Особенности дополнительного образования взрослых
обучающийся (в том числе и взрослый), как правило, не имеет достаточной
предварительной подготовки для определения на этапе планирования процесса
обучения, скажем, содержания, форм и методов обучения.
Все остальные цели, в той или иной степени, предполагают наличие у
обучающихся определенного опыта и предварительной подготовки в изучаемой
области знаний или деятельности, достаточно сформированную мотивацию, более
или менее четко определенную жизненную проблему, для решения которой они
выбирают ту или иную цель обучения.
Таким образом, такие типологические цели обучения, как овладение
информацией на новом уровне, приобретение навыков и умений в использовании
информации, выработка убеждений и новых качеств, удовлетворение
познавательных интересов позволяют использовать андрагогические принципы
при обучении всех лиц, независимо от возраста.
Наконец, применение андрагогической модели обучения во многом
предопределяют условия обучения, о которых уже упоминалось выше. То есть, в
тех случаях, когда обучающийся обучается, скажем, заочно или вечером, на
курсах выходных дней, на краткосрочных интенсивных курсах, наконец,
самостоятельно, экстерном и т.п. , когда он ограничен во времени и сроках
обучения либо проживает в удалении от источников обучения, когда бытовые,
профессиональные, социальные условия не позволяют ему осуществлять учебную
деятельность в обычном порядке, необходимо использовать андрагогические
приемы обучения.
Таковы основные факторы (условия), предопределяющие необходимость
применения андрагогической модели и андрагогических принципов обучения. Эти
факторы одинаково влияют на организацию процесса обучения как собственно
взрослых, так и тех лиц, которых нельзя с полным основанием отнести к этой
категории обучающихся.
В связи с этим становится ясно, что андрагогическая и педагогическая
модели обучения не противостоят друг другу, а дополняют одна другую.
Педагогику и андрагогику следует рассматривать как составные части науки об
обучении, которые относятся к разным периодам единого жизненного и учебного
континуума –процесса обучения человека на протяжении всей жизни.
Мы хотим подчеркнуть, что автор не согласен с позицией Ноулза,
рассматривающего андрагогику как отдельную от педагогики науку. Мы считаем
андрагогику отдельной отраслью педагогики, обладающей своими особенностями
и принципами, но в основе своей подчиняющейся закономерностям и принципам
педагогики. По нашему мнению было бы неверно пытаться «выдумать» новую
науку, которая по сути своей не противостоит педагогике, а является её
логическим продолжением.
Выводы:
1. Дополнительное образование возникло и развивалось вместе с основным; их
взаимодействие составляет существенный аспект истории российского
образования.
2. Дополнительное образование рассматривается как образование, необходимое
основному и во многом его определяющее; как его историческая предпосылка,
условие его развития и его продолжение. Дополнительное образование
понимается как образование, отличное от общего, основного, с иными
образовательными потребностями, ценностями и интересами, целями и
средствами достижения.
3. Субъектом образовательного процесса в дополнительном образовании
выступает социальный субъект (сословие, социальная группа, отдельная
личность), который в тот или иной исторический период или в настоящее время
не является основным и доминирующим в обществе.
4. По мере перехода к непрерывному образованию основное образование,
выступающее в форме всеобщего массового, необходимого и обязательного для
каждого члена общества, все больше нуждается в дополнении видами н формами
обучения, отвечающими образовательным потребностям, тем более различными,
чем больше различаются сферы деятельности, в которых они возникают.
5. Взрослого обучающегося характеризует пять основных особенностей: 1)
взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной,
самоуправляемой личностью; 2) он накапливает все больший запас жизненного
(бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным
источником обучения его самого и его коллег; 3) его готовность к обучению
(мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности
решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; 4) он
стремится к безотлагательной реализации полученных ЗУНКов*; 5) его учебная
деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными,
бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
6. Не только наличие значительного жизненного опыта, отличающее взрослого
человека, но и наличие предварительной подготовки в той области знаний или
деятельности, в которой проходит обучение, диктует целесообразность
применения андрагогических технологических действий в обучении лиц,
независимо от их возраста и других параметров, характеризующих взрослых
людей.
7. Использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно
эффективно в той мере, в какой обучающийся, независимо от возраста, в
состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки,
общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в
осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий.
8. Педагогику и андрагогику следует рассматривать как составные части науки
об обучении, которые относятся к разным периодам единого жизненного и
учебного континуума –процесса обучения человека на протяжении всей жизни.
При этом андрагогика является отраслью педагогики, а не отдельной наукой.
9. Эффективность обучения в андрагогической модели обучения в неизмеримо
большей степени по сравнению с педагогической моделью зависит от мотивации
обучаемого, т.к. сам обучающийся играет ведущую роль в формировании
мотивации и определении целей обучения.
Глава II. Практическое изучение видов, форм и уровней дополнительного
образования взрослых.
§ 1. Виды и формы андрагогического обучения
Исходя из целей андрагогического обучения, перечисленных в первой главе
нашей работы, существуют следующие формы обучения взрослых:
. Классические курсы –форма дополнительного образования (обычно
платная), при которой в течение заранее установленного количества
часов слушатели получают ЗУНки в определённой сфере и на уровне,
повышающем предыдущий уровень знаний слушателя в данной сфере или
закладывающем основы ЗУНков слушателя в случае, если до прохождения
курсов он вовсе не был знаком с их предметом. Методы и цели курсов
могут сильно варьироваться в зависимости от их предмета, требований
слушателей и т.п. Но в целом обозначить цели курсов можно как
улучшение, развитие или привитие ЗУНков по предмету данных курсов.
Местом проведения курсов могут быть как специализированные учебные
центры, так и рабочее место слушателей.
. Интенсивы –в отличие от классических курсов проходят обычно в сжатые
сроки и с более высокой периодичностью, при этом суть интенсивов
практически такая же, что и суть курсов, т.к. преследуются одни и те
же цели.
