Рефераты
 

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

(аксиома 1 циркуля)

5. окружность х (N r2) (аксиома 1 циркуля)

6. Точки В и С пересечения окружностей х2 и х3 , то есть { В,С} = х2

х3 (аксиома 4 общая).

7. ВС – искомая касательная (аксиома 2 линейки).

Доказательство: По построению имеем: МВ = МС = NВ = NC = r2. Значит

фигура МВNC – ромб. точка касания А является точкой пересечения диагоналей:

А = MN BC, BAM = 90 градусов.

Рассмотрев материал данного параграфа, вспомнили основные понятия

планиметрии: отрезок, луч, угол, треугольник, четырехугольник, окружность.

Рассмотрели основные свойства этих понятий. А так же выяснили, что

построение геометрических фигур с заданными свойствами при помощи циркуля

и линейки осуществляется по определенным правилам. Прежде всего надо

знать, какие построения можно выполнить с помощью линейки, не имеющей

делений и с помощью циркуля. Эти построения называются основными. Кроме

того, надо уметь решать элементарные задачи на построение, т.е. уметь

строить: отрезок, равный данному: прямую, перпендикулярную данной прямой, и

проходящую через данную точку; прямую, параллельную данной, и проходящую

через данную точку, касательную к окружности.

Уже в начальной школе дети начинают знакомиться с элементарными

геометрическими понятиями, геометрический материал занимает значительное

место в традиционных и альтернативных программах. Это связано со следующими

причинами:

1. Он позволяет активно использовать наглядно-действенный и наглядно-

образный уровень мышления, которые являются наиболее близкими детям

младшего школьного возраста, и опираясь на которые, дети выходят на

словесно-образный и словесно-логический уровни.

Геометрия, как и любой другой учебный предмет, не может обходиться без

наглядности. Известный русский методист-математик Беллюстин В. К. еще в

начале XX века отмечал, что "никакое отвлеченное сознание невозможно, если

ему не предшествует обогащение сознания нужными представлениями".

Формирование отвлеченного мышления у школьников с первых школьных шагов

требует предварительного пополнения их сознания конкретными

представлениями. При этом удачное и умелое применение наглядности побуждает

детей к познавательной самостоятельности и повышает их интерес к предмету,

является важнейшим условием успеха. В тесной связи с наглядностью обучения

находится и его практичность. Именно из жизни черпается конкретный

материал для формирования наглядных геометрических представлений. В этом

случае обучение становится наглядным, согласованным с жизнью ребенка,

отличается практичностью (Н/Ш:2000, №4, с. 104).

2. Увеличение объема геометрического материала позволяет более

эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса

геометрии, который вызывает у школьников общей и средней школы большие

трудности.

Изучение элементов геометрии в начальных классах решает следующие

задачи:

- развитие плоскостного и пространственного воображения у школьников;

- уточнение о обогащение геометрических представлений учеников,

приобретенных в дошкольном возрасте, а также помимо обучения в

школе;

- обогащение геометрических представлений школьников, формирование

некоторых основных геометрических понятий;

- подготовка к изучению систематического курса геометрии в среднем

звене школы.

"В современных исследованиях педагогов и методистов все большее

признание получает идея и трех уровнях знаний, через которые так или иначе

проходит умственное развитие школьника. Эрдниев Б. П. и Эрдниев П. М.

излагают их так:

1-й уровень – знание-знакомство;

2-й уровень – логический уровень знания;

3-й уровень – творческий уровень знания.

Геометрический материал в младших классах изучается на первом уровне,

т. е. на уровне знания-знакомства (например, названия предметов: шар, куб,

прямая линия, угол). На этом уровне никакие правила и определения не

заучиваются. если отличает зрительно или на ощупь куб от шара, овал от

круга – это тоже знание, которое обогащает мир представлений и слов. (Н/Ш:

1996, №3, с.44).

В настоящее время учителя составляют сами, подбирают из изданной в

достаточном количестве разнообразной литературы математические задачи,

направленные на развитие мышления, в том числе и таких видов мышления, как

наглядно-действенное и наглядно – образное, включают их во внеклассную

работу.

