Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями
коррекционного воспитания, но множественные нарушения мешают
формированию необходимых навыков самообслуживания, развитию
практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.
Глава II. Особенности изобразительной деятельности участников
исследования.
2.1. Характеристика контингента.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе
Областного реабилитационного центра детей-инвалидов г.Брянска.
Всего в исследовании участвовало 20 детей в возрасте 6-9 лет с
различными формами детского церебрального паралича. Возраст детей был
определен тем, что к 6-7 годам эти дети, как правило, еще не готовы к
целенаправленному обучению. Это обусловлено их двигательными расстройствам,
задержкой психического развития органического генеза, нарушением
коммуникативной функции речи и рядом других нарушений, которые к 8-9 годам
в той или иной степени компенсируются под влиянием лечения и коррекционной
работы.
Табл.№1.
| Ф И О|Дата |Клинич. диагноз |Нарушения |Степень |
| |рождения | |психики, речи и |тяжести |
| | | |др. | |
|1.Алымова |15.03.96г. |ДЦП, спастическая | |легкая |
|Настя | |диплегия | | |
|2. Батутин |11.10.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур. |легкая |
|Денис | |диплегия |дизартрия | |
|3. Болотов |3.03.96г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР 3ур., |средняя |
|Ваня | |правосторонний |дизартрия | |
|4. Денисов |13.02.96г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, |средняя |
|Рома | |диплегия |ОНР2-3ур, | |
| | | |дизартрия | |
|5. Деркач |12.05.96г. |ДЦП, гиперкинети- | |легкая |
|Лена | |ческая форма | | |
|6. Ермакова |8.09.96г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |легкая |
|Алина | |диплегия |дизартрия | |
|7. Жила |11.01.95г. |ДЦП, |ЗПР, ОНР 2ур., |тяжелая |
|Марина | |гиперкинети-ческая |дизартрия | |
| | |форма | | |
|8. Иванкина |6.04.95 г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР 3ур., |средняя |
|Оля | |левосторонний |дизартрия, | |
| | | |сходящееся | |
| | | |косоглазие | |
|9. Косов |27.06.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |средняя |
|Саша | |диплегия |дизартрия | |
|10. Кирова |16.11.94г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР1-2 ур. |тяжелая |
|Аня | |диплегия |Моторная алалия | |
|11. Комаров |13.02.96г. |ДЦП, |Тугоухость |легкая |
|Сережа | |гиперкине-тическая |1степ., нарушение| |
| | |форма |тембра голоса | |
|12. Ломова |24.05.96г. |ДЦП, спастическая | |легкая |
|Света | |диплегия | | |
|13. Литко |15.05.95г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР3ур., |средняя |
|Катя | |правосторонний |дизартрия | |
|14. Морозов |7.04.95г. |ДЦП, гемипарез |Косоглазие |средняя |
|Андрей | |правосторонний | | |
|15. Назаров |4.10.94г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР2ур., |тяжелая |
|Алексей | |диплегия |дизартрия | |
| |25.09.94г. |ДЦП, гемипарез | ЗПР |средняя |
|16. Нырок | |правосторонний | | |
|Толя | | | | |
|17. Патова |12.08.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |средняя |
|Алла | |диплегия |дизартрия | |
|18. Перова |22.07.96г. |ДЦП, гемипарез | |легкая |
|Инна | |левосторонний | | |
|19. Савченко|10.10.94г. |ДЦП, | |средняя |
|Юра | |гиперкинетическая | | |
| | |форма | | |
|20. Яхонтов |15.10.93г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР 3ур., |Тяжелая |
|Игорь | |диплегия |дизартрия | |
Табл.№2. Распределение детей по возрасту.
|6 лет |7 лет |8 лет |9 лет |
|7 человек |6 человек |5 человек |2 человека |
Табл.№3. Распределение детей по формам ДЦП.
|Форма ДЦП |Количество детей в |Процентное соотношение|
| |группе | |
| 1. Спастическая диплегия | 10 человек | 50%|
| 2. Гиперкинетическая форма | 4 | 20%|
|ДЦП |человека | |
| 3. Гемипарез | 6 человек| 30%|
|правосторонний |4 |20% |
|левосторонний |2 |10% |
Табл.№4. Распределение детей по степени тяжести.
| Степень тяжести | Число | Процентное соотношение |
| |детей | |
| 1. Легкая | 7 | 35% |
| |человек | |
| 2. Средняя | 9 | 45% |
| |человек | |
| 3. Тяжелая | 4 | 20% |
| |человека | |
2.2 Методы исследования.