. Погружение (Sugesto pedia) –главной характеристикой данной формы
является проведение занятий с отрывом от производства. Обычно такие
курсы проводятся в течение нескольких дней, когда слушатели не только
не работают, но иногда лишены контакта со своим привычным окружением
–идеей такой формы обучения является полное избавление слушателей от
его «бытовых» проблем, чтобы ничего не отвлекало его от процесса
обучения. Данная форма часто применяется для обучения управляющего
звена компаний, а также иногда при изучении иностранных языков. По
интенсивности он ближе к интенсивам, чем к классическим курсам.
. Стажировки –традиционная форма, суть которой в производственной
деятельности под руководством профессионала для приобретения опыта
работы или повышения квалификации по специальности.
. Самообразование –приобретение ЗУНков путём самостоятельных занятий без
помощи преподавателя. Данная форма обучения стала особенно актуальна в
современном мире, когда людям подчас не хватает времени на подбор
соответствующего курса; часто человек не может найти курсов, которые
соответствуют его целям, запросам по времени или месту проведения
обучения. Самообразование требует от обучающегося высокого уровня
дисциплинированности и навыков самоорганизации процесса обучения и
самоконтроля. Эта форма не очень популярна в России, т.к.
самообразование до недавнего времени нельзя было подтвердить
соответствующим документом. Сейчас система сдачи квалификационного
экзамена для получения соответствующего документа в России начала
развиваться. Аналогичная форма обучения взрослых на Западе весьма
распространена.
. Дистанционное обучение –это получение образовательных услуг без
посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных
технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта,
телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в
высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки
специалистов. Учитывая территориальные особенности России и
возрастающие потребности качественного образования в регионах,
дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на
рынке образовательных услуг.
Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем,
кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно
актуально именно для России, где в последнее время остро стоит
проблема подготовки и переподготовки специалистов.
[pic] Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-
инвалидов. Современные информационные образовательные технологии
позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-
двигательного аппарата.
Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с
использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать
знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе
в любой точке России и Зарубежья.
Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать
необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть
доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную
цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное.
Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены
терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным
и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое
время.
[pic] Учитываются индивидуальные способности, потребности,
темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в
любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает
дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле
традиционного.
1. Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое
общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи
лекций используются дискеты и CD-ROM - диски и т.д. Использование
новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-
технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными
и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности
кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно
слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется
конспектировать материал.
2. Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и
оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется
телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить
личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и
мышление.
3. Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения
материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы
требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров,
химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут
существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за
счет использования мультимедиа-технологий, ГИС[20]-технологий,
имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит
продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях
показать очень сложно или вообще невозможно.
4. Контрольные работы ДО - это проверка результатов теоретического и
практического усвоения обучаемым учебного материала.
Сравнительная таблица форм андрагогического обучения
Из вышеприведённой таблицы очевидно, что выбор той или иной формы
андрагогического обучения зависит в основном от следующих факторов*:
. Объём материала, которым слушатель хотел бы овладеть за время обучения
. Время, которое слушатель готов потратить в день на обучение
. Время, за которое слушатель хотел бы усвоить определённый объём
материала
. Место, в котором проводится обучение –слушатель волен решать не только
какой объём знаний и за какой срок он хочет получить, но и где он
станет обучаться.
. Вопрос финансирования –слушателю нужно до начала обучения твёрдо
знать, на какие затраты он готов пойти ради приобретения ЗУНков в той
или иной сфере знаний.
Опираясь в сравнении различных форм обучения на вышеперечисленные факторы,
мы приходим к выводу, что идеальной, т.е. универсальной формы
непрофессионального андрагогического обучения не существует. Перед тем, как
выбрать ту или иную форму образования мы рекомендуем слушателю расставить 5
факторов в порядке релевантности, и исходя из них оценивать тот или иной
конкретный курс, после чего принимать решение об участии или неучастии в
нём.
Примеры наиболее популярных курсов
Курсы английского языка при МГИМО
Курсы не являются подготовительными для поступления в МГИМО. Принимаются
все желающие независимо от возраста и уровня подготовки по английскому
языку.
Курсы многоуровневые. По мере поступления заявок формируются группы из
учащихся одного уровня. Для определения уровня предусмотрено бесплатное
письменное диагностическое тестирование. Это тестирование проводится в
удобное для потенциального учащегося время в течение 20-30 минут.
Всего выделяются 6 уровней владения английским языком. Обучение на каждом
уровне рассчитано на 100 академических часов, что соответствует трём
месяцам занятий на курсах.
Занятия в группе начинаются, когда записываются 4-6 человек. Занятия
проходят в здании МГИМО во второй половине дня. Начало занятий, как
правило, в 16:30-17:00, продолжительность - 4 академических часа. Все
занятия проводят высококвалифицированные преподаватели МГИМО. Используются
современные версии традиционных методик преподавания иностранных языков.
Занятия обычно проходят в лингафонных и мультимедийных аудиториях.
Стоимость обучения на одном уровне (три месяца занятий) - 450 у.е. С
учащимся заключается договор.
Последний набор в каждом учебном году – в конце марта.
Возможны также занятия по заказу фирм и предприятий по тематике, близкой
профилю МГИМО.
Центр делового английского языка
Основная задача курса связана с приобретением и углублением
профессиональных знаний и совершенствованием навыков, полученных на
предшествующих этапах изучения английского языка.
Программа обучения и учебный материал построены таким образом, чтобы
обеспечить обучение слушателей деловому английскому языку с максимальным
охватом сфер его применения в коммерческой и внешнеэкономической
деятельности. Программа также предусматривает корректирующий курс
общеязыковой практики.
Учебный материал распределен на три крупных блока с множеством
подразделов, которые позволяют выстраивать комплексные профессионально-
ориентированные курсы, адаптированные к потребностям и возможностям
слушателей ЦДА. Время занятий определяется по договоренности слушателей и
преподавателя. Число слушателей в группах до 7 человек.
