Рефераты
 

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

степени обобщенности. Единичные объекты могут быть объединены понятием

второй степени обобщенности (например, окунь, карась, щука - это рыбы), а

это понятие, в свою очередь, вместе с другими понятиями того же рода может

быть включено в поняти еще более широкого объема – в понятие третьей

степени обобщенности (например, рыбы, птици, звери - животные) и т.д.

Существуют и другие правила проведения классификации, но обучать им

желательно в более старшем возрасте.

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в

определенном порядке, устанавливать между ними определенную

последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен

прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также

сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен

уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Основные логические действия, которые требуются при выполнении

истематизации, состоят в сериации и классификации объектов.

Сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного

или нескольких признаков. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд,

находится в определенных отношениях с соседними элементами: выраженность в

нем варьируемого признака одновременно больше, чем в одном из них, и

меньше, чем в другом. Наряду с простой классификацией и сериациеи выделяют

мультипликативные классификацию и сериацию, состоящие в одновременном учете

при построении классификационных групп и сериационных рядов двух и более

признаков объекта.

В старшем дошкольном возрасте ребенок может овладеть следующими умениями,

необходимыми для осуществления систематизации:

1. Находить закономерность расположения объекта, упорядоченных по одному

признаку и размещенных в одном ряду.

Дпя развития этого умения обычно используются задания, в которых к уже

упорядоченным объектам необходимо добавить еще один, но такой, который не

нарушил бы закономерности их расположения. Решить задачу можно только в

том случае, если найти эту закономерность. А что бы найти ее, ребенок

должен внимательно проанализировать каждый объект, включенный в ряд, и

найти признак (принцип), по которому каждый следующий объект отличается от

предыдущего. На начальном этапе тренировки этого умения в заданиях данного

типа следует использовать только наглядные признаки, т.е. признаки,

которые ребенок может обнаружить визуально. Такими признаками могут быть

изменение количества элементов объекта изменение его формы, Цвета и т.п

2. Упорячивать объекты ряда, расположенные случайнным образом. В этом

случае используютея более сложные задания. В них объекты предлагаются в

неупорядоченном виде. Такого рода задания могут быть двух типов. Первый тип

задания предпологает развитие умения самостоятельно находить приризнак

(представленный наглядно), по которому иужно упорядочивать обекты. Здесь

важно, чтобы ребенок научился на основе анализа обьектов находить наиболее

существенный признак, присущий каждому из них, но меняющийся от объекта к

объекту.

Второй тип заданий направлен на развитие умения оперировать абстрактными

признаками (в отличие от наглядных). Такими признаками могут быть качество

выполнения тех или иных действий, степень выраженности личных

свойств(например, каждый следующий малыш "поет лучше предидущего" или "

является аккуратнее предидущего")и другие. И задаваться они должны

вербально (словесно), что бы ребенок не имел возможности воспользоваться

какой-нибудь внешней опорой. Тогда упорядочивание объектов он должен

производить полностью в уме. Такие задания являются очень полезными не

только для развития логического мышления, но и для развития способности

действовать в уме и оперативной памяти.

Детям дошкольного возраста выполнять задания второго типа без

специальной тренировки обычно очень трудно.

3. Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе

двух и более признаков и размещенных в матрице.

При развитии этого умения, главное – обучить ребенка учитывать при

поиске закономерности одновременно несколько признаков. С этой целью

используется матрица, в которой необходимо учитывать отношения между

объектами не только по горизонтали, но и по вертикали. При этом начинать

нужно с простой матрицы (2х2) и одного-двух признаков. Такими признаками

могут быть изменение формы, цвета или пространственного расположения

объекта, изменение количества объектов, прибавление или вычитание частей

объекта. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у

детей умение обобщать признаки объектов одного ряда и сопоставлять эти

признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе

выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое

решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать

и проверять собстненные предположения (гипотезы), Очень полезным является

самостоятельное составление ребенком простейших «матричных» задач. Такие

занятия способствуют развитию не только логического, но и творческого

мышления.

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним

признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к

обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению

предметов по смыслу.

Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними,

лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах

предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные,

менее значимые свойства и признаки.

