Рефераты
 

Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи музыки и живописи в 3 классе

задумчивость. Четвертый столбик начинается с вопроса. Автор

как бы медлит, а после придается бегу коня и радуется

прекрасной погоде, сказочному пейзажу.

Домашнее задание

Поработать над выразительностью чтения. Нарисовать наиболее

понравившуюся картину, описанную А. С. Пушкиным.

9 – 10 уроки

Тема: Стихотворение И. Сурикова «Зима».

Цели: 1. Обучать приемам устного словесного описания природы,

приемам рассуждения и повествования.

2. Развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову,

умение находить в тексте эпитеты, сравнения, умение

подбирать свои варианты сравнений, сопоставлять их с

авторским отбором средств художественной выразительности.

Ход урока

Подготовительная работа

- Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, которое

посвящено зиме, и называется оно «Зима». Стихотворение

написал И. З. Суриков. Послушайте и скажите,

какой период зимы описывает поэт? (Чтение стихотворения

учителем).

Анализ

- Понравилось ли стихотворение? Какой период зимы поэт

описывает? Если не смотреть на последние две строчки

стихотворения, можно ли утверждать, что приходит зима?

Докажите. Какие слова об этом говорят? Прочитайте. Как вы

думаете, нравится ли поэту зима? Докажите.

- К каким сравнениям прибегает И. Суриков для того, чтобы

образно передать картину зимнего пейзажа? Почему поэты

часто при описании зимнего пейзажа лес называют спящим: «И

заснул под нею крепко, непробудно...»? А что за «чудная

шапка»?

- Посмотрите на эту репродукцию картины художника К. Р. Юона

«Зимний пейзаж». Какие первые ассоциации (слова) у вас

возникли? («Темный лес что шапкой...»)

- Что изображено на картине? Описывая картину, используйте

сравнения, сравнительные обороты. (Заснеженный ельник;

спящие ели, укутанные в белое пушистое одеяло; ели с

накинутой шалью...)

- Какие чувства вызывает у вас картина?

- А теперь послушайте вальс А. Свиридова из музыкальной

иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель».

- Какую картину вы представили, слушая это произведение?

(Дети рассказывают то, что они представили).

- Послушайте еще раз это произведение. Слушая, подумайте, в

чем сходства или различия представившейся вам картины и

поэзии И. Сурикова. (В стихотворении настроение спокойное,

тихое, снег падает тихо, а у А. Свиридова

настроение бурное; снег падает, потом дует ветер,

приподнимая с земли только что опустившиеся снежинки...)

Вторичный синтез

- Ребята, объясните, как будете читать это стихотворение:

быстро, медленно, весело, грустно и т.д.? (Медленно,

спокойно, тихо, не нарушая тишину застывшего леса, и в то

же время любуясь волшебством, так как за ночь все побелело,

и, наконец, пришла зима. Значит, должны передать и радость.

Дети читают по одному, стараясь передать красоту зимнего

пейзажа).

- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому

тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы

нарисовать небо, землю и т.д. (Словесное рисование).

Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение и придумать несколько предложений со

сравнительными оборотами на тему «Зима». В этом помогут слова: будто,

словно, как, как будто и т.д.

11 – 12 уроки

Тема: Стихотворение И. Бунина «Первый снег».

Цели: 1. Учить детей ценить образность слова, его выразительность.

Воспитывать интерес и уважение к поэту как художнику,

волшебнику слова.

2. Развивать умения воспринимать на слух произведения,

эмоционально откликаться на них, прививать интерес и

потребность в осмыслении авторской позиции, особенностей его

видения мира и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Ход урока

Подготовительная работа

- Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение о зиме, т.е. о

начале зимы, когда наступают первые морозы и выпадает

первый снег. Знаете ли вы, почему я выбрала это

стихотворение? (Дети пытаются отгадать).

- Правильно, потому что в этом году у нас зима очень

странная. Она начиналась несколько раз после оттепели.

Первичный синтез

- Послушайте стихотворение И. Бунина «Первый снег» и

скажите, рад ли лирический герой приходу зимы.

(Выразительное чтение учителя).