Блоки включают:
- курс коммерческого английского языка (коммерческая, банковская,
транспортная, страховая и пр. корреспонденция и документация, аудио и видео
материалы по деловому английскому, диалоги для двустороннего перевода
деловых переговоров и т.д.); - курс экономического английского языка
(тексты экономической тематики для устного и письменного перевода,
реферирования и аннотирования, рассчитанные на разные уровни языковых и
фоновых знаний; аудио и видео курс по экономической проблематике;
специализированные курсы по темам: маркетинг, страхование, бухучет,
транспорт, валютно-кредитные отношения и т.д.; учебный материал для ведения
дискуссии на экономические темы); - курс общеязыковой практики,
разработанный для начинающего, продолжающего и продвинутого уровней.
Программа предусматривает обучение слушателей в течение двух-трех
семестров (140–210 академических часов). Обучение платное.
Обучение проводится в группах, сформированных по уровню знаний
слушателей, определяемому по результатам тестирования.
Занятия проводятся в здании МГИМО по следующим схемам (по выбору):
2 раза в неделю (для продолжающих): 1-е занятие по деловому английскому, 2-
е занятие по общему языку (корректирующий курс)
2 раза в неделю (для продолжающих): 1-е и 2-е занятие делового английского
2 раза в неделю (для начинающих): спецкурс делового английского и общего
языка
1 раз в неделю (для продолжающих): 1 занятие делового английского
Курсы в Центре Компьютерного Обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана
Все слушатели Центра Компьютерного Обучения получают самый широкий спектр
услуг:
Основные услуги Центра
. Обучение по типовым программам
Этот вид обучения отличается оптимальным соотношением "качество/цена".
Регулярно набираются группы более чем по 200 различным курсам.
. Групповое и индивидуальное обучение по заказным программам
Если интересующего Вас курса нет среди типовых программ или Вас не
устраивает стандартный режим занятий, Вы можете заказать
индивидуальное обучение. Мы готовы провести его в любом месте, в любое
время, по любой программе в области информационных технологий, для
любого количества человек. Наши преподаватели и методисты помогут Вам
с составлением программы, чтобы обучение было максимально эффективным.
. Корпоративное обучение
Мы разработаем индивидуальную программу развития персонала Вашей
компании, проведем специализированное интенсивное обучение для
сотрудников разных уровней, работающих в различных секторах
российского рынка. Нам доверяют обучение своих сотрудников более 3000
организаций.
. Авторизованное тестирование и сертификация
Вы можете подтвердить полученные знания, сдав международные
сертификационные экзамены в нашем центре тестирования.
Сертификационные экзамены были разработаны при непосредственном
участии специалистов, работающих в индустрии информационных
технологий, и отражают реальный опыт использования программных
продуктов компаниями во всем мире.
. Бесплатное тестирование и сертификация через Интернет
Единственный в России проект бесплатного тестирования и сертификации
пользователей и специалистов через Интернет с выдачей реальных
сертификатов. Основная задача сервера - профессиональная оценка Ваших
знаний в области информационных технологий для выбора программы
обучения. Он используется для контроля знаний, как при записи на курсы
так и в процессе обучения. Также сервер тестирования применяется для
определения уровня знаний не только кандидатов при приеме на работу,
но и сотрудников компаний.
. Дистанционное обучение
Возможность учиться на сертифицированных курсах Microsoft, Autodesk,
Certified Internet Webmaster есть у любого, имеющего доступ в Internet
и проживающего в любой точке земного шара. Занятия могут проходить на
работе, без отрыва от производства, или дома, в комфортной обстановке.
Вы получите максимум удобства и при этом сэкономите время и деньги.
. Служба подбора персонала и служба трудоустройства для выпускников
С 1994 г. в Центре работает служба персонала (лиц.№000378), которая
занимается трудоустройством выпускников Центра и подбором персонала
для организаций. Услуги службы бесплатны как для соискателей, так и
для работодателей.
Дополнительные услуги для всех слушателей Центра
До начала обучения
. Профессиональная консультация по подбору оптимального набора курсов и
направления обучения
. Составление индивидуального графика обучения (точный график известен
на 6 месяцев вперед)
. Бронирование номеров в московских гостинцах, расположенных рядом с
местом проведения занятий (бесплатная услуга для слушателей
авторизованных курсов)
Во время обучения
. Гарантированно удобное расписание
Обучение по большинству курсов проходит по рабочим дням 3 или 5 раз в
неделю по четыре академических часа. Вы можете выбрать для себя
удобное время занятий: утро (с 10:00 до 13:10), день (с 14:00 до
17:10) или вечер (с 18:00/19:00 до 21:00). Есть также субботние
группы. Обучение по фирменным курсам Microsoft и Autodesk проходит
ежедневно с 10:00 до 17:30 или в вечернее время.
. Первоклассная техническая база
Эффективное использование времени на занятиях обеспечивают современные
быстродействующие компьютеры, разработанная в Центре многоуровневая
система защиты от сбоев позволяет исключить потери учебного времени.
50 компьютерных классов, рассчитанных на 600 учебных мест, имеют
скоростной выход в Интернет и расширенный комплект периферийного и
учебно-демонстрационного оборудования, в том числе проекторы и
электронные доски.
. Профессиональные преподаватели
Преподаватели Центра обладают богатым опытом по своей специальности и
в смежных областях. Их квалификация подтверждена международными
фирменными сертификатами самого высокого уровня. Это авторизованные
инструкторы Microsoft, авторизованные инструкторы MOUS и
сертифицированные специалисты Adobe, Autodesk, A+. В своей работе они
опираются на проверенную временем методику интенсивной подготовки
широкого круга слушателей.
