Рефераты
 

Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи музыки и живописи в 3 классе

после чего переходили к работе по тексту. Кроме того, велась работа над

выразительным чтением: учителя обращали внимание учеников на правила

соблюдения пауз, интонацию, ударения. К сожалению, лишь одна учительница

использовала репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень». По ней были

заданы такие вопросы: «Что изображено на картине? К какому стихотворению

подходит картина?» Музыкальные произведения не были использованы вообще.

Таким образом, анализ результатов школьной практики показал, что уроки

чтения пейзажной лирики учителями проводились без особого творческого

подхода, однообразно, не вполне эффективно. Учитывая вышесказанное, мы

решили выяснить, как ученики усвоили материал, т.е. умеют ли они передавать

сложившиеся впечатления о произведениях пейзажной лирики, какие графические

и словесные картины они могут нарисовать; умело ли подбирают нужные слова и

выражения для описания картин природы, выражения своих чувств, настроений и

своего отношения к описываемому автором.

Чтобы определить, насколько глубоко и ярко дети прочувствовали

стихотворения пейзажной лирики, мы, после прохождения темы «Осень»,

предложили им написать сочинение на тему «Золотая осень».

Сочинение писало 35 учеников. Работы анализировались по следующим

критериям:

1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме,

достаточно ли полно она раскрыта?) Соответствует ли содержание

действительности?

2. Использовались ли элементы изобразительности, художественности

(образные слова и выражения, эпитеты, метафоры, сравнения,

олицетворение) при описании картин природы.

3. Как учащиеся сумели передать свои впечатления, настроение,

чувства.

Проанализировав сочинения, мы сделали следующие выводы.

Тему полностью раскрыли лишь 25,7% учащихся, недостаточно полно с

заданием справились 57,1% детей. Не раскрыли тему 17,2% ребят.

Примеры сочинений

1. «Мне нравится золотая осень, потому что тогда в лесу очень красиво.

Березки переоделись в желтые сарафанчики. Идешь по лесу, а под ногами

шуршат уже опавшие листья. Листья иногда обманывают, смотришь вроде –

гриб, а когда подходишь – там листочек. Дни стали короче. Начались

дожди. Почти все птицы улетели на юг. В лесу стало тихо».

2. «Наступила осень. Деревья будто золотые, только сосны стоят зеленые,

они как и елки никогда не желтеют. Когда подует ветер, листья падают,

как золотые монетки. Все реже показывается солнце, если оно светит, то

уже не греет. С каждым днем день становится короче, поэтому начинает

рано темнеть, и приходится идти домой. Часто идет дождь.

Звери тоже готовятся к зиме».

3. «Наступила осень. В лесу деревья стоят желтые, только клен

стоит красный. Пожелтела трава. Кое-где листья уже опали. Не слышно

пение птиц, потому что они улетели в теплые края, но скоро прилетят

снегири. Небо не голубое, а серое, и часто идет дождь. Когда нет дождя,

а светит солнышко, в лесу очень красиво».

42,9% учеников в своих сочинениях при описании картин природы

употребляли некоторые образные слова и выражения. Однако дети не совсем

умеют создавать зрительные образы. Во многих сочинениях встречались такие

выражения: «деревья желтые», «деревья будто золотые», «в золото одеты

леса». Лишь несколько учеников в своих работах использовали сравнения.

Например: «... листья падают, как золотые монетки», «Березки переоделись в

желтые сарафанчики», «Лес почти уснул...»

В итоге в сочинениях ученики передали картину тихого леса, желтые

листья деревьев и писали о том, как звери готовятся к зиме. Они не смогли

описать свои чувства и настроения. Их сочинения скучны, однотипны.

Школьники не сумели точно и красочно описать осенний лес. Свое настроение и

чувства передали 60% учащихся. При этом они использовали следующие фразы:

«В лесу очень красиво», «Мне нравится осень».

В работах учащихся очень мало сравнений и эпитетов, совсем нет метафор

и олицетворений.

Анализ сочинений был проведен по следующим критериям.

1. Раскрытие темы сочинения:

а) раскрыли тему полностью;

б) тему раскрыли недостаточно;

в) тему не раскрыли.

2. Использование изобразительных средств языка при анализе образов и

картин природы:

а) использовали образные слова и выражения;

б) не использовали образные слова и выражения.

3. Передача своего отношения, настроения к описываемому:

а) передали свое отношение, настроение;

б) не передали своего отношения, настроения.

