Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты
проволокой удобно отслаивать берестяной цилиндр-сколотень со ствола. Ножом
делают горизонтальные разрезы на стволе при заготовке сколотней,
вертикальные и горизонтальные - при снятии пластовой бересты, спиральные
вокруг ствола - чтобы получить берестяную ленту (лыко). Для сколотня
бересту снимают со ствола целиком. На стволе делают кольцевые разрезы,
отстоящие друг от друга на 40-50 см. Затем в нижний разрез под слой бересты
нужно просунуть сочалку и отслоить от ствола берестяной цилиндр. Сначала
снимают самый маленький сколотень, в конце – самый большой, вставляя их
один в другой, как матрешки.
Обязательно ученикам нужно объяснить то, что заготовлять
бересту можно только в определённых участках л необходимо связаться в
ближайшим лесничеством и получить разрешение на заготовку бересты. Ни в
коем ел; снимать кору с берёз, расположенных на территории города, парков,
вблизи населённых пунктов (будь то деревня в три дома).
2.5 Хранение бересты.
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях
(чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное после снятия со ствола
скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученная
несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при
скручивании - с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в
мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на
берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно
скручивать из лент разных деревьев.
Береста снятая пластами укладывается между двух широких досок
или фанеры, а сверху помещается груз, что( хранения пласты не скручивались
и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между
пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. В клубках и пластами
береста может храниться годами. Хранящаяся в сырых помещениях береста
покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном
хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких
условиях береста постепенно теряет свойство: старую бересту размачивают в
воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.
2.6 Виды обработки бересты.
2.6.1 Тиснение, гравировка и выскабливание бересты.
Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам,
относятся к 18 столетию. Их сообщает Андрей Болотов /Незаурядный человек,
принадлежавший к числу просвещенных людей своего времени, Болотов почти всю
свою жизнь прожил в деревне. Двадцать семь лет он вел дневник, который был
опубликован под названием "Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные
им самим для своих потомков". Для современных историков эта книга является
своеобразной энциклопедией жизни 18 века. Болотов писал обо всем - об
обычаях, нравах, быте, о хозяйственной жизни, политических событиях того
времени/ в своем дневнике: "Никакая работа и мастерство мне так не
полюбилась, как одна особливая - производить из простой бересты табакерки,
стаканчики, кружечки". Болотов научился украшать их резьбой и тиснением,
которое еще называется чеканкой. Он подробно объясняет, как это делается:
"Сия чеканная работа производится маленькими палочками, у коих на концах
вырезаны разные фигуры и расположенные так, чтобы при наставлении палочки
на бересту и при ударении в другой конец ее молотком выпечатывалась на
бересте довольно возвышенная фигурка".
Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с
канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер
"выбирает" фон предмета и получает
зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. В
19 веке она применяется и в берестяных изделиях.
Тиснение по бересте делают специальными кренами(своего рода
штампиками) или чеканками. Штампики изготавливают из палочек( стержней,
брусков ) круглой, прямоугольной
или квадратной формы. Древесина для штампиков выбирается твердая : дуб,
вяз, береза, клен.
Можно изготовить их также из металла, пустотелых трубочек или кости. Длина
палочек выбирается такая, чтобы в процесс6е работы их было удобно держать :
это примерно 80-100 мм.
Заготовив необходимое число палочек, тщательно зачищают их
от шероховатостей. Затем одному из торцов, который будет рабочий, придают
какой-нибудь элемент будущего орнамента: круг, квадрат, ромб, розочка,
полоска и т.д. Чем больше штампиков, тем выразительней будет композиция
узора.
Более сложные по форме штампики с элементами, например
растительного орнамента вырезаются небольшими стамесками, которые
используются в резьбе по дереву.
Перед нанесением тиснения бересту размечают шилом на полоски
или квадраты, в которых штампиками будет оттиснут рисунок. Для того чтобы
сделать оттиск штампика на бересте, ее располагают на дощечке внутренним
слоем наружу. В объемные изделия необходимо вложить деревянные брусочки.
Приложив необходимый по рисунку штампик к бересте, по нему сильно ударяют
молотком. В результате не бересте получается отпечаток. Таким образом
делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка, его глубина и
четкость зависят о силы удара точного прикладывания к месту узора.
Выскабливание выполняется следующим образом. Составив эскиз
или шаблон будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с
помощью разметочных инструментов: циркуля и линейки. Затем, слегка подрезав
контур элементов узора ножом, им же выскабливают верхний, тонкий слой
бересты. Можно и использовать плоскую стамеску, если ширина линий узора в
его элементах одинаковая.
В украшениях берестянного изделия можно использовать и
гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов узора поддевают ножом.
