Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства
решения учебно-творческих задач могут быть использованы в учебно-
воспитательном процессе с целью:
- развития творческих способностей личности;
- овладения новым знанием о понятиях, законах, теориях, принципах, методах,
правилах и средствах деятельности;
- овладения умственными и практическими умениями;
- диагностики творческих способностей личности;
- контроля знаний и умений;
- актуализации знании, умении, творческих способностей личности
Методологической основой исследования являются теория познания,
психологические теории формирования и развития личности человека в процессе
его познавательной и творческой деятельности.
Исходными теоретическими положениями исследования являются результаты
проведённого философами, психологами и педагогами анализа структуры
технического творчества и учебно-творческой деятельности, идеи психологов и
педагогов о деятельностном подходе в познании и обучения (П.Я. Гальперин,
А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), активизации и интенсификации
процесса творческой подготовки учащихся (А.М, Василевская, Т.В. Кудрявцев,
Ю.С. Тюнников и др.), основные выводы и рекомендации исследователей по
проблемам развития технического творчества учащихся (И.П. Волков, В.А.
Горский, М.Г. Давлетшин, М.И. Ерецкий, А.Н. Лук, Д.П. Ляликов, Я.А.
Пономарёв, В.Д. Путилин).
Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность
методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование,
моделирование. Методы педагогики и психологии: непосредственное и
опосредованное наблюдение за процессом технического творчества учащихся,
беседа, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся
и педагогов, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования служило Муниципальное
образовательное учреждение № 6 пос. Новоасбест.
Глава 2
Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков
по развитию творческих способностей.
2.1. Разработка различных способов решения выделенной проблемы
Развитие изобретательства учащихся как педагогическая проблема.
Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в
своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической
формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека
об объективном мире.
Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить,
существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду
общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В
процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их
подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и
сбор фактического материала как экспериментальной основы новых
исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его
развитии к своей высшей форме - изобретательству - важно разработать такое
его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту
деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие
творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми
техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития
техники и человеческого общества.
Методы, помогающие решить данную проблему.
В отличие от Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман
впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса
технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с
использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в
структуре изобретательства. Схема творческого процесса изобретательства,
опубликованная Д. Росманом в книге "Психология изобретательства" в 1918
году включает в себя семь этапов:
1. Усмотрение потребности или трудности.
2. Анализ этой потребности или трудности.
3. Просмотр доступной информации.
4. Формулировку всех объективных решений.
5. Критический анализ этих решений.
6. Рождение новой идеи - изобретения.
7. Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её
конечное воплощение в вещах.
Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние
структуры процесса технического творчества и технического творчества
учащихся вплоть до наших дней.
По современным представлениям, человек постоянно находится под воздействием
трёх полей: гравитационного, энергетического и информационного. Со стороны
информационного поля на человека воздействуют различные потоки информации:
сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую
сигнальную систему; вербальный поток устных и письменных слов (вторая
сигнальная система); структурный поток, компонентами которого являются
вода, пища, вдыхаемый воздух.
Под термином «информация» в настоящее время понимают сведения об объектах и
явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях.
Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую,
патентную и т.д. В процессе технического творчества особенно значимой
является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.
Научно-техническая информация – это сведения об объектах науки и техники,
их параметрах, свойствах и состояниях.
Патентная информация – это сведения о существующих технических решениях,
признанных изобретениями или претендующих на такое признание.
Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-
технической и патентной информации это информационные и патентные
бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её
потребителей (получателей).
Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников
научно-технической и патентной информации (информации о технических
решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса
сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации
(сбором информации о существующих технических решениях).
Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в
отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из
структуры технического творчества и рассматривают как необязательный,
вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не
удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации
в структуре технического творчества. Так, Г.С. Альтшуллер в 1961 г.,
критикуя схему работы над изобретением, предложенную Д. Росманом, писал: «В
один ряд поставлены совершенно различные процессы, например, просмотр
информации и рождение идеи изобретения. Получить информацию можно в
библиотеке; тут в принципе всё просто и ясно. Иначе обстоит дело с
рождением идеи». Ряд исследователей согласился с такой оценкой. Но уже в
1969г. Г.С. Альтшуллер предложил структурную схему процесса
изобретательского творчества, включающую шесть стадий, каждая из которых
может быть пройдена на 5 различных уровнях творчества. И одной из стадий
был сбор информации, творческий характер которого (ранее вообще
отрицавшийся автором) мог быть оценен по 5-уровневои шкале.
Однако в той же работе Г.С. Альтшуллер вновь высказывает сомнения в
необходимости сбора информации в творческом процессе. Он высказывает мысль,
что при создании изобретений 4-го или 5-го уровней условия задачи
расширяются настолько, что становится невозможным определить, какую именно
патентную информацию необходимо использовать.
И видимо, поэтому в своём алгоритме решения изобретательских задач (в
различных его версиях) Г.С. Альтшуллер то вводит в явном виде в разных
частях и шагах алгоритма элементы сбора информации о существующих
технических решениях, то вновь исключает их из творческих стадий. При этом
необходимо отметить: анализ работ Г.С. Альтшуллера показал, что всё же во
всех предлагаемых им технологиях изобретательства сбор информации
обязательно присутствует в явном или неявном виде. Например, разработанные
им принципы разрешения технических противоречии были подучены в результате
анализа более 40 тыс. существующих решений. С развитием техники будут
появляться всё новые принципы разрешения технических противоречии (в своих
первых работах Г.С. Альтшуллер говорил о 35 принципах в последних же речь
идёт уже о существовании более 200 таких принципов, из которых наиболее
популярны 40), а для их выявления необходимо проводить постоянный сбор
информации о всё новых и новых технических решениях. Очевидно, что вся
разрабатываемая Г.С. Альтшуллером методика изобретательства базируется на
постоянной работе автора по сбору патентной информации и её анализу, о чём
автор неоднократно упоминает в свою публикациях. Мы считаем необходимым
процитировать некоторые его высказывания. «...Имея картотеку на 500-600
примеров, можно приступать к решению задач с твёрдой уверенностью в том,
что вы быстро найдёте правильный ответ... Заменяйте примеры аналогичными,
но более чёткими. Источники примеров – патентные материалы, техническая
литература, журналы (специальные и научно-популярные), газеты,
производственный опыт и т.д.
...Исключительно важную роль в предварительной подготовке изобретателя
играет изучение патентной литературы.
...Чтение патентной литературы повышает творческое мастерство
изобретателя».
Мы согласны с этими тезисно высказанными в 1969 г. Г.С. Альтшуллером
мыслями о важности сбора научно-технической и патентной информации в
процессе технического творчества, о том, что деятельность изобретателя по
сбору информации повышает его творческое мастерство. Но вместе с тем,
нельзя согласиться с подходом Г.С. Альтшуллера к сбору информации всего
лишь как к важному средству предварительной подготовки изобретателя. По-
видимому, именно такая точка зрения Г.С. Альтшуллера объясняет тот факт,
что в своей дальнейшей (после 1969 г.) исследовательской работе в области
технического творчества он не занимался вопросами повышения эффективности
изобретательского процесса путём разработки творческих технологий сбора
информации о существующих технических решениях.
В работах В.П. Пархоменко, В.А. Пяткова, А.В. Чуса различные формы сбора
информации также вводятся в структуру технического творчества на различных
его этапах, но опять же в качестве вспомогательных, технических,
нетворческих структурных единиц.
Структуры процесса технического творчества, положенные в основу
разработанных в последнее время методов синтеза новых технических решений с
использованием ЭВМ (А.И. Половинкин, М.Ф. Зарипов, И.Ю. Петрова и др.),
включают в себя в явном или неявном виде от 8 до 17 этапов (подэтапов)
сбора информации. Но авторы этих схем не рассматривали вопросы творческого
характера подэтапов сбора информации, их влияния на творческий процесс в
целом.
