Рефераты
 

Развитие самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей речью, своими

поступками и пр. Более или менее выраженные неприятные переживания,

связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого

общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и

состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии,

тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности, угрюмости,

гнева, злобности, частой и сильной сменой настроения и др.

Эмоции и чувства – это непосредственное переживание действительности,

для которых характерна сравнительно небольшая продолжительность и

интенсивность. Но они же могут перерастать и в более длительно и сильно

протекающие психические состояния. Эмоции (как психический процесс) очень

близки первичному познавательному процессу – ощущению: ощущение

сигнализирует о самом факте того или иного внешнего или внутреннего

раздражителя, а неразрывно связанное с ощущением переживание (эмоция) дает

оценку полезности или вредности, приятности или неприятности данного

воздействия.

В то же время оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией

побуждения к действию, к волевому усилию. Как указывалось выше, первые

действия по преодолению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на

уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего

характера. С осознанием своего дефекта связываются впоследствии попытки

силой (как естественное и простое реагирование) преодолеть возникшую

трудность или помеху в речевом процессе, потом – поиски средств и приемов

как-то облегчить свою трудную речь либо как-то скрыть, замаскировать ее от

окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и

двигательные уловки (вспомогательные произвольные движения). При этом может

создаваться парадоксальность положения заикающегося: пытаясь при помощи

вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою

неправильную речь от окружающих, он тем самым еще больше обращает на нее

внимание окружающих, конфузится, переживает, от чего проявления заикания

принимают более сложный характер.

Внимание. Говоря о фиксированности заикающихся на своем дефекте,

обыкновенно полагают, что это какое-то особое качество или свойство

внимания (произвольное, концентрированное, интенсивное, застревающее,

устойчивое и т. д.)

Наша попытка создать психологическую модель фиксированности

заикающихся на своем дефекте убеждает, что это не так. Внимание (как фактор

, организующий психическую деятельность человека и обеспечивающий

направленность и сосредоточенность его сознания на определенном объекте)

безусловно занимает свое важное место в названной модели, но далеко не

исчерпывает, как мы убедились, содержание этого понятия.

Ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства, волевые

усилия и действия – все это с организующей помощью внимания становится

более отчетливым, полным, сильным, осознанным, продуктивным, может

качественно меняться. Следует полагать, что такую же роль внимание (как

психический фактор) играет и в образовании и развитии феномена

фиксированности, заикающихся на своем дефекте, т. е. Оно усиливает,

усугубляет и трансформирует отражение имеющегося дефекта речи в психических

процессах, состояниях, свойствах и и поведении заикающихся.

Вывод: Понятие феномена фиксированности можно определить так: это

есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок)

во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат

процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или

помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических

процессах ,состояниях и свойствах личности заикающегося и проявляющихся в

его взаимодействии с окружающей социальной средой.

Глава 3. Рекомендации для воспитания детей с заиканием

3.1.Методики по выявлению самооценки

Экспериментальное исследование строилось на следующих принципах:

-гуманность

-индивидуальный подход

-доступность

-валидность, т. е. соответствие методикам, изучаемым качеству.

-учета ведущего вида деятельности.

Данное экспериментальное исследование проходило в несколько этапов:

-подготовительный этап.

-констатирующий эксперимент.

Были использованы методики Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А.

«Практикум по детской психологии», Р. С. Немов «Психология»

Перед проведением методик была проведена беседа с родителями о

поведении детей дома, с их ближайшем окружением, отношении всех членов

семьи к ребенку.

Методика №1.

Изучение самооценки детей в разных видах деятельности.

Подготовка. Для первой серии приготовьте карточки с узорами трех

степеней сложности, по 3 в каждом наборе; бумагу; 6 цветных карандашей.

Для второй серии подобрать сюжетные картинки:

а) ребенок, расставляющий стулья

б) ребенок, протирающий стол;

в) ребенок, стирающий полотенце.

Подготовить оборудование для выполнения соответствующих трудовых

поручений. Для третьей серии потребуются кубы разной высоты в соответствии

с возрастом детей.

Проведение. Исследование включает 3 серии, которые проводятся по

выбору или все с интервалом в 2-3 дня, индивидуально с детьми 5-6 лет.

Первая серия. Рисование.

