом, который не только писал,

но и рисовал. В Новгороде была найдена даже настоящая берестяная книжка,

очень маленькая, из двенадцати страниц, написанная во второй половине

двенадцатого века, содержащая текст вечерней молитвы. Древние новгородцы,

конечно, не подозревали еще об одном необыкновенном свойстве бересты - ее

способности сохраняться долгие годы. Новгородские письма на бересте,

пролежав в земле больше восьми столетий, дошли до нас.

2. Береста и быт.

В прошлом береста занимала большое место в жизни северного

крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири иДальнего Востока. Без

бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и

кончая строительством дома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от

сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста

предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники,

перекрытия дольше служили,если между деталями конструкции прокладывали

бересту. Вот что писал Петрей Петр в начале XVII века, описывая Московское

государство: "...они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое,

что на дом не потратят ни одногогвоздя, они покрывают эти дома досками, а

всего лучше корой березы...".

В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные

строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой

(берестой), служит не меньше 40 лет.Зайдя в крестьянский дом, можно было

увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки,

корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни,

брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба

служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для

хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных

размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки

получали "вторую жизнь" после обвивания их берестяной лентой. Во дворе

можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на

рыбацких сетях - поплавки. Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было

сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в

Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны,

сапоги были сплетены из бересты.

Прочно вошла береста в "мир детства" в виде игрушек. У

каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим

оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из

бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки:

мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири

повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту

использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и

жалеек. В таможенных книгах Московского государства (XVII в.) упоминаются

"берестяные каючки", на которых с верховьев Вычегды доставляли товар в

Великий Устюг. Как они выглядели, представить сейчас трудно. А вот каноэ

североамериканских индейцев и лодки-берестянки народов Сибири сохранились в

музеях Петербурга (РЭМ, МАЭ). Известна и технология их

изготовления. Ни одна телега, ни одни сапоги и конская упряжь не обходились

без дегтя. Лучший деготь получался из бересты. Телеги не скрипели, сапоги

долго служили и не промокали, а конская упряжь не замерзала на морозе.

Запах дегтя известен многим, ихтиологовая мазь содержит березовый деготь

.Деготь обладает лечебными, противовоспалительным действием. Много

пословиц и загадок связано с берестой, по которым можно судить о том, какое

место занимала она, в крестьянском быту.

Стоит в поле дерево древанское, на

этом дереве семь угодьев,

Первое угодье – в избе обиходье,

Другое угодье – в кругу вертится,

Третье угодье - старому и малому

потешка,

Четвертое угодье – на церкву крыша,

Пятое угодье – по дорожке след,

Шестое угодье – на всю ночь свет,

Седьмое угодье – всему миру масло.(

Береза )

Еще одна хорошая пословица, которой можно окончить главу: « Кабы

не лыко да не береста, так бы мужик рассыпался».

3. Основные центры берестяных ремесел.

1. Холмогорский промысел.

На холмогорский берестяной промысел большое влияние оказало

искусство косторезов. Ажурные узоры, сказочные птицы и неведомые звери

легко перенеслись на берестяные шкатулки и портсигары. Кость стоила дорого,

а из бересты золотые руки резчиков делали дешевые, но не менее красивые и

изящные вещи.

На боковой части шкатулки /рис.1/ изображен грифон. Этих

сказочных животных любили изображать на Руси. Грифоны украшали шлем князя

Мстислава , сына Юрия Долгорукого. Они должны были охранять его от

враждебной силы так же, как по старинному преданию,

они охраняли Александра Македонского. Такого же грифона с огромными

крыльями и клювом мы видим на бересте. Его окружают плавные завитки побега,

и вид у него далеко не грозный. Со временем люди забыли о волшебных,

сверхъестественных способностях грифона, и он превратился в "мирного"

зверя, знаменитого только своим экзотическим видом.

По всему русскому Северу исстари была известно очень

простая , но выразительная техника украшения предметов берестяными

полосками с зубчатым краем, которые набивались маленькими деревянными

гвоздиками. Иногда для усиления декоративного эффекта их раскрашивали в

красный, синий или зеленый цвет.

Современные мастера тоже используют эту технику. На коробочке,

выполненной Ярославом Петуховым /рис.3/, полоски с зубчатым краем,

положенные одна на другую, делают ее более основательной и прочной,

напоминая о старой крестьянской традиции.

2. Олонецкий промысел.

Один из интересных берестяных промыслов Олонец находился

в западном районе русского Севера. В 17 веке на реках Выг и Лекса

поселились старообрядцы, скрывающиеся от царского преследования.

