Рефераты
 

Национальный идеал в образовании России XIX века

образцах французского рыцарства, семейной домовитости на рассказ о

германцах и швейцарцах». Поэтому необходимо реформировать школьную систему.

Отсюда автор делает вывод главенствующей роли в системе образования

церкви, а в содержании образовательного процесса - проповеди православия.

Таковы были теоретические позиции, на основе которых в начале XIX века

была предпринята попытка реформирования национальной образовательной

системы России. Проведенный анализ становления образовательной системы в

России позволяет выделить одну из тенденций ее развития. Система

образования как социальный институт государства и общества требует

постоянных преобразований, реформирования. В анализируемый период

доминировала стратегия реформирования «сверху», от государства, которая

основывалась на теории педагогического классицизма и вела к единообразию в

идеологии образования, что приводило к закрытости школы, казенщине,

бюрократизму.

1.3. Становление образовательного идеала общественно-педагогической

мысли России в первой половине XIX века.

Реформирование национальной образовательной системы протекало в

условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического

гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и

недовольство всех слоев общества. В этой связи в общественно-политической

жизни общества усиливается оппозиционное направление. В произведениях

литературы и искусства все большее отражение находили идеи протеста против

деспотизма, неограниченной самодержавной власти, развивались

гуманистические положения о ценности человеческой личности, о роли общества

в раскрытии ее духовного потенциала. Идея свободы человека все больше

занимает умы прогрессивных людей того времени.

Первыми, кто открыто выступил против неограниченной самодержавной

власти во всех сферах жизни общества, были декабристы. Декабристы

рассматривали народное образование как одно из важнейших орудий в борьбе за

демократизацию жизни в стране. В их программных документах было требование

предоставления возможности всем слоям общества получать образование;

создания такой образовательной системы, которая готовила бы человека,

независимо от сословной принадлежности, «к полезным занятиям, особенно к

познанию Отечества» (16, С. 243-244). Декабристы при этом особо

акцентировали внимание на задаче воспитания у молодого поколения

национального самосознания, любви к своей стране, чувства долга перед ней и

желания служить на ее пользу, уважения к родному языку и литературе.

Вторая отрасль - образование - имела целью распространение правил

нравственности, воспитание юношества, расширение познаний. Представители

общества признаны были заниматься системой просвещения, т.е. участвовать в

управлении учебными заведениями, открывать училища в своих поместьях.

Просвещение и знания, по мнению декабристов, неразрывно связаны с

нравственным состоянием общества и составляли основу человеческой личности.

Декабристы прекрасно осознавали, что для создания новой образовательной

системы, которая формировала бы человека демократического общества,

необходимы соответствующие средства. Тот, кто входил в отрасль

«просвещение», для оказания воздействия на воспитание юношества, должны

были «писать полезные книги и учебники», переводить с иностранных языков

произведения, соответствующие направлению тайных организаций, участвовать в

изданиях литературы. Они требовали применения в учебной практике народных

традиций, опыта, достижений мировой и отечественной науки, искусства.

Представители декабристского круга считали, что нет такого учебного

предмета, воспитательного воздействия, где было бы невозможно использовать

местный краеведческий материал, доказать величие родного языка, литературы,

вызвать интерес к истории страны, к природе родного края. Для этого они

предлагали изменить характер преподавания учебных предметов, включая в

программу историю отечества, краеведение, основы изучения родной речи и

литературы.

Свои программные заявления декабристы стремились реализовать на

практике. Так, 10 февраля 1819 г. Состоялось первое организационное

собрание «Вольного общества», где был избран его комитет , в состав

которого вошли: Ф.П. Толстой (председатель), Ф.Н. Глинка, Н.И. Гречь и др.