Благодаря слоистому строению бересты, элементы легко расслаиваются.
Получаются слои различные по цвету.
Изложенными выше видами обработки бересты можно украсить
полоску бересты и использовать ее в качестве закладки для книг или
изготовить из бересты обложку для записной книжки.
2. Роспись.
Распиная береста- один из самых самобытных видов народного
искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи
берестянных изделий. Сегодня чаще всего расписываются берестянные туески и
посуда. Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый,
коричневый, голубой или синий цвета.
Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют
композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы-
цветы и листья. Так же как и в росписи по дереву, здесь применяется
небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и
зависит яркость росписи.
Перед тем, как расписывать поверхность берестянного изделия,
место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовят из смеси мела
со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят
тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в
углублениях. Для этого используют не большой шпатель. Затем берестянное
изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего
зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует
окраска белилами, сначала жидким , потом более густыми, и сушка, после чего
берестянное изделие расписывается и лакируется. Лакируют бересту дважды,
просушивая каждый слой в течение суток.
Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для
закрепления росписи- масляные лаки. Для окраски и лакировки нужны две
беличьи кисточки № 10-16. А для росписи три- четыре беличьи или колонковые
№ 1-3.
2.6.3 Резьба.
Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу.
Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные
сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на
фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков.
Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким
прорезным геометрическим орнаментом.
Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью.
Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях.
Для работы потребуется: нож-резак, шильце( притупленное и ошлифованное),
линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на
которой выполняют резьбу.
Изготовление берестянных изделий с резьбой состоит из :
- изготовление заготовок;
- изготовление орнамента;
- монтажа, в процессе которого берестянная полоска с готовым
прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия.
Изготовление заготовок включает :
- расслоение бересты ;
- нарезка полосок ;
- разметка рисунка под орнамент.
Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих
сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы,
заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей
воде в течении 3-4 часов и лишь потом расслоить.При этом придется
пользоваться деревянным ножом : в местах «прилипания» одного слоя к другому
им удобно отделять слои , не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону
бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать
заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу
обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке.
Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку
рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные
детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при
определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь
рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких
деталей рисунка.
Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с
простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных
для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм
друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези
по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики ит.д,
далее постепенно усложняя рисунок.
Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты,
необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того
как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой : это мелкие
прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.
Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или
фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к
основе. Резная береста не лакируется 6 она должна сохранять свой
естественный цвет.
6. .4 Аппликация.
Аппликация относительно новый способ художественной обработки
бересты.Бархатистая, с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты
красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для
окраски бересты оттенки золотисто- медовых, приглушенных
красноватокоричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти
особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и
панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся
друг от друга цветом и текстурой.
Интарсия- это своего рода инкрустация деревом по дереву или
берестой по бересте.Слово «интарсия» и «инкрустация» часто употребляют как
«синонимы», когда говорят о мозаике по дереву. И это не является ошибкой,
хотя понятие «инкрустация2 более широкое, так как кроме дерева или бересты
могут использоваться и другие материалы- металл, бесер и т.д.
При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать
некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на
темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне- мельче
истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок
яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к
цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между
различными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный
контур создает впечатление тени, а светлый - выделяет рисунок.
5. Плетение.
Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия ,
необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз,
рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент.
Красота изделия от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет
определяют по целому куску березы, так как по тонкой ленточке трудно
определить цвет будущего изделия.
Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависят
исключительно от точности нарезки лент. Если одно из десяти лент будет шире
или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму.
Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно
подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело
использовать. Например, если для маленькой вазочки или солонки требуются
ленты длиной 400мм, то неследует брать более длинные, иначе в обрезки уйдет
качественного материала.
Для того, чтобы нарезать берестянные ленты, необходимо рулоны
раскрутить и выгнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут
доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой,
смоченной в подсолнечном масле, равно обрезают ленторезом одну сторону и
укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно прикасалась к рейке на
доске. Затем плотно прижимают берестянной пласт плотно к рейке, придерживая
его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить,
чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут
одинаковой ширины. Ширину лент тщательно выверяют, а затем ножницами
заостряют с обеих сторон.
Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние
ленты: они высохнут и будут не пригодны в работе.
Один из самых простых способов плетения из бересты - это
изготовление «плашек». Такие плашки выплетаются, как правило, из обрезков и
отходов. Применение: подвески, украшения, шторы. Для плетения плашки нужно
две полосы одинаковой ширины. Последовательно выплести полосы согласно
указанным стрелкам/ схема 1,прил.2/. На схеме 2 /прил.3/ показано несколько
вариантов композиции из берестяных плашек, соединенных между собой тонкой
нитью.
1. Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке
бересты.
3.1. Методические основы работы кружка по художественной обработке
бересты.
Основным принципом педагогики является единство обучения и
воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-
прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а
эффективность этого единства во многом зависит от организационно-
методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.
Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретения
материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность
творческого коллектива. Материальное оснащение кружковых занятий постоянно
должно быть в поле зрения педагога.
Основу учебно-материальной базы, на которой в массовой школе
можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством, составляют
учебные мастерские (по обработке дерева и металла) и их учебное
оборудование.
Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и
размерам полезном площади соответствовать числу занимающихся учащихся.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и
нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое
внимание следует уделить рабочему месту ученика.
Наиболее удобными для занятий являются универсальные столы –
верстаки. На них можно выполнять любые операции, делать эскизы и другие
графические работы.
Столы и верстаки должны быть прочными, устойчивыми, надежно
закрепленными. На каждом рабочем месте должно быть сидение, так как
эскизирование, рисование, вычерчивание, а также ряд технологических
операций по художественной обработке материалов выполняются сидя.Так как
художественная обработка дерева нередко связана с кропотливой, тонкой
проработкой деталей декоративных композиций, для уменьшения зрительного
напряжения при таких операциях нужно позаботиться об освещении. Можно
использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Когда
требуется разбираться в тончайших цветовых оттенках (как это имеет место в
работе по патинированию чеканного рельефа), рекомендуется объединять оба
типа ламп. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на
высоте столов освещенность составляла не менее 300 лк. При дневных занятиях
освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки и при
боковом освещении будет тень на рабочем месте.
Серьезного внимания со стороны руководителя кружка требуют
инструменты, которыми пользуются учащиеся. Руководителю кружка необходимо,
подготовить вместе с учащимися удобные, технологически оправданные
инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям
школьников и характеру профессиональных движений.
В кружке должны быть и принадлежности для зарисовок. В этом
случае, если возникнет необходимость работы над композицией, учащиеся не
будут терять время на поиски бумаги, карандашей, резинок и других
материалов и инструментов.
Как уже отмечалось, для занятий со школьниками совершенно не
обязательны кондиционные, дефицитные материалы. При работе с
производственными отходами и бросовыми материалами учитель имеет больше
возможностей для воспитательного воздействия на учащихся. Поэтому
руководителю кружка в условиях конкретной школы необходимо заготовить
доступный материал, привлекая к этому и членов кружка.
В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным
искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные средства
обучения:
справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты
журналов , картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с
вариантами рисунков по каждому из заданий (для учащихся, не владеющих
рисунком);
укладки с наборами специальных инструментов для художественной обработки
материалов; изделия учащихся прежних лет занятий, распределенные по видам
декоративно-прикладного искусства и по годам занятий с указанием фамилии и
имени автора, класса, в котором он учился, и года создания работы; диатека
с наборами диапозитивов и диафильмов по народному декоративно-прикладному
искусству, с изделиями кружковцев, а также по технологии обработки
материалов;
оборудование для использования экранных пособий (затемнение на окнах,
экран, аппаратура для проецирования диапозитивов, диафильмов, фрагментов
кинофильмов, а также для эпипроекции); кассетница для методических
плакатов;
методические плакаты (большая часть которых создается силами учащихся
совместно с учителем); методические стенды с образцами материалов,
инструментов; для крепления плакатов при демонстрации можно использовать
магнитные держатели или воспользоваться универсальной штангой-фиксатором;
инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования).
Учитель должен располагать определенным объемом наглядных
пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы
народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях,
слайдах, кинофильмах), изделия учителя, работы учащихся прежних лет.
Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация цветных
диапозитивов, выполненных с работ учащихся - нынешних кружковцев.
Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ,
образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают
больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с учащимися.
Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и
дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению
школьниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию,
если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в
соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование
средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого
материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса
трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-
прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-
прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные
положения и понятия из области этого искусства. Если учитель при объяснении
школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и
образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов
выполненных работ), восприятие учащимися материала будет положительным.
Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников
повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного
искусства с жизнью.
В кружке должно быть не более 13-15 человек, иначе руководитель
не может вести работу с учащимися, основанную на индивидуально-
психологических особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно,
особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу учащихся,
предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при
условии, что кружок не перегружен учащимися, иначе руководитель не сможет
вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях в кружке. Однако
методика проведения занятий при направленности в сторону большей
индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на
сохранении коллективного характера обучения и воспитания.