- Вам понравилось стихотворение? Чем оно вам понравилось?

Какой период дня И. Бунин описывает? (Закат солнца, мороз,

ночью шел снег, а наутро, когда проснулись, все уже было

белым бело).

Анализ

- Каким вы себе представляете небо перед закатом солнца? Как

поэт описывает закат солнца? Найдите в тексте и прочитайте.

Как вы понимаете выражение: «Зимним холодом пахнуло»? Холод

разве «пахнет»? (Здесь «пахнуло» имеется в виду наступили

холода, хотя можно сказать, что холод пахнет свежестью.

После долгой осени наступают первые морозы, воздух

становится чистым, свежим, легче дышится. Тогда говорим,

что пахнет свежестью, прозрачностью).

- Как вы думаете, лирический герой рад приходу зимы?

Докажите, почему вы так решили? (Рад, он простился с

последними птицами. Он не горюет, что настала зима, так как

после осени приходит зима, после зимы весна и т.д. Все идет

своим чередом, и каждый сезон приносит свои радости и т.д.

Зима здесь как новый этап жизни).

- А сейчас послушайте, как литовский композитор Балис

Дваренас изображает с помощью музыки первый снег.

Произведение так и называется «Зимние эскизы. Первый снег».

Слушайте внимательно, а после скажите, какие чувства

вызывает это произведение?

- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства у вас

вызвала эта музыка? (Нежность, ласка, легкая грусть).

- Как начинается это произведение? Какие картины зимы вы

представили, слушая эту музыку? (Нерешительно начинает

падать снег; вдруг взмах палочки, и все белое; лес заснул

под пушистым одеялом).

- Как вы думаете, композитору нравится первый снег? Почему вы

так решили? Как вам кажется, похожи ли чувства композитора,

вызванные первым снегом, на чувства поэта? Докажите.

- А сейчас я вам покажу репродукцию картины нам уже знакомого

художника К. Юона. Вам нравится эта картина? Чем? Какие

цвета использует художник, чтобы передать зимний пейзаж?

Художник назвал эту картину «Конец зимы». Что он этим хотел

сказать? (Люди прощаются с зимой как с волшебницей).

- А как вы назвали бы эту картину? Есть ли в этой картине

какие-то сходства или различия с картиной зимы в

стихотворении И. Бунина? Какие?

Вторичный синтез

Работа над выразительностью чтения Учитель помогает детям определить

логические ударения, паузы, темп речи.

Домашнее задание

Вспомнить все прочитанные стихи и одно, наиболее понравившееся, выучить

наизусть.

13 – 14 уроки

Тема: Обобщающий урок на тему «Зима».

Цели: 1. Развивать у детей умения испытывать радость, получать

удовольствие от повторного слушания произведений

художественной литературы.

2. Развивать внимание детей к средствам художественной

выразительности путем целенаправленных упражнений:

заполнение пропусков в художественном описании предмета.

Ход урока

Перед уроком класс украшается рисунками, снежинками, репродукциями

картин. Дети собираются за дверями.

- Ребята, хотите ли вы отправится в путешествие по зимнему

лесу? Закройте глаза и представьте, что вы входите в

заснеженный лес. (Звучит музыкальная пьеса И.-С. Баха

«Шутка». Детей вводят в класс).

- Кто из вас что-нибудь увидел или услышал в лесу? Поделитесь

с нами. (Ответы детей).

- Кто помнит, чем пахнет снег? (Снег пахнет свежестью,

холодом, сыростью, зимой).

- Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные,

серебристые, нежные, пушистые, кристальные, кружевные,

легкие...)

- Помните, мы читали стихотворение о снежинке. Назовите его

автора. (Ученик читает стихотворение).

- С чем вы могли бы сравнить снежинки?

Учитель: Дети:

Белые, как сахар, молоко...

Легкие, будто пух, пушинки...

Ажурные, словно кружево, кристалл, звездочки...

- Что делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают,

кружатся, ложатся, дрожат, качаются на качелях...)

- А можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки

танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим, и как этот

прием в литературе называется? (Когда хотим наделить

снежинки свойствами живых существ. Этот прием в литературе

называется олицетворением).