1 ситуация. Ребенку предлагают нарисовать картинку и объясняют, что

если рисунок получится хороший, то его возьмут на выставку. По окончанию

работы ребенку задают вопросы: «Как ты считаешь, твой рисунок получился

хороший? Его можно или нельзя взять на выставку? Почему ты так думаешь?»

2 ситуация. Ребенку говорят: «Здесь лежат карточки с узорами. Тебе

нужно нарисовать какие-нибудь из них. Какие именно, выбери сам. В этой

стопке- самые простые карточки. Это нарисовать легко. Здесь – потруднее, а

это – самые трудные. Чтобы их нарисовать нужно уметь хорошо рисовать. Если

рисуешь плохо, выбери легкие узоры. Если рисуешь не очень хорошо, выбери

узоры средней трудности. А если умеешь очень хорошо рисовать, то выбери

трудные».

Вторая серия. Трудовая деятельность.

1 ситуация. Ребенку показывают сюжетные картинки и объясняют: «Дети

трудятся. Расставлять стулья проще всего. Протирать столы труднее: нужно

уметь намочить и выжать тряпочку. Но труднее всего стирать полотенца: нужно

отстирать так, чтобы они стали чистыми. С каким поручением ты бы справился?

Почему ты так считаешь?»

2 ситуация. Участвуют те же дети, что и в первой ситуации. Ребенку

говорят, что нужно привести групповую комнату в порядок, затем повторяют то

же, что и в первой ситуации, предлагая выбрать поручение, с которым он

может справиться. Спрашивают, почему он выбрал именно это поручение. Затем

ребенок трудится самостоятельно. По окончании работы ему предлагают оценить

результат и мотивировать свою оценку.

Третья серия. Двигательное упражнение.

Составляют 3 дорожки из высоких, средних и низких кубов. Ребенку

говорят: «Тебе нужно пропрыгать по одной дорожке. По какой выбери сам. Вот

эта дорожка самая легкая: кубы тут самые низкие. Вот эта потруднее, потому

что кубы повыше. А эта самая трудная, здесь самые высокие кубы. Если ты

прыгаешь плохо, выбери легкую дорожку. Если прыгаешь не очень хорошо,

выбери дорожку средней трудности. Если ты умеешь прыгать очень хорошо, то

выбери самую трудную.» Убедившись, что ребенок понял инструкцию, ему

предлагают выполнить задание. Затем он должен оценить качество выполнения и

мотивировать свою оценку.

Методика №2.

Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы.

Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого

ребенка группы, 3 игрушечных домика.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с

детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из

которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.

Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся

детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.

Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно

играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.

Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до

конца, прийти на помощь товарищу.

Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку успех в

той или иной деятельности: навыки и умения, от которых зависит успешность

учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной

и т. п.

Перед испытанием раскладывают на столе фотографии всех детей группы,

в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку

предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии «самых

добрых»(говорят, что они «делятся гостинцами с другими ребятами, дают

поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей,

уступают место в игре»), а в другую стопку – фотографии детей «не очень

добрых»( «не любят делиться гостинцами, не дают играть своими игрушками и

т. д.»). Фотографии детей, которые «только иногда бывают добрыми»,

складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен

положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной тому или

иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии 3 раза.

Каждая стопка фотографий помещается в соответствующем игрушечном

домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все

фотографии снова раскладываются на столе.

Методика №3

Изучение уровня самосознания.

Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов

внеситуативно - личностной беседы с детьми:

1) о желаниях и предпочтениях;

2) о прошлых и будущих действиях.

Число и характер вопросов жестко не фиксируется, они зависят от

активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять

следующие вопросы:

Вариант 1.

1. Что ты любишь больше всего на свете?

2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.?

4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не

можешь).

5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы ты хотел изменить?

6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь

попросить?

Вариант 2.

1.Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?

2.Расскажи, что вы делали сегодня на занятии.

3. Случалось ли с тобой вчера, позавчера или еще раньше что-нибудь

интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.

4. Что собираешься делать, когда вернешься в группу?

5. Что будешь делать сегодня вечером или завтра?

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7

лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку

было легче ответить.

Методика №4.

Изучение сформированности образа «Я» и самооценки.

Подготовка исследования. Приготовить вопросы, помогающие выяснить

отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-

психологическим качествам человека и отношение к себе, например.

1. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, чтобы ты

хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой

это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть

похожим?

