Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте
Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В
ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ. 5
1.1. Развитие самосознания в филогенезе. 5
1.2. Взгляд философов на проблему самосознания. 5
1.3. Проблема самосознания в психологии. 6
1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания. 6
1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания. 8
Структура самосознания. 9
Самооценка. 10
1.4. Развитие самосознания в онтогенезе. 10
Вывод к первой главе…...………………………………………………13
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ
МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА. 14
2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка.
14
2.2. Роль мышления в становлении самосознания. 15
2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего
подростка. 16
2.4.1. Семья. 16
2.4.2. Учитель и учащиеся. 18
2.4.3. Чувство взрослости. 18
2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее. 19
2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания. 21
Вывод ко второй главе……….……………………………………...….22
Вывод к первой и второй главе……………...………………………..22
ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24
3.1.Методика исследования…...……………………………….…25
3.2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики. 26
3.2.1.Социометрический срез, анкета и опросник “Мой
класс……………………………………………………………………………….…...26
3.2.2. Рисуночные тесты. 26
3.2.3. Тесты на самооценку, самоотношение. 28
3.2.4. Идеал 29
ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО РЕБЕНКА. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………..……………………..…..37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
На современном этапе развития психологической науки в нашей стране
одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как
важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе
показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее
влияние на все стороны жизнедеятельности человека.
В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и
ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления
самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и
механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в
частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные
изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной
активности. Было установлено, что на формирование личности и ее
самосознание решающее влияние оказывают социальные, психические и
физиологические условия и факторы.
Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка.
В подростковой возрасте на базе качественного изменения всей психической
жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и
самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе
качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка
развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к
новому этапу психологического и социального развития.
Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение
подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский
считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного
“Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты
и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые
феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону).
Этот период считается критическим или даже периодом возникновения
самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубенштейну, процесс
формирования самосознания протекает “ от наивного неведения в отношении
самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все
более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе
этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее
внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру
в целом”.
Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже
является важным направлением психолого-педагогических исследований.
Основным объектом исследования явилось самосознание растущего человека в
младшем подростковом возрасте.
Предметом данного исследования стали условия и факторы, влияющие на
формирование самосознания в начале подросткового возраста.
Цель настоящей работы заключалась в создании психологических условий,
обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей
самосознания в начале подросткового возраста, для развития у младших
подростков способности к самопознанию и самоанализу.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить генезис самосознания личности по данным научных исследований.
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме самосознания
личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие
самосознания.
4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов,
позволяющих организовать целенаправленное самопознание подростков.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование и развитие
самосознания подростков происходит под влиянием различных условий и
факторов, а также может осуществляться путем развития у них способностей к
самонаблюдению, рефлексии, самоанализу, самоконтролю в процессе специально
организованных занятий, включающих приемы и методы активного
психологического воздействия.
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И
ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Развитие самосознания в филогенезе.
Осознание своей особенности - сложный и длительный процесс как в онто-,
так и в филогенезе.
Процесс формирования самосознания начинается не с осознания человеком
самого себя как разумной личности, противопоставленной природе и родовому
коллективу. Этому предшествовал процесс формирования осознания родом самого
себя как единого целого, что служило одним из условий и предпосылкой
возникновения впоследствии личного самосознания, подобно тому, как
формирование общества служило условием и предпосылкой формирования человека
как его производной части. Сущность родового самосознания заключалась в
том, что человек мысленно не выделял себя из родовой группы, к которой он
принадлежал, не рассматривал себя в ней как особый центр интересов и
действий, а сливался с ней. Это было обусловлено самим характером общинного
способа производства, при которой отдельный человек не становится
самостоятельным по отношению к общине.
Основой самосознания средневекового человека было чувство непрерывной
связи с его общиной, сословием и социальной функцией. Вся жизнь человека от
рождения до смерти была регламентирована. Он почти никогда не покидал место
своего рождения. Его жизненный мир был ограничен рамками его общины и
сословной принадлежности. Для средневекового человека “знать самого себя”
значило прежде всего ”знать свое место”.
В эпоху Возрождения положение меняется. Самосознание становится
предпосылкой и компонентом самоопределения. “Познание себя” есть прежде
всего познание своих внутренних, психологических возможностей. Это
расширение сферы индивидуального, особенного, только своего.
Таким образом, уже за рамками средневековья возникает психологическая
интероспекция, потребность и способность анализировать собственные
переживания и чувства.
1.2. Взгляд философов на проблему самосознания.
Какие-то формы самосознания и их динамику можно обнаружить в ходе
развития любой культуры.
