Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
случае не надо заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не
хочет.
Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии
памяти ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы
полностью выучить стихотворение из 4-х строк.
ВООБРАЖЕНИЕ
Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим
друг другу: «Представь себе такую ситуацию...», «Вообрази себе, что ты...»
или «Ну, придумай же что-нибудь!» Так вот, для того чтобы все это делать —
«представлять», «воображать», «придумывать», — нам необходимо воображение.
К этому лаконичному определению понятия «воображение» следует добавить лишь
несколько штрихов.
Когда человек воображает (конечно, в хорошем смысле этого слова), в его
сознании возникают разнообразные психические образы. И в зависимости от
того, каков характер их происхождения, принято различать воображение
репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое). Образы
репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического
описания. Например, при чтении книги воображение помогает представить себе
ситуацию, в которой находится главный герой, «увидеть» на основе словесного
описания его лицо, одежду. Образы творческого воображения всегда
оригинальны. Они синтезируются человеком самостоятельно, без опоры на какое-
либо описание. Если попробовать придумать какую-нибудь интересную историю,
но чтобы она не была похожа на уже известные сюжеты,то станет понятно, о
чем идет речь, поскольку среди образов, которые у вас при этом возникнут,
будут и образы творческого воображения.
Воображение — это процесс построения образа продукта деятельности еще
до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях,
когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать
решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний,
которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (синоним понятия
«воображение») позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы
мышления и представить себе конечный результат.
Различают пассивное и активное воображение.
Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без
постановки специальной цели.
Активное воображение направлено на решение определенных задач. В
зависимости от характера этих задач оно делится на репродуктивное (или
воссоздающее) и продуктивное (или творческое).
Репродуктивное воображение отличается тем, что создает образы,
соответствующие описанию. Например, при чтении литературы, при изучении
карты местности или исторических описаний воображение воссоздает то, что
отображено в этих книгах, картах, рассказах. Когда воссоздаются образы
объектов, для которых важное значение имеют пространственные
характеристики, говорят еще о пространственном воображении.
Продуктивное воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает
самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных
и ценных продуктах деятельности. Продуктивное воображение является
неотъемлемым элементом творческой деятельности.
У КОГО ВООБРАЖЕНИЕ БОГАЧЕ:
У ВЗРОСЛОГО ИЛИ РЕБЕНКА?
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и
оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие.
Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение
ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта.
Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на
тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.
Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал
нашего воображения.
Именно поэтому воображение ребенка никак не богаче, а во многих
отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный
жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее
разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребенок
по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой
кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни
ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно
проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной
действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя.
Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее
чувствительный, «сензитивный» период для такого развития — это дошкольный
возраст. «Воображение, — как писала психолог
Дьяченко О.М., детально изучавшая эту функцию, — это как бы тот чуткий
музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности
самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных
замыслов и желаний».
Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы
гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные
результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также
основой для совершенствования творческих способностей ребенка. В отличие от
творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не. участвует в
создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве «для
себя», к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности.
Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий
воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем.
ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?
Рекомендуется особое внимание уделять развитию следующих имажинативных
(от английского «imagination» — воображение) способностей и умений:
1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка
важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3—4
года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым
материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-
заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6—7 лет уже нет столь
тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может
опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.
Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя
всадником, а палку — лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах
исчезнет. Произойдет интериоризация — переход к игровому действию с
предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним
в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать
различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие
предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.
2. Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта.
Способом «опредмечивание» дети начинают пользоваться еще с 3—4 лет. Он
состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать
определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного
изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в
мячик, треугольник — в крышу домика или в парус для кораблика, и т. д. К
6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а
также научиться добавлять к «опредмеченному» рисунку разнообразные детали.
3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного
графического изображения.
Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности ребенка.
Необходимость создания образов на основе словесного описания и графического
изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых
ситуаций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное
представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при
распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное
представление предмета, когда полностью он не виден, а видна лишь какая-то
его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем лучше у ребенка
развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые
представления у него возникают. Для развития этой способности можно
использовать задания, в которых ребенок должен:
а) создавать образ предмета по его словесному описанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или
нескольких ее частей.
4. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов
(пространственное воображение).
Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы
воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные
характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у
ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного
расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно
предложить игры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,
б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов в
пространстве.
5. Подчинять свое- воображение определенному замыслу, создавать и
последовательно реализовывать план этого замысла.
Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению
задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели
приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не
достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимые
предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному
плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не
просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы,
создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (рисунки,
истории, конструкции и т.п.).
Обучение этому умению должно включать следующие этапы:
I — этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план
(схему) готового произведения (конструкции);
II — этап самостоятельного «чтения» плана: ребенок учится «читать»
составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведение;
III — этап самостоятельного составления плана:
ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения.
Познавательные процессы были рассмотрены более подробно, но нельзя не
упомянуть и о других навыках, которые в той или иной степени должны быть
развиты в ребенке к обучению в школе.
III. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ.
Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат.
«creatio» — созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее
определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение
находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие
нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Основными показателями творческих спососбностей являются беглость и
гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мысли — количество идеи, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли — способность быстро и без внутренних усилий
переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в
одном контексте, можно использовать в другом.
Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она
обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлении к
другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно
отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к
интеллектуально, риску и к парадоксам.
Оригинальность — способность к генерации идей, отличающихся от
общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным
видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном
логическом анализе.
Любознательность — способность удивляться, любопытство и открытость ко
всему новому.
Точность — способность совершенствовать иди придавать законченный вид
своему творческому продукту.
Смелость — способность принимать решение в ситуации неопределенности,
не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным
успехом и репутацией.
Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться
влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей
— Торренс — говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не
является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой
степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер,
зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна
развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном
возрасте.
Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество,
есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как
показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует
(стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе
детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности
мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные
замыслы, так и предложения других детей.
Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности —-это
внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам
игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную
потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие
формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при
развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам
процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь
конкретного результата игры.
IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки
(автоматизированные способы выполнения действий). Различают специфические
навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание,
чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на
любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но
предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них
наибольшее значение для предстоящей учебной деятельности имеют, на наш
взгляд, следующие умения: 1) принимать учебную задачу и следовать правилам,
2) осуществлять контроль за собственными действиями и 3) «ручная умелость»,
обеспечивающая подготовку руки к письму.
Учебная деятельность — это деятельность, направленная на приобретение
знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для
ребенка учебная деятельность есть прежде всего деятельностью по
самоизменению. В результате такой деятельности ребенок из незнающего и
неумеющего превращается в знающего и умеющего.
Учебная задача — главный элемент учебной деятельности. Не любая задача,
взятая из учебника, является учебной, а только та, которая содержит в себе
учебную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории.
Поэтому для учебной деятельности характерно теоретическое отношение к
действительности. Если в практической (игровой) деятельности дошкольника
главным является еще то, что должно быть достигнуто, т.е. цель то в
теоретической (учебной) деятельности младшего школьника цель отступает на
второй план, и главным становится то, как она может быть достигнута, т.е.
способ действия.
Учебные действия — это предметные действия, направленные на поиск и
выделение общих способов решения какого-то класса задач. Вся учебная
деятельность состоит из учебных действий. Например, во время решения
учебных задач по математике дети учатся измерять предметы. Сначала они
делают это с помощью веревки или палочки, а затем постепенно приходят к
необходимости введения единицы измерения. Особый класс учебных действий
составляют действия самоконтроля и самооценки. В этих действиях ребенок
направлен как бы на самого себя.
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ
Самоконтроль — это способность контролировать свои действия в процессе
выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на
всех основных этапах деятельности:
1) при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей
деятельности и способов ее выполнения;
2) в ходе непосредственного выполнения определенных действий;
3) после завершения деятельности, при сличении полученного результата с
планируемым (по объему, по качеству и т.д.).
Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального
формирования. И только при сформированных на определенном уровне действиях
самоконтроля возможно успешное формирование общей способности у учению.
Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими возможностями в регуляции
своего поведения. В условиях лабораторного эксперимента установлено, что
они способны простоять в неподвижной позе «часового» довольно длительное
время — до 12 минут. В условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать
кусочки цветной бумаги по коробкам), дети способны помнить задание
взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры
— почти 72 минуты.
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ
Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у
него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение
знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную,
двигательную сторону письма.
Содержательная сторона — это умение представлять звуковой состав слова,
которое пишется. Как этому обучать мы рассказываем в главе «Как научить
малыша читать?»
Двигательная сторона письма — это умение сохранять и изменять направление
движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы),
осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого
движения. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля
за этим движением.
Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений
ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача
учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено.
Усвоенные навыки ребенок применит к новой для него деятельности.
Каким же образом можно развивать «ручную умелость»? Этому способствуют
такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация,
изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и
других материалов.
По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов
деятельности все таки является рисование.
Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих
психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного
взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное
мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга,
а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями —
зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование
не просто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их
между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить
и зафиксировать модель вес более усложняющегося представления о мире.
В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у
ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка
коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние,
участки. Любопытно, что одним из таких важных «соседей» подвергающихся
положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате
совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба
этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом,
простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют
активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов.
В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять
инструментом (карандашом, кисточкой), развивается координация движения
обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.
Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо
владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать.
Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия
к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза
ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.
Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно
держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая
сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш
или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3-4 сантиметра
выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь
сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет
выполнять эти требования и легко овладеет техникой письма.
Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные,
ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например,
при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше
времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются
плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги.
Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности
(с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных .для
письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость,
равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (в книжках-
раскрасках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать
картинки с менее крупными изображениями, а для раскрашивания красками
картинки могут быть покрупнее.
V. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него
появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса
обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи
говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению.
Каким же образом следует это делать? Есть только два способа:
как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории,
рассказы, стихи, и
рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться
чритать.
Перед тем как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы
у ребенка уже сформировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого
желательно задать ему несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем
человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-
нибудь книгу?», «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего тебе это
нужно?» и др.
Стремиться следует к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие
пять мотивов:
1. Познавательны и мотив— желание научиться читать для того, чтобы узнать
много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и
птиц, динозавров, космонавтов, растения и т.п.).
2. Перспективный мотив— стремление научиться читать для того, чтобы было
легко и интересно учиться в школе.
3. Мотив личностного роста — желание научиться читать, чтобы стать таким,
как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали:
«Какой молодец наш Дима, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать
книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили».
4. Деятельностный мотив — желание научиться читать, чтобы потом можно
было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать
разные увлекательные истории или сказки и т.п.
5. Мотив общения со сверстниками —-стремление научиться читать для того,
чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.
Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые
из приведенных выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению.
VI. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения
определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно
при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему
знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще
только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени
поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и
письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом
развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого
внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и
приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению
обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые
незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их
преодолеть до начала его обучения грамоте.
Обязательной проверке подлежит следующее:
1. Правильность произношения звуков.
2. Умение различать звуки речи на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Состояние словарного запаса.
5. Сформированность грамматических систем.
6. Владение связной речью.
ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ
До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным
произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в
его речи полных звуковых замен (тина СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА
вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно
отражаются на письме.
Правильность звукопроизношения проверяется по специально подобранным
картинкам.
УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ.
Четкое различение на слух всех звуков речи являйся одной из необходимых
предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение
определить (то есть "опознать") каждый входящий в его состав звук и
обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся
ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе
соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при
неразличенни на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б
или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.
Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально
подобранным картинкам, названия которых различаются только одним
проверяемым звуком.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от
друга все составляющий его звуки, но и отчетливо представлять себе их
последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов.
Простейшие формы такого анализа становятся "доступными детям уже в
дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их
готовности к обучению грамоте.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять
нс менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные
часть речи существительные, глаголы, прилагательные, числительные,
местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.
Должны присутствовать к словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА,
ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают
усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.