Это, например, конструирование из палочек геометрических фигур,

распознавание фигур, полученных перегибанием листа бумаги, разбиение целых

фигур на части и составление целых фигур из частей.

Приведу примеры математических заданий на развитие наглядно-

действенного и наглядно-образного мышления.

1. Составь из палочек:

2. Продолжи

3. Найди части, на которые разбит прямоугольник, изображенный слева, и

отметь их крестиком.

4. Соедини стрелками изображения и названия соответствующих фигур.

Прямиугольник.

Треугольник.

Точка.

Луч.

Отрезок.

Квадрат.

Круг.

Окружность.

Кривая линия.

5. Поставь номер фигуры перед ее названием.

Угол.

Прямоугольник.

Круг.

Квадрат.

Треугольник.

6. Сконструировать из геометрических фигур:

Курс математики – изначально интегрированный. Это способствовало

созданию интегрированного курса "Математика и конструирование.

Так как одна из задач уроков трудового обучения – развитие у детей

младшего школьного возраста всех видов мышления, в том числе наглядно-

действенного и наглядно-образного, то это создало преемственность с

действующим курсом математики в начальных классах, который обеспечивает

математическую грамотность учащихся.

самый распространенный на уроках труда вид работы – аппликации из

геометрических фигур. При изготовлении аппликации у детей совершенствуются

навыки разметки, решаются задачи сенсорного развития учащихся, развивается

мышление, так как, расчленяя сложные фигуры на простые и, наоборот,

составляя из простых фигур более сложные, школьники закрепляют и углубляют

свои знания о геометрических фигурах, учатся различать их по форме,

величине, цвету, пространственному расположению. Такие занятия открывают

возможность для развития творческого конструкторского мышления.

Специфика целей и содержания интегрированного курса "Математика и

конструирование" определяет своеобразие методов его изучения, форм и

приемов проведения занятий, где на первый план выходит самостоятельная

конструкторско-практическая деятельность детей, реализуемая в форме

практических работ и заданий, расположенных в порядке нарастания уровня

трудности и постепенного обогащения их новыми элементами и новыми видами

деятельности. Поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения

практических работ включает в себя как выполнение заданий по образцу, так и

задания творческого характера.

Следует заметить, что в зависимости от вида урока (урок изучения

нового математического материала или урок закрепления и повторения) центр

тяжести при его организации в первом случае сосредоточен на изучении

математического материала, а во втором – на конструкторско-практической

деятельности детей, в ходе которой идет активное использование и

закрепление приобретенных ранее математических знаний и умений в новых

условиях.

В связи с тем, что изучение геометрического материала по этой

программе идет главным образом методом практических действий м объектами и

фигурами, большое внимание следует обратить на:

- организацию и выполнение практических работ по моделированию

геометрических фигур;

- обсуждение возможных способов выполнения того или иного

конструкторско-практического задания, в ходе которого могут быть

выявлены свойства как самих моделируемых фигур, так и отношений

между ними;

- формирование умений преобразовывать объект по заданным условиям,

функциональным свойствам и параметрам объекта, узнавать и выделять

изученные геометрические фигуры;

- формирование элементарных навыков построения и измерения.

В настоящее время существует много параллельных и альтернативных

программ по курсу математики в начальных классах. Рассмотрим и сравним их.

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию

наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

младших школьников на интегрированных уроках

математики и трудового обучения.

3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления младших школьников в процессе проведения

интегрированных уроков математики и трудового обучения в 2 классе

(1-4).

Диагностика, как специфический вид педагогической деятельности.

выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это

настоящее искусство – найти в ученике то, что скрыто от других. С помощью

диагностических методик учитель может с большей уверенностью подойти к

коррекционной работе, к исправлению обнаруженных пробелов и недочетов,

выполняя роль обратной связи, как важного компонента процесса обучения

(Гаврилычева Г. Ф. В начале было детство // Начальная школа.-1999,-№1).