Эти туеса /рис.4/ из бересты с большими розетками из

ажурных лучиков, под котрые подложена слюда и цветная бумага, выделяются

изысканностью узора, превращающего изделия в легкие, сверкающие солнышками

шедевры. Их делали в 18 столетии мастера Выголексенского старообрядческого

монастыря.

Со временем здесь сложился уникальный центр культуры и

художественных ремесел - писали и украшали книги знаменитой поморской

вязью, расписывали деревянную мебель, рисовали лубки, процветало медное

литье.

О том, что здесь существовал и берестяной промысел, стало

известно из документа первой трети 18 века, в котором говорится о запрете

вольной продажи и выделки художественно оформленных туесов: "...делают же

сия не по чину пустынному, но с прикрасами мирскими слюду полагают, басмами

басмят. Еще же и делают, и раздают неведомо куда без благоволения настоящих

и поставленных над ними надзирателей".

В 19 веке в олонецкой бересте появляются ампирные мотивы:

пальмовые ветви, окружающие российский герб, сегменты розеток, размещенные

по углам крышки, композиции с четкими симметричными построениями.

В этой шкатулке /рис.5/ явно просматриваются ампирные мотивы:

композиции с четкими симметричными построениями, пальмовые ветви,

окружающие российский герб, сегменты розеток, размещенные по углам крышки.

2.3.3 Пермогорье.

Среди северных народных промыслов красочным многоцветием выделяются

росписи Северной Двины. Здесь на берегу великой реки в деревнях с центром в

селе Пермогорье крестьяне занимались тем, что расписывали изделия из

дерева, в основном - предметы быта и посуду. Среди этих изделий были и

берестяные туеса, или, как их здесь называли, бураки.

Бурак /рис.6/ выполнен мастером Яковом Васильевичем Ярыгиным,

основателем пермогорской живописной школы. На этом бураке изображены сценки

из повседневной жизни, в которых принимает участие вся семья. Хозяин и

хозяйка пьют чай девушка вышивает, а молодой человек играет на тальянке;

хозяйка доит корову, которая тянется к яслям, молодой человек гарцует на

лошади - все как в жизни. Яркие краски и нарядный декоративный орнамент

создают праздничное настроение. Надпись вокруг основания поясняет, что "сей

бурачек очень крепок и угож для содержания кваску сперышком .

На туеске /рис.7/ изображена сладкоголосая птица-дева Сирин.

Она жила в мифической стране Эдеме. Спускаясь на землю, птицы пленяли людей

чудными голосами, райским пением. Этот сюжет пришел с древнего Востока. Еще

Гомер писал о морских девах-сиренах, завлекавших пением мореходов. Птицу

Сирин часто можно было видеть на предметах крестьянского обихода, в

деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в народной вышивке и

кружеве.

Роспись названа пермогорской, ее отличает тонкий графический

рисунок и красочная гамма узоров, сплошным ковром покрывающих предметы. Это

орнаментальное узорочье берет свое начало в живописной традиции древнего

Новгорода, в ярком искусстве 17 века.

2.3.4 Великий Устюг

Одним из богатейших городов в старину был Великий Устюг. Этот

древний русский город, основанный в 1192 году, стоит у подножия горы

Гледень. Здесь от слияния двух рек - Сухоны и Юга - рождается Северная

Двина. Одна из этих рек и дала имя городу: Устье Юга - Устюг. В 16-17 веках

через Великий Устюг проходит важнейший торговый путь, которым из

Архангельска в Москву шли заморские купцы. В 17 веке в Устюге был выстроен

большой гостиный двор, восемь торговых рядов, двести сорок лавок и амбаров.

Этот торговый центр был целым городом, в котором бурлила жизнь, сюда

приезжали купцы, торговые люди, мастера-ремесленники из разных мест. Время

экономического расцвета города было и временем расцвета его культуры.

Табакерка /рис.9/выполнена в 1809 году, но миниатюрность,

плавные изгибы узоров связаны еще с художественным видением 18 столетия.

Рядом с ними уживаются элементы народного орнамента: круги с крестами -

древнейшие символы солнца. Прорезные окошки затянуты темной бумагой и

покрыты слюдой. Матовое поблескивание слюды создает впечатлениетаинственной

глубины темного фона. Несмотря на простоту материала, тавлинка смотрится

как драгоценная вещь, не уступающая по художественному впечатлению изделиям

из золота и серебра.

Именно тогда и сложились традиции, на основе которых не один

век развивались здесь искусство и ремесла. В начале 18 века торговые пути

изменились. Появилась новая столица - Санкт-Петербург, сразу ставшая

крупнейшим портом Российской империи. Торговая жизнь на старых путях пошла

на спад, и Великий Устюг превратился в маленький уездный городок. Но в нем

продолжали сохраняться прекрасные традиции мастерства, которые передавались

из поколения в поколение.