Например, у гомеровского грека понятие “самости” как чего-то внутреннего
еще отсутствует. Но уже Гераклит говорит о “поисках себя” и “познании
себя”. У софиста Георгия появляются выражения “предать самого себя”,
“причинить зло себе”. Антифон говорит о необходимости “властвовать собой” и
“преодолеть себя”, считая самообладание необходимой предпосылкой
справедливого отношения к ближнему. Сократическая философия уже прямо
опирается на внутренний диалог. Среди рефлексивных формул, употребляемых
Платоном, встречаются и “самопознание”, и “внутренняя удовлетворенность” и
“самоопределение”. Декарта интересует не конкретное, индивидуальное “Я”, а
субъект познания вообще. Декарт прямо приравнивает познающее “Я” к душе. Он
считает, что душа в силу своей нематериальности более легко познаваема, чем
тело. А Локк утверждает, что рефлексивные идеи производны от жизненного
опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем мире,
люди начинают размышлять серьезно о том, что происходит внутри их. У Фихте
“Я” выступает как универсальный субъект деятельности, который не только
познает, но и творит из себя весь окружающий мир, отрицательно определяемый
как “не-Я”. Гегель отвергает фихтеанское определение “Я” как первичной
непосредственно данной реальности. Концепция “всемогущего “Я”, считает
Гегель, превращает весь мир в голую видимость. Кроме того, она не
учитывает, что само “Я” представляет собой живой, деятельный индивид, и его
жизнь состоит в созидании своей индивидуальности как для себя, так и для
других, в том, чтобы выражать и проявлять себя. Фейербах подчеркивает
производность самосознания от материальных условий. Он уделяет внимание
“телесному началу”.
1.3.Проблема самосознания в психологии.
1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания.
Если бросить самый общий взгляд на исследования в области психологии
самосознания, то здесь можно выделить несколько наиболее важных линий.
Среди главных вопросов, вокруг которых ведуться споры и обсуждения, можно
выделить следующие:
- природа самосознания
- место самосознания среди других психологических феноменов
- факторы, определяющие развитие самосознание
- структура самосознания
- генезис самосознания
Решение вопроса о природе самосознание всецело зависит от философских
позиций тех концепций, в рамках которых он трактуется. Так,
интроспекционизм игнорирует роль объективных факторов в возникновении и
развитии самосознания. Представители этой концепции отождествляли
психическое с сознанием, а сознание с самосознанием.
Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, напротив старались выявить и
подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность
человека, однако впоследствии они пришли к исключению сознания и
самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в
поведении людей. Вся психическая деятельность была сведена ими к
механическим реакциями организма на внешние стимулы.
Разные исследователи отводят различное место самосознания в системе
психологических феноменов. Расширительный подход к решению этого вопроса
состоит в том, что самосознание считается почти синонимом психического.
Одна из первых попыток выделить социальный фактор в осознании личностью
самого себя принадлежат У. Джемсу. Однако социальные и индивидуально -
природные компоненты “Я” остаются у Джемса рядоположными.
В начале XX века социолог Кули сформировал теорию “зеркального Я”,
согласно которой представление человека о самом себе, “идея Я”,
складывается под влиянием мнений окружающих и включает 3 компонента:
представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как
этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости
и унижения.
Формирование человеческого “Я” в процессе реального взаимодействия
индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп было
исследовано Д.Т. Мидом. Мид утверждал, что самосознание - это процесс, в
основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими
людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо
предвидеть реакцию партнера на то или иное действие. Рефлексия на себя
есть, по сути дела, не сто иное, как способность поставить себя на место
другого, усвоить отношение других к себе.
Иной подход к рассмотрению самосознания характерен для представителей
гуманистического направления в психологии. К. Роджерс, говоря о
самосознании, оперирует понятием “Я - концепция”, под которой понимает
сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как
самостоятельная фигура и фон и включающая как собственно Я, так и
отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные
ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями “Я” в
прошлом, настоящем и будущем. “Я - концепция” включает в себя реальное и
идеальное “Я”.
Работая в рамках гуманистической психологии Р. Бернс предложил более
дифференцированную структуру “Я - концепции”. При этом автор попытался
впервые использовать идеи теории и практики гуманистической психологии в
процессе обучения и воспитания.
Развитие личности в теории самоактуализации А. Маслоу понимается
исключительно как внутренний процесс, связанный с изначальным ее
стремлением актуализировать в себе наследственные и генетические
предрасположенности в отношении темперамента, характера, интеллекта. Маслоу
выделяет самоактуализацию, или самореализацию, как одну из основных
человеческих потребностей.
Одной из наиболее распространенных теорий, которые до сих пор оказывают
влияние на психологию личности, является фрейдизм и его разновидность -
неофрейдизм.
