Рефераты
 

Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

моторики ребенка, можно предложить упражнения на формирование

направленности позы пальцев, точнее - произвольного отведения и приведения

пальцев. Позы пальцев можно зафиксировать в виде «следов» обведенной

карандашом на листе бумаги кисти руки с различными вариантами отведения

пальцев. Например, 1-й палец находится под прямым углом к 4-м остальным,

тесно прижатым друг к другу. Или все пальцы разведены как можно шире.

Совмещая руку ребенка со «следом», т. е. накладывая, мы тем самым формируем

в его памяти след этой пальцевой позы. Следует сделать «следы» для обеих

рук. Начинать тренировку следует со здоровой, или более сохранной руки, а

затем подключать паретическую. В игровую деятельность данной категории

необходимо включать взаимодействие с предметами, имеющими определенную

пространственную взаимозависимость: посуда, мебель и т. д. Предложенные

выше упражнения легко включить в повседневную работу воспитателя с

дошкольником, страдающих ДЦП, они доступны и могут применяться родителями в

домашних условиях. Улучшение двигательной деятельности ребенка наступит

лишь тогда, когда коррекция нарушений проводится систематически,

направленно и планомерно.

Параллельно с мероприятиями, направленными на активизацию двигательных

функций и пространственной ориентации, должны проходить занятия по

формированию графических навыков в соответствии со спецификой

изобразительной деятельности.

Начало занятий по изобразительной деятельности может совпасть с началом

формирования 3-х-точечного карандашного захвата при непосредственном

овладении карандашом.

У некоторых детей 6-8 лет, особенно при наличии гиперкинезов, пальцевой

захват не сформирован или сформирован патологически. Для коррекции

неправильной позы пальцев и «приучения» их к правильной позе, следует

сформировать правильную позу для захвата карандаша и зафиксировать ее

вместе с карандашом резинкой.

Какое-то время рука должна оставаться в таком положении для лучшей

запоминания позы пальцев. Кроме того, используется и пассивный метод, когда

правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребенка

проводит с ним линии или иные фигуры. Приучение пальцев к карандашному

захвату требует довольно длительного времени. Но в наиболее тяжелых случаях

достаточно научить ребенка захватывать карандаш способом, который он сам

выбрал как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом.

Дети с гиперкинетической формой ДЦП по степени и характеру двигательных

нарушений представляют наиболее сложную группу с точки зрения организации

их обучения графическим навыкам. Они нуждаются в дополнительных средствах

оборудования для снижения противодействия гиперкинезов. Для этого рука и

голова ребенка должны быть зафиксированы во время рисования, на запястье

руки следует надеть утяжеленный браслет с тем, чтобы уменьшить ее

подвижность. Карандаш или ручка также должны быть тяжелыми, для чего

изготовляется специальный металлический корпус, куда помещают пишущий

стержень. Диаметр карандаша, ручки для такого ребенка удобнее, если он

больше обычного. Пальцы фиксируются на карандаше резинкой. Бумага также

закрепляется на специальном планшете. Дети с другими формами ДЦП в меньшей

мере нуждаются в специальных ортопедических приспособлениях.

Основной этап.

При переходе к основному этапу - формированию графических навыков у

детей с ДЦП - так же, как и при обучении нормально развивающихся

дошкольников, необходимо ознакомить их с материалами для рисования. Это

прежде всего бумага. Детям следует знать свойства бумаги, ее податливость и

то, как она может преобразовываться в различные предметы, становиться

пространством для тех или иных действий. Все эти свойства нужно

продемонстрировать и вовлечь детей в активное взаимодействие при

изготовлении, например, бумажных флажков или других поделок.

Каждое занятие, входящее в предложенную нами систему, решало несколько

задач, а именно: формирование и коррекция графических навыков, а также

коррекция движений руки, развитие зрительно-моторной координации,

сенсорное воспитание, развитие пространственных представлений.

Тематическое планирование основного этапа представлено в Приложении.

По отношению к задаче по формированию графических навыков эти занятия

условно можно разделить на несколько групп.

Занятия, направленные на совершенствование ориентировки в плоскости листа

бумаги.

Занятия, направленные на обучение проведения прямых линий (вертикальных и

горизонтальных).

Занятия, направленные на обучение рисования геометрических фигур.

Занятия, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных

движений.

Затем дети должны понять, где находится середина листа бумага, его

нижний и верхний края, его левая и правая стороны.

В комплексе предложенных нами занятий есть несколько, направленных на

освоение плоскости листа бумаги.

На этих занятиях дети должны научиться свободно ориентироваться в таких

понятиях, как «верх», «низ», «верх листа», «низ листа», «середина», «лево»,

«право» и т. д.

При знакомстве с цветными карандашами, как пример, приведем конспект

занятия.

Тема занятия: «Волшебный теремок».

Цель: ознакомление с материалами и инструментами для рисования.

Оборудование.

Набор цветных карандашей - 6 штук. Линейный рисунок, выполненный на

листе бумаги большого формата, для коллективной работы.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям коробку с карандашами.