Овладение технологией педагогической диагностики позволяет учителю

грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям.

Этот принцип был выдвинут еще в 40-е годы психологом Рубинштейном С. Л.

Ученый считал, что "изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы

воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственно-полноценной

педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии

детей". (Давлетишина А. А. Изучение индивидуальных особенностей младшего

школьника //Начальная школа.-1993,-№5)

Работа над дипломным проектом поставила передо мной один, но очень

важный вопрос: "Как развивается наглядно-действенное и наглядно-образное

мышление на интегрированных уроках математики и трудового обучения?"

До внедрения системы интегрированных уроков была проведена диагностика

уровня развития мышления младших школьников на базе Борисовской средней

школы №1 во 2 классе (1 – 4). Методики взяты из книги Немова Р. С.

"Психология" 3 том.

Методика 1. "Кубик Рубика"

Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-

действенного мышления.

Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени

сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить в

условиях дефицита времени.

В методику входят девять заданий, вслед за которыми в скобках указано

количество баллов, которое получает ребенок, решив данную задачу за 1

минуту. всего на эксперимент отводится 9 минут. Переходя от решения одной

задачи к другой, каждый раз необходимо изменять цвета собираемых граней

кубика Рубика.

Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трех

квадратов одного цвета. (0,3 балла).

Задание 2. На любой грани кубика собрать два столбца или две строки из

квадратов одного и того же цвета. (0,5 балла)

Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного и

того же цвета, т. е. полный одноцветный квадрат, включающий

в себя9 малых квадратиков. (0,7 балла)

Задание 4. Собрать полностью одну грань определенного цвета и к ней

еще одну строку или один столбец из трех малых квадратиков

на другой грани кубика. (0,9 балла)

Задание 5. собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней

еще два столбца или две строки того же самого цвета на какой-

либо другой грани кубика. (1,1 балла)

Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного и того же цвета.

(1,3 балла)

Задание 7. Собрать полностью две грани кубика одного и того же цвета

и, кроме того, один столбец или одну строку того же самого

цвета на третьей грани кубика. (1,5 балла)

Задание 8. . Собрать полностью две грани кубика и к ним еще две строки

или два столбца такого же цвета натретьей грани кубика. (1,7

балла)

Задание 9. Собрать полностью все три грани кубика одного и того же

цвета. (2,0 балла)

Результаты проведенного исследования представлены в следующей таблице:

|№ |Ф. И. учащегося|Задание |Общий |Уровень |

|п\п| | |резуль|развития |

| | | |тат |наглядно-дей|

| | | |(балл)|ственного |

| | | | |мышления |

| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |

|1 |Кушнерев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |

| |Александр | | | | | | | | | | | |

|2 |Данилина Дарья |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

|3 |Кирпичев |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

| |Алексей | | | | | | | | | | | |

|4 |Мирошников |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |- |2,4 |средний |

| |Валерий | | | | | | | | | | | |

|5 |Еременко Марина|+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |

|6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий |

| |Ренат | | | | | | | | | | | |

|7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

|8 |Черкашин Сергей|+ |+ |- |- |- |- |- |- |- |0,8 |низкий |

|9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий |

| |Никита | | | | | | | | | | | |

|10 |Питимко Артем |+ |+ |- |- |- |- |- |- |- |0,8 |низкий |

Оценка результатов работы с этой методикой производилась следующим

способом:

10 баллов – очень высокий уровень,

4,8 – 8,0 баллов – высокий уровень,

1,5 – 3,5 баллов – средний уровень,

0,8 баллов – низкий уровень.

Из таблицы видно, что большая часть детей (5 человек) имеет средний

уровень наглядно-действенного мышления, 3 человека имеет высокий уровень

развития и 2 человека – низкий уровень.

Методика 2 . "Матрица Равена"

Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления

у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается

такое , которое связано с оперированием различными образами и наглядными

представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-

образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. они

представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно

усложняющихся матриц Равена. (см. Приложение №1).