Продолжительность одного занятия от 1 до 2,5-3 часов; более
длительные занятия могут привести к утомлению детей, снижению темпа работы,
нарушению координации движений и в конечном итоге к травматизму. Причем
различно и время занятий, которое могут посвятить школьники увлечению по
интересам. Для занятий с более младшими и неподготовленными учениками
следует планировать 1-1,5 часа, более старшим - 1,5-2,5 часа. С наиболее
подготовленными старшеклассниками занятия могут быть продлены до 3 часов.
Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес,
увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В
процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-
прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем
не менее через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы,
передышки, предупреждая появление в нервной системе школьников
охранительного торможения.
Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным.
Это не отвлекает остальных кружковцев, у в. и ценных выполнением
собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий
декоративно-прикладного искусства.
Чтобы наладить четкий ритм в работе кружка, необходимо строго
придерживаться намеченного дня и часа его функционирования. Не должно
меняться и место проведения кружковых занятий. Учащиеся быстро привыкают к
регулярности в занятиях, что положительно сказывается на посещаемости,
дисциплине и в конечном счете на продуктивности, их творческой
деятельности, на результатах их труда. В практике наблюдается наплыв
школьников, желающих позаниматься в уже функционирующем кружке декоративно-
прикладного искусства перед праздниками, когда возникает необходимость в
подарках родным. После праздников, как правило, случайные посетители
отсеиваются, а из тех, кто заинтересовался декоративно-прикладным
искусством, можно создать самостоятельную группу начинающих. Только здесь
преподавателю надо уметь перестроиться на встречу новых кружковцев и
индивидуально работать с ними со дня их прихода в кружок по той общей
программе, по которой работают и постоянные члены кружка. При большом
наплыве желающих целесообразно организовать параллельный кружок .
В кружок школьники приходят с различной степенью подготовленности
в графической грамоте, с различным уровнем умений и навыков в обработке
материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не
тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных
заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в
пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем
подготовки.
Режим работы кружка, а также степень возрастания сложности
учебных заданий зависят не только от возраста и способностей учащихся, но и
от характера самого кружка. Например, в стационарных коллективах требования
будут иными, чем во временных летних лагерях или детских санаториях. В
таких "сезонных" кружках и студиях нужно стремиться к тому, чтобы дети не
только поняли технологию декоративных работ, но и успели сделать несколько
законченных композиций. Тогда занятия не пройдут бесследно. Лучше увеличить
число занятий, ведь летом ребята не устают от ежедневных школьных уроков.
Они с удовольствием посещают кружок. Последовательность и нарастание
сложности заданий должны соответствовать характеру такого временного
кружка. Некоторое нарушение в последовательности заданий и ускоренное
нарастание сложности здесь вполне оправданы. Ведь такие творческие
коллективы не носят систематического характера. В них невозможно научить
детей сразу всем тонкостям декоративно-прикладного искусства. Нужно
стремиться к тому, чтобы занятия заинтересовали и увлекли ребят. Узнав в
пионерлагере или санатории некоторые основы этого искусства, школьники,
вернувшись домой, отыщут постоянно действующий кружок, где получат более
глубокую и систематическую подготовку.
Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами
декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного
планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-
воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе
годовой программы. Составными частями в него должны войти тематический план
занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы
кружка . В плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий -
беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа
по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-
прикладников, фабрик прикладного искусства. Намечены встречи с мастерами
народного и декоративно-прикладного искусства.
Намеченный план и программа обсуждаются со школьниками на
первом занятии кружка, где выбираются также и органы самоуправления -
староста и актив кружка. В их функции входит помощь руководителю кружка в
возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности,
обязанность в составлении графика дежурств и назначении дежурного на каждое
занятие. График дежурств способствует приобщению всех кружковцев к активной
работе по самообслуживанию. Выбор дежурного, его помощь руководителю кружка
- одна из форм развития организаторских способностей детей, привлечения их
к систематическому самоуправлению. Так как каждый из кружковцев бывает
дежурным по нескольку раз, они периодически испытывают воздействие этой
формы воспитательной работы. В деятельности кружка должна осуществляться не
только преемственность занятий из года в год, но и, по выражению А. С.
Макаренко, "преемственность поколений", т.е. сохранение традиций и дружбы
между старшими (по времени занятий) и младшими членами кружка.
Чаще всего "записавшиеся" в кружок хотят побыстрее начать работу в
материале. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) то и дело
тянет к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести в
металл и дерево. Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-
прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных
и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает
свой отпечаток на решение образа.
Задача руководителя - ориентировать учащихся на глубокое
самостоятельное изучение образцов народного декоративно-прикладного
искусства и создание на этой основе собственных изделий. Следование
образцам на начальном этапе обучения позволяет учащимся усвоить, что и как
можно сделать в том или ином материале, в той или иной технике.