- Давайте еще раз послушаем музыкальную пьесу И.-С. Баха

«Шутка». И сами будем кружится как снежинки.

- А теперь , ребята, вспомните стихи, которые вы читали о

зиме. Тот, кому больше всех понравилось стихотворение С.

Есенина «Поет зима аукает», подходит и садится за этот

стол. А тот, кому больше понравилось стихотворение С.

Есенина «Пороша», садится за этот стол и т.д. (Столы

поставлены заранее, на каждом столе карточка с названием

стихотворения).

- Теперь подготовьтесь к выразительному чтению. Определите в

каждой из групп того, кто будет представлять вашу группу,

т.е. читать наизусть выразительно стихотворение. После

этого вы должны будете доказать, что именно ваше

стихотворение очень красивое; рассказать, чем оно вам

понравилось. (В защите участвуют все дети группы).

- Учитель открывает на доске ленту для слов со свободными

окошечками:

Лес

Зима

Ветер

- Каким увидели лес? (Лес заколдованный, загадочный,

дремлющий...)

- А кто хозяйка этого загадочного леса? Как можно ее назвать?

(Зима волшебница, сказочница, морозная...)

- А что вы услышали? Что делает ветер в лесу? (Баюкает, дует,

поет грустную песню...)

Дети заполняют окошечки.

- А сейчас предлагаю вам такое задание: обогатите текст

«красивыми словами» (эпитетами, сравнениями и т.д.) (Текст

написан на доске. «Вот и пришла зима. Снег покрыл землю. В

лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях». Работают

группами, затем выбирают самый удачный текст).

Домашнее задание

По выбору: 1) сочинить зимнюю сказку, используя слова: жил-был, как-то

раз, вдруг, однажды; 2) написать стихотворение о зиме, используя слова:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . снежинки

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . на тропинке

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . у реки

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . уголки

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . дома

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . зима

- Ребята, вам понравился урок? А нравится вам зима? (Дети

делятся впечатлениями).

Результаты обучающего эксперимента

С целью определить эффективность разработанных нами методических

рекомендаций с применением музыки и живописи на уроках чтения пейзажной

лирики мы, после прохождения темы «Зима», предложили учащимся

экспериментальных классов средней школы “Geros vilties” города Висагинаса

написать сочинение о зиме. Заглавие сочинения – «Волшебница зима».

Сочинение писало 35 учеников 3 «А» и 3 «В» классов. Анализ сочинений

проводился по вышеназванным критериям (см. с. 20). Приведем примеры

некоторых сочинений.

Первый пример

«Наступила зима. Волшебная пора года. Покрыла зимушка землю белым

пушистым одеялом, чтоб не замерзла. Каждое дерево и кустик укутала белой

шубкой. По полям рассыпала бриллианты, и блестят они под зимним солнцем,

радуя глаз. Реки и озера сковала толстым льдом. Детям радость кататься на

коньках, в лесу кататься на лыжах. Вот зайчик, надев белую шубку, скачет по

полю. Дятел стучит по дереву. Медведь спит всю зиму в своей берлоге.

Зима приносит с собой веселые праздники: Рождество и Новый год. В

каждом доме наряжена елочка и горит разноцветными огнями. Новый год

приносит веселье и много подарков. Прекрасная пора зима!»

Второй пример

«Наступила зима. Все вокруг стало сказочным. Природа как будто уснула.

Поля покрылись белыми пуховыми одеялами, елки и сосны оделись в снежные

шубы и шапки, а тоненькие березки накинули на свои ветви серебряную шаль.

Как тихо в лесу. Не слышно ни звука. На снегу видны лишь следы зверей.

Город тоже стал сказочным. Веселый мороз заморозил все вокруг,

разукрасил окна домов красивыми узорами. Все дети катаются с горок на

санках, лыжах, коньках.

Волшебница зима принесла с собой радость и веселье от новогодних и

рождественских праздников».

