Рефераты
 

Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста

частей. Передача начального момента изображения движения.

Третий уровень – низкий (20-40%).

Использование в рисунке линейной перспективы, фризовое расположение

изображений. Преобладание одного или двух цветов. Передача статического

движения.

Кроме этого, учитывались характер линий (сильный, слабый, дрожащий);

раскраска (мелкие штрихи, мазки, регуляция нажима, размах); уровень

самостоятельности выполнения рисунка, эмоционально-эстетическое отношение к

процессу создания изображения; творчество (что нового внес).

Эксперимент включал в себя разработанную нами методику исследования

развития композиционных способностей детей в изобразительной деятельности.

Методика исследования:

Показ воспитателями кукольного театра.

Наблюдение за внешними проявлениями детей во время просмотра.

Констатировались:

- внимание детей;

- сопереживание персонажей спектакля;

- реплики, движения детей.

Беседа с детьми, которая имела цель выявить особенности восприятия детьми

эмоционального настроя персонажей спектакля, выраженных жестами, позой,

движениями кукол, музыкальным оформлением, декорацией, интонацией

кукольников.

Спектакль “Икки ийэ, икки кыыс” был поставлен воспитателями с

использованием кукол-петрушек.

Вопросы беседы:

1. Кто из героев вам понравился больше всего?

2. Не понравился. Почему?

3. Как поступила девочка Маайа?

4. Что означает выражение “любить маму”?

5. Какая музыка звучала, когда мам Клары встала и пошла искать

теленка? Почему?

Наиболее характерные ответы детей приводим в таблице 1.

Таблица 1.

|Имя |№ вопроса |1 |2 |3 |4 |

|ребенка | | | | | |

| |Мне понравилась |Клара не понравилась.|Маайа принесла дров, |Надо всегда жалеть |

|Амгалена Н. |Маайа. Потому что она|Она не хочет своей |пригнала теленка. |маму помогать ей. |

| |трудолюбивая. |маме помочь. | | |

| |Понравилась Маайа и |Клара капризная, |Маайа храбрая |Это значит слушаться |

|Айта С. |ее мама. Потому что |поэтому она мне не |девочка. Она одна |маму, не раскидывать |

| |Маайа, когда надо, |понравилась. |пригнала теленка. |игрушки. |

| |оставляет игру и идет| | | |

| |помогать своей маме. | | | |

| |Мне понравилась |Клара не поравилась. |Маайа всегда помогает|Говорить маме |

|Стасик О. |только Маайа. Она не |Она очень |своей маме. Убирает |ласко-вые слова, |

| |избалованная девочка.|избалован-ная и |игрушки, посуду. |всегда помогать, |

| |Целует маму только в |ленивая. Любит только| |слушаться её и |

| |лоб. |поиграть. | |целовать. |

| |Понравились Маайа и |Не понравилось то, |Маайа не только |Нельзя огорчать маму.|

|Айта Р. |её мама. Майина мама |что Клара не помогает|играет, но и таскает |Когда она отдыхает |

| |никогда не ругает |своей маме. |дрова, приносит воду.|надо принести ей |

| |своих детей. | | |газеты и играть тихо.|

Проанализировав ответы детей по настольному театру “Икки ийэ, икки

кыыс”, можно сказать, что все (100%) поняли содержание спектакля, состояние

героев (радость, печаль, благодарность), называли средства передачи

настроения (интонация, движения героев).

После беседы, спустя несколько дней, детям было предложено нарисовать

сюжет этого рассказа. В спектакле четыре персонажа. Показ кукольного театра

в какой то степени помог детям решить вопрос композиции рисунка, так как во

время рисования они вспомнили где, какие персонажи стояли в той или иной

ситуации. В процессе рисования по этому рассказу мы больше не уточняли с

детьми вопросы композиции.

Анализируя рисунки детей, мы увидели, что преобладают воздушная

перспектива (66,6%), яркий цвет положительных героев, яркий цвет

отрицательных героев (55,5%). Ритм применили все дети; динамика движений

персонажей встречается в 66,6% работ. Дети расположили лист горизонтально.

Если смотреть композицию, то расположение отдельных изображений по всему

листу встречается у 44,4%, остальные фризовая; непропорциональное отношение

изображений отмечается у 11,1%.