Не всегда образцом для повторения может служить резное, чеканное
или инкрустированное произведение, так как нередко кружки не располагают
таким наглядным материалом. В этом случае можно воспользоваться
фотографиями или репродукциями с декоративных произведений.
В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно
наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться,
чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание,
связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов
исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть
заложен элемент творчества.
Работа по образцам - один из этапов творческого роста учащихся. Но этот
этап не должен быть самоцелью. Учащиеся должны понять, что через
копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, пони-манне
пластических свойств материала, особенностей композиционных решений декора.
Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому,
когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами
работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго.
Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к
работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения. От руководителя
требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно,
соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны
носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен
соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические
сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения
могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед. При проведении
инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова
с демонстрацией наглядных пособий.
Очень много зависит от первого задания, которое руководитель
предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения,
интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание
было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия.
При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не
только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить
все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в
процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки бересты
. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет
ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих
отделочных операций, они будут меньше ожидать подсказки от руководителя,
проявляя самостоятельность в творческой деятельности.
Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся.
Рисунки для него руководитель должен подготовить сам. При этом возможно
использование репродукций декоративных изделий, публикуемых в журналах,
книгах, на открытках. Их можно увеличить до нужного размера через
эпидиаскоп или давно известным способом по клеточкам. Чтобы не расчерчивать
на клетки рисунок в книге, можно аккуратно перевести на кальку его контуры
и основные подробности и уже кальку расчертить на клеточки для дальнейшего
увеличения. Можно кальку расчертить на клетки и, наложив на рисунок,
перерисовать его, увеличивая или уменьшая. С переведенного рисунка делается
необходимое количество раздаточных карточек заданий (через копирку).
Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности
в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки
реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий. Одни
мучительно долго бьются над рисунком, у других трудно обстоит дело с
навыками ручной обработки материалов, у третьих возникают сложности в
процессе декорировки изделия. Поэтому, как правило, на задания общего
характера даже выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого кружковца
уходит различное количество времени. Причем это различие может быть
довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первую композицию,
другие успешно завершают несколько работ.
Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены
инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы,
можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых
инструментов. Такие "токарно-слесарные дни" можно периодически повторять.
С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной
работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен
самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе.
Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая обрабатываемые
материалы при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в
творческом процессе. После работы по образцам начинается самостоятельная
работа учащихся. У школьников различных возрастных групп прослеживаются
определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу
творческих композиций школьников ложатся сюжеты прочитанных книг,
просмотренных спектаклей, кинофильмов.
Учащиеся используют сюжеты учебного материала по литературе, и
тории, бесед по изобразительному искусству. Нередко основу позиции
составляют эстетически воспринятые предметы и явления природы, окружающей
жизни. Нередко сюжеты для декоративных композиций подсказывает материал, из
которого она будет создаваться. При пересмотре материала происходит
активное формирование у школьников зрительного образа, который они
впоследствии и воплощают в данном материале. Особенно часто материал
способствует формированию зрительного образа в лесной скульптуре при
использовании ветвей и корней деревьев. И в других видах декоративных работ
материал является активным средством воздействия на развитие
эмоционального, образного восприятия действительности школьником. Говоря о
роли материала в зарождении замысла в живописи и скульптуре, М. Г. Манизер
писал о необходимости в поисках художественного образа обращаться
непосредственно к материалу: "...как в случае с музыкальной импровизацией,
так и здесь мотивы часто рождаются в общении с холстом или глиной в
процессе работы". Это тем более справедливо в отношении декоративных
материалов. Особенно эффективно влияние материала на школьников при их
участии в его заготовке. В тех случаях, когда кружковец теряется, не зная,
что выразить в своей композиции, можно рекомендовать ему несколько тем на
выбор. Эффективную помощь учащимся может оказать демонстрация наглядного
материала - нескольких рельефов на подобные темы, выполненных учащимися в
прежние годы".
В поисках сюжетов для творческих декоративных работ рекомендуется
проводить со школьниками выходы в поле, лес, парк, на улицы города или
поселка для зарисовок. Внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая
незаметную, неброскую красоту лесов, лугов, полевых цветов, зарисовывая их,
учащиеся проникаются чувством любви к родному краю. Находки и зарисовки
детей на природе станут основой для будущих композиций.
Провожая учеников на летние каникулы, нужно советовать им иметь
при себе всегда альбом и карандаш. В любом месте можно встретить много
интересного, и тут же зарисовать понравившийся предмет или мотив.