В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Изучение медицинской и педагогической литературы по проблеме
обучения и воспитания детей с церебральными параличами и по
проблемам формирования изобразительной деятельности в детском
возрасте как у нормально развивающегося ребенка, так и у детей с
нарушениями двигательного аппарата.
2. Анализ медицинской и педагогической документации (карты развития
ребенка, истории болезни, психолого-педагогические характеристики и
речевые карты детей).
3. Метод анализа продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации,
лепка и т.д.).
4. Наблюдение.
5. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Исследование осуществлялась в 3 этапа.
I – Изучение специальной литературы, выявление психолого-педагогических
особенностей детей, страдающих той или иной формой детского
церебрального паралича.
II – Формирующий эксперимент проводился в декабре 2002г. – феврале 2003 г.
в областном центре реабилитации детей инвалидов г.Брянска. Формирующий
эксперимент включал в себя коррекционное обучение по направлениям:
рисование, аппликация, лепка и ознакомление детей с произведениями
искусства.
III - Контрольный эксперимент, обработка результатов исследования,
написание дипломной работы.
2.3 Результаты экспериментального изучения изобразительной деятельности
старших дошкольников с ДЦП.
В ходе исследования особенностей изобразительной деятельности детей-
дошкольников с ДЦП была предложена система заданий для обследования
навыков, позволяющих свободно выражать на листе бумаги задуманное
изображение. Т. С. Комарова предлагает различать 3 группы таких навыков. 1
группа - навыки владения инструментом; 2 группа - навыки, связанные с
выработкой качества движения, от которой зависит качество линий и раскраски
рисунка. 3 группа – навыки, обеспечивающие передачу пространственных
свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).
Учитывая то, что формирование графических навыков в нашем случае
является прежде всего одной из предпосылок дальнейшего обучения письму,
именно эти навыки представляют собой главный элемент изобразительной
деятельности детей с ДЦП.
Для оценки развития изодеятельности детей с ДЦП можно использовать
следующую схему
Первая группа навыков
|Навыки |Умения |Задания |
|Навыки и умения |Умение свободно владеть| |
|владения инструментом. |карандашом и кистью при|Проведи линию |
|Навыки удержания |различных приемах |сверху вниз. |
|карандаша и кисти |рисования. |Нарисуй дорожку |
|(исходное положение). | |(горизонтальную линию).|
|Навыки положения руки с| | |
|карандашом при | |А теперь нарисуй |
|рисовании вертикальных | |кисточкой: |
|и горизонтальных линий.| |а) линию сверху вниз; |
| | |б) нарисуй дорожку |
|Навыки ведения | |(горизонтальную |
|линии кистью. | |линию). |
|Навыки держания | |А теперь нарисуй |
|кисти при рисовании | |кисточкой широкую |
|тонких и широких линий.| |ленточку и узкую. |
| | |5. Соедини эти точки |
|5. Навыки соединения | |(отрезки прямой). |
|разноудаленных точек на| | |
|плоскости листа. | | |
Вторая группа навыков
|Навыки |Умения |Задания |
|Навыки, связанные с | Умение регулировать |Как называются эти |
|выработкой качеств |движения в соответствии|фигуры? Назови их |
|движения, от которой |с задачами изображения.|(треугольник, квадрат, |
|зависит качество линий | |круг) |
|и раскраски в рисунке. | |Соедини эти точки. |
|1. Навык произвольной | |Что получилось? (вер |
|регуляции силы нажима. | |шины квадрата, |
|Навык произвольного | |треугольника, несколько|
|изменения | | |
|амплитуды (раз | |точек круга) |
|маха). | |Раскрась аккуратно эти |
|Навык произвольного | |фигуры карандашом |
|изменения | |(квадрат, треугольник, |
|скорости движения (его | |круг): |
|замедление и | |Закрась (заштрихуй) |
|ускорение). | |два треугольника сверху|
|Навык прекращения | |вниз (один треугольник |
|движения в | |вершиной |