Если взять отдельно каждого ребенка, то получается такая картина:

самый высокий процент владения средствами композиции встречается у троих

детей (55,5%). Так. Туяра С. использовала воздушную перспективу. Раскрасила

ярким цветом положительных героев, отрицательных героев - бледным цветом,

правильно передала пропорции всего изображенного, применила ритм, украсив

одежду девочки и нарисовав цветы ("Это я украсила свой рисунок"); передала

динамику движения, изобразив сидящую перед теленком девочку; на

горизонтальном листе расположила изображение по всему листу; отношение

изображений пропорциональное.

Саша В. нарушил пропорцию изображений (слишком большие бабочки), не

передал динамику движений персонажей, использовал линейную перспективу.

Владение средствами композиции составляет 44,4%.

Анализируя рисунки по спектаклю “Икки ийэ, икки кыыс”, мы увидели, что

почти во всех работах композиционное решение одноплановое. Чаще всего

персонажи повернуты к зрителям, так как есть различие в передаче

персонажей. У одних в рисунках выделено основное крупным планом, другие на

первом плане рисовали поляну с цветами. В цвете дети придерживались

различной окраски персонажей. Например, Туяра С. украсила платье девочки

узорами; в основном дети окрашивали одежду персонажей произвольно, которая

отличается от реального цвета кукол, занятых в этом спектакле.

Спектакль по русской народной сказке “Заюшкина избушка” была

поставлена также воспитателями детского сада, где были использованы куклы-

петрушки.

Наблюдая за детьми во время просмотра спектакля, мы заметили, что

внимание у некоторых детей было рассеянным, чем во время просмотра первого

спектакля. Так, Айтал С. вслух говорил о предстоящих действиях зайчика:

“Сейчас он заплачет, потом встретит волка”. Но у большинства детей можно

было заметить сопереживание персонажам спектакля. В силу того, что чувства

у детей дошкольного возраста наиболее наглядно отражаются в мимике, у детей

происходили непроизвольные мышечные движения лица (опущение уголков рта,

когда заюшка плакал, и улыбались, когда петух прогнал хитрую лису из

заюшкиного домика и они вместе запели веселую песенку).

От того, что эта сказка проста по содержанию и сюжету, дети охотно

отвечали на вопросы и давали исчерпывающие ответы. Мы задавали следующие

вопросы:

1. Из-за чего обиделся заюшка? Почему он так горько заплакал?

2. Какая музыка звучала, когда заюшка сидел на пенечке? Почему?

3. Как вы думаете, какой персонаж наиболее ярок?

4. Правильно ли оформлен спектакль по содержанию сказки? Что тебе

запомнилось больше всего (заснеженные домики, появление солнца,

пение птиц при наступлении весны).

Протокол беседы приводим в таблице 2.

Таблица 2

|Имя ребенка |№ вопроса | | | |

| | |1 |2 |3 |

| |Хитрая лиса |Играла |Мне |Правильно. |

| |выгнала |мед-ленная |понра-вился |Зимой дома |

|Саша В. |зайчика из |музы-ка, |зайчик, потому|покрываются |

| |дома, потому |потому что |что он никого |снегом, а |

| |что её домик |зайчик |не обижает. |летом ледяная |

| |растаял. |мед-ленно шел | |избушка тает |

| | |и сел на | |из-за тепла. |

| | |пене-чек. | | |

| |Зайчик |Звучала |Петух. Он |Когда |

| |заплакал от |грус-тная |храбрый, не |насту-пает |

|Аня А. |обиды |музыка, потому|боится лисы. А|весна, |

| | |что зайчик |медведь и волк|прилетают |

| | |заплакал. |испугались её.|птицы. Мне |

| | | | |понравилось, |

| | | | |как |

| | | | |появля-ется |

| | | | |солнце. |

| |Зайчика |Я не помню. Но|Самый сме-лый |Мне очень |

|Ира А. |оби-дела лиса.|думаю, что, |– петух. Он |понравилась |

| |Она очень |наверное, |один прог-нал |заюшкина |

| |хитрая и |звучала |лису и |избушка. Она |

| |всегда |мед-ленная |освободил |очень крепкая,|

| |обманывает |музы-ка. |до-мик заюшки.|не тает. |

| |других. | | | |

Выделяя выразительные средства спектакля (музыкальное сопровождение,

шумовые эффекты, интонации персонажей, декорация), дети остановили внимание

на то, что произвело на них наибольшее впечатление – плач заюшки.