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач

одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении десяти деталей на

матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве

недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. Изучив

структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей, которая

лучше всего подходит к этой матрице, т. е. соответствует ее рисунку или

логике расположения ее деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По

истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество

правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком

за их решение. Каждая правильно решенная матрица оценивается в 1 балл.

Ниже показан пример матрицы:

Результаты выполнения детьми методики представлены в следующей

таблице:

|№ |Ф. И. учащегося|Задание |Правильно |

|п\п| | |решенных |

| | | |задач (баллы)|

| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 | |

|1 |Кушнерев |+ |+ |- |- |+ |+ |- |+ |+ |- |6 |

| |Александр | | | | | | | | | | | |

|2 |Данилина Дарья |+ |- |- |- |+ |+ |+ |+ |- |- |5 |

|3 |Кирпичев |- |+ |+ |+ |- |- |+ |+ |+ |- |6 |

| |Алексей | | | | | | | | | | | |

|4 |Мирошников |+ |- |+ |- |+ |+ |- |+ |- |+ |6 |

| |Валерий | | | | | | | | | | | |

|5 |Еременко Марина|- |- |+ |+ |- |+ |+ |+ |- |- |5 |

|6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |- |8 |

| |Ренат | | | | | | | | | | | |

|7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |- |- |+ |7 |

|8 |Черкашин Сергей|+ |- |- |- |+ |- |- |+ |- |- |3 |

|9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |- |+ |+ |8 |

| |Никита | | | | | | | | | | | |

|10 |Питимко Артем |- |+ |- |- |- |+ |+ |- |- |- |3 |

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 баллов – средний;

2 – 3 балла – низкий;

0 – 1 балл – очень низкий.

Как видно из таблицы 2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-

образного мышления, 6 детей – средний уровень развития и 2 ребенка –

низкий уровень развития.

Методика 3. "Лабиринт (А. Л. Венгера).

Целью данной методики является определение уровня развития наглядно-

образного мышления детей младшего школьного возраста.

Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других,

неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные

указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он

пройдет. ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме.

отражающей последовательность этапов пути. Одновременно методику "Лабиринт"

целесообразно использовать в качестве упражнений для развития наглядно-

образного и наглядно-действенного мышления (см. Приложение №2).

Оценка результата:

Количество баллов, получаемых ребенком, устанавливается по шкале

оценок (см. Приложение №2).

После проведения методики получили следующие результаты:

2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления;

6 детей – средний уровень развития;

2 ребенка – низкий уровень развития.

Таким образом, при проведении предварительного эксперимента группа

учащихся (10 человек) показала следующие результаты:

60% детей имеет средний уровень развития наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления;

20% - высокий уровень развития и

20% - низкий уровень развития.

Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы:

3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике и

трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления младших школьников.

На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей

недостаточно развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. для

более высокого уровня развития этих видов мышления были проведены

интегрированные уроки математики и трудового обучения. уроки проводились по

программе "Математика и конструирование", авторами которой являются С. И.

Волкова и О. Л. Пчелкина. (см. Приложение №3).

Приведем фрагменты уроков, которые способствовали развитию наглядно-

действенного и наглядно-образного мышления.

Тема: Знакомство с треугольником. Построение треугольников. Виды

треугольников.

Этот урок направлен на развитие умения анализировать, творческого

воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; научить в

результате практических упражнений строить треугольник.

Фрагмент 1.

Соедините точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой , точку 3 с точкой 1.

- Что это такое? – спросил Циркуль.

- Да это же ломаная линия! – воскликнула точка.

- А сколько в ней отрезков, ребята?

- А углов?

- Ну, вот это и есть треугольник.

После знакомства детей с видами треугольника (остроугольный,

прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания:

Обведите вершину прямого угла треугольника красным карандашом, тупого угла

– синим, острого – зеленым. Закрась прямоугольный треугольник.

Закрась остроугольные треугольники.

Найдите и отметьте прямые углы. Посчитайте и запишите сколько прямоугольных

треугольников изображено на чертеже.

