Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах
выставки, родители писали пожелания своим детям (12, 54).
«Педагоги многих школ ищут решения проблем, понимая и
осознавая, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников
замкнутый треугольник.
Учителя Ученики
Родители
И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая
фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению
взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому если
школа обвиняет родителей, следовательно она сама допускает
ошибки и наоборот» (12, 54).
Своеобразную «школу для родителей» создала в
малокомплектной школе учительница А. Вайчюлене. Педагог
заметила, что родители первоклашек не готовят детей к школе,
поэтому просвещение педагог начала с родителей пяти-шестилетних
детей. Кроме этого учительница начала выпускать книжки для
родителей и детей (19, 32).
Следовательно: «И родители нужны школе и она нужна сегодня семье.
Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без
этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и
семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится
беднее» (32, 20).
«Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него
сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает
практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому
человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития
личности необходимо и то и другое» (30, 165).
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ,
УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ.
Как было сказано выше, школа и семья должны работать
совместно, так как у них единая цель – воспитание личности.
От взаимоотношении учителей, учеников и их родителей зависит
успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в
данной цепи взаимоотношений играют отношения между учителем и
родителями. C целью выяснить особенности работы учителя с родителями
в первом – втором классах, проводилось анкетирование учителей в
средней школе «Смялтес» города Клайпеда, в средней школе
«Бяржино» города Шяуляй, а также в одном из городов соседнего
государства Белоруссия – городе Лида в средних школах №4, №11,
и №17, что дает возможность сравнить не только работу
различных учителей, но и особенности этой работы, в
зависимости от страны. Всего зимой 1999/2000 учебного года
анкеты заполнили 44 учителя.
Также проводился анкетный опрос родителей учащихся первых –
вторых классов в выше перечисленных городах и школах.
Родители отвечали на вопросы связанные со взаимоотношениями в
семье, а так же – со школой. Всего было опрошено 90
родителей.
Анкеты были анонимными, каждому из опрашиваемых нужно было
ответить на 13 - 14 вопросов. Анкеты были одинаково содержания
на русском и литовском языках. Кроме этого устно общалась и
беседовала со многими опрошенными учителями и родителями.
Результаты исследования показали ряд интересных особенностей
работы учителя с семьей на начальном этапе обучения, о чем
подробнее и будет говориться ниже.
3. 1. Анализ исследования деятельности учителей.
Первые пункты анкеты носят общий характер, здесь выясняется
в каком городе и в какой школе работает учитель, с каким
классом он работает на данном этапе, то есть во время
проведения опроса, а также педагогический стаж учителя.
Таблица № 1 Данные об учителях.
| | |Количество | |
|Формулировка | |ответивших | |
|вопроса |Ответы |по городам |ВСЕГО |
| | | Клайпеда | Лида | |
| | |Шяуляй | | |
|1. Город, школа |Средние школы: | | | |
| |«Смялтес» г. Клайпеда|18 | | |
| | |4 | | |
| |«Бяржино» г. Шяуляй | |7 | |
| |№4 г. Лида | |5 | |
| |№11 г. Лида | |10 | |
| |№17 г. Лида | | | |
| |22 |22 | 44 |
|ВСЕГО: | | | |
| | | | | |
|2. С каким |1 класс |5 |8 |13 |
|классом работаете |2 класс |4 |7 |11 |
|на данном этапе. |3 класс |6 |4 |10 |
| |4 класс |6 |3 |9 |
| |логопед |1 | |1 |
| | | | | |
|3. Ваш |От 1 до 5 лет |3 |3 |6 |
|педагогический |От 6 до 10 лет |3 |8 |11 |
|стаж. |От 11 до 15 лет |5 |7 |12 |
| |От 16 до 20 лет |5 |2 |7 |
| |От 21 до 25 лет |1 |1 |2 |
| |От 26 до 30 лет |3 | |3 |
| |31 и более |2 |1 |3 |
Как видно из таблицы всего было опрошено 44 учителя. Так
как в городе Шяуляй опрос учителей был проблематичен, и
удалось опросить лишь 4 человека, то в дальнейшем мы
присоединим их ответы к ответам учителей из города Клайпеда,
которых было 18. Таким образом у нас получилось одинаковое
количество опрошенных по двум республикам.