Анализ рисунков по сюжетам спектакля "Заюшкина избушка" (приложение 3)

говорит о том, что большинство детей используют воздушную перспективу

изображения (71,4%), раскрашивают интенсивным цветом в основном

положительных героев (71,4%), отрицательных героев (57,7%). Но некоторые

дети в своем изображении не выделяют отрицательных героев. Пропорции

изображаемых фигур у детей в основном соответствуют реальности. Дети

нарушают пропорции. Например, Саша В. нарисовал заюшку с увеличенными

глазами и ртом: "Заюшка радуется, что вернулся в свой дом. Поэтому у него

большие глаза и улыбающийся рот". Афоня Н. объясняет: "У медведя толстые

ноги, потому что он ходит тяжело". Ритм наблюдается, в большинстве рисунков

(185,7%) – это трава, растущие деревья, орнамент деталей (крыша, наличники)

избушек. Динамику движений изображают только 42,8% детей. Возможно, это

объясняется с недостаточным развитием графических способностей детей. Все

дети использовали горизонтальное расположение листа. Причина этого кроется,

по словам воспитателей, в том, что вертикальное расположение в основном

используется при предметном рисовании (цветок, посуда, игрушка и т.д.). Мы

полагаем, что педагогами в сюжетном рисовании навязан шаблон, что

препятствует развитию творческих способностей детей.

При рисовании после просмотра кукольного спектакля "Заюшкина избушка"

мы отмечаем, что все дети имели замысел, т.е. знали, что они будут

рисовать. Однако некоторые затруднялись в определении путей его реализации.

На вопрос "Как ты будешь рисовать лису и зайца, живущих в разных избушках?"

Айаал С. не мог ответить. В рисунке он пытался изобразить их в окнах

домиков, но не выразительно. Он сперва раскрасил весь домик в один цвет, а

потом простым карандашом нарисовал окна и головы героев, не выделив их

разным цветом.

Таким образом, мы констатируем, что дети находятся на среднем уровне

владения средствами композиции (49,9%). Отмечаются проявления

индивидуальных различий. Например, Валя Т. дополнила свой рисунок лошадью и

сэргэ возле дома. Такого момента в рассказе нет.

Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения у

большинства детей яркое. Однако, у некоторых оно отмечалось слабо. Так,

Сеня Н. долго не мог реализовать свой замысел. В ходе выполнения его работы

требовалась помощь педагога, которая заключалась в совместном выборе сюжета

рисунка.

Рисунки показали недостаточное развитие образного творчества,

характерное одинаковое горизонтальное расположение листа. Представление

детей ограничено введением воспитателями шаблона в процессе рисования. Мы

полагаем, что воспитатели с младших групп часто использовали показ детям

готового образца. В результате чего у детей произошло торможение развития

комбинаторских способностей воображении. Также дети затрудняются в передаче

динамики движения изображаемого, что свидетельствует о недостаточном

развитии графических способностей детей на занятиях по изобразительной

деятельности. Слабое владение графическими навыками не позволило некоторым

детям отразить в рисунке свои впечатления.

2.2 Система и методика проведения интегрированных занятий.

Анализируя процесс создания детьми изображения по замыслу, готовые

продукты их деятельности и сопоставляя их с анализом творчества художника

(М.И.Богачева, Л.С.Выготский, В.Г.Злотников, П.П.Чистяков и др.), мы

выделили следующие этапы формирования и воплощения замысла в рисовании

старших дошкольников (которые, впрочем, характерны и для других видов

изобразительной деятельности):

1. Накопление и уточнение представлений об окружающей жизни путем

организации просмотра кукольного театра и игры в нем, рассматривания

репродукций картин художников и иллюстраций книг.

2. Определение темы рисунка.

3. Осознание содержания будущего рисунка, определение входящих в него

изображений, композиции рисунка.

4. Выбор материалов для рисования с точки зрения предпочтений ребенка,

их наибольшей выразительности для решения темы, выбор и уточнение

способов создания изображений.