Комитет призывал организовать школы на местах, гарантируя им материальную и

методическую поддержку. Декабристы организовывали в своих поместьях школы

для обучения крестьянских детей, а в городах - школы для детей бедноты и

солдатских детей. Офицеры-декабристы организовывали школы в частях и

гарнизонах, к 1825 г. В них училось около 8000 человек. Важное место в их

программах уделялось роли учителя, его личностным качествам, особой

значимости для России труда учителя по распространению знаний.

Таким образом, декабристы стремились к тому, чтобы образование вело к

«познанию Отечества», т.е. было основано на народных, национальных корнях.

Их деятельность в этой сфере носила ярко выраженный демократический,

гуманистический характер. Так, декабристы в качестве принципов воспитания

провозглашали такие ценностные приоритеты, как признание прав и

возможностей воспитанников, уважение и развитие достоинства личности

каждого, поощрение творческой самодеятельности. Ими была выдвинута задача

формирования у молодого поколения чувства национального самосознания, любви

к своей стране, ответственности перед ней, служить во благо и в ее пользу,

уважение к родному языку и литературе. Таким образом, декабристы впервые

предприняли попытку сформулировать требования к национальному

образовательному идеалу с позиций ценностей национальной культуры.

Ответом на выступление декабристов стало усиление реакционных тенденций

во всех сферах жизни общества, но, прежде всего, в сфере образования,

начинается период открытой политической реакции, последовательным

проводником которой стал А.А. Аракчеев. В становлении образовательной

системы наступает второй период (1828-1849 г.г.). Самодержавие стало

открыто проводить курс на усиление сословного характера всей

образовательной системы в стране, активно способствовать внедрению

богословских элементов в содержание образования. Правительство ввело почти

полицейский контроль над всей системой просвещения. Распространение числа

закрытых учебных заведений привело к нарушению системы преемственности

между различными типами получаемого в стране образования и повлекло за

собой явления упадничества, и даже регресса.

8 декабря 1828 г. Принимается новый «Устав гимназий и училищ уездных и

приходских». Цель гимназического образования оставалась примерно той же:

«готовить к университетскому образованию и выпускать молодежь в жизнь со

знаниями, применимыми их состоянию» (9). В основу формирования контингента

обучаемых был положен сословный принцип. Приходские школы предназначались

для крестьян, мещан и промышленников низшего класса, уездные училища - для

купеческих и унтер-офицерских детей, гимназии - для дворянского сословия.

Были созданы и новые образовательные структуры для дворян - дворянские

институты и лицеи. Основным средством вытеснения из гимназии разночинцев

стало повышение платы за обучение при одновременном запрещении льготной

оплаты для малосостоятельных граждан недворянских сословий. А.И. Герцен

возмущенно писал в «Колоколе»: «Одно из ужаснейших посягательств прошлого

(николаевского) царствования состояло в его настойчивом стремлении сломить

отроческую душу. Правительство подстерегало ребенка при первом шаге жизни и

развращало кадета-дитя, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно,

систематически вытравляло оно в них человеческие зародыши... От молодежи

оно требовало рабского духа, рабской дисциплины, рабского молчания».

В 1833 г. На пост министра народного просвещения пришел С.С. Уваров,

автор доктрины «русские охранительные начала православия, самодержавия,

народности».

По новому учебному плану весь курс гимназии протекает в течении 7 лет,

математика и древние языки признаются главными предметами гимназического

образования, но в программный курс вводятся новые обязательные предметы -

Закон Божий, русский язык со словесностью но логика и статистика

исключаются Кроме того, происходят перемены и во внутреннем устройстве

гимназий разрешаются физические наказания, появляется должность директора,

почетного попечителя, вводится пятибалльная отчетная система и плата за

обучение. С

4-ого класса начинается подразделение гимназии на отделение с двумя

древними языками (древнегреческим и латинским) и с одним (латинским)

языком. В реальной практике воспитательный процесс был поставлен еще худшим

образом, чем обучение. Функцию воспитания в учебных заведениях этого

времени исполняло обучение религиозным дисциплинам. Кроме того, в скором

времени обнаружилась острая нехватка учителей. Таковы изменения были

внесены в национальную образовательную систему. Однако они не могли

затормозить распространение демократических идей, которые высказали

декабристы.