. Комфортные условия
Обучение - всегда труд, всегда - напряжение Ваших сил. Мы делаем всё,
чтобы процесс обучения был для Вас максимально комфортным. Вежливые и
внимательные преподаватели и менеджеры, комфортабельные аудитории
Центра с системами климат-контроля, хорошее освещение, библиотека,
развитая сеть комнат отдыха, буфетов, кафе и столовых - всё служит
Вам, всё помогает Вам получить прочные и нужные знания. Слушателям
сертифицированных курсов бесплатно предоставляются дополнительные
услуги: в дневное время обучения бесплатно предоставляются услуги
спортивного комплекса и бизнес-центра (телефон, факс, Интернет),
бизнес-ланч или ужин в ресторане, кофе-брейки.
. Бесплатные дополнительные часы для самостоятельной работы
Для повышения эффективности учебного процесса в Центре Компьютерного
Обучения при МГТУ им. Н.Э.Баумана, слушателям бесплатно
предоставляются дополнительные часы самостоятельной работы в
компьютерных классах Центра под руководством оператора.
После окончания обучения
. Бесплатные консультации в течении 6 месяцев по теме курса
. Консультации по подготовке к сертифицированному экзамену (бесплатная
услуга для слушателей авторизованных курсов)
. Пакет скидок в компаниях-партнерах (компьютеры, ПО, книги, услуги)
Дополнительно для организаций
. Персональный менеджер
Профессиональный менеджер поможет быстро подобрать необходимую именно
Вашей организации программу, оптимальное время и сроки обучения, а
также окажет всестороннюю помощь Вашим сотрудникам во время обучения.
. Полный пакет документов
Работа с организацией подразумевает оформление полного пакета
документов, включающего в себя договор на обучение (по желанию в него
может быть включена копия лицензии), оригинал счета. После окончания
обучения слушатель вместе со свидетельством получает счет-фактуру и
акт об окончании работ.
. Тестирование слушателей
По желанию организации-заказчика, наши преподаватели разработают
специализированные тесты для определения уровня знаний сотрудника до и
после обучения, что позволяет подобрать оптимальную программу курса и
проконтролировать полученные знания. Проведение тестирования возможно
как в нашем Центре или на территории заказчика, так и дистанционно
(через Internet).
. Выездной компьютерный класс
Организация-заказчик, планирующая обучение сотрудников на своей
территории, может не беспокоится об организации учебного класса. Все
учебное оборудование - от компьютеров и мебели до маркерных досок и
проекторов - может быть предоставлено Центром. Специальный выездной
класс будет доставлен и установлен нашими специалистами на территории
организации.
. Дополнительные скидки
Для организаций, постоянно обучающих своих сотрудников на базе Центра,
предусмотрена широкая система скидок.
. Гарантия сохранения средств
Центр гарантирует организации сохранность средств, вложенных в
обучение специалистов. Если специалист, прошедший обучение в нашем
Центре, в течение года после окончания обучения увольняется по
собственному желанию, организация-заказчик может бесплатно обучить на
тех же курсах другого специалиста.
. Возможность заменить слушателя
Если сотрудник, обучающийся от организации срочно вынужден уехать в
командировку или, не дай бог, заболел, организация может заменить его
другим сотрудником без дополнительной оплаты
.
Отчет о посещаемости
По желанию руководства или ответственного за обучение в Вашей
организации мы предоставляем сведения о посещаемости сотрудником
занятий и общей успеваемости по программе курса
. Встреча в аэропорту и доставка до гостиницы
Бесплатная услуга для иногородних слушателей авторизованных курсов
. Услуги спортивного комплекса (тренажеры, бассейн и др.)
Бесплатная услуга для иногородних слушателей авторизованных курсов
Дополнительно для частных лиц
. Служба трудоустройства
Служба трудоустройства Центра работает с 1995 г. и занимается
трудоустройством выпускников в коммерческих и государственных
организациях Москвы и Московской области. Лицензия № 000378
. Скидки до 40% от базовой цены
Для частных лиц, оплачивающих свое обучение самостоятельно, действуют
специальные цены - на 30-40% ниже базовых цен (цен для организаций)
. Дополнительные скидки...
...для постоянно обучающихся, для слушателей дневных групп,
обладателей дисконтных карт, слушателям индивидуальной формы обучения,
студентов, школьников, слушателям от Центров Занятости, многодетным
семьям, военнослужащим, инвалидам и т.д.
. Кредит на обучение...
Теперь Вам не надо копить на свое обучение и Вы можете спланировать
свое обучение на год вперед.
§ 2. Практическое изучение видов и форм андрагогического образования
(Анализ результатов анкетирования и интервьюирования)
Для решения поставленных в работе задач было проведено практическое
исследование, состоявшее из интервьюирования и анкетирования взрослых,
когда-либо сталкивавшихся с системой андрагогического обучения.
В ходе данного исследования были изучены особенности обучения взрослых,
проанализированы формы и методы андрагогического обучения, их сравнение с
формами и методами обучения школьников.
В ходе практического исследования автор изучил различные формы и уровни
дополнительного образования, предлагаемые на сегодняшний день на рынке
образовательных услуг России (см. список в Приложении 5).
Несмотря на относительно обширный перечень форм дополнительного
образования, представленный в Приложении 5, формы и уровни дополнительного
образования, в основном, сводятся к описанным в 1-ой главе данной работы.
Кроме того, хотелось бы отметить неразработанность, а иногда и полное
отсутствие программ различных курсов, специально подготовленных кадров
преподавательского состава, методической поддержки и т.п.
