Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста
3. Распределение ролей. Здесь учитывалось желание детей, какую роль
они хотели бы сыграть.
4. Упражнения для овладения сценическим пространством:
- игры и упражнения по формированию деятельности в вымышленных
условиях (т.е. в предлагаемых обстоятельствах)
- упражнения на развитие сценического внимания, воображения и памяти;
- действия с воображаемыми и реальными предметами (одиночные и с
партнерами);
- упражнения на развитие образных представлений (движения хитрой
лисы, движения, испуганного зайчика и т.д.)
- групповые игры, необходимые для сыгранности актерского коллектива
(диалоги персонажей на заданную тему);
- использование в этюдах сюжетов с конкретными игровыми задачами
(попросить, приказать, образовать и т.д.)
Мы провели беседу о способах художественнообразной выразительности в
кукольном театре, показали несколько вариантов целесообразного размещения
декораций. Внимание детей мы обратили то, что в каждой сказке есть разные
персонажи, которые не могут говорить и двигаться одинаково, что у каждого
из них есть свои привычки, свои особенности.
Характер деятельности разыгрывании различный ситуаций, задаваемых
экспериментатором, был манипулятивный. Они как бы примеривались к куклам,
производили отдельные движения и лишь потом начинали "оживлять" их.
Задания детям:
1. Обыграть ситуацию – зайчику холодно (под дождем, в холодной
избушке);
- хитрая лиса идет к домику зайчика с намерением выгнать его оттуда;
3. Петух разговаривает с зайчиком, выясняет, почему зайчик грустный.
4. Интонацией, голосом показать характер трусливого зайца, хитрой
лисы, храброго петуха.
Композиционные построение рисунков по спектаклю настольного театра
"Куобах хайдах кутуруга суох буолбута" показал средний уровень развития
(55,2%) (см. приложение 5). Овладение воздушной перспективой составляет
85,7%, изображение ярким цветом положительного персонажа – 75,0%. Дети
недостаточно выделяют увеличенное или миниатюрное рисование персонажей,
слабо передают динамику движения героев (57,1%). Отметим, что все
расположили свои композицию по всему листу. Наибольшую высокую степень
овладения художественными средствами показали Лиза Н. и Сеня Н. (по 75%).
Они показывают усвоение воздушной перспективы, к положительному герою
применяют яркий цвет, передают динамику движения персонажей и т.д.
Следующим произведением, использованным в отражении детей кукольного
спектакля в своих рисунках, является сказка Ш.Перро "Красная шапочка"
(театр петрушек). В постановке этого спектакля участвовали сами дети.
Сказка довольно хорошо знакомая детям, её содержание не доставляет
трудностей для запоминания. В подготовке участвовали все дети
экспериментальной группы. Здесь детям была дана полная свобода
деятельности, т.е. они сами были и художниками, и актёрами, и режиссёрами.
Эта деятельность носила игровой характер и имела свойство
импровизационности. Дети живо включались в активный творческий процесс. Их
рисунки после просмотра спектакля, участия в нем показали высокий уровень
средств выразительности (70,3%) (см. приложение 6). Высокий уровень (100%)
отмечается у Иры А., Айтала С. Они используют наибольшее количество средств
выразительности. Низкий уровень (37,5%) у Вали И. Её рисунок отличается
линейной перспективой, яркостью только положительного героя, отсутствием
отрицательного персонажа, ритм и динамика отсутствуют.
В дальнейшем нашем исследовании мы использовали русскую народную
сказку "Колобок" (настольный, картонажный театр). Хотя это не предусмотрено
Программой обучения и воспитания в старшей группе, рисование по этой сказке
совпал с выступлением перед младшими дошкольниками ясли-сада. Дети
раскрашивали силуэты персонажей, активно включались в создание декораций.
Чтобы помочь красиво и разнообразно изобразить деревья, организовали
наблюдения детей за природой, познакомили их с тем, как передают картины
природы художники в иллюстрациях к произведениям писателей, в пейзажной
живописи. Все это вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик.
При постановке спектакля "Колобок" требовалась большая работа по
подготовке детей к выразительной передаче образов сказки, а затем их
образному решению в рисунках. Велась работа над выразительностью речи,
движений персонажей (быстро и легко) скачет зайчик, тяжело переваливается с
ноги на ногу медведь и т.п.)
Детские рисунки по спектакли "Колобок" отличаются высоким уровнем
композиционного построения (62,5%) (см. приложение 7). Дети все используют
воздушную перспективу, яркость положительных героев, ритм, расположение
композиции по всему листу.
Мы отмечаем недостаточное овладение таким выразительным средством, как
цвет и определенное изображение отрицательных героев (20%). Самый высокий
уровень проявился в рисунке Саши В. Свою работу он дополнил интересным, на
наш взгляд, изображением: зайчик, запряженный в сани, а на санях сидит ёжик
с грибами на спине. Колобок дополнен шляпой. Одежда Лисы в рисунке Саши
красиво украшена узором, на шее бусы, а на голове приколото украшение, т.е.
