Рефераты
 

Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте

самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают

складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение

у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным

вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность

ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий,

материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной

степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного

воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся

внутресемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем

эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре

личности.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие,

холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания

являются внимание и поощрение, а во втором - строгость и наказание.

Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок,

лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение и

устойчивый положительный образ “Я”. Жесткие родительские требования, если

они кажутся необоснованными, вызывают у подростков протест и агрессию.

Ослабление же родительского внимания вызывает у подростка ощущение, что

родителям нет до него дела.

Таким образом, существует два наиболее распространенных стиля семейного

воспитания - демократичный и авторитарный.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность,

и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть

самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав,

одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на

теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка;

он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и

стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит

без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и

не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов.

Часто возникают конфликты при их отношении к подростку как к маленькому

ребенку, игнорируют его потребность в самостоятельности. Они жестко

контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне

корректно. Дети в таких семьях обыцно замыкаются, и их общение с

родителями нарушается. Часть подростков идет на кофликт. Но чаще дети

авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и

становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Сочетение безоазличного родительского отношения с отсутствием контроля -

тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется

делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Излишняя

забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на

тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности,

несамостоятельности, трудностями в общении со сверстниками.

Как известно, переходный возраст - период эмансипации ребенка от

родителей, возникновение у подростка чувства взрослости, стремление к

самостоятельности. И очень важно, чтобы родители в этот трудный для их

детей период смогли перестроится - принять чувство взрослости своего

ребенка.

2.4.2. Учитель и учащиеся.

На самосознание подростков оказывают влияние взрослые не только в

лице родителей, но и в лице учителей.

В начале подросткового возраста это влияние усиливается, так как при

переходе в пятый класс появляется новый состав учителей, разных по стилю,

требованиям. Подростку очень трудно быстро адаптироваться к новой

абстановке.

Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за

отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании -

тот, кто всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда

не нарушает дисциплину на уроках. В противоположность образцу школьника,

идеального во всех отношениях, существует другой: ленивый, пассивный,

непослушный, враждебно настроенные к школе и к учителю.

Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к

оценке взрослыми отдельный качеств его личности, интеллекта, способностей.

Он отличается большой ранимостью и часто болезненной реакцией на любые

критические замечания по отношению к нему. Иногда критические замечания

попадают на почву неуверенности к себе, в своих возможностях и

способностях. Подобные ситуации вызывают сильные переносимые только в себе

аффективные переживания в виде обиды и тоски, к потере уверенности в себе.

Эти переживания в виде перечисленных выше аффектов, возникшие в момент

обостренной эмоциональности могут скрыто сохранится у подростков и в

дальнейшем стать одним из устойчивых состояний их психики.

2.4.3. Чувство взрослости.

Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому,

представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это

чувство проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники -

относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. У подростка

появляется потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых,

потребность осознать себя как личность, отличная от других людей. Отсюда

стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Подросток

начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на

конфликты, отстаивая свою “взрослую” позицию. Чувство взрослости

проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от

вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с

ровесниками, может быть - учебы. В последнем случае отвергается не только

контроль за успеваемостью, но и помощь. Кроме того, появляются собственные

вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Чувство взрослости влечет за собой стремление быть похожим на старших,

причем приобрести качества взрослости стремяться все без исключения

подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто

некритически подражает им. Новая позиция проявляется в разных формах, чаще

всего - во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко

двигавшийся мальчик начинает ходить в развалку, опустив руки глубоко в

карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и новые

выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с

образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, пытается

копировать стиль одежды, начинает пользоваться косметикой. Подражание

взрослым не ограничиваются манерами и одеждой. Подражание идет и по линии

развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих

отношений копируется “взрослая” форма: свидания, записки, поездки за город,

дискотеки и т.п.

Также чувство взрослости выражается в стремлении подростка что-то знать

и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной

деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.

Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в

самообразование.

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и

психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую

жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослые права.

2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее.

Как уже говорилось выше, одна из главных тенденций переходного возраста

- переориентация общения с родителей, учителей на ровесников, более или

менее равных по положению.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить

родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у

дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на

развитии коммуникативных способностей и самосознания. Общение со

сверстниками в подростковом возрасте выделяется в совершенно особую

деятельность, предметом которой является другой человек, познание этого

человека, а также познание самого себя в сравнении с ним.