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни

за что не хотел быть таким, как он, не хотел бы быть на него

похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы

ты не хотел быть похожим?

3. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам? Нарисовать шкалу с

делениями от –10 до +10(центр обозначен «0»), подобрать фишку.

Проведение исследования. Исследование проводится в начале и в конце года

индивидуально с детьми 5-7 лет и состоит из 2-х серий.

Первая серия. Беседа по вопросам. (см. выше).

Вторая серия. Ребенку предъявляют шкалу с характеристиками,

названными детьми в ответах на вопросы, и стандартный набор антонимов(

«хороший -плохой», «добрый - злой», «смелый – трусливый», «сильный –

слабый» и т. д.). Экспериментатор дает следующую инструкцию: «На этой шкале

– все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровождается

движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых

(движение руки снизу вверх по шкале). На самом верху находятся все самые

добрые люди на свете, в самом низу самые злые, посередине – средние. Где ты

среди всех этих людей? Отметь свое место фишкой». После того как ребенок

сделал выбор, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть

таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким бы ты хотел быть.»

Идеальная и реальная самооценки производятся по различным индивидуально-

психологическим качествам несколько раз.

Методика №5

Изучение самооценки и морального поведения.

Подготовка исследования. Подобрать для мальчиков 21 мелкую игрушку

(лодки, самолеты, грузовики и т. п.), для девочек – предметы кукольног

гардероба(платья, блузки, юбки и т. п.) в том же количестве. Нарисовать

лесенку из 11 ступенек, 2 куклы.

Проведение исследования. Эксперимент проводится в 3 этапа индивидуально

с детьми 6-7 лет.

1 этап. Определяют уровень соблюдения нормы справедливости на основании

3 диагностических серий.

Первая серия. Ребенку предлагают распределить между собой и еще двумя

детьми, отгороженными от него ширмами, 4 набора игрушек (всего 21 шт.)

Вторая серия. Ребенок должен выбрать для рассылки двум воображаемым

партнерам 1 из 2 уложенных в коробки наборов, в одном из них игрушки

заранее поделены на 3 равные части, а в другом предназначенная испытуемому

часть значительно большая, чем 2 другие (15, 3 и 3).

Третья серия. Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов игрушек, в одном из

них игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько

большая, чем 2 другие (9, 6 и 6), в третьем – значительно больше других

(15, 3 и 3)

2 этап. После рассылки игрушек партнерам ребенка просят оценить себя.

Для определения самооценки ему предлагают поставить себя на 1 из 11

ступенек нарисованной на листе бумаги лесенки. На 5 нижних ступеньках

располагаются «плохие» дети (чем ниже, тем хуже); на шестой ступеньке –

«средние» дети (не плохие, не хорошие); на 5 верхних ступеньках – «хорошие»

дети (чем выше, тем лучше). Чтобы выяснить, способен ли ребенок представить

себе, что его самооценка может снизиться, спрашивают, может ли он оказаться

на более низкой ступеньке и в каком случае.

3 этап. Ребенку показывают вариант деления, противоположный тому, что

он использовал на 1 этапе эксперимента, например, если в первой серии 1

этапа он поделил игрушки поровну, то в первой серии 3 этапа ему предлагают

взять себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуемого просят

вообразить, что он действует в соответствии с этими противоположными

вариантами, и оценить свое «новое поведение».

4 этап. Ребенка просят оценить 2 сверстников, один из которых делил эти

же игрушки поровну, а другой оставлял большую часть себе. Поделенные

игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы.

Вывод: по каждой методике вычислялась суммарная оценка в баллах, что

дает возможность более наглядно увидеть отличие самооценки детей с

нормальным речевым развитием и детей с заиканиями. Максимальное количество

баллов по каждой методике разное. Это дает более точно определить тип

самооценки.

2. Анализ результатов проведенного эксперимента

Критерием результатов проведенного исследования явилась балльная оценка

правильности ответов детей на задания. Максимальное количество баллов по

заданиям составило: 1). 5-15, 2). 3-9; 3). 5-15; 4). 4-16; 5). 3-9.

Анализ полученных данных был обработан и помещен в таблицы.