Результаты констатирующего эксперимента занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты анализа сочинений учащихся 3 классов

по теме «Золотая осень»

|Критерии |1 |2 |3 |

|оценки | | | |

| |а |б |в |а |б |а |б |

| | | | | | | | |

|% |27,5 |57,1 |17,2 |42,9 |51,7 |60 |40 |

Аналогичную цель преследовало задание нарисовать золотую осень в лесу.

Анализ рисунков учеников 3 класса на тему «Золотая осень в лесу» проводился

по таким критериям:

1. Раскрытие темы. С работой справилось 57,1% учащихся. 14,6% учеников

не выполнили задания. Не совсем точно раскрыли тему 28,3% учащихся.

Дети рисовали отдельные деревья, листья или позднюю осень, когда

деревья голые, земля черная.

2. Умеют ли ученики рисовать по представлению. 51,4% учащихся при

иллюстрировании использовали разнообразные краски: красные, желтые,

темно-синие, коричневые. Остальные ученики использовали

однообразные краски. Ребята не смогли применять умения и образные

представления, полученные в процессе изучения темы «Осень».

Рассмотрим некоторые примеры рисунков.

1-ая работа (см. Приложение 2, рис. 1)

Изображена осенняя поляна. Земля, т.е. трава, пожелтевшая. Деревья еще

зеленые. Только кое-где встречаются желтые пятна (листья). Рассмотрев

рисунок, можно утверждать, что ученик изобразил начало осени.

2-ая работа (см. Приложение 2, рис. 2)

На рисунке изображена коричневая (с различными оттенками) земля и

деревья, одетые в такого же цвета наряд. Поэтому можно предполагать, что

земля покрыта опавшими листьями. В середине рисунка изображена речка,

которая разукрашена светло-синей мутной краской. Небо темно-синие.

3-ая работа (см. Приложение 2, рис. 3)

Голубое небо, ярко, красочно изображены деревья и листья на земле. Не

имея достаточных представлений о золотой осени, ученица нарисовала сочную

зеленую траву.

Таким образом, анализ рисунков учащихся показал, что не все ученики

смогли передать в своих рисунках образы и картины природы, созданные своим

воображением при чтении пейзажной лирики по теме «Осень».

Результаты анализа рисунков мы занесли в таблицу 2. Рисунки

анализировались по следующим критериям.

1. Раскрытие темы:

а) тему раскрыли точно;

б) тему раскрыли неточно;

в) тему не раскрыли.

2. Способность рисовать по представлениям:

а) картины природы на рисунке переданы правильно;

б) картины природы переданы с некоторыми неточностями;

в) картины природы переданы неправильно.

Таблица 2

Результаты анализа рисунков учащихся 4 классов

на тему «Золотая осень в лесу»

|Критерии |1 |2 |

|оценки | | |

| |а |б |в |а |б |в |

| | | | | | | |

|% |57,1 |28,3 |14,6 |51,4 |28,3 |20,3 |

ВЫВОДЫ

1. Учебники по чтению для начальной школы содержат немало лирических

произведений о природе лучших представителей художественного слова (А.

Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета). Стихотворения по своему содержанию и

объему вполне доступны для восприятия и понимания детей 7 – 10 лет.

2. Иллюстрации к стихотворениям, помещеные в учебниках по чтению, не

вполне отражают содержание иллюстрируемого произведения, имеют плохую

окраску и низкий уровень исполнения, что затормаживает процесс усвоения

детьми лирических произведений. Книги для чтения содержат мало

репродукций картин художников, с работами которых знакомятся ученики

начальных классов, что ограничивает их искусствоведческий кругозор.

Возможность использования музыкальных произведений при чтении

пейзажной лирики учениками предусматривается только в 4 классе.

3. В школьной практике на уроках чтения пейзажной лирики учитель в

основном проводит работу по содержанию стихотворения, выделению фактов,

а также обращает внимание на формирование навыков выразительного

чтения. Живопись используется редко, а музыкальные произведения не

используются на уроках вообще.

4. Констатирующий эксперимент показал, что лирические произведения

воспринимаются детьми неполно и неточно. Учащимся трудно воображать,

фантазировать, творить. Они не умеют выражать свои чувства и настроения

от прочитанного, не могут передать и свое отношение к описываемому

автором (см. таблицы 1 и 2).