Третий пример

«Вчера Волшебница-Зима была в своих правах. И красота ее неописуемо

прелестна. Она как будто взмахнула рукавом своей белоснежной шубы – и

закружились в воздухе робкие, трогательно красивые, такие чистые, такие

смелые снежинки. Они падали и ложились ковром на поля. Снежинки ложились на

крыши домов. Покрыли озябшую землю белой скатертью. Потом зима подошла к

домам. И нарисовала чудные узоры на окнах. Выглянуло солнце, и узоры

засверкали, переливаясь разным блеском цветов. Все словно сказка!»

Результаты анализа школьных сочинений по теме «Волшебница зима» мы

занесли в таблицу 3.

Таблица 3

Результаты анализа сочинений по теме «Волшебница зима»

|Критерии |1 |2 |3 |

|оценки | | | |

| |а |б |в |а |б |а |б |

| | | | | | | | |

|% |37,2 |57,1 |5,7 |71,4 |28,6 |77,1 |22,9 |

1. Содержание всех сочинений соответствует теме. 37,2% учащихся тему

раскрыли точно, подробно, 57,1% ребят – с некоторыми неточностями.

Только 2 ученика не справились с заданием.

2. В своих работах 71,4% учеников широко применяли полученные раннее

знания, умения, навыки по использованию образных слов и выражений в

тексте. Например, в сочинениях часто встречаются сравнения,

олицетворения, образные выражения, такие как: «..снег в белые платья

одевал деревья», «Волшебница зима разрисовывает окна...», «На крышах

домов висели сосульки и плакали», «веселый мороз», «Поля как будто

белые страницы большой книги», «Покрыла зимушка землю белым пушистым

одеялом, чтобы не замерзла», «У зимы много друзей, которые ей помогают

справиться с работой» и т.д.

3. Анализ сочинений показал заинтересованность детей в своей работе.

Сочинения эмоционально окрашены, видно собственное отношение ребят к

зиме, любование ею, радость, а также печаль и грусть по весне.

Например: «Мне очень хочется еще раз погостить у Зимушки в ее волшебной

стране», «Наконец пришла зима!», «Настала зима – это чудесное время

года, потому что вся земля покрывается снегом», «Правда, красиво!», «В

лесу тихо, скучно. Но скоро настанет весна, и побегут ручьи», «Эта зима

зверям не очень понравилась, потому что она была мокрая и суровая».

77,1% детей передали свое отношение к описываемому и настроение.

Чтобы нагляднее представить результаты анализа сочинений перед и после

экспериментального обучения, проведенного в 3 «А» и 3 «В» классах, мы

приводим диаграмму (рис. 1).

Рис. 1

Сравнительный анализ результатов анализа сочинений до и после

обучающего эксперимента

Диаграмма наглядно показывает, что уровень знаний, умений и навыков

учащихся экспериментально класса по исследуемому вопросу значительно

возрос.

С целью выяснить, какие представления и образы сложились у учащихся

экспериментальных классов “Geros vilties” школы после изучения темы

«Зима», мы предложили им выполнить рисунки на тему «Зимний пейзаж». Работу

выполняло 35 учеников.

Анализ рисунков проводился по вышеуказанным критериям (см. с. 21 ).

Результаты анализа рисунков детей мы занесли в таблицу 4.

Таблица 4

Результаты анализа рисунков на тему «Зимний пейзаж»

|Критерии |1 |2 |

|оценки | | |

| |а |б |в |а |б |в |

| | | | | | | |

|% |62,9 |25,7 |11,4 |51,4 |40 |8,6 |

В своих работах ученики изобразили лес в снегу. Снег чаще всего был

голубого, синего оттенков. Если дети рисовали солнце, то оно было светло-

желтое, небо разукрашивали или темно-синим, даже сероватым цветом, или

светло-синим. Трое учеников изобразили Новогодний карнавал.

Рассмотрим примеры:

1-ый рисунок (см. Приложение 3, рис. 1)

Ученик пытался изобразить зимний лес во время заката солнца. Солнце

оранжево-розовое, ели покрыты снегом. Снег, который лежит на поле,

разукрашен бело-синим цветом. В правом углу от солнца снег розоватый.

Рисунок можно соотнести со стихотворением И. Бунина «Первый снег».

2-ой рисунок (см. Приложение 3, рис. 2)

Изображен лес, покрытый снегом. Снег, лежащий на деревьях, белого

цвета, а снег на опушке – светло-синего цвета.