5. Уточнение представлений о предметах, явлениях (сюжет, персонажи

кукольного театра), которые будут изображаться перед началом

рисования.

6. Планирование выполнения замысла. Определение последовательности

создания изображения.

7. Уточнение представлений об изображаемых предметах в случае

необходимости, в ходе реализации замысла путем дополнительного

рассматривания куклы, иллюстраций, дополнительное объяснение,

напоминание.

8. Активизация применения разнообразных способов создания изображения,

выразительных средств.

9. Оценка получившегося продукта с точки зрения полноты осуществления

замысла (контроль по результату), примененных способов изображения и

выразительности.

10. Обогащение, дополнение рисунка на основе оценки.

11. Анализ готового рисунка, выделение интересного, выразительного

решения образов.

Эти этапы исходят их классификации методов и приемов обучения

изобразительной деятельности, разработанной Лернер И.Я. ( (, включающей

следующие методы:

1. Информационно-рецептивный (наблюдения, обследования игрушек,

рассматривание картин и иллюстраций);

2. Репродуктивный (упражнения на закрепление знаний, выработка навыков

и умений);

3. Исследовательский;

4. Эвристический (поэлементное обучение чертам творческой

деятельности).

Цель формирующего этапа:

Повышение композиционных особенностей детского рисунка под влиянием

кукольного театра.

Задачи:

1. знакомство и упражнения детей с элементами актерского воплощения,

с постановкой речи актера – кукольника.

2. систематизировать содержание, формы и методы работы с детьми по

изобразительной деятельности по отражению сюжетов спектаклей

кукольного театра;

Таблица 3

Содержание, формы и методы работы по изобразительной деятельности по

отражению сюжетов спектаклей кукольного театра.

|Задачи |Содержание, формы и методы работы |

|Развитие |Используя куклы и игрушки кукольного театра, развивать|

|вос-приятия детей|у детей восприятие предмета. Знакомить детей с формой |

| |кукол, игрушек, обводя их по контуру, форме пальцем, |

| |рукой, выделяя и называя их форму. строение, величину |

| |частей, цвет |

|Развивать |Вместе с детьми наблюдать движения кукол, выполняющих |

|спо-собность, |актером-кукольником, и замечать изменение положения |

|вос-принимать, |при движении и разных позах. |

|наб-людать, | |

|фикси-руя | |

|движения игрушек,| |

|кукол. | |

|Развивать |После просмотра спектакля обращать внимание на |

|эсте-тическое |эстетические свойства декорации (домик заюшки, дворец,|

|вос-приятие |деревья, цветы и т.д.) |

|куколь-ного | |

|театра | |

|Развивать |После просмотра спектакля дети рисуют сюжеты, наиболее|

|дет-ское |запомнившиеся им (понравившиеся). Предложить |

|творчество |нарисовать, составить композицию |

| |Необходимо как можно больше разнообразие материалов, |

| |стимулирование использования детьми различных способов|

| |изображения, развивать графические умения и навыки. |

|Учить детей |Подобрать иллюстрации сказок, рассказов, в детских |

|рассказывать о |книгах разных художников, по которым поставлены |

|сюжетах |спектакли. |

|спек-такля и их |Обратить внимание детей на разнообразие образного |

|изображении в |решения изображения. Выделить с детьми разнообразные |

|рисунках |приемы создания изображения. В доступной форме |

| |выделить и охарактеризовать манеру и отдельные |

| |средства выразительности рисунков разных художников. |

| |Задание детям рассказать о том, что интересного из |

| |спектакля запомнил и что нарисовал, придумать конец |

| |сказки |

Для формирования композиционных умений и навыков в рисовании старших

дошкольников были использованы следующие спектакли:

1. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина – настольный, картонажный

театр. (18/I-99 г.)

2. "Куобах кутуруга суох буолбута" Н.Якутского – настольный театр

мягких игрушек. (25/I-99 г.)

3. "Красная шапочка" Ш.Перро – театр петрушек (3/III-99 г.)

4. Русская народная сказка "Колобок" – настольный, картонажный театр

(3/III-99 г.)