III. Некоторые практические рекомендации по анализу произведений пейзажной

лирики в 3 классе по теме «Зима». Результаты обучающего эксперимента

На основе изучения научно-методической литературы, программы,

учебников, а также результатов констатирующего эксперимента

(см. с. 16 – 20), мы разработали и предложили следующие методические

рекомендации анализа стихотворений о природе в 3 классе по теме «Зима».

Наши методические приемы были направлены на развитие воображения детей, на

оказание помощи ученикам в создании ярких образов и картин читаемого,

настроения, адекватного авторскому, на возбуждение чувств и эмоций

учеников. Практические рекомендации заключались в следующем:

1. Формирование у учащихся представлений, адекватных авторским или

приближающихся к ним. В связи с этим важное место в работе по

восприятию пейзажной лирики мы отводим экскурсиям. Дети наблюдали

зимний лес. На экскурсии они как бы впервые открывали для себя картины

природы, хотя видели их далеко не первый раз. Встречи с природой были

призваны будить эмоции, чувства. Глядя на красоту в природе, дети

невольно начинали следить за красотой своей речи, подбирать точные

слова, идущие от сердца. Во время таких наблюдений у них рождался свой

образ, свое настроение от увиденного в природе, которые потом мы

сравнивали с художественным образом, созданным поэтом.

2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев стихотворений,

настроению и чувствам. В соответствии с этим положением мы проводим

целенаправленную работу по обогащению лексики детей словами,

обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение

(радость, печаль, грусть и т.д.). На уроках чтения лирических

произведений поддерживали эмоциональный настрой. Это было возможным

тогда, когда в классе шла живая беседа. Именно в процессе беседы

рождались мысли, возникало желание поделиться чувствами и

переживаниями. Для усиления эмоционального восприятия текста предлагали

такие задания:

> Какие чувства при чтении стихотворения (слушая музыку,

рассматривая картину) возникали в вашей душе?

> Найдите в стихотворении слова передающие настроение автора?

> Похоже ли музыкальное произведение по настроению на

стихотворение? Чем?

> Обратите внимание на слова, которые использует автор для того,

чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.

> Какие эмоции вызвали у вас картины во втором, третьем и т.д.

куплете?

> Проследите, читая строфу за строфой, как меняются настроение и

чувства поэта.

> Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он

писал эту картину? Какие чувства у вас вызывает эта картина?

> Вы рассмотрели две репродукции картин, где каждый художник

изобразил зиму по-своему, со своим настроением. Какая картина

по настроению схожа со стихотворением А.С. Пушкина (или

других поэтов)? Докажите.

3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. Для

пробуждения воображения и фантазии детям предлагали такие задания:

> Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому

тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы

нарисовать небо, землю, снег и т.д.

> Какими словами можно описать природу, представленную в

стихотворении С. Есенина (или другого поэта)?

> Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

> Какие картины зимы вы представили, слушая музыку?

> А как вы назвали бы эту картину?

> Что вы представляете, читая эти строки?

> Какая музыка подошла бы к танцу снежинки: танец, марш, вальс,

песня?

> Каждый нарисуйте свою снежинку, такую, какую вы ее увидели;

вырежьте ее.

Итак, своеобразие наших методических рекомендаций по анализу

стихотворений о природе состояло в том, что они были направлены на создание

у учащихся благоприятных условий для глубокого эстетического восприятия

живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств

языка.

Уроки проходили в 3 «А» и 3 «В» классах “Geros vilties” средней школы

города Висагинаса в декабре – феврале 2000 – 2001 гг. По теме исследования

было проведено 14 уроков.

1 – 2 уроки

Тема: Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».

Цели: 1. Развивать образные представления путем включения в урок

произведений изобразительного искусства и музыки.

2. Создать живописный образ, нарисованный поэтом.

3. Развивать умение формулировать свои эмоционально – оценочные

суждения.

Ход урока

Подготовительная работа

- Какое время года за окном? Закройте глаза и тихо

произнесите: «зима». Какое чувство возникло? (Стало холодно

и грустно... А мне радостно, я люблю зиму...).

- Помните, на прошлой неделе мы ходили в лес. Мы наблюдали,

замечали, как изменился цвет леса, неба. Какой стоит лес?

(В ожидании снега. Дети делятся впечатлениями, полученными

на экскурсии).

Первичный синтез

- Послушайте стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает», где

зима в самом разгаре. (Учитель выразительно читает

стихотворение).

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Какое у этого

стихотворения настроение? (сонное, т.к. зима баюкает,

пташки дремлют).

Анализ

- Найдите в тексте слова, по которым можно определить чувства

автора (глубокая тоска облаков, больно холодна метелица,

строптивые воробушки...).