3-ий рисунок (см. Приложение 3, рис. 3)

Нарисован ельник, покрытый снегом. Небо разукрашено голубоватым цветом.

Падает снег. Рисунок можно соотнести со стихотворением И. Сурикова «Зима».

Анализ рисунков показал, что дети в основном сумели перенести созданные

своим воображением образы, полученные на уроках чтения пейзажной лирики, на

бумагу.

Результаты анализа рисунков перед и после экспериментального обучения в

3 «А» и 3 «В» классах мы представили в диаграмме (рис. 2).

Рис. 2

Результаты обучающего эксперимента по анализу рисунков

Итак, рис. 2 показывает, что разница между результатами до и после

экспериментального обучения небольшая. Это можно объяснить тем, что зимний

пейзаж передать на бумаге сложнее, чем осенний.

Для сравнения эффективности разработанных нами методических

рекомендаций, такие же задания были предложены ученикам 3 «С» и 3 «Д»

классов, работавшим по общепринятой методике. Результаты экспериментального

обучения, проведенного в 3 «А», 3 «В» классах, работавших по предложенной

нами методике, и результаты обучения в 3 «С» и 3 «Д» классах

(контрольных) мы занесли в таблицы 5, 6.

Таблица 5

Сводная таблица результатов обучающего эксперимента

по написанию сочинений на тему «Волшебница зима»

| |1 |2 |3 |

|Критерии | | | |

|оценки | | | |

| |а |б |в |а |б |а |б |

| |а |б |в |а |б |в |

|Э |К |Э |К |Э |К |Э |К |Э |К |Э |К | |

% |

62,9 |

54,3 |

25,7 |

25,7 |

11,4 |

20 |

51,4 |

54,3 |

40 |

28,5 |

8,6 |

17,2 | |

Результаты таблиц 5, 6 мы проиллюстрировали с помощью рис. 3 и рис. 4.

Рис. 3

Результаты анализа сочинений на тему «Волшебница зима»

Рис. 4

Результаты графического рисования на тему «Зимний пейзаж»

Итак, обобщая результаты обучающего эксперимента, можно сделать

следующие выводы.

1. Ученики, занимавшиеся по разработанной нами методике, показали более

высокие результаты в понимании и воспроизведении художественного

текста, нежели учащиеся, работавшие по традиционной методике (см.

таблицы 5, 6 и рис. 3, 4). Все же следует отметить, что если данные

учеников экспериментальных классов не намного выше результатов

контрольных классов, то все-таки выше тех знаний, умений и навыков,

которые у них были до экспериментального обучения (см. таблицы 1, 2,3,

4 и рис. 1, 2).

2. Использование живописи и музыки на уроках чтения пейзажной лирики

способствовало формированию у учащихся конкретных и правильных

представлений, обогатило их словарь и развило речь, повысило уровень

эмоционального восприятия.

3. С помощью музыки и живописи происходило приобщение учеников к

литературе как искусству слова.

Использование смежных видов искусств активизировало память,

внимание, восприятие, мышление, развило творческие способности и речь

детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в

это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети

получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития

личности. Особую роль на данном этапе играет эстетическое воспитание

учащихся. Этому помогает применение музыки и живописи на уроках чтения,

способствующие наиболее полному восприятию детьми художественного

произведения и созданию ярких образов и картин читаемого текста.

При анализе научно-методической литературы и работы в школе, мы пришли

к выводу, что учитель владеет разнообразными наглядными пособиями. Однако

констатирующий эксперимент показал, что на уроках чтения не всегда остается

время для работы с живописью и музыкальными произведениями. Зачастую в

практике школы эти виды деятельности почти отсутствуют. Это определило

актуальность нашей работы и выбор ее темы.

Чтобы достичь поставленной в работе цели – найти и разработать наиболее

эффективные приемы анализа произведений пейзажной лирики с использованием

живописи и музыки, мы решили следующие задачи:

1. Проанализировали научно-методическую литературу и выяснили, что

применение живописи и музыки в научно – методических трудах раскрыто

слабо, мало конкретных методических разработок по данной проблеме (см.