Чтобы находить эти связи, нужно сравнивать предметы между собой, обращая

внимание на их функции, назначение, другие внутренние свойства или

признаки. Сравниваемые предметы могут иметь связи, основанные на разных

типах отношений. Например, это могут быть связи, основанные на отношениях

типа «часть-целое» (колесо – машина, дом – крыша), на противоположности

свойств предметов или явлений (например, соль – сахар, ночь – день и т.д.)

на сходстве или противоположности функций предметов (ручка - карандаш,

карандаш - резинка), на принадлежности к одному роду или виду (ложка -

вилка, яблоко - груша) и других типах отношений. Обучение «смысловому

соотнесению» – это обучение умению быстро схватывать (находить) такие

отношения.

Последовательность обучения должна быть следующей:

1. Смысловое соотнесение двух наглядно представленных предметов

(«картинка – картинка»).

Сначала малыш должен научиться соотносить по смыслу предметы, которые он

непосредственно воспринимает. Так ему легче будет анализировать их

особенности, определять их назначение и функции. Для этого ребенку

предлагаются либо сами предметы, либо их изображения на картинках.

2. Соотнесение наглядно представленного предмета с предметом,

обозначенным словом («картинка – слово»).

Сопоставление предмета, изображенного на картинке, с предметом,

представленным в виде слова, является для малыша задачей уже более

сложной. Ведь здесь, чтобы справиться с заданием, ребенок должен ясно

представлять себе тот предмет, который задан в словесной форме. Этот этап

обучения является, как бы переходным к развитию умения находить смысловые

связи между предметами и явлениями, представленными словесно.

3. Смысловое соотнесение предметов и явлений, представленных в виде слов

«слово – слово»).

Слово может обозначать какой-нибудь предмет, его отдельное свойство,

явление природы и многое другое. Сначала следует предлагать задания, в

которых ребенку по двум заданным словам нужно найти смысловую связь между

конкретными предметами. Затем для сопоставления могут предлагаться все

более абстрактные понятия, обозначающие свойства предметов, природные

явления и т.п. При этом важно, чтобы понятия эти были знакомы ребенку.

КАК ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ?

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и

процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у

них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать

правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в

частности, способность создавать образ предмета по его словесному

описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий

эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.

Нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного

объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и

приводит постепенно к отгадке.

Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.

Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного

признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются.

Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В

результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок

сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он

мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим

кажущейся отгадке.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться

выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана,

нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным.

Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе

сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно

исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу

и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом.

Главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден

правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки

лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и

постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

ПАМЯТЬ

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он

усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами

поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в

основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо

запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе.

Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей

яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что

интересно.

В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение,

воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память

делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором

отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и

воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят

от воли и сознания. Произвольная память — это мнемическая деятельность,

специально направленная на запоминание какого-нибудь материала,

предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот

материал и связанная с использованием особых приемов и способов

запоминания.

В зависимости от особенностей материала, который запоминается и

воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую.

Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов,

звуки, запахи, вкус, лица и т.п. Она бывает зрительной, слуховой,

осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно - логическая память — это

память на отдельные слова, понятия, мысли.

По продолжительности запоминания и сохранения материала память

подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того,

выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно

осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как

кратковременной, так и долговременной памяти. Оперативная память имеет

важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий,

когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например,

при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).

Считается, что 5-й год жизни является в среднем началом периода более или

менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года

впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и

сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило,

отрывочны, разрозненны и немногочисленны.

К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование — у

него развивается произвольная память. К произвольному запоми-нанию и

воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда

такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда

этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит

сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку

возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют

постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушится лавина

сведений, правил, заданий, большинство из которых вовсе не будут яркими,

впечатляющими и интересными. Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему

необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и

использовать определенные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться.

У ребенка 5—7 лет можно и нужно развивать все виды памяти — образную и

словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако

основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов

запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и

произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных

предпосылок готовности детей к обучению в школе.

КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ?

Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:

1. Обучение умению принимать мнемическую (от греческого «mneme» — память)

задачу.

Это умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения.