Обучение изображению сюжетов посредством кукольного спектакля

проводилось следующим образом:

Таблица 4

|№ |Название |Исполнители ролей|Методы обучения сюжетному |

| |спектакля | |рисунку |

|1 |"Сказка о рыбаке |воспитатели |Чтение сказки. Показ |

| |и рыбке" | |спектакля. Беседа с детьми о |

| | | |персонажах сказки. |

| | | |При-думывание собственного |

| | | |продолжения сказки. |

| | | |Расс-матривание иллюстраций |

| | | |В.Конашевича к этой сказ-ке. |

| | | |Рисование иллюстраций |

|2 |"Куобах кутуруга |дети |Чтение сказки. Распределе-ние|

| |суох буолбута" | |ролей. Обучение актер-скому |

| | | |исполнительству. |

| | | |Беседа с детьми о персо-нажах|

| | | |сказки. Рассматрива-ние |

| | | |иллюстраций художни-ков |

| | | |Ю.Васнецова, Е.Чару-шина. |

| | | |Рисование сказки |

|3 |"Красная шапочка"|дети |Распределение ролей. |

| | | |Обу-чение актерскому |

| | | |исполни-тельству. Беседа с |

| | | |детьми о персонажах сказки. |

| | | |Иссле-дование руками игрушек.|

|4 |"Колобок" |дети |Изготовление игрушек вместе с|

| | | |детьми. Распреде-ление ролей.|

| | | |Подготовка. Показ спектакля. |

| | | |Беседа с детьми о композиции |

| | | |ри-сунка, выборе цвета и т. |

| | | |д. |

Остановимся на ход методической работы по каждому спектаклю.

Произведение А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" выбрано неслучайно.

В связи с 200-летним юбилеем великого русского поэта весь учебный год

проводились различные мероприятия (конкурс на лучшее чтение стихов,

пушкинский бал, конкурс рисунков по произведениям, книжная выставка и

т.д.). По нашему мнению, эта сказка более близка к восприятию ребенком:

старик три раза приходит к морю. И каждый раз оно разное: в первом случае-

спокойное, во втором – волнующее, в третьем – беспокойное. Старуха с каждым

разом становится гневной, сварливей. эти контрастные решения характера

сказки оставляют в сознании каждого ребенка неизглазимое впечатление и

помогают в выборе сюжета.

После показа в беседе с детьми мы пытались выяснить, настолько они

поняли ход сказки, различия между персонажами (стариком и старухой), а

также предлагали сами придумать собственный финал сказки.

Вопросы беседы:

1. Каким было море в первый раз, когда к нему пришел старик?

2. Каким было оно во второй раз?

3. В третий?

4. Пожалел ли ты старика?

5. Жалко ли старуху?

6. Как, по твоему мнению, может завершиться эта сказка?

7. Что бы ты попросил у золотой рыбки?

Наиболее характерные ответы приводим в таблице 5.

Таблица 5

|№ | |

|вопро-со|Ответы |

|в | |

|1 |Море было спокойным. Летали чайки. Светило солнце. |

|2 |Море взволновалось. Чайки кричали. Подул ветер. |

|3 |Море бурлило. Дул сильный ветер. Солнце спряталось за огромную|

| |темную тучу. |

|4 |Старика очень жалко. Ведь он старается, чтобы дом у них был |

| |красивый и вся посуда была новой. Ведь у них корыто старое, и |

| |, наверно, посуда вся старая |

|5 |Старуху я не жалею. Она всегда ругает старика. |

| |Старуху жалко. Она тоже хочет красиво жить. |

|6 |Эта сказка может завершиться хорошо. Например, пришла |

| |волшебница, заколдовала старуху. Старуха стала доброй, |

| |красивой. И они стали жить в красивом дворце. |

|7 |Компьютер, красивую большую куклу, много-много шоколадок, |

| |конфет, косметику для мамы, игрушечную машинку-джип. |

Анализируя ответы, мы заключаем, что дети остро воспринимают

контрастные состояния моря. Они жалеют не только старика, но и старуху из-

за того, что у неё не исполнились желания. Некоторые дети пытались

придумать собственное завершение сказки при помощи доброй феи, которая

улучшила бы жизнь стариков. Почти все дети хотели бы встретить золотую

рыбку, которая сможет исполнить их желания.