с. 6 – 11).

2. Изучили школьную программу, учебники по чтению и пришли к выводу о том,

что в учебно-методических пособиях уделяется недостаточное внимание

использованию музыки и живописи (см. с.12 - 16).

3. Провели констатирующий эксперимент, на основе анализа результатов

которого, мы сделали вывод о недостаточно эффективной методике работы

по анализу лирических произведений в практике школы. Указали, что

учащиеся плохо подготовлены к эмоциональному восприятию произведения,

обогащению словаря, развитию настроения и эстетических взглядов (см.

таблицы 1, 2).

4. Исходя из вышеизложенного, мы разработали свои методические

рекомендации по использованию живописи и музыки на уроках чтения

лирических стихотворений.

Практические рекомендации заключались в следующем:

> подготовительная работа перед анализом текста стихотворения

(беседа, которая опиралась на личные наблюдения и опыт детей);

> использование музыки и живописи для работы над картинами и

образами произведений (весь иллюстративный материал

рассматривали в плане сравнения и сопоставления с читаемыми на

уроке литературными произведениями);

> обращение внимания на эмоции, чувства и настроение, вызываемые

лирическими стихотворениями, музыкой и живописью (сравнивали

сходство и различие вызванных чувств и эмоций стихотворением,

музыкой, репродукциями картин);

> устное и графическое рисование (подробнее см. с. 24 – 38).

Чтобы определить эффективность разработанной нами методики, мы провели

обучающий эксперимент. В итоге экспериментальный класс, по сравнению с

контрольным классом, показал более высокие результаты учебной работы

(результаты см. таблицы 5, 6 и рис. 3, 4). На основе полученных данных мы

пришли к выводу о том, что использование музыки и живописи на уроках чтения

пейзажной лирики способствует лучшему восприятию произведения, созданию

ярких образов, обогащению словарного запаса и развитию речи детей

экспериментальных классов, бережному отношению к природе, любви ко всему

живому.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, была доказана в

процессе экспериментального обучения в школе.

Перспектива работы заключается в дальнейшем и более широком изучении

проблемы о возможностях использования музыкальных произведений и живописи

на уроках чтения пейзажной лирики с целью развития креативных способностей

детей, нравственного и эстетического воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баличев А. Обобщающий урок по теме Волшебница зима 2 класс // Начальная

школа. – 1987. – №2. – С. 28 – 30.

2. Бойкене И. Литературное развитие младших школьников при анализе

произведений пейзажной лирики. – M?sdiem pamatskola skol?m un

Zinatniskas konferences tezes. – Liepaja, 1996. – P. 93 – 95.

3. Бойкене И. Особенности знакомства младших школьников с лирическими

произведениями. – Развитие речи: теоретический и практический аспекты.

Сборник статей. – Лиепая, 1997. – С. 42 – 45.

4. Бойкене И. Развитие речи младших школьников в процессе рассматривания

картин. – Pradin? mokykla demokrat?jan?ioje visuomen?je. Mokslin?s

praktin?s konferencijos med?iaga. – ?. 1998. – P. 190 – 191.

5. Голубинская Г. Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи

музыки и живописи. – Pradinis ugdymas ?engiant ? III t?kstantmet?:

Mokslin?-praktin? konferencija, skirta pedagogikos fakulteto 40-me?iui.

– ?. 2001. – P. 19 – 21.

6. Граблева В. Словесное рисование на уроках чтения при изучении

лирических произведений // Начальная школа. – 2000. – №11. – С. 19 –

25.

7. Гуро-Фролова В. Работа над выразительными средствами речи // Начальная

школа. – 1991. - №2. – С. 22 – 25.

8. Колесникова И. Филологические основы работы над стихотворным

произведением на уроках литературного чтения // Начальная школа. –

2000. - №11. – С. 6 – 13.

9. Коренюк Г. Изучение стихотворения А. Пушкина Вот север, тучи нагоняя...

// Начальная школа. – 1991. - №1. – С. 14 – 17.

10. Лобановская З. Пробуждать в детском сердце поэтическое вдохновение //

Начальная школа. – 1987. - №3. – С. 33 – 36.