Опрос проводился среди всех учителей начальной школы,
поэтому присутствуют представители всех классов, а также в
опросе принял участие один логопед, который в момент опроса
выполнял роль учителя и классного руководителя. Логопед отвечал
на вопросы анкеты с точки зрения своей работы, поэтому эти
ответы будем обговаривать отдельно.
Количество учителей, опрошенных в Литве, можно сказать,
равномерно распределилось по классам. (В 1-ом – 5, во 2-ом – 4, в
3-ем – 6 и в 4-ом – 6 ). В городе Лида в опросе более
активное участие приняли учителя первых – вторых классов,
соответственно 8 и 7 человек, учителей третьего и четвертого
класса лишь 4 и 3. Однако при обобщении получили почти
одинаковое количество представителей каждого класса, что хорошо
видно на круговой диаграмме
Диаграмма 1. 1. Распределение по классам.
30%
25%
23%
20%
2%
Следующий актуальный вопрос анкеты: педагогический стаж
учителей. Среди опрашиваемых в Литве учителей больше всего
оказалось со стажем от 11 до 15 лет – 5, и со стажем от
15 до 20 лет – 5. По 3 – со стажем от 1 до 5, от 6 до
10, от 25 до 30. Следует отметить, что самый маленький стаж
1,5 года, а самый большой 31 и 32 года работы в школе.
Если учесть, что высшее учебное заведение заканчивается в 22
года, то средний возраст опрошенных учителей 30 – 40 лет.
Среди опрашиваемых учителей в городе Лида большее
количество учителей со стажем от 6 до 10 лет – 8 и от 10
до 15 лет – 7. Наименьший стаж – 2 года, а наибольший стаж –
33 года работы по специальности учитель начальных классов.
Сравнив данные опроса по Литве и Белоруссии, можно сказать,
что в городе Лида в опросе принял более молодой контингент
учителей.
Подводя общие итоги по данному вопросу видим следующую
картину:
Диаграмма 1. 2. Педагогический стаж учителей.
14%
25%
26%
16%
5%
7%
7%
Следующая тема, которой посвящена группа вопросов,
–планирование и проведение мероприятий для родителей в первом –
втором классах. Учителям было предложено ответить на такие
вопросы:
> Что служит вам опорой при планировании работы в 1 – 2
классах?
> Как часто проводите мероприятия для родителей?
> Какие мероприятия для родителей проводите?
Были получены разнообразные ответы, основные из которых
приводятся в данных таблице № 2, единичные разберем отдельно
при анализе таблицы.
Таблица № 2 Планирование и проведение мероприятий.
| | |Количество | |
|Формулировка | |ответивших | |
|вопроса |Варианты |по городам |Всего |
| |ответов | | |
| | | Клайпеда |Лида | |
| | |Шяуляй | | |
| | | | | |
|4. Что служит |1. Программа, план |4 |4 |8 |
|Вам |2. Пед. опыт работы |5 |3 |8 |
|опорой при плани- |3. Методические рекомен | | | |
|ровании работы с |-дации и литература. |2 |10 |12 |
| |4. Пожелания родителей. |6 |8 |14 |
|родителями в 1 – 2| | | | |
| |5. Индивидуальные |2 |4 |6 |
|классах. |особен- | | | |
| |ности детей. |11 |3 |14 |
| |6. Ситуация: проблемы и |3 |3 |6 |
| |трудности. | | | |
| |7. Другие ответы. | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|5. Как часто про-|1 раз в триместр |14 | |14 |
|водите мероприятия |1 раз в четверть |3 |12 |15 |
| |1 раз в месяц и чаще |2 |5 |7 |
|для родителей. |По необходимости |3 |5 |8 |
| | | | | |
| | | | | |
|6. Какие |1. Родительские собрания |17 |17 |34 |
|мероприя- |2. Дискуссии |3 |5 |8 |
|тия для родителей |3. Индивидуальные | | | |
|проводите. |консультации |11 |8 |19 |
| |4. Совместные праздники |20 |13 |33 |
| |5. Открытые уроки или | | | |
| |дни открытых дверей |2 |7 |9 |
| |6. Анкетирование |1 |5 |6 |
| |7. Лекции |6 |3 |9 |
| |8. Другие нетрадиционные | | | |
| |мероприятия |3 |7 |10 |
| | | | | |
| | | | | |
На вопрос о планировании работы с родителями опрашиваемые
учителя Литвы чаще всего называли такие аспекты, как проблемные
ситуации, которые складываются в конкретном классе в то или
иное время в процессе обучения или воспитания учащихся или
при общении и сотрудничестве с родителями –11. (То есть учителя
ориентируются по обстановке.) Среди проблем учителя называют:
проблемы поведения, успеваемости, физические и психологические
особенности развития детей данного возраста, а также общие
организационные вопросы класса, решаемые вместе с родителями.