Всю психику З.Фрейд делит на 3 системы различные по законам их
функционирования. Прежде всего, это бессознательная система ОНО, в основе
которой лежат субъективные потребности биологического или афективного
порядка. Затем, система Я - это центр, реализующий процесс сознательной
адаптации. Я является той силой, которая уравновешивает глубинные
неосознанные влечения и требования общества. Наконец, Сверх-Я - это
своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы,
запреты, принятые личностью, это его совесть. Между Я и ОНО устанавливаются
отношения постоянной напряженности. ОНО оказывает давление на Я, а Я должно
сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда
“Я”, сознание, самосознание - явления однозначные. В качестве определяющих
факторов развития самосознания З.Фрейд выделял врожденные биологические
инстинкты, бессознательные силы.
Неофрейдисты признавали зависимость самосознания от существующих условий
жизни и межличностных отношений. Они допускали влияние социальной среды на
формирование личности, но только до определенного предела, когда вступали в
силу внутренние психические факторы, такие, как страх, беспокойство,
потребность в нежности.
Таким образом, зарубежная литература имеет богатую историю исследования
психологии личности.
1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания.
В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания
человеком самого себя, в результате которого образуется представление о
себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально
- ценностное отношение.
В психологической литературе особенно много работ, в которых
самосознание рассматривается как важнейшая часть личности. При этом нередко
подчеркивается, что уровень развития личности пропорционален уровню
развития самосознания. Будучи регулятором поведения, самосознание влияет на
дальнейшее развитие личности. Исходя из правильного понимания природы и
сущности самосознания личности, отечественные психологи внесли ясность и в
вопрос о развитии самосознания ребенка. В противоположность психологам -
идеалистам, которые придерживаются мнения о врожденности самосознания, наши
психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его
развитию.
Поэтому настоящий источник и движущие силы развития самосознания, как
отмечает С.Л. Рубенштейн, следует искать не во врожденных предпосылках, а в
возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающийся в изменении
его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со
средой, воспитания тем самым играет ведущую роль и в развитии самосознания
личности ребенка.
В отечественной психологии в качестве определяющих факторов развития
самосознания берется собственная практическая деятельность человека и его
взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает
накопленный человечеством общественный опыт.
Самосознание представляет собой сложное психическое образование,
состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и
функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.
Структура самосознания.
Большинство авторов выделяют в самосознании два основных компонента:
когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова)
И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х компонентов:
самопознание, эмоционально - ценностное отношение к себе и
саморегулирование поведение личности. И.С. Кон включает в структуру
самосознания 4 компонента: сознание своей тождественности, сознание
собственного “Я”, осознание своих психических свойств и определенную
систему социально - нравственных самооценок. Л.Д. Олейник говорит о шести
компонентах структуры самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка,
самоконтроль, самокритичность, саморегуляция.
Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В.
Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в
развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный.
Оригинальную концепцию структурирования самосознания предложила В.С.
Мухина. Согласно этой концепции самосознание развивается внутри следующей
исторически сложившейся и социально обусловленной структуры: имя собственно
плюс личное местоимение (за которыми стоят физический облик и
индивидуальная духовная сущность человека); притязание на признание;
половая идентификация; психологическое время личности (индивидуальное
прошлое, настоящее и будущее); долг и права личности.
Самооценка.
Разные компоненты структуры самосознания изучены неодинаково. На
первый план выдвигается проблемы самооценки. Вопросы же самосознания
остались как бы в стороне от психологических исследований, несмотря на их
большую актуальность и значение.
В нашей психологии существует множество работ, посвященных изучению
самооценки. Большинство из них анализируют самооценку в качестве уже
сложившегося образования. Эти работы затрагивают в основном школьный
возраст и рассматривают, с одной стороны, функции самооценки на разных
этапах этого возраста, а с другой стороны,- роль различных факторов в ее
развитии и совершенствовании.
САМООЦЕНКА.
Исследования, специально посвященные изучению условий развития
представлений о себе, встречаются очень редко.
Существует целый ряд исследований, посвященных частным вопросам развития
самосознания на том или ином этапе детства. Большинство из них относятся к
школьному возрасту, в основном к подростковому. Менее исследован вопрос
развития самосознания в дошкольном возрасте. Возможно, это связано с тем,
что долгое время в психологии появление самосознания относили лишь к
подростковому. Правда, уже в 50-тые годы появились работы, в которых
границы возникновения самосознания опускались до 3-х лет, а в настоящее
время начаты экспериментальные исследования, которые выявляют даже у
младенцев наличие определенных образований, являющихся генетической
предпосылкой для развития их самосознания.