Для решения задач исследования взрослым (в количестве 60-ти человек), когда-
либо сталкивавшимся на практике с теми или иными формами андрагогического
обучения были предложены следующие анкеты:
Анкета
1) Возраст: ________________________________
2) Пол: М Ж
3) Профессиональное образование: ___________________________
______________________________________________________________
4) Должность: ________________________________
5) Вы обучались в системе дополнительного образования взрослых? (посещали
курсы, проходили стажировки, обучались по системе дистанционного
образования)
ДА НЕТ
6) Выберите форму дополнительного образования, по которой Вы обучались
(можно несколько):
? Курсы
? Интенсивы (курсы, проходящие в сжатые сроки с большим количеством
часов в день)
? Погружение (курсы, проходящие с отрывом от производства, группа
обычно выезжает на несколько дней или более, занятие проходят по 5-8 часов
в день)
? Стажировки
? Самообразование
? Дистанционное обучение
7) Укажите цели, мотивы, исходя из которых, Вы приняли решение о посещении
курсов: __________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
8) Чем Вас заинтересовали именно те курсы, которые Вы выбрали:
? Краткие сроки
? Возможность, сразу применить полученные знания на практике
? Перспективы дальнейшего карьерного роста
? Социальная значимость
? Что-то другое (укажите): _______________________________________
9) Если Вы прошли несколько форм обучения, какая из них была для Вас
наиболее эффективной и почему: _______________________________
__________________________________________________________________
10) Отрицательные моменты, которые Вас не устроили на данных курсах:
? Отсутствие материальной базы (пособий и т.п.) или её устарелость
? Неудобное время занятий
? Неудобное расположение здания, в котором проводились занятия
? Большой объём материала –темы не были должным образом отработаны
? Слишком большая группа
? Разные цели учащихся
? Что-то другое (укажите): _______________________________________
11) Ваши пожелания или идеи по организации или оптимизации данной формы
обучения:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________
Результаты анкетирования и интервьюирования
Перед тем, как приступить к непосредственному подведению результатов нашего
практического исследования и выводам, к которым мы пришли на основе этих
результатов, нам хотелось бы подчеркнуть интересную закономерность, которая
прослеживается в тех формах андрагогической модели, где обучение проходит в
группах. Отбор в группы проходит в основном по уровню знаний того или иного
слушателя. Но цели, которые преследует тот или иной слушатель при выборе
курса, в расчет, как правило, не принимаются. Из-за неучтённости данного
немаловажного для андрагогической модели фактора соответственно понижается
как усвояемость, так и объём осваиваемого материала.
|Результаты практического исследования по дополнительному образованию взрослых |
|Всего опрошено |60 |
|Возраст |19-55 |
|Женщин |27 |
|Мужчин |33 |
|Образование |
|Высшее |30 |
|Неоконченное высшее |21 |
|Среднее специальное |9 |
|Из них |
|Обучались по 1-ой форме дополнительного образования |15 |
|Обучались по 2-ум формам дополнительного образования |18 |
|Обучались по 3-м и более формам дополнительного образования |27 |
|Курсы |60 |
|Интенсивы |24 |
|Погружение |18 |
|Стажировки |24 |
|Самообразование |15 |
|Дистанционное обучение |0 |
|Причины выбора курса |
|Краткие сроки |21 |
|Возможность сразу применить полученные знания на практике |39 |
|Перспективы дальнейшего карьерного роста |33 |
|Социальная значимость |3 |
|Что-то другое |24 |
|Отрицательные моменты курсов |
|Отсутствие материальной базы или её устарелость |0 |
|Неудобное время занятий |15 |
|Неудобное расположение здания, в котором проводились занятия |27 |
|Темы не были должным образом отработаны |18 |
|Слишком большая группа |9 |
|Разные цели учащихся |30 |
|Что-то другое |12 |
Таким образом:
. Формой дополнительного образования, пользующаяся наибольшей
популярностью среди респондентов, являются курсы, что свидетельствует
не только и не столько об оптимальности данной формы в сравнении с
остальными, сколько о широкой распространённости и хорошо проводимой
рекламной кампании курсов.
. Из тех респондентов, которые кроме курсов имеют опыт обучения методом
погружения или посещали интенсивы, все назвали наиболее эффективной
для себя соответственно интенсивы или погружения –получается, что
курсы не выдерживают сравнения по эффективности с этими двумя формами
андрагогического обучения, т.е. наше предположение о происхождении
популярности курсов, сделанное в предыдущем пункте, скорее всего
верно.
. Наиболее распространённой причиной выбора того или иного курса
является возможность сразу применить полученные знания на практике, а
также перспективы дальнейшего карьерного роста. Лишь немногие
респонденты выбирали курсы для дальнейшего развития каких-то
личностных характеристик. Таким образом, непрофессиональное
андрагогическое обучение тесно связано с проблемами продвижения по
службе и является по сути околопрофессиональным. Основной целью
слушателей курсов, а также мотивом выбора того или иного курса
является стремление к приобретению новых ЗУНКов, которые они смогли бы
сразу применить на практике. Данное наблюдение немаловажно для
организаторов курсов, а также для рекламистов, чьей задачей является
продвижение той или иной формы дополнительного андрагогического
обучения на российском рынке образовательных услуг.
. Большинство опрошенных обучалось по трём формам дополнительного
обучения, что по нашему мнению свидетельствует об общей тенденции
роста интереса к дополнительным формам образования взрослых.
. Интересные результаты были получены также в той части исследования,
где респонденты отмечали отрицательные моменты курсов: практически
всех опрошенных устраивали как размеры группы, так и материальная база
курсов; чего нельзя сказать о расположении зданий, в которых
проводятся занятия, а также о составе групп с точки зрения целей,
которыми руководствовались слушатели при выборе данного курса (более
подробно этот вопрос рассмотрен в самом начале данной части). Кроме
того, что 14% опрошенных не были довольны методикой отработки тем,
многие в пункте «Что-то другое» отмечали неподготовленность,
некомпетентность или неумение преподать материал преподавателями.
Данный показатель лишний раз доказывает актуальность темы, выбранной
нами для исследования в данной работе.
. Из-за непопулярности дистанционного обучения в нашей стране мы не
смогли найти ни одного респондента, который имел бы опыт обучения по
данной форме, поэтому все наши выводы не относятся к этому виду
обучения.
Подводя общий итог проведённого исследования, мы хотим подчеркнуть, что
практический анализ подтвердил в целом нашу гипотезу. Мы стремились выявить
как положительные, так и отрицательные стороны организации форм
андрагогического обучения в нашей стране. Результаты нашего исследования
позволяют нам ещё раз подчеркнуть недостаточность внимания, уделяемого на
сегодняшний день проблеме подготовки педагогов, специализирующихся на
непрофессиональном образовании взрослых, а также отсутствие государственной
поддержки (государственного стандарта дополнительного образования не
существует), что отражается непосредственным образом на качестве
преподавания на различных курсах и т.п.