Воспитатель (постукивает по коробке): «Тук-тук-тук-! Кто в теремочке

живет?» - «Мы, братцы-карандаши»; «Давайте познакомимся». Воспитатель по

очереди достает карандаши из коробки и показывает детям:

Я карандаш красный,

Я карандаш синий,

Я карандаш зеленый,

... желтит

... коричневый

... черный.

Воспитатель держит карандаши в руке и говорит: «Какие вы все разные и

красивые! На этом братце-карандаше рубашка красная, на этом — синяя, на

этом - желтая, на этом - зеленая, а вот у этих братцев-карандашей рубашки

не такие яркие и нарядные: на этом коричневая, а на этом черная. Почему вы

носите такие разные рубашки?

Потому, что мы отвечаем за разные дела.

Какие же дела вы делаете?

Мы все можем оживить. Посмотрите, как мы это делаем.

Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисовано дерево -

яблоня с плодами. Яблоня изображена линейным рисунком

- Видите, дети, эта яблоня - как будто не живая, потому что и лис

точки и яблоки на ней - бесцветные. Помогите нам, братцы-

карандаши, оживить нашу яблоню.

Воспитатель берет черный карандаш и начинает рисовать землю под деревом.

- Яблоня растет из земли, земля дает ей пищу. Земля - черная. Черный

карандаш очень важный: им можно нарисовать черную землю.

Воспитатель начинает закрашивать коричневым карандашом ствол и ветви

дерева: «Какой же ты молодец, братец коричневый карандаш, ты оживил ствол и

ветви яблони, они стали, как настоящие - значит, вот какую ты делаешь

важную работу».

А вот работа для зеленого карандаша. Он оживил листья на яблоне, они стали

зелеными - живыми. Как повеселела наша яблонъка!

Смотрите, как старается зеленый карандаш - на земле под яблоней

выросла зеленая травка.

А вот и красный - самый яркий карандаш. Он оживил яблоки на яблоне, они

стали красные, кто ни увидит - сорвать захочет.

Что же осталось делать синему карандашу? - Синий карандаш

оживит небо. Оно станет синим-синим. А на синем небе засияет

желтое солнышко.

Какая стала картинка живая, яркая, красивая. Кто сделал ее такой? Братцы-

карандаши.

Братец... ? Дети отвечают: красный, синий, зеленый и т. д.

Дети, давайте запомним наших новых знакомых, будем с ними дружить, а они

помогут нам рисовать красивые яркие картинки.

Как и другие дети, находящиеся в состоянии эмоциональной депривации, дети

с ДЦП мало используют цвет в своем рисовании.

В связи с этим активное включение цвета при формировании изобразительной

деятельности у этой категории детей также выступает, как одна из основных

задач. Кроме того, яркие, насыщенные цвета создают хорошую мотивационную

основу для занятий рисованием.

Воспитатель должен постоянно обращать внимание детей на то, как красиво

голубое небо, какие красивые шары - красные, синие, желтые, какие яркие

цветы на лугу, какое нарядное платье и т. д.

Среди заданий, направленных непосредственно на формирование графических

навыков - задание на формирование навыков проведения вертикальных и

горизонтальных линий, так как линия является одним из основных элементов

графического языка. С помощью линии передаются многие характеристики

окружающего нас предметного мира, она определяет пространственное

расположение предметов; она же является прообразом строки.

Учитывая особенности проведения вертикальных и горизонтальных линий

детьми с различными формами ДЦП, мы предложили упражнение на коррекцию

встречающихся у них нарушений.

Первое занятие по рисованию вертикальных линий называется

«Половички для кукол».

Далее представлен конспект группового занятия, на котором изобразительными

средствами изготавливается изделие для утилитарного применения.

1. Тема занятия: «Проведение вертикальных линий», «Полосатый коврик».

2. Цель занятия: «Закрепление понятия о верхе и низе листа бумаги;

обучение проведению вертикальных прямых линий».

3. Оборудование занятия:

Бумага (альбомный лист); краска (красная, синяя и т. д.); принадлежности

для рисования краской. На бумаге нанесены маркировочные точки на верхнем и

нижнем краях, обозначающие начало и конец вертикальных линий. Цвет точек

соответствует цвету полос (красная, синяя и т. д.), которые должен провести

ребенок. В качестве примера - например, иллюстрация интерьера с полосатым

половиком.

Воспитатель: «Дети, давайте рассмотрим картинку. На ней нарисована

комната. Как вы думаете, кто в ней живет? Вам нравится эта комната? Почему?

- Правильно, в комнате много красивых вещей. Посмотрите, что украшает пол?

Это половик. Он полосатый. Такие полоски из разноцветных ниточек. Этот - из

красных и синих, поэтому получились полоски красные и синие. А мы тоже

можем сделать такой половик. Мы его нарисуем».