Наряду с родительским домом школа - важнейшая инстанция социализации.

Школьный класс - важнейшая группа принадлежности подростка. Подросток

вступает в определенные личные отношения со сверстниками. Эти отношения

основываются на чувстве симпатии и антипатии. Кроме того, личные отношения

могут основываться на общности интересов, суждений, взглядов. Статус

подростка в системе личных отношений является для него очень значимым и

оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Отсутствие

близких товарищей отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии

подростка, порождая глубокие переживания, например чувство одиночества,

неверие в себя и т.п. Неблагоприятное положение в классном коллективе -

одна из главных причин преждевременного ухода детей из школы.

Таким образом, группа сверстников лишь тогда является благоприятной для

ребенка средой, когда статус его достаточно высок. Место в системе

отношений зависит от различных черт характера школьника, в том числе и от

таких, как общительность, способность понять другого, быстро

ориентироваться в сложившейся обстановке.

Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по

разным, не совпадающим друг с другом признакам. Во-первых существует

социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных

возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и

способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с

другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассовая

иерархия, основанная на официальном статусе учащихся их учебной

успеваемости или принадлежности к “активу”. В-третьих, происходит

дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных

ценностей, принятых в самой ученической среде. Проявляется разница в

положении “звезд” и “отвергаемых”.

Что касается лидерства, в школьных классах официальный лидер, занимающий

руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в

коллективе. Часто его выдвигают не ребята, а взрослые. В стихийных же

группах лидером может быть лишь тот, кто обладает реальным авторитетом.

Помимо школьного класса, подросток является членом референтной группы,

то есть той группы, которая отвечает его возрастным потребностям.

Подростковые группы удовлетворяют в первую очередь потребность в

свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение - не

просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установление

новых человеческих контактов. Принадлежность к компании повышает

уверенность в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

Часто референтные группы подростков характеризуются определенной манерой

поведения, отличающей ее от взрослых и обычно относимой к признакам

субкультуры. Субкультурой называют культуру относительно мелких групп,

характеризующуюся рядом присущих только им особенностей. Субкультура

подразумевает, как правило, собственные нормы, нравы и привычки, нередко

противоречащие господствующим в обществе.

2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания.

Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. В

возрастной психологии идеал - это нравственный образец, эталон, который

служит мотивом преобразовательной деятельности субъекта. Л.И. Божович

пишет: “ Психологический идеал выполняет двоякую функцию. Во-первых, он

создает более или менее постоянную и интенсивную систему нравственных

стремлений ребенка, которая входит в структуру его аффективных тенденций,

создавая вместе с другими его потребностями и стремлениями сложную

констелляцию побудительных сил, определяющих его поведение. Во-вторых,

идеал, будучи осознанным, начинает выступать в качестве того нравственного

эталона, по которому школьник стремиться сознательно формировать самого

себя, оценивать свои и чужие поступки, шире говоря, который становится для

него нравственным мерилом во всех жизненных вопросах и ситуациях” ( Божович

Л.И., 1968, с. 404). А Л.С. Выготский считает, что идеал подростка - это

его зона ближайшего развития. То есть, желаемое “Я” - это зона ближайшего

развития детей, их “завтрашний день”, а наличное “Я” - это зона актуального

развития, это их сегодняшний день.

Большинство психологов считают, что формирование устойчивых идеалов

начинается в младшем подростковом возрасте в форме конкретного идеала. Этот

идеал характеризуется тем, что он отражает не столько качества личности,

сколько типичные обобщенные поступки, в которых эти качества проявляются

(“всегда помогает”). Таким образом, подросток выделяет преимущественно

внешние качества идеала, а внутренние не отделяет от его действий и

поступков.

Идеал младших подростков характеризуется еще и тем, что многие подростки

находят наиболее привлекательные для себя образцы среди сверстников. По

сравнению с взрослыми ровесник оценивается подростками как образец, который

ближе, понятнее, доступнее. Подростки объясняют это преимущественным

общением со сверстниками, совместной деятельностью, осознанием своего

сходства с ним, большей легкостью познания сверстника и себя в сравнении с

ним.

В силу равенства возможностей подросток осознает доступность для себя

достижений сверстника. Это стимулирует процесс познания качеств сверстника

и собственных качеств. Ошибки сверстника помогают подростку скорректировать

собственные действия, избежать просчетов. Преимущественное равнение на

сверстника определяется не только тем, что товарищ ближе и понятнее, но и

тем, что он может помочь советом и делом.