Рассматривание иллюстраций к книге "Стихи и сказки" А.С.Пушкина (

( художника В. Конашевича помогло детям в выборе сюжетов своих рисунков.

По этому спектаклю рисовало 10 детей (смотри приложение 4). Воздушную

перспективу использовали 90% детей, яркостью цвета положительных персонажей

выделили все дети, отрицательных персонажей – 60%. Увеличенное изображение

главных героев встречается у 60% детей, а миниатюрное – у 10% детей. Ритм,

как выразительное средство, использовали 80%, динамику движения героев

передало 80% детей. Умение строить композицию по всему листу показали все

дети (100%).

Спектакль по сказке Н. Якутского "Куобах кутуруга суох буолбута"

ставился с участием детей. Для этого были проведены следующие этапы работы:

1. Рассказывание сказки.

2. Показ сказки экспериментатором

3. Распределение ролей между детьми.

4. Показ детьми данного спектакля.

5. Рисование

В данном спектакле были использованы мягкие игрушки: зайчик, мишка,

плоскостные домик и сарайчик.

Распределение ролей происходило по желанию детей под руководством

воспитателя.

Для этого мы применили метод беседы с детьми с целью выявления

отношения детей к театрализованной деятельности, план и ответы которых

приводим в следующей таблице.

Таблица 6

| | |Что выявляет | | | |

| |План беседы |вопрос |Лиза Н. |Саша В. |Сеня Н. |

| | |беседы? | | | |

| | |(Цель) | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|1 |Хотел бы ты |Общее |Да |Нет |Да |

| |принять |поло-жительно| | | |

| |учас-тие в |е и | | | |

| |поста-новке |отрицательное| | | |

| |сказки "Как |отношение к | | | |

| |зайчик |постановке | | | |

| |остался без |сказки | | | |

| |хвоста?" | | | | |

|2 |Почему (по |Осознавае-мые|(пожимает |Хочу |Люблю играть|

| |какой |мотивы, |плечами) |побольше |игрушками |

| |при-чине) ты |желание или | |играть |кукольного |

| |хо-тел (не |нежелание | |кубиками |театра |

| |хотел) |участвовать в| | | |

| |участвовать в|постановке | | | |

| |постановке |сказки. | | | |

| |сказки? | | | | |

|3 |Ты уже |Наличие опыта|Да.Я |Да, |Нет |

| |учас-твовал в|ребенка |испол-няла |участво-вал.| |

| |та-ких | |роль |Но не помню | |

| |постанов-ка? | |незнайки, |кого я | |

| | | |который не |играл. | |

| | | |знал правил | | |

| | | |дорожного | | |

| | | |движения | | |

|4 |Какую бы роль|Наличие |Роль зайчика|Роль |Роль медведя|

| |ты хотел |привлекательн| |Бэтмана, | |

| |сыграть? |ости | |если будет | |

| | |отдель-ных | |такая сказка| |

| | |ролей. | | | |

|5 |Если бы не |Наличие |Рисовала |Играл |Не знаю. |

| |участвовал в |интересов в | | |Наверно, |

| |постановке |ситуации | | |лепил бы |

| |этой сказки, |свободного | | | |

| |то чем бы ты |выбора. | | | |

| |занялся? | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|6 |Если бы тебе |Наличие |Да, Мне |- |Взял бы роль|

| |не дали |ус-тойчивого |нравится | |Зайчи-ка |

| |желаемой |ин-тереса к |роль Мишки | | |

| |роли, то взял|теа-трализова| | | |

| |бы ты другую?|н-ной | | | |

| | |деятель-ности| | | |

| |Какие роли |вооб-ще. | | | |

| |тебе еще |Элементы | | | |

| |нравятся? |театрализован| | | |

| | |ной | | | |

| | |деятель-ности| | | |

| | |–прив-лекател| | | |

| | |ьные для | | | |

| | |ребенка. | | | |

|7 |Много ли |Наличие |Да. |Кажется, |Много. |

| |ребят вашей |интересов в |Напри-мер:Да|дети любят | |

| |группы любят |условиях |ша А хочет |ставить | |

| |ставить |проективного |иг-рать |спектакли | |

| |спектакли? |вопроса. |Крас-ную | | |

| | | |Ша-почку | | |

При анализе беседы мы обратили внимание на следующее:

а) Получилась ли беседа, если нет, то почему?

