Рефераты
 

Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах

Клайпеды и Шяуляй основными видами помощи родителям назвали:

советы и рекомендации (14 ответов), индивидуальные и групповые

консультации (10 ответов). Меньшее внимание здесь оказывают

беседам (лишь 5 ответов), но больше рекомендуют литературу (

4 ответа в Лиде по сравнению с 1 – в Литве), посещают

родителей на дому (3 ответа), занимаются педагогическим

просвещением родителей (2 ответа). Кроме этого особенностью

ответов из белорусских учителей является организация встреч

родителей с психологической службой школы (4 ответа), что дает

нам основания считать, что таковая там имеется.

Итоги данного вопроса сведем на диаграмму, которая ярко и

точно показывает превалирующие виды помощи, оказываемые

учителями родителям.

Диаграмма 5.2. Виды помощи, оказываемой учителем родителям.

26%

22%

16%

9%

6%

6%

5%

4%

6%

Следующая тема опроса посвящена проблемам и трудностям при

работе учителя с родителями в 1 – 2 классах. Она включает

такие вопросы:

> Какие проблемы обучения, воспитания и др. решаете вместе

с родителями?

> Какие встречаете трудности при работе с родителями?

Обобщенные данные ответов помещены в таблице № 6, частные

случаи будут оговорены ниже при анализе таблицы.

Таблица № 6 Проблемы и трудности.

| | |Количество | |

|Формулировка | |ответивших | |

|вопроса |Варианты |по городам |Всего |

| |ответов | | |

| | | Клайпеда |Лида | |

| | |Шяуляй | | |

| | | | | |

|11. Какие проблемы |1. Адаптация в школе |3 | |3 |

|обучения, воспита- |2.Улучшения успеваемости |15 |9 |24 |

|ния и др. решаете|3. Поведение и общение |13 |13 |26 |

| |4. Улучшение психологи- | | | |

|вместе с |ческого климата |4 |1 |5 |

|родителями. |5. Развитие познаватель- | | | |

| |ных навыков | |6 |6 |

| |6. Организация свободного| | | |

| |времени |2 |3 |5 |

| |7. Организационные | | | |

| |вопросы |1 |2 |3 |

| |8. Другие проблемы |4 |5 |9 |

| |9. Проблемы не указаны |4 |4 |8 |

| | | | | |

| | | | | |

|12. Какие |1. Отсутствие инициативы |11 |11 |22 |

|встречаете |2. Неправильная оценка | | | |

|трудности при |своего ребенка |4 |4 |8 |

|рабо- |3. Невыполнение требова- | | | |

|те с родителями. |нии учителя |1 |3 |4 |

| |4.Материальные трудности |2 |2 |4 |

| |5. Педагогическая необра-| | | |

| |зованность родителей |1 |3 |4 |

| |6. Отсутствие взаимопони-| | | |

| |мания между уч. и |2 |4 |6 |

| |р-ми. |1 |2 |3 |

| |7. Другие трудности |3 | |3 |

| |8. Отсутствие трудностей | | | |

Опрошенные в Литве учителя выделяют следующие основные

проблемы обучения и воспитания, решаемые вместе с родителями:

улучшение успеваемости (15 ответов), детализируя которую следует

упомянуть трудности в обучении и их причины, помощь ребенку

при учении, и поведения (13 ответов) здесь следует уточнить:

воспитание вежливости, дружелюбия, дисциплинированности, общение

со взрослыми и сверстниками, конфликты детей. Также учителя

указывают, что вместе с родителями они решают проблему

улучшения психологического климата как в школе, так и дома (4

ответа). Только трое из опрошенных вместе с родителями решают

проблему адаптации детей в школе, а она так важна именно в

первые годы обучения. Лишь двое из опрошенных решают проблему

организации свободного времени учащихся, указывают на их

распорядок дня, регламентирование просмотра телевидения. Кроме

этого совместно решаются организационные вопросы, проблемы

подготовки ребенка к школе, познания детей как родителями,

так и учителями, всестороннее развитие личности ребенка и

другие. К сожалению в 4-ех анкетах не указаны проблемы

решаемые совместно, оговорено лишь, что решаются все проблемы

возникающие на данный момент.

Опрашиваемые в Белоруссии учителя в отличии от литовских

на первый план ставят проблему поведения (13 ответов) и лишь

за ней проблему улучшения успеваемости (9 ответов). В отличии

от опрошенных в Литве учителей, учителя из города Лида

указывают решение такой проблемы как воспитание познавательных

навыков у детей: развитие мышления, памяти, внимания,

активизация познавательной деятельности (6 ответов). Однако

учителя из Лиды не вообще не указывают проблемы адаптации в

школе. Меньше внимание здесь уделяется и улучшению

психологического климата (1 ответ), но немного чаще упоминается

организация свободного времени учащихся (3 ответа) и решение

организационных вопросов класса (2 ответа). Кроме этих

упоминаются и другие проблемы решаемые совместно с родителями:

проблема воспитания аккуратности и прилежания, здорового образа

жизни и личной гигиены, проблема отношения к учителю, проблема

прав ребенка, наказания и поощрения, воспитания сопереживания

и сочувствия и другие. К сожалению пятеро из опрашиваемых

ограничились лишь общими фразами о том, что решают «все более

ярко выраженные на данном этапе проблемы» и не указали

конкретно.

Обобщение вопроса приводим в виде круговой диаграммы, на

которой хорошо видно, какие проблемы чаще всего решают

совместно учителя и родители двух стран – это проблема

улучшения успеваемости и проблема поведения и общения детей

как между собой, так и со старшими.

Диаграмма 6.1. Проблемы, решаемые совместно.

29%

27%

7%

6%

6%

3%

3%

10%

9%

На вопрос о трудностях встречаемых при работе с

родителями, как видно по данным таблицы, учителя обеих стран

ответили практически одинаково, что еще раз доказывает, что

проблемы у нас одни и те же. Большинство учителей указали

основную проблему: отсутствие инициативы и активности со стороны

родителей (по 11 ответов в каждой стране), сюда можно

отнести редкое посещение школы, плохое посещение родительских

собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное

общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении

мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания,

рекомендации. Следующая трудность, с которой сталкиваются

учителя при работе с родителями, - неправильная оценка своего

ребенка (по 4 ответа с каждой страны). Учителя пишут, что

часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже не

дооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не

считаются с замечаниями учителя, так как не верят им. С

материальными трудностями родителей, которые отражаются и на

образовании ребенка и на общении родителей с учителями,

сталкиваются по 2 человека в каждой стране. Опрошенные в

Литве учителя реже чем учителя из Белоруссии жалуются на

педагогическую необразованность родителей и невыполнение

требований учителя (по 1 ответу против 3 по каждому аспекту),

а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и

родителями (по2 против 4), когда родители не идут на контакт,

не хотят совместно решать возникшие проблемы, как выразилась

одна из опрашиваемых учителей «некоторые родители занимают

позицию глухой обороны».. Кроме этих учителя называют и другие

трудности: не все родители относятся ответственно к своим

родительским обязанностям, нетрадиционная система оценки в

Литве, которая не устраивает ни родителей ни учителей,

неуважительное отношение к молодому педагогу. Следует

порадоваться, что трое из опрошенных в Литве указали, что они

не встречают трудностей при работе с родителями в своих

классах, так как на данном начальном этапе родители более

активны и заинтересованы своими детьми.

Итоги по этому вопросу приводим на диаграмме:

Диаграмма 6.2. Трудности, встречаемые при работе с родителями.

41%

15%

11%

7%

7%

7%

6%

6%

Последний вопрос анкеты для учителей соответствует теме

научной работы:

> В чем заключаются особенности работы с родителями в 1

– 2 классах?

Здесь учителя делятся своим педагогическим опытом,

высказывают свою точку зрения. Поэтому получили различные

ответы, трудно обобщаемые. Общие данные приведены в таблице №

7.

Таблица № 7 Особенности работы учителя с родителями в 1-2-ом

классах.

| | |Количество | |

|Формулировка | |ответивших | |

|вопроса |Варианты |по городам |Всего |

| |ответов | | |

| | | Клайпеда |Лида | |

| | |Шяуляй | | |

| | | | | |

|13. В чем заключа |1. Информация о детях и | | | |

|-ются особенности|их родителях |3 | |3 |

|работы с |2. Установление контакта |4 |3 |7 |

|родителями в 1-2|3. Тесное сотрудничество |8 |5 |13 |

|классах.. |4. Частые встречи |5 |1 |6 |

| |5. Посещение на дому |2 | |2 |

| |6. Помощь в адаптации |2 |3 |5 |

| |7. Информация о школе и| | | |

| |ее требованиях |2 |4 |6 |

| |8. Завоевание авторитета | |2 |2 |

| |9. Сплочение коллектива | |3 |3 |

| |10. Высокая активность | | | |

| |родителей в 1–2 классах |6 | |6 |

| |11. Родители не интере | | | |

| |–суются детьми |3 | |3 |

| |12. Другие особенности |3 |5 |8 |

| |13. Особенности не | |3 |3 |

| |указаны | | | |

Большинство опрошенных в Литве учителей основной особенность

работы с родителями в 1 – 2-ом классах указали тесное

сотрудничество между учителем и родителями (8 ответов), учителя

пишут, что в этих классах родители еще очень активны (6

ответов), что облегчает работу учителя. В этих классах

необходимы частые встречи отмечают пятеро из опрошенных,

большую роль играет установление тесных, дружеских контактов (4

ответа), от первого контакта зависят дальнейшие взаимоотношения

и сотрудничество. Трое из опрашиваемых указывают, что получают

информацию о детях и их семье, которая очень важна при

обучении и воспитании детей. По два учителя называют

обязательным: посещение детей на дому (хотя это употребляется

во всех классах), что дает почву для лучшего познания

микросферы ребенка; помощь в адаптации детей в школе, которую

родители и учитель оказывают совместно; а также учитель обязан

сообщить родителям информацию о школе, ее требованиях,

высказать свое мнение о успехах в учебе и о поведении

ребенка, одна ни в коем случае не запугивать родителей. Кроме

этого учитель должен прислушиваться к мнению, замечаниям и

пожеланиям родителей. К сожалению, трое из опрашиваемы

указали, что даже в 1 – 2 – ом классах родители неактивны и

не интересуются своими детьми.

Учителя опрашиваемые в городе Лида также как и литовские

учителя основной особенность работы с родителями в 1 – 2 – ом

классах называют тесное сотрудничество с родителями ( 5

ответов), и подача информации родителям о школе и её

требованиях, «родители с большим вниманием и интересом

воспринимают всю информацию по вопросам успеваемости и

воспитания». По три учителя указывают, что следует помощь в

адаптации ребенка к школе, большую роль играет установление

тесных контактов и сплочение родительского коллектива (литовские

учителя такого аспекта работы с родителя не указывают).

Особенностью ответов из Белоруссии является ответ о завоевании

авторитета у родителей (2 ответа), чего не указывают наши

учителя. Однако меньшее внимание уделяют белорусские учителя

частым встречам с родителями (лишь 1 ответ). Кроме этого

учителя пишут о том, что следует информировать родителей о

возрастных особенностях их детей, учитывать возраст самих

родителей и подготовить их к новым воспитательным задачам.

Одна из учителей пишет: «Класс – это семья, дети и родители

одного класса – это «родственники», так должно быть, то есть

они должны себя так ощущать».

В заключении следует сказать, что успешность работы учителя

с родителями зависит от взаимоотношении между ними в первые

годы, большую роль здесь играет и тесное сотрудничество, и

частые встречи, и установление первых контактов, и завоевание

авторитета и еще многое другое. Приведем цитату из анкет

учителей: «Думаю, в первые годы обучения учитель должен

уделять особое внимание работе с родителями. В класс приходят

новые дети, новые семьи. Учитель должен многое узнать,

познакомиться со всеми. Родители должны увидеть, что учитель с

первых дней руководствуется принципом «школа – ребенок – дом»,

искренне интересуется, приглашает к встрече и сотрудничеству,

что приносит пользу и интересно обеим сторонам. Тогда в

будущем у учителя не будет проблем при организации работы с

родителями».

3.2. Анализ анкетирования родителей.

Наряду с анкетированием учителей проводился анкетный опрос

родителей учащихся первых – вторых классов. В опросе приняли

участие 90 родителей. Первый вопрос анкеты позволил выяснить

сколько родителей из каждого класса и города приняло участие

в анкетировании.

> В каком классе учится Ваш ребенок?

Обобщение данных приводим в таблице.

Таблица № 8 Данные о родителях.

| |Литва | | |

|Родители | |Белоруссия | |

|учащихся | |Лида |ВСЕГО |

| |Клайпеда |Шяуляй | | |

| | | | | |

|1-го класса |19 |15 |13 |47 |

| | | | | |

|2-го класса |26 |– |17 |43 |

| | | | | |

| | | | | |

|ВСЕГО |45 |15 |30 |90 |

Отдельно следует отметить, что в Белоруссии обучение детей

начинается с 6-ти лет и первый год обучения называется

подготовительным. Он соответствует нашему первому классу,

поэтому в таблице подготовительный класс белорусской школы

соотнесен с первым классом литовской школы, а первый класс –

со вторым.

При дальнейшем анализе ответы родителей не ё будут делиться

на классы, проследим общую тенденцию по городам.

Первый блок вопросов для родителей посвящен взаимоотношениям

родителей и детей в конкретной опрашиваемой семье. Цель их

узнать знают ли родители своих детей, интересуются ли их

жизнью в школе, как проводят досуг с детьми? Обобщение

ответов родителей по этим и другим вопросам помешены в

таблице.

[pic]

Таблица № 9 Взаимоотношения родителей и детей.

| | | | |

| | |Количество | |

|Формулировка |Варианты |ответивших по |ВСЕГО |

|вопроса |ответов |городам | |

| | | | |

| | | Клайпеда |Лида | |

| | |Шяуляй | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

| | | | | |

|1. Считаете ли вы, что|Да |60 |28 |88 |

|в вашей семье есть | | | | |

|взаимопонимание с |Не всегда |– |2 |2 |

|детьми. | | | | |

| | | | | |

|2. Знаете ли вы друзей|Да |58 |29 |87 |

|ваших детей. |Не всех |2 |1 |3 |

| | | | | |

|3. Бывают ли они у |Да |38 |23 |61 |

|вас дома. |Иногда |13 |3 |16 |

| |Нет |8 |4 |12 |

| | | | | |

|4. Проверяете ли, как |Да |59 |28 |87 |

|ваши дети учат уроки. |Иногда |1 |2 |3 |

| | | | | |

|5. Есть ли у вас |Да |57 |28 |86 |

|общие с ними занятия |Нет |2 |2 |4 |

|и увлечения. | | | | |

| | | | | |

|6. Как проводите досуг |Читают |14 |19 |33 |

|с детьми. |Гуляют, | | | |

| |путешествуют |40 |17 |57 |

| |Играют |16 |10 |26 |

| | |10 |6 |16 |

| |Смотрят ТВ |19 |6 |25 |

| |Другое | | | |

| | | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

| | | | | |

|7. Предпочитают ли |Со взрослыми |59 |30 |89 |

|дети, чтобы вы были с|Не знаю |1 |– |1 |

|ними во время детских | | | | |

|праздников в школе или| | | | |

|хотят проводить их | | | | |

|без взрослых. | | | | |

Из обобщенных данных таблицы видно, что почти все

родители не зависимо от города, где они живут и от класса,

в котором учится их ребенок считают, что в их семьях есть

взаимопонимание с детьми. Лишь двое из 90 опрашиваемых

указали, что взаимопонимание присутствует не всегда.

Положительные ответы на данный вопрос обуславливают и другие

последующие ответы.

87 из всех опрашиваемых родителей знают друзей своих

детей, и лишь трое отвечают, что знают не всех друзей.

Большинство родителей из Клайпеды, Шяуляй (38) и Лиды (23),

указывают, что друзья их детей бывают у них дома, оставшиеся

отвечают, что дети встречаются дома редко или иногда

(Клайпеда, Шяуляй – 14, Лида – 3) или что друзья не приходят

домой (Клайпеда, Шяуляй – 8, Лида - 4). Общая картина по

данному вопросу хорошо видна на диаграмме.

Диаграмма 2.1. Бывают ли друзья ваших детей у вас дома?

69%

18%

13%

Следовательно большинство опрашиваемых родителей не только

знакомы с друзьями своих детей, но и встречаются и

поддерживают эту дружбу сами, дома.

Почти все родители проверяют, как их дети учат уроки (87)

и лишь трое ответили, что проверяют уроки только иногда.

Также как и в предыдущих вопросах у большинства, то есть

86 родителей имеются совместные с детьми увлечения и занятия.

К сожалению четверо из опрашиваемых указывают, что не имеют

совместных занятий и увлечений с детьми. Жаль, что эти

родители не указывают причин. Следующий вопрос является

продолжением предыдущего, то есть родители указывают как именно

они проводят досуг с детьми. Здесь – множество разнообразных

ответов, некоторые удалось сгруппировать, другие упомянем

отдельно.

Излюбленным проведением досуга родителей из Литвы являются

путешествия, походы на природу, поездки к морю (40 ответа), на

второе место можно поставить совместные игры и чтение (16 и

14 ответов), кроме этого родители вместе с детьми смотрят

телевидение (10), навещают родственников и друзей, выполняют

работу по дому, ходят в кино, театры и на концерты, посещают

выставки, беседуют и делятся впечатлениями, а также многое

другое.

Большинство родителей из Белоруссии указали, что совместный

досуг с детьми они проводят за чтением книг (19); а также

гуляют, ходят в парк, ездят на природу: в лес или на речку

(17). Родители в Лиде совместно с детьми играют (10), и

смотрят ТВ (6), кроме этого они вместе рисуют, поют, ходят в

кино, на концерты, зимой катаются на санках и просто

балуются.

В заключении по этому вопросу можно сказать, что родители

содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой

досуг вместе с детьми.

По результатам следующего вопроса еще раз убедились, что и

дети хотят, чтобы родители были с ними, принимали активное

участие и в их школьной жизни. Так на вопрос предпочитают ли

ваши дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников

в школе все, за исключением одного, ответили да. Это еще

раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и

родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих

сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к

детям.

Второй блок вопросов анкеты для родителей посвящен

взаимоотношениям семьи и школы. Проанализировав данный блок

вопросов и ответов можно увидеть как часто родители учащихся

1 – 2 – ых классов посещают школу и по каким причинам, какие

проблемы обучения и воспитания решают вместе с учителем, какую

помощь получают от учителей и другое.

С целью узнать педагогическую просвещенность родителей в

анкетах был помещен следующий вопрос:

> Читаете ли вы педагогическую и психологическую литературу?

Какую?

Обобщенные ответы по данному вопросу представим в таблице.

Таблица №3 Читаемая родителями литература.

| | | | |

| | |Количество ответивших| |

|Формулировка |Варианты ответов |по городам |ВСЕГО |

|вопроса | | | |

| | | | |

| | | Клайпеда| Лида | |

| | | | | |

| | |Шяуляй | | |

| | | | | |

|8. Читаете ли|Да |38 |12 |50 |

|вы педагог-ую|Нет |19 |15 |34 |

|и психолог-ую|– |3 |3 |6 |

|литературу? | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

|Какую? |Б. Спок |8 |2 |10 |

| |Д. Карнеги |– |3 |3 |

| |Mieliauskien? M. | | | |

| |«Vaikeli, b?k geras» |3 |– |3 |

| |Статьи в журналах и| | | |

| |газетах |11 |3 |14 |

| |“Tavo vaikas” |9 |– |9 |

| |“?eima” |6 |– |6 |

| | | | | |

По данным таблицы видим, что большинство родителей в

городах Литвы ответило, что читают педагогическую и

психологическую литературу (38). В белорусском городе Лида

большая часть родителей указывают, что они не читают

дополнительно педагого-психологической литературы (15). Некоторые

родители вообще не ответили на этот вопрос. Следует отметить

, что большой процент опрашиваемых родителей и в городе

Клайпеда не читают педагогической и психологической литературы.

Общее процентное соотношение ответов по этому вопросу хорошо

просматривается на диаграмме.

Диаграмма 3.1. Читаете ли вы педагогическую и

психологическую литературу?

55%

38%

7%

Из диаграммы хорошо видно, что достаточно большой процент

всех опрашиваемых родителей – 38% не читают педагогической и

психологической литературы.

К сожалению большинство родителей не указали какую именно

литературу они читают. При анализе создаётся впечатление, что

родители не имеют понятия, что им следовало бы читать. В

обоих странах упоминается такой автор, как Беджамин Спок (6),

кроме его в Лиде читают Д. Карнеги (3), а в Клайпеде – М.

Миеляускене (3). Другие читают любые попадающие в руки журналы

и газеты (14), сами ищут то, что им полезно знать о детях.

Лишь родители из Клайпеды указали журналы “Tavo vaikas” (9),

“?eima” (6), “Laima”, “Moteris”, хотя последние два не

относятся ни к научной, ни даже к научно-популярной

литературе. Все это очередной раз указывает на низкий уровень

педагогической просвещенности родителей, на который выше в своих

ответах жаловались учителя.

С помощью следующих вопросов узнаем об активности родителей

из самих опрашиваемых родителей. С этой целью в анкете

помещены следующие вопросы:

> Как часто вы посещаете школу?

> По каким причинам приходите в школу?

> Какова ваша роль в организации классных и школьных

мероприятий?

Сводные данные ответов помещены в таблице.

Таблица №4 Активность родителей.

| | | | |

| | |Количество | |

|Формулировка |Варианты ответов |ответивших по |ВСЕГО |

|вопроса | |городам | |

| | | | |

| | | Клайпеда |Лида | |

| | |Шяуляй | | |

| | | | | |

|9. Как часто|Ежедневно |6 |11 |17 |

|вы посещаете |Часто |11 |4 |16 |

|школу. |1 раз в месяц |6 |1 |7 |

| |Редко |8 |4 |12 |

| |По необходимости |8 |5 |13 |

|10. По каким |На собрания |34 |15 |49 |

|причинам |На праздники |10 |2 |12 |

|приходите в |Интересуются | | | |

|школу. |успеваемостью и | | | |

| |поведением детей |35 |5 |40 |

| |Провожают и | | | |

| |встречают детей |8 |7 |15 |

| | | | | |

| | | | | |

|11. Какова |Участие |9 |1 |10 |

|ваша роль в |Материальная помощь |9 |– |9 |

|организации |Помощь в подготовке |7 |2 |9 |

|классных или |По возможности |17 |4 |21 |

|школьных |Никакой |2 |8 |10 |

|мероприятии. |– |20 |16 |36 |

| | | | | |

Опрашиваемые родители из Литвы отвечают: что посещают школу

часто (11 ответов), редко и лишь по необходимости (по 8

ответов), один раз в месяц и ежедневно (по 6 ответов). Среди

причин посещения большинство указывают родительские собрания (34

ответа) и желание поинтересоваться успеваемость и поведением

детей в школе (35 ответ). Кроме этого родители посещают

различные праздники и мероприятия, проводимые в школе (10),

провожают и встречают детей из школы (8).

Многие опрашиваемые родители из города Лида так же, как и

родители из городов Литвы ответили, что посещают школу Лишь

во время родительских собраний (15 ответов), однако большое

количество родителей приходят в школу каждый день (11

ответов). Лишь пятеро из опрашиваемых указывают, что приходят

в школу поинтересоваться успеваемостью и поведением детей в

школе. Особенность белорусских анкет стали следующие ответы

родителей: «Ходить в школу запрещает директор. А для того,

чтобы узнать о поведении и учебе ребенка, учителя ждем во

дворе школы». В остальном ответы похожие.

Большинство опрошенных родителей во всех опрашиваемых

городах посещают школу лишь на родительских собраниях и

приходят в школу поинтересоваться успеваемостью и поведением

детей в школе.

На вопрос анкеты о участии и роли родителей в проведении

школьных и классных мероприятии для детей большинство

родителей из городов Литвы ответило, что помогают по

надобности и возможности, чем могут (17). Меньшее количество

родителей сами принимают участие (9), оказывают материальную

помощь (9) или помогают при подготовке (7). Никакой роли не

играют лишь двое из опрашиваемых, однако большое количество

родителей вообще не ответило на этот вопрос (20).

Большинство родителей из Белоруссии или не ответило на

вопрос (16), или указало, что не играют никакой роли при

проведении мероприятий для детей (8), что указывают на низкий

уровень активности родителей. По возможности принимают участие

лишь четверо, Оказывают помощь в подготовке лишь двое и

принимает участие один из опрошенных родителей.

В заключении можем сказать, что большая часть родителей

либо не пожелало ответить на данный вопрос (36), либо не

принимает участие в школьных и классных мероприятиях для детей

(10), что еще раз подтверждает не активность родителей.

Следующие вопросы посвящены сотрудничеству учителей и

родителей. С цель узнать о проблемах решаемых совместно и о

помощи получаемой от учителей, родителям были предъявлены такие

вопросы:

> Какие проблемы обучения, воспитания и другие решаете

вместе с учителем?

> Какую помощь получаете от учителя?

Обобщенные данные ответов по этим вопросам помещены в

таблице.

Таблица №5 Взаимоотношения учителей и родителей.

| | | | |

| | |Количество | |

|Формулировка |Варианты ответов |ответивших по |ВСЕГО |

|вопроса | |городам | |

| | | | |

| | | Клайпеда | Лида | |

| | |Шяуляй | | |

| | | | | |

|12. Какие |Обучения |19 |9 |38 |

|проб- лемы |Поведения |9 |5 |14 |

|обучения, |Адаптации |1 |– |1 |

|воспитания ре-|Различные |22 |3 |25 |

|шаете вместе |Никаких |9 |3 |12 |

|с учителем. |– |4 |14 |18 |

| | | | | |

|13. Какую по- |Информацию |17 |1 |18 |

|мощь получаете|Советы |9 |4 |13 |

|от учителя. |Консультации |4 |3 |7 |

| |Всестороннюю |16 |4 |20 |

| |Никакой |2 |1 |3 |

| |– |6 |5 |11 |

| | | | | |

Большинство опрашиваемых родителей из Литвы ответило, что

решают совместно с учителями различные проблемы обучения и

воспитания возникшие на данном этапе (22). Другие родители

конкретизируют свои ответы: проблемы обучения решают 19

родителей из опрашиваемых, здесь указываются проблемы

успеваемости, навыков чтения и счета, активности и

внимательности детей на уроках; проблемы поведения и общения

решают 9. Некоторые родители указали, что не решают проблем

совместно с учителями, так как таковых пока еще не было (9).

Четверо из опрашиваемых в Литве не ответило на вопрос. Лишь

один из всех родителей указал, что решает совместно с

учителем проблему адаптации детей в школе.

К сожалению большинство опрашиваемых родителей из Белоруссии

на этот вопрос не ответило – 14 родителей, остальные ответили

так же, как и в Литве.

Подводя итог по данному вопросу, можно сказать, что

родители совместно с учителями решают различные проблемы

касающиеся обучения и успеваемости, поведения и общения,

адаптации и другие.

Большинство опрашиваемых родителей ответило, что получает

разностороннюю помощь от учителей. Родители из Литвы в

основном получают помощь в виде информации от учителя о

своих детях, их успеваемости и поведении в школе (17), а

также в виде советов (5 и 4) и консультации (2 и 2). К

сожалению двое из родителей указали, что не получают помощи

от учителей и шестеро не ответили на вопрос.

Родители из Белоруссии отвечают так же, что получают

помощь в виде советов (4) и консультаций (3), для успешного

воспитания и обучения ребенка. Пятеро из родителей не ответило

на данный вопрос и один ответил, что не было необходимости

за обращением за помощью.

Общие данные по двум странам хорошо видны на диаграмме.

Диаграмма 5.1. Какую помощь получаете от учителя?

28%

25%

18%

10%

4%

15%

В заключении процитирую ответ по данному вопросу из одной

анкеты: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях.

Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об

успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший

психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у

всех на виду. Её можно спросить о всем, что интересует, и

она всегда тактично ответит, посоветует. Я очень рада, что

моего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и

человек». Можно порадоваться таким взаимоотношениям между

родителями и учителем, хотелось бы, чтобы такими они были

везде и всегда.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

В работе была изучена и проанализирована различная

педагогическая и психологическая литература по теме «Особенности

работы учителя с родителями в первом – втором классе», в

результате можно сделать следующие выводы:

1. Семейное воспитание играет значительную роль в

воспитании и формировании личности ребенка, поэтому ему следует

уделить внимание не только родителям, но и учителям

работающим с родителями. Неблагополучие семьи отражается на

обучении и воспитании ребенка в школе.

2. Дети шести – восьмилетнего возраста обладают свойственными

им психологическими и физиологическими особенностями. Они

сложно адаптируются к школе. Задача учителя и родителей –

облегчить процесс адаптации.

3. Школа и семья преследуют единую цель в образовании и

воспитании ребенка, поэтому они должны работать совместно.

Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать

способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Учитель

является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.

4. При работе с родителями в первом – втором классах

учитель должен обратить внимание на индивидуальные особенности

детей, на взаимоотношения между родителями и детьми в каждой

отдельной семье, на сложившийся психологический климат в классе

между учителем, детьми и родителями. От тех связей и

взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный

период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.

Достигая цели работы: выяснить особенности работы учителя с

родителями в первом – втором классах, проводилось анкетирование

и устный опрос учителей и родителей в городе Клайпеда, в

городе Шяуляй, а также в одном из городов соседнего

государства Белоруссия – городе Лида, что дало возможность

сравнить не только работу различных учителей, но и особенности

этой работы, в зависимости от страны. А также сопоставить

мнения учителей и родителей и прийти к следующим выводам:

1. Учителя проводят разнообразные мероприятия для родителей.

Опорой планирования работы с родителями являются пожелания и

рекомендации самих родителей и ситуация складывающаяся во время

учебного и воспитательного процесса. Большое влияние оказывают

методические рекомендации и литература, а также педагогический

опыт и годовой или триместровый план работы. Большинство

опрошенных учителей проводит мероприятия согласно установленных

требований (1 раз в триместр или 1 раз в четверть), но не

более.

2. В свою очередь большинство родителей принимают активное

участие в проведении мероприятий для детей: участвуют сами,

помогают в организационных вопросах и материально.

3. При работе с родителями учителя используют различную

педагогическую, психологическую и методическую литературу, а

также периодическую печать.

4. Данные анкетирования показали, что между учителями и

родителями существует взаимопонимание, тесное сотрудничество и

взаимопомощь при решении общих проблем связанных с обучением и

воспитанием учащихся.

5. К сожалению в работе педагога с родителями первых –

вторых классов встречаются и трудности, основные из которых:

отсутствие инициативы со стороны родителей, неправильная оценка

родителями своих детей, невыполнение родителями требований

учителя, низкий уровень педагогической просвещенности родителей.

Что и подтвердило анкетирование родителей. Рекомендуется особое

внимание уделить педагогическому просвещению родителей.

6. Опрос родителей показал, что во всех опрашиваемых

семьях присутствует взаимопонимание между родителями и детьми,

что облегчает не только процесс обучения и воспитания, но и

работу учителя с родителями.

7. При опросе учителя назвали ряд особенностей работы

учителя с первыми – вторыми классами:

> Информация о детях и их родителях

> Установление контакта

> Тесное сотрудничество

> Частые встречи

> Посещение на дому

> Помощь в адаптации

> Информация о школе и ее требованиях

> Завоевание авторитета

> Сплочение коллектива

> Высокая активность родителей в 1–2 классах

Подводя итог всему выше сказанному еще раз хочется

отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать учителям

уделять большее внимание проблеме работы учителя в первом –

втором классах. Так как от неё зависит вся последующая работа

с родителями, обучение, воспитание и формирование личности

ребенка, а следовательно и всего будущего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Arends Richard J. Mokom?s mokyti. – V., 1998.

2. Bajori?nas Z. ?eimos edukologija. – V., 1997.

3. ?ernius V. Mokytojo pagalbininkas. – K., 1997.

4. Dapkien? S. Klas?s vadovo bendravimas su ?eima. Paskait?

konspektas. – V., 1987.

5. Dapkien? S. Klas?s aukl?tojas ir aukl?tinio ?eima. –

?iauliai, 1997.

6. Giedraitien? T. Pedagogin?s situacijos mokykloje. – K.,

1996.

7. Grinien? E. Vaiko adaptacija mokykloje. – K., 1984.

8. Gu?as A. Vaiko ir paauglio psichologija. – K., 1990.

9. Jakavi?ius V. , Ju?ka A. Mokyklos pedagogika. – K., 1996.

10. Jakavi?ius V. ?mogaus ugdymas. – Klaip?da, 1998.

11. Jovai?a L. Hodegetika: Aukl?jimo menas. – V., 1995.

12. Kazakevi?ius G., Zakarien? S., Gerasimovi?ien? R. T?vai –

partneriai. // Mokykla, 1999, № 5 – 6. – Р. 51 – 55, 48 –

49.

13. Kjaergaard E., Martin?nien? R. Penki sveikinimai

demokratijai. – V., 1998.

14. Marti?auskien? E. Klas?s aukl?tojo veikla – dvasios tapsmo

veiksnys. / Acta Paedagogica Vilnensia – V., 1997, № 4.

– Р. 171 – 174.

15. Mielke U. Geriau suprasti sunkius vaikus. – V., 1997.

16. Mi?kinis K. ?eimos pedagogika. – V., 1993.

17. Mokymo ir aukl?jimo klausimai, XXI (Straipsni? rinkinys.)

Sudar? A. Gudonyt? – V., 1988. – Jasaitis J. D?l bendro

lavinimo sistemos pertvarkymo.

18. Perecas M., Minzel B., Vimeris H. K? tur?t? ?inoti

t?vai. - V., 1990.

19. Petrauskait? B. Mokosi visa ?eima. // Mokykla, 1998, № 8.

– Р. 30 – 32.

20. Sikorskyt? – Voi?nien? V. Klas?s vadovo atmintin?. – V.,

1997.

21. ?ukauskien? R. Raidos psichologija. – V., 1996.

22. Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. – Москва, 1988.

23. Воликова Т. В. Учитель и семья. – Москва, 1987.

24. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов

ребенка. // Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.

25. Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985.

26. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся

1 класса. // Начальная школа. – 1988, №10. – С. 57 –

60.

27. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – Москва, 1998.

28. Немов Р. С. Психология Кн. 2 – Москва, 1998.

29. Подласый И. П. Педагогика т. 2 – Москва, 1999.

30. Популярная психология для родителей. Под ред. А. А. Бодалева

– Москва, 1988.

31. Савицкая Д. В. Психологическая готовность детей к школьному

обучению. // Начальная школа. – 1999, №3. – С. 59 – 64.

32. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985,

№ 9. – С. 19 – 21.

33. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. – Москва, 1990.

34. Ханхасаева И. Растёт дочка, растёт сын. – Москва, 1991.

35. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания. – Минск,

1998.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