Воспитатель раздает бумагу: «Посмотрите, дети, на ваших листах бумаги

вверху и внизу точки. Красные и синие. Красная точка вверху, а внизу -

напротив нее - тоже красная; синяя точка вверху, а напротив, внизу - тоже

синяя. Красные и синие точки чередуются. Красные точки мы соединяем между

собой красной линией, а синие точки - синей. Посмотрите, как я это делаю.

Линии должны быть ровными, надо довести их до нижней точки аккуратно. Если

вы постараетесь, то получится такой коврик» (показывает образец).

Воспитатель показывает, как следует взять кисть, как набрать краску, как

вести кисть по бумаге; как обмыть ее, чтобы рисовать другой краской. «Когда

работа будет закончена, мы подождем, чтобы краска высохла и соединим Катин

коврик и Мишин коврик и Верин коврик короткими сторонами. Коврик получится,

как на картинке. Мы положим его в игровом уголке и все куклы будут очень

довольны, теперь и у них красивая комната. Дети, чтобы коврик получился

красивым, надо всем постараться провести прямые и ровные линии».

На следующих занятиях закрепляется понятие о вертикальной линии. Дети

рисуют в рабочих тетрадях, в них имеются рисунки, которые нуждаются в

завершении. Например, в верхней части листа бумаги нарисованы облака; из

одного облака «идет дождь», струи «проливаются до земли» - до нижнего края

листа. «Струи дождя» нужно продолжить. Или нарисованы цветы, у которых не

хватает стеблей - их нужно нарисовать, или картинка, на которой группа

детей стоит с поднятыми вверх правыми руками, а над ними - флажки без

палочек, шары улетают без веревочек - их нужно дать в руки детям и т. д.

Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения

вертикальной линии, так как предполагает большее усилие и точность при

проведении.

Проведение горизонтальных прямых линий ставит перед ребенком задание

более сложные и с точки зрения пространственной ориентации.

Начать освоение проведения горизонтальной линии можно с проведения линии

краской, но можно этот этап опустить и рисовать карандашом. Основная задача

при проведении горизонтальной линии - сохранение параллельного направления

линии. Эта линия может представлять собой в игровой ситуации какой-либо

путь. Синяя линия - может означать путь самолета в небе или лодки на воде.

Черная, серая, коричневая - линия-дорога.

На листе бумаги слева нарисованы самолеты - красный, под ним - синий, под

ним - желтый. Какой самолет точнее и быстрее прилетит в город А, Б и т. д.?

Можно устроить соревнование. Вера ведет красный самолет, Миша - синий, Катя

- желтый, кто точнее? Кто быстрее? Продолжить и закрепить навыки проведения

горизонтальных линий следует многократными упражнениями в рабочих тетрадях

для рисования, где с этой целью обозначены «движущиеся предметы» и намечены

«пункты их прибытия». В выполнении этих заданий главный смысл заключается в

проведении линии слева направо и сохранении направления. Однако многим

детям, затрудняющимся довести линию от начала альбомного листа до конца,

следует сделать более короткие «маршруты», а затем «остановиться по пути

следования» с тем, чтобы, ориентируясь на более коротких отрезках, все-таки

удержать направление линии.

Как итоговое задание по закреплению понятия о вертикальных и

горизонтальных линиях, мы предлагаем сделать аппликацию «Коврик» или

«Салфетка».

Аппликация изготавливается из готовых форм - полосок около 10 мм ширины,

красных и синих.

Для наклеивания синих полос намечаются на квадратном листе бумаги синие

точки на верхнем и нижнем краях листа. Соединяются синей полоской синие

точки, а затем красные точки - красными полосками. Получим «клетчатую

салфетку» для кукол или в подарок маме. В рабочих тетрадях это задание

следует выполнить двумя карандашами - красным и синим. Чтобы было

интереснее, сочетания карандашей можно варьировать.

На занятиях лепкой дети лепили «пирожок» и украшали его «решеткой» из

длинных «колбасок».

Закрепив у детей понятия о горизонтальных и вертикальных линиях, надо

уделить особое внимание тому, что многим детям и со спастической диплегией,

и с гемипаретической формой ДЦП с большим трудом удается соединить между

собой точки . как близлежащие, так и удаленные друг от друга. Для коррекции

этих нарушений, связанных с нарушением пространственного восприятия,

следует выполнять как можно больше упражнений на соединение разноудаленных

точек. Начинать нужно с более простых заданий: точки должны располагаться

на расстоянии 2-3 сантиметров друг от друга, а затем постепенно увеличивать

и расстояния, и количество точек на листе. Точки, которые следует

соединять, можно обозначать одним цветом (соедини красные точки, соедини

синие и т. д.). Затем нужно порисовать «лесенки», «заборчики», «елочки».

При рисовании «елочек» с параллельным расположением «веточек» ставится

задача соблюсти размер и симметричность элементов. Задания такого рода

включаются для рисования в рабочей тетради. На первом этапе обучения

соизмерять свои движения с необходимым размером при рисовании применяются

ориентиры в виде точек.