Ответом на сопротивление трансформации стало появление в это время

специфического явления русской жизни - русской интеллигенции, продукта

нового просвещения Александровской поры, в большинстве своем, оппозиционно

настроенной по отношению к существующей государственной власти. Н.А.

Бердяев писал, что русская мысль всегда будет занята преображением

действительности. Познание будет связано с изменением. Русские в своем

творческом порыве ищут совершенной жизни, а не только совершенных

произведений. Даже русский романтизм стремился не к отрешенности, а к

лучшей действительности. А.С. Пушкин, прочитав «Мертвые души», воскликнул:

«Боже, как грустна наша Россия!» Это восклицала вся русская интеллигенция

весь XIX век. И она пыталась уйти от непосредственной грусти русской

действительности в идеальную действительность. Этой идеальной

действительностью была или допетровская Россия, или Запад, или грядущая

революция. Русская эмоциональная революционность определялась этой

непереносимостью действительности, ее неправдой и уродством. При этом

переоценивалось значение самих политических форм. Интеллигенция была

поставлена в трагическое положение между империей и народом. Она восстала

против империи во имя народа. Россия к XIX веку сложилась в огромное

мужицкое царство, скованное крепостным правом, с самодержавным царем во

главе, власть которого опиралась не только на военную силу, но также на

религиозные верования народа, с сальной бюрократией, отделившей стеной царя

от народа, с крепостническим дворянством, в средней массе своей очень

непросвещенным и самодурным, с небольшим культурным слоем, который легко

мог быть разорван и раздавлен. Интеллигенция и была раздавлена между двумя

силами - силой царской власти и силой народной стихии. Она противополагала

себя народу, чувствовала свою вину перед народом и хотела служить народу

(5, С. 67). Интеллигенция развивала идеи декабристов, прежде всего, в

области воспитания человека, т.к. другие проблемы, особенно общественно-

политические находились под строжайшим запретом.

Это время ознаменовало себя как время начала широкого общественно-

педагогического движения и новым этапом в поиске ценностных приоритетов в

развитии национальной образовательной системы, ее идеала и связана с

именами таких выдающихся деятелей данного периода как В.Г. Белинский, Н.А.

Добролюбов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, которых принято называть

революционерами-демократами. Они не были профессиональными педагогами,

однако, в их литературном наследии большое место занимают работы, в которых

рассматриваются проблемы человека, место образования в его развитии. Н.А.

Бердяев подчеркивает, что «огромное значение, которое приобрела у нас

публицистическая литературная критика во вторую половину XIX в.,

объясняется тем, что, по цензурным условиям, лишь в форме критики

литературных произведений можно было выражать философские и политические

идеи (5, С. 93). Революционные демократы считали своим долгом

последовательно выступать с требованием развития народного просвещения, как

основы переустройства общества в целом.

В.Г. Белинский (1811-1848) одним из первых поставил проблему воспитания

человека-борца, выступающего против крепостничества и стремящегося к

переустройству общества на демократических началах. В его педагогических

идеях можно выделить несколько направлений по преобразованию национальной

образовательной системы на основе демократических принципов. Прежде всего,

он был убежденным и непримиримым противником исторически сложившегося в

России сословного воспитания, которое лежало в основе организации как

официального, так и домашнего обучения. Он резко критикует «первоначальное

воспитание» детей, сложившееся в разных сословиях. В.Г. Белинский писал,

что «в результате такого воспитания вырастают пустые юноши и девушки,

которым чужды какие бы то ни было самостоятельные суждения, общественные

интересы и стремления» . В противовес своему высказыванию он вводит образ

Софьи Рудиной, которая воспитывает в своей ученице гражданские и

нравственные идеалы. Конечно, в России имеется и подлинное, настоящее

воспитание. Он указывал, «... вы его можете увидеть даже во всех сословиях

общества от самого высшего до самого низшего». В.Г. Белинский утверждал,

что главная цель, ради которой создается образовательная система - это

человек, вне зависимости от социального происхождения, профессии и рода

занятий, и она должна помочь ему «быть человеком». Он требовал заменить

сословное воспитание, способствующего распаду общества на отдельные

противоположные группы, общечеловеческим, равным для всех.