В младшем подростковом возрасте идеал начинает выступать в качестве

достаточно сильного мотива поведения. Он воплощает в себе определенную

систему требований ребенка к самому себе, служит определенным стимулом

самовоспитания. Если требования, предъявляемые ребенку извне, расходятся с

требованиями идеала, они не окажут на него должного влияния.

Вывод ко второй главе

Во второй главе мы рассмотрели роль физических изменений в самосознании

младшего подростка, когда у него появляется образ его физического «Я» -

представления о своем телесном облике, о том, что благодаря бурному росту и

перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности; выяснили

какую же все-таки играет роль мышление в становлении самосознания, которое

существенно изменяется с возрастом ребенка; роль социальных факторов в

развитии самосознания младшего подростка: семья – в ней начинаются

складываться взаимоотношения с родителями, это первая социальная среда, в

которой берет начало самосознание ребенка; как влияет на школьника новый

состав учителей при переходе в пятый класс, ведь все учителя по требованию

и по стилю преподавания разные, а подростку трудно адаптироваться к новой

обстановке, появляется чувство взрослости, потребность в общении с

ровесниками, которых не могут заменить родители; роль идеала в развитии

самосознания, к чему стремятся и на кого хотят быть похожими.

Вывод к первой и второй главе

Исходя из накопленного в психологической литературе опыта, сформулируем

положения, на котором основывается наше исследование.

1. Подростковый возраст является сензитивным периодом в онтогенезе

самосознания, когда формируются новые компоненты структуры самосознания

личности, специфичные именно для этого возрастного этапа.

2. На формирование самосознания влияет ряд условий и факторов, в

частности биологические и социальные.

3. Развитие способности к самопознанию как основе самокоррекции и

самосовершенствования - важнейшая предпосылка успешного становления

личности подростка.

4. Целенаправленное формирование способности к самопознанию у подростков

нуждается в обеспечении определенных психологических условий и требует

специального руководства деятельности самопознания со стороны взрослых.

ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Как было сказано выше, в подростковом возрасте наблюдается своеобразный

пик сензитивности в формировании самосознания личности, и помощь в

овладении навыками самопознания в этом периоде будет наиболее

целесообразной и эффективной.

Эффективное самопознание и самоанализ черт личности подростков возможны

путем оказания помощи им со стороны взрослых в создании ими благоприятных

условий для этого процесса.

Процесс познания детьми самих себя имеет свои особенности, они

обуславливаются главным образом своеобразием объекта познания, который

выступает и субъектом. Именно поэтому нам, взрослым, приходится создавать

дополнительные условия для того, чтобы преодолеть трудности, которые

возникают при этом. Эти условия не представляют собой ничего необычного,

они заключаются в том, чтобы создать больше возможностей для объективации

психических переживаний ребенка, показать ему собственные качества, как они

проявляются на практике, помочь ему посмотреть на себя как бы со стороны,

глазами других.

Они заключаются в том, чтобы научить подростка анализировать свои

психические и физические состояния, свои действия и поступки, их мотивы и

цели, обобщать данные этого анализа и делать из них необходимые выводы.

Роль такого взрослого взяла на себя я и решила провести исследования

детей 10-11 лет, так как именно в этот период у подростка начинает более

активно проявляться интерес к себе, к особенностям своего характера.

Исследования проводились на дому посредством групповой работы с

элементами тренинга. В занятиях участвовало 4 человек (две девочки и два

мальчика). Было проведено 8 занятий по 90 минут.

Были поставлены следующие задачи:

- создать атмосферу и условия для самораскрытия личности каждого

ребенка;

- обеспечить школьников средствами самопознания;

- повысить представления школьника о собственной значимости;

- преодоление отрицательных эмоций по отношению друг к другу.

Чтобы процесс самораскрытия развивался постепенно и естественно, без

давления, курс занятий был разделен на три этапа:

1. Налаживание контакта с детьми.

2. Сплочение плюс первые элементы самораскрытия.

3. Более глубокое самораскрытие и самопознание личности каждого ребенка.

Примерная структура каждого занятия была такой:

1. Разогревающие игры, упражнения, направленные на налаживание контактов

друг с другом, на создание положительной эмоциональной атмосферы;

2. Беседа в кругу о предыдущем занятии, обсуждение результатов

письменных тестов, заданий каждого ребенка, сделанных на прошлом занятии,

мое объективное мнение о характере каждого ребенка, советы над чем надо

работать.