персонажи очеловечены.
Дети дали своим работам следующие названия: "Встреча колобка с лисой"
(Саша В.), "Колобок, колобок! Я тебя съем!" (Сеня Н.), "Подожди, лиса, я
тебе песенку спою" (Лиза Н.), "Колобок встретил волка" (Айтал С.), "Бабушка
встретил волка" (Айтал С.), "Бабушка положила на стол колобка" (Таня Н.).
В основном тема рисунков-встреча колобка с волком. Это возможно
объяснятся с тем, что игры и детей, которые исполняли роль зайца и медведя
были маловыразительными – тихий голос, ошибки ведения персонажа, в
частности, медведя. Медведь несколько раз падал из-за неустойчивой
поддержки кукольников.
На изображение детей повлиял показ иллюстраций к этой сказке художника
Е. Рачева. Так, дети на всех персонажей-животных рисуют одежду, что
является характерной особенностью изображений данного художника..
Учитывая, что созданное изображение анализируется и вновь может
дополняться, развиваться, вызывать новые образы, ассоциации, мы выделяем,
что формирование замысла, его обогащение и уточнение происходит в процессе
создания изображения. Так, дети дополняли колобка кудрявой шевелюрой или
придавали ему облик девочки, пририсовывая яркий бантик.
Нам следует отметить, что на каждом занятии формировались умения и
навыков композиционного построения сюжетных рисунков. Направляли детей на
поиски и внесение в изображение дополнений. При этом использовали
поощрение, привлечение внимания детей к находкам сверстников.
Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно-
двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и
зрительно. Например: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это
движение. При восприятии движения и осознании мышечного ощущения у ребенка
образуется представление о нём. На этой основе строятся исполнительные
действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения,
накапливается двигательный опыт.
Исходя из этого, мы проводили закрепление правильных технических
навыков и умений путем рисования и закрашивания любимых игрушек, овощей и
фруктов, образов сказочных героев. Это вызывало их любопытство, желание
рассмотреть объект и изобразить его.
Таким образом, проведенный анализ рисунков формирующего этапа показал,
что дети получили возможность создавать выразительные изображения. Они
полно и свободно воплощают задуманное содержание. Умело используют
композиционное построение, проявляют инициативу, творчество. Вместе с тем
характеризованы индивидуальные различия, свойственные каждому ребенку
манеры исполнения.
Результаты проделанной нами работы свидетельствуют о том, что старшие
дошкольники увлекаются театральной творческой деятельностью. При
соответствующей подготовительной работе с ними эффективно приобщаются к
новым формам игр.
В процессе исследования, однако, были выявлены и те трудности, которые
мешают развитию творческих возможностей детей. Это заключается в неумении
передавать замысел своими словами в виде диалогов и монологов, в виде речи
героев, отсутствие двигательных умений при передаче образа.
Формирование указанных выше качеств помогает активизировать творчество
детей. Направляет их по руслу развития способности художественного
восприятия и выразительных средств посредством искусства.
2.3. Эффективность использования кукольного спектакля как средство развития
композиционных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе исследовались композиционные умения и навыки
контрольной группы. В проведении контрольного эксперимента применялась та
же методика, что и в констатирующем этапе. Вместо просмотра спектакля
проводилось рассказывание сказки.
После рассказывания с целью закрепления содержания рассказа проводили
беседу по следующим вопросам:
1. Кто из героев вам понравился больше всего?
2. Кто не понравился? Почему?
3. Как поступила девочка Маайа?
4. Что означает выражение "любить маму?"
Проанализировав ответы детей по рассказу "Икки ийэ, икки кыыс", можно
сказать, что дети правильно поняли содержание рассказа. Характерные ответы
детей приводим в таблице 8.
Таблица 8
| |1 |2 |3 |4 |
|Вилена К. |Понравилась |Клара не |Она пожалела |Всегда ей |
| |Маайа. Она |понравилась. |маму и дала ей|помогать, |
| |очень любит |Она ленивая |немножко |жалеть её |
| |свою маму и | |отдохнуть | |
| |всегда ей | | | |
| |помогает | | | |
|Надя Р. |Маайа, |Клара мне не |Маайа занесла |Её надо |
| |конеч-но, |понравилась, |дров, пошла |лю-бить, |
| |понрави-лась. |потому что не |искать |цело-вать, |
| |Она ведь |любит маму. |телен-ка. |помогать ей |
| |трудолюбивая | | | |
|Алик Л. |Маайа |Клара мне |Маайа помогла |Любить зна-чит|
| |понравилась, |совсем не |маме |постоянно быть|
| |она похожа на |понравилась. | |рядом с мамой.|
| |мою сестру. |Она | | |
| |Моя сестра |избало-ванная.| | |
| |всегда |Мам её никогда| | |
| |помогает маме |не ругает, | | |
| | |поэто-му дочка| | |
| | |растет плохой | | |
|Саргы Н. |Маайа больше | |Маайа не |Все время ей |
| |всего | |поцеловала |помогать, не |
| |понравилась | |маму, но она |обижать |
| | | |ей помогла | |
При рисовании дети пользовались только акварелью. Анализ рисунков
показал следующее (см. приложение 8): общий уровень умений и навыков
композиционного построения средний (48,7%). У четверых детей наблюдается
высокий уровень композиционных навыков (62,5%). Они владеют умениями
построения воздушной перспективы, используют яркий цвет главных героев,
ритм, динамику движения персонажей, изображают объекты по всему листу.