б) Особенности поведения ребенка, его мимика, посты, интонация речи,

оговорки и др.

в) На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

е) Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.

ж) Какие задачи решены в результате беседы?

Проанализировав беседу перед театрализованной игрой, мы пришли к

следующему выводу: беседа получилась интересной. Лиза Н. и Сеня Н отвечали

на вопросы активно, не отвлекались на внешние раздражители. А речь Саши В.

отличалась от остальных – она была более ускоренной, жестикулировал руками.

Его нежелание участвовать в кукольных спектаклях можно объяснить

незаинтересованностью этим видом деятельности, неустойчивым вниманием его

психики и отсутствием опыта. На предложение экспериментатора сыграть

определенную роль в предстоящем спектакле он ответил удовлетворительно, что

подтверждает присутствие положительного отношения к участии в постановке

сказки. Мы думаем, что беседа имела воспитательный эффект: дети получили

возможность творческих проявлений в театрализованных играх,

заинтересованность ими.

Спустя три дня после нашего показа спектакля предложили детям показать

уже известный им спектакль "Куобах кутуруга суох буолбута". Было

приготовлено все, что нужно для спектакля. Каждому ребенку задавалось

несколько вопросов:

1. Ты помнишь спектакль, который я показывала в группе несколько дней

назад?

2. Как он назывался?

3. Расскажи про то, что ты видел.

Пересказать содержание короткой и простой пьески предлагалось для

того, чтобы ребенок вспомнил действия и слова персонажей и не путался при

последующем показе. После спектакля ему задавались уточняющие вопросы.

Результаты показали, что дети, которым предполагалось показать

спектакль "Куобах кутуруга суох буолбута", успешно справились с заданием.

Одни несмело, неуверенно, другие довольно решительно и серьезно заставляли

Мишку и Зайку жить, говорить, действовать на полянке, оформленном на столе.

Но уровень исполнении был невысоким, видно было, что у детей нет навыков

вождения кукол, что они недостаточно ориентированно умеют направлять их

между игрушечными деревьями. Действие по сюжету либо замедлялось,

затягивалось, либо выглядело суетливым, отчего игрушки в руках детей

становились совсем непослушными и падали на стол. Маловыразительной была и

речь. Разговор двух персонажей звучал неэмоционально. Дети говорили своим

голосом и слова от автора, и реплики персонажей. Некоторые из них неплохо

интонировали, но передать образность, характерность действующего лица им не

удавалось.

Отдельны отклонения от текста и от способов воплощения действия

персонажей свидетельствовали лишь о том, что ребенок рассказывал и

показывал, как он мог, а не как хотел, то, что видел, слышал и запомнил два

дня назад.

Преднамеренного желания показать представление именно таким, каким он

смотрел, у ребенка не было, ребенок показывал этот спектакль так, как мог,

поэтому в его показе мы не видели никакого творческого процесса.

Мы имели возможность убедится, что дети рассказывали и показывали

сказку в соответствии со своим видением и пониманием её содержания, что

выразительные возможности материала и форма театрального представления

использовались ими максимально, но целенаправленного поиска выразительных

средств не было.

Причину этого мы опять же склонны видеть в отсутствии специального

обучения детей способам театрально-игровой деятельности.

Исходя из этого, мы определили цель: обучение детей технике

кукловождения, актерскому мастерству кукольника, постановке речи (высота,

тембр, сила голоса, дикция, выразительность).

Провели ряд упражнений с детьми по технике кукловождения, опираясь на

статьи Е.С.Деммени. Проведение этих упражнений включало ряд этапов.

1. Подбор или шитье кукол совместно с детьми., сшить так чтобы кисть и

пальцы свободно сгибались внутри чехла куклы, давая возможность

воспроизводить любые движения корпуса, головы и рук куклы.

2. Упражнения на придерживание основного положения куклы, которое

заключается в том, что ось (воображаемая), проходящая через кисть и

локтевую точку руки кукловода, перпендикулярна плоскости пола;

изменение наклона туловища; закидывание головы куклы; сведение рук

куклы; перемещение куклы по ширме.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