Таблица №1

Экспериментальная группа в баллах

|Типы |Номер методики |

|самооценки | |

| |1 |2 |3 |4 |5 |

| |Кол-во | |Кол-| % |Кол-в| % |Кол-| %|Кол-во| % |

| |детей |% |во | |о | |во | | | |

| | | |дете| |детей| |дете| |детей | |

| | | |й | | | |й | | | |

|адекватная |3 |38 |2 |20 |4 |40 |7 |70 |2 |20 |

|заниженная |6 |60 |7 |70 |6 |60 |2 |20 |7 |70 |

|завышенная |1 |10 |1 |10 |0 |0 |1 |10 |1 |10 |

Таблица №2

Контрольная группа в баллах

|Типы |Номер методики |

|самооценки | |

| |1 |2 |3 |4 |5 |

| |Кол-во |% |Кол-во|% |Кол|% |Кол-во|% |Кол-во|% |

| |детей | | | |-во| | | | | |

| | | |детей | | | |детей | |детей | |

| | | | | |дет| | | | | |

| | | | | |ей | | | | | |

|заниженная |0 |0 |0 |0 |1 |10 |0 |0 |1 |10 |

|завышенная |3 |30 |3 |30 |4 |40 |4 |40 |1 |10 |

|адекватная |7 |70 |7 |70 |5 |50 |60 |60 |8 |80 |

Анализ проведенных результатов показал, что в контрольной группе 4 %

с заниженной самооценкой, 66 % с адекватной самооценкой, 30 % с завышенной

самооценкой. Это говорит о том, что у детей с нормальным речевым развитием

адекватная самооценка и только у нескольких завышенная.

В экспериментальной группе 56% с заниженной самооценкой, 36% с

адекватной самооценкой, 8% с завышенной самооценкой. Это говорит о том, что

у детей с заиканием заниженная самооценка. Наглядно это показано на

диаграмме. Где 1 – завышенная, 2 – адекватная и 3 – заниженная самооценка.

66%

56%

36%

30%

8%

4%

контрольная группа экспериментальная группа

Качественный анализ показал, что в 1 методике с заданием не

справилось 6 человек, что составляет 60 % от числа испытуемых. Это говорит

о том, что дети не уверены в своих возможностях, занимают свои силы. Вторая

методика не вызвала затруднений, так как дети оценивали больше не себя, а

сверстников, а когда оценивали себя так же были затруднения у 70 % с

ответами. С третьей методикой не справилось 60 % детей, вызвало затруднение

вопросно-ответная беседа. Так как ребенку приходилось отвечать полным

ответом. Четвертая методика вызвала затруднения у 20 % детей. Идеальная

самооценка не совпадает с реальной. С пятой методикой не справилось 70 %

детей. Затруднение вызывает адекватное оценивание себя.

Вывод: анализ проведенных методик позволяет сделать обобщающий

результат по типу самооценки детей с нормальным речевым развитием и

заикающихся детей. Анализ показывает, что самооценка у заикающихся детей

занижена на основе этого были разработаны следующие рекомендации для

родителей и аутогенная тренировка для детей с заиканием.

3.3. Рекомендации для родителей и аутогенная тренировка для детей с

заиканием

Ребенку рекомендуется находиться под наблюдением психоневролога, а

предлагаемые им лекарства следует давать ребенку, говоря, что они укрепляют

силу и здоровье.

Успехи в речи детей отмечать надо постоянно, но делать это спокойно и

тактично. Это относится даже к самым небольшим его достижениям:

старательно, не спеша ответил на вопрос или задал вопрос, поздоровался,

ответил по телефону.

Если он боится телефона, понемногу, очень терпеливо приучайте его

свободно, без страха пользоваться им. Наиболее полезна для этих детей игра,

как средство тренировки речи. Например, можно использовать лото или

картинное домино.

Очень важно приучать ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним,

танцевать. Но и в то же время музыка должна создавать спокойную атмосферу.

Не следует в присутствии заикающихся детей употреблять слова

«заикается», «заикание». Это лишний раз травмирует психику ребенка.

О счете.

Умение считать надо развивать у ребенка очень рано с двух-трех лет

обязательно. А заикающемуся ребенку следует предлагать счетные упражнения

не только с целью овладения счетом, но и с целью отработки ритмичной,

плановой речи, речевых пауз.

Немного об игрушках.

Наличие в доме большого количества игрушек, которые постоянно

добавляются, тоже не лучшим образом действует на общее состояние детей. Это

может провоцировать большую эмоциональную нагрузку, служить возбуждающим

фактором.