Очень интересна работа Саши В. Он дополнил свой рисунок рекой,
мостиком, которые в рассказе отсутствуют. Изображение мостика дано с
загораживанием телёнка и девочки: "Они переходят реку. Река темно-голубого
цвета, потому что поднялся ветер, появились волны". Хотя Саша нарушил
реальное явление действительности (девочка сидит верхом на ребенке),
рисунок отличается оригинальностью способа рисования (форма солнца, волн
различными линиями).
Рисунок Саргы Н. отличается миниатюрностью изображения персонажей: две
мамы стоят внизу, а наверху две девочки парят как птички. Вот так объяснила
Саргы Н. свой рисунок: "Это мамы хотят поймать своих детей. Девочки не
желают возвращаться домой". Возможно, такое изображение у девочки
получилось в силу психологического барьера, комплекса, причиной которому
служит неумение изобразить человека, т.е. прошла недостаточное обучение по
формированию графического опыта.
Выясняя особенности отношения детей к изобразительной деятельности, мы
провели наблюдение за процессом рисования. Полученные результаты видны в
таблице 9.
Таблица 9
| | |Как включиться в |Как действует |
| | |деятельность | |
| |Имя, | | |
| |фамилия | | |
| |ребенка | | |
| | |По |По |По |Самост|Увлече|Достиг|Обраща|Совмес|
| | |собств|просьб|принуж|оятель|нно |ает |ется |тно |
| | |енной |е |дению |но | |резуль|за |или |
| | |инициа| | | | |тат |помощь|индиви|
| | |тиве | | | | | |ю |дуальн|
| | | | | | | | | |о |
|1 |Айтал А. | |+ | | | | |+ | |
|2 |Аня А. |+ | | | | |+ | | |
|3 |Наташа А. | |+ | | | | |+ | |
|4 |Саша В. |+ | | | |+ | | | |
|5 |Галя И. | |+ | | |+ | | | |
|6 |Вилена К. | |+ | | | | |+ | |
|7 |Алик Л. | | | |+ |+ | | | |
|8 |Саргы Н. |+ | | | |+ | | | |
|9 |Вера П. |+ | | | |+ | |+ | |
|10 |Надя Р. | | | |+ | |+ | | |
Как видно на таблице, мотивы к изобразительной деятельности у детей
разные. И потому вступают в исполнение по разному: по собственной
инициативе (4), по просьбе педагога (4), самостоятельно (2). От включения в
деятельность зависит и действие ребенка. Если ребенка, не учитывая его
желание, попросят рисовать, то он часто обращается за помощью или, если это
ребенок уже с формировавшимися умениями и навыками, то он будет рисовать
увлеченно. По собственной инициативе дети включаются в деятельность для
достижения определенного результата: Нарисовать по прочитанному рассказу
какой-то определенный сюжет, понравившееся место рассказа.
Следующим этапом контрольного исследования является рассказывание
сказки "Заюшкина избушка". Анализ рисунков по этой сказке показал средний
уровень композиционных умений и навыков – 53% (см. приложение 9).
Дети в основном изображают только главных героев. В некоторых работах
отмечается отсутствие прорисовываний глаз, носа, рта персонажей. Движения
героев в основном статичные.
Выделяя особенности работ, мы отмечаем, работу Веры П. Девочка рисует
увлеченно, довольно быстро, но достаточно аккуратно, формулируя замысел
словесно: "Я зайку нарисую. За зайкой домик. У зайки ушки опущены, потому
что он грустный".
Действует активно. Не боится загораживания одного изображения другим;
регулирует рисовальные движения по размаху, создавая изображения разной
величины даже внутри группы однородных предметов (изображает траву разными
по величине). Изображения заполняют весь лист. Нарисовав основные
персонажи, девочка выражает желание нарисовать дом. Хитрую лису она рисует
маленькой по отношению к зайчику. Интерес вызывает работа Вилены К. Её
рисунок отмечается передачей воздушной перспективы, разными по величине
деревьями. Девочка изобразила зайчика, который выглядывает из открытой
двери. Присутствует загораживание изображений.