3. Двигательные игры, упражнения на сплочение.

4. Психодиагностика (рисуночные тесты, опросники, методики, сочинения),

выполнение устных заданий, направленных на самораскрытие личности.

5. Обратная связь.

Продолжительность каждого занятия - 90 минут.

3. 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Одной из наблюдающихся в психологии тенденций является комплексное

применение ряда методических приемов в рамках одного исследования. В ходе

работы использовались сочинения, различные методики, опросники, рисуночные

тесты, наблюдение, беседа, упражнения.

Основными методами в моем исследовании были:

- наблюдение

- психодиагостика

- доверительная беседа

- обратная связь

Такие методы, как двигательные упражнения, упражнения на сплочение

использовались как вспомогательные, в совокупности с другими методами, хотя

применялись на всех этапах и на всем протяжении исследования.

- Наблюдение.

Этот метод является одним из основных методов психологического

исследования на этапе получения эмперических данных. Невмешательство

психолога в ситуацию выступает важной характеристикой метода и очень важно,

чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в

противном случае может исчезнуть естественность их поведения.

3. 2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики.

3. 2. 1. Социометрический срез, анкета и опросник “Мой класс”.

Социометрический срез, анкета и опросник были использованы в начале

занятий для сбора первичных данных. Метод социометрического среза помог в

изучении структуры личных отношений в группе учащихся, в определении

социального статуса каждого ученика. Социометрический срез позволяет

определить популярность одних учащихся и непопулярность других, выявить

наличие малых групп и характер внутрегрупповых и межгрупповых отношений.

Выяснилось, что класс разделен на две группы по половому признаку:

группа мальчиков и группа девочек. И в группе мальчиков, и в группе девочек

есть три человека вокруг которых и строятся отношения в классе.

Взаимоотношения между полами напряженные и конфликтные. Мальчики избегают

девочек, а девочки мальчиков.

Результаты этого исследования конечно будут учитываться в дальнейшей

работе, однако этот метод дает лишь общее представление о структуре

отношений в классе, способствует первоначальной ориентировке исследователя.

Социометрический статус школьника не может полностью отразить его

социальный статус. В определении социометрического статуса возможен

субъективизм или поверхностная оценка личности сверстника, что как раз

характерно в младшем подростковом возрасте.

Опросник “Мой класс” использовался для выявления уровня сплоченности,

конфликтности и удовлетворенности детей своим классом. При анализе данных

был сделан вывод, что большинство учащихся довольны своим классом, но

считают его достаточно конфликтным и не очень сплоченным. Можно

предположить, что это происходит оттого, что им не с чем сравнивать свой

класс. Они там учаться с первого класса, уже приспособились друг к другу и

не представляют себя в какой-либо другой группе сверстников.

3. 2. 2. Рисуночные тесты.

В своей работе для изучения личности пятиклассника использовалось 3

рисуночных теста: автопортрет, несуществующее животное, семья. Эти тесты

выявляют яркие индивидуальные отличия детей и позволяют наиболее глубоко

понять душевное состояние человека, его видение мира, социальную

ориентацию. Я использовала эти методики не только для того, чтобы изучить

личностные особенности и отклонения детей, но и для того чтобы рассказать

им какие у них проблемы, над чем им надо работать в дальнейшем. То есть

после интерпретации с ними проводилась беседа и ознакомление их с

анализом их рисунков, что дает стимул к дальнейшему их самовоспитанию.

Рисуночный тест “Несуществующее животное” помогает в основном в

выявлении степени тревожности, агрессивности, демонстративности.

Большинство рисунков действительно отразили эти показатели. Так как у

животных были и клыки и шипы и острые когти. Очень часто встречалась

неровность линий, как будто они проводились дрожащей рукой. Это говорит

уже об органических отклонений в психике. Были и животные, уподобленные

человеку. Это свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости.

Большинство демонстративных рисунков встречалось у девочек. Длинные ресницы

говорят о заинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и

манерой одеваться, придание этому большое значение. Многие рисунки были

выполнены на весь лист. Поэтому было сложно определить уровень самооценки.