Что и как читать

Что касается чтения, то читать надо, не уставая, одни и те же сказки,

стихи, особенно те, которые нравятся ребенку, задавать простые вопросы по

тексту и следить за спокойным, организованным ответом. Маленькие простые

тексты очень удобны и для тренировки речи, и для заучивания: дети из быстро

запоминают наизусть. И темы стихов должны соответствовать возрасту ребенка.

Темой бесед с детьми могут быть те обобщения, которые должны

постепенно осваиваться ими. Это понятие о домашних и диких животных,

овощах, фруктах, одежде, времени года. Здесь уместно рекомендовать

родителям обучать ребенка пересказу сказок и коротких рассказов по

картинкам, будить его фантазию.

Задача родителей – полностью забыть, исключить из оборота слова «не

бойся», «не волнуйся». Ведь именно они дают ребенку установку на данные

ощущения, провоцируют эти состояния и уж во всяком случае никак не

помогают.

Занятие аутогенной тренировки направлены на: снижение мышечного и

эмоционального напряжения; коррекцию напряжения артикуляторной и вокальной

мускулатуры, регуляция дыхания, преодоление чувства собственной

неполноценности и логофобии. Аутогенная тренировка делится на три этапа:

На первом этапе заикающиеся осваивают основные приемы саморегуляции:

навыки релаксации и управление: дыханием, ритмом сердечной деятельности.

Затем заикающиеся переходят тренировке навыков саморегуляции. После,

заикающихся обучают формулам самовнушения, которые направлены на

расслабление мышц брюшного пресса, грудной мускулатуры.

На первом этапе тренировки часто используются такие формулы внушения:

«С каждым днем, с каждым занятием ваши самовнушения реализуются все быстрее

и быстрее». «С каждым днем, с каждым занятием ощущения, вызываемые вашими

словами, вашим собственным словом становятся все более четкими, яркими,

привычными».

Второй этап является очень важным как в психотерапевтическом, так и в

речевом плане.

В процессе тренировок на этом этапе решается задача саморегуляции –

обработка навыков локальной релаксации группы мышц, в которых возникает

судорожность. Основная особенность этого этапа заключается во введении

представлений патогенных речевых ситуаций, в удлинении и усложнении речевых

тренировок и в закреплении речевых достижений заикающихся путем внушений.

Для автоматизации навыков саморегуляции на данном этапе вводятся

физкультминутки – небольшой комплекс физических упражнений, вызывающий

повышение общего мышечного напряжения, изменение ритма дыхания и сердечной

деятельности.

После зарядки с помощью самовнушения тренирующиеся самостоятельно

нормализует свое состояние, обеспечивая возможность речевого общения.

На третьем этапе в ходе аутогенных тренировок заикающиеся овладевают

сокращенными формулами самовнушения, приемами регуляции мышечного тонуса и

активизации навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности.

Рассмотренная формула спокойствия заменяется короткими

формулировками: «Спокоен, собран, сосредоточен.» Формулы, направленные на

расслабление отдельных мышечных групп, заменяются короткими самовнушениями:

«Живот, грудь, горло, губы, язык расслаблены».

Проводимые таким образом тренировки обеспечивают возможность

автоматизации навыков саморегуляции эмоционального и речевого поведения

заикающихся в постепенно усложняющихся условиях.

Вывод: на основе вышесказанного можно сделать вывод, что у детей с

заиканием:

1. заниженная самооценка

2. мышечное напряжение

3. постоянное беспокойство за свою речь

Но разработанные рекомендации и аутогенная тренировка позволяет

нормализовать мышечные напряжения, понизить беспокойство за свою речь,

повысить самооценку.

Заключение

В старшем дошкольном возрасте происходит важное преобразование в

плане самооценки. Она становится не общей, а дифференцированной. Ребенок

делает выводы о своих достижениях. Оценочная позиция ребенка самого себя и

окружающих во многом зависит от учителя. Надо не «забивать» ребенка низкими

оценками, помогать, чтобы была мотивация к достижению успеха.

Нарушение речи влияет на социализацию ребенка. Нужна коррекция для

того, чтобы было легко общаться со сверстниками, так как это очень важный

момент в развитии ребенка. Заикающийся ребенок зацикливается на дефекте.

Поэтому нужно снять фиксированность.