Итак, анализ исследований, посвящённых проблеме развития технического
творчества, позволяет сделать вывод о неразработанности вопроса о роли и
месте сбора научно-технической информации в структуре изобретательского
процесса, вопроса о повышении эффективности технического творчества за счёт
разработки и усовершенствования творческих технологий сбора информации.
2.2 Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента.
Пояснительная записка к рабочей программе дисциплины "Технология и
оборудование швейного производства".
Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования для'
реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню
подготовки мастера производственного обучения по специальности 0308
специализации "Моделирование и конструирование одежды".
Дисциплина "Технология и оборудование швейного производства" относится к
циклу специальных дисциплин и обеспечивает соответствующий уровень знаний и
умений в области технологии, механизации и автоматизации швейного
производства, научной организации труда в условиях рыночных отношений.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать и уметь
использовать: современные методы изготовления одежды (пальто, костюмов,
курток, платьев, мужских сорочек и пр.) на базе промышленной технологии;
организацию рационального нормирования расхода материалов и раскроя; методы
проектирования технологических процессов; назначение и технические
характеристики технологического оборудования швейного производства, правила
его эксплуатации.
Владеть навыками: работы с нормативными документами, технологической
документацией, справочной литературой и другими информационными
источниками; расчёта расхода материалов, выбора модели изделия, материала,
методов обработки, оборудования и обоснования принятого решения;
составления технологической последовательности изготовления швейных
изделий, выявления и устранения дефектов швейных изделий; расчёта технико-
экономических показателей при обосновании принимаемых технических решений.
В процессе изложения программного материала необходимо обращать внимание на
изучение технических и экономических проблем качества продукции,
прогрессивных технологических процессов, обеспечивающих выпуск
высококачественных изделий разнообразного ассортимента на основе
маркетинговых исследований; на особенности обработки деталей и узлов
изделий в зависимости от их конструкции, на особенности изготовления
изделий в индивидуальном производстве; дать понятие технологичной
конструкции, малооперационной ресурсосберегающей технологии параллельными и
последовательно-параллельными способами обработки.
Занятия должны сопровождаться демонстрацией наглядных пособий:
плакатов, схем, графического изображения разрезов узлов, образцов обработки
узлов и готовых изделий. Для лучшего усвоения студентами учебного материала
рекомендуется проводить экскурсии на предприятия, уроки на производстве,
использовать на занятиях технические средства, активные методы обучения.
Для закрепления и углубления теоретических знаний студентов предусмотрено
проведение лабораторных и практических работ.
Изучение курса "Технологии и оборудования швейного производства"
завершается экзаменом.
Рабочая программа курса "Технологии и оборудования швейного производства"
разработана на основе примерной программы, утверждённой учебно-методическим
кабинетом Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации 1997 года.
Примерное содержание дисциплины.
Введение.
Содержание дисциплины, её связь с другими дисциплинами учебного плана.
Общая характеристика швейной промышленности. Назначение маркетинговой
деятельности предприятий. Развитие сотрудничества с зарубежными странами в
области швейной промышленности.
Раздел 1. Основы технологии одежды. Оборудование и механизация швейного
производства.
Требования к знаниям: виды изделий верхней одежды; детали кроя, их
конструкция; содержание нормативно технической документации на изготовление
одежды; классификация стежков, строчек и швов; методы и способы обработки
деталей; назначение и сущность влажно-тепловой обработки (ВТО);
классификация швейного оборудования; технические условия выполнения ручных,
машинных работ и ВТО.
Требования к умениям: выбор строчек и швов, номеров игл, ниток, способа
обработки срезов деталей, швейного оборудования в зависимости от
назначения, свойств материалов и выполнения технологической операции;
заправка швейных машин; выполнение рисунков швов.