Рисуночный тест “Семья” выявляет внутрисемейные отношения. Позволяет

определить как ребенок субъективно оценивает свою семью, какое место в ней

занимает, какие отношения у него с другими членами. После интерпретации

выяснилось, что очень мало рисунков с благополучными семьями. Очень часто

испытуемый отделяет себя от семьи, то есть рисует себя дальше от остальных

членов семьи. Один мальчик нарисовал себя и маму без глаз. Причем у мамы

достаточно грозный вид: широкие плечи и кулак. Себя он нарисовал одного

роста с мамой и тоже с широкими плечами. Из этого можно сделать вывод, что

этот мальчик пытается “быть ее мужем”, он не дает вести ей личную жизнь. А

мама против этого и поэтому атмосфера в семье очень напряженная. Другой

мальчик всех своих родственников нарисовал очень маленькими, без туловища и

без носа. Это говорит об агрессивном настрое этого ребенка. Одна девочка

нарисовала не своих родителей и отказалась объяснить почему. А другая

вообще отказалась рисовать свою семью.

Рисуночный тест “Автопортрет” очень полезен для практического изучения

особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности.

С первого взгляда на рисунках было заметно, что дети рисуют очень

большую голову или вообще одну голову без туловища. Это свидетельствует о

больших интеллектуальных претензиях, или о недовольстве своим интеллектом.

Девочки нарисовали очень большие глаза, что говорит о подозрительности и о

чувствительности к общественному мнению. Один мальчик нарисовал очень

большую голову, одно большое ухо и маленькое туловище. Это свидетельствует

об очень низкой самооценки, о чувствительности к критике.

Рисуночные тесты дали мне очень много информации о личности ребенка, о

его отношениях с другими людьми.

3. 2. 3. Тесты на самооценку, самоотношение.

Для выявления самооценки и самоотношения использовались разные методики:

методика “Кто я?”, сочинение о себе.

“Кто я?” Цель этой методики состоит в выявлении социальной роли

ребенка, особенностей его характера, жизненных перспектив. Я проводила эту

методику, что бы понять, кем они себя считают, какие суждения ставят на

первое место, какие на последнее.

После анализа данных я сгруппировала определения по следующим признакам:

1. Социальная позиция в обществе, то есть в основном первые определения

были такого содержания: человек, мальчик (девочка), школьница, ребенок,

имя.

2. Положение и отношения в семье: дочка (сын), сестра (брат),

племянник, внук.

3. Личностные качества: веселая, умная, помощница, нормальная,

счастливая, самая лучшая, добрая.

4. Увлечения: баскетболист, хористка, танцовщица, спортсмен, футболист,

металлист, хоккеист, музыкант, скрипачка, гитаристка, пианистка и т.д.

5. Внешние данные: молодая, красивая, у меня светлые волосы, голубые

глаза, я блондин и т.д.

Дети начинали определения с местоимения Я. И все отвечали не на вопрос

“Кто я?”, а на вопрос “Какой я?”. Это происходило потому, что им было очень

трудно отвечать на поставленный вопрос 20 раз, и они решили таким образом

выйти из трудного положения.

Сочинение о себе. Перед сочинением я дала такое задание: “напишите

несколько слов о себе, о своем характере”. Цель этого задания - выяснить

как оценивают себя школьники, о каких сторонах характера больше упоминают,

о сильных или о слабых, а затем выяснить как хорошо они друг друга знают

(после написания самохарактеристик они вслух зачитываются, и все должны

понять, кто его написал).

В итоге оказалось, что дети писали в основном о своих отрицательных

чертах характера (вспыльчивый, нервный, драчун и т.д.). После моего

вопроса, почему они пишут о себе только плохое, они отвечали, что такими их

видят одноклассники. И действительно, когда я зачитывала характеристики они

узнавали друг друга. Это говорит о зависимости самооценки подростка от

мнения сверстников, о неспособности к самостоятельной рефлексии.

3. 2. 4. Идеал

На выявление идеала и желаемого “Я” подростков использовалось два

метода: письменное описание идеала, рисуночный тест “Я желаемое”.

1.После анализа работ оказалось, что действительно идеал младших

подростков выступает в качестве конкретных реальных людей, в основном

одного с ними возраста, редко старше. Подростков в основном привлекают

внешние качества идеалов и внутренние, которые связаны с какими-либо

действиями (“она добрая, потому что всем помогает”). Например: “Я хочу быть

как Ю. Клинских потому, что он забивает много голов, хороший футболист, он

бьет по мячу с выкрутасами”. Или: “Мой идеал - Бенни Хилл, потому что он

смешной”; “Я хочу быть как Ира К. потому что она спокойная”. У многих детей

в качестве идеалов выступают певицы, певцы, актриссы, актеры и т.д.