Ознакомление с геометрическими фигурами, вернее - со способами их

изображения, также можно начинать, попарно соединяя точки, образующие

верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем - левую и правую стороны. Точно

так же, соединяя точки, можно построить и треугольник и окружность.

Однако изображение геометрических фигур остается для детей с нарушением

восприятия формы довольно трудным заданием. Как один из методов обучения

изображению геометрических фигур мы предложили рисование с применением

трафарета.

Исходя из опыта практических занятий, размеры диаметров или сторон фигур

трафарета не должен превышать 3 - 4 см. Квадраты или равносторонние

треугольники и т. д. - наиболее удобны для восприятия ребенком дошкольного

возраста формы трафарета. Рисование с применением трафарета имеет несколько

последовательных этапов, соблюдение которых практически исключает

привыкание ребенка к более простому способу рисования по трафарету.

Использование трафарета в обучении графическим навыкам детей с

двигательными расстройствами позволяет ребенку воспринять правильное

движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания

этого движения. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу

листа бумаги ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур

каждой фигуры, проделывая это действие неоднократно, затем он обводит

контур с карандашом в руке.

После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой ребенка

карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать

карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение движения.

Это действие также производится несколько раз. Затем ребенок должен был

самостоятельно многократно обвести фигуру по контуру трафарета, все

убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа

бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету.

Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем -

рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для закрепления в памяти данной геометрической фигуры завершающим этапом

является аппликация этой фигуры из контрастных по цвету готовых форм,

например, красное солнце на синем небе, желтый круг на зеленом фоне и т. д.

Начать обучение рисованию геометрических фигур надо с окружности, а

затем, по тем же этапам, научиться рисовать квадрат, треугольник и другие

фигуры.

Для того, чтобы ребенок мог лучше дифференцировать геометрические фигуры,

нужно совмещать их при рисовании каких-либо предметов. Например, квадрат и

треугольник используются при рисовании или аппликации «дома».

С целью запоминания и дифференциации геометрических фигур, а затем и

более сложных форм, полезно складывать различные предметы и даже картинки

из подвижной аппликации, поиграть с детьми в геометрическое лото, «найди

такие же фигуры», если ребенок затрудняется самостоятельно подобрать нужную

фигуру и т. д. Полезно отыскать круглые и квадратные предметы среди

окружающей мебели и других вещей. Это способствует расширению представлений

ребенка об окружающем предметном мире и помогает формированию

изобразительных образов этих предметов.

Среди изобразительных проблем у детей с различными формами ДЦП рисование

ломаной линии отличается несовершенством в связи с заболеванием ребенка.

Нарушения функции переключения движения выявляется при изображении «горок»,

которые отличаются по размерам, в нарушении ритма, в неудержании

направления линии. Поскольку перечисленные недостатки напрямую связаны с

навыками письма в дальнейшем, коррекция этих недостатков имеет большое

значение. Коррекция состоит в том, что детям сначала предлагается обвести

ломаную линию по линии, намеченной взрослым, карандашом другого цвета. При

этом «горки», т. е. ломаная кривая линия, проводимая ребенком, должна быть

выше или ниже уже проведенной. Следующим этапом будет проведение ломаной

кривой по намеченным точкам. И эти линии также должны быть с «горками»

различной высоты.

Начинать следует с более крупного изображения, а завершать размером,

адекватным размером буквы. Безусловно, это задание будет наиболее трудным

для детей с гиперкинетической формой ДЦП, для которых любое рисование

длительное время возможно только по точкам. Для этой категории детей

изображение должно быть более крупным.

Как было отмечено в констатирующем эксперименте, изображение волнистой

линии также выполняется со специфическими нарушениями (или не выполняется

вообще детьми с гиперкинетической формой ДЦП). Здесь отчетливо проявляются

нарушения переключаемости движения и вместо плавного перехода снизу к

вершине «волны» получается острый «гребень волны». Заметное улучшение

рисования волнистой линии происходит в результате длительной тренировки.

Наиболее эффективным представляется метод рисования по готовому рисунку,

сделанному взрослым. Это задание весьма полезно для развития мелкой

моторики рук. В тетрадях для рисования должно отводиться довольно много

места для упражнений по формированию данного графического навыка.

Для детей с тяжелой двигательной патологией запомнить какое-либо

движение, тем более связанное с манипулятивными функциями, представляет

большую трудность. Требуется длительное время, чтобы освоить новое движение

и правильно его выполнять. Рисовальные движения, как одни из наиболее

тонких и многообразных движений, тем более сложны для данной категории

детей. Однако можно повысить мотивацию к длительной тренировке, если она

включена в сюжетное рисование.