- А какая зима в этом стихотворении? Почему вы так думаете? С

помощью каких описаний автор показывает суровость зимы?

(Описание птичек).

- Найдите описание птичек. С. Есенин описывает двух главных

героев: зиму (поет, аукает, баюкает, вьюга злится, метелица

стелется) и реальные птички, которые вызывают у нас

жалость. С помощью каких слов (частей речи) в описании

воробьев автор выражает жалость?

- Автор сочувствует птичкам. Чем заканчивается стихотворение?

(С. Есенин грустит о весне, тепле, солнце, т.е.

выражает свои мечты в мечтах героев стихотворения).

- Как будем читать первый куплет? (Задумчиво и сонно.

Читают).

- Какую картину вы представляете, читая первый куплет?

- Как надо читать второй куплет? (Надо передать тревогу о

птичках. Дети читают, пытаясь передать тревогу).

- А что должны передать, читая третий куплет? (Жалость к

птичкам).

- А как будем читать последний куплет? (Должны передать

мечтательность и грусть по весне, теплу, солнцу. Читают).

- А сейчас рассмотрите репродукцию картины английского

художника Дж. Монета «Сорока». Что изображено на картине?

Какие художник использует краски? (Белую с различными

оттенками: синего, серого, бежевого).

- Какое настроение картины? (Светлое).

- Похожа ли картина художника на картину, описанную поэтом?

Чем? (У С. Есенина вечер, мороз крепчает, птицам все

холоднее, а у Дж. Монет – солнечный

полдень).

- Какую картину вы нарисовали бы к этому стихотворению?

Расскажите.

- Ребята, не только поэты и художники писали о зиме. К зиме

обращались и композиторы. Послушайте произведение А.

Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». Слушайте музыку и

постарайтесь представить, как композитор изображает зиму.

- Понравилось ли вам произведение? Чем? Какие чувства вы

испытали, когда слушали эту музыку? (Тревога, холод).

- Какую картину вы представили? (Вьюга, метелица).

- Похоже ли произведение А. Вивальди по настроению на

стихотворение С. Есенина? Чем? А на картину Дж. Монет? Чем?

Какие строки из стихотворения особенно подходят?

Вторичный синтез

- Послушайте еще раз стихотворение на фоне музыки.

Работа по составлению «партитуры» текста. Ученики с помощью учителя

находят логические ударения, паузы, определяют темп чтения. Тренируются в

выразительном чтении.

Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение.

3 – 4 уроки

Тема: Стихотворение С. Есенина «Пороша».

Цели: 1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух,

наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией).

2. Создавать живописный образ, нарисованный поэтом с помощью

художественных средств языка.

3. Дать возможность ученикам при помощи музыки и живописи услышать

тишину леса, ритм скачки коня, звонкость цокота копыт.

Ход урока

Подготовительная работа

- Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С.

Есенина «Пороша». Ребята, вы понимаете слово «пороша»? (На

доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка,

снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют

себе эти явления природы, связанные с движением снега).

- Пороша – снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и

спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным

ковром.

Первичный синтез

- Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в

этом стихотворении? (Учитель выразительно читает

стихотворение наизусть).

- Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у

поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в

санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была

длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу

сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем).

Анализ

- Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое,

сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена

великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует).

- Найдите в тексте сказочные образы.

- Ребята, а как вы будете читать это стихотворение?

(Спокойно, неторопливо, задумчиво и в конце быстро).

- Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую

картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что

нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса,

ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость

ворон).

- Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С

акцентом на сонорных и свистящих согласных [н], [м], [з],

[с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку

индивидуально и хором).

- Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах

серые вороны, расшумелись).

- Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые

повторы однородных согласных звуков называется

аллитерацией.

- Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что

вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется

ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение

поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный

сияющий лес. Удивиться сосне – она подвязалась белой

косынкой и похожа на человека).

- Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина

предстает перед вами? Что мы должны передать голосом?

(Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее.

Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать

переход от задумчивого состояния к активному).

- Какую картину вы видите в последнем куплете? Что вы должны

передать голосом, читая эти строчки? (Показать быстрый ритм

скачки, раздолье, простор дороги, ширь полей. И снова

многократное перечитывание при решении каждой задачи).

- А сейчас посмотрите, какую картину зимнего пейзажа увидела

русская художница И. Бродская в репродукции «Русская зима».