2.Что касается рисунков “Я желаемое”, то тут прослеживается у подростков

стремление к тому, что составляет эталон мужественности и женственности.

Мальчики рисуют себя обычно с широкими плечами, с мышечными рельефами, а

девочки с необычной прической, с сережками, в макияже.

- Доверительная беседа

Доверительное общение наряду с другими своими функциями может выступать

в качестве исходной внешней формой познания личности самой себя, своих

черт, особенностей, переживания. Доверительная беседа, тема которой

является личность одного из партнеров, позволяет одному партнеру более

глубоко осмыслить те или иные свои поступки, характерные черты,

стимулирующие процессами познания.

Доверительная беседа проводилась в середине занятий в два этапа:

1. Обсуждение результатов заданий детей, сделанных на предыдущем

занятии. То есть я даю им информацию, стимул к размышлению.

2. Выполение устных заданий, направленных на самораскрытие личности

каждого ребенка.

Таким образом, можно предположить, что самоанализ и самопознание

являются в значительной степени продуктом доверительного общения личности

со значимыми другими.

- Обратная связь.

После проведения каждого занятия пятиклассники писали самоотчеты, в

которых отмечали, что дали им занятия, как они их оценивают. Эта информация

очень важна для исследователя, так как дает ему возможность

сориентироваться, внести изменения в следующее занятие, вовремя исправить

свои ошибки. А также положительная оценка занятиям поддерживает ведущего.

Краткое описание характера и поведения детей.

Терехова Ира.

Она любит учиться, ходить в школу, хотя в общении с одноклассниками у

нее часто возникают проблемы: девочки на нее все время кричат и жалуются.

Очень любопытна и этим раздражает одноклассников. Но в общем она достаточно

застенчивый, мягкий и добрый человек. Себя она оченивает достаточно высоко,

любит и жалеет себя. Она единственный человек в группе, который считает

себя еще ребенком. Ира очень интересуется своим внутренним миром, своей

психологией. Она с удовольствием выполняла все задания, даже те, при

которых надо было раскрываться в присутствии людей. В конце занятий она

написала следующее:

“Мне очень понравилось заниматься и я бы хотела, чтобы занятия еще были.

Я узнала какой у меня характер и побольше узнала своих одноклассников. Я

поняла, какие у меня недостатки и постараюсь их исправить. Мне кажется, что

цель занятий - узнать себя и других побольше”.

Тимонин Артем.

Мне он очень запомнился своими рисунками. Рисунок “Несуществующее

животное” отражает очень скрытую сексуальную агрессию, причем на достаточно

низком уровне. Рисунок семьи достаточно открыто говорит о проблемах в

семье. Артем сначала очень долго отказывался нарисовать свою семью,

говорил, что это для него очень сложно, а потом все-таки он нарисовал себя

и маму, но без глаз. Причем у мамы достаточно грозный вид: широкие плечи и

кулак. Себя он нарисовал одного роста с мамой и тоже с широкими плечами.

Мне кажется, что этот мальчик пытается “быть ее мужем”, и достаточно

ревностно относится к ее личной жизни. Мама против этого и поэтому

атмосфера в семье очень напряженная. Был еще рисунок “Я глазами других”.

Артем нарисовал жуткую картину: он сидит на шипах и держит в одной руке

учебник, а в другой нож, направленный к себе в рот и смотрит на здоровый

кулак, который вот-вот его ударит в лицо. Рисунок “Я реальный” тоже очень

интересный. Он нарисовал себя очень маленьким, сморщенным старичком с

грустным взглядом.

Скачков Андрей.

Основная его проблема - маленький рост. В классе его называют

“таракан”, хотя он вызывает симпатию у многих из класса. Общаясь с ним и

разбирая его работы, у меня возникло подозрение, что на его состояние

влияют органические нарушения (возможно - родовая травма). Когда он пишет,

у него часто происходит “залипание”, то есть он пишет несколько раз подряд

одно и то же слово, очень часто делает грубые ошибки. Его рисунки тоже

могут сказать многое, даже на первый взгляд: рисуя семью, он изобразил три

очень маленькие головы без туловища, без носа, ушей, а глаза без зрачков,

причем он и его папа улыбаются, а у мамы опущенные губы; он нарисовал двое

несуществующих животных, у которых контур очень неровный, волнистый, как

будто у него дрожали руки, когда он рисовал, и эти животные стоят не прямо,

а под наклоном, как будто бы падают. Рисунок “Я - реальный” отражает его

комплекс по поводу маленького роста, но не так как рисунок “Я - глазами

других”. Потому что во втором случае он изобразил себя более бесформенно и

в три раза меньше, чем в первом.

