Развивающие игры и упражнения на уроках технологии
действительности, формирует способность ими оперировать.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
Использование игровых элементов на уроке.
Урок – игра.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму
проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует
познавательную деятельность.
Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка
мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать
повышению эмоционального фона урока.
Обязательна констатация результата игры.
Компетентное жюри.
При использовании игровых форм обучения главное – уважение к личности
ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его,
не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения
нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения,
своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы
собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие
результаты.
Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют
большей подготовки учителя.
Например, их можно применить в седьмом классе при изучении темы
«Построение чертежа халата на основе ночной сорочки». Урок можно построить
так, что каждый ребёнок побывает в роли конструктора-модельера в известном
доме моды.
Для этого надо внести небольшие изменения в обстановку класса. Урок
начинается со стихотворения:
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть Вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонько, дружно сели.
- Сегодня мы с Вами находимся в известном доме моды «Burda», а Вы – все
конструкторы-модельеры и пришли не на урок, а на своё рабочее место.
Сегодня перед Вами стоит задача – построить чертёж халата на основе
ночной сорочки. Опыт в построении чертежей у Вас уже есть и, поэтому Вы
будете работать по инструкционным картам (см. приложение №2), которые
лежат перед Вами.
- Можете приступать к работе.
В конце урока, проверив и оценив работу, подводится итог, делается
вывод о том, кто лучше всех справился. Лучший конструктор-модельер
награждается грамотой (см. приложение №3)
3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Влияние
игры на развитие подростка.
Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает
все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство
тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим
анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности
приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество.
Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все
эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в
форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с
ее напряжением, с её радостью, с ее шуткой и забавой.
У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в
процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка
происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное
самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности
подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период
характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что
ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.
Учёба в школе занимает большое место в жизни подростка. В этом
возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной
перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.
Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая
обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место
среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются
специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных
знаний.
Важным стимулом к учению является притязание на признание среди
сверстников. Овладение учебным материалом требует от подростков высокого
уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик,
и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания
материала, логики его построения, выделение существенного.
Большое значение приобретает теоретическое мышление, способность
устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.
В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное
мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной
ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь
общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, он
может действовать в логике рассуждения.
Обсуждая особенности учебной деятельности в отрочестве, мы брали
предметом анализа возможности этого возраста верхнюю планку развития
мышления. Однако в действительности многие подростки продолжают оставаться
на уровне конкретного мышления.
Для подведения их к более высокой ступени развития мышления необходимо
использовать развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном
процессе.
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след
в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание
их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.1
В последнее время в психологии, так же как во многих других областях
науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё
более широкое распространение получают различного рода игры. Активное
внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих
социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной
культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесно в рамках уже устоявшихся
традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции:
огромным потокам информации, коллективным формам творчества, резкому
увеличению круга общения.
Поэтому, в центре внимания ученых оказываются критические точки
индивидуального и социального развития, пути преодоления кризисов, способы
переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаются продуктивные попытки
установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся между технологией
и этикой, индивидуальным и коллективным вкладом в творчество,
дифференциацией знаний и междисциплинарным характером проблем,
традиционными нормами и условиями научно-технической революции.
По всей видимости, распространение игр объясняется именно тем, что
они являются традиционными формами выработки и закрепления, различных
социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построения
ролевых и межличностных отношений.
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности
мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы
авторов «Формирование мотивации учения», где достаточно подробно
рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.
Мотивы самообразования, активное стремление подростка к
самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам
научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется
социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).
Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и
сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого
сотрудничества в учебном труде. Подростку доступны самостоятельная
постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких
целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах
деятельности.
Таким образом, чем старше школьники, тем большее значение
приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или
открыто ставится цель познать новое, то есть правильно организованная игра
по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личностных
качеств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и
товарищества.
4. Теоретические выводы.
Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет большое значение
в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка,
поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, формирует
волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.
Ценность игры заключается и в том, что она обладает наибольшими
возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать
детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр
является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений между
детьми.
Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой
хорошо раскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: «Хорошая игра похожа
на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу…»
Хорошая и правильно организованная игра, способствует формированию
психологических качеств личности ребёнка, становлению трудовой
деятельности, чувства коллективизма, товарищества.
В педагогической литературе существуют различные виды игр, и каждая
имеет свою характеристику и классификацию.
Наиболее важными играми в учебно-воспитательном процессе являются
дидактические, ролевые, подвижные.
Каждая игра должна быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме
и носить целенаправленный характер.
Игра может быть отличным дополнением к учебному процессу в развитии
личностных качеств ребёнка.
Они индивидуальны и требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку,
но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и
минусы, требует чувства меры и осторожности.
Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические
требования.
При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст
играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры,
распределение ролей, роль учителя.
Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в
создании условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей.
Игра учителем-педагогом используется не только в учебной деятельности,
но и во внеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы
организации.
Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее важное значение в
жизни ребёнка, формирование его личностных качеств, в развитии и
воспитании, а также имеющая свои особенности в организации и использовании
в учебно-воспитательной работе.
Итак, роль развивающих игр в образовании и психологии чрезвычайно
важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего
обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы,
самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, известный
отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение этой
технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной
активности учащихся, формирования у них навыков участия в развивающих
играх. О результатах применения развивающих игр в целом свидетельствуют
многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают,
что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3
раза.
Практическая часть.
Исследования проводились на базе Сенгилеевской средней
общеобразовательной школы № 2 в 5 «б» и 8 «а» классах.
Списочный состав классов.
|5 «б» класс |8 «а» класс |
|Кошелева Ангелина |Аниськина Валя |
|Мозанова Настя |Васильева Катя |
|Патрикеева Марина |Волошина Таня |
|Солдатова Лена |Ермохина Маша |
|Бродягина Ирина |Карпеева Катя |
|Каштанкина Оля |Кузьменко Настя |
|Козлова Надя |Парамонова Лена |
|Кузорева Маша |Сафарова Эльмира |
|Бурханова Марьям |Толстякова Марина |
|Богданова Настя | |
|Гулящева Люба | |
1. Констатирующий этап.
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
Выявить уровень развития мыслительных процессов у учащихся в
данных классах.
Наметить наиболее эффективные пути их совершенствования.
С этой целью в пятом классе были проведена методика «Оценка мышления»
(см. приложение № 4)
При обработке полученных ответов каждая задача, в зависимости от
того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Если
ребёнок не успел или пропустил задачу, то она отмечается знаком «0». Затем
данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.
Итоговая ведомость.
Оценка мышления учащихся 5 «б» класса.
Таблица № 1.
|Ученик |Номер задачи |Всего |
|Аниськина Валя|8 |4 |4 |8 |2 |
|Васильева Катя|8 |3 |6 |7 |3 |
|Волошина Таня |7 |8 |9 |6 |3 |
|Ермохина Маша |12 |8 |8 |6 |4 |
|Карпеева Катя |9 |6 |3 |6 |1 |
|Кузьменко |8 |4 |6 |7 |4 |
|Настя | | | | | |
|Парамонова |11 |5 |6 |8 |3 |
|Лена | | | | | |
|Сафарова |9 |4 |5 |5 |2 |
|Эльмира | | | | | |
|Толстякова |10 |5 |9 |7 |3 |
|Марина | | | | | |
Исходя из полученных данных можно составить диаграмму отражающую
степень развития мыслительных процессов.
Диаграмма №2.