По глубокому убеждению В.Г. Белинского, главной целью и вместе с тем

главным средством воспитания является человечность, любовь к человеку,

преумножение добра. В статьях В.Г. Белинского «О детских книгах»

заключается и более широкая постановка вопроса о цели воспитания:

«Воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника,

но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая

при этом быть человеком» (4, С. 154). Формируя этот основополагающий

принцип, он пишет: «Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном

лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого

человека, какой бы он ни был нации, какого бы он ни был звания, состояния,

в каком бы возрасте жизни и при каких бы обстоятельствах ни находился, -

тех общих элементов, которые должны составлять его внутреннюю жизнь, его

драгоценнейшее сокровище и без которых он не человек» (4, т. 10, С. 10).

Таким образом, В.Г. Белинский возводит человека в высшую ценность и идеал

развития общественных отношений, в идеал, который, прежде всего, должен

определять основы национальной образовательной системы. «Уважение к имени

человеческому, бесконечную любовь к человеку только за то, что он

человек...» (4, т. 5, С. 197). Здесь изложен один из основных принципов

педагогической концепции просветителей, сыгравшей столь видную роль в

борьбе с официальной рутиной, школьной муштрой, зубрежкой и зуботычинами.

Педагогические статьи В.Г. Белинского пронизаны верой в человека, его

силы, способности, интеллект и направлены на мобилизацию его внутренних

сил, ни постоянное самоусовершенствование, самовоспитание личности. Но

всегда ли, при всех ли обстоятельствах, говоря словами самого В.Г.

Белинского, личность имеет возможность для всестороннего саморазвития?

Согласно концепции просветителей, не только общество должно заботиться о

равном для всех воспитании, но и каждый человек должен постоянно заниматься

самоусовершенствованием. В такой трактовке воспитание рассматривается как

могучий рычаг переустройства общества на разумных и справедливых началах.

Но абсолютизировать роль просвещения нельзя. Оно само по себе не в силах

преодолеть социальную несправедливость, неравенство, гнет. Историческая

ограниченность социологической концепции просветителей, на которой стоял

одно время В.Г. Белинский, заключалась не в призывах к

самоусовершенствованию, которым действительно следует заниматься всем и

каждому, а в иллюзорной вере в то, что осуществление общечеловеческого

воспитания возможно при любых общественных отношениях.

Главным в воспитании, по мысли В.Г. Белинского, является выработка в

человеке стойких убеждений и воли для борьбы с социальной

несправедливостью, с отжившими порядками. Отсюда внимание к вопросу о роли

общественной деятельности, труда в процессе воспитания. Основным путем

воспитания человека, убеждал В.Г. Белинский, является общественная

деятельность, борьба за народное благо и уж никак не беспомощное копание в

собственных переживаниях. Индивидуальная внутренняя борьба с самим собой,

вне общественного труда не может обеспечить нравственное совершенствование

человека. Последнее возможно только в социально справедливом обществе. У

В.Г. Белинского, в анализе проблем воспитания, упор делается не на

воспитании отдельных личностей, а на отыскании путей коренного изменения

«проклятой российской действительности». Истинное просвещение, широкая

образованность человека, народа в целом несовместимы с деспотизмом,

социальной несправедливостью. «Знанием побеждается всякий страх», - писал

В.Г. Белинский. Он видел спасение России в развитии «цивилизации,

просвещения, гуманности» (3).