Суслова Саша.

Выглядит она как нормальный, и даже жизнерадостный ребенок. В анкете

написала, что ей нравиться ходить в школу и учиться. Но она очень

неспокойный ребенок, она не может долго сидеть на одном месте, не может

долго слушать и молчать, часто обижает детей, чем и раздражает своих

одноклассников. Учителя жалуются на ее поведение, плохую учебу. Ее идеал

- Бенни Хилл, она хочет быть такой же смешной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исходя из накопленного в психологической литературе опыта, сформулируем

положение, на котором основывается наше исследование.

1. Подростковый возраст является сензитивным периодом в онтогенезе

самосознания, когда формируются новые компоненты структуры самосознания

личности, специфичные именно для этого возрастного этапа.

2. Развитие способности к самопознанию как основе самокоррекции и

самосовершенствования - важнейшая предпосылка успешного становления

личности подростка.

3. Целенаправленное формирование способности к самопознанию у подростков

нуждается в обеспечении определенных психологических условий и требует

специального руководства деятельности самопознания со стороны взрослых.

В моем исследовании я нашла эксперементальное подтверждение гипотезы о

том, что формирование и развитие самосознания подростков может

осуществляться путем развития у них способности к самопознанию в процессе

специально организованных занятий, включая приемы и методы активного

психологического воздействия.

В работе получило теоретическое и практическое обоснование положения о

том, что такие занятия целесообразнее всего проводить в пятом классе,

поскольку в этот возрастной период у ребенка начинает проявляться интерес к

себе.

В подростковом возрасте самосознание все в большей степени начинает

включаться в процесс управления поведением. Непосредственным компонентом

целостной системы управления поведением выступает саморегуляция. Основным

внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием

общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми самооценка в свою

очередь начинает регулировать поведение подростка в общении с другими

людьми. Большинство исследователей отмечают важную роль общения со

сверстниками и взрослыми в формировании “Я-образа” подростков. В поведении

подростков по исследованиям Белохвостовой мотив общения с другими людьми

выражает стремления понимать других людей с целью успешного осуществления

совместного поступка или совместной деятельности. Образ другого приобретает

у субъекта общения мотивационное значение, определяет побуждения к

контактам с ним лишь сравниваясь с образом Я-субъекта.

Становление Я-образа подростков связано с формированием образа

“другого”. Чаще всего таким другим выступает его ровесник, общение с

которым для подростка особо значимо. В исследованиях К.Н. Платон выявлено в

качестве общевозрастной особенности подростка преимущественно ориентация на

сверстника как на значимого другого. Можно предположить, что чувство

идентификации себя с кругом сверстников переживают все подростки и она

является определенным этапом в формировании и “Я-образа”. По-видимому этот

этап соответствует формированию у подростков чувства “Мы”, их “Мы-образа”,

который является предпосылкой развития качественно нового “Я-образа”

подростка, нового рождения самосознания. Анализируя филогенетический аспект

самосознания, Боришевский отмечает, что самосознание могло возникнуть как

коллективное самосознание, как понятие “Мы”, к которому человек относился

как часть к целому. И только на более высоких стадиях развития общественных

групп людей в процессе их общей деятельности стало возможным возникновение

личного “Я”, когда уже способен осознать себя, свое “Я” как нечто

отличительное от “Я” других людей, членов коллектива.

В подростковом возрасте в переломный период, как показывают исследования

многих ученых психологов, “Я-образ” ребенка становится чрезвычайно

нестабильным. Как пишет И.С. Кон образ “Я” утрачивает в этот период свою

целостность, индивид особо остро ощущает противоречивость,

неупорядоченность своего “Я”, что обусловлено как неопределенностью уровня

притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на

самооценку. Действительно, особенностью подростка является постепенный

отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все больше опора

на внутренние критерии. Однако навыков самопознания, самоанализа у

подростков нет. Таким образом, возникает противоречие между острой

потребностью подростка в самопознании и неспособностью адекватно

осуществить эту потребность, последствием чего и является снижение уровня

адекватности самооценок, глубины и развернутости “Я-образа”.