Проанализировав данную диаграмму, можно сделать такой вывод:
большинство детей (Карпеева Катя, Аниськина Валя, Васильева Катя, Волошина
Таня, Сафарова Эльмира) имеют проблемы с продолжением числовых рядов. Это
говорит о незнании некоторых детей таблицы умножения и о недостаточном
уровне развития мыслительных процессов (аналогии, обобщении). В связи с
этим они не могут найти правила, по которому построен тот или иной ряд.
По итогам проведённой работы видно, что в 5 классе на невысоком
уровне развития находится способность детей классифицировать. В 8 классе у
большинства детей возникли проблемы с продолжением числовых рядов.
В связи с этим возникает необходимость развивать у учащихся 5 «б»
класса умения выделять структурную общность различных задач и способность к
анализу. А учащихся 8 «а» класса необходимо обратить внимание на развитие
способности анализировать, обобщать, умения выявлять закономерности и
расширение кругозора.
2.Формирующий этап.
На формирующем этапе были поставлены следующие цели:
1. В 5 «б» классе применять игры направленные на развитие
способности анализировать, умения выявлять закономерности и
расширение кругозора.
2. В 8 «а» классе использовать игры и упражнения направленные на
развитие способности анализировать, обобщать и умения выявлять
закономерности.
С данными целями на формирующем этапе исследовательской работы,
опираясь на результаты, полученные на констатирующем этапе, была применена
система игровых моментов, приёмов и форм, направленная на развитие
мыслительных процессов.
В пятом классе были использованы следующие упражнения с целью
развития способности к обобщению и выделению существенных признаков.
Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными
упражнениями. На их выполнение даётся 20минут. Жюри проверяет работы и
определяет победителя, которому вручается медаль.
1. Сгруппируй слова по смыслу.
А) 0,7; обтачать; шов; ширина.
Б) утюжить, проутюжильник, вода, изделие.
Подбери подходящий по значению термин.
пояс
карман
обтачать притачать подшить
обтачать
стачать
притачать
Выбери слова, относящиеся к теме «Изготовление юбки»
Бретели, пояс, карман, задняя половинка, нагрудник.
Исключи лишнее, объясни почему.
1. Разутюжить, приутюжить, подшить, заутюжить.
2. Сметать, приметать, наметать, отутюжить.
3. Стачать, пришить, обтачать, притачать.
2. Театр моды.
Цель: развивать способность анализировать, обобщать иумение применять
это на практике.
Ход проведения: на уроке идёт беседа о известных модельерах,
анализируются модели одежды, созданные ими. После этого детям предлагается
нарисовать свою модель: школьной формы, одежды рыбаков, туристов, учителей…
(см. приложение №6)
3. Слова наоборот.
Цель: развивать у детей способность производить мыслительные операции
анализа и синтеза.
Ход проведения: детям говорится, что им сейчас будут зачитываться
слова, и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в
тетрадь получившийся результат.
Набор слов: шов – вош
Ножницы – ыцинжон
Игла – алги
Сметать – ьтатемс
Суп – пус
Одежда – аджедо
Ткань – ьнакт
Швейная машина – анишам яанйевш
Ответы детей проверяются и тот, кто допустил меньше ошибок,
награждается аплодисментами.
Цель: развивать логическое мышление, способность анализировать и
умение выявлять закономерности.
4. Труд и человек.
Ход проведения: на доске зарисовывается схема. В этой схеме
зашифрована фраза в которой сказано о роли труда в судьбе человека. Сначала
нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом – в нижней.
Завершает фразу слог, помещённый в центральном кружке.
КА
Подсказка: начинать с буквы «Т» по часовой стрелке через 2 кружка.
5. Четыре прямые.
Ход проведения: на доске зарисовывается расположение точек.
Необходимо перечеркнуть все точки четырьмя прямыми линиями не отрывая руки.
6. Сосчитайте.
Ход проведения: на доске зарисовывается фигура. Необходимо сосчитать,
сколько треугольников в фигуре?
7. Разруби подкову.
Ход проведения: детям даётся задание «разрубить» подкову «топором» на
6 частей, не перемещая частей после удара. Каждый рисует подкову и пробует
её «разрубить» на листочке.