Следующей опорой планирования работы служат пожелания и
предложения родителей – 6. Некоторые из учителей указывают, сто
данные они получают способом анкетирования. Другой опорой
служит педагогический опыт каждого учителя, а также его коллег
– 5. Только 4 из опрошенных указали, что при планировании
используют «Общие программы», школьный и классный план работы
с родителями. Подсознательно хочется спросить других учителей,
неужели они не составляют плана работы, а лишь идут на
поводу у времени и ситуации? Всего 2 учителя указали, что
ориентируются на методическую литературу, хотя на вопрос какую
литературу используют учителя при работе с родителями указали
все опрашиваемые. Столько же опираются и на индивидуальные
особенности детей (2). Кроме этих ответов были и другие:
одна, из опрошенных учителей, опирается на некоторые элементы
проекта «Хорошее начало»; другая учительница старается изменить
взгляд родителей на школу и внедрить новые направления
воспитания. Отдельно оговорим ответ логопеда, так как её
работа основывается на индивидуальных нарушениях речи у детей
и для успешной работы необходимо сотрудничество с родителями.
Результаты ответов на этот же вопрос в городе Лида
оказались несколько иными. Здесь при планировании работы
учителя в основном опираются на методические рекомендации и
различную литературу – 10. Другим важным аспектом как и в
Литве оказались пожелания, рекомендации и особенности родителей
– 6. Одинаковое количество учителей и в Лиде и в Литве
опирается на планы и программы – 4, кроме этого столько же
основываются и на индивидуальных особенностях детей. По 3
ответа на педагогический опыт и конкретную ситуацию. Среди
других ответов следует выделить: учителя опираются на советы
психологов, а также учитывают уровень педагогической подготовки
родителей.
Подводя итоги опроса по этому вопросу можно сказать, что
основной опорой планирования работы с родителями являются
пожелания и рекомендации самих родителей и ситуация
складывающаяся во время учебного и воспитательного процесса.
Большое влияние оказывают методические рекомендации и
литература, а также педагогический опыт и план работы учителя.
Все это хорошо видно на диаграмме.
Диаграмма 2. 1. Опора планирования работы с родителями.
20%
18%
12%
12%
20%
9%
9%
Следующий вопрос связанный с темой планирования и
проведения мероприятий для родителей: как часто проводите
различные мероприятия для родителей? Полученные ответы можно
разделить на четыре группы:
1. группа – 1 раз в триместр
2. группа – 1 раз в четверть
3. группа – 1 раз в месяц и чаще
4. группа – по необходимости
Следует отметить, почему отдельно выделяется группа ответов:
1 раз в четверть? В Белоруссии учащиеся учатся не по
триместра в состав, которых входит 3 месяца, а по четвертям,
которые состоят из 2 месяцев. Поэтому если учителя из Литвы
отвечали, что проводят мероприятия один раз в два месяца, мы
эти ответы отнесли ко второй группе.
Большинство опрошенных учителей в Литве указали, что
проводят мероприятия лишь один раз в триместр – 14 , некоторые
отметили, что число мероприятий может колебаться от 3 до 5 в
год. По 3 ответа о проведении мероприятий 1 раз в два
месяца и по необходимости, то есть конкретное число проводимых
мероприятий не указанно. С большим сожаление следует отметить,
что только двое из опрошенных проводят мероприятия для
родителей 1 раз в месяц и чаще.
В городе Лида в связи с обучением по четвертям
большинство учителей проводит мероприятия 1 раз в четверть –
12. Остальные ответы разделились поровну, то есть 5 – проводят
мероприятия 1 раз в месяц и чаще, что немногим больше, чем
в Литве; и 5 – по необходимости.
Подводя итог по данному вопросу следует сказать, что
большинство учителей как в Литве, так и в городе Лида
проводит мероприятия согласно установленных требований (1 раз в
триместр или 1 раз в четверть), но не больше.
Следующий вопрос тесно связан с предыдущими: какие
мероприятия для родителей проводите? Так как были получены
разнообразные ответы, я постаралась их сгруппировать.