Важное место в педагогической концепции В.Г. Белинского занимает

проблема народности, соотношения национального и общественного в

воспитании. В России 30-40-ых г.г. эти вопросы стояли особо остро, но это

такие проблемы, которые не теряют своей значимости в любое время для любого

народа. Всегда важно знать истоки, прошлое своего народа, уяснить себе его

место и роль в семье европейских наций: «Надобно, чтоб у нас было

просвещение, созданное нашими трудами, взращенное на родной почве (4, т.

10, С. 7). Он неоднократно отмечал, что любовь к Родине должна быть

действенной, основываться на твердых, самостоятельно выработанных,

выстраданных убеждениях, базироваться как на понимании общих законов

общественного развития, так и на глубоких, прочных знаниях всех стихий

жизни родного народа, горячей, подлинно сыновней к нему любви, готовности,

- как он писал, - положить душу свою за отечество. «Народность, - говорит

он, - обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания. Часто дети знают о

древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но

не знают о сокровищах своей народной поэзии, русской литературе, Петре I»

(4, т. 10, С. 15). Жизнь всякого народа, писал он, проявляется в своих, ей

одной свойственных формах. Следовательно, если изображение жизни верно, то

оно народно, и воспитание можно назвать народным, если оно связано с

жизнью, повседневной деятельностью народа. Весь процесс воспитания, по В.Г.

Белинскому, должен быть направлен на выработку у молодого поколения

гражданской позиции, активного, действенного патриотизма. С особой силой

эту мысль он подчеркивает с своем понимании свободы личности, творчества,

современности. По его словам, служить обществу, шагать в ногу со временем

не означает подражание моде в костюмах и прическах. Общество - это нравы,

отношения, образ мыслей и способ действования. Только служение народу

делает личность свободной в ее жизнедеятельности («в образе своего

действования»), а для этого, пишет он, нужно быть гражданином, сыном своего

общества, своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с

его стремлениями. Каково общество, таково и воспитание, ибо природа создает

человека, но развивает и образует его общество. Царская администрация

стремилась превратить просвещение, образование в средство увековечивания

неравенства, сделать его источником получения особых прав высшими

общественными слоями. «У нас учатся не для знания, а для аттестатов,

открывающих путь к разным преимуществам», - с горечью заключал В.Г.

Белинский (4, т. 2, С. 447).

Резко осуждал В.Г. Белинский тех своих соотечественников, которые не

умеют «написать русской стоки без орфографических ошибок», но чванятся

своими космополитическими стремлениями. В.Г. Белинский решительно возражал

против чрезмерного увлечения произведениями иностранных авторов,

Сентиментально-романтическая литература западных народов, отмечал он,

создает у детей приукрашенное представление о жизни. Рекомендуя детям

чтение В. Скотта, Ф. Купера, В. Гете, В. Шекспира, он одновременно

настаивал на изучении, прежде всего, лучших русских писателей. Очень высоко

он ценил А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, отметил талант

молодого Достоевского. В. Г. Белинский призывает русских писателей давать в

своих произведениях «как можно больше общечеловеческого, мирового, но

стараться знакомиться с этим через родные и национальные явления» (4, т.

10, С. 17). В. Г. Белинский подчеркивает, что народность является главной

чертой образовательной системы, которая должна основываться на изучении и

знании родного языка, литературы и истории. Важнейшим, благороднейшим

источником просвещения русского общества он считал отечественную

литературу. «В наше время литература, искусство, - писал В.Г. Белинский, -

больше, чем когда-либо прежде, сделались выражением общественных вопросов»

(4, т. 10, С. 306). В педагогической концепции В.Г. Белинского

воспитательная роль литературы, искусства, науки неразрывно связывалась с

идеей народности, которую он понимал как отражение в творчестве мастеров

культуры интересов и надежд народа, национального характера, обычаев,

истории, мировоззрения нации, прежде всего трудящихся масс, «в ней одной

вся наша умственная жизнь и вся поэзия нашей жизни» (4, т. 9, С. 430). В.