11. Мали Л. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений //

Начальная школа. – 1990. - №7. – С. 30 – 35.

12. Минькова В. Достучаться до сердца ребенка ... // Начальная школа. –

2000. - №11. – С. 26 – 30.

13. Нефедова Л. Чтение пейзажной лирики во 2 классе // Начальная школа. –

1986. - №9. – С. 22 – 26.

14. Нефедова Л. Знакомство младших школьников с фольклорными традициями в

пейзажной лирике С. Есенина // Начальная школа. – 1991. - №3. – С. 22 –

26.

15. Нефедова Л. Пушкинская строка в начальной школе // Начальная школа. –

1993. - №6. – С. 10 – 15.

16. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в

начальных классах. – М.: Просвещение, 1987. – С. 146 – 154.

17. Родина А. Литературное образование младших школьников // Начальная

школа. – 1999. - №1. – С. 84 – 88.

18. Родионова Э., Прокопьева Т. Работа над стихотворением «Снежинка» К. Д.

Бальмонта // Начальная школа. – 2000. - №1. – С. 33 – 36.

19. Руденко И. Анализ пейзажной лирики в начальных классах. – Teksto

kodavimas ir dekodavimas: Mokslin?s konferencijos prane?im? tez?s. – ?.

1993. – P. 74 – 76.

20. Тихомирова К. Диафильм Есть в осени первоначальной // Начальная школа.

– 1988. - №9. – С. 16 – 20.

21. Тихонова Г. Фрагмент урока чтения на тему: Путешествие в мир звуков и

красок весны // Начальная школа. – 1995. - №10. – С. 2 – 4.

22. Цетлин Е. Работа над восприятием образных средств литературы при помощи

музыки // Начальная школа. – 1981. - №2. – С. 24 – 25.

23. Шарапова О. Методика чтения лирических стихотворений и описаний природы

// Начальная школа. – 2000. - №4. – С. 28 – 32.

24. Шевелева Н., Шифрисова Ф., Силиванова Ж. Учебный комплекс по родному

языку для I класса. – V., 1995.

25. Шевелева Н., Шифрисова Ф. Радуга: Учебник для 2 класса. Часть I. – V.,

1996.

26. Шевелева Н., Шифрисова Ф. Жаворонок: Учебник для 3 класса. Книга 2. –

К., 1999.

27. Шифрисова Ф., Шевелева Н. Радуга: Учебник для 2 класса. Часть II. – V.,

1997.

28. Шифрисова Ф., Шевелева Н. Жаворонок: Учебник для 3 класса. Книга 1. –

К., 1998.

29. Шифрисова Ф., Шевелева Н. Родник: Учебник для 4 класса. Книга 1. – К.,

1999.

30. Шифрисова Ф., Шевелева Н. Родник: Учебник для 4 класса. Книга 2. – К.,

1999.

31. Burneikien? D. Eileras?i? interpretavimo galimyb?s I – II klas?je //

?virbli? takas. – 1996. - №1. – P. 22 – 26.

32. Masiulis P. Eil?ra??i? skaitymas ir analiz? pradin?se klas?se. – ?.,

1993.

33. Masiulis P. Keli eil?ra??i? analiz?s bruo?ai pradin?se klas?se. –

Teksto kodavimas ir dekodavimas: Mokslin?s konferencijos prane?im?

tez?s. – ?. 1993. – P. 23 – 24.

34. Masiulis P. Kai kurios mokini? nesidom?jimo eil?ra??iais prie?astys.

–Mokslin?s praktin?s konferencijos med?iaga. – ?. 1996. – P. 151 –

155.

35. Nauckunait? Z. Apie spalvos semantik? poezijoje. Laikas lau?ti ledus //

Mokykla. – 1996. - №9. – P. 11 – 13.

36. Sabutien? A. Eil?ra??i? analiz? ir k?rybini? geb?jim? ugdymas II – IV

klas?se // ?virbli? takas. – 1996. - №4. – P. 31 – 33.

37. T?tlyt? R. Poezija mokyklai // ?virbli? takas. – 2000. - №5. – P. 8 –

12

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