Излюбленной формой мероприятий для родителей в Литве
оказались совместные праздники, 20 из 22 опрошенных указали
именно данный вид. В анкетах многие учителя перечисляют
проводимые ими праздники для детей и для их родителей:
рождественские, новогодние, пасхальные праздники, «День Матери»,
«Праздник Азбуки» и другие. Следующая наиболее распространенная
форма работы с родителями – это родительские собрания (17
ответов), также многие учителя упоминают индивидуальные
консультации с родителями (11 ответов), следующими можно
назвать лекции (6 ответов) и дискуссии (3 ответа). Лишь двое
из опрошенных учителей проводят открытые уроки для родителей,
и лишь один упомянул об анкетировании. Кроме перечисленных в
таблице форм работы с родителями упоминаются: деловые доклады,
собрания актива класса, совместные экскурсии в музей и театры.
И лишь одна учительница ответила, что формы работы предлагают
сами родители во время первого собрания.
Опрошенные учителя в Белоруссии также как и в Литве
основными формами работы считают: родительские собрания (17
ответов), совместные праздники (13 ответов), коллективные и
индивидуальные консультации (8 ответов). Однако чаще чем в
Литве там указано проведение дней открытых дверей для
родителей (7 ответов), проведение дискуссии (5) и анкетирования
(5), а вот лекции для родителей упоминаются реже (всего 3
ответа). Особенность анкет из Лиды стали ответы о том, что
учителя проводят «круглые столы» обсуждения проблем (3),
встречи родителей с психологами и врачами (1), психологические
тренинги (3), родительский всеобуч (1). Кроме этого упоминаются
совместные экскурсии, концерты и спектакли учеников и
родителей.
Подводя итог по данному вопросу, можно сказать, что формы
работы учителя с родителями в 1 – 2 классах очень
разнообразны. Общая картина хорошо просматривается на диаграмме.
Диаграмма 2. 2. Проводимые для родителей мероприятия.
26%
26%
15%
7%
7%
6%
5%
8%
Следующий анализируемый вопрос, на который отвечали
опрашиваемые учителя: какую литературу используете для работы с
родителями? Здесь получили множество разнообразных ответов,
причем следует учесть, что опрос проводился в разных странах,
поэтому литература практически не может быть одинаковой. При
анализе указанной учителями литературы, попытались выделить
некоторых авторов или названия журналов, которые повторяются
хотя бы в нескольких анкетах, об остальных будет упомянуто
отдельно. К сожалению не все из опрашиваемых точно указали
литературу (то есть автора и название книги), многие
ограничились общими фразами, что применяют различную
методическую, педагогическую и психологическую литературу. Общая
картина видна в таблице № 3.
| | |Количество | |
|Формулировка | |ответивших | |
|вопроса |Варианты |по городам |Всего|
| |ответов | | |
| | | Клайпеда |Лида | |
| | |Шяуляй | | |
| | | | | |
|7. Какую |Педагого-психологическая | | | |
|литературу |литература: | | | |
|используете для |Dapkien? S |5 | |5 |
|работы с |?ernius V. J. |3 | |3 |
|родителями. |Gu?as A. |2 | |2 |
| |. Амонашвили |2 |3 |5 |
| |Сухомлинский | |6 |6 |
| |Другие авторы |8 |8 |16 |
| |Периодическая печать: | | | |
| |“?virbli? takas” |7 | |7 |
| |“Tavo vaikas” |2 | |2 |
| |“Psichologija Tau” |3 | |3 |
| |«Начальная школа» |1 |9 |10 |
| |Другие журналы и |2 |7 |9 |
| |газеты | | | |
| |Конкретный источник |7 |3 |10 |
| |неуказан | | | |
Таблица № 3 Используемая учителями литература.
Опрашиваемые в Литве учителя указали следующую литературу:
Dapkien? S. Klas?s aukl?tojas ir aukl?tinio ?eima.
(5)
?ernius V. J. Mokytojo pagalbininkas. (3)
Gu?as A. Vaiko ir paauglio psichologija. (2)
Giedraitien? T. Pedagogin?s situacijos mokykloje.
Arends Richard J. Mokom?s mokyti.
Mielke U. Geriau suprasti sunkius vaikus.
Mi?kinis K. ?eimos pedagogika.
Mieliauskien? M. Vaikeli, b?k geras.
Gage N., Berliner Pedagogin? psichologija.