Так, например, графические упражнения по выработке навыка точного

однородного движения для заштриховки какой-либо фигуры, навык произвольного

изменения направления линии, регулирования силы нажима, навык замедления и

ускорения темпа движений, навык ритмичного проведения однородных повторных

движений и т. д. - направлены на закрашивание «вагончиков» для зверушек,

каждый из которых желает ехать в самом аккуратном, ярком и красивом

«вагончике». Или из «тучек» идет «дождь» до самой земли, но вот выглянуло

«солнце» и появилась «радуга-дуга». Или зайцу надо помочь сделать забор для

сада, или на полянке появляется ровная травка, а затем - цветы со

множеством лепестков. На «горном пастбище» пасутся кудрявые «барашки», а в

небе плывут кудрявые «облака» и т. д. Эти рисунки требуют многократного

повторения одних и тех же движений, но при этом выполняются с интересом,

так как эти действия мотивированы.

Наряду с другими формами организации детского творчества, в систему

занятий по изобразительной деятельности для детей с ДЦП мы включили

совместное выполнение детьми того или иного вида изобразительной

деятельности. Коллективная работа над созданием изобразительной продукции

всегда отличается большей мотивацией. Ребенок стремится принять участие в

общей работе и, что существенно, не испортить ее. Кроме того, совместная

работа способствует речевой активности детей и воспитанию умения общаться.

Пример коллективной работы - занятие по формированию навыков по прекращению

движения руки в заданной точке.

В качестве примера приведем конспект занятия.

Тема: графические упражнения «Ребята, помогите зверятам!».

Цель: закрепление двигательных навыков прекращения движений в нужной

точке.

Оборудование: набор цветных карандашей; контурный рисунок, выполненный на

листе большого формата (2 альбомных листа бумаги, склеенных по короткой

стороне). На рисунке изображены 3 (или больше) домика, в которых живут

котенок, лисенок и зайчонок. Хозяева домиков находятся каждый в своем

домике или рядом с ним. Зверята выделены цветом.

Ход занятия. «Дети! Посмотрите на эту картинку. Вы обратили внимание,

какие грустные зверята? Смотрите, как невесело смотрит из окошка зайчонок,

лисенок, а вот котенок стоит у забора и как будто кого-то ждет? Что-то

случилось у наших зверят?

Мне кажется, я знаю - что!

Зверята строили свои домики, и каждый старался, чтобы его домик был самым

красивым, а домики получились непривлекательными. Похожие друг на друга и

бесцветные. Как вы думаете, можно зверятам как-нибудь помочь?

Конечно, можно! Домики нужно раскрасить, тогда они будут нарядные,

красивые и все разные. .Кто поможет зайчонку? Витя и Таня.

Кто поможет котенку? Дима и Лена.

Кто поможет лисенку? Женя и Петя.

Молодцы! Однако нужно очень постараться, чтобы зверята остались довольны

вашей работой. Какого цвета будет домик у лисенка, у котенка, у зайчонка'?

Выбирайте карандаши.

А теперь самое трудное, потому что красиво получится только в том случае,

если вы аккуратно закрасите домик. Штрихи нужно довести до линии, и нельзя

переводить за нее. Л для этого возьмите карандаш правильно». (Воспитатель

показывает, как держать карандаш, где при этом находятся 1-й, 2-й и 3-й

пальцы; помогает изменить позу пальцев детям, у которых 3-точечный захват

сформирован неправильно. В течение всей работы воспитатель внимательно

следит за этим).

«А теперь приступайте к работе и не подведите зверят, они так надеются,

что их домики будут самыми красивыми. Витя, Женя и Лена помогли зверятам

раскрасить домики, а Петя, Таня и Дима построят возле домиков заборы Эта

работа также требует большой аккуратности и точности, «планочки» забора

должны быть прямыми, ровными, одинаковыми, посмотрите, зверята уже начали

сами делать заборы, а вы продолжите».

После окончания работы следует проанализировать, кто заштриховал точнее,

аккуратнее - чей домик лучше? У кого заборчик ровнее?

« А теперь посмотрим, как изменилась картинка? Домики стоят

разноцветные, аккуратные, красивые, и все -разные, и заборчики их окружают,

а наши зверята говорят «спасибо» ребятам».

Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои специфические

особенности и предъявляет свои требования к двигательному, сенсорному и

интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста. В систему заданий

для формирования графических навыков у детей, страдающих различными формами

ДЦП, включены все виды изобразительной деятельности, в том числе и лепка.

Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной

манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Тем не менее, она

весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, и

пространственной ориентации, и даже как возможный вид трудовой деятельности

в дальнейшем. Работа с пластическими материалами заставляет ребенка с ДЦП

искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять

пластилин одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки далеко не

совершенны. Но желание достичь результата - сильная мотивация для поисков

способов, как это сделать. Например, как слепить шар или колбаску. Лепка в

системе занятий по формированию изобразительной деятельности у детей с ДЦП

занимает достойное место.

Главной задачей этих занятий мы считаем обучение ребенка с двигательной

патологией и нарушением пространственного восприятия способам изготовления

различных форм, умению соразмерить количество материала и размеры деталей

изображения, способам создания деталей для одного и того же изделия. Для

создания мотивации к занятиям этим видам изодеятельности мы предлагаем

детям приемы, несложные для исполнения, но позволяющие детям изготовлять

оригинальные изделия. Это различные вмятины, сделанные пальцем или стеком,

это изделия в виде мозаики, это «цветы» из длинных колбасок, свернутых

спиралью и т. д. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно,

что существенно повышает мотивацию детей.