|нужной точке. | |вверх и один вершиной |
| | |вниз) |
| | |Нарисуй заборчик (не |
| | |сколько вертикальных |
|5. Навык ритмичного | |линий) |
|проведения повторных | |Продолжи следы |
|движений. | |(штриховая линия) |
Третья группа навыков
|Навыки |Умения |Задания |
|Навыки и умения, |1. Умение изменять |Продолжи дорогу, по |
|обеспечивающие передачу|направление движения |которой едет машина. |
|пространственных |(под углом, переход от |Нарисуй радугу. |
|свойств предметов |движения по прямой к |Намотай клубочек, |
|(формы, величины, |движению по дуге и |размотай клубочек |
|пропорции). |наоборот; переход от |(нарисовать спиральную |
|1. Навыки удержания |движения по одной дуге |линию изнутри (наружу и|
|направленности движения|к движению по другой |наоборот). |
|а) по прямой, б) |дуге). |Нарисуй круг (большой, |
|по дуге, в) по |Умение подчинять |маленький). |
|окружности. |движение соразмерно |Нарисуй горки (ломаную |
| |отрезкам по длине |линию). |
| |(квадрат, |6.Нарисуй снеговика |
| |прямоугольник) |(три вертикально рас |
| |3. Умение подчинять |положенных круга). |
| |движение соразмерно |7.Нарисуй человечка. |
| |изображению или его |Нарисуй квадрат, |
| |частям по величине. |треугольник, круг. |
| | |9. Нарисуй дом. |
| | |10. Нарисуй дерево. |
| | |11. Дорисуй яблоко (из |
| | |половины). |
| | |12. Нарисуй такой же |
| | |флажок. |
| | |13. Нарисуй лесенку. |
Результаты выполнения заданий оценены с помощью количественных
показателей.
Оценка результатов:
5 баллов - навыки сформированы соответственно
возрасту;
4 балла - задание выполняется медленно, неуверенно ;
3 балла - задание выполняется медленно,
неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
2 балла - нарушена плавность движений,
появляются микро и макрографии;
1 балл - задание не выполнено.
Это позволило провести сравнение уровней сформированности
изобразительной деятельности у детей с разными формами и различной
степенью тяжести заболевания. (см. приложение).
В результате проведенного обследования были выявлены особенности
изобразительной деятельности дошкольников, страдающих разными формами
церебрального паралича..
Большинство детей экспериментальной группы не могли выполнить даже
самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носила характер
доизобразительного черкания.. Дети с непроизвольными навязчивыми
движениями (с гиперкинетической формой ДЦП), даже стараясь воспроизвести
форму, хаотически чертят, проводят линии за пределы листа бумаги.
Большие трудности испытывали дети при проведении прямых, вертикальных,
горизонтальных линий, особенно дети, которые вследствие поражения
правой руки, начинают рисовать левой ( правосторонний гемипарез) . Такие
больные часто игнорировали левую сторону листа , размещали свой рисунок
справа, а асимметричные фигуры изображали повернутыми в
противоположную сторону.
Особенностью деятельности детей с церебральными параличами являлась
разбросанность изображения по пространству листа - части предметов не
соединены между собой. Особенно ярко это проявлялась при рисовании
фигуры человека ( например , руки и ноги нарисованы отдельно от
туловища, глаза, рот - вне овала, изображающего лицо).
В связи с имеющимися у больных детей нарушениями схемы тела ,
изображение фигуры человека у них вызвало трудности - недорисованными
оказывались некоторые части тела, иногда наиболее пораженные конечности,
части лица были неправильно соотнесены между собой.
Дети недостаточно четко воспринимали форму предметов, путали близкие
формы: круг и овал, ромб и квадрат и т.д. В их рисунках имело место
упрощение и искажение формы изображаемых предметов. Это свидетельствует о
недостаточном зрительном восприятии у данной категории детей.
Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражались
неправильной передачей пространственных отношений между отдельными
предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа.