Г. Белинский выдвигает главное условие к воспитанию нового человека - оно

должно быть гармоничным, т.е. основанным на единстве физического,

нравственного и умственного развития. Нравственное воспитание у критика

является главной стороной воспитательного процесса. Не отвергая гуманности,

любви и уважения к людям, В.Г. Белинский признал основой нравственности

любовь к родине, воспитание человека действия. Он писал: «Нельзя требовать

от детей невозможного, истощать их силы, заставлять их выслушивать скучные

нравоучения. Нравственное воспитание в старшем возрасте должно сочетаться с

умственным образованием». Поэтому он боролся против так называемых

распространенных в то время схоластических методов преподавания, которые

основаны на механическом усвоении и подчеркивал, что необходимо развивать

мысль детей, приучать их думать. В.Г. Белинский в своих рецензиях пишет о

том, что настала потребность русского общества в коренном изменении

содержания и методов образования, обучения и воспитания молодого поколения.

Он был убежден, что формирование личности ученика ставит перед собой задачу

изучения таких предметов как история, география, литература, естествознание

и должно иметь воспитательное значение, но эта задача будет реализована

только при соблюдении следующих основных принципов: принцип сознательности,

при котором устраняется механическое зазубривание изучаемого предмета;

принцип наглядности, который способствует формированию материалистического

восприятия мира, возбуждает и поддерживает интерес ученика к познанию, к

учению, эмоционально окрашивает весь процесс обучения; принцип

систематичности и последовательности как в отношении порядка изучения

отдельных учебных предметов, порядка изучения отдельных предметов, так и

при изучении каждой отдельной дисциплины. Он отказался от господствовавших

методов преподавания и противопоставил им свои методы, выходящие за пределы

школьных предметов. Уроки он проводил в форме обычных бесед, практиковал

письменные работы (сочинения, переводы переложения стихов на прозу),

открывал перед ними богатство родной литературы, русского языка, тем самым

вызывал у учеников острый интерес к проблемам современности.

Большое значение В.Г. Белинский придает не только воспитанию молодого

поколения, но и роли учителя-воспитателя. «Как важен, священен и велик сан

воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Первые впечатления

могущественно действуют на юную душу, все дальнейшее развитие совершается

под их непосредственным влиянием».

Таким образом, проблема народности занимала важное место в

педагогических идеях В.Г. Белинского, которую он решал на основе единства

национального и общечеловеческого в образовании. В 40-ых г.г. В.Г.

Белинский утверждается во мнение о том, что формирование нового человека

должно основываться на переустройстве общества, где личное является

отражением общего. В рецензии на «Антологию из Жана Поля Рихтера» критик

выступает за воспитание людей, готовых выступать за общественное благо и

переустройство общества. В.Г. Белинский задается вопросом: «Что ожидает

людей, воспитанных в духе высоких идеалов, в современном обществе?» И

отвечает он так: «Когда они вступят в жизнь, их гонят за правду, их

правдивость называют гордостью... и вольнодумством» (4, т. 10, С. 76). В.Г.

Белинскому принадлежат вещие слова, гласящие, что настоящий человек не

может быть равнодушным к судьбе своей родины, ибо «кто не принадлежит

своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Нельзя любить

человечество, оставаясь равнодушным к судьбе отечества, как невозможно

бороться за счастье всех людей, не участвуя в борьбе за улучшение жизни

своих соотечественников.

В.Г. Белинского с полным правом называют основоположником

просветительской концепции воспитания, основанной, прежде всего, на

демократических принципах, т.к. он первым подверг всесторонней критике

официальную дворянско-феодальную систему просвещения. Заложил основу новой,

гуманной системы воспитания, в которой в качестве национального

образовательного идеала выступает идея всестороннего умственного,

нравственного, эстетического развития человека. В.Г. Белинский - одна из

самых центральных фигур в истории русского сознания XIX в., пишет Н.А.