Выводы:
1. Идеальной, т.е. универсальной формы непрофессионального
андрагогического обучения не существует. Перед тем, как выбрать ту или
иную форму образования мы рекомендуем слушателю расставить 5 факторов
в порядке релевантности, и исходя из них оценивать тот или иной
конкретный курс, после чего принимать решение об участии или неучастии
в нём.
2. Существующие формы непрофессионального андрагогического обучения
полностью отвечают потребностям в образовании, возникающим у взрослых
с совершенно разными целями и мотивами, приводящими их к
дополнительному образованию.
3. Не существует оптимальной и универсальной формы непрофессионального
андрагогического обучения, каждый раз при выборе той или иной формы
следует руководствоваться определёнными параметрами, которые мы
попытались вывести в процессе нашего исследования.
4. Некоторые формы дополнительного андрагогического обучения, уже
получившие широкое распространение на Западе, как то самообразование и
дистанционное обучение, пока не пользуются популярностью в нашей
стране. Данный факт можно объяснить новизной данных форм для нашей
системы образования, а также недостаточной информированностью
потенциально заинтересованных лиц в данной области.
4) Заключение
По завершении нашего исследования хотим подчеркнуть, что исследование
непрофессионального образования взрослых является актуальным вопросом,
рассмотрение которого в данной работе позволяет нам говорить о
недостаточности внимания, уделяемого ему в современной педагогике.
Современное общество с его постоянным расширением различных сфер знаний
требует от индивидуума постоянного совершенствования профессиональных и
околопрофессиональных ЗУНков. Соответственно, существует всё возрастающая
потребность в профессиональных педагогах, способных содействовать
индивидууму в его стремлении к получению новых знаний. Но пока учреждений,
которые готовили бы таких педагогов, а точнее, андрагогов, просто не
существует. Поэтому автор после проведённых теоретических и практических
исследований хотел бы порекомендовать создание на факультетах
педагогических учебных заведений соответствующего семинара или спецкурса
для студентов старших курсов и слушателей магистратуры, которые хотели бы
впоследствии заниматься образованием взрослых.
Мы считаем, что цели нашей работы, состоявшие во всестороннем изучении и
настолько широком исследовании темы образования взрослых, насколько это
позволяет объём данной работы, в основном были достигнуты.
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Дополнительное образование возникло и развивалось вместе с основным; их
взаимодействие составляет существенный аспект истории российского
образования.
2. Дополнительное образование рассматривается как образование, необходимое
основному и во многом его определяющее; как его историческая предпосылка,
условие его развития и его продолжение. Дополнительное образование
понимается как образование, отличное от общего, основного, с иными
образовательными потребностями, ценностями и интересами, целями и
средствами достижения.
3. Субъектом образовательного процесса в дополнительном образовании
выступает социальный субъект (сословие, социальная группа, отдельная
личность), который в тот или иной исторический период или в настоящее время
не является основным и доминирующим в обществе.
4. По мере перехода к непрерывному образованию основное образование,
выступающее в форме всеобщего массового, необходимого и обязательного для
каждого члена общества, все больше нуждается в дополнении видами н формами
обучения, отвечающими образовательным потребностям, тем более различными,
чем больше различаются сферы деятельности, в которых они возникают.
5. Взрослого обучающегося характеризует пять основных особенностей: 1)
взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной,
самоуправляемой личностью; 2) он накапливает все больший запас жизненного
(бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным
источником обучения его самого и его коллег; 3) его готовность к обучению
(мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности
решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; 4) он
стремится к безотлагательной реализации полученных ЗУНКов*; 5) его учебная
деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными,
бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
6. Не только наличие значительного жизненного опыта, отличающее взрослого
человека, но и наличие предварительной подготовки в той области знаний или
деятельности, в которой проходит обучение, диктует целесообразность
применения андрагогических технологических действий в обучении лиц,
независимо от их возраста и других параметров, характеризующих взрослых
людей.
7. Использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно
эффективно в той мере, в какой обучающийся, независимо от возраста, в
состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки,
общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в
осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий.
8. Педагогику и андрагогику следует рассматривать как составные части науки
об обучении, которые относятся к разным периодам единого жизненного и
учебного континуума –процесса обучения человека на протяжении всей жизни.
При этом андрагогика является отраслью педагогики, а не отдельной наукой.
9. Эффективность обучения в андрагогической модели в неизмеримо большей
степени по сравнению с педагогической моделью зависит от мотивации
обучаемого, т.к. сам обучающийся играет ведущую роль в формировании
мотивации и определении целей обучения.
10. Идеальной, т.е. универсальной формы непрофессионального
андрагогического обучения не существует. Перед тем, как выбрать ту или иную
форму образования мы рекомендуем слушателю расставить 5 факторов в порядке
релевантности, и исходя из них оценивать тот или иной конкретный курс,
после чего принимать решение об участии или неучастии в нём.
11. Существующие формы непрофессионального андрагогического обучения
полностью отвечают потребностям в образовании, возникающим у взрослых с
совершенно разными целями и мотивами, приводящими их к дополнительному
образованию.
12. Не существует оптимальной и универсальной формы непрофессионального
андрагогического обучения, каждый раз при выборе той или иной формы следует
руководствоваться определёнными параметрами, которые мы попытались вывести
в процессе нашего исследования.
13. Некоторые формы дополнительного андрагогического обучения, уже
получившие широкое распространение на Западе, как то самообразование и
дистанционное обучение, пока не пользуются популярностью в нашей стране.
Данный факт можно объяснить новизной данных форм для нашей системы
образования, а также недостаточной информированностью потенциально
заинтересованных лиц в данной области.