Аппликация является одним из любимых видов изобразительной деятельности

детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Аппликация легко

доступна для изготовления, многообразна и эффектна. Аппликация дает

отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных деталей

изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга и

т. д. В связи с этими особенностями аппликации широко применяются в работе

с детьми с ДЦП.

Мы предлагаем использовать аппликацию для закрепления знания формы, для

ознакомления с пространством листа бумаги. Например, детям раздают листы

бумаги, на которых изображена елка и вырезают из бумаги круг или овал по

инструкции взрослого. Ребенок должен определить место положения шарика и

приклеить его. Например, «Шарик взлетел выше елочки! Покажи, где он

находится?». Или более конкретно: «Шарик лежит под елочкой справа». После

того, как местоположение шарика определено, его приклеивают.

В системе занятий с данной категорией детей мы предлагаем занятия

аппликацией либо как предшествующие обучению какому-либо новому навыку,

либо для закрепления навыка.

Аппликацию можно выполнять коллективно - какую-либо композицию или

пейзаж. Например, на большом листе бумаги расположены постройки

деревенского двора, а фигурки животных - домашних и диких -расположены

отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе и

приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное

обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на

«дворе».

Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или

деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся

распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой

кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что

повышает у детей интерес к ним.

Аппликации могут украсить праздничную открытку или другую поделку из

бумаги.

С целью формирования пространственных представлений эффективно

использование в занятиях с детьми, страдающими двигательными

расстройствами, подвижной аппликации и фланелеграфа. Особенно это касается

детей с гиперкинетической формой ДЦП, так как рисование карандашами и

красками для них наиболее затруднено. У части детей с гемипаретической

формой ДЦП вызывает затруднения задание - дорисовать недостающую половину

симметричной фигуры. Они изображают ее с большими искажениями, чаще всего -

меньшей по размеру. Это задание можно выполнить в технике аппликации -

поискать среди готовых форм подходящую половину и приклеить ее.

Корригирующие возможности занятий аппликацией очень велики. Она занимает

одно из ведущих мест в предлагаемой нами системе занятий по изобразительной

деятельности с детьми, страдающими различными формами ДЦП.

Практический опыт работы с детьми с ДЦП и результаты констатирующего

эксперимента подтверждают, что наиболее трудным для них является

изображение человека. В основе этого затруднения лежит нарушение восприятия

схемы собственного тела, характерное для детей, не пользующихся

парализованными конечностями, игнорирующих эти конечности при изображении;

нарушение пространственного и зрительного восприятия, наличие гиперкинезов

и, наконец, отсутствие необходимых графических навыков.

Все вышеизложенное подтверждается иногда полной беспомощностью при

попытке нарисовать человека. Порой хаотическое нагромождение невнятных, с

точки зрения передачи формы, черканий совершенно не передает ни

схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорциональных отношений

частей тела; при изображении лица части его смещаются с положенных мест,

иногда - за пределы овала, изображающего лицо.

Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных

мест в формировании изобразительной деятельности детей с ДЦП.

В связи с этим в подготовительном периоде обучения изобразительной

деятельности воспитатели должны активно включать в игры и занятия кукол.

Куклы - и «мальчики» и «девочки», равноправные члены детского коллектива,

которые принимают участие в играх, занятиях, проделках, прогулках. Куклы

должны иметь сезонную одежду, быть аккуратно причесанными, чисто умытыми,

всегда находиться на положенных местах. В игровых уголках они сидят на

стульях и диванах, либо лежат на кроватях, т. е. - занимают соответствующее

живому человеку жизненное пространство. Купание кукол, их одевание,

застегивание пуговиц и других застежек на их одежде приучает детей к

правильному восприятию строения человеческого тела, соответствующему

использованию видов и деталей одежды. Это имеет большое значение как для

запоминания этих операций, так и для запоминания схемы и пропорций

человеческого тела, его характерных очертаний, а также для обучения

самообслуживания детей с ДЦП.

Куклы могут быть не только объемными, они могут быть и плоскими, из

плотных видов ткани, а их части крепиться к туловищу пуговицами. Эта

дидактическая игрушка весьма полезна, так как ребенок сам «соединяет

фигуру» человека, тем самым запоминая ее строение - схему. Популярная игра

среди девочек - куклы из бумаги, которые имеют много одежды, нарисованной и

вырезанной самими девочками. Куклы и «модельеры» ориентируются на ее

конкретные особенности. Безусловно, что для детей с ДЦП выполнить такую

куклу трудно, но им можно предложить готовую куклу и набор одежды для игры.

«Человека» можно сложить из готовых частей подвижной мозаики. Для этого

нужно предложить детям нарисовать образец человека из различных

геометрических частей («человек» из прямоугольников разной величины, из

прямоугольников и квадратов, из треугольников, кругов и т. д.). Человека

надо слепить из пластилина или глины, соединяя при этом отдельные части его

фигуры.