8. Сколько кошек?
Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный
ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить
другой желающий.
Задание: в комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой
кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошке по 1 кошке. Сколько всего кошек
в комнате.
9. Делёж.
Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный
ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить
другой желающий.
Задание: как разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый
получил по яблоку и 1 яблоко осталось в корзине?
10. Отгадай-ка.
Ход проведения: детям зачитываются загадки. Тот, кто знает правильный
ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить
другой желающий.
Загадки:
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(рис – Ирс)
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
(тлас
– Атлс)
Мы – для пилильщика подставка,
Мы – для кучера сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударение –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(Кзлы
– Козл)
Аналогичная работа была проведена в восьмом классе. Детям были
предложены игры.
Цель: развивать способность производить в уме математические
действия, умение определять закономерности.
Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными
заданиями. На выполнение заданий даётся 20минут. Жюри проверяет работы и
определяет победителя, которому вручается медаль.
1. Подумай, какое число надо поставить в пустую клетку?
|3 |5 |7 |9 |
|9 |25 |49 | |
2. Сравните четыре ряда чисел и найдите среди них ряд, не похожий на
остальные. Чем этот ряд отличается от остальных?
|2|5|8|11|14|
|1|4|7|10|13|
|3|4|5|6 |7 |
|3|6|9|12|15|
3. Который из этих числовых рядов лишний, то есть отличается от
остальных? Найди не менее трёх признаков, по которым остальные ряды имеют
сходство.
1, 2, 4, 8, 16, 32
3, 6, 12, 24, 48, 96
5, 10, 20, 40, 80, 160
2, 6, 18, 54, 162
7, 14, 28, 56, 112, 224
4. Ребусы.
Цель: развивать логическое мышление, анализ и синтез.
Ход проведения: детям показывалась карточка с ребусом. Кто первый
догадается, должен поднять руку. За правильный ответ давался жетон.
Набравший большее количество жетонов, объявляется победителем. (см. ребусы
в приложении № 7)
5. Анаграммы и логарифмы.
Цель: развивать логическое мышление.
Ход проведения: детям сообщается, что такое логарифмы и что такое
анаграммы.
Анаграммы – загадки с перестановкой букв в слове для образования
другого слова.
Логарифмы – загадки, в которых слово получает различное значение от
выбрасывание или прибавление буквы.
Задания:
1. Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)
2. Вдоль по проволоке я мчусь
Ночи я дни,
А с конца меня прочтут
Тигру я сродни. (Ток – кот)
3. Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь мои –
В кастрюлю я полезу. (Шпала – лапша)
4. Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной –
И найдёшь меня в буфете. (Атлас – салат)
5. Известное я блюдо,
Когда прибавишь «м»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха – муха)
Цель: развивать логическое мышление и умение анализировать.
6. Сколько их?
Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный
ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить
другой желающий.
Задание: мальчик имеет столько же братьев, сколько и сестёр, а у его
сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько сестёр и сколько братьев в
той семье?
7. Спящий пассажир.
Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный
ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить
другой желающий.
Задание: пассажир проехал половину всего пути, лёг спать и спал до
тех пор, пока не осталось ехать половину того пути, что он проехал спящим.
Какую часть всего пути он проехал спящим?
8. Найди число.
Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный
ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить
другой желающий.
Задание: найди число, которое, будучи разделено на 2 даёт в остатке
1, при делении на 3 даст в остатке 2, при делении на 4 даст в остатке 3,
при делении на 5 даст в остатке 4, при делении на 6 даст в остатке 5, но на
7 это число делится нацело.
9. Волк, коза, капуста.
Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный
ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить
другой желающий.
Задание: крестьянину нужно перевести через реку волка,козу и капусту.
Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только
волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой,
то волк съест козу, а козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевезти
крестьянину свой груз?
10. Гусеница.
Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный
ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить
другой желающий.
Задание: в 6 часов утра в воскресенье гусеница начала вползать на
дерево. В течении дня, то есть до 8 часов, она вползла на высоту 5м, а в
течении ночи спускалась на 2м. В какой день и час она вползёт на высоту 9м?
3.Контрольно-итоговый этап.
На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:
1. Определить результат сформированности и проанализировать уровень
развития мыслительных процессов.
2. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-
итоговом этапах.
С этой целью в пятом классе проведена методика «Исключение слов»
(см. приложение № 8).
При обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того,
верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем
данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.
Итоговая ведомость.
Оценка уровня развития операций мышления учащихся 5 «б» класса.
Таблица № 3.
|Ученик |Номер задачи |Всего |
|Аниськина|9 |5 |4 |9 |4 |
|Валя | | | | | |
|Васильева|8 |3 |7 |7 |6 |
|Катя | | | | | |
|Волошина |8 |9 |9 |8 |5 |
|Таня | | | | | |
|Ермохина |12 |8 |9 |6 |7 |
|Маша | | | | | |
|Карпеева |10 |7 |5 |7 |4 |
|Катя | | | | | |
|Кузьменко|9 |4 |6 |7 |7 |
|Настя | | | | | |
|Парамонов|11 |6 |7 |9 |6 |
|а Лена | | | | | |
|Сафарова |11 |4 |5 |5 |5 |
|Эльмира | | | | | |
|Толстяков|10 |5 |10 |9 |8 |
|а Марина | | | | | |
Исходя из полученных данных можно составить диаграмму отражающую
степень развития мыслительных процессов.
Сопоставив результаты, полученные на констатирующем и контрольно-
итоговом этапах видно, что эффективней работа прошла в 5 классе. На
констатирующем этапе в 5 классе правильных ответов – 14,5%; неправильных –
41,7%; пропущенных – 43,8%. На контрольно-итоговом правильных ответов стало
- 60%; неправильных - 33,4%; пропущенных – 6,6%. Из этого видно, что на
контрольно-итоговом этапе после применения развивающих игр и упражнений
уровень развития мыслительных процессов повысился. В 5 классе уровень
развития мыслительных процессов в среднем повысился на 40%. Высокие
показатели обусловлены тем, что сильно снизилось количество пропущенных
ответов. В связи с этим показатель правильных ответов увеличился на большой
процент. В 8 классе в среднем осведомлённость повысилась на 3%, аналогия –
4%, классификация – 6%, обобщение – 7%, числовые ряды – 8%. Это связано с
тем, что пятиклассники в силу своего возраста более восприимчивы к игровым
приёмам на уроках.
Таким образом, использование развивающих игр повлияло на развитие
мыслительных процессов в целом. Следовательно, применение игр и упражнений
на уроках является эффективным способом развития детей.
Так как игра способствует:
1. Повышению уровня развития мыслительных процессов.
2. Развитию личности ребёнка.
3. Сплачиванию школьного коллектива.
4. Воспитанию положительных личностных качеств.
В связи с этим учителю необходимо:
1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.
2. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов
и форм.
3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.
Заключение.
Игра – это мир практической деятельности ребёнка, но прежде это
средство воспитания. Существует большое разнообразие игр направленных на
развитие интеллекта детей:
1. предметные
2. творческие, сюжетно-ролевые
3. дидактические
4. строительные, трудовые, технические, конструкторские
5. интеллектуальные
Используя различные виды игр учитель имеет огромный арсенал способов
организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждая из них
направлена на развитие интеллекта детей и повышение их способностей.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к
предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со
взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность,
организованность, развиваются творческие способности, умение работать
коллективно.
Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Она
вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать
индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную
активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и развития
мыслительных процессов школьников.