Тема: Знакомство с четырехугольником. Виды четырехугольников.

Построение четырехугольников.

Этот урок направлен на развитие всех видов мышления, пространственное

воображение.

Приведу примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления.

Фрагмент 2.

I. Повторение.

а) повторение об углах.

Возьмите лист бумаги. Произвольно согните его. разверните. получили

прямую линию. Теперь согните лист по-другому. Посмотрите на углы, которые

получили без линейки и карандаша. Назовите их.

Согните из проволоки:

После знакомства с четырехугольником и его видами, были предложены

следующие задания:

1)

Сколько квадратов?

2) Сосчитайте прямоугольники.

Найдите 9 квадратов.

Фрагмент 3.

Для выполнения практической работы было предложено такое задание:

Скопируйте данный четырехугольник, вырежи его, проведи диагонали.

Разрежьте четырехугольник на два треугольника по той диагонали, которая

длиннее и выложи из полученных треугольников такие фигуры, как показаны

ниже.

Тема: Повторение знаний о квадрате. Знакомство с игрой "Танграм",

конструирование из его частей.

Этот урок направлен на активацию познавательной деятельности через

решение логических задач, развитие наглядно-образного и наглядно-

действенного мышления, внимания, воображения, стимулирование активного

творческого труда.

Фрагмент 4.

II. Устный счет.

- Урок начнем с небольшой экскурсии в "геометрический лес".

Дети, мы с вами попали в необычный лес. Чтобы в нем не заблудиться,

надо назвать геометрические фигуры, которые "спрятались" в этом лесу.

Назовите геометрические фигуры, какие вы здесь видите.

Задание на повторение понятия прямоугольника.

- Найдите соответствующие пары, чтобы при их сложении получалось три

прямоугольника.

На этом уроке использовалась игра "Танграм" – математический

конструктор. она способствует развитию рассматриваемых нами видов мышления,

творческой инициативы, смекалки (см. приложение №4).

Для составления плоскостных фигур по образу необходимо не только

знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков,

но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения

нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или

силуэтом, на составляющие его части.

Обучение детей игре "Танграм" проводилось в четыре этапа.

1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание

отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам,

усвоение способов соединения их между собой.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элементарному изображению

предмета.

Составление предметных фигур по элементарному изображению состоит в

механическом подборе, копировании способа расположения частей игры.

Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их

расположение и соединение.

3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементарному

изображению.

Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения

одной – двух составных частей, остальные они должны расположить

самостоятельно.

4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному,

образцу.

На этом уроке было знакомство с игрой "Танграм"

Фрагмент 5.

- Это древняя китайская игра. В целом это квадрат, разделенный на 7

частей. (показ схемы)

- Из этих частей вы должны сконструировать изображение свечи. (показ

схемы)

Тема: Круг, окружность, их элементы; циркуль, его использование,

построение окружности с помощью циркуля. "Волшебный круг",

составление различных фигур из "волшебного круга".

Этот урок послужил развитию умения анализировать, сравнивать,

логического мышления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления,

воображения.

Примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного

мышления.

Фрагмент 6.

(после разъяснения и показа учителя, как начертить окружность с

помощью циркуля, дети выполняют такую же работу).

- Ребята, у вас на столах лежит картон. Начертите на картоне

окружность радиусом 4 см.

Затем, на листах красного цвета учащиеся чертят окружность, вырезают

круги, с помощью карандаша и линейки делят круги на 4 равные части.

Одну часть отделяют от круга (заготовка для шляпки гриба).

Изготавливают ножку для гриба, склеивают все части.

Составление предметных картинок из геометрических фигур.

- В "Стране круглых фигур" жители придумали свои игры, в которых

используются круги, разделенные на различные фигуры. Одна из таких игр

называется "Волшебный круг". С помощь. этой игры можно выложить различных

человечков из геометрических фигур, составляющих круг. А человечки эти

необходимы для того, чтобы собирать грибы, изготовленные вами сегодня на

уроке. У вас на столах лежат круги, разделенные линиями на фигуры. Возьмите

ножницы и разрежьте круг по намеченным линиям.