В рисунках, выполненных после рассказывания сказки без наглядных
картин или иллюстраций, без "оживления" персонажей игрушками кукольного
театра, дети изобразили внешние свойства героев, окружающую их обстановку.
Выразительные средства (форма, цвет, ритм, динамика) в продуктах
деятельности присутствуют. Также отмечаем выражение различных эмоций
персонажей (грустный зайчик, храбрый петух, веселая девочка, радостная
мама).
Однако, композиционное построение рисунков после ознакомления с
художественной литературой оказалось немного обеднённым.
На данном этапе было проведено видео-занятие, где дети рисовали по
спектаклю кукольного театра "Тэбэнэкээн эмээхсин", поставленного студией
кукольного театра Дома культуры и снятого на видеопленку.
Цель видео-занятия:
1. Разнообразить стимулирование детей к решению изобразительных задач;
2. Ориентировка детей на усвоение восприятия видео-спектакля.
Ход занятия:
Экспериментатор вводит куклу Тэбэнэкээн эмээхсин и от имени куклы
говорит:
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Тэбэнэкээн. Вы сейчас будете смотреть
кукольный спектакль. Он необычный, потому что записан на
видеопленку. Обратите внимание на декорацию спектакля, внешний вид
кукол, речь актёров. После просмотра нарисуйте, пожалуйста, наиболее
понравившиеся и запомнившиеся сцены. Я их возьму и покажу своим
братьям. Они будут очень довольны вашим интересным рисункам.
Итак, смотрите, спектакль "Тэбэнэкээн эмээхсин"!
После просмотра спектакля Тэбэнэкээн вновь приходит к детям и задает им
вопросы:
1. Понравилась ли вам сказка?
2. Как вы думаете, что мнения спасло от гибели?
3. Кто мне помог?
4. Готовы ли вы помочь своим близким?
Характерные ответы приводим в таблице 7.
Таблица 7
| |Туяра |Ира А. |Валя Т. |Айтал С. |Сеня Н. |
|1 |Да |Да |Да |Да |Да |
|2 |Твоя |Глупость Ала|Хитрость |Ты сказала, |Твоя |
| |хитрость |Могус | |что ты |хитрость |
| | | | |ху-дая, | |
| | | | |поэто-му | |
| | | | |тебя Алаа | |
| | | | |Могус не | |
| | | | |съел | |
|3 |Тебе помогли|Твои друзья |Болодой |Помогли твои|Братья |
| |твои братья | |Болот, |братья | |
| | | |Курулэй | | |
| | | |Курэн, | | |
| | | |Аладай Ада | | |
|4 |Я всегда |Если я могу |Да |Меня пока не|Да, я люблю |
| |помогаю. |помочь я | |просят о |помогать . |
| |Например, |всегда | |помощи. Но я|Особенно |
| |маме, |помогаю. | |всегда |маме. |
| |друзьям в |Например, | |помогаю | |
| |детсаду |маленькому | |воспита-телю| |
| | |братику | |, нянечке. | |
Перед рисованием каждый ребенок должен был продумать свою картинку,
выбрать подходящий материал (мелки, акварель, гуашь). Когда дети приступили
к реализации своего замысла, экспериментатор, подходя к каждому, спрашивал,
кто какую картинку хочет нарисовать. Подойдя к Вале и увидев у неё бумагу
оранжевого цвета, спросили, какую картинку она задумала. Валя ответила, что
хочет нарисовать старушку у озера... Удивившись такому выбору (казалось,
для изображения озера менее всего подходит бумага оранжевого цвета),
экспериментатор предложил: "Тогда тебе нужна другая бумага." – "Нет, -
возразила Валя, - мне нужна такая бумага. Озеро я буду рисовать так
(показала, как кончиком кисти обведет контур изображения), а здесь
(показала боковые края листа) будет берег".
Валя Т. расположила лист вертикально и объяснила это тем, что она
будет рисовать старушку Тэбэнэкээн крупным планом.
Таким образом, мы видим, что дети осознанно подошли к выбору средств
реализации своего замысла. Приведенный пример показывает, что в случае
общего направления темы у каждого формируется свой замысел, представление
от том, что он нарисует, как решит поставленную перед ним задачу. На этом
занятии каждый ребенок создавал свою иллюстрацию к спектаклю. Даже тогда,
когда тема картинки совпадала, решение было оригинальным.
В конце занятия старушка Тэбэнэкээн собрала рисунки детей, поместила
их на стенде. Дети любовались своими работами, рассказывали друг другу о
содержании своих рисунков.