Тема 1.1. Общие сведения об одежде. Нормативно - техническая документация.
Виды верхней одежды (пальто, пиджаки, жакеты, брюки, юбки и т.д.). Краткая
характеристика внешнего вида изделий по основным признакам.
Наименование деталей "кроя верхней одежды, их конструкция в соответствии с
действующим ГОСТ. Направление нитей основы в деталях кроя и допускаемые
отклонения от него. Наименование срезов деталей. Понятие о технологичной
конструкции изделия и об унификации деталей. Значение унификации деталей
для массового производства одежды.
Нормативно-техническая документация на изготовление одежды и краткое
содержание.
Тема 1.2. Этапы и виды работ при производстве одежды.
Основные этапы производства одежды. Содержание каждого этапа и его роль в
производстве одежды.
Виды работ, применяемых при производстве одежды. Основные мероприятия,
направленные на сокращение ручных работ.
Способы соединения деталей одежды: ниточный, клеевой, сварной,
комбинированный, заклёпочный. Их сущность, показатели качества.
Понятия о методах обработки деталей одежды: последовательный, параллельный,
последовательно-параллельный. Их сравнительная характеристика:
Малооперационная ресурсосберегающая технология: её сущность и значение для
повышения эффективности производства.
Тема 1.3. Ниточный способ и применяемое оборудование,
Понятие о стежках, строчках, швах. Классификация стежков и строчек в
соответствии с действующим ГОСТ, и графическое изображение, технические
условия выполнения, применение. Признаки, характеризующие качество стежков
и строчек.
Механизация ручных работ.
Классификация машинных строчек. Процесс образования челночных и цепных
стежков и строчек. Применяемое оборудование.
Требования, предъявляемые ГОСТ к швам. Классы швов: соединительные,
краевые, отделочные. Их назначение и способы выполнения.
Классификация машинных швов в соответствии с действующим ГОСТ. Графическое
и условное изображения швов, технические условия их выполнения;
потребительские и промышленные требования, предъявляемые к ним, параметры
швов.
Терминология, применяемая при выполнении ручных и машинных строчек и швов.
Техническая характеристика швейных машин общего назначения, область
применения.
Назначение и техническая характеристика швейных машин, выполняющих
специальные технологические операции: стачивание с одновременной посадкой
верхнего или нижнего слоя материала. Принцип образования посадки материала.
Швейные машины для выполнения зигзагообразной строчки.
Стачивающие обмёточные швейные машины.
Швейные машины для выполнения строчек однониточного потайного стежка.
Назначение и техническая характеристика машин.
Особенности устройства, принцип работы и регулировки механизмов машин
специального назначения.
Приспособления к швейным машинам. Влияние приспособлений на улучшение
качества швейных изделий и рост производительности труд;
Швейные полуавтоматы для пришивания пуговиц, их техническая характеристика.
Швейные полуавтоматы для выполнения закрепок.
Полуавтоматы для выполнения петель, их техническая характеристика.
Полуавтоматы для поузловой обработки швейных изделий.
Устройство, принцип работы и регулировки механизмов. Заправка машин,
особенности чистки и смазки механизмов. Причины, вызывающие обрыв ниток,
пропуски стежков, плохое продвижение материалов, поломку игл,
некачественную строчку и др.
Анализ эффективности использования оборудования.
Лабораторная работа N 1.
Выполнение ручных строчек, образованных простыми (прямыми, косыми,
крестообразными) стежками.
Лабораторная работа N 2.
Выполнение ручных строчек, образованных сложными (петлеобразными,
специальными) стежками. Определение факторов, влияющих на качество ручных
строчек.