Проследим путь развития самосознания от младенчества до подросткового
возраста.
1.4. Развитие самосознания в онтогенезе.
Большинство зарубежных и отечественных психологов признают врожденным не
самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.
Проявление самосознания можно проследить у ребенка в начале раннего
возраста. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале.
Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к
зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем
пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не
реагировали на свои испачканный носы, не относя к себе красные пятна,
увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение,
дотрагивались пальцами до носа, - следовательно узнавали себя. Узнавание
себя - простейшая, первичная форма самосознания.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет
себя - сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем
годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и
первичная самооценка - осознание не только своего “я”, но того, что “я
хороший”, “я очень хороший”.
В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания
ребенка.
В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано с развитием
самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического
развития личности свои специфические особенности.
У дошкольника в ролевой игре формируется стремление к общественно
значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная
активность, самосознание. Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться
проявить себя, свою активность, подражая взрослым. Он видит себя глазами
взрослых, его воспитывающих.
Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний - “я
рад”, “я огорчен”. Для этого периода характерна половая идентификация:
ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают
представления о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя
во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и
представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту
большой”.
Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность
становится для него ведущей. В начале младшего школьного возраста ребенок
приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он
открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника,
связанной с выполением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть
желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом
начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей
внутренней позиции коренным образом меняет его самосознания. Условно этот
период можно обозначить периодом рождения социального “Я”.
До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно,
преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с
сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна
основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом
процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя,
познать себя как личность, отличную от других людей. Это, в свою очередь
вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и
самовоспитанию.
На каждом возрастном этапе онтогенеза - в годы младенчества, раннего и
дошкольного детства, в младшем школьном, подростковом и старшем школьном
возрастах, в ходе становления и развития личности ребенка происходит
формирование и развитие его активности, самосознания.
В период от рождения до 1-го года у детей закладывается основные
потребности и способности к общению. ”В своей основе потребность субъекта в
общении с другим человеком,- пишет Лисина,- есть потребность в оценке,
которую субъект от него получает и которую сам дает. Такая взаимная оценка
обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию индивида... (М.Н. Лисина,
1974).
Ребенок начинает обнаруживать готовность во внешних впечатлениях.
Взрослые регулируют восприятие и действия ребенка, но очень рано младенец
начинает проявлять во взаимодействии со взрослым и свою инициативу.
В раннем детстве роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако
ребенок уже стремиться действовать без помощи взрослого, самостоятельно.
Новые тенденции усиливают активность ребенка (“я сам”) и приводит к
возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Л.И. Божович отмечает: “В
этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на
внешний мир, но и на самого себя (Л.И. Божович, 1978, с.31).
По замечанию Л.И Божович, процесс формирования ребенка раннего возраста
завершается возникновением центрального личностного образования в виде
“системы “Я”. В эту систему входит не только некоторое знание, но и
отношение к себе.
В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано с развитием
самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического
развития личности свои специфические особенности.
В дошкольный период рост активности и желание действовать, пробовать
себя в различных начинаниях проявляется особенно ярко. Ребенок испытывает
настоятельную потребность в применении и развитии своих новых возможностей.
Ему нравится достигать какой-нибудь цели, получать ожидаемые результаты,
благодаря собственным усилиям, справляться с определенными требованиями и
при том общаться, вызывать к себе внимание, встречать одобрение.
В игре укрепляется и развивается человеческая потребность в активном
воздействии на окружающих, у него формируются первые “моральные инстанции”
(Д.Б. Эльконин,1960), и на этой основе начинает формироваться оценка
собственного поведения, начальная форма сознания ребенком самого себя,
которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным
новообразованием этого важнейшего периода” (Д.Б. Эльконин, 1960, с.316).
Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою
активность, подражая взрослым.
В ролевой игре у дошкольника формируется стремление к общественно
значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная
активность, самосознание.
Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность
становится для него ведущей. В этом периоде у ребенка возникает сознание
себя как существа социального и своего места в системе доступных ему
общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом
рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется
“внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни.
Вывод к первой главе
Из первой главы мы узнали, как развивается самосознание в филогенезе,
взгляд философов и психологов на проблему самосознания, структуру
самосознания, которая состоит из двух компонентов: когнитивного и
эмоционального; самооценка ребенка, развитие самосознания в онтогенезе,
которая появляется у ребенка в начале раннего возраста, примерно в два года
он начинает узнавать себя в зеркале, следующий этап, когда ребенок называет
себя по имени в третьем лице «Саша», «Тата», а потом к трем годам
появляется местоимение «Я».