Анализ рисунков показал высокий уровень владения средствами композиции
(78,7%) (см. приложение 10). Отмечено: владение воздушной перспективой,
ритмом – 100%, изображение динамики движения персонажей, расположением
объектов – 90%, яркость цвета положительного персонажа – 80%, яркость цвета
отрицательного героя, увеличенное изображение положительного героя- 70% и
минимальное изображение – 40%. Также выявлено высокий уровень владения
средствами композиции у девятерых детей (от 62,5% до 100%), средний уровень
у одного ребенка (50%).
Степень повышения уровня владения средствами выразительности мы
объясняем тем, что была дана конкретная установка перед просмотром
спектакля от лица самого персонажа, а также заинтересованность детей при
помощи нетрадиционной формы проведения занятия.
Полученные показатели характеризуют о повышении уровня композиционного
построения рисунка. Это позволяет судить о том, что большая часть детей
приобрела навыки нахождения адекватных выразительно-изобразительных средств
для воплощения театрального образа в рисунке. Зная, что в возрасте между 10-
15 годами, у детей наступает период перелома и охлаждения к рисованию (об
этом исследования вели Люкенс, Барнес, Кершенштейнер) ( (. Можно
предположить, что у этих детей будет отмечаться дальнейшее развитие
изобразительного творчества. Так как сформированные композиционные умения и
навыки путем вариативных и интегрированных занятий содействуют новому
подъему изобразительного творчества.
Заключение.
Полученные нами материалы позволяют заключить, что основа формирования
композиционных умений и навыков в отражении сюжетов кукольных спектаклей
лежит в умении наблюдать, замечать характерные признаки, детали,
анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять
целостное впечатление от спектакля кукольного театра.
Большое значение в процессе создания образов приобретают
индивидуальные особенности детей – сознательном использовании выразительных
средств изобразительной деятельности.
В процессе экспериментальной работы мы обнаружили, что спектакль
кукольного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно
питающим детское творчество. Интенсивное эмоциональное воздействие, высокий
художественный уровень спектакля приводит к интересным и многообразным
изображениям в детских рисунках.
Итак, исследования, направленные на выяснение эффективности показа
спектакля кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков
детей, подтверждают, что дети овладевая театральным искусством, усваивают
разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами.
Таким образом, кукольный театр способен выполнять важнейшие функции:
познавательную, гедонистическую, суггестивную, преобразовательную,
социализирующую, композиционную и т.д. Он помогает ребенку острее
чувствовать происходящее, обогащает мир его душевных переживаний.
Рисунки детей, у которых сформированы артистические навыки в плане
переживания и воплощения образа, отличаются разнообразием,
выразительностью: по характеру реализации замысла, успешности выполнения
рисунка путем применения выразительных средств изобразительной
деятельности.
Экспериментальные исследования, направленные на выяснение значения
эффективности интегрированного художественного образа кукольного спектакля,
его эмоционально-эстетических средств, подтверждают овладение детьми более
сложными сюжетными композициями в рисовании.
Выработанные нами игровые упражнения и задания, направленные на
развитие творчества детей вызывают у детей как к интуитивным, так и
преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям.
Мы приходим к выводу, что формирование композиционных умений и навыков
зависит:
1. От процесса возникновения и становления творческой изобразительной
деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества –
применение в жизни его продукции).
2. От путей становления художественного образа у детей (замысел –
поиски средства – воплощение).
3. От последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей
(показ процесса творчества – частичное соучастие в нем –
самостоятельная композиция детей).
На основе заключения нашего эксперимента воспитателям детских садов,
руководителям студийных работ, кружков по изобразительной деятельности
рекомендуем:
1. Применять рисование по сюжетам кукольного спектакля. Это
объясняется тем, что рисунки детей более широко представляют
восприятие детьми того или иного образа. Наш метод варьирования и
комбинации различных приемов формирования композиционного
построения может сохранить творчество детей посредством кукольного
театра.
2. Использовать домашний кукольный театр для укрепления психического
здоровья детей как своеобразную "куклотерапию", для налаживания
взаимоотношений детей и взрослых и сближения их психологического
контакта.
Список использованной литературы:
1. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1977.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978.
3. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. –
Я., 1968.
4. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе.
– М.: Просвещение, 1975.
5. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной
психологии. //Советская педагогика. № 1, 1970.
6. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском
саду. – М.: Педагогика, 1981.
7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. –М.:
Педагогика, 1972.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
– С.-П., 1997
9. Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 1983.
10. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред.
Т.А.Марковой. – М., 1979.
11. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред.
Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Меттоды изучения психики ребенка. – М.,
1994.
13. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию,
лепке, аппликации в игре. –М., 1992.
14. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя
детского сада. /Под ред. А.А.Афанасьева и др.. –М.: Просвещение,
1991.
15. Дьяконова Ю.И. Якутская сказка. –Ленинград, 1990.
16. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха
(Якутия): Статьи и материалы. – М.: Просвещение, 1992.
17. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по
формированию игры. – М., 1989.
18. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.