Мы предложили начать рисовать человека с изображения его розовой краской

на 1/2 листа. Изображение должно быть схематичным, лицо на первом занятии

не прорисовывается. На следующем занятии, когда краска хорошо высохнет,

человеку следует нарисовать лицо, волосы и «одеть» его, т. е. нарисовать

поверх розовой краски какую-либо одежду.

Мы показывали детям образцы рисования человека, помогали разместить

поэтапно на плоскости листа. Начинать следует с рисования круга - головы

человека, затем - шеи, туловища и затем - конечностей.

Во время этого, наиболее сложного, этапа изображения человека, следует

активно помогать детям справиться с этим заданием, все время напоминая о

том, где располагаются части тела, обращать их внимание на образец и т. д.

При выборе одежды для человека нужно как можно активнее привлечь фантазию

ребенка, тогда все человечки будут разными, индивидуальными.

По окончании работы рисунки нужно вывесить на стенде - это будет веселое

и красивое зрелище. С этими «человечками» еще долго можно продолжать играть

на занятиях по изобразительной деятельности.

В том случае, когда ребенок, по тем или иным причинам, связанным с его

заболеванием, не сможет самостоятельно нарисовать «человека», следует

применить рисование по трафарету. Активно-пассивное рисование, в любом

случае, полезно, так как изображение человека по трафарету заставляет

ребенка почувствовать направление движения руки по контуру фигуры, при этом

взрослый попутно поясняет: начнем рисовать голову, она круглая, а теперь

нарисуем шею, теперь - туловище, вот руки, вот ноги. Рисование должно быть

медленным. Взрослый тесно прижимает руку ребенка с карандашом к контуру

трафарета. Это действие нужно проводить многократно, добиваясь

самостоятельного рисования ребенка. Полученное изображение, не снимая

трафарета, нужно заштриховать розовым или каким-либо нейтральным цветом,

чтобы контуры фигуры выглядели отчетливее. На последующих занятиях человека

нужно «одеть». Для запоминания пропорций человеческой фигуры и правильного

соединения частей его тела полезно выполнить это в технике аппликации.

Одежда выполняется в соответствии с контурами частей его тела.

Как было сказано выше, изображение лица человека также требует

длительного обучения. Для запоминания правильного месторасположения частей

лица довольно эффективно использовать подвижную мозаику или фланелеграф. На

готовом овале лица по нарисованному контуру выкладываются части лица.

Ребенок проверяет правильность своих действий по образцу. Затем полезно

проводить занятия, на которых дорисовываются недостающие части лица и

ребенок должен сам определить их место. И в этом случае полезно выполнить

«лицо» в технике аппликации.

Рисование человека полезно со многих точек зрения. Оно формирует у

ребенка с ДЦП понятие о схеме собственного тела, корригирует

пространственные и зрительные нарушения, активно расширяет кругозор

ребенка, так как «его человек» используется в различных сюжетах, он

«переходит» из одного занятия в другое, попадая в различные жизненные и

бытовые ситуации.

Для оценки результатов формирующего эксперимента был проведен контрольный

эксперимент.

Детям экспериментальной группы(20 человек) в контрольном эксперименте

были предложены задания констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность предложенной

системы упражнений. (см. таб.).

Заключение.

На занятиях изобразительной деятельностью с больными детьми мы решали

следующие основные задачи:

Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию для

подготовки к овладению навыками письма.

Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение

передавать их в изображении.

Формировать правильное восприятие пространства, корригировать на

рушения зрительно-пространственного восприятия.

Формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения

средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой,

аппликацией).

Развивать навыки конструирования.

Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной

деятельности и ее результатам.

Развивать любознательность, воображение.

Расширять запас знаний и представлений.

В процессе исследования было выявлено, что дети с легкой степенью ДЦП

научились проводить вертикальные и горизонтальные линии практически без

ошибок. Научились проводить горизонтальную линию слева на право и наоборот.

Значительно точнее стали соединять разноудаленные друг от друга точки.

Научились различать и изображать основные геометрические фигуры, у многих

детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и

ломаной линий. Дети с легкой и средней тяжестью ДЦП стали свободнее и

адекватнее использовать плоскость листа бумаги при рисовании и аппликации.

Заметно лучше дети стала рисовать фигуру человека.

Рисунки стали более красочными, так как дети стали использовать

оттеночные цвета.

Намного точнее стали дорисовывать симметричные фигуры те дети, для

которых в начале обучения это задание было трудным.

При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также

стала наблюдаться положительная динамика.

Характеризуя успехи в овладении навыками изобразительной деятельности

детей с легкой и средней тяжестью ДЦП, следует отметить, что их рисование

все же ниже как по уровню техники, так и по сюжетному содержанию, чем у

нормально развивающихся ровесников. Это объясняется особенностями

клинических проявлений их развития, особенностями жизни и воспитания.