Рассмотрение самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного

возроста является актуальной проблемой так как у них искажённая самооценка.

При изучении психологической, педагогической и логопедической литературы

была выявлена проблема в развитии самооценки заикающихся дошкольников. В

ходе эксперимента в котором участвовало 20 детей из них 10 детей с

заиканием и 10 с нормальным речевым развитием. Было выявлено, что у 56 %

детей с заиканием и у 8 % детей с нормальным речевым развитием заниженная

самооценка.

Для этого нужно давать рекомендации родителям заикающихся детей и

повторять аутогенную тренировку для самих детей.

Проведенный эксперимент подтверждает необходимость выполнения

разработки рекомендаций родителям заикающихся детей и проводить аутогенную

тренировку для своих детей. Эти мероприятия способствуют:

- нормализации мышечного напряжения

- повышению самооценки

- понижению беспокойства за свою речь

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика .-М., 1994.

2. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. - М., 1988.

3. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. – М., 1993

4. Баранов С. П., Болотина Л. Р. Педагогика. – М., 1994

5. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми.//Избр.

Психологические произведения. – М., 1994

6. Белякова Л. И. Проблемный подход к анализу патогенетических

механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. /Под

ред. П. И. Беляковой. – М., 1992

7. Белякова Л. И., Дьякова С. А. Заикание: учебное пособие для студентов

пед. Институтов по специальности. – М., 1998

8. Бородина А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981

9. Буянов М. И. Заикание у подростков. – М., 1989

10. Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка. //Дошкольное

воспитание. – 1977. - №5

11. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у

дошкольников. – М., 1983

12. Введение6 в научное исследование по педагогике /Под ред. В. И.

Журавлева. – М., 1988

13. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у

дошкольников. – М., 1983

14. Волкова Г.А. Лагопедическая ритмика: учебник для студентов высших

учебных заведений. – М., 2002

15. Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей. // Дедгектология. – 2000 -

№5

16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М., 1961

17. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные

тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу

''коррекционная педагогика и специальная психология'' / Сост. Н.Д.

Соколова, Л.В.Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001

18. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии.//

Психологический журнал, 1990, т.1, №2

19. Заикание / Под редакцией Н.А.Власовой, Бенкера Н.П. М., 1983

20. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению. Учебная

деятельность школьников. – М., 1998

21. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1993

22. Зинеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных

учреждений. – М., 2000

23. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1993

24. Максимова Н.Ю., Милютина Е.А. Курс лекций по детской психологии. –

Ростов-на-Дону., 2000

25. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. –

М., 2000

26. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка. /

Под редакцией Н.И. Непомнящей. – М., 1995

27. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.

– М., 1991

28. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., Владос 2001

29. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1990

30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995

31. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и

красиво. – Санкт-Петербург., 1999

32. Практикум по психологии / Под редакцией А.Н. Леонтьева, Ю.Б.

Гиппергрейтера. – МГУ., 1989

33. Психологический словарь / Под редакцией В.В. Довыдова, А.В.

Запоротца, Б.Ф. Ломова. – М., 1983

34. Психологический словарь / Автор-составитель В.А. Митериков. – Ростов-

на-Дону., 1996

35. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М., 2000

36. Педагогика Марии Монтессори: теория и практика // Международная

научно-практическая коныеренция. - Белгород., 1995

37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. –

М., 1995

38. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 2000

39. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические

основы логопедических занятий. – М., 1994

40. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. – М., 1999

41. Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб., 1994

42. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших

педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипова, Л.И.

Белякова.; Под редакцией Н.М. Назаровой. – М., 2001

43. Теория и практика педагогического эксперемента / Под редакцией А.И.

Пискунова, Г.В. Воробьева. – м., 1989.

44. Урунтаева Г.А., Адгонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. –

М., 1995

45. Урунтаева Т.А. Дошкольная психология. – М., 1995

46. Хрестоматия по логопедии / Под редакцией Волковой Л.С., Селиверстова

В.И. 1том М., 1997

47. Цвынтарный В.Д. Домашний логопед. Рекомендации ведущих специалистов.