Бердяев. Он отличается от других русских писателей 30-40-ых г.г. уже тем,

что не вышел из дворянской среды и не имел в себе барских черт. Он первый

разночинец и типичный интеллигент (в более узком смысле) второй половины

XIX в., когда наша культура перестала быть исключительно дворянской. В.Г.

Белинский был человек больших дарований, гениальной чуткости и

восприимчивости. Он, как типичный русский интеллигент, во все периоды

стремился к тоталитарному миросозерцанию. Для него, натуры страстной и

чувствительной, понимать и страдать было одно и тоже. Жил он исключительно

идеями и искал правды, «упорствуя, волнуясь и спеша...». Русский до мозга

костей, возможный лишь в России, он был страстным западником, веровавшим в

Запад. Но во время его путешествий по Европе он разочаровался в ней.

Разочарование столь же типически русское, как и очарование (5, С. 93).

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861 г.г.). Дальнейшее развитие

идей педагогической концепции просветителей можно проследить в трудах Н.А.

Добролюбова, который принимал самое активное участие в общественно-

педагогическом движении 60-ых годов. Он верил, что «настоящее» образование

помогло бы народу уяснить свои отношения к окружающей жизни, а затем и

начать «добиваться приведения их в нормальный вид». В решении вопроса о

соотношении личного и общественного Н.А. Добролюбов не ставит акцентов не

на личное, не на общественное, он только, как и все просветители, призывает

к развитию в человеке стремление к общественному благу. В статье

«Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной

деятельностью» (1858 г.), написанной как рецензия на ряд педагогических

работ, Н.А. Добролюбов излагал свои воззрения на сущность человека

применительно к проблемам воспитания и образования. Главной ее идеей было

отстаивание нераздельности тела и души у человека, их значительное взаимное

влияние и подчинение единым законам, которые он видел в «успехе

естественных наук, избавивших нас уже от многих предрассудков» (12, С. 76).

Н.А. Добролюбов полагал, что «все старания провести разграничительную черту

между духовными и телесными отправлениями человека напрасны и что наука

человеческая никогда этого достигнуть не может» (87, С. 79). И далее он

делает вывод, что для успешного умственного образования ребенка необходимо

хорошее физическое воспитание, поскольку: все чувственные понятия человек

получает из внешнего мира, а для этого необходимы здоровые органы чувств;

умственная работа совершается в мозге, а для его нормального

функционирования необходима хорошая работа других органов, например,

системы кровообращения.

Точно так же и для нравственного образования необходимо хорошее

здоровье. Все нравственные качества, считал Н.А. Добролюбов, зависят от

«правильных, последовательных и ясных» умственных понятий. А те, как уже

было сказано выше, напрямую связаны с физическим состоянием организма.

Таким образом, формирование полноценного человека можно обеспечить только

гармоничным сочетанием образования и физического воспитания, или, по

терминологии автора, органическим развитием. У детей же с физическими

недостатками, хотя и не обязателен, но весьма возможен невысокий

интеллектуальный и нравственный уровень.

Н.А. Добролюбов неоднократно подчеркивал, что вопросы образования и

воспитания неотделимы от политики, что самодержавие старается «держать

народ в невежестве по принципу», т.к. непросвещенные массы легче обманывать

и эксплуатировать. Право на образование было стеснено множеством

ограничений - по сословной, религиозной принадлежности, национальному

признаку, полу и т.д. Он с горечью писал о массовой неграмотности в России,

о недоступности образования для народа о том, что образование превратилось

в такую же «монополию» богатых, как промышленное предпринимательство, и они

не заинтересованы дать это «оружие против себя тем, чьим трудом они до сих

пор пользовались даром».

Идеал человеческой личности, Н.А. Добролюбов представлял как «борца за

народное дело», который проявляет потребность в действии. Это его важнейшая

черта личности. При этом общественная жизнь - основная сфера, в которой

удовлетворяются интересы, развивается и воспитывается личность человека.