Проведённое исследование позволило нам понять, что проблема
непрофессионально образования взрослых очень обширна. Автор отдаёт себе
отчёт в том, что рассмотреть все вопросы данной темы в рамках одной
дипломной работы не представляется возможным –вопрос непрофессионального
образования взрослых требует дополнительных подробных исследований,
особенно это касается таких нетрадиционных для нашей системы образования
форм андрагогической модели обучения, как дистанционное обучение и
самообразование.
Тем не менее результаты данной работы могут быть интересны:
. Начинающим специалистам, которые уже работают в сфере
образования взрослых
. Студентам и слушателям магистратуры, которые в дальнейшем хотят
работать в сфере образования взрослых
. Взрослым людям, которые хотят получить непрофессиональное
дополнительное образование
. Организаторам различных форм андрагогического обучения.
5) Приложение
Дополнительное образование в России
(список тематик курсов, которые автор смог найти в предложениях различных
учебных заведений и центров обучения)
Автодело, вождение автомобиля
Бухгалтерский учёт, валютные операции, аудит
Иностранные языки
Компьютерные знания
Медицина
Международный бизнес
Обучение родителей
Охрана, безопасность
Оценщик
Парикмахерское дело и косметология
Педагогика
Практическая психология
Развитие интеллекта
Секретари-референты, менеджеры
Таможенные брокеры
Технические и строительные специальности
Фотомодели и манекенщицы
Швейное дело
Многопрофильные курсы
Библиография
1. Змеёв С.И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов»,
М.: Флинта: Наука,1999 г.
2. Интернет-сайт
http://www.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/2002/human/02/11.pdf
3. Каптерев П.Ф., «Антология гуманной педагогики. Каптерев», Издательский
Дом Шалвы Амонашвили, 2001 г.
4. А. Митина, «Дополнительное образование в России» (Исторический
аспект)., журнал «Новые знания» №2 2000 г.
5. Интернет-сайт «Дополнительное образование»
http://www.deol.ru/education/add/index.htm
6. Интернет-сайт «Общество «Знание» России»
http://www.znanie.org/obrazovanie/index.html
7. Махлин М., "Особенности взрослых учащихся"., журнал «Новые знания» №4
2000 г.
8. Вербицкий А., "Психолого-педагогические основы образования взрослых:
контекстный подход". Статья 1., журнал «Новые знания» №1 2001 г.
9. Вербицкий А., "Психолого-педагогические основы образования взрослых:
контекстный подход". Статья 2., журнал «Новые знания» №2 2001 г.
10. Ильин Г., "Качество дополнительного профессионального образования".,
журнал «Новые знания» №1 2001 г.
11. Кулюткин Ю., Мушталинская И.,"Педагогическая рефлексия в
образовательной деятельности взрослых"., журнал «Новые знания»№4 2001
г.
12. Смирнов В.И., «Общая педагогика. Учебное пособие»., М.: Логос, 2002
г.
13. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н., «Общая педагогика. Часть
1»., М.: Владос, 2002 г.
14. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н., «Общая педагогика. Часть
2»., М.: Владос, 2002 г.
15. Столяренко Л. Д., «Педагогика»., М.: Феникс, 2003 г.
16. Змеёв С.И., «Андрагогика: основы теории и технологии обучения
взрослых», М.: ПЕР СЭ, 2003 г.
17. Интернет-сайт МГИМО http://www.mgimo.ru/
18. Интернет-сайт Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им.
Баумана http://www.specialist.ru/
19. Большая Советская Энциклопедия на интернет-сайте http://www.yandex.ru
20. Интернет-сайт «Российское образование. Федеральный портал»
http://www.edu.ru
21. «Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)» Под
ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995 г.
22. И.П. Подласый. «Педагогика». – М.: Владос, 1999 г.
23. Лернер И.Я. «Дидактические основы методов обучения»., М.,
1981 г.
24. Змеёв С.И. «Кому на Руси учится хорошо»., журнал «Новые знания» №4
2001 г.
25. Интернет-сайт Сибирской Ассоциации Образования Взрослых
http://saov.krs.ru
26. Нефёдова В. И. «Андрагогическая составляющая постдипломного
образования руководящих кадров», интернет-сайт
http://manager.fio.ru/getblob.asp?id=10002797
27. Интернет-сайт «Система дополнительного профессионального образования»
http://www.gain.ru/Index.htm
28. Интернет-сайт http://www.mifp.ru/pedagogika/course/mod1_2.htm
29. Змеев С.И. «Становление андрагогики: развитие теории и технологии
обучения взрослых: Дис. ... д-ра пед. наук.» - М., 2000
30. Барыбин А.В., статья «Педагогические условия изучения иностранного
языка в системе дополнительного профессионального образования
взрослых» с Интернет-сайта
http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nome
r=266
31. Громкова М. «Андрагогика на службе кадровика»., журнал «Служба
кадров» №4, 2003 г.
32. Колесникова И.А. «Основы андрагогики»., М.: Академия, 2003 г.
33. Евгения Полякова, статья «Надо ли учиться после тридцати?» с Интернет-
сайта http://www.become.ru/articles/6
34. Интернет-сайт «Become.ru –всё об образовании» http://www.become.ru/
35. Чикуров О., статья «Образование взрослых как ведущий фактор
демократизации общества» с Интернет-сайта
http://ngo.pskovregion.org/vd/13-08-2000-01.shtml
36. Вахтеров В.П. «Избранные педагогические сочинения» - М.: Педагогика.
1987 г.
37. Чарнолуский В. И. «Спутник народного учителя и деятеля народного
образования», СПб., 1903 г.
38. Рубакин Н.А. «Как заниматься самообразованием» М.: Сов.Россия,1962 г.
39. Медынский Е.Н. «История педагогики» Учеб. для студ. пед. ин-тов М.:
Просвещение 1982 г.