В работе над творческой композицией ученик может воспользоваться
ранее выполненными учебными упражнениями, подготовленными к ним рисунками,
а также добрать недостающий материал на натурных зарисовках, интерпретируя
все это в декоративные формы и образы. Работая над темой исторического
характера, ученик должен просмотреть книги, журналы, а возможно, и
кинофильмы, относящиеся к данному периоду, при возможности порисовать
бытовые предметы, одежду, утварь в исторических или краеведческих музеях.
Цель творческих работ - внимательное наблюдение жизненного материала, его
глубокое осмысление и эстетическая интерпретация в декоративные образы в
соответствии с замыслом и выбранным материалом, развитие творческого
воображения. В практике кружковой работы нередки случаи, когда удачный
творческий рисунок одного подростка привлекает внимание другого,
воплощающего в материале композицию, созданную товарищем. Поэтому не надо
удивляться появлению нескольких работ одного и того же содержания у разных
школьников.
Одна из особенностей занятий в кружке декоративно-прикладного
искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное
время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же
вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы , ожидая
завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы
в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору,
рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, повышать
результативность и подведение итогов одного занятия аналогично
практикующимся в настоящее время на предприятиях народных художественных
промыслов нашей страны выставкам изделии одного дня - обсуждению
декоративных работ созданных мастерами в течение рабочего дня. Этот
эффективный методический прием совершенно необходим в тех случаях, когда
дети выполняют длительное задание и конечный результат будет виден не
скоро. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии,
что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.
Эффективные результаты в активизации творческой деятельности
учащихся дают промежуточные просмотры выполняемых учащимися работ. На
текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит
новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда
выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь
учащимся в индивидуальном порядке, или когда видит, что у многих школьников
повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении,
будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в
тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимет эмоциональный настрой
учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.
Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих
достижениях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Во время
обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо
проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы школьников,
развивается их творческое мышление, речь. Значит, руководителю нужно уметь
направить внимание школьников в нужное русло. Можно предложить им, не
ограничиваясь понятиями "нравится", "не нравится", не боясь ошибиться,
проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их
декоративной трактовки материалу, его технологическим особенностям. Большая
роль при этом принадлежит воспитателю, который направляет весь ход
обсуждения, тактично вносит поправки в оценку школьниками положительных и
отрицательных сторон выполненных работ, подводит итог общего разговора.
В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла
рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими
работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся.
Председатель жюри - руководитель кружка. Умелая организация и проведение
выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм
морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей.
Возможно и материальное вознаграждение учащихся за успешную трудовую и
творческую деятельность в процессе занятия декоративно-прикладным
искусством - книга по искусству, подарочный набор инструментов для
художественной обработки материалов не только поощряют ученика за его
успехи, ни и создают эмоциональный подъем для продолжения занятий не только
в школе, но и самостоятельно в свободное время.
Обсуждение выставки в присутствии представителей РОНО,
администрации школы, родителей, товарищей по классу, школе,
местожительству, успех индивидуальной деятельности учащихся, ее
общественное признание в значительной степени способствует трудовому и
эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению.
Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно
провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства,
выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать
привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых
школьников.
2. Методическая программа уроков по художественной обработке бересты.
1. Пояснения.
За основу методической программы по художественной обработке
бересты , взята программа студии « Матрица» город Санк-Петербург . Затем
данная программа проработана , дополнена и частично опробована мною как
преподавателем , в условиях кружка по художественной обработке бересты в
Доме ремесел при отделе по культуре и спорту администрации Кезского района
Удмуртской Республики.
В наше время технологического прогресса особенно необходимо
приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными
праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой
цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического
прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не
говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое
развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков
каждой конкретной местности.
Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная
обработка бересты.
Работать с берестой могут дети начиная с 6 лет. С
повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети
младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений,
ковриков, корзинок .Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают
осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметов
усложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, очешники, лапти).Старшая
группа (от 14 до 17 лет) занимается по сокращённой программе средней группы
и продолжение составляет плетение сложных форм изделий, требующее
определённых навыков работы с берестой (сплетение стеклянных предметов,
игрушки, пестери, туеса).
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом году обучения
предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или
ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе
можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас
заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуется знакомить детей
с плетением из бересты начиная работать с заменителем природного материала.
Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими
пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает
лучше освоить плетение, в отличии от бересты, где зачастую лицевая и
обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с
бумагой - за один тот же промежуток времени можно освоить большее
количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на
её обработку.
2. Техника безопасности.