Gailien? D., Bulotaite L., Sturlien? N. A? myliu kiekviena
vaika. и другие авторы.
Lietuvos bendro lavinimo mokyklos programas.
Bendro lavinimo standartai.
Кроме этого учителя указали журналы:
“?virbli? takas” (7)
“Psichologija Tau” (3)
“Tavo vaikas” (2)
Опрашиваемые учителя из города Лида также указали различную
литературу:
Сухомлинский В. «Сердце отдаю детям»
Сухомлинский В. «Мудрость родительской любви»
Сухомлинский В. «Как воспитать настоящего человека»
Корчак «Как любить детей»
Степаненков «План работы с классным коллективом»
Чечет В. «Умеем ли мы обращаться с детьми»
Грымощь, Варонецкая «Народная педагогика белорусов»
Урбанская О. Н. «Работа с родителями младших школьников»
Сенько В. Г. «Учителя и родители»
Коляда М. «Шпаргалка для родителей»
Солодухин В. З. «Книга для родителей»
Будлицкая И. И. «Библиотека для родителей»
Дерекливая Н. И. «Направление работы классного руководителя
с семьей и учащимися»
«Семейная энциклопедия» и другие.
Кроме книг упоминаются журнал «Начальная школа» (9) и
другие белорусские журналы и газеты.
Следует отметить, что и литовские и белорусский учителя
упоминают фамилию известного педагога и психолога Амонашвили.(5)
Следующий вопрос заданный учителям: какое участие принимают
родители в школьных мероприятиях для детей? Этим вопросом
хотелось выяснить активность родителей в школьной жизни. Кроме
того такой же вопрос задавался и родителям, позже сможем
сравнить ответы учителей и родителей. Основные данные
анкетирования по этому вопросу сведены в таблицу № 4.
| | |Количество | |
|Формулировка | |ответивших | |
|вопроса |Варианты |по городам |Всего |
| |ответов | | |
| | | Клайпеда |Лида | |
| | |Шяуляй | | |
| | | | | |
| |Помогают в организации |8 |13 |21 |
| |Участвуют сами |2 |4 |6 |
|8. Какое участие |Помогают материально |8 |3 |11 |
| |Лишь наблюдатели |4 |2 |4 |
|принимают родители | | | | |
|в школьных меро- | | | | |
|приятиях для | | | | |
|детей. | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| |Активное участие |12 |16 |26 |
| |По возможности |6 |6 |12 |
| |Пассивное участие |4 |2 |4 |
| | | | |7 |
Таблица № 4 Участие родителей.
Ответы на данный вопрос были различны, поэтому
проанализируем их по двум аспектам:
> Какое именно участие принимают родители.
> Какова активность родителей.
Ответы, опрошенных в Литве учителей, разделились так, что
в одинаковом количестве ответов (8) было указано, что родители
помогают при организации мероприятий для детей: составляют
сценарии, изготовляют костюмы и маски, украшают класс. Столько
же (8) учителей ответило, что родители помогают материально.
Двое из опрошенных написали о том, что родители сами
участвуют в мероприятиях и четверо – о том, что родители лишь
являются пассивными наблюдателями или вообще не участвуют в
мероприятиях проводимых для детей.
Большинство учителей из города Лида ответили, что родители
помогают им в организации мероприятии для детей (13 ответов),
некоторые родители сами организуют экскурсии на предприятия или
в другие учреждения. Однако можно отметить, что по сравнению
с Литвой здесь меньшее количество родителей помогают
материально (лишь 3 ответа против 8 в Литве), можно
предположить, что сказывается низкий экономический уровень
страны. Зато можно порадоваться, что в Белоруссии большее
количество родителей принимают участие в мероприятиях (4), хотя
их могло бы быть и больше.
Общие данные по двум республикам приведем на диаграмме:
Диаграмма 4. 1. Какое именно участие принимают родители.
50%
14%
26%
10%
Если сравнить данные ответов на этот же вопрос по
критерию активности то большую активность проявляют родители в
Белоруссии 16 против 12 – в Литве. Зато количество помогающих
по возможности одинаковое, по 6 ответов. В ответах учителей
из Клайпеды и Шяуляй присутствуют жалобы, что родители
принимают лишь пассивное участие – 4 ответа.
Итог виден на соответствующей диаграмме:
Диаграмма 4. 2. Активность родителей.