Затем учащиеся выкладывают человечков.

3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента.

После проведения интегрированных уроков по математике и трудовому

обучению мы провели констатирующее исследование.

Участвовала та же группа учащихся, использовались задания

предварительного эксперимента с целью выявления, на сколько процентов

повысился уровень развития мышления младшего школьника после проведения

интегрированных уроков математики и трудового обучения. После проведения

всего эксперимента вычерчивается диаграмма, из которой можно увидеть, на

сколько процентов повысился уровень развития наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. Делается

соответствующий вывод.

Методика 1. "Кубик Рубика"

После проведенния этой методики были получены следующие результаты:

|№ |Ф. И. учащегося|Задание |Общий |Уровень |

|п\п | | |резуль|развития |

| | | |тат |наглядно-дей |

| | | |(балл)|ст-венного |

| | | | |мыш- ления |

| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |

|1 |Кушнерев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий |

| |Александр | | | | | | | | | | | |

|2 |Данилина Дарья |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |

|3 |Кирпичев |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

| |Алексей | | | | | | | | | | | |

|4 |Мирошников |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |4,8 |высокий |

| |Валерий | | | | | | | | | | | |

|5 |Еременко Марина|+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

|6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|

| |Ренат | | | | | | | | | | | |

|7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |

|8 |Черкашин Сергей|+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |

|9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|

| |Никита | | | | | | | | | | | |

|10 |Питимко Артем |+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |

Из таблицы видно, что 2 ребенка имеют очень высокий уровень развития

наглядно-действенного мышления, 4 ребенка – высокий уровень развития, 4

ребенка – средний уровень развития.

Методика 2. "Матрица Равена"

Результаты этой методики такие (см. Приложение №1):

2 человека имеют очень высокий уровень развития наглядно-образного

мышления, 4 человека – высокий уровень развития, 3 человека – средний

уровень развития и 1 человек – низкий уровень.

Методика 3. "Лабиринт"

После проведения методики были получены следующие результаты (см.

Приложение 2):

1 ребенок – очень высокий уровень развития;

5 детей – высокий уровень развития;

3 ребенка – средний уровень развития;

1 ребенок – низкий уровень развития;

Составляя результаты диагностической работы с результатами методик, мы

получили, что 60% испытуемых имеют высокий и очень высокий уровень

развития, 30% - средний уровень и 10% - низкий уровень.

Динамика развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

учащихся представлена на диаграмме:

Итак, мы видим, что результаты стали намного выше, уровень развития

наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младшего школьника

значительно повысился, это говорит о том, что проведенные нами

интегрированные уроки математики и трудового обучения существенно улучшили

процесс развития этих видов мышления второклассников, что явилось

основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы.

Заключение.

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при

проведении интегрированных уроков математики и трудового обучения, как

показало наше исследование, является очень важной и актуальной проблемой.

Исследуя эту проблему, мы подобрали методы диагностики наглядно-

действенного и наглядно-образного мышления применительно к младшему

школьному возрасту.

Для улучшения геометрических знаний и развития рассматриваемых видов

мышления нами были разработаны и проведены интегрированные уроки математики

и трудового обучения, на которых детям понадобились не только

математические знания, но и трудовые умения и навыки.

Интеграция в начальной школе, как правило, имеет количественный

характер – "немного обо всем". Это значит, что дети получают все новые и

новые представления о понятиях, систематические дополняя и расширяя круг

уже имеющихся знаний (двигаясь в познании по спирали). В начальной школе

интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей

знаний.

В наших уроках мы попытались объединить два разноплановых по способу

овладения ими учебных предмета: математику, изучение которой носит

теоретический характер, и трудовое обучение, формирование умений и навыков

в котором носит практический характер.

В практической части работы мы провели изучение уровня развития

наглядно-действенного и наглядно-образного мышления до проведения

интегрированных уроков математики и трудового обучения. Результаты

первичного исследования показали, что уровень развития этих видов мышления

носит слабый характер.