В то же время многие исследователи отмечают, что возможности для

самопознания у подростков более скромны, чем у старших школьников, но

восприимчивость к корректировке негативных психических стремлений в

подростковом возрасте более обострена. Учащиеся переживают наличие у себя

отрицательных черт и считают, что они сами виноваты во всех сложностях,

возникших у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные

недостатки.

Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка.

В подростковой возрасте на базе качественного изменения всей психической

жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и

самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе

качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка

развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к

новому этапу психологического и социального развития.

Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение

подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский

считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного

“Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты

и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые

феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону).

Этот период считается критическим или даже периодом возникновения

самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубенштейну, процесс

формирования самосознания протекает “ от наивного неведения в отношении

самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все

более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе

этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее

внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру

в целом”.

Основной причиной, влияющей на появление новообразования в самосознании

подростков является изменение социальной ситуации развития подростков,

выдвигающей новые требования к поведению, деятельности, учению, к системе

отношений со взрослыми.

В подростковом возрасте сильное влияние на самосознание и становление

личности оказывает не только семья, но и школа в лице сверстников и

учителей. Таким образом, опыт подростка расширяется и при оценке и

восприятии себя представляется тенденция к эмансипации самооценок от оценок

других.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-

та, 1983. - 144 с.

2. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и

юношеского возрастов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1985. - 20

с.

3. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его

воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96 с.

4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред.

Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

5. В мире подростка/ Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Медицина, 1981.- 293

с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В.

Запорожец. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.:

Педагогика, 1984. - 433 с.

7. Драгунова Т.В. Психологические особенности. - Сов. педагогика, 1972,

N 8, с. 79-93.

8. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: “Дом

педагогики”, 1996. - 208 с.

9. Кон И.С. Открытие “Я”.- М.: Политиздат, 1978. -367 с.

10. Кон И.С. В поисках себя.- М.: Политиздат, 1984. -335с.

11. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.: Просвещение,

1965. - 316 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до

17 лет): Учебное пособие. -М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.

13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во

Моск. ун-та, 1981. - 584 с.

14. Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к

образцу: Автореф. дис....канд. психол. наук. М., 1978. - 20 с.

15. Малахова А.И. Сознание и самосознание личности. - Автореф. дис. на

соискание учен. степени канд. философ. наук. -Л., 1972. - 23 с.

16. Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. -

Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. философ. наук. - Л., 1975. -

25 с.

17. Психологический словарь

18. Ремшмидт Х. Подросткоый и юношеский возраст: Проблемы становления

личности: Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. _ 320 с.

19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:

Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

20. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической

диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с.

21. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -

288 с.

22. Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г.

Аракелова. - М.: Высш. шк., 1990. - 304 с.

23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педегогической психологии. -

М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

24. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978.

- 54 с.

25. Философская энциклопедия

26. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для стедентов/

Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная

педагогическая академия, 1994. - 256 с.

27. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. М., 1966, с.

228 - 239.

28. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. - 144

с.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Социометрия.

1. Представьте, что создается новый класс. Кого бы вы не хотели там

увидеть из старого класса?

2. Представьте, что с вами случилась неприятность, кого бы вы позвали на

помощь?

3. С кем бы вы не хотели бы сидеть за одной партой?

4. Вы собираетесь справлять День рождения. Кого бы вы пригласили?

Опросник “Мой класс”.

1. Ребятам нравится учиться в нашем классе.

2. Дети в нашем классе всегда дерутся друг с другом.

3. В нашем классе каждый ученик мой друг.

4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.

5. Некоторые дети в нашем классе являются середнячками.

6. С некоторыми детьми в нашем классе я дружу.

7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.

8. Многие дети в нашем классе любят драться.

9. Все ученики в нашем классе - друзья.

10. Некоторые ученики не любят свой класс.

11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.

12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.

13. Наш класс веселый.

14. Дети в нашем классе много ссорятся.

15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.

Анкета.

1. ФИО.

2. Сколько лет?

3. Хотели бы вы узнать себя и своих друзей поближе?

4. Довольны ли вы собой?

5. Ваше отношение к школе и к учебе.

6. Несколько слов о вашей семье (сколько человек в семье, где работают

родители).

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