До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно,
преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с
сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна
основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом
процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя,
познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с
избранным образцом. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к
самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. Подробнее об этом будет
разбираться в следующей главе.
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО
ПОДРОСТКА.
2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка.
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического
“Я” - представление о своем телесном облике.
Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается
интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”.
Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в
самосознании подростка. Рисуя словесный портрет, подросток значительно
чаще, чем младшие дети и взрослые люди, включает в описание черты своей
внешности. Это объясняется тем, что черты взросления ярче всего проявляются
у подростка в изменении его телесного облика.
Процесс развития приводит молодых людей к концентрации на физических
аспектах своего Я. Подростки начинают болезненно относится к представлению
о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически,
лица и т.д. Из-за гипертрофированной значимости внешности подростком остро
переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые, поэтому
наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной
значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период физических
изменений на самооценку подростка очень влияет реакция окружающих, особенно
реакция и отношение представителей другого пола.
Достаточно сложная ситуация складывается, когда девочки уже начинают
взрослеть, а мальчики еще нет. Из-за этого в классе возникают конфликты:
девочкам становится неинтересно общаться со своими одноклассниками и они
начинают их просто игнорировать. Такое отношение очень ранит ребят, у них
возникает комплекс неполноценности, занижается самооценка.
Внимательное наблюдение за физическими наблюдениями, происходящими в
период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела,
представляющими источник беспокойства для многих молодых людей; к тому же
сексуальное развитие очень связано с формированием собственной значимости и
личностной идентичностью.
Актуальным становится сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов
“мужественности” и “женственности”. Не случайно, среди подростковых хобби
“телесные” увлечения занимают одно из центральных мест. Мальчики начинают
заниматься различными видами спорта. Главную привлекательность этих занятий
составляет возможность укрепления своей физической силы, приобретение
“мужественного” облика. С той же целью девочки увлекаются ритмической
гимнастикой - эталон привлекательной молодой женщины требует таких качеств,
как стройность, спортивность, раскованность.
Таким образом, физические изменения играют большую роль в становлении
самосознания подростков. От самооценки физических изменений будут в
дальнейшем зависеть многие аспекты самосознания.
2.2. Роль мышления в становлении самосознания.
Чтобы понять роль мышления в становлении самосознания, надо проследить
изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к
возникновению нового уровня самосознания в начальном подростковом возрасте.
Учебная деятельность в младшем подростковом возрасте является ведущей,
т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования
этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы,
способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие
другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей
дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления,
происходящее в ходе усвоения научных знаний. Возникающие здесь
новообразования являются существенными для понимания тех изменений, которые
происходят в сознании и личности детей подросткового возраста.
Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в
центр сознательной деятельности ребенка. А это означает закономерную
перестройку и самого сознания. Становясь доминирующей функцией, мышление
начинает определять работу и всех других функций сознания, интегрируя их
для решения стоящих перед субъектом задач.
Таким образом, в младшем школьном возрасте происходят существенные
изменения в самосознании. До обучения оно, опираясь на непосредственный
жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо
своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых
ребенком чувственных обобщений. В процессе школьного обучения оно
преобразуется в мышление теоретическое, в основе которого лежит
оперирование понятиями.
Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е.
овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе
выделения существенных связей и отношений, т.е. он овладевает умением
рассуждать в собственно теоретическом плане.
Выработка понятий требует от школьника активности, направленной на
решение поставленной перед ним учебной задачи; иначе говоря, этот процесс в
известном смысле является творческим. Усвоение знаний в школе потому и
способствует образованию понятий и развитию теоретического мышления, что
требует от школьника анализа причин соответствующих явлений, понимания
закономерностей, которые их связывают, а также осознания тех способов
мышления, которые приводят его к правильным выводам. В этом движении
школьник сначала начинает осознавать систему предложенных ему рассуждений,
а затем и свой собственный процесс мышления.
Возникновение и развитие теоретического мышления, опирающегося на
научное понятие, служит источником для многих изменений в психике
школьника, наиболее полно выраженных в период подросткового возраста. Оно
позволяет подростку овладевать новым содержанием, формирует новый тип
познавательных интересов, порождает более широкий взгляд на мир и - что,
самое главное, приводит к возникновению рефлексии - умению “направить мысль
на мысль”, а также на познание своих собственных психических процессов и
всех особенностей своей личности. Это и определяет формирование у него
нового самосознания.
Таким образом, физические изменения и изменения, происходящие в психике,
активизируют у подростка интерес к себе, стимулируют появление новых
вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения под которыми он себя
рассматривает.
2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего
подростка.
2.4.1. Семья.
Семья является первой социальной средой, в которой берет начало
Страницы: 1, 2
|