Со всех сторон, на крышке и донышке, коробочка /рис.8/

покрыта забавными резными картинками: здесь и смешная птичка, и летящий

зефир, и маленькие фигурки человечков. А на дне коробочки - сюрприз для

того, кто догадается ее перевернуть, - портрет модной дамы на фоне шкафчика

со штофами и стаканами. У нее пышная, взбитая прическа, огромные серьги,

платье модного покроя. Сюжет этот мог быть взят с лубка, а возможно, это

портрет какой-нибудь местной модницы.

В эти годы и раньше Великий Устюг и его окрестности были

центром производства художественных изделий из бересты.

Когда устюжские резчики брали в руки бересту, они превращали ее в тончайшее

кружево, и получался дорогой на вид ларчик, совсем как из кости, с

блестящим фоном от подложенной фольги.

Другие мастера делали берестяные изделия, которые очень

напоминали узорное просечное железо. И это понятно. Испокон веков Устюг

славился на всю Россию, и даже за ее пределами, сундучками, окованными

полосами фигурно высеченного железа.

Иногда в одном изделии сочетались оба материала. Шкатулки

окантовывались полосами железа, между которыми помещались вырезанные

завитки из бересты, характер орнамента которых во всех деталях повторял

узор на железе.

Деревянная шкатулка /рис.10/, окованная железными полосками и

украшенная прорезными накладками из бересты. Шкатулка имеет форму ларца-

сундучка с выгорбленной крышкой и повторяет традиционную форму сундучков из

металла.

5. Шемогодье.

Одним из крупнейший берестяных промыслов на Севере было

Шемогодье. Здесь крестьяне деревень, раскинутых по берегам извилистой

Шемоксы, издавна занимались изготовлением изделий из бересты. Возник

промысел не без влияния Великого Устюга, который с 16 века был средоточием

культуры и художественных ремесел.

В Шемогодских изделиях /рис.11/, как правило, нет сюжетных

изображений, только цветочный и растительный орнамент. Основным его

мотивом является плавный побег со спиральными завитками и крупными

розетками с мелкой прорезью.

Очень важно и то, что более 200 лет деревня Куров Наволок, центр

берестяного производства, принадлежала Великоустюжскому Михайло-

Архангельскому монастырю. Богатейший монастырь привлекал к себе талантливых

архитекторов, резчиков, мастеров различных художественных профессий. Это не

могло не оказать определенного влияния на формирование художественных

вкусов крестьян деревень, принадлежавших монастырю и тесно с ним связанных.

Изделия резчиков с берегов Шемоксы и их назначение были

продиктованы спросом крестьянского быта: бураки, коробки, табакерки. Все

они отличаются большой устойчивостью и традиционностью формы.В конце 19

века, после того, как промысел приобрел известность, среди его изделий

появляются папиросницы, платочницы, шкатулки для перчаток, рамки для

портретов - все, что могло найти спрос в городе.

Папиросница /рис.12/ в виде домика с двускатной крышей. Она

устроена так, что если приподнять и опустить крышку, она услужливо

предложит владельцу папироску, если, конечно, он предварительно их туда

положит. Снаружи папиросница вся покрыта красивыми завитками шемгодского

орнамента, то крупными и сочными на боковых сторонах, то мелким дробным

побегом, непринужденно скользящим, как легкая змейка по поверхности

предмета.

Резьба шемогодских мастеров отличается неповторимым

своеобразием. В основе ее всегда лежит плавно вьющийся побег с множеством

завитков.Для шемогодской бересты характерен блестящий подцвеченный фон: под

ажурную прорезь подкладывается металлическая фольга разных цветов, цветная

бумага или же фон просто подкрашивается в другой, контрастный с берестой,

цвет.

6. Рязанский промысел.

Рязань расположена на правом живописном берегу Оки. Это

красивый старинный русский город. Он упоминается еще в летописи 1095 года

под именем Переславля Рязанского. В рязанских землях процветали различные

ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, резьба по кости. Но, конечно же,

в "стране березового ситца" особым уважением пользовалась береста.

Рязанскую бересту трудно спутать с северной. В ней уже не

встретишь ажурной прорези, ее заменяет тиснение и гравировка /рис.13/. Но

сюжеты настолько выразительны и многообразны, что невольно привлекают к

себе внимание. Здесь сцены охоты, фигуры зверей и птиц, множество жанровых

сцен, портреты исторических лиц. Источником этих многочисленных и

разнообразных изображений была книжная иллюстрация 18-19 веков. Большинство

рисунков заимствовано из азбук, учебников, энциклопедий, литературных

произведений, дешевых переводных романов.

Известны даже иконы на бересте. В первой половине 19 века их

изготавливали в Рязанской губернии. Центр берестяного промысла находился

недалеко от Николо-Радовицкого монастыря. Поэтому особенно почитаемыми были

иконы, посвященные Николе Радовицкому, любимому местному святому.