Ребенок осознает мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с

такими условиями, которые требуют от него активного воспроизведения и

запоминания. При этом наиболее эффективными являются условия игровой

деятельности, когда цели запомнить и вспомнить имеют для ребенка совершенно

конкретный и актуальный смысл.

Что значит «уметь выделять» цель запоминания и воспроизведения? Это

значит:

— уметь внимательно выслушать задание до конца;

— стремиться активно запомнить необходимую информацию;

— пытаться самостоятельно вспомнить в процессе воспроизведения забытую

информацию.

В 5—6 лет ребенок уже умеет достаточно внимательно выслушать небольшое

задание до конца, поэтому какое-либо специальное обучение этому умению не

требуется.

Активное запоминание нужной информации предполагает овладение

элементарной формой повторения, как приема запоминания. Эта форма

повторения просто сопровождает процесс принятия задания:

ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы по инерции повторяет

за взрослым то, что следует запомнить (например, когда взрослый просит

малыша запомнить предметы, которые нужно купить в магазине — см. игру «Купи

в магазине...»). Такое повторение обычно легко осознается детьми и довольно

быстро усваивается как прием запоминания.

Активное воспроизведение — это внутренний поиск, мысленный возврат к

ситуации запоминания. Оно часто сопровождается паузами, отведением в

сторону взгляда, прищуриванием. При отсутствии стремления вспомнить ребенок

обычно сразу констатирует, что забыл нужную информацию, и обращается к

взрослому за помощью. Обучение активному воспроизведению — это обучение

умению действовать в ситуации воспроизведения самостоятельно, обращаться

сначала к себе, к своей памяти и «доставать» из нее хоть какую-то забытую

информацию.

Овладение умением принимать мнемическую задачу является необходимым

условием для перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведения к

произвольному.

2. Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение

осознанной цели запоминания и воспроизведения.

На этом этапе основное внимание сначала нужно уделить дальнейшему

развитию приема «повторения», поскольку он легче всего формируется и

овладение им не требует предварительного обучения каким-либо мыслительным

действиям. Прием повторения должен приобрести здесь новую функцию — функцию

воспроизведения. «Воспроизводящее повторение» — это повторение не по ходу

восприятия задания, а уже после того, как оно получено. Такое повторение

имеет более активную форму, так как предполагает самостоятельное

воспроизведение ребенком задания. О том, как обучать приему «повторение» вы

узнаете в разделе «Как нужно повторять?»

Когда ребенок хотя бы на элементарном уровне овладеет приемом

«повторение», можно переходить к обучению более сложным — логическим

приемам запоминания. Они, как это видно уже из их названия, основаны на тех

или иных способах логического мышления. К числу таких приемов относятся,

например, «группировка», «смысловое соотнесение» и «схематизация».

Овладение ими происходит в два этапа: на первом этапе формируется

соответствующее умственное действие, а на втором — ребенок

обучается умению применять это действие с целью запоминания и

воспроизведения.

В возрасте 5—7 лет мы рекомендуем делать акцент на развитии мнемических

приемов «группировка» и «смысловое соотнесение». О том, как обучать этим

приемам, вы узнаете из соответствующих разделов, представленных ниже. Что

касается мнемического приема «схематизация», то в этот период он

формируется сначала только как прием логического мышления (см. «Тренировка

логического мышления»). Как мнемический прием его целесообразно формировать

тогда, когда малыш начнет обучение в школе (с 7—8 лет).

Если ваш ребенок овладеет указанными приемами, его память станет более

цепкой и прочной.

3. Развитие умения контролировать результаты выполнения мнемической

задачи, т.е. осуществлять самопроверку.

Развитая произвольная память — это не только умение ставить мнемическую

задачу, но и способность осуществлять контроль ее выполнения.

Психологической основой самопроверки является умение человека соотнести,

сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат

с заданным образцом. Целью такого соотнесения есть своевременное

исправление ошибок и недопущение их в последующем.

Основу самопроверки составляет «воспроизводящее повторение», но она не

сводится только к нему. Само «воспроизводящее повторение» направлено лишь

на то, чтобы лучше запомнить материал.