Игра хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных,
эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Традиционные формы игровой
деятельности народов, сложившийся в культурах прошлого, практически
выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-
психологических процессов общения, отчуждённых людей. Существует большое
разнообразие игр и рассчитаны они на конкретный возраст играющих, время
года, уровень воспитанности и культуры.
О теориях происхождения игры можно сказать, что прав был Л.Б.
Ительсон, говорящий: «…здесь пока есть почти столько же теорий, сколько
существует теоретиков». Прав оказался и Г.С. Спенсер, считающий,
что игра – есть способ изживания у ребёнка излишков энергии; прав К. Гросс,
считающий, что игра – это форма подготовки к будущей деятельности; прав Д.
Дьюи, доказывающий, что игра – есть реализация ребёнком видов поведения,
приобретённых на основе инстинктов подражания. Существует высокая правда Л.
Выготского, который считал, что игра выражает из противоречия между
социальными потребностями и практическими возможностями ребёнка, и видел в
ней ведущее средство развития детского сознания и его функций. Правы все
учёные, утверждающие, что игра – это важнейшее средство развития мышления
детей.
Игра – это развивающая деятельность и форма жизнедеятельности,
сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между
миром ребенка и миром взрослого.
И всё же игра – это работа, считал Януш Корчак, в которой нет слов
«надо» и «не надо».
В современной школе одной из важных целей является индивидуальный
подход к личности каждого ребёнка, особенно это важно в подростковом
возрасте. При этом игра выступает в роли неоценимого помощника.
Следовательно, игра является важным источником информации, и, конечно
же, средством развития мыслительных процессов детей.
Проделанная исследовательская работа доказывает, что использование
развивающих игр и упражнений повышает развитие мыслительных процессов
детей. Результаты исследования наглядно представлены в таблицах. Из которых
видно, что в 5 классе относительно 8 класса уровень развития мыслительных
процессов повысился несколько больше. Это свидетельствует о том, что дети
ещё не могут привыкнуть к повышенным требованиям и нуждаются в привычной
форме общения – игре, поэтому они во время игр более активны. Это и
объясняет более высокие показатели.
В 8 классе показатели развития мыслительных процессов тоже поднялись.
Но во время игр они не внимательны, так как успели отвыкнуть от такой формы
обучения.
Таким образом, учителю необходимо использовать на уроках технологии
игровые моменты, приёмы и формы. Для более высоких результатов, их
использование необходимо начинать как можно раньше. Тем самым
обеспечиваются более высокие темпы развития мыслительных процессов у
учащихся. Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причём, мир
собственноличный, суверенный, где ребёнок может делать всё, что захочет,
всё, что ему запрещается взрослыми.
К.Э. Цеолковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные
многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал
открывать истины никому неизвестные».
Видимо это и есть путь развития интеллекта детей, а именно этому
способствует использование развивающих игр и упражнений в учебном
процессе.
В связи с этим учителю необходимо:
1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.
2. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и
форм.
3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.
Литература
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:
Педагогика, 1989.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- М.: Просвещение, 1991.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии
ребенка. // Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. – М.: 1986.
Преодолеть пропасть. / Под.ред. Данильченко Н.И.,
Дроздовский В.П., Спадарщ В.И. – М.: Просвещение, 1989.
Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и
ловушки. - М.: 1987.
Маркова А.П. Формирование мотивации учения. - М.:
Просвещение, 1990.
Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа,
1990.
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.:
Просвещение, 1992.
Изучение личности учащихся и ученических коллективов. / Под.
ред, Каплуновича И.Я., Пушкина Т.А., Фридмана Л.М. – М.:
Просвещение, 1988.
11. Воспитательная система сельской школы./ Под. ред.
Степанова Е.Н. - Псков, 1997.
-----------------------
1 Макаренко А.С. Соч. М., 1957
2 Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959.
3 Макаренко А.С. Игра. Соч. М., 1957.
[1] С.А.Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г.,
стр. 117.
[2] П.И.Пидкасистый, Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии».
М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10.
1 Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – Избр. Произв. М., 1953
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2
|