Дети с тяжелыми двигательными нарушениями и дети с гиперкинетической

формой ДЦП и после обучения продолжают испытывать трудности в овладении

графическими навыками, особенно в тех заданиях, где необходима точность

попадания, а именно – соединение точек; они не могут нарисовать фигуру

человека, им очень трудно дается рисование мелких изображений.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило

сделать следующие выводы.

1. Нарушения при детском церебральном параличе носят

множественный характер, к двигательным расстройствам

присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха.

2. Изобразительная деятельность старших дошкольников с ДЦП

характеризуется многообразными особенностями, связанными

с моторными, сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

Эти особенности определяются клинической формой ДЦП и

степенью тяжести нарушений.

3. Изобразительная деятельность играет важную роль в

развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, так как

способствует эстетическому, нравственному воспитанию,

расширению кругозора ребенка, создает базу для овладения

школьными навыками.

4. Изобразительная деятельность позволяет решить многие

задачи коррекционного воспитания, но множественные

нарушения мешают формированию необходимых навыков

самообслуживания, развитию практической деятельности и

подготовки руки ребенка к письму.

5. Проведенное исследование обосновало необходимость

специальной, целенаправленной, дифференцированной

коррекционно-развивающей работы по формированию

изобразительной деятельности детей с разными формами ДЦП.

Особенностью этой работы является многоэтапность, опора

на все анализаторы.

6. Основными направлениями в коррекционно-педагогическом

процессе при подготовке к школьному обучению являются:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и

временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие

кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов

абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

подготовка к школе.

7. Предложенная система упражнений является эффективной при

реализации комплексного подхода, включающего определенные

нами направления коррекции.

8. Проведенное исследование показало эффективность

взаимосвязанного обучения всеми видами изобразительной

деятельности на основе учета клинико-психологических

особенностей детей с различными формами ДЦП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами.

Методические рекомендации, -М.,1977.

Бадалян Л.О. Детская неврология. -М.,1993.

Бадалян Л.О. Журба Л.Т. Тимошина О.В. Детские церебральные параличи,

–К,1938.

Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома, -Екатеринбург,1990.

Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по

изобразительному искусству. –М., 2001.

Бернштейн И.А. О построении движения. -М..1947.

Ботта Н. и П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами

церебрального происхождения /Пер. С французского/ Под ред. проф.

М.Н.Гончаровой, -М.,1964.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. -М.,1994.

Гаврина С.Е., Кутявина И.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки

- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, -Ярославль,1993.

Генденштейн Л.Э., Малышева Е.Л. Домашняя школа Монтессори, -М.,1993.

Государственный доклад « О положении инвалидов в Российской

Федерации»,М.,2000.

Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе.

-М.,1993.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника, /Под ред. Я.Л.

Коломинского, Е.А. Панько, - Минск, 1997.

Жукова И.С., Масткова Е.М., Если ваш ребенок отстает в развитии. -М.,1993.

Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М, Воспитание детей с

церебральным параличом в семье. -М.,1993.

Клюева Н.В., Касаткина Н.В, Учим детей общению. -Ярославль, 1997.

Ковалев В.В., Психиатрия детского возраста. -М.,1995.

Кольцова М.М., Рузина М.С., Ребенок учится говорить. Пальчиковый

игротренинг.

-СПб., 1993.

Коноваленно В.В., Коноваленко С.В, Артикуляционная и пальчиковая

гимнастика. Комплекс упражнений. -М.,1909.

Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению

изодеятеоьности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. -М.,1998.

Кузнецова Г.В. Рабочая диагностическая тетрадь педагога, -М,, 1993.

Кузьменко Л.В. Малыш. Рост и развитие. -М.. 1993.

Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и

подростковом возрасте. -В сб. медико-социальная реабилитация больных и

инвалидов вследствие детского церебрального паралича. -М.,1991.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с

нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

22. Левченно И.Ю., Кузнецова Г.В. Основные принципы и методы коррекционно-

педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом.

-В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие

детского церебрального паралича. -М.,1991.

23. Мальцева И.В. Штрихи и пунктиры. -М.,1999.

24. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.

-М.,1991

Новоторцева И.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.-

Ярославль,1993

Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. -М.,1995.

Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских

церебральных параличах. -Л.,1977.

Садовникова И.Н, Нарушения письменной речи и их преодоление у младших

школьников. -М.,1995.

Самсонова Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушения функции рук у

учащихся с церебральным параличом. –Журнал «Дефектология»., №4,1934.

Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение).-В

сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского

церебрального паралича. -М.,1991.

Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич, -СПб.,1995.

Синицына Е. Умные занятия, -М.,1993.

Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14

лет. -М.,1994.

Упражнения с Монтессори-материалом. /Под ред. Е.Хилтуненрига. -М.,1995.

Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое

пособие, - СПб.,1999.

Хайрулина И.А., Горбунова С.Ю. Формирование первоначальных навыков письма.

Программа подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-

двигательного аппарата, -М., 1998

Череднинова Г.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школе. –СПб., 1996.

Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