Самопроверка — это более сложное действие, включающее «воспроизводящее

повторение» плюс сопоставление воспроизведенного материала с самим

материалом, который нужно запомнить. При самопроверке очень важно осознание

цели ее проведения. Тогда она позволяет вносить коррективы в последующие

повторения, делает этот процесс более избирательным (большее внимание

уделяется именно тем моментам, которые хуже всего запомнились).

Овладеть этим умением ребенку гораздо труднее, чем собственно

«воспроизводящим повторением». Но при целенаправленной тренировке под

руководством взрослого он в состоянии это сделать.

КАК НУЖНО ПОВТОРЯТЬ?

К 5—6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети

могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение

этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его

использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во

времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем

плане (повторение вслух, шепотом, или беззвучно, лишь шевеля губами), но и

во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).

Итак, как обучать приему «повторение»? Рассмотрим этот процесс на примере

игры «Запомни предметы». Суть игры простая: вы показываете ребенку на

короткое время определенное количество знакомых ему предметов, он должен их

запомнить, а потом воспроизвести.

Первое, чему следует обучить малыша, — это называнию вслух предметов,

которые необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок

сконцентрировал свое внимание на этих предметах и разобрался в них. Ведь

сказать, как называется предмет можно только после того, как проведен хотя

бы элементарный анализ по его распознаванию. Кроме называния предмета вслух

предложите малышу взять его в руки, потрогать, изучить его форму. Данный

прием тоже способствует повышению эффективности запоминания, так как

используется еще один канал поступления информации — тактильный. Объясните

малышу, что лучше запоминается то, что удается не только увидеть и

услышать, но еще и пощупать.

Второй этап — обучение простому повторению запоминаемой информации. В

данном случае — повторное называние каждого предмета. Пусть ребенок назовет

все предметы два-три раза, но не подряд один и тот же, а как бы по кругу:

сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу и

т.д. (например, первое повторение: «санки», «вилка», «портфель» ...

«помидор»;

второе повторение: «санки», «вилка», «портфель» ... «помидор»). Такое

повторение хоть и улучшает запоминание, но еще не является самым

эффективным. Овладение им важно для подготовки к следующему этапу.

Третий этап — обучение повторению с выделением различных особенностей

запоминаемого предмета. Чтобы сделать повторения более разнообразными,

попросите малыша каждый раз, когда называется предмет, направлять внимание

на какую-нибудь другую его деталь (например, при первом повторении — на

ручку портфеля, при втором — на его замочек и т.д.).

Наконец, четвертый, самый важный и самый сложный для ребенка этап —

обучение самопроверке того, что удалось запомнить. После того как сделано

повторение, предложите малышу проверить себя — насколько хорошо он запомнил

предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет

воспроизведено без ошибок, значит, запомнил хорошо (с целью закрепления

такое воспроизведение (с закрытыми глазами) можно повторить еще раз). Если

же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то

предложите малышу еще раз посмотреть на предметы, самостоятельно

определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактически

еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже

избирательностью, так как повторяется прежде всего то, что хуже

запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует

провести еще раз.

Каждый этап направлен фактически на обучение определенным приемам,

поэтому пропускать никакой из них нельзя. Прием «называние вслух» предмета

следует постепенно перевести из внешней, громкой речи во внутреннюю

(называние про себя). Не стоит стремится, однако, к тому, чтобы ребенок

быстро проскочил этап «громкой речи» и перешел к действию в уме. Для

успешного овладения этим приемом крайне необходимы оба этапа. Переход к

мысленному повторению имеет очень важное значение, поскольку делает

возможным дальнейшую интеллектуализацию процесса запоминания. Такой переход

является фундаментом, на котором можно формировать более сложные, но и

более эффективные логические приемы запоминания.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не ограничивался только «простым

повторением». У него может закрепиться стереотип использования этого

приема, и в последующем он будет ориентироваться только на него. А это —

предвестник зубрежки, которая, как известно, отрицательно влияет на память,

засоряя мозг ненужным, неосмысленным материалом.

По мере овладения приемом «самопроверки» можно стремиться к сокращению

количества простых повторений. Например, сразу после первого повторения

проводить самопроверку и, в зависимости от ее результатов, осуществлять

следующее повторение.