19. Зубарева Н.М. Дети и изоискусство. –М., 1969.
20. Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей. –М., 1961.
21. Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М.Изгаршевой. – М.,
1992
22. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984.
23. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение, 1971.
24. Капустина Р. Познавательная активность детей на занятиях по
рисованию. //Дошкольное воспитание. – 1986. - №10
25. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.
–М.: Просвещение, 1982
26. Карамзина У.А. Театр кукол в детском саду. – Якутск: издательство
ЯГУ, 1978.
27. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.:
Просвещение, 1977.
28. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной
деятельности. – М., 1968.
29. Козырева С. Отражение музыкального образа в детских рисунках.
//Дошкольное воспитание. – 1988. -№ 17.
30. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании детей. – М.:
Просвещение, 1977.
31. Коломенсикй Я.Л., Жизневский Б.Г. Социально-психологические аспекты
руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание – 1983. - № 6.
32. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: "Мнемозина", 1995.
33. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду. 2-е издание. –М., 1981
34. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду . М.:
Педагогика, 1990.
35. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском
саду. – М.: Педагогика, 1990.
36. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке:
Пособие для воспитателя детского сада. –М.: Просвещение, 1985
37. Кэскил: Хрестоматия для якутских детских садов: Учебное пособие.
//Составители Егорова А.А., Захарова М.П. – Якутск, 1992.
38. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М., 1965.
39. Лебедева Н. Рассказы о художниках. //Дошкольное воспитание. – 1992.
- №5
40. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
41. Лилов А. Природа художественного творчества. – М., 1981.
42. Литература и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского
сада и родителей. //Составитель Л.Е.Стрельцова. - М.: Просвещение,
1992.
43. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
44. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записи педагога. – М.:
Педагогика, 1990.
45. Маршак Б.М. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего.
– М., 1965.
46. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.
/Под ред. Н.П.Сакулиной И Т.С. Комаровой. – М., 1997.
47. Мирошкина Р. Формирование выразительности в детских рисунках.
//Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7.
48. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры.
//Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
49. Михайлова А. Кукольный театр в рисунках детей. //Дошкольное
воспитание. – 1988. - № 7.
50. Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат?
//Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.
51. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма
усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1983.
52. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М.: Молодая гвардия,
1980.
53. Обучение детей рисованию: Пособие для воспитателей детских садов.
/Под ред. С.В.Парафеевой. – М.: Просвещение, 1972.
54. Особенности восприятия художественного произведения /Под ред. А.Д.
Кошелевой . – М.: Просвещение, 1985.
55. Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста.
/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
56. Палагина Н.Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза. – М., 1992.
57. Пантелеев Г.Н., Пантелеева Л.В., Максимов Ю.В. Декоративное
искусство – детям. – М., 1976.
58. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988.
59. Программа воспитания в детском саду. 9-е издание. - М., 1982.
60. Программа приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего
развития культуры народов Якутии "Эркээйи". – Якутск, 1992.
61. Пушкин А.С. Стихи сказки. –М., 1985.
62. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших дошкольников в
творческой деятельности. – М., 1978.
63. Развлечение в детском саду /Составитель Л.В. Пантелеева,
Л.С.Фурмина, А.Е.Шибицкая. – М., 1975.
64. Родари Д. Грамматика фантазии. – М., 1978
65. Рошаль Г.Л. Театр в жизни. Сб. "Эстетическое воспитание в семье". –
М.: Искусство, 1963.
66. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском
саду. – М.: Просвещение, 1982.
67. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова и
В.Н.Аванесовой, 2-е издание, М., 1981.
68. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов /Составители М.В.Душин,
В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997.
69. Слепцова А.Д. Шалунишка. – Якутск: национальное книжное
издательство "Бичик", 1992.
70. Субботский Ребенок открывает мир. – М., 1991.
71. Субботский Ребенок объясняет мир. – М.: Знание, 1985.
72. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.
//Известия АПН РСФСР, М., 1947. Вып. 11. с. 19
73. Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В.Запорожца. – М.:
Просвещение, 1981.
74. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.
75. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М.: Просвещение, 1981.
76. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961.
77. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.
78. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для
воспитателя детского сада. /Составитель З.Я.Рез и др. – М.:
Просвещение, 1990
79. Хрестоматия: Оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго.
/Составители М.П.Захарова, К.А.Егорова. – Якутск, 1980.
80. Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлугиной.
М.: Просвещение, 1974.
81. Шадрина А.А. Детские народные игры. –Якутск, 1990.
82. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1985
83. Шорохов Е.В. Основы композиции. –М.: Просвещение, 1979.
84. Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание. –
1991, - № 7.
85. Эльконин А.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960.
86. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой. – М.:
Просвещение, 1985.
87. Эргис Г.У. Якутские сказки, - Якутск, 1994 г.