На этой уникальной берестяной иконе /рис.14/ изображен

Николай Угодник. Центр берестяного промысла находился недалеко от Николо-

Радовицкого монастыря.Монастырь был основан еще при Иване Грозном иноком

ИоноюРогожей в месте явления ему образа святого Николая. В 1825 году там

был построен новый Никольский собор, привлекавший многочисленных

богомольцев. Для них изготавливались иконы и образки, в том числе и

берестяные, с изображением святого Николая Радовицкого.

2.3.7 Берестяной промысел Нижнего Тагила.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой

сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского

Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в 17

веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и

Прикамья 18-19 столетия.Бурачное производство на Урале известно издавна.

Изготовлением бураков занимались целыми семьями. Мужчины заготавливали

сырье и делали сами бураки, а женщины их расписывали.

Бураки /рис.15/ украшены тисненым узором. Для этого

использовались штампики-чеканы. Самыми распространенными мотивами были

розетки, полоски, бусинки. Из них составлялись геометрические затейливые

композиции, которые затем раскрашивались в яркие цвета.

В Нижнем Тагиле сочетали тиснение с росписью. Существовал даже

особый тип бурака под названием "крестьянский". Он был расцвечен ярким

цветочным узором. Особенно любили букеты из больших цветов и роз. Они

повторяли многочисленных вариантах излюбленные мотивы прикладного искусства

18-19 веков. Такой нарядный букет на ярком зеленом фоне украшает даже

простую рыбацкую принадлежность - мормышницу для червей /рис.16/ .

Часто тисненая береста сочеталась с росписью.

Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков на Урале. В его

геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической

символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали

суровой и могучей природе Урала.

Тиснение - это самый старый тип украшения бураков на Урале. В

его геометрических узорах сохранились древние мотивы с космогонической

символикой. Строгие монументальные формы больших бураков /рис.17/

соответствовали суровой и могучей природе Урала. В больших берестяных

туесах солили грибы, хранили мед.

8. Якутский берестяной промысел.

Береста широко использовалась в хозяйстве якутов. Из нее делали

посуду и утварь: ведра для воды и молока, плоские чашки для еды, туеса для

жира, ведра для сбора ягод.

Эти предметы /рис.18/ украшены ярким якутским

орнаментом. Коробочка имеет сложную форму, традиционную для якутской утвари

и посуды.Изготовлением посуды обычно занимались женщины.

Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с

тальником и конским волосом. При изготовлении туеса или короба /рис.19/ на

сколотень сначаланадевали свободно скользящие широкие берестяные кольца и

укрепляли их на нем с помощью обручей из прута тальника. Эти обручи искусно

оплетали черным или темно-коричневым конским волосом крест-накрест. Иногда

коробочки из бересты украшались ажурной резьбой с подкладкой из слюды.

Эта коробочка /рис.20/ интересна тем, что сочетает в себе

элементы якутского искусства и северного русского узорочья. Оплетка волосом

характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой,

возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах

хранили молоко, воду и рыбий жир.

Эти предметы /рис.21/ украшены традиционным якутским

орнаментом. Для него использовались различные приемы: аппликация из кожи,

раскрашивание в разные сажи. Черную краску получали из обычной сажи.

Плоскодонные коробки делались из простого куска бересты, белым слоем

наружу, углы складывались конвертом. Внутри их часто украшали легкой

гравировкой. Они служили тарелками, чашками, ковшиками для воды.

Изготовлением такой посуды обычно занимались женщины.

9. Сибирь. Прокопьевск (Кемеровская область ).

В последнее время возникают и новые промыслы художественной

обработки бересты. Творческий коллектив "Прокопьевская береста" был создан

в 1988 году художниками-профессионалами. Особый колорит прокопьевской

бересте придает ее обращение к национальным орнаментам и формам искусства

народов Сибири. Сочетание приемов древнего традиционного декора с

современным видением мастеров порождает новые, подчас неожиданные решения.

Свои характерные творческие черты имеет и каждый мастер /рис.22-2 Несмотря

на столь различные индивидуальные поиски каждого мастера, их работы

органично сливаются в один поток "Прокопьевская береста".И получают

высокую оценку в России и за рубежом.

2.4 Заготовка бересты.

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне,

когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если

ее снимать умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не

вредит дереву, и через несколько лет на нем вырастет снова нарядная белая

одежда.

Береста для поделок должна быть гладкой, ровной, без

дефектов (заплывшихсучков, порезов, трещин); горизонтальные полоски,

характерные для березы, не должны быть круглыми.Для заготовки бересты

/рис.25/ нужны пила, топор, сочалка 1 или проволока 2 , нож 3. Сочалкой или

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