– М., 2002

48. Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе

обучения. – М., 1995

49. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990

50. Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994

51. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития

детей // Избранные психические труды. – М., 1989

Приложение

Приложение №1

Контрольная группа в баллах.

| |Методика |Методика |Методика |Методика | методика|

|№/ Имя |1 |2 |3 |4 | |

| | | | | |5 |

| | | | | | |

| 1. Андрей | | | | | |

| |12 |7 |15 |11 |5 |

| | | | | | |

|2. Евгений |15 |6 |7 |11 |6 |

| | | | | | |

|3. Евгений -2 |11 |7 |15 |7 |7 |

| | | | | | |

|4. Борис |15 |8 |15 |16 |7 |

| | | | | | |

|5.Александр |15 |7 |13 |10 |7 |

| | | | | | |

|6. Катя |12 |7 |15 |10 |7 |

| | | | | | |

|7. Кристина |10 |9 |12 |11 |6 |

| | | | | | |

|8. Дарья |11 |6 |13 |16 |7 |

| | | | | | |

|9. Анастасия |11 |7 |13 |16 |9 |

| | | | | | |

|10. Марина |11 |9 |13 |16 |7 |

Приложение № 2

Экспериментальная группа в баллах

| |Метод1 |Метод 2 |Метод 3 |Метод 4 |Метод 5 |

|Имя | | | | | |

| | | | | | |

|1.Катя |7 |5 |8 |7 |7 |

| | | | | | |

|2.Лиза |7 |5 |7 |4 |7 |

| | | | | | |

|3.Полина |9 |4 |7 |7 |5 |

| | | | | | |

|4.Света |10 |8 |7 |10 |3 |

| | | | | | |

|5.Марина |13 |5 |6 |10 |4 |

| | | | | | |

|6.Алеша |10 |4 |10 |7 |4 |

| | | | | | |

|7.Денис |7 |7 |10 |7 |5 |

| | | | | | |

|8.Максим |6 |5 |10 |4 |5 |

| | | | | | |

|9.Денис 2 |6 |6 |7 |7 |4 |

| 10.Максим-2| | | | | |

| |7 |5 |7 |12 |8 |

Методика №1

Контрольная группа

|Типы самооценки |Количество детей |% |

|Заниженная |0 |0 |

|Завышенная |3 |30 |

|Адекватная |7 |70 |

Экспериментальная группа

|Типы самооценки |Количество детей |% |

|Заниженная |6 |60 |

|Завышенная |1 |10 |

|Адекватная |3 |30 |

Максимальное количество баллов по заданию 5-15

5-7 – заниженная

8-12 – адекватная

13-15 – завышенная

Методика №2

Контрольная группа

|Типы самооценки |Количество детей |% % |

| Заниженная |0 0 |0 0 |

|З завышенная |3 3 |30 30 |

| Адекватная |7 7 |70 70 |

Экспериментальная группа

|Типы самооценки |Количество детей |% |

|Заниженная |7 |70 |

|Завышенная |1 |10 |

|Адекватная |2 |20 |

Максимальное количество баллов по заданию 3-9

3-5 - заниженная

6-7 – адекватная

8-9 - – адекватная

Методика № 3

Контрольная группа

|Типы самооценки |Количество детей |% |

|заниженная |1 |10 |

|завышенная |4 |40 |

|адекватная |5 |50 |

Экспериментальная группа

|Типы самооценки |Количество детей |% |

|заниженная |6 |60 |

|завышенная |4 |40 |

|адекватная |0 |0 |

Максимальное количество баллов по заданию 5-15

5-7 – заниженная

8-12 – адекватная

13-15 – завышенная

Методика № 4

Контрольная группа

|Типы самооценки |Количество детей |% |

|заниженная |0 |0 |

|завышенная |4 |40 |

|адекватная |6 |60 |

Экспериментальная группа

|Типы самооценки |Количество детей |% |

|заниженная |2 |20 |

|завышенная |1 |10 |

|адекватная |7 |70 |

Максимальное количество баллов по заданию 4-16

4-6 – заниженная

7-11 – адекватная

12-16 – завышенная

Методика №5

Контрольная группа

|Типы самооценки |Количество детей |% |

|заниженная |1 |10 |

|завышенная |1 |10 |

|адекватная |8 |80 |

Экспериментальная группа

|Типы самооценки |Количество детей |% |

|заниженная |7 |70 |

|завышенная |1 |10 |

|адекватная |2 |20 |

Максимальное количество баллов по заданию 3-9

3-5 – заниженная

6-7 – адекватная

8-9 – завышенная

-----------------------

2

3

2

1

1

3

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