Опыты Эббингауза показали, что через полчаса после механического

(недостаточно осмысленного) заучивания забывается до 40% материала. На

следующий день остается 34% информации, через 3 дня — 25%, через 30 дней —

21%. При логической обработке запоминаемого материала информация

сохраняется значительно лучше.

Психологами было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей

с разной быстротой. Так, у мальчиков следующая последовательность: вначале

лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным содержанием,

со слуховым содержанием, потом на звуки, на числа и отвлеченные понятия и,

наконец, последнее — память на пережитые эмоции. У девочек несколько иначе:

сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием,

потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвлеченные понятия и на

последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции.

Зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков.

Через какие промежутки времени следует делать повторения? Оптимальным

считается повторение через 15— 20 минут, через 8—9 часов и через 24 часа.

Очень полезно делать повторения перед сном, за 15—20 минут до сна, а также

утром на свежую голову.

ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «ГРУППИРОВКА»

Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда,

когда ребенок овладеет мыслительным приемом «обобщение». Этапы обучения:

- первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов.

Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко,

груша, слива, банан, апельсин (группа «фрукты»), собака, медведь, тигр,

коза, антилопа (группа «животные»), ребенок должен назвать эти группы

соответствующими обобщающими словами («фрукты» и «животные»), запомнить

сами картинки и отвернуться. После этого убирается одна группа и

предлагается малышу вспомнить, какая это была группа и какие картинки в нее

входили. Здесь дети еще не осуществляют самостоятельной группировки

картинок, так как группы даны им в готовом виде. Однако для того, чтобы

назвать группу, они должны сопоставить между собой элементы материала

внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках,

и отразить его в обобщающем слове. Эта мыслительная работа облегчает

запоминание материала. Осознавая ' смысловые связи между картинками внутри

группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче

понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.

Второй этап — обучение запоминанию с предварительной группировкой

предметов, осуществляемой совместно со взрослым. Здесь раскладыва-

ются картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе

с ребенком определяются и называются обобщающими словами имеющиеся группы

картинок, и малыш их запоминает. После этого убираются 2-3 картинки одной

группы и предлагается ребенку вспомнить, какие это были картинки. На этом

этапе ребенок учится непосредственно перед запоминанием картинок проводить

их группировку. Правда, пока с вашей помощью.

Третий, заключительный, этап — обучение запоминанию с предварительной

самостоятельной группировкой предметов. Здесь вы делаете все то же самое,

что и на втором этапе, только предоставляете ребенку возможность проводить

группировку картинок самостоятельно. И делать это он должен обязательно

вслух, называя обобщающие слова и картинки, входящие в группы. Сначала,

если малыш будет забывать о проведении группировки, можете ему об этом

напоминать. Однако в конечном итоге он должен научиться делать это без

напоминания. Когда у него уже все будет получаться, можно переходить к

проведению группировки «в уме», т.е. без называния обобщающих слов и

картинок.

По мере перехода от одного этапа к другому понемножку увеличивайте общее

количество картинок (до 15—20) и количество групп, в которые они могут быть

объединены (до 4—5). После того как «группировка» будет освоена на

материале реальных предметов или картинок, рекомендуется перейти к

использованию этого приема для запоминания слов.

ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

Как и в случае с «группировкой», обучение мнемическому приему «смысловое

соотнесение» следует начинать только тогда, когда ребенок овладеет

смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того,

чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания других.

Сделать это можно так. Показываются ему сначала 5 «основных» картинок, а

когда он их внимательно рассмотрит — еще 5 «дополнительных» картинок,

каждая из которых имеет определенную смысловую связь с какой-нибудь

«основной» картинкой (например, лыжи — лыжные палки, яблоко — груша, и

т.п.). Затем идет подбор к «основным» картинкам «дополнительные» так, чтобы

образовались сходные по смыслу пары. Когда малыш это сделает, убираются

«дополнительные» картинки и предлагается ему вспомнить их, используя

«основные» (они остаются перед ним). Таким образом, ребенок учится по

«основным» картинкам воспроизводить «дополнительные». Это — первый этап

обучения.