Однако деспотизм не позволял гражданину воплощать в жизнь свои идеалы,

выражать свою личность в деятельности. Отсюда Н.А. Добролюбов делает вывод:

если возможностей нет, их надо создать, смело включаться в борьбу,

предпринимать коренное изменение ложных общественных отношений,

господствующих над нами и стесняющих нашу деятельность. Национальная

образовательная система, по его убеждению, должна готовить активного борца

за народное благо, обладающего волей, упорством, настойчивостью в

достижении цели, способного в случае необходимости на самопожертвование,

«гражданский героизм». Отечеству нужны, писал Н.А. Добролюбов, не люди

фразы, а герои мысли, слова и дела, способные и готовые встать «прямо и

безбоязненно на смертельную борьбу с застарелыми предрассудками и

общественной неправдой».

Обучение, по мысли Н.А. Добролюбова, должно не просто сообщать сумму

каких-то сведений, а способствовать умственному и нравственному развитию

детей. Задача педагога - приучить детей «думать самостоятельно, внушить им

любовь к знаниям, сообщить о предметах ясные и полные понятия, дать

материал для деятельности всем способностям и полный простор для их

развития». Успешного усвоения учебных предметов можно достигнуть, опираясь

на любознательность и сильно развитое воображение детей, на их постепенно

крепнущий разум, добиваясь, чтобы учение стало «нравственной

необходимостью». Раскрывая роль педагога в процессе обучения, Н.А.

Добролюбов пишет: «Чем больше учитель будет помнить, что ученики смотрят на

него как на высшее существо, тем сильнее будет его влияние на детей, тем

более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в

сердце ученика каждый упрек его, а, следовательно, и все дело воспитания

будет несравненно благотворнее... Директор - это тот же учитель, только с

большей ответственностью. Ему должны быть присущи личные качества учителя и

умение, опыт руководителя. Его святая святых вести дело так, чтобы не

только не убивать инициативы и самостоятельности учителя, а всячески их

поддерживать. Главное в его работе - педагогическое руководство. Он - душа

школы». Успешно осуществлять задачи обучения мог бы учитель, которого

отличает «ясность, твердость и непогрешимость убеждений, чрезвычайно

высокое, всестороннее развитие, обширные и разнообразные познания,

приведенные в полную гармонию с общими принципами» (12, С. 497). Учитель-

носитель прогрессивных идеалов и научного знания. Он всю жизнь продолжает

учиться, чтобы идти в ногу с непрерывно двигающейся вперед наукой. Знания и

высокие качества личности учителя обеспечивают любовь и уважение к нему

учащихся, но учитель пользуется своим авторитетом только для того, чтобы в

процессе воспитания и обучения предоставлять максимальную свободу

самостоятельному развитию детей, проявлению их способностей и

индивидуальных качеств. Лишь неавторитетный педагог вынужден

противопоставлять себя детям и добиваться дисциплинированного поведения и

выполнения учебных заданий с помощью наказаний.

Н.А. Добролюбов считал, что важным педагогическим средством в

образовательной системе выступают учебные книги. Хороший учебник не только

дал бы детям знания, но и способствовал бы формированию их мировоззрения и

нравственных качеств. Между тем, отмечает он, учебники, которые

использовались в школах царской России, калечили детей умственно и

растлевали нравственно.

Таким образом, Н.А. Добролюбов вносит новое содержание в

просветительскую концепцию реформирования национальной образовательной

системы, которая должна быть направлена на «заботу о личности ученика», ее

гармоничном развитии, на подготовку ребенка к полноценной и счастливой

жизни, на воспитание у молодежи нетерпимого отношения к социальной

несправедливости и готовности встать на борьбу со злом.

Эти идеи более подробно, на основе антропологического взгляда на

сущность человека, развивает единомышленник Н.А. Добролюбова Николай

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