СЛОВАРЬ:
1. Общение - der Umgang, die Kommunikation
2. Андрагогика –die Andragogik
3. Формы обучения –die Bildungsformen
4. Стиль общения - die Umgangsart
5. Методическая поддержка –die didaktische Unterstьtzung
6. Цели обучения –die Bildungsziele
7. Андрагогическая модель обучения -das andragogische Bildungsmodell
8. Затруднения общения - die Kommunikationsstцrungen
9. Конфликт - der Konflikt
10. Личность - die Persцnlichkeit
11. Межличностные отношения - die zwischenmenschlichen Beziehungen
12. Непонимание - das Missverstandnis
13. Коммуникативные ошибки - die Kommunikativsfehler
14. Самооценка - die Selbsteinschдtzung
15. Самоуважение - die Selbstachtung
16. Уверенность в себе - die Selbstsicherheit, das Selbstvertrauen
17. Воспитание - die Erziehung
18. Избежание - die Vermeidung
19. Совершенствование -die Vervollkommnung
20. Приспособление - die Anpassung
21. Экспериментальные исследования - die experimentelle Untersuchung
22. Опрос - die Umfrage
23. Опросник - der Fragebogen
24. Заполнять анкету - einen Fragebogen ausfьllen
25. Анализировать результаты исследования - Forschungsergebnisse
analysieren
26. Дипломная работа - die Diplomarbeit
27. Индивидуальный подход - individuelle Behandlung
28. Оценка - die Schдtzung, die Bewertung
29. Оценивать - anerkennen, schдtzen, wьrdigen
30. Отметка - die Note
31. Демократический - demokratisch
-----------------------
* безработица, вызванная постоянными изменениями в размещении ресурсов
общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения
меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель
не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник
сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся
обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую
общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за
постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан.
Главным признаком такой безработицы является ее небольшая
продолжительность.
** безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики,
когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда
даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест
для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы
невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов,
пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и
т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но
не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной
безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно
находятся в центре государственной политике занятости.
[1] Змеёв С.И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов»,
М.: Флинта: Наука,1999 г.
[2] По материалам интернет-сайта:
http://www.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/2002/human/02/11.pdf
[3] По материалам интернет-сайта
http://www.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/2002/human/02/11.pdf
[4] А. Митина, «Дополнительное образование в России» (Исторический
аспект)., «Новые
знания» №2 2000 г.
[5] Каптерев П.Ф., «Антология гуманной педагогики. Каптерев», Издательский
Дом Шалвы Амонашвили, 2001 г.
[6] Пирогов Н.И., «Вопросы жизни», «Морской сборник» №9, 1856 г.
[7] Каптерев П.Ф., «Антология гуманной педагогики. Каптерев», Издательский
Дом Шалвы Амонашвили, 2001 г.
[8] Пирогов Н.И., «Вопросы жизни», «Морской сборник» №9, 1856 г.
[9] А. Митина, «Дополнительное образование в России» (Исторический
аспект)., «Новые
знания» №2 2000 г.
[10] А. Митина, «Дополнительное образование в России» (Исторический
аспект)., «Новые
знания» №2 2000 г.
[11] Каптерев П.Ф., «Антология гуманной педагогики. Каптерев», Издательский
Дом Шалвы Амонашвили, 2001 г.
[12] Вахтеров В.П. «Избранные педагогические сочинения» - М.: Педагогика.
1987 г.
[13] Чарнолуский В. И. «Спутник народного учителя и деятеля народного
образования», СПб., 1903 г.
[14] Рубакин Н.А. «Как заниматься самообразованием» М: Сов.Россия,1962 г
[15] Медынский Е.Н. «История педагогики» Учеб. для студ. пед. ин-тов М.:
Просвещение 1982 г.
[16] Чарнолуский В. И. «Спутник народного учителя и деятеля народного
образования», СПб., 1903 г.
[17] Змеёв С.И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов»,
М.: Флинта: Наука,1999 г.
[18] [19] Змеёв С.И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов»,
М.: Флинта: Наука,1999 г.
* Здесь перечисляются не все общие для педагогической и андрагогической
моделей принципы (не указываются общедидактические принципы наглядности,
доступности, научности, сознательности и т.п., которые подробно рассмотрены
в педагогической литературе)
[20] Змеёв С.И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов»,
М.: Флинта: Наука,1999 г.
* ЗУНК –знания, умения, навыки
* Эти и другие формы обучения будут рассмотрены более подробно на
конкретных примерах и проанализированы во второй главе нашей работы
* ЗУНК –знания, умения, навыки
[21] ГИС - гибкие информационные системы - АМ.
* Данные факторы выделены лично автором в ходе теоретического и
практического анализа различных форм андрагогического обучения.
* ЗУНК –знания, умения, навыки
-----------------------
Андрагогическая
Модель
Педагогическая Модель
Самосознание
обучающегося
Осознание возрастающей самоуправляемости
Ощущение
зависимости
Опыт
обучающегося
Богатый источник обучения
Малая
ценность
Определяется задачами по развитию личности и овладению соц.ролями
Готовность
обучающегося
к обучению
Определяется физиологическим
развитием и соц.принуждением
Немедленное
Применение
полученных
знаний
Отсроченное, отложенное
На решение проблем
Ориентация
в обучении
На учебный
предмет
Неформальный, основанный на взаимном уважении и совместной
работе
Формальный, ориентированный на авторитет преподавателя, конкурентный
Психологический
климат обучения
Совместно с обучающимся
Планирование учеб.процесса
Преподавателем
Совместно с обучающимся
Определение потребностей обучения
Преподавателем
Совместно с обучающимся
Преподавателем
Формулирование целей обучения
В зависимости от готовности обучающегося к обучению, проблем.единицы
Логика учебного предмета, содержательные единицы
Построение учеб.процесса
Технология поиска нов.знаний на основе опыта
Учебная деятельность
Технология передачи знаний
Преподавателем
Совмест.определение нов.учеб.потребностей, совмест.оценка программ обучения
Оценка
Высокая
Корректное применение андраг.модели
Некорректное применение педагог.модели (более коррект. применение
анраг.модели)
Корректное применение педагогической модели
Степень зависимости
Низкая
Юность 18
1 Детство
Взрослость
Страницы: 1, 2, 3
|