На втором этапе решаются те же задачи, что и на первом, только вместо

«основных» картинок используются слова. Называются 7-8 слов и предлагается

столько же «дополнительных» картинок. При этом картинки подбираются малышом

сразу по ходу называния слов (вы назвали слово, он подобрал к нему

картинку, сходную по смыслу). Затем картинки убираются, опять зачитывается

последовательно каждое слово, а ребенок должен вспомнить, какую картинку к

этому слову он подбирал. На этом этапе ребенок закрепляет навык

использования одного объекта (слов) для воспроизведения другого (картинок).

Следует отметить, что для дошкольников запоминание и воспроизведение слов

труднее, чем картинок.

Следующий, третий, этап посвящен обучению обратной, в сравнении с

предыдущими случаями, операции, а именно: использованию «дополнительной»

картинки для воспроизведения «основной». Здесь сразу ставится перед

ребенком задача — запомнить «основные» картинки, использовав для этого

«дополнительные». Так, раскладывается на столе 8-9 «основных» картинок, а

затем столько же «дополнительных». Ребенок к каждой «основной» картинке

подбирает похожую по смыслу «дополнительную», после чего убираются все

«основные» картинки и ребенок вспоминает их, ориентируясь на оставшиеся на

столе «дополнительные». Этот этап является очень важным для обучения, так

как он моделирует уже реальную ситуацию, в которой обычно применяется

мнемический прием «смысловое соотнесение», — когда запоминание и

воспроизведение основного материала происходит с опорой на смысловые связи,

установленные с материалом дополнительным.

Четвертый этап аналогичен третьему, с той лишь разницей, что вместо

«основных» картинок ребенок должен запоминать слова. Вы последовательно

читаете 10 слов. После каждого слова ребенок подбирает «дополнительную»

картинку, которая подходит по смыслу, и может облегчить запомнинание этого

слова. Через 1-2 минуты после того, как подобраны все картинки, малыш

назвает те слова, которые он запомнил. При воспроизведении слов он должен

опираться на наглядно представленные «дополнительные» картинки.

Пятый этап — заключительный. В нем продолжается обучение ребенка

использовать «дополнительные» картинки в качестве опоры для запоминания и

воспроизведения слов. Однако здесь появляется еще одно усложнение. После

того как зачитываются все слова (а их количество на этом этапе можно

довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, эти картинки со стола

убираются и ребенок восстанавливает слова. Таким образом, на этом этапе

ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с осмысленной

опорой на картинки.

Вполне возможно, что достичь абсолютного успеха на пятом этапе ребенку

6—7 лет будет не просто. Тогда обучение и тренировки следует продолжать и в

более старшем возрасте, поскольку без овладения данным приемом трудно будет

освоить другие, более сложные приемы запоминания, обучение которым

предполагается в 8—10 лет.

КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?

Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы

хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно

часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира

ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания

стихотворений является хорошим методом тренировки памяти.

Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление

довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам,

облегчающим этот процесс.

Первый метод — это метод постепенного увеличения объема заучиваемого

материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным.

Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно

запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать

нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем

заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он

просит ребенка ее повторить. Строку из 4-5 слов не сложно повторить даже 5-

летнему малышу. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать

небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите

малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на

другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно,

грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо,

если бы взрослый сам показал малышу, как это делать.

Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. Однако

после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти

строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и

т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4

строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится

способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».

Второй метод предназначен для «перевода» словесной информации в образную

форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень

трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без

него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время

прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее

смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы

эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого

какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых

строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету

последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими

образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя,

перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна

оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое

экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и,

безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только

образной памяти, но и репродуктивного воображения.

Третий метод — это метод «пересказа» стихотворения своими словами.

Читается все стихотворение и ребенк рассказывает, о чем в этом

стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как

выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель такого «пересказа»

состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем

говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между

элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно

облегчает его последующее запоминание.

В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ребенка всем трем

методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При

одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую

последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно

«пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с

параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

При заучивании стихотворения обращайте внимание ребенка на мелодию рифмы,

а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан.

Обязательно надо делать перерывы для отдыха. Необходимо создать такой

режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