88. Эркээйи программа. /Под ред. А.П.Оконешниковой. – Якутск: 1993
89. Эстетическое воспитание в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. -
М.:Просвещение, 1978.
90. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1956.
91. Якутские сказки. /Составители Сивцев - Суорун Омоллоон, П.Е
Ефремов. Перевод С.И.Шуртакова. – Якутск, 1990.
Приложение
Приложение 1
Экспериментальная группа
Код
1. Атласова Ира 01
2. Афанасьева Наташа 02
3. Винокуров Саша 03
4. Иванова Валя 04
5. Никандров Сеня 05
6. Никитина Таня 06
7. Скрябина Туяра 07
8. Слецов Айтал 08
9. Новоприезжая Лиза 09
10. Толстоухова Валя 10
Контрольная группа
1. Александров Айтал 11
2. Алексеева Аня 12
3. Аргунова Наташа 13
4. Васильев Саша 14
5. Илларионова Галя 15
6. Конникова Вилена 16
7. Луковцев Алик 17
8. Николаева Саргы 18
9. Петрова Вера 19
10. Романова Надя 20
Приложение 2
Композиционное построение рисунков по спектаклю
"Икки ийэ, икки кыыс"
(18/XII-98 г.)
| |Пер-сп| |Миниатюр-ное |Ритм |Динами|Распол|Владен|
| |ек-тив|Цвет |и увеличенное| |ка |ожение|ие |
| |а | |изображение | |движен|изобра|средст|
| | | | | |ий |жений |вами |
| | | | | | |по |композ|
|Код | | | | | |всему |иции |
| | | | | | |листу |(%) |
| | |яркост|яркост|главны|второс| | | | |
| |воздуш|ь |ь |х |тепенн| | | | |
| |ная |положи|отрица|персон|ых | | | | |
| | |-тельн|-тельн|ажей |персон| | | | |
| | |ых |ых | |ажей | | | | |
| | |героев|героев| | | | | | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|01 |- |+ |+ |- |- |+ |+ |+ |62,5 |
|02 |+ |+ |+ |- |- |+ |- |+ |62,5 |
|03 |+ |+ |- |+ |- |+ |- |+ |62,5 |
|04 |+ |- |- |- |- |+ |- |+ |37,5 |
|05 |+ |- |+ |- |+ |+ |+ |+ |75 |
|07 |- |+ |+ |- |- |+ |- |- |37,5 |
|10 |+ |+ |- |+ |+ |- |+ |+ |75 |
| |71,4 |71,4 |57,1 |28,5 |28,5 |85,7 |42,8 |85,7 |58,9 |
Приложение 3
Композиционное построение рисунков по спектаклю кукольного театра
"Заюшкина избушка" (настольный театр)
(1/XII-98 г.)
|Код |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |% |
|01 |+ |+ |+ |- |- |+ |- |+ |62,5 |
|02 |- |+ |- |- |- |+ |- |- |25 |
|03 |+ |+ |+ |- |+ |+ |- |+ |75 |
|04 |- |+ |- |- |+ |+ |- |+ |50 |
|05 |+ |+ |+ |+ |- |+ |+ |- |75 |
|07 |+ |+ |- |- |- |+ |+ |+ |62,5 |
|08 |- |+ |+ |+ |- |- |+ |+ |62,5 |
|10 |+ |+ |+ |- |- |+ |+ |+ |75 |
| |62,5 |100 |62,5 |25 |25 |87,5 |50 |75 |51,6 |
Приложение 4
Композиционное построение рисунков по картонажному театру
"Сказка о рыбаке и рыбке"
(18/I-99 г.)
|Код |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |% |
|01 |+ |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |87,5 |
|02 |+ |+ |+ |- |- |+ |+ |+ |75 |
|03 |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |100 |
|04 |- |+ |- |- |- |+ |- |+ |37,5 |
|05 |+ |+ |+ |+ |- |- |+ |+ |75 |
|06 |+ |+ |- |+ |- |+ |+ |+ |87,5 |
|07 |+ |+ |- |- |- |- |- |+ |37,5 |
|08 |+ |+ |- |- |- |+ |+ |+ |62,5 |
|09 |+ |+ |+ |- |- |+ |+ |+ |75 |
|10 |+ |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |87,5 |
| |90 |100 |60 |50 |10 |80 |80 |100 |72,5 |
Приложение 5
Композиционное построение рисунков по спектаклю настольного театра
"Куобах кутуруга суох буолбута"
(25/I-99 г.)