Тематический план
|Наименование разделов и тем |Количество аудиторных часов |
| |Макс.|Всего|Лаб. |Практ.|Сам. |
| |нагр.| |работ|работ |работ|
|Введение | |3 | | | |
|1. Основы технологии одежды. |90 |60 |20 | |30 |
|Оборудование и механизация | | | | | |
|швейного производства. | | | | | |
|1.1. Общие сведения об одежде. |3 |2 | | |1 |
|Нормативно-техническая | | | | | |
|документация. | | | | | |
|1.2. Этапы и виды работ при |3 |2 | | |1 |
|производстве одежды. | | | | | |
|1.3. Ниточный способ соединения |72 |48 |20 | |24 |
|деталей легкой одежды и | | | | | |
|применяемое оборудование | | | | | |
|1.4. Клеевые соединения |3 |2 | | |1 |
|1.5. Сварные, комбинированные, |3 |2 | | |1 |
|заклёпочные способы соединения | | | | | |
|деталей одежды. | | | | | |
|1.6. Влажно-тепловая обработка |6 |4 | | |2 |
|изделий. Применяемое | | | | | |
|оборудование. | | | | | |
|2. Поузловая обработка платьев, | |78 |14 | | |
|блуз, мужских сорочек и др. | | | | | |
|2.1. Обработка и сборка юбок. |14 |10 |2 | | |
|2.2.1. Подготовка изделий к |3 |2 | | |1 |
|примерке. | | | | | |
|2.2.2. Проведение примерки. |3 |2 | | |1 |
|2.2.3. Начальная обработка |6 |4 | | |2 |
|полочек и спинки | | | | | |
|2.2.4. Обработка и оформление |9 |6 |2 | |3 |
|платьев и блуз отделочными | | | | | |
|деталями. | | | | | |
|2.2.5. Обработка карманов. |15 |10 |2 | |5 |
|2.2.6. Обработка застёжек. |20 |14 |4 | |6 |
|2.2.7. Обработка воротника, |6 |14 |4 | |6 |
|плечевых срезов и горловины. | | | | | |
|Способы соединения воротников с | | | | | |
|изделием. | | | | | |
|2.2.8. Соединение лифа с юбкой |3 |2 | | |1 |
|2.2.9. Обработка пройм и |14 |10 | | | |
|рукавов. Соединение рукавов с | | | | | |
|проймами. | | | | | |
|2.2.10. Обработка низа изделия. |2 |2 | | | |
|2.2.11. окончательная отделка |2 |2 | | | |
|платьев, блуз и верхних сорочек.| | | | | |
|3. Поузловая обработка верхней |105 |70 |6 | |35 |
|одежды. | | | | | |
|3.1. Обработка и сборка брюк. |25 |16 |2 | |7 |
|3.2. Обработка жилетов. |6 |4 | | |2 |
|3.3. Обработка полочек и спинки |6 |4 | | |2 |
|пиджаков и пальто. | | | | | |
|3.4. Обработка карманов. |15 |10 |2 | |5 |
|3.5. Подготовка изделий к |3 |2 | | |1 |
|примерке. | | | | | |
Урок является заключительной, наиболее решающей и ответственной стадией
всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, к теме
учитель допустил недостатки, то он ещё имеет возможность их устранить в
ходе подготовки к уроку. Неудовлетворительную подготовку к уроку учитель
исправить уже не сможет, так как она непосредственно скажется на качестве
проводимого урока.
Порядок и содержание подготовки к уроку технологии заключается в
следующем:
1) Учитель, прежде всего, анализирует результаты предыдущих уроков
и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего урока;
2) Учитель определяет структуру урока и время на каждый его
элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут
выполнять учащиеся;
3) Определив структуру урока, учитель намечает, сколько времени он
затрачивает на вводный инструктаж, как будет организован
индивидуальный инструктаж;
4) Намечает, какую работу будет выполнять каждый учащийся и вся
группа в целом ;
5) Подготавливает материалы, инструменты, приспособления,
заготовки, документацию, наглядные пособия, модели, макеты и
ТСО. Намечает способы и методические приемы обучения, которые
обеспечат успешное решение задач;
6) В результате всей этой подготовительной работы учитель
составляет план урока, который является рабочим документом в
течение всего урока. Стандартных, обязательных форм планов урока
не установлено.