Техника безопасности должна соответствовать общим требованиям,
федерального законодательства по охране труда / в ред. Федерального закона
от 17.07.1999 №181-ФЗ, 20.05.2002 №53-ФЗ/, пожарной безопасности на рабочем
месте / в ред. Федеральных законов от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 18.04.96 № 32-
ФЗ, от 24.01.98 № 13-ФЗ/, а также норм выдачи средств индивидуальной защиты
/ Постановление Минтруда и Соц. развития РФ от 25 декабря 1997 г №66 (в
ред. от 17 декабря 2001 г. №85)/ , норма Протовопожарной безопасности и
САНПиН . На базе изложенного выше разрабатывается внутренний трудовой
распорядок в области охраны труда.
Внутренний трудовой распорядок в области охраны труда.
1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.
2. Соблюдать требования пожарной безопасности , помещение должно
быть оборудовано средствами тушения .
3. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в
зачехлённом виде , заточку инструмента производит руководитель кружка или
специально подготовленный человек.
4.Применять инструмент только по назначении .
5. Вынос инструмента из кабинета запрещён.
6.Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а
инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их
брать, не затрачивая времени на поиски/ при художественной обработке
материалов это особенно важно, так как при работе в выбранном темпе нередко
инструмент берется не глядя , а если инструмент разбросан в беспорядке,
ученик не только выбивается из рабочего ритма, но и может получить травму/
.
7. За нарушение правил пользования инструментом учащийся
освобождается от посещения занятий сроком до 7 дней. За повторное
нарушение исключение из студии.
8. Рабочее место необходимо содержать в чистоте.
9.В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к
руководителю. Руководитель обязан оказать первую помощь.
10.За нарушение общих правил техники безопасности - освобождение
от занятий сроком до 2-х недель.
3. Вводное занятие.
Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский
человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. лесные чащи
давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил
города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё что
было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина,
камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда
старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции
переходили из поколения в поколение.
На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное
ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, -
плетение из бересты (художественная обработка бересты).
Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева
миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты
туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и
оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик и
народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному
материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные
сапоги. Старики рассказывают, что удобно .ходить в лаптях по болоту, когда
ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь - вода уходит.
Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность
не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали
под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага ( наглядый
пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского
монастыря).
Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве
бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской
письменности (новгородские берестяные грамоты).
Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и
использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую
вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой,
линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами -
берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют
антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и
ссадинах.
На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в
различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву,
кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были
богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов,
портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные
предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.
Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении,
обработке, иструменте изложенном выше. Рассказывается программа с показом
изделий и об участии в выставке в заключении года.
4. Занятие с показом слайдов и кино-видеофильма «Роль и место
бересты в жизни крестьян на протяжении многих столетий».
Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный
материал (слайды) , диапроектор, видеофильмы и мультимедия. Желательно
отснять часть материала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В
качестве тематики предлагаются следующие предметы : пестери , дудки ,
погремушки , украшения , лапти , корзины , туеса , солонки .
Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого
крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем
перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь
населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных
войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте
жизни.
Покос
- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»
- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»
Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро,
идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно,
коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки
косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём
еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу
мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета
Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики
собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого
солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в
форме кораблика - карбаса. Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о
себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или
молоко.Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да
и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде
- туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста
без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что
даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно
нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога ? - лапти.
И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам
не колко.
Посев
В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать,
крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут большие корзины
для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили
земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки
широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.
Лес
При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами
(забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно
ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек. После сбора в лесу
ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных
кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой).
Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту
хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.
Рыбалка
Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и
снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес,
и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А
если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились
берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на
поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.
Строительство
Собираются мужики всей деревней ставить избу одной семье,
заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб собирай. И под первый
венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не
гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали
бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на
крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные
пласты, защищая дом от влаги.
Хозяйство
- Оплетали треснувшую глиняную посуду
- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский
музей)
- Веретеница для ниток и веретён
- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать
- Кипятили воду в посудине из пласта бересты
- Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.
- Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога)
5. Программа занятий. Первый год обучения.
|№ |Кол-в|Содержание занятий |
| |о | |
| |час. | |
| | | |
|1 |2 | |3 |
|Октябрь |
|1 |2 |Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла. |
| | |Материал. Инструмент. Техника безопасности |
|2 |2 |Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х |
| | |гранной. |
|3 |2 |Использование и применение отходов /обрезков и полосок |
| | |бересты/. Плашка и груглая бусина. |
| | | |
| | | |
| | | |
|4 |2 |Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет. |
| | | |
| | | |
|Итого |8 |
|Ноябрь |
|1 |2 |Знакоство с понятием оберег и его изготовление.Работа с |
| | |четырмя полосами.Оберег плоский-звезда. |
| | | |
|2 |2 |Оберег-колоток.Работа по шаблону. |
| | | |
|3-4|4 |Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки|
| | |для книг. |
| | | |
|Итого | |8 |
|Декабрь |
|1 |2 |Плетение квадратной основы с со скошенными |
| | |углами.Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент. |
| | | |
|2 |2,5 |Плетение кубика и его применение.Секркт |
| | |мастерства-заплетение углов. |
| | | |
|3 |2,5 |Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края. |
| | | |
|4 |2 | |Использование дополнительных лент в плетении для | |
| | | |изготовления ножек. | |
|Итого | |9 |
|Январь |
|1-2|4 |Использование приобретенных навыков для изготовления |
| | |игрушек.Поросенок.Предметы-заменители |
| | | |
|3 |2 |Изготовление птички.Секрет мастерства-заплетение клювика.|
| | | |
|4 |2 |Изготовление заготовок для воображаемого изделия. |
| | | |
|Итого | |8 |
|Февраль |
|1-2|4 |Изготовление рыбки.Принцип китайского узла. |
| | | |
|3-4|4 |"Паук"-композиция из рыбок или птичек с использованием |
| | |ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий |
| | |(бусинки,плашки и т.д) |
| | | |
|Итого | |8 |
|Март |
|1 |2 |Петух.Преобразование птицы путем дополнения. |
| | | |
|2-4|6 |Кот.Плетение с использованием пробретенных навыков |
| | | |
|Итого | |8 |
|Апрель |
|1-2|6 |Корзинка.Способ косого плетения. |
| | | |
|2-3|4 |Составление и изготовление пасхальной композиции с |
| | |использованием природных материалов. |
| | | |
|Итого | |10 |
|Май |
|1-4|10 |Подготовка к отчетной выставке. |
| | | |
|Итого | |10 |
|Всего занятий за год |32 | |
|Всего учебных часов за год |69 | |
4. Заключение.
История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть
и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть
материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает
представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными
материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы
способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.
В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие
замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В
искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями
талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант
народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от
маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных
кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели,
уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-
маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает
лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета,
завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими
приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и
неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные
традиции.
Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем
начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие
творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно
свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по
развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими
школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни
детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство
радости от общения со сверстниками и учителями.
О все таки по опыту своей работы с детьми младшего школьного
возраста я сделала вывод, что им еще сложно плетением из бересты , у них
ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук , координация движений
для работы с этим материалом . Я считаю , что на самом начальном этапе
необходимо брать бумагу и делать изделия из неё , постепенно переходя к
работе с берестой .
Опыт мое работы показал , что если ребенку интересно , если его
увлечь и заинтриговать , помочь вообразить будущее изделие , создать стимул
, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго , упорно и
порой забывая про время и про то , что изделие может не получиться. Ребенок
натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и
воображать и творить воображаемое изделие , но для этого его нужно
вдохновить , вдохнуть в него искорку какого то замысла , какой то идеи , а
в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае , если это ему
интерестно.
Список использованной литературы:
1.Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.
2.Виппер Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. М., 1962 г.
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. М., 1967 г.
4. Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г.
5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб.
Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980.
6. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.:
Знание, 1984.
7. Выготский Л.С., «Развитие высших психических функций»,-М.,1960.
Ресурсы Интернет:
Статьи, авторефераты, ссылки.
Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.
П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г.
"Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления"
(под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова). МГУ, 1984.
Этапы творческого процесса.
Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология". М., 1950)
Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М.,
Тривола, 1996 г.
( А.Б. Потапов Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод")
Темерин С. М. Русское прикладное искусство.
Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества.
Замятин Е.И. Психология творчества.
Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить.
Программа студии « Матрица» Плетение из бересты СП-б 1998г.
Выдержки из книги Шутихина А.В. Доброе ремесло.
Мильтимедия :
CD-ROM « Русская береста ». Cordismedia 2003г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 :
рис.2
рис.3
рис.5 рис.4
рис.6 рис.7
рис.8
рис.9
рис.10 рис.11
рис.12 рис.13
рис.14
рис.15
рис.16
рис.17
рис.18
рис.19
рис.20 рис.21
рис.22 рис.23
Приложение 2
Приложение 3
-----------------------
Рис.10
Рис.11
Рис.12
Рис.13
Рис.14
Рис.15
Рис.16
Рис.18
Рис.9
Рис.21
Рис.22
Рис.23
Страницы: 1, 2, 3
|