После проведения интегрированных уроков было проведено контрольное

исследование с помощью той же диагностики. Сравнивая полученные результаты

с выявленными ранее, мы установили, что эти уроки оказались эффективны для

развития рассматриваемых видов мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированные уроки

математики и трудового обучения способствуют развитию наглядно-действенного

и наглядно-образного мышления.

Список использованной литературы:

|1.|Абдулин О. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. |

|2.|Актуальные вопросы методики преподавания математики.: Сборник трудов. |

| |–М.:МГПИ, 1981 |

|3.|Артемов А. С. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958. |

|4.|Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. |

|5.|Бантева М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в |

| |начальных классах. – М. Просвещение, 1981 |

|6.|Баранов С. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. |

|7.|Беломестная А. В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе "Математика и |

| |онст-руирование". // Н. Ш., 1990. - №9 |

|8.|Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - |

| |№11 |

|9.|Брушлинская А. В. Психология мышления и кибернетика. М.: Просвещение, |

| |1970. |

|10|Волкова С. И. Математика и конструирование // Начальная школа. - 1993 |

|. |- №1. |

|11|Волкова С. И., Алексеенко О. Л. Изучение курса "Математика и |

|. |конструирова-ние". // Н. Ш. – 1990. - №1 |

|12|Волкова С. И., Пчелкина О. Л. Альбом по математике и конструированию: |

|. |2 класс. М.: Просвещение, 1995. |

|13|Голубева Н. Д., Щеглова Т. М. Формирование геометрических |

|. |представлений у первоклассников // Начальная школа. - 1996. - №3 |

|14|Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, |

|. |1982. |

|15|Житомирский В. Г., Шеврин Л .Н. Путешествие по стране Геометрии. |

|. |М.:Педагогика - Пресс, 1994 |

|16|Зак А. З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная |

|. |школа. 1985. №5 |

|17|Истомина Н. Б. Активация учащихся на уроках математики в начальных |

|. |классах. – М. Просвещение, 1985. |

|18|Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: |

|. |Линка-пресс, 1997. |

|19|Коломинский Я. Л. Человек: психология. М.:1986. |

|. | |

|20|Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.:|

|. |Просвещение, 1968. |

|21|Кудрякова Л. А. Изучаем геометрию // Начальная школа. - 1996. - №2. |

|. | |

|22|Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. |

|. |Гамезо. М.: Просвещение, 1982. |

|23|Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М.: |

|. |Линка-пресс, 1998. |

|24|Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: |

|. |Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1985. |

|25|Методика начального обучения математике. /Под общ. ред. А. А. Столяра,|

|. |В. Л. Дроздова – Минск: Высш. школа, 1988. |

|26|Моро М. И., Пышкало Л. М. Методика обучения математике в 1 – 3 кл. – |

|. |М.: Просвещение, 1978. |

|27|Немов Р. С. Психология. М., 1995. |

|. | |

|28|О реформе общеобразовательной профессиональной школы. |

|. | |

|29|Пазушко Ж. И. Развивающая геометрия в начальной школе // Начальная |

|. |школа. - 1999. - №1. |

|30|Программы обучения по системе Л. В. Занкова 1 – 3 классы. – М.: |

|. |Просвещение, 1993. |

|31|Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ начальных классах|

|. |(1 – 4 ) – М.: Просвещение, 1992. Программы развивающего обучения. |

| |(система Д. Б. Эльковнина – В. В. Давыдова) |

|32|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. |

|. | |

|33|Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие. М.: Академия, 1998. |

|. | |

|34|Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Ярославль:|

|. |Академия развития, 1997. |

|35|Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. М.: Просвещение, 1963. |

|. | |

|36|Фридман Л. М. Психологический справочник учителю М.: 1991. |

|. | |

|37|Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.,1993. |

|. | |

|38|Шардаков В. С. Мышление школьников. М.: Просвещение, 1963. |

|. | |

|39|Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. М.: АО |

|. |"Столетие", 1995. |

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