61%
29%
10%
Следующая тема опроса посвящено взаимопомощи учителя и
родителей 1 – 2 классов. Эта тема включает в себя два
вопроса:
> Какую помощь в воспитательном процессе получаете от
родителей?
> Как в свою очередь помогаете родителям?
Сводные данные ответов на эти вопросы помещены в таблице № 5
Таблица № 5 Сотрудничество и взаимопомощь.
| | |Количество | |
|Формулировка | |ответивших | |
|вопроса |Варианты |по городам |Всего |
| |ответов | | |
| | | Клайпеда |Лида | |
| | |Шяуляй | | |
| | | | | |
|9. Какую помощь |1. Информация |2 |8 |10 |
|в |2. Контроль за выполне- | | | |
|воспитательном про-|нием требовании учителя |5 |5 |10 |
| |3.Организационная помощь |5 |5 |10 |
|цессе получаете от|4. Сотрудничество |11 |8 |19 |
| |5. Другая помощь |1 |2 |3 |
|родителей. |6. Никакой помощи |2 |1 |2 |
| | | | |3 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|10. Как в свою |1. Советы и рекомендации|6 |14 |20 |
|оче- | |7 |10 |17 |
|редь помогаете им.|2. Консультации |8 |5 |13 |
| |3. Беседы | | | |
| |4. Совместное решение |4 |1 |5 |
| |проблем | | | |
| |5. Информация для |5 |2 |7 |
| |родителей о их детях | | | |
| |6. Рекомендация |1 |4 |5 |
| |литературы |1 |3 |4 |
| |7. Посещение на дому |1 |2 |3 |
| |8. Просвещение родителей |3 |4 |7 |
| |9. Другая помощь | | | |
| | | | | |
При опросе в Литве большинство из опрошенных из учителей
как основной вид помощи получаемой от родителей указали –
сотрудничество по различным вопросам, общее решение (11
ответов). Родители активно посещают мероприятия проводимые
учителем, консультируются, выслушивают советы и стараются их
придерживаться. Следующие по частоте ответов идет
организационная помощь: ремонт класса, организация праздников и
различных мероприятий (5 ответов) и контроль за выполнением
требований учителя, сюда входит домашний контроль детей за их
успеваемостью и поведением, помощь в выполнении домашних
задании (5 ответов). Двое из опрошенных указали, что получают
помощь от родителей в виде информации о детях. Кроме того
учителя указывают, что родители делятся своим опытом воспитания
детей в семье, проводят беседы с группой учащихся. К
сожалению 2 учителя ответили, что практически не получают
помощи от родителей. Отдельно отметим ответ логопеда, что
родители редко интересуются дефектами речи своих детей и мало
помогают логопеду по их устранению.
Также как и в Литве в Белоруссии учителя на первый план
выдвигают такой вид помощи родителей, как сотрудничество, где
вместе с родителями решаются вопросы воспитания и обучения (8
ответов). Столько же (8) из опрошенных учителей выделяют –
информацию, которую получают от родителей о психофизических
особенностях детей, их чертах характера. 5 ответов –
организационная помощь, родители помогают организовывать
выставки, походы, экскурсии, праздники и другие различные
мероприятия, а также выступления на классных часах. Такое же
количество ответов (5) о контроле родителей за выполнением
требовании учителя. Кроме этого как помощь от родителей
учителя указывают получаемые советы, пожелания, помощь при
работе в центрах и группах на уроках, посещение родительским
комитетом семей неблагополучных детей.
Итоги данного вопроса хорошо видны на диаграмме.
Диаграмма 5.1. Помощь, получаемая от родителей.
34%
18%
19%
19%
4%
6%
Следующий вопрос, адресованный учителям, тесно взаимосвязан
с предыдущим: как в свою очередь помогаете им? Здесь
проанализируем ответы учителей о той помощи, которую они
оказывают родителям.
Большинство опрошенных в Литве учителей указали следующие
виды, оказываемой ими помощи: беседы (8 ответов), консультации
(7 ответов), советы и рекомендации (6 ответов), таким образом
учителя преподносят родителям информацию о детях (5), о их
поведении, успеваемости и совместно решают проблемы (4). К
сожалению, лишь по одному ответу было о том что, учителя
рекомендуют литературу для родителей, посещают их на дому, а
также занимаются педагогическим просвещением родителей. Кроме
этого учителя делают памятки для родителей.
Опрошенные учителя из города Лида, также как и учителя из
Страницы: 1, 2, 3
|