- Что изображено на картине? (Снегом, словно ковром, покрыта

земля. Ели накинули шаль. Солнечный, красивый день).

- Как вы думаете, художнице нравится зима? Докажите. Что

общего между картинами И. Бродской и стихами С. Есенина?

(Настроение, заснеженный лес).

- А теперь послушайте, как известный композитор П. Чайковский

передает красоту зимы в пьесе «Декабрь . На тройке» из

цикла «Времена года».

- Какую картину вы представили, прослушав музыку? Похожа ли

она на картину С. Есенина? Чем? (Да, любование природой, в

музыке больше передана скачка коня по зимнему лесу, а не

дремлющий лес).

Вторичный синтез

- Какими словами можно описать природу в стихотворении

С. Есенина? (Словесное рисование; перед рисованием

стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Тренировка в выразительном чтении стихотворения).

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации к стихотворению, потренироваться в его

выразительном чтении, выучить текст наизусть.

5 – 6 уроки

Тема: Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

Цели: 1. Способствовать правильному эстетическому восприятию

стихотворения.

2. Развивать умения чувствовать настроение героя произведения,

улавливать отношение автора к нему и к описываемым

событиям.

3. «Рисовать» картины природы, подбирать к ним музыкальные

характеристики, словесное описание.

Ход урока

Подготовительная работа

- Отгадайте, что такое: «Белый, пушистый на землю ложится». В

какое время бывает снег? Всегда ли он идет одинаково? А

какой снег вам больше всего нравится: тихий, спокойный,

хлопьями, мокрый, колючий, с ветром, метелью? Какие чувства

вызывает у вас идущий снег? Представьте себе, что вы летите

с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и плавно

опускаетесь. Расскажите, что вы видите и что чувствуете.

(Дети делятся впечатлениями).

Первичный синтез

- А теперь послушайте, как К. Бальмонт описывает путь

снежинки с неба на землю. (Учитель читает стихотворение

наизусть).

- Вы уже знаете, что в лирическом стихотворении автор

обязательно передает определенное настроение. С каким

настроением написано стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»?

Анализ

- С чем поэт сравнивает снежинку? Прочитайте. Звезда

кристальная, как смелая девочка, качающаяся на качелях «под

ветром веющим». Скажите, так ли увидел ее художник,

создавший иллюстрацию, помещенную в учебнике?

- Куда стремится снежинка? Почему автор называет ее смелой?

(Снежинка не боится «дороги бурной»).

- Какие строчки или строфы вам особенно понравились? Почему

К. Бальмонт восхищался снежинкой? Какие слова в

стихотворении на это указывают? («Снежинка – какая чистая,

какая смелая...»)

- Что автор хочет подчеркнуть эпитетами светло-пушистая?

(Подчеркивает мягкость, воздушность, легкость снежинки).

- Ребята, понимаете ли вы выражения «высь лазурная»,

«взметается»? (Выясняют значение выражений).

- Какие слова одушевляют снежинку, изображают ее как разумное

существо? Какое слово автор использует вместо слова

«снежинка»? Что автор хочет этим подчеркнуть?

- Снежинка «дрожит, взметается», т.е. ее движения становятся

более резкими, неровными, ее направление изменяется то

вверх, то вниз. И все же ветер утешает снежинку, и в то же

время «кружит ее бешено». К. Бальмонт создал образ

снежинки, используя олицетворение (слово записывается на

доске). Он восхищается, любуется ею, восклицательное

предложение начинает и заканчивает стихотворение. Такой

прием очень интересен. Автор повторяет один и тот же

замкнутый круг. Это навевает мысль о музыке. Вслушайтесь в

звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию,

подходящую по звучанию к этому стихотворению? (Учитель

выразительно читает стихотворение: ученики напевают

мелодию).

- Так какая музыка подошла бы к танцу снежинки: танец, марш,

вальс, песня? (Дети определяют, что наиболее подходит

вальс).

- Послушайте вальс В. Хачатуряна «Маскарад». Какие чувства у

вас вызвала прослушанная музыка? Какую картину вы

представили? Подходит ли музыка к движению снежинки?

Давайте попробуем полетать так, как снежинка. (Летит,

проносится, дрожит, взметается, качается, кружится. Дети

танцуют под музыку).

Творческие работы

- А сейчас каждый нарисуйте свою снежинку, такую, какую вы ее

сегодня увидели (графическое рисование). А теперь опишите

ее (письменное рисование).