|Код |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |% |
|01 |+ |+ |- |+ |- |+ |+ |+ |75 |
|02 |+ |- |- |- |- |- |- |+ |25 |
|04 |- |+ |+ |- |- |- |- |+ |37,5 |
|05 |+ |+ |- |+ |- |+ |+ |+ |75 |
|06 |+ |+ |- |- |- |- |- |+ |37,5 |
|09 |+ |+ |- |+ |- |+ |+ |+ |75 |
|10 |+ |+ |- |- |- |+ |+ |+ |62 |
| |85,7 |75 |12,5 |42,8 |0 |57,1 |57,1 |100 |55,2 |
Приложение 6
Композиционное построение рисунков по спектаклю
"Красная шапочка"
Ш. Перро
(3/II-99 г.)
|Код |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |% |
|01 |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |100 |
|02 |- |+ |- |+ |- |+ |- |+ |50 |
|04 |- |+ |- |- |- |+ |- |+ |37,5 |
|06 |- |- |+ |- |+ |+ |+ |+ |62,5 |
|07 |+ |+ |+ |- |+ |- |+ |+ |75 |
|08 |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |100 |
|09 |+ |+ |- |+ |- |+ |+ |+ |75 |
| |57,1 |85,7 |57,1 |57,1 |57,1 |85,7 |71,4 |100 |71,4 |
Приложение 7
Композиционное построение рисунков по настольному театру
"Колобок"
(3/III-99 г.)
|Код |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |% |
|01 |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |+ | |
|05 |+ |+ |- |- |- |+ |+ |+ | |
|06 |+ |+ |- |- |- |+ |- |+ | |
|08 |+ |+ |- |- |- |+ |+ |+ | |
|09 |+ |+ |- |- |- |+ |+ |+ | |
| |100 |100 |20 |0 |20 |100 |80 |100 | |
Приложение 8
Композиционное построение рисунков по спектаклю кукольного театра
"Тэбэнэкээн эмээхсин"
(5/IV-99 г.)
|Код |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |% |
|01 |+ |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |87,5 |
|02 |+ |+ |- |- |- |+ |- |+ |50 |
|03 |+ |- |+ |- |- |+ |+ |+ |62,5 |
|04 |+ |+ |- |- |- |+ |+ |+ |62,5 |
|05 |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |100 |
|06 |+ |+ |+ |+ |+ |- |+ |+ |87,5 |
|07 |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |100 |
|08 |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |100 |
|09 |+ |- |+ |+ |- |+ |+ |+ |75 |
|10 |+ |+ |- |+ |+ |+ |+ |+ |87,5 |
| |100 |80 |70 |70 |50 |90 |90 |100 |81,25 |
Приложение 9
Композиционное построение рисунков по рассказу С.Данилова
"Икки ийэ, икки кыыс"
(12/IV-99 г.)
(контрольный этап)
|Код |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |% |
|11 |+ |+ |+ |- |- |- |+ |- |50 |
|12 |- |+ |- |- |- |- |- |+ |25 |
|13 |- |+ |- |- |- |- |- |+ |25 |
|14 |+ |+ |- |- |- |+ |+ |+ |62,5 |
|15 |+ |- |- |- |- |+ |+ |+ |50 |
|16 |- |+ |+ |- |- |+ |- |+ |50 |
|17 |+ |+ |- |- |- |+ |+ |+ |62,5 |
|18 |+ |- |- |+ |+ |- |+ |+ |62,5 |
|19 |+ |+ |+ |- |- |- |- |+ |50 |
|20 |- |+ |- |- |- |+ |- |+ |37,5 |
| |60 |80 |30 |10 |10 |50 |50 |90 |47,5 |
Приложение 10
Композиционное построение рисунков по русской народной сказке
"Заюшкина избушка"
(15/IV-99 г.)
(контрольный этап)
|Код |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |% |
|11 |+ |+ |- |- |- |+ |- |+ |50 |
|12 |- |+ |+ |- |- |+ |+ |+ |62,5 |
|13 |- |+ |- |- |- |- |+ |- |25 |
|14 |- |+ |+ |+ |+ |- |- |+ |62,5 |
|15 |+ |+ |- |- |- |+ |+ |+ |62,5 |
|16 |+ |- |- |- |- |+ |+ |+ |50 |
|17 |- |+ |+ |- |- |+ |+ |+ |62,5 |
|18 |+ |- |+ |+ |+ |+ |- |+ |75 |
|19 |+ |+ |- |- |- |+ |- |+ |50 |
|20 |- |- |- |+ |+ |- |- |+ |37,5 |
| |50 |70 |40 |30 |30 |70 |50 |90 |537 |
Приложение 11
I. Уровни применения детьми выразительных средств,
выявленные на констатирующем этапе.
[pic]
Приложение 12
II. Уровни применения детьми выразительных средств,
выявленные на формирующем этапе.
Приложение 13
III. Уровни применения детьми выразительных средств,
выявленные на контрольном этапе
Приложение 14
IV. Уровень применения выразительных средств,
выявленные в рисунках детей после рассказывания сказки
Приложение 15
Динамика повышения композиционных умений и навыков в рисунках, отражающих
сюжеты кукольного театра
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3
|