Для исследования словарного запаса применяется целый ряд специальных
приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка определенных
слов. Вот наиболее распространенные из этих приемов:
- называние предметов, относящихся к различным логическим группам
(например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и
пр.);
- нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных
предметов;
- подбор признаков к определенному предмету;
- подбор возможных действий к предмету;
- подбор предметов к заданному действию;
- подбор синонимов (слов, близких по значению);
- подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.
СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто
практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и
словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов но
различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и
т ль) без изменения при этом основного .значения слова. Например, слова
СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в
предложении, по стол при этом так и остается столом. При словообразовании
же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении,
- образуются так называемые однокоренные слова. Так, слова СТОЛ, СТОЛИК,
СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными
формами одного слова.
Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся
речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования —
лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.
Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому,
что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности
устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами,
строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом
условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного
построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать
слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно,
у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности. При этом в одних
случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка
видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в
процессе специального исследования.
ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие
из нескольких или многих предложении) высказывания, которые позволяю!
человеку четко н последовательно излагать свои мысли. Без свободного
владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных
ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка
необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей
только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает
потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею.
Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей
появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка в
процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться
с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между
4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно
формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4—5 годам, у
него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения
связной речью, своего рода "материальная база" для нее — он уже владеет
достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами
языка, "перескакивает" на другую, с совершенно новым содержанием и не
связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями
в таких "рассказах" выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что
затрудняет их понимание.
Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как
показывает само название, передают реальные события (факты), что делается
или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые
строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему
рассказ о реальных событиях может "обрастать" какими-то дополнительными
деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут
быть описательными, и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом
описании реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных.
Здесь нет действующих лиц, нет никаких событии, а просто описываются
характерные для данного предмета признаки. Например: "Медвежонок маленький,
неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост..." В сюжетном
рассказе имеются завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то
высшей точки (кульминационного момента), и завершение "происшествия", или
так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной
временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.
VII. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
(ПРОВЕРКА И РАЗВИТИЕ)
Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.
Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко
не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой
общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и Родителей, и
педагогов — выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания
и подготовить его к изучению курса математики в школе.
К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных
ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-
то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в
детском саду предусматривает развитие элементарных математических
представлении. В соответствии с этой программой дети должны уметь:
- считать в пределах 10;
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными:
- сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше
(меньше') другого, уравнивать неравное число предметов;
- сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте),
размещая их в порядке возрастания (убывания);
- различать форму предметов;
- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к
другим предметам;
- ориентироваться на листе бумаги;
- знать дни недели, последовательность частей суток.
ОРИЕНТИРОВКА РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Как правило, ребенок 6-7 лет свободно ориентируется в малом пространстве
- комнате, квартире.
Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо
ориентироваться и в большом пространстве.
Ребенок должен уметь ответить на следующие вопросы:
- В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?
- Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?
- Сколько этажей в вашем доме? Сколько этажей над вашей квартирой?
- Сколько этажей под вашей квартирой?
- Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом?
- Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?
- Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?
- Как называются остановки транспорта, станции метро и т.д.?
- Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СЛОВЕСНОМУ ОПИСАНИЮ
Может проходить с помощью игры. Например, игра: "Помоги маме накрыть на
стол".
Поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу.
Справа — специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядки —
слепа направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от
тарелки нож, слева — вилку и т.д.
Вариант той же игры: "Накрой стол для завтрака".
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ,В КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Игра: "Расположи мебель в комнате для кукол"
Во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево, клад
по вашим указаниям: "Пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5
шагов, затем 3 шага назад" и т.д. Используйте игры "Найди игрушку", "Куда
спрятались дети" и т.д.
Попросите ребенка определить расположение предметов относительно себя —
впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за. Определи, что
справа от тебя, что слева от тебя, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу).
Покажи направление от себя: вперед - впереди, назад сзади, направо —
справа, налево - слева.
Во время прогулки попробуйте определить расстояние до ближайшего дерева,
строения и т.д. Побуждайте ребенка рассказать домочадцам, где вы с ним
были, употребляя новые слова. Уточните рассказ ребенка но наводящим
вопросам.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|