Определив цели, содержание, структуру урока и методы его проведения,
учитель приступает к подготовке материально-технической базы. Особое
внимание учитель уделяет своевременной и качественной подготовке места,
необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных
пособий, чертежей, документации и т.п.
Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ,
инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока
не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке
инструментов, приспособлений, оборудования, нужно лично убедиться в их
исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления,
оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приёмов.
При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: наглядные
пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть
чистыми и аккуратно выполненными; модели, приборы и наглядные пособия
необходимо располагать в шкафу или на документационном щите в порядке их
использования.
При создании учебного кабинета необходимо учитывать общие
производственно-технические, педагогические, санитарно-гигиенические и
эстетические требования:
1) Учебные кабинеты создаются на 20 – 30 человек и располагаются в
просторных, сухих помещениях с высотой потолков 3,25 метра;
2) Стены помещения должны быть гладкими, потолки – горизонтальными,
полы – тёплыми, нескользкими. Все конструкции – огнестойкие,
звукопоглощающие. Покрытие полов металлический плиткой или
цементом исключается!
3) Общая площадь учебного кабинета определяется необходимостью
обеспечить каждому учащемуся рабочее место, расположить
оборудование общего пользования;
4) Освещение учебного кабинета должно быть равномерным и
определяться естественным и искусственным источниками света.
Уровень освещенности – от 100 до 400 люкс. При недостаче
естественного и искусственного освещения применяется смешанное
(естественное + искусственное). В качестве источников света
применяются лампы рассеянного света.
5) Окраска помещений должна отвечать современным требованиям
технической эстетики и гигиены. При естественном освещении свет,
отраженный от потолка, стен, имеет большое значение, поэтому
стены окрашиваются в желто-зелёные цвета.
6) Температура поддерживается 14 – 16(С зимой и 16 – 20(С летом.
Относительная влажность: 40 – 60%.
7) Дозированный воздухообмен – 20 м3 в час на каждого учащегося.
Особенность мыслительной деятельности подростков.
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что
соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в
течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к
взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток -
полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.
Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его
анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и
все виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и
деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых
сложившихся форм взаимоотношений с людьми.
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка.
Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении.
Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью.
С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость
в поведении.
Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они
чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя
потом могут сожалеть об этом.
Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость.
Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти
противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых
чувств.
Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как
учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление
его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере
подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их
управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и
вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью
самоконтроля, резкость в поведении.
Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со
сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают
непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно – положительное
отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их
познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них
определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей
самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение:
стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже
отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной
реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток
обычно остро переживает к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении
он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в
формировании положительного отношения подростков к учению, как показали
исследования (Берулавы), играют содержательность учебного материала, его
связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения,
а также организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся
возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение
подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания,
что является непременной предпосылкой для достижения успеха.
Развитие мышления.
В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка.
Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм
учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно,
самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и
выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя
больше соответствует возрастным особенностям личности.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая
с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения
между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.
Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а
сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей
структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации,
иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и
представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или
ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных
существенных признаков объекта.
Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в
то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений
оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя).
В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного
понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки.
Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры
учебного кинофильма.
Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения
подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому
восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится
плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не
только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от
его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает
поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может
смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и
внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает
умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти,
управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер
организованных, регулируемых и управляемых процессов.
В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании
словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной
противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется
устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений,
переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к
неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и
рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно,
сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом»)
уроке.
Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением
учителем как - либо особых приемов, а с умением так организовать учебную
деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни
возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный
урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма
продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность - вот что
делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует
организации его внимания.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии
мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения.
Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в
подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук.
Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у
подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать,
делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно
изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты
мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к
конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных
Страницы: 1, 2, 3, 4
|