При выполнении заданий по словесной инструкции дети не могли разместить
предметы на листе в соответствии с инструкцией, при срисовывании выполняли
рисунки в зеркальном изображении.
Больные дети испытывали трудности при передаче величины предметов --
чаще они рисовали все предметы сильно уменьшенными. Дети же с
гиперкинетической формой ДЦП из-за непроизвольных навязчивых движений
наоборот сильно увеличивали изображения.
В своих рисунках больные обычно использовали только четыре основных
цвета (красный, синий, желтый, зеленый), не выделяя характерных для
данных предметов оттенков. Они с трудом даже различали и называли
оттеночные цвета в силу недостаточно дифференцированного цветового
восприятия..
В силу специфичности изображений дети обследованной группы не могли
выразить в своих рисунках все элементы задуманного ими сюжета.
Проведенное обследование показало нам, что трудности формирования
изобразительной деятельности у детей- дошкольников с ДЦП обусловлены
нарушением моторики, зрительно-моторной ориентации и нарушением сенсорной
сферы.
Глава III. Методические рекомендации к организации и содержанию
занятий по формированию
изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП.
Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий
эксперимент.
В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек.
Для экспериментальной группы мы предложили систему заданий,
направленную на развитие и коррекцию изобразительной деятельности.
В ходе формирующего эксперимента мы предложили ряд упражнений, взятых
из методики обучения рисованию детей с ДЦП Г.В. Кузнецовой, которые могут
быть включены в занятия по изобразительной деятельности для детей старшего
дошкольного возраста с органическими поражениями ЦНС или, в наиболее
тяжелых случаях, представлять собой систему занятий для формирования
графических навыков у детей с нарушением двигательных функций.
Эта система состоит не только из заданий, направленных на
непосредственное воздействие на характер изображения, но и включает в себя
задания, направленные на развитие двигательной активности, точности
направленных (произвольных) движений, глазомера, пространственного
ориентирования, изучение схемы собственного тела.
Занятия проводились в течение 3 месяцев. Занятия осуществлялись
групповым методом. Наполняемость групп – 5-7 человек. Продолжительность
одного занятия от 15 до 25 минут. В ходе занятия обязательно проводились
физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на
снятие чувства усталости, активизацию внимания. В некоторых случаях работа
проводилась индивидуально. Во время занятия обязательно соблюдались
ортопедические условия (правильная посадка, использование ортопедического
оборудования, фиксации листа и т.д.).
Формирующий эксперимент включал два этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап.
Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для
овладения рисованием. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об
окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить
ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую
моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз,
сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить
с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения
(закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном
направлении, примакивание кистью и т.д.).
Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной
деятельности и формирования полноценных графических образов следует
применять разнообразные методы и приемы обучения: (предварительное
наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями
окружающего мира, обыгрывание предметов, лепка, анализ предмета с помощью
осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по
трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов,
словесное описание предмета…)
В Приложении дано тематическое планирование подготовительного периода.
Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой
цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика.
Для снижения тонуса мышц могут используются приемы Фелпса, основанные
на принципах Шерингтона. Согласно этой методике, специалист производит
максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить
работу по становлении экстензии кисти и разгибанию пальцев, аналогично
приведение плеча перед его отведением (Н.А.Семенова,1991). Дети с
достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения
на расслабление самостоятельно, по инструкции дефектолога, а затем и
родителей.
Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления,
разработанный И.Г. Выготской, Е.П. Пеллингер и Л.П.Успенской,
адаптированный И.З. Клюевой и О.З. Касаткиной (1997 г.).
Авторы считают, что ощущение расслабления будет более сильным, если ему
предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка должно фиксироваться
на расслаблении, делается упор на то, что состояние ненапряженности,
спокойствия приятно. Одновременно с расслаблением происходит воспитание
"чувства мышцы".
Рекомендуется при проведении упражнений использовать спокойную,
медленную музыку.
1. Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц
рук.
1. Поза покоя.
Принять удобную позу, если ребенок может, то сесть ближе к краю стула,
опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка
расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с
длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая-
Очень легкая, простая,
Замедляется движение,
Исчезает напряженье. . .
И становится понятно-
Расслабленно приятно!
2. "Кулачки"
Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их
сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное
напряжение. Вам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки.
Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как
я. Спокойно! Вдох - выдох!
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем -
Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики.
3. "Олени"
Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить
их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они
стали твердыми. Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение
неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки.
Спокойно, Вдох - выдох.
Посмотрите: мы - олени.
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих.
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Учитывая возникающие у детей с ДЦП патологические ассоциированные и
позитивно-поддерживающие реакции, можно предложить также следующие
упражнения:
2. Упражнения на расслабление мышц шеи.
1. Любопытная Варвара.
А) Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть
как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы
стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Аналогично - в
другую сторону. Вдох - выдох!
Любопытная Варвара
Смотрит влево...
Смотрит вправо...
А потом опять вперед -
Тут немного отдохнет,
Шея не напряжена, а расслаблена. Движения повторяются по 2 раза в
каждую сторону.
Б) Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше
откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно.
Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох -выдох!
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех. все дальше вверх!
Возвращается обратно -
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
В) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади
они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо
дышится, Вдох - выдох!
А теперь посмотрим вниз -
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно -
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение
приобретает методика локальной гипотермии. Холодовое воздействие
способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов ,
увеличение силы и объема движений пораженных конечностей. Принцип действия
методики основан на том, что от воздействия низких температур возникает
парабиоз рецепторных окончаний (реакция на воздействие раздражителей,
сопровождающаяся обратимыми изменениями основных ее свойств - возбудимости
и проводимости), снижается активность афферентного потока, в результате
чего изменяется эффекторный ответ (К.А.Семенова,1991).
Возможно воздействие льдом, холодной водой, попеременное контрастное
воздействие холодом и теплом.
Самый простой способ - контрастные ванночки, в 2 миски наливается вода
- в одну горячая с морской солью (1 столовая ложка) или хвойным экстрактом,
в другую - холодная. Руки ребенка попеременно на несколько секунд
опускаются в миски, начиная с горячей, а заканчивая холодной водой.
Более сильный эффект дает воздействие льдом. Сначала дефектолог обводит
кусочком льда по контуру пальцев, задержавшись несколько дольше в точке
между большим и указательным пальцем (5-6 сек.) затем дает ребенку
"помылить" льдом руки. Руки растираются полотенцем, можно погрузить их в
горячую воду, а затем тепло укутать. При гиперкинетической форме процедуру
полезно завершить, положив на руки грузы (мешки с солью, песком).
Эффект криотерапии длится в течение нескольких часов, причем с каждым
сеансом становится все более стойким, (но до определенного предела).
Также полезно делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и
лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный
тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы.
Невропатолог Т.И. Серганова (1995) предлагает для массажа кистей рук и
верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой следующий комплекс.
Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль
руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;
потряхивание руки по методике Фелпса;
круговые повороты кисти, прокручивание при Фиксированном локтевом суставе
(ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ладонной поверхности);
отведение - приведение кисти вправо-влево;
спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;
вращение пальцев кисти (отдельно каждого);
сгибание пальцев в кулачок (1-й палец выведен из положения ладонной
флексии, расположен сверху). Затем каждый палец разгибается отдельно;
поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех
сторон;
круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка
поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с
придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием
с внутренней стороны;
разминание каждого пальца вверх-вниз;
отведение и приведение всех пальцев;
сгибание пальцев по фалангам;
противопоставление 1-го пальца остальным ("колечки" из пальцев)
соединение ладони с ладонью, пальцев с пальцами;
"фига" между всеми пальцами;
расслабление кисти потряхиванием, при этом рука дефектолога
фиксирует руку ребенка в области локтя. похлопывание кистью ребенка по руке
массажиста
противопоставление пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик,
ноготка о ноготок;
интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между 2
пальцами дефектолога по ногтевой фаланге;
использование щеточного массажа;
поглаживание от кончиков пальцев вверх по руке.
Дошкольникам с легкой формой ДЦП , с достаточно развитыми движениями и
самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук.
Хороший комплекс упражнений предлагают В.В. и С.В. Коноваленко.
надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на
основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки;
растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением
усилий;
растирание ладоней движениями вверх-вниз;
растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев;
разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек;
массаж грецким орехом: положив орех между ладонями, делать круговые
движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять
упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной
руной, затем другой;
надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем
вращение карандаша вправо, влево;
- разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем
поочередное растирание.
Хороший массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана
крупная соль (рецепт дан в Приложении). Тесто раскатывается, сжимается
руками, можно выдавливать на нем следы пальцев, отщипывать кусочки, лепить.
Время работы примерно 15 минут.
М.В.Ипполитова, Р.Д.Бабенкова и Е.М.Мастюкова (1993г.) предлагают
выполнить такой комплекс упражнений:
разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и
наоборот;
постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы а кулак, выпрямить, положить
руку на ладонь. Сделать то же левой рукой;
руки полусогнуты, опора на локти - встряхивание по очереди кистями
("звонок");
руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей,
правой и левой (согнуть - разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу);
фиксировать левой рукой правое запястье – поглаживать ладонью правой руки,
постучать ладонью по столу и т.п.
Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она
способствует также развитию речи, т.к. проекция кисти руки в двигательной
зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны
(М.М. Кольцова, 1973г.).
Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом
пораженной, а затем двумя руками вместе.
При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале
пассивно.
Комплексы пальчиковой гимнастики широко представлены в литературе
работами В.Цвынтарного, И.Лопухиной, М.С.Рузиной, Н.В.Новотворцевой и др.
Активность деятельности кистей рук возрастает при необходимости
раскрутить и закрутить крышку посуды, причем диаметр крышек может
варьироваться, например, от 70 мм до размеров крышки от тюбика с зубной
пастой. Весьма полезно для ребенка научиться самостоятельно пользоваться
всеми видами бытовых выключателей - кнопочных, рычажковых, клавишных и т.
д.. Для формирования так необходимого в рисовании трехточечного
карандашного захвата деятельность 1-го, 2-го и 3-го пальцев имеет
определяющее значение. Мы можем включить в качестве упражнения для развития
захвата открывание и закрывание дверных замков. Освоение различных типов
бытовых приборов имеет большое значение и с точки зрения самообслуживания,
что весьма существенно для данной категории детей. Кроме того, нарушения
онтогенетического развития предметной деятельности ребенок с ДЦП
компенсирует через такие упражнения. Бытовые выключатели, телефонные диски
удобны в использовании, если их закрепить на специальном стенде.
Безусловно, что игрушки с клавишами или игрушки, приводимые в движение с
помощью механизмов в виде рычагов, кнопок и т. д. полезны детям с
нарушенным тонусом мышц, так как заставляют ребенка регулировать силу
нажима. Очень полезно, с точки зрения формирования взаимодействия обеих рук
освоение разных видов застежек (особенно пуговиц) на одежде. В кабинете
воспитателя среди методических пособий должны быть игрушки и предметы с
различными застежками.
Характерные для детского церебрального паралича нарушения, связанные с
точностью попадания, корригируются на занятиях с соответствующими
упражнениями. Например, мелкие предметы - бусины, горох, крупинки, зерна
злаков, фасоль, камешки, спички и т. д. - должны быть помещены ребенком в
сосуд с узким горлом. Чтобы у старшего дошкольника это занятие не вызывало
скуку, можно устроить соревнование. Начинать следует всегда с более простых
заданий - бусинки крупнее, горлышко -шире.
Среди нарушений при ДЦП довольно часто встречается и нарушение
тактильных ощущений, стереогноза. Тренировать эти ощущения можно, ощупывая
предметы с разной фактурой без зрительного контроля. С учетом этого должны
подбираться и игрушки, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т.
д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игру.
Одной из серьезных проблем при ДЦП является нарушение стереогноза. Его
нарушения корригируются также тренировочными упражнениями хорошо известной
игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо
узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для
преодоления стереоагноза.
Наиболее важной, с точки зрения обучения рисованию и письму, является,
естественно, кисть руки, а точнее - пальцы, осуществляющие мелкую моторику.
Наряду с перечисленными выше мероприятиями, направленными на развитие
Страницы: 1, 2, 3
|