Вторичный синтез

- Ребята, как будете читать это стихотворение? Что должны

передать в чтении? Какие чувства? (Дети работают над

выразительностью чтения с помощью учителя).

Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение и вырезать снежинку.

7 – 8 уроки

Тема: Стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро».

Цели: 1. Помочь ученикам создать в воображении описанную поэтом

красоту картины.

2. Учить сравнивать стихотворные произведения, написанные на

одну и ту же тему разными поэтами.

3. Развивать умения сопоставлять особенности художествен-ных

образов, созданных разными видами искусства (эмоционально-

эстетическая оценка изображения героев, их настроения в

разных видах искусства.

Ход урока

Подготовительная работа

- Ребята, ходили ли вы на каникулах в лес? Какую картину вы

увидели? Вспомнилось ли вам хоть одно нами прочитанное

ранее стихотворение? (Делятся впечатлениями).

Первичный синтез

- Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение о зиме. Это

стихотворение написал уже знакомый вам писатель А. С.

Пушкин. Послушайте и скажите, сколько картин природы

описывает А. С. Пушкин? (Читает заранее подготовленный

ученик).

Анализ

- Понравилось ли вам стихотворение? Сколько картин вы

увидели? Какие? Прочитайте. (Читают и разбирают утренний

пейзаж, выясняют непонятные слова и выражения. Описывают

своими словами представившуюся картину утра).

- Ребята, а вам доводилось видеть такую красоту? (Дети

делятся впечатлениями).

- Какая вторая картина возникает перед нами в этом

стихотворении? (Вечерний пейзаж. Ученики, читая по строчке,

выясняют непонятные слова и выражения, описывают то, что

представили, прочитав эти строчки).

- Каким настроением окрашено все стихотворение? (Восхищение,

восторг сегодняшней погоде, хотя вчера была вьюга.)

- Поэт восхищается только ли красотой зимнего утра? (Нет. Он

описывает две картины. Одна у него вызывает восхищение, а

другая –грусть, печаль. Однако опять настроение поэта

меняется: сегодня у него радостное настроение, он

восхищается красотой утра, а печаль была вчера. Поэт

советует не жить вчерашним днем, а посмотреть, какой

прекрасный день сегодня: «А нынче погляди в окно...»).

- Проследите, читая строфу за строфой, как меняется

настроение и чувства поэта.

- Какой изображена зима в этом стихотворении? (И суровая, и

добрая...)

- Вспомните и сравните другие стихотворения о зиме, которые

вы читали. Есть ли в них какое-то сходство в изображении

зимы? Если есть, то какое? (Описание вечера, где зима

суровая, холодная похожа на зиму, описанную С. Есениным в

стихотворении «Поет зима аукает»).

- Рассмотрите репродукцию картины С. Жуковского «Иней». Что

здесь изображено? Какое небо? Снег? Какие краски доминируют

в этой картине? Какой момент дня зафиксировал художник? Как

вы думаете, какое настроение было у художника, когда он

писал эту картину? Какие чувства у вас вызывает эта

картина?

- А сейчас рассмотрите еще одну репродукцию картины

А. Саврасова «Зимний пейзаж» Что вы видите? Какое

изображено небо? А какой снег? Какие чувства у вас вызывает

эта картина? (Дети высказывают свое мнение).

- Вы рассмотрели две репродукции картин. Каждый художник

изобразил зиму по-своему, со своим настроением. Какая

картина по настроению схожа со стихотворением А. С.

Пушкина? Докажите. (Да. Одна картина соотносится с

описанием поэта утреннего пейзажа, а вторая – с вечерним).

- Ребята, в чем разница картины и стихотворения? (Картина

запечатляет один фрагмент и передает определенные

настроения и чувства, а в стихотворении имеется движение,

развитие чувств и настроений, настроение может меняться...)

- Если вам надо было бы назвать эти картины, используя слова

из стихотворения А. С. Пушкина, т.е. подобрать одну

строчку, которая наиболее подходит к каждой картине, то

какие это были бы слова? («Мороз и солнце, день чудесный»;

«На мутном небе мгла носилась».)

Вторичный синтез

- Итак, ребята, как надо читать это стихотворение? Что надо

передать голосом при чтении первого столбика? (Восхищение,

восторг).

- А второго столбика? (Должны передать мрачное настроение,

печаль).

- Следует помнить, что на словах: «А нынче... погляди в

окно...» настроение резко меняется. Автор восхищается

красотой утра, буря была вчера, а сегодня великолепная

погода.

- Читая третий столбик нужно передать